Методическая разработка "Задачи по математике с этнорегиональным содержанием на тему Великой Отечественной войны в 6 классе"
методическая разработка по математике (6 класс)
9 мая 2024 года наша страна отмечает 79-летие Победы в Великой Отечественной войне. Великая Отечественная Война была самым трагическим событием XX века, унесшим почти 27 миллионов советских человек. Эта война названа Великой не только из-за её огромных людских потерь, но и из-за поистине великого подвига нашего народа, поборовшего фашистскую Германию. Мы должны всегда помнить о тех людях, которые отдали свои жизни за свободу Родины. И передавать эту память из поколения в поколение. Чтобы не только помнить, но и знать больше о Великой Отечественной войне, мы с учениками составили математические задания на эту тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
govorovale_zadachi_po_matematike_s_etnoregionalnym_soderzhaniem.docx | 60.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25»
Методическая разработка
Задачи по математике с этнорегиональным содержанием
на тему Великой Отечественной войны
в 6 классе
Автор: Говорова Людмила Егоровна,
учитель математики
Город Якутск, 2024 г.
ВВЕДЕНИЕ
9 мая 2024 года наша страна отмечает 79-летие Победы в Великой Отечественной войне. Великая Отечественная Война была самым трагическим событием XX века, унесшим почти 27 миллионов советских человек. Эта война названа Великой не только из-за её огромных людских потерь, но и из-за поистине великого подвига нашего народа, поборовшего фашистскую Германию. Мы должны всегда помнить о тех людях, которые отдали свои жизни за свободу Родины. И передавать эту память из поколения в поколение. Чтобы не только помнить, но и знать больше о Великой Отечественной войне, мы с учениками составили математические задания на эту тему.
Актуальность этой работы состоит в том, что на уроках математики можно расширить знания обучающихся о героизме наших земляков-якутян в Великой Отечественной войне, решая задачи или выполняя математические задания.
Цель работы: применение исторических фактов о подвигах наших земляков-якутян в Великой Отечественной войне в составлении математических заданий.
Задачи:
- собрать информацию об исторических событиях, подвигах наших земляков-якутян Великой Отечественной войны.
- составить и решить задания на тему Великой Отечественной войны;
- наглядно представить полученные задания;
Практическая значимость: применение составленных заданий на уроках математики в 6 классах.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Ранним утром в воскресенье 22 июня 1941 года фашистская Германия обрушила на нашу страну военный удар невиданной силы. На защиту Родины встал весь народ, от мала до велика.
Летопись войны полна примеров мужества и героизма миллионов советских людей, самоотверженно защищавших свою Родину. Всего за годы войны из Якутии было призвано 62509 человек. Из них вернулось с фронта около 35 тысяч человек…
В нашей работе мы предварительно изучили историю Великой Отечественной войны для того, чтобы составленные задачи были более интересными и правдоподобными. Мы изучили основные события войны, включая подвиги наших земляков, а также узнали Героев Великой Отечественной Войны. Составленные задачи носят познавательный и обучающий характер. Шестиклассникам было интересно их решать. У кого-то из обучающихся в процессе такой работы любовь к истории пробудила интерес к математике. Те же, кто увлечён математикой, имели возможность глубже соприкоснуться с тайнами истории. Для систематизации составленные задания по математике мы оформили в виде карточек.
Собранную информацию о Великой Отечественной войне мы использовали для составления математических заданий. Представляю несколько таких заданий.
В заданиях 1-6 путем нахождения правильных ответов, выписываете соответствующие буквы, упорядочиваете их и составляете слово-ответ. В заданиях 7-9 решаете задачу, 10 задание – это кроссворд, разгадав который вы узнаете главное слово войны.
Задание № 1.
Найдите значения выражений. Заполните таблицу. Зашифрованное слово страна, в которой правили фашисты, 22 июня 1941 года вероломно напала на нашу Родину.
1. (+3) + (+2) =__________ | 5. (-19) + (+12) =__________ |
Р. 5; М. -5; О. 1 | Э. 7; Т. -21; Н. -7. |
2. (-12) + (-18) =__________ | 6. (+25) + (-12) =___________ |
Д. 30; И. -30; Л. -6. | Е. 13; Ш. -13; З. 37. |
3. (-12) + (+18) =__________ | 7. (+16) + (-20) =__________ |
Н. -6; И. -30; А. 6. | Ю. 4; А. -36; М. -4. |
4. (-7) + (-7) =__________ | 8. (-27) + (-36) = __________ |
Г. -14; Ф. 14; К. 0. | Я. -63; С. -9; Л. 63. |
Ответ:
-14 | 13 | 5 | -4 | 6 | -7 | -30 | -63 |
Г | Е | Р | М | А | Н | И | Я |
Задание № 2.
Решив следующее задание, мы узнаем, кто из женщин-якуток, уроженка Бетюнского наслега, по званию старший лейтенант, написала на стене Рейхстага свое имя.
1. –12 · (-0,3) = ___________ | 5. 7,2 : (-0,8) = ___________ |
С. 3,6; О. -3,3; А. -3,6. | Н. 9; К. 0,9; Е. -9. |
2. 0,5 · (-1,4) = __________ | 6. -0,45 : 10 = __________ |
Н. 0,7; Л. -0,7; Д. 7. | Ц. -0,045; Е. 4,5; Т. -45. |
3. -4,2 · 100 = __________ | 7. -12,1 : (-0,11) = __________ |
О. -420; А. -4,2; У. 42. | В. 11; М. -11; А. 110. |
4. -3,6 : (-9) = __________ | 8. -12 : 0,3 = ___________ |
Ф. 4; П. 0,4; Р. -4. | А. 40; В. -40; К. 4. |
Ответ:
3,6 | -0,7 | -9 | 0,4 | -0,045 | -420 | -40 | 110 |
С | Л | Е | П | Ц | О | В | А |
Задание № 3.
Найдите значение выражения. Выбрав правильный ответ, заполните таблицу. Зашифрованное слово – прославленный снайпер, Герой Советского Союза, награждённый множеством медалей и орденами: Ленина (06.05.1965), Красного Знамени (28.06.1944), Отечественной войны 2 степени (07.10.1943), Красной Звезды (27.08.1942, 04.12.1942).
1. -14 · (-0.2) = __________ | 5. 2,8 : (-0,7) = __________ |
А. -2,8; О. 2,8; М. 0,28. | Е. 4; Л. -4; К. -0,4. |
2. -5,1 · 0,3 = __________ | 6. -6,1 : 100 = __________ |
О. -1,53; С. 1,53; Т. 153. | З. -0,61; Г. 61; К. -0,061. |
3. 0,12 · (-100) = __________ | 7. -14,4 : (-0,12) = __________ |
В. 12; К. 0,012; О. -12. | Х. 120; С. -120; У. 12 |
4. -4,5 : 5 = __________ | 8. -4,3·0,2 =__________ |
П. -0,9; А. -9; Н. 90. | Г. 8,6; А. 0,86; В. -0,86 |
Ответ:
-1,53 | 120 | -4 | 2,8 | -0,9 | -0,061 | -12 | -0,86 |
О | Х | Л | О | П | К | О | В |
Задание № 4.
Вычислите и выберите правильный ответ. Заполните таблицу. Зашифрованное слово – фамилия первого из якутов Героя Советского Союза, уроженца Мегино-Кангаласского улуса, Батаринского наслега.
1. : (- 4) =__________ | 4. - × (- 6) =__________ |
К. ; О. - ; М. | В. П. О. - . |
2. - × 2 =__________ | 5. : (- ) =__________ |
В. -; У. ; А. - | Е. 3 ; П. - 2; И. - . |
3. -15 × =__________ | |
О. - 3; Б. 3; И. - |
Ответ:
-3 | -2 | |||
П | О | П | О | В |
Задание № 5.
Во время Великой Отечественной войны парашютисты совершали прыжки и днем и ночью, в любую погоду, даже при сильном ветре. Важно было то, как крепить груз. А грузы были самые разные: от боевого снаряжения до продуктов питания.
Упростите выражение. Вычислите правильный ответ и заполните таблицу. Зашифрованное слово – имя парашютистки Кривогорницыной, о которой сказал инструктор: «Первая парашютистка-якутка, возможно, первая среди представительниц северных народов».
1. - 3a - 8 - 5a =__________ | 5. - 4x + 10 + x =__________ |
Н. - 8 - 8a; Р. a; И. -16a. | Н. - 5x; Ь. 10 - 3x; Б. 6 |
2. a - 4a =__________ | 6. - 5x+1x =__________ |
Л. - 5a; А. - 3a; Д. - 4. | Н. - 5; Р. - 6x; Т. - 4x |
3. 2y - y+5 =__________ | 7. 7 - b - 12b =__________ |
Т. y+5; Е. 7; Х. 6y. | К. - 20b; О. - 5; А. 7 - 13b. |
4. b – 3 – 2b =__________ | |
Я. – 3 – b; И.–b; Ж.- 5. |
Ответ:
-4x | 7-13b | y+5 | 10-3x | -3-b | -8-8a | -3a |
Т | А | Т | Ь | Я | Н | А |
Задание № 6.
ПО-2 – Советский многоцелевой биплан, созданный под руководством Н.Н.Поликарпова в 1927 году. Был изготовлен из полотна, фанеры и деревянных брусков. В годы Великой Отечественной войны с успехом использовался как ночной бомбардировщик.
Упростите выражение. Выберите правильный ответ и заполните таблицу. Значение зашифрованного слова – фамилия первой якутской летчицы Великой Отечественной войны, летавшей на самолете ПО-2.
1. -7x+2x =__________ | 5. 11x+6+x =__________ |
Н. -5; Р. -6x; А. -5x. | Н. -5x; Р. 12х+6; Б. 6. |
2. 9a-4a =__________ | 6. 8a-1-2a =__________ |
Л. -5a; Х. 5a; Д. -4. | О. -1+6a; Р. a; И. -16a. |
3. -6y+4-y =__________ | 7. 7b+3+12b =__________ |
В. -7y+4; Е. 7у+4; Т. 5y+4. | К. -20b; О. -5; З. 3+19b. |
4. 8b-3-5b=__________ | 8. - 2х - 3 + 3х |
А.3b-3; И.–b; Ж.-5. | К. - х - 3; А. х - 3; Ь. 5х - 3 |
Ответ:
3+19b | 3b-3 | 5a | -5x | 12х+6 | -1+6a | -7y+4 | х-3 |
З | А | Х | А | Р | О | В | А |
Задание № 7.
В 1942-1943 г.г.в селе Крест-Хальджай Томпонского улуса охотник Захаров Иван Игнатьевич должен был сдать пушнину на 2031 рублей, но он перевыполнил план на 3 %. На сколько рублей Иван Игнатьевич перевыполнил план?
Решение:
2031 – 100% х - 3% | ответ: Иван Игнатьевич перевыполнил план на 60 руб 93 коп. |
Задание № 8.
1939-1942 года выдались неурожайными ввиду засухи. В 1941 году погибло 12%, в 1942 году – 32% посевов зерновых культур. Положение населения усугубляли тяготы и страдания, связанные с началом Великой Отечественной войны. В связи с этим 6 января 1942 года приняли постановление «О развитии рыбных промыслов в бассейнах рек Сибири и Дальнего Востока». Из-за недобора спецпереселенцев из Ленинградской области и местных жителей, вынесли постановление «О мероприятиях по колхозам Чурапчинского района».
Согласно этому постановлению, были переселены почти 5000 человек, примерно всех переселенцев составляло количество хозяйств, 0,82% - количество колхозов. Сколько хозяйств и колхозов было переселено? Количество хозяйств округлить до целых.
Решение:
5000 · = 1666,661667 хозяйств | |
5000 – 100% х - 0,82% | 41 колхоз |
Ответ: 1667 хозяйств и колхоз
Задание № 9.
Нашему земляку, Герою Советского Союза, истребившем 429 фашистов во время Великой Отечественной войны Федору Матвеевичу Охлопкову выдавали с собой 120 винтовочных патронов. При этом 0,6 всех патронов – патроны с легкой или тяжелой пулей, из них - патроны с бронебойно-зажигательной пулей, 0,15 всех патронов – патроны с зажигательными и трассирующими пулями. Какое количество патронов с разными видами пуль брал в бой снайпер Федор Охлопков?
Решение:
120 × 0,6 = 72 (патрона) – с легкой или тяжелой пулей.
120 × = 30 (патронов) - с бронебойно-зажигательной пулей.
120 × 0,15 = 18 (патронов) - с зажигательной и трассирующими пулями.
Ответ: 72; 30; 18 патронов.
Задание № 10.
Кроссворд «Великая Победа»
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 |
- Чье имя носит средняя школа в селе Крест-Хальджай Томпонского улуса?
- Пулеметчик моторизованного батальона автоматчиков, полный кавалер ордена Славы, уроженец Таттинского улуса.
- В годы войны она была парикмахером на фронте.
- 77 лет назад воины-якутяне были в составе четырех лыжных бригад, которые участвовали в освобождении Старой Руссы с севера через это озеро.
- Красноармеец Фёдор Попов одним из первых в полку в составе отделения 1 октября 1943 года переправился через эту реку у деревни Глушец, уничтожил до 50 солдат и офицеров противника и удерживал плацдарм до переправы основных сил, за что и получил звание Героя Советского Союза.
- Как называется центр улуса, жители которого подлежали переселению независимо от возраста по постановлению в 1942 году?
Ответы:
1О | Х | Л | О | П | К | О | В | ||
2П | Е | Т | Р | О | В | ||||
3З | А | Б | У | Ж | Н | А | Я | ||
4И | Л | Ь | М | Е | Н | Ь | |||
5Д | Н | Е | П | Р | |||||
6Ч | У | Р | А | П | Ч | А |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Люди!
Покуда сердца стучатся,
Помните, какою ценой
Завоевано счастье –
Пожалуйста, Помните!
Роберт Рождественский.
Бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых не только не уменьшается со временем, а, напротив, с каждым новым десятилетием они приобретают особую значимость, становятся бессмертными. К таким событиям относится Победа нашего народа в Великой Отечественной войне.
Благодаря героическим поступкам наших предков, сейчас мы можем спокойно жить и учиться, мечтать о будущем.
В завершении, с убеждением могу сказать, что по математике можно составить интересные и развивающие задания, применяя исторические факты о подвигах наших земляков-якутян в Великой Отечественной войне, и использовать их на уроках.
ЛИТЕРАТУРА:
- Пестерев В.И. Саха уонна сэрии. – Дьокуускай: Бичик, 2015. – 192 с.
- Николаев Н.С., Скрыбыкин А.М. Томпонский район в годы войны (1941-1945). – Хандыга: 2010. – 341 с.
- Сомов В.М. Военные дороги якутян: Сборник очерков. – Якутск: нац.кн.изд-во Республики Саха (Якутия). – 1992. 144 с.
- wikipedia.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестирование по теме "Великая Отечественная война" 11 класс
Тест (2 варианта) по материалу учебника Н.В.Загладина, С.И.Козленко "История отечества. XX- начало XXI века. 11 класс...
Исторические источники для работы на уроках по теме "Великая Отечественная война" 9 класс
Небольшая подборка исторических источников по теме "Великая Отечественная война" позволяет расширить представления учащихся о войне, контролировать усвоение материала, а также готовить учащихся к экза...
УРОК ИСТОРИИ В ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по теме: «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА»9 класс
Дидактическая цель урока: создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения школьниками комплекса знаний и способов деятельности. ...
Контрольное тестирование по теме: "Великая Отечественная война",9 класс
Контрольное тестирование по теме: "Великая Отечественная война" предназначено для обучающихся 9-х классов общеобразовательных школ....
Методическая разработка урока истории к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль личности в истории Великой Отечественной войны»
Урок проводится в форме интеллектуальной игры (аналог телевизионной игры "За семью печатями"). Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса. Специфика этой игры заключается в том, что учитель за...
Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г.
Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г....
Контрольная работа по теме «Великая Отечественная война» 10 класс
Контрольная работа по теме «Великая Отечественная война» 10 класс...