Авторские задачи по математике с православным содержанием
материал по математике (5, 6 класс)
Приведены задачи для учеников 5-6 классов по некоторым темам предмета "Математика". Все задачи авторские с православным содержанием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskie_zadachi_chetvertnovoy_t.v.doc | 343.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторские задачи учителя математики Общеобразовательной автономной
некоммерческой организации «Тамбовская православная гимназия имени святителя Питирима, епископа Тамбовского»
Четвертновой Татьяны Васильевны
6 класс
Тема: «Решение задач с помощью уравнений»
( 800 – летию со дня рождения Александрв Невского посвящается)
Задача 1
Решив уравнение, вы узнаете дату рождения Александра Невского.
6х–95=17(х–14)
(Ответ: х = 1221, действительно, 13 мая 1221 года родился князь Александр Ярославович)
Задача 2
Приведите подобные слагаемые и подставьте значение переменной. В результате вы узнаете, сколько лет было князю Александру во время Невской битвы, которая состоялась 15 июля.
– 15 х – 3(2х – 5) + 2( – 5х + 7) – 29, при х = – 40
(Ответ: значение выражения = 1240, 1240 – 1221 = 19).
Задача 3
Конница Александра Невского стояла по флангам, невидимая для противника. Всадник дружины Александра Невского атаковал пешего крестоносца, идущего навстречу всаднику, когда между ними было 2 км. Чему равна скорость каждого из них, если всадник ехал на 12 км / ч быстрее пешего и они встретились через 5 минут, при условии, что они вышли навстречу друг другу одновременно?
(Ответ: Vпешего= 6 км/ч, Vвсадника=18 км/ч)
Задача 4
Трем братьям - воинам дружины Александра вместе 56 лет. Возраст младшего на 40% меньше возраста среднего, а возраст старшего брата – на 20% больше возраста среднего. Сколько лет каждому?
(Ответ: Младшему – 12 лет, Среднему – 20 лет, Старшему – 24 года).
Задача 5
Кольчуга (панцирь) из железных колец была наиболее распространённым доспехом, как на Руси, так и в Европе. На её изготовление требовалось несколько сотен часов работы и около 25 тысяч колец. Даже самая простая кольчуга стоила очень дорого и считалась хорошим трофеем в сражении.
Ламеллярный, или пластинчатый доспех состоял из стальных пластин толщиной до трёх миллиметров, которые прикрепляли кожаными ремешками на тканую или кожаную основу. Пластины могли быть разной формы и длины. К кольчуге приплетались рукавицы: тыльная сторона делалась из кожи, чтобы было удобнее держать щит и оружие, а железные кольца защищали внешнюю часть рук. Кольчуга, пластинчатый доспех и кольчужные рукавицы вместе весят 20,16 кг. Кольчужные рукавицы на 60% легче, чем пластинчатый доспех, а кольчуга на 40% тяжелее, чем пластинчатый доспех и кольчужные рукавицы вместе. Сколько весят кольчуга вместе с кольчужными рукавицами?
(Ответ: доспехи = 6кг, рукавицы = 2,4 кг, кольчуга =11,76кг, кольчуга + рукавицы = 14,16 кг)
Задача 6
На двух зерновых хранилищах было поровну зерна. Когда из первого хранилища для выкупа пленных из Орды вывезли 140 центнеров зерна, а из второго – в 2,5 раз больше, во втором хранилище зерна осталось в 2,4 раза меньше, чем в первом. Сколько центнеров зерна было в каждом зерновом хранилище первоначально?
(Ответ: по 500 килограммов)
Используемые источники
- Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.:Вентана-Граф,2018.
- Математика:5 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.:Вентана-Граф,2018.
- Ледовая дружина Александра Невского. Какие доспехи защищали частников Ледового побоища. https://vid1.ria.ru/ig/infografika/m2/ice-battle/#beginning
- https://anevsky800.ru/
5 класс
Тема урока: «Обыкновенные дроби».
(«Масленица», Прощенное воскресенье)
Задача 1
Необходимо найти значение выражения и заполнить таблицу. Каждому числу в ответе соответствует буква. Заполнив таблицу, вы прочитаете слово.
Условие | Соответствующая буква | Ответ | |
1 |
| О | |
2 | Р | ||
3 | Н | ||
4 | Щ | ||
5 | О | ||
6 | Е | ||
7 | П | ||
8 | Е |
Ответ:
8 | |||||||
П | Р | О | Щ | Ё | Н | О | Е |
Задача 2.
Для празднования Масленицы из сливок получили 18 кг масла, что составляет массы сливок. Сколько кг сливок было взято?
(18·5=90 кг. Ответ:90 кг сливок было взято).
Задача 3.
Копатыч с одной пасеки собрал 350 кг меда, а со второй пасеки собрал от того количества меда, собранного с первой пасеки. Сколько меда собрал Копатыч с обеих пасек?
(350:7·5 +350 =600 кг. Ответ:600 кг собрал Копатыч всего).
Задача 4.
Нюша к празднику Масленицы напекла блинов. За завтраком ее друзья съели всех блинов. В обед доели оставшиеся 9 штук. Сколько всего блинов испекла Нюша?
( 1 -=, 9:3·7=21. Ответ: 21 блин испекла Нюша).
Задача 5.
Нюша решила покататься на коньках и поехала со скоростью 60 метров в минуту. Через 2 минуты вслед за ней поехал Крош со скоростью 90 метров в минуту. Через сколько минут Крош догонит Нюшу?
(120: (90-60) = 4 мин. Ответ:через 4 минуты).
Задача 6
У Совуньи имеется 130 кг ягод для приготовления к празднику. Какое наименьшее количество килограммов ягод нужно добавить, чтобы все ягоды можно было разложить в банки по 6 килограммов в каждой?
( 130:6=21 (4 остаток). Ответ: 2 кг нужно добавить).
Задача 7. (см. рисунок)
На рисунке изображён план огорода Копатыча, вокруг которого нужно построить забор. Какова должна быть длина забора (в м)?
( (28+25)·2=106 м. Ответ: 106 м).
Рис. к задаче 7 Рис. к задаче 8
Задача 8. (см. рисунок)
На рисунке изображён план огорода. Копатыч решил вскопать огород и внести удобрения. На каждый ар нужно 4 кг удобрений. Сколько килограммов удобрения потребуется на данный участок?
(S =50·60 -10·20 =2800 м, 2800 м =28 а, 28·4=112 кг.
Ответ: 112 кг удобрений).
Задача 9.
На широкую масленицу Копатыч с друзьями съедает 72 блина за 3 минуты. За какое время они съедят 120 блинов?
(72:3 =24 блина за 1 минуту, 120:24 = 5 мин. Ответ: 5 минут).
Используемые источники.
- Математика:5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.:Вентана-Граф,2018.
- Математика:5 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.:Вентана-Граф,2018.
- СДАМ ГИА: Решу ВПР. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Математика для 5 класса. https://math5-vpr.sdamgia.ru/
https://vprklass.ru/5-klass/matematika-5-klass/varianty-vpr-2021-po-matematike-5-klass-s-otvetami
6 класс
Тема: «Дробные числа»
(Святые и святыни земли Тамбовской)
Задание 1
Решив задание, в ответе получите, сколько святых изображено на иконе "Собор Святых земли Тамбовской"?
- Число 12, 372 округлите до десятых;
- Число 9, 175 округлите до сотых;
- Число 7, 9885 округлите до единиц;
- Число 1, 8169 округлите до сотых;
- Число 5, 555 округлите до десятых;
- Число 9, 9731 округлите до десятых;
Найдите сумму полученных чисел.
( Ответ: 47 святых)
Задание 2
Решите уравнение:
(: 9+3,2) ∙ 0,4 – 0, 028 = 1,7
В ответе вы узнаете, когда Русская Православная Церковь празднует память Собора Тамбовских святых? Целая часть этого числа – день, дробная часть – номер месяца.
( Ответ: 10,08; 10 августа)
Задания 3, 4, 5
Задания 3-5 объединены одной темой.
Решив задания 3-5, вы узнаете имена святых, в земле Тамбовской просиявших, с которыми связана история одного из соборов города Тамбова.
Необходимо решить задания, а затем сопоставить ответ с буквами, данными в таблице. После этого получите имена святых и название собора.
Задание 3
Найти 15% от числа 12 |
Вычисли: |
Вычисли: |
Сравни дроби и запиши в ответ большую дробь: |
Сравни дроби и запиши в ответ большую дробь: |
Задание 4
Найти число, 9% которого равны 18 |
Сравни дроби и запиши в ответ большую дробь: |
Вычисли: |
Вычисли: |
Сравни дроби и запиши в ответ большую дробь |
Задание 5
Найти 17% от числа 80 |
Сравни дроби и запиши в ответ большую дробь: |
Вычисли: |
Вычисли: |
Сравни дроби и запиши в ответ большую дробь: |
ТАБЛИЦА ДЛЯ СОПОСТАВЛЕНИЯ
Й | Р | П | Л | А |
13,6 |
О | У | Ф | К | С |
1,8 |
М | Е | В | И | О |
200 |
Ответы:
№3
С 1,8 | Найти 15% от числа 12 |
М | Вычисли: |
К | Вычисли: |
О | Сравни дроби и запиши в ответ большую дробь: |
А | Сравни дроби и запиши в ответ большую дробь: |
№4
Е 200 | Найти число, 9% которого равны 18 |
Ф | Сравни дроби и запиши в ответ большую дробь: |
П | Вычисли: |
В | Вычисли: |
У | Сравни дроби и запиши в ответ большую дробь |
№5
Р 13,6 | Найти 17% от числа 80 |
И | Сравни дроби и запиши в ответ большую дробь: |
О | Вычисли: |
Й | Вычисли: |
Л | Сравни дроби и запиши в ответ большую дробь: |
После сопоставления по таблице, получим (правый столбец с числами дан ученикам):
С | 1,8 |
Е | 200 |
Р | 13,6 |
А | |
Ф | |
И | |
М |
П | |
О | |
К | |
Р | 13,6 |
О | |
В | |
С | 1,8 |
К | |
И | |
Й |
Л | |
У | |
К | |
А |
С именем преподобного Серафима связана история Покровского собора города Тамбова, один из пределов которого освящен в честь святого. Это событие произошло в годы Великой Отечественной войны при другом святом, возглавлявшем в то время Тамбовскую кафедру, архиепископе Луке (Войно-Ясенецком) – хирурге и святителе. Возвращая святыни, а вместе с ними историческую память жителям Тамбовского края архиепископ Лука, принимает решение увековечить в истории Покровского собора, выполнявшего в те годы роль кафедры Тамбовской епархии, имя первого всероссийски прославленного Тамбовского святого – преподобного Серафима Саровского.
Используемые источники
- Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.:Вентана-Граф,2018.
- https://pravoslavie.ru/131807.html
- https://eparhia-tmb.ru/mitropoliya/tambovskaya-eparhiya/svyatye-i-podvizhniki-blagochestiya/
- https://www.pravmir.ru/svyatye-tambovskoj-zemli-10-samyx-izvestnyx-podvizhnikov/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико - ориентированные задачи по математике с географическим содержанием.
В статье представленны задачи и их решения по математике с географическим содержанием....
Практико - ориентированные задачи по математике с географическим содержанием.
Задачи по математике с географическим содержанием....
Задачи по математике с этнокультурным содержанием.
Последние годы образование в Российской Федерации находится в центре внимания общественности и государства. Связано это с потребностями российского общества в качественном и доступном образовани...
Обучение учеников составлению авторских задач по математике.
За годы моей работы накопилось немало различных методических и педагогических находок по развитию любознательности и интереса к предмету,Я считаю, что единственный источник творчества - это собс...
Решение задач по математике в 5 классе как формирование функциональной грамотности в условиях обновленного содержания образования
Решение задач по математике в 5 классе как формирование функциональной грамотности в условиях обновленного содеожания образования...
Методическая разработка "Задачи по математике с этнорегиональным содержанием на тему Великой Отечественной войны в 6 классе"
9 мая 2024 года наша страна отмечает 79-летие Победы в Великой Отечественной войне. Великая Отечественная Война была самым трагическим событием XX века, унесшим почти 27 миллионов советских человек. Э...