Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Занимательная математика»
рабочая программа по математике

Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же, развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.

Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika_2021_g.docx99.03 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ ГОРОДА ФОКИНО»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Фокинский Центр детского творчества

Рассмотрена на заседании                                                                    Утверждаю

Педагогического совета                                                Директор МБУ ДО ФЦДТ

Протокол №                                                                       _________И. В. Тищенко

От «    » августа 2021 года                             Приказ №     от «   »сентября 2021 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности

«Занимательная математика»

        Возраст обучающихся: 4-5 лет

                                          Срок реализации: 1 год

                                          Всего: 72 часа

                                          Уровень освоения программы: стартовый

        

        Автор-составитель:

                                                                              Тищенко Ирина Валерьевна

                                                                                  Педагог дополнительного

                                                                                                         образования

        

г. Фокино 2021 г.

        

Содержание:

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования ………3

       1.1. Пояснительная записка……………………..................................... ......3

1.2. Цели и задачи………………………………………………………… ..6

1.3.  Учебный план ……………………………………………………… …8

       1.4.  Содержание учебного плана………………………………………… .8

       1.5. Планируемые результаты……………………………………………..10

          Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.......11

2.1. Календарный учебный график ……………………………………….11

2.2. Формы аттестации/контроля………………………………………….11

2.3. Оценочные материалы……………………………………………… ..12  

2.4. Условия реализации программы……………………………………..14    

3. Список литературы …………………………………………………   18

4. Приложения………………………………………….…………………20


Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования

  1. Пояснительная записка

Направленность программы-  социально –гуманитарная, модифицированная

Нормативно-правовая основа.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика» разработана на основании:

-Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Приказа Минпросвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-Приказа Минпросвещения РФ от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196»;

-Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

-Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей (утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467);

 -Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 г. № 298-Н);

 -Приказа Министерства просвещения РФ от 13.03.2019 г. №114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности, организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;

 -Приказа Минобрнауки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

 -Письма Минпросвещения РФ от 07.05.2020 г. № ВБ 976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий» (вместе с «Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»);

-Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

-Устава МБУ ДО Фокинский Центр детского творчества;

-Положения о разработке, порядке утверждения, реализации и корректировке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МБУ ДО Фокинский Центр детского творчества.

Актуальность программы.

Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же, развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.

Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).

 Новизной и отличительной особенностью программы является обращение особого внимания на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе. Исходя из этого, программа «Занимательная математика» построена не по областям знаний, а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи: произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе.

Адресат программы

Дошкольная ступень программы «Школа – 2000…» состоит из двух частей: «Игралочка» - для детей 3 – 4 и 4 – 5 лет, и «Раз – ступенька, два – ступенька…» для детей 5 – 6 и 6 – 7 лет.

В объединение «Занимательная математика» набирается группа не менее 10 человек.

Форма обучения - очная

Особенности организации образовательного процесса

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Форма организации работы с детьми групповая. Данная программа рассчитана на детей в возрасте 4- 5 лет. Срок реализации 1 год.

Уровень освоения программы – стартовый

Срок реализации программы – 1 год

Всего – 72

-1 год обучения – 72 часа;

Количество учебных недель 36

Формы организации и режим занятий

Год обучения

Возраст детей

Продолжи

тельность

занятий

Режим занятий

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов

в год

Наполняемость учебной группы

Формы организации обучающихся на занятиях

1 год

4-5 лет

20 минут

2 раза в неделю по 1 часу

2 часа

72часа

10 человек

Групповая

            Формы проведения занятий:

беседа

игра – соревнование

игра - путешествие

открытое занятие

мастер – класс

Для методического обеспечения образовательной программы дополнительного образования «Занимательная  математика» в  группе  имеется:

  • доска;
  • стол для педагога;
  • раздаточный материал (счетный материал, цветные карандаши; дидактические игры и пособия ит.д.);

Формы работы на занятиях: индивидуальная, работа в парах, работа по подгруппам, звеньям, групповая

1.2. Цели и задачи

-расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития;

-развитие познавательных и творческих способностей детей (личностное развитие);

-формирование гармоничной личности;

всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста, способствующее успешному его обучению в общеобразовательной школе.

Поэтому основными задачами математического развития дошкольников являются:

Обучающие задачи:

  1.  Формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  2.  Познакомить детей с общими математическими понятиями.
  3.  Формировать математические представления о числах.
  4.  Формировать пространственно-временные отношения.
  5.  Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве с помощью плана.
  6. Формировать умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы, знакомить с геометрическими фигурами.
  7.  Учить составлять фигуры из частей и делить фигуры на части, конструировать фигуры из палочек.
  8.  Увеличение объема внимания и памяти.
  9.  Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

Развивающие задачи:

  1.  Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
  2.  Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  3.  Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Воспитательные задачи:

  1.  Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
  2.  Воспитывать у детей культуру поведения в коллективе, доброжелательные отношения друг к другу.
  3.  Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
  4.  Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д.

  1. Учебный план.

п/п

Раздел, тема

Количество часов

Формы контроля

теория

практика

всего

1.

Сравнение предметов и совокупностей

9

7

16

опрос

2.

Числа 1 - 10

12

12

24

опрос

3.

Пространственно-временные отношения

7

7

14

опрос

4.

Геометрические фигуры

6

5

11

опрос

5

Повторение

2

2

4

6

Входная, промежуточная аттестация, итоговая

3

тест

Итого

72

  1. Содержание учебного плана

Сравнение предметов и совокупность (16 часов)

Теория:

  - основные свойства предметов: цвет, форма, размер, материал; сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу;

  - выделение признаков сходства и различия;

  - сравнение по длине, ширине, высоте, вместимости;

  - объединение предметов в совокупность по общему признаку;

  - выделение части совокупности, нахождение «лишних» элементов;

Практика:

  - сравнение совокупностей по количеству предметов путём составления пар;

  - равенство совокупностей;

  - поиск и составление закономерностей;

  - поиск нарушения закономерности.

     В конце изучения раздела учащиеся должны знать:

  - основные свойства предметов: цвет, форма, размер, материал.

     Должны уметь:

  - объединять совокупности предметов в одно целое;

  - выделять часть совокупности с помощью составления пар;

  -  определять равенство совокупностей;

  - находить закономерность и продолжать её;

  - находить нарушения закономерности.

Числа от1 до 10 (24 часа).  

Теория:

   - числа и цифры от 1 до 9;

   - понятия «один» и «много»;

   - образование последующего числа путём прибавления 1;

Практика:

    - количественный и порядковый счёт от 1 до 10»

    - знакомство с наглядным изображением чисел 1 – 10;

    - формирование умения соотносить цифру с количеством.          

В конце изучения раздела учащиеся должны знать:

    - числа и цифры от 1 до 9;

    - понятия «один» и «много»;

    - образование последующего числа путём прибавления 1;

    - количественный и порядковый счёт от 1 до 10;

    - наглядное изображение чисел 1 – 10.

     Должны уметь:

           - соотносить цифру с количеством.  

Пространственно – временные отношения (14 часов)

Теория: Учащиеся знакомятся с пространственно – временными представлениями:

           - уточнение отношений: на – над – под, слева – справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче;

           -  раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;

           - установление событий, последовательность дней в неделе, месяцев в году.  

Практика: соотносить между собой отношения: на – над – под, слева – справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;

           - устанавливать последовательность событий, дней в неделе, месяцев в году.

          В конце изучения раздела учащиеся должны знать/уметь:

             - отношения: на – над – под, слева – справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче,

           - раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;

           - последовательность дней в неделе, месяцев в году.  

Геометрические фигуры (11 часов)

Теория:

           - распознание геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, куб;

           - сравнение и раскраска фигур;

 Практика - выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.

       В конце изучения раздела учащиеся должны знать:

            - основные геометрические фигуры.

       Должны уметь:

           - сравнивать и раскрашивать фигуры;

           - выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.

Повторение (4 часа)

Теория: повторить пройденное за учебный год

Практика: выполнение практических заданий в рабочих тетрадях

Входная, промежуточная аттестация, итоговая (3 часа)

Практика: тестирование по приложению 2

1.5. Планируемые результаты

По окончании 1 –го года обучения по программе, обучающимися будут достигнуты следующие результаты:

Личностные результаты

− любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;

− способность к организации собственной деятельности;

− доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

− развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

− формирование уважительного отношения к иному мнению;

− развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей.

Метапредметные результаты

- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события;

- умение вести диалог, рассуждать, делать выводы.

Предметные результаты

- уметь в простейших случаях находить общий признак группы, состоящий из 3-4 предметов:

- уметь считать в пределах 10;

- уметь соотносить запись чисел 1-10 с количеством и порядком предметов;

- уметь сравнивать, опираясь на наглядность;

- уметь правильно устанавливать пространственно-временные отношения (шире-уже, выше-ниже, раньше-позже и т.д.)

-уметь называть и узнавать геометрические фигуры;

- называть основные свойства предметов.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

Год обучения по программе

Продолжительность учебного года

Количество учебных часов

Режим занятий (периодичность и продолжительность)

Сроки проведения аттестации

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Всего учебных недель

1 год

сентябрь

май

36

72

2 раза в неделю по 1 часа, продолжительность 25 минут

сентябрь (входная) декабрь (промежуточная), май (итоговая)

Праздничные (нерабочие) дни:4 и 5 ноября, 31 декабря, с 1 по 9 января, 23 февраля, 7 и 8 марта, 2, 3, 9, 10 мая.

2.2. Формы аттестации и контроля

Вид аттестации/контроля

Форма аттестации/ контроля

Входная диагностика

Тестирование

Промежуточный аттестация

Тестирование

Итоговая аттестация

Тестирование

2.3 Оценочные материалы

1. Диагностическая карта

Предметные результаты

Ожидаемые результаты

Диагностический инструментарий

Цель

Ответственное лицо

- уметь в простейших случаях находить общий признак группы, состоящий из 3-4 предметов;

- уметь считать в пределах 10;

- уметь соотносить запись чисел 1-10 с количеством и порядком предметов;

- уметь сравнивать, опираясь на наглядность;

- уметь правильно устанавливать пространственно-временные отношения (шире-уже, выше-ниже, раньше-позже и т.д.)

-уметь называть и узнавать геометрические фигуры;

- называть основные свойства предметов.

Устный опрос, тестирование

Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей

Педагог

Личностные результаты

- любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;

- способность к организации собственной деятельности;

- доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- формирование уважительного отношения к иному мнению;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей.

Наблюдение, опрос

Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Педагог

Метапредметные результаты

- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события;

- умение вести диалог, рассуждать, делать выводы.

Тестирование

Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения

Педагог

  1. Критерии оценивания

Диагностический показатель

Уровни освоения

Низкий

Средний

Высокий

- находить общий признак группы, состоящий из 3-4 предметов;

- уметь считать в пределах 10;

- уметь соотносить запись чисел 1-10 с количеством и порядком предметов;

- уметь сравнивать, опираясь на наглядность;

- уметь правильно устанавливать пространственно-временные отношения (шире-уже, выше-ниже, раньше-позже и т.д.)

-уметь называть и узнавать геометрические фигуры;

- называть основные свойства предметов.

не владеет показателями или частично владеет

частично владеет

владеет показателями

- любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;

- способность к организации собственной деятельности;

- доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- формирование уважительного отношения к иному мнению;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей.

умеет, не старается развивать показатели

умеет, старается развиваться

умеет, развивает способности к организации собственной деятельности

- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события;

- умение вести диалог, рассуждать, делать выводы.

не умеет выделять характерные особенности природных объектов, вести диалог

умеет выделять характерные особенности природных

умеет выделять характерные особенности природных объектов, вести диалог

2.4. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

Материально-техническое обеспечение - наличие кабинета с 10-ю посадочными местами, учебные столы не менее 5-х, 10- стульев, освещение кабинета и возможность проветривания его должно удовлетворять требованиям СанПиНа. В кабинете есть доска для работы мелом, полки для демонстрации наглядных пособий, центр кабинета свободен и служит для проведения игр, физкультминуток, коллективных творческих игр-тренингов.

Перечень оборудования, инструментов и материалов - Математические  действия  изучаются  на  наглядных пособиях демонстрационного, иллюстрационного, раздаточного  характера, таких как кубики с изображением цифр и   с разноцветными сторонами, счётные палочки, карточки в виде грибов, рыбок, ягод, овощей, пластмассовые игрушки для счёта и составления  задач, монеты, макеты часов, календари, схемы  с маршрутами следования, линейки и лекала, наборов цифр, наборов счётного материала, игры - пазлы, логических игр, матерчатых мячиков, план – карта, карточки – цифры, набор плоскостных геометрических фигур, конверт с заданиями, линейки простые, линейки фигурные, макеты математического поезда, домика с цифрами...

Кадровое обеспечение - реализовать программу "Занимательная математика" может педагог, обладающий профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим  педагогическим образованием), имеющим практические навыки организации интерактивной деятельности детей в области основ математики  и опыт работы в студии раннего развития.

Методические материалы

Наглядного, демонстрационного, раздаточного материала.

Различные виды деятельности: познавательная; коммуникативная; продуктивная; трудовая.

Методы: Словесный; наглядный; игровой.

Приемы: рассказ; беседа; описание; указание и объяснение; вопросы детям;

 ответы детей, образец;  показ реальных предметов, картин; действия с числовыми карточками, цифрами; модели и схемы; дидактические игры и упражнения; логические задачи; игры-эксперименты; развивающие и подвижные игры и др. Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышление на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе. При организации и проведении занятий по математике необходимо всегда помнить о возрасте детей и индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Методы и приемы обучения

На занятиях в объединении «Занимательная математика» используются следующие методы обучения:

  1. Практический метод – ведущий вид обучения, направленный на усвоение строго определенных способов действий с предметами.
  2. Словесный – объяснение нового материала, инструктажи по технике безопасности, беседы с обучающимися для развития речи;
  3. Наглядный метод – иллюстрация наглядных пособий;
  4.  Игровой – используются дидактические игры, где дети непреднамеренно усваивают материал.

Педагогические технологии

Успешная реализация программы зависит от технологий, форм, приёмов и методов работы на развивающих занятиях. На занятиях используются технологии:

∙ Здоровьесберегающие;

∙ Технология развивающего обучения.

∙ Игровая технология.

               Алгоритм учебного занятия

1 этап. Организационно-подготовительный. 

Задача этапа: подготовка педагога и детей к занятию.

Содержание этапа: создание благоприятного микроклимата с настроем детей на творческую учебную деятельность, активизация внимания детей, диагностика усвоенных на предыдущем занятии знаний, сообщение темы и цели занятия.

Результат деятельности на 1 этапе: определение уровня внимания, активности, восприятия, настроя детей на предстоящее занятие, уровня самооценки собственной деятельности детей.

2 этап. Основной. 

Задачи этапа: обеспечение восприятия обучающимися нового материала, формирование у них системного, целостного представления о теоретических знаниях по теме.

Содержание этапа: максимальная активизация познавательной деятельности обучающихся на основе теоретического материала, введение практических творческих заданий, развивающих определённые умения детей; самостоятельное выполнение обучающимися творческих заданий, обыгрывание игровых ситуаций.

Результат деятельности на 2 этапе: системное, осознанное усвоение обучающимися нового материала и первоначальное развитие практических умений.

3 этап. Итоговый.

Задачи этапа: анализ и оценка достижения цели занятия, уровня усвоения обучающимися теоретических и практических знаний и умений; самооценка детьми собственной деятельности, оценка сотрудничества; объяснение детям логики следующего занятия.

Содержание этапа: подведение итогов деятельности, методы поощрения детей; информация о литературе. которую нужно использовать к следующему занятию.

Результат деятельности на 3 этапе: подготовка обучающихся к самооценке собственной деятельности; определение перспектив развития творческой деятельности детей в данной образовательной области.

Дидактические материалы

• Дидактический материал:

1 Геометрические фигуры и тела.

2 Наборы разрезных картинок.

3 Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.

4 Полоски, ленты разной длины и ширины.

5 Цифры от 1 до 10

6 Магнитная доска, мольберт.

7 Пластмассовый и деревянный строительный материал.

8 Счётный материал.

19 Предметные картинки.

11 Знаки – символы.

12 Схемы, таблицы для игр.

13 Карточки  – свойства для логических блоков.

14. Игры, изготовленные по методике З. А. Михайловой.

15 Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы.

16 Простой карандаш; набор цветных карандаше.

17 Линейка и шаблон с геометрическими фигурами.

18. Блоки Дьенеша.

  1. набор цифр.
  2. Комплект развивающих игр Воскобовича.
  3. Наборы палочек Кюизенера.

Информационное обеспечение

Видеоисточники - мультфильмы «Козлик, который умел считать до 10», "Вовка в тридевятом царстве", презентации:  "История цифр", "Цифры", "Цифра 3,7,8,..", "Геометрия", "Сказка про точку", "Логика", "Математика", "Состав чисел", "Весёлый счёт", "Сложение", "Смешарики","Учим цифры", "Муркин счёт", "Решаем задачи", "Право.Лево", "Что такое деньги".

  1. Список литературы

Учебная литература

  1. Петерсон Л.Г. «Игралочка». –  Математика для детей 5 лет. - Ч. 1, 2. – М.:Ювента,2012.

Методическая литература 

  1. Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2000
  2. Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе. – М.: АСТ, 2000
  3. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов/А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2007.
  4. Гаврина С.Е.Развиваем внимание. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. . "ООО ""Академия развития". - 2007 г., 16 стр.
  5. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М., 2000
  6. Матюгин И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка. – М.: Эйдос, 1994.
  7. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Знание, 1994.
  8. Столяр А.А. Давайте поиграем. – М.: Просвещение, 1991.
  9. Тушканова О.И. Подготовка к школе: развитие памяти. – Волгоград, 1997.
  10. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  11. Чупина Т.В. Геометрия для малышей. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. "ООО ""Академия развития". - 2007 г.
  12. Школа для дошколят. Развиваем память. – М.: Росмэн, 2002.

     

Дополнительная литература

  1. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М., 2000
  2. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Игралочка»-методические рекомендации к частям 1 и 2. – М. : «Баласс», 2010.

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата проведения занятия

Тема

Форма организации занятия

Количество часов

Формы контроля

Примечание

Теоретические

Практические

Общее

1.

13.09

Введение в предмет. Инструктаж по технике безопасности. Один – много.

групповая

0,5

0,5

1

беседа

2.

15.09

Столько же.

групповая

0,5

0,5

1

3.

20.09

Столько же, больше, меньше.

групповая

0,5

0,5

1

4

22.09

Столько же, больше, меньше.

групповая

0,5

0,5

1

5

27.09

Входная аттестация

групповая

1

1

тест

6

29.09

Счёт до двух.

групповая

0,5

0,5

1

7

04.10

Счёт до двух.

групповая

0,5

0,5

1

8

06.10

Цифры 1 и 2.

групповая

0,5

0,5

1

9

11.10

Цифры 1 и 2.

групповая

0,5

0,5

1

опрос

10

13.10

Длиннее, короче.

групповая

0,5

0,5

1

11

18.10

Длиннее, короче.

групповая

0,5

0,5

1

12

20.10

Круг.

групповая

0,5

0,5

1

13

25.10

Круг.

групповая

0,5

0,5

1

14

27.10

Шар.

групповая

0,5

0,5

1

15

01.11

Шар.

групповая

0,5

0,5

1

опрос

16

03.11

Шире, уже.

групповая

0,5

0,5

1

17

08.11

Шире, уже.

групповая

0,5

0,5

1

18

10.11

Число 3. Цифра 3.

групповая

0,5

0,5

1

19

15.11

Число 3. Цифра 3.

групповая

0,5

0,5

1

опрос

20

17.11

На, над, под.

групповая

0,5

0,5

1

21

22.11

На, над, под.

групповая

0,5

0,5

1

22

24.11

Выше, ниже.

групповая

0,5

0,5

1

23

29.11

Выше, ниже.

групповая

0,5

0,5

1

24

01.12

Раньше, позже.

групповая

0,5

0,5

1

25

06.12

Раньше, позже.

групповая

0,5

0,5

1

26

08.12

Число 4. Цифра 4

групповая

0,5

0,5

1

27

13.12

Число 4. Цифра 4

групповая

0,5

0,5

1

опрос

28

15.12

Промежуточная аттестация

групповая

0,5

0,5

1

тест

29

20.12

Квадрат. Куб.

групповая

0,5

0,5

1

30

22.12

Вверху, внизу, слева, справа, посередине.

групповая

0,5

0,5

1

31

27.12

Вверху, внизу, слева, справа, посередине.

групповая

0,5

0,5

1

32

29.12

Число 5. Цифра 5.

групповая

0,5

0,5

1

33

10.01.2022

Число 5. Цифра 5.

групповая

0,5

0,5

1

34

12.01

Внутри, снаружи, впереди, сзади.

групповая

0,5

0,5

1

35

17.01

Внутри, снаружи, впереди, сзади.

групповая

0,5

0,5

1

36

19.01

Пара.

групповая

0,5

0,5

1

37

24.01

Овал.

групповая

0,5

0,5

1

38

26.01

Прямоугольник.

групповая

0,5

0,5

1

опрос

39

31.01

Порядковый счёт.

групповая

0,5

0,5

1

опрос

40

02.02

Порядковый счёт.

групповая

0,5

0,5

1

41

07.02

Повторение.

групповая

0,5

0,5

1

42

09.02

Повторение.

групповая

0,5

0,5

1

43

14.02

Повторение.

групповая

0,5

0,5

1

44

16.02

Числа 1 – 5.

групповая

0,5

0,5

1

45

21.02

Числа 1 – 5.

групповая

0,5

0,5

1

опрос

46

25.02

План.

групповая

0,5

0,5

1

47

28.02

Ритм.

групповая

0,5

0,5

1

48

02.03

Цилиндр, конус, призма и пирамида.

групповая

0,5

0,5

1

49

09.03

Цилиндр, конус, призма и пирамида.

групповая

0,5

0,5

1

50

14.03

Геометрические тела.

групповая

0,5

0,5

1

опрос

51

16.03

Число 6.Цифра 6.

групповая

0,5

0,5

1

52

21.03

Число 6.Цифра 6.

групповая

0,5

0,5

1

53

23.03

Сравнение по длине.

групповая

0,5

0,5

1

54

28.03

Сравнение по длине.

групповая

0,5

0,5

1

55

30.03

Число 7. Цифра 7.

групповая

0,5

0,5

1

56

04.04

Число 7. Цифра 7.

групповая

0,5

0,5

1

57

06.04

Сравнение по ширине и толщине.

групповая

0,5

0,5

1

58

11.04

Сравнение по ширине и толщине.

групповая

0,5

0,5

1

опрос

59

13.04

Число 8 . Цифра 8.

групповая

0,5

0,5

1

60

18.04

Число 8 . Цифра 8.

групповая

0,5

0,5

1

опрос

61

20.04

Сравнение по высоте.

групповая

0,5

0,5

1

62

25.04

Измерение длины.

групповая

0,5

0,5

1

63

27.04

Измерение длины.

групповая

0,5

0,5

1

64

04.05

Число 9. Цифра 9.

групповая

0,5

0,5

1

65

06.05

Число 9. Цифра 9.

групповая

0,5

0,5

1

опрос

66

11.05

Сравнение по объёму.

групповая

0,5

0,5

1

67

13.05

Измерение объёма.                                                                                                                                  

групповая

0,5

0,5

1

68

16.05

Число 0. Цифра 0.

групповая

0,5

0,5

1

69

18.05

Таблицы.

групповая

0,5

0,5

1

70

23.05

Число 10. Запись числа  10.

групповая

0,5

0,5

1

71

25.05

Итоговая аттестация

групповая

1

1

тест

72

30.05

Итоговое занятие. Повторение.

групповая

1

1

Приложение 2

Методики для оценивания наглядно-действенного

мышления

Педагог-психолог: Колесникова С.С.

1. Методика «Обведи контур».

Детям показывают картинки и объясняют, что задание к этой методике заключается в том, чтобы с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и как можно точнее воспроизвести на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединять углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках – образцах в левой части. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы.

Оценка результатов

Оценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества выполнения задания:

10 баллов – ребенок затратил на выполнение всего задания меньше чем 90 сек, причем все линии на рисунке прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии следуют точно по заданным контурам.

8-9 баллов – на выполнение задания ушло от 90 до 105 сек. При этом имеет место хотя бы один из следующих недостатков: одна или две линии не являются вполне прямыми; в двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют углы фигур; от двух до четырех линий выходят за пределы контура; от четырех до пяти углов соединены неточно.

6-7 баллов — на выполнение всего задания в целом ушло от 105 до 120 сек. При этом дополнительно обнаружен хотя бы один из следующих недочетов: три или четыре линии непрямые; от четырех до шести углов соединены не вполне точно; от пяти до шести линий выходят за пределы контура; от шести до семи углов соединены не вполне точно.

4-5 баллов — на выполнение задания затрачено от 120 до 135 сек. Имеется хотя бы один из следующих недочетов: пять или шесть линий не являются вполне прямыми; от семи до десяти углов соединены не вполне правильно; есть семь или восемь линий, которые не являются вполне прямыми; имеется от восьми до десяти углов, которые соединены не вполне точно.

2-3 балла — на выполнение задания ушло от 135 до 150 сек. Отмечен хотя бы один из следующих недостатков: от семи до десяти линий непрямые; от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правильно; от девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура; от одиннадцати до семнадцати углов соединены не вполне правильно.

0-1 балл — на выполнение задания ушло более 150 сек. Почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми; почти все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

2. Методика «Пройди через лабиринт».

В этом задании детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой, расположенной слева вверху, а выход — стрелкой, располагающейся справа вверху. Необходимо сделать следующее: взяв в руку заостренную палочку, двигая ею по рисунку, пройти весь лабиринт как можно скорее, как можно точнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта.

Оценка результатов

10 баллов — задание выполнено ребенком меньше чем за 45 сек. При этом ребенок ни разу не коснулся палочкой стенок лабиринта.

8-9 баллов — задание выполнено ребенком за время от 45 до 60 сек, и, проходя через лабиринт, ребенок 1-2 раза дотронулся палочкой до его стенок.

6-7 баллов — задание выполнено ребенком за время от 60 до 80 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 3-4 раза коснулся его стенок.

4-5 баллов — задание выполнено ребенком за время от 80 до 100 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 5-6 раз дотронулся до его стенок.

2-3 балла — задание выполнено ребенком за время от 100 до 120 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 7-9 раз коснулся его стенок.

0-1 балл — задание выполнено ребенком за время свыше 120 сек или совсем не выполнено.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий

  1. балл – очень низкий

https://i.pinimg.com/736x/88/de/0d/88de0d81ba09d65981d59b6a9f90ae9b--fruit.jpg

        Рис 1

3. Методика «Воспроизведи рисунки»

Эта методика предназначается для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ее задание заключается в том, чтобы в специальных пустых квадратах, представленных справа на рис. 2, воспроизвести картинки, изображенные на этом же рисунке слева. Для этого ребенку дается фломастер темного цвета и рис. 2 в сопровождении следующей инструкции:

«Справа в пустых клетках необходимо нарисовать точно такие же фигуры, которые имеются слева. Нужно сделать это как можно аккуратнее, равномерно заштриховав все части, где имеются темные поля, не оставляя пустых участков и не выходя за пределы заданного контура».

На выполнение задания отводится 5 мин.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок за 5 мин выполнил все задание, т.е. нарисовал в пустых матрицах все шесть фигур. При этом ни в одной из фигур не осталось пустых, не заштрихованных участков в тех местах, где штриховка должна была быть сплошной, а контуры фигур не более чем на 1 мм вышли за пределы заданных образцов.

8-9 баллов — ребенок справился с заданием за 5 мин. При этом в каждой фигуре остались незаштрихованными не более одного-двух участков, а контуры выполненных фигур не более чем на 1 мм отличаются от оригиналов.

5-7 баллов — ребенок выполнил задание за 5 мин, но в его работе имеется хотя бы один из следующих недочетов: почти в каждой фигуре есть от 3 до 4 незаштрихованных участков; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 1,5 мм.

4-6 баллов — ребенок за 5 мин смог заштриховать 4-5 фигур из шести, причем в каждой из них встречается хотя бы один из следующих недостатков: не менее одной пятой части ее площади осталось не заштриховано; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм.

2-3 балла — ребенок смог за 5 мин заштриховать только 2-3 фигуры, и в каждой из них можно обнаружить хотя бы один из следующих недостатков: не менее одной пятой ее части осталось не заштриховано; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм.

0-1 балл — ребенок за 5 мин смог заштриховать не более одной фигуры, и в ней имеется хотя бы один из следующих недостатков: площадь фигуры не менее чем на одну четверть не заштрихована; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 3 мм.

https://studfile.net/html/2706/500/html_DFDZ3I95dh.tuTu/htmlconvd-dIvh6v_html_1650aefe8f00af0d.png

        Рис.2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Искусство общения»

Актуальность: общение в жизни детей играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и конкретной социальной среды, поэтому в работе с обуча...

Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Тропинка к своему Я» для ОВЗ

Актуальность программыОдной из актуальных проблем в настоящее время является изучение психики человека, возможностей человека. Социальная значимость темы определяется тем, что в настоящее время общест...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности «Ступени успеха»

Направленность программы: социально-гуманитарная. Уровень усвоения: общекультурный. Актуальность программы: на современном этапе от обучающихся требуется четкое осознание своих целей, умение планиров...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника немецкого языка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника немецкого языка» ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Медиаклуб «Вестник Гимназии»

Создание школьной газеты «Медиаклуб» позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие в школьном пресс-центре поддерживает индивидуальное развитие школьников, ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Шаг в будущее»

Срок  реализации:  1 годВозраст обучающихся: 11– 14 летЦель: формирование внутренней готовности учащихся к осознанному и самостоятельному определению в выборе профессии, корректировке ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Школьный Медиацентр"

Программа дополнительного образования, где проходит изучение всей совокупности средств массовой коммуникации и овладение разносторонними процессами социального взаимодействия через СМИ....