Обучение учеников составлению авторских задач по математике.
статья по математике (5 класс)

За годы моей работы накопилось немало различных методических и педагогических находок по развитию любознательности и  интереса к предмету,

Я считаю, что единственный источник творчества - это собственная личность.Каждый школьник должен в процессе обучения выработать умение учиться самостоятельно, а оно включает также умение ставить учебную задачу и решать её. Основные этапы работы: объяснение учителя – коллективное решение под руководством учителя – самостоятельное или полусамостоятельное решение под руководством учителя – самостоятельное решение задачи. При решении задачи обязательно использую знания не только математики, но  физики, географии, биологии. С помощью задач я не только развиваю умение логически мыслить, воспитываю самостоятельность в работе, волю к преодолению трудностей. Кроме этого,  учу ребят самостоятельно составлять условия задач.

Задачи, составленные учащимися 5 – в  класса на местном материале.

«Проценты»

Авторы: Строев Анатолий

                 Лустова Ангелина

Задачи, составленные  Строевым Анатолием.

            №1. В МОУ СОШ №2 обучается 480 человека. В районном кроссе участвовало 462человека. Сколько  процентов   составляют ребята, участвовавшие в кроссе ?

            № 2. В 2017 году в МОУ СОШ №2 обучалось  487 учеников. В 2018 году количество учеников уменьшилось на 2%. На сколько человек уменьшилось число учащихся? Сколько учеников в школе ? 

            № 3. В МОУ СОШ №2   обучается 480 учащихся. Сколько человек от этого количества составляют:

            а) 25 %

            б) 50 %

            в) 90 %

            г) 85 %  

            № 4. В учебнике математики 5 класса 836 задач. Из них по теме «Площади и объемы» 82 задачи. Сколько процентов составляют задачи на квадратные корни?

            № 5. В слове параллелограмм 5 гласных звуков. Сколько процентов составляют гласные звуки? Сколько % составляют согласные звуки? 

 

Задачи, составленные Лустовой Ангелиной.

 

        №1. В ст. Григорополисской проживает 8000 жителей. Из них 600 человек работает в СХПК «Россия». Какой процент от всех жителей составляют работники СХПК «Россия»?

       №2. После сильного дождя в станице разгребли 25% дороги. Сколько метров дороги разгребли, если вся дорога будет иметь длину 7000 м.

       №3. В коробке лежали лампочки, 6 из них разбилось. Разбитые лампочки составили 3% от числа  всех лампочек. Сколько лампочек в коробке? 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Обучение учеников составлению авторских задач по математике.

Быть всегда творческим - значит быть всесильным. Нет надежнее гарантии на лучшее будущее, чем умение быть творческим всякий раз, когда это необходимо, в любой момент быть готовым решать проблемы и разрабатывать новые концепции.

Марк Фишер                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-нибудь „открыть".

Поддержать у ребенка интерес к предмету, сделать процесс обучения посильным, радостным и увлеченным, активизировать желание детей думать и действовать самостоятельно - вот моя главная задача.

За годы моей работы накопилось немало различных методических и педагогических находок по развитию любознательности и  интереса к предмету,

Я считаю, что единственный источник творчества - это собственная личность. Необходимо  постоянно подпитывать творческий дух. Д.Айян сердцевиной духа  творчества считает ядро:

Я- я хочу знать ( любознательность);

Д- действенность (энергетичность);

Р- риск (готовность рисковать);

О- открытость новому.

Достаточно большое внимание я уделяю решению задач, ведь это одно из признанных средств развития мышления учащихся, которое легко сочетается с другими средствами и приёмами обучения. Необходимо только вызвать интерес к решению задач. Надо помнить, что задача – не цель, а средство развития мыслительной деятельности ученика и учителя. Каждый школьник должен в процессе обучения выработать умение учиться самостоятельно, а оно включает также умение ставить учебную задачу и решать её. Основные этапы работы: объяснение учителя – коллективное решение под руководством учителя – самостоятельное или полусамостоятельное решение под руководством учителя – самостоятельное решение задачи.

Да, действительно, залогом успешного обучения может быть только  самостоятельная работа ученика. И выполнять, в том числе домашние задания, необходимо самостоятельно, а не пользоваться решебниками, которых достаточно много опубликовано в интернете. В домашних условиях ребенок может лучше настроиться на выполнение  заданий. Индивидуальные задания тем и хороши,  что заставляют мозг думать, размышлять, а значит, заставляют память запоминать материал. Очень хорошо, если к задаче прилагается ответ.

На любой возникший вопрос на уроке я пытаюсь подобрать от 20 до 60 задач. Убеждена, что интерес к решению задач тогда будет стойким, когда учитель попытается предложить много разнообразных задач «по поверхности», то есть сосредоточится на развитии гибкости ума ребёнка. И только, заложив хороший фундамент,  можно попытаться прочувствовать остроту ума подопечного, предложив более сложные варианты задач по этой теме. В урочное и внеурочное время обучаю учащихся правилам решения задач. Обращаю внимание на анализ, условие задачи, поиск решения задачи. При решении задачи обязательно использую знания не только математики, но  физики, географии, биологии. С помощью задач я не только развиваю умение логически мыслить, воспитываю самостоятельность в работе, волю к преодолению трудностей. Кроме этого,  учу ребят самостоятельно составлять условия задач.

Задачи, составленные учащимися 5 – в  класса на местном материале.

«Проценты»

Авторы: Строев Анатолий

                 Лустова Ангелина

Задачи, составленные  Строевым Анатолием.

            №1. В МОУ СОШ №2 обучается 480 человека. В районном кроссе участвовало 462человека. Сколько  процентов   составляют ребята, участвовавшие в кроссе ?

        № 2. В 2017 году в МОУ СОШ №2 обучалось  487 учеников. В 2018 году количество учеников уменьшилось на 2%. На сколько человек уменьшилось число учащихся? Сколько учеников в школе ?  

        № 3. В МОУ СОШ №2   обучается 480 учащихся. Сколько человек от этого количества составляют:

        а) 25 %

        б) 50 %

        в) 90 %

        г) 85 %  

        № 4. В учебнике математики 5 класса 836 задач. Из них по теме «Площади и объемы» 82 задачи. Сколько процентов составляют задачи на квадратные корни?

        № 5. В слове параллелограмм 5 гласных звуков. Сколько процентов составляют гласные звуки? Сколько % составляют согласные звуки?  

Задачи, составленные Лустовой Ангелиной.

        №1. В ст. Григорополисской проживает 8000 жителей. Из них 600 человек работает в СХПК «Россия». Какой процент от всех жителей составляют работники СХПК «Россия»?

       №2. После сильного дождя в станице разгребли 25% дороги. Сколько метров дороги разгребли, если вся дорога будет иметь длину 7000 м.

       №3. В коробке лежали лампочки, 6 из них разбилось. Разбитые лампочки составили 3% от числа  всех лампочек. Сколько лампочек в коробке?

       №4. Платье, цена которого 2500 рублей, на распродаже стоит на 25% дешевле. Сколько рублей можно сэкономить, если купить платье на распродаже?

        №5. Ежедневно СХПК «Россия» отправляет на Новоалександровский молочный комбинат 48 т молока. Из молока получается 22% сливок, из сливок получается 18% масла. Сколько масла получится из данного количества молока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Общие требования при решении физических задач»

Решение задач по физике – необходимый  элемент учебной работы. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения физических закономерностей к явлениям, протекающим в тех или иных конкретн...

Общая структура методики составления задач по математике

Изучать математику, не решая задач, совершенно бесполезно. В этом вряд ли кто-то сомневается, но многие неправильно понимают роль задач. Обучение математике нельзя разделить на теорию и решение задач....

"Решение задач на составление уравнений" - разработка урока математики в 6 классе.

Материал представляет собой разработку урока математики в 6 классе, предназначен для методической помощи молодым специалистам при подготовке к урокам....

Авторские задачи с элементами НРК по математике Раздел «Сложение и вычитание натуральных чисел» Тема «Уравнение» 5 класс

С этой презентацией я участвовала в конкурсе национального регионального конкурса в Ненецком автономном округе....

Авторские задачи по математике с православным содержанием

Приведены задачи  для учеников 5-6 классов по некоторым темам предмета "Математика". Все задачи авторские с православным содержанием....

Приемы решения уравнений в 5-6 классах и обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений

Приемы решения уравнений в 5-6 классах и обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений...

Примеры авторских задач по функциональной грамотности по математике.

Авторские задачи по математике по функциональной грамотности....