Методическая разработка урока по теме "Пропорция"
план-конспект урока по математике (6 класс)

Исаенкова Любава Юрьевна

технологическая карта урока по теме "Пропорция"

технология: урок критического мышления

цель урока: знакомство учащихся с понятием пропорции и основным свойством дроби

образовательная задача урока: введение понятия пропорции и её членов, научить составлять пропорции из отношений, формулировка основного свойства пропорции.

тип урока: получение изакрепление нового материала

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proportsiya_konspekt_1.docx180.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Пропорции»

(6 класс)

Технология «Критическое мышление»

Цель урока: знакомство учащихся с понятием пропорции и основным свойством дроби.

Задачи урока:

  • образовательные: введение понятия пропорции и ее членов; научить составлять пропорции из отношений; формулировка основного свойства пропорции;
  • развивающие: развитие воображения, математической интуиции, мышления; развитие правильной математической речи, формирование навыков нестандартного мышления.
  • воспитательные: активизация познавательной и творческой активности учащихся, воспитание навыков самоконтроля и контроля, воспитание  чувства прекрасного,  патриотизма.

Тип урока: получение и закрепление нового материала.

Ход урока.

  1. Определение темы  урока.

Учитель:

Перед вами на столе лежат детали синего и зеленого цветов. Попробуйте собрать из них фигурки людей.

Какая из них вам нравится больше?

Почему?

Ответы детей: больше нравится зелёный. А у синего человечка смешная фигура,  потому что у него очень длинные ноги, маленькие руки,  огромная ступня, маленькая голова. Он не  пропорциональный.

Он не  пропорциональный.

Учитель предлагает сформулировать тему урока и записать в тетрадь.

Пропорция.

Учитель: Само слово «пропорция» (от латинского proportio) означает «соразмерность», определенное соотношение частей между собой. Значит, в первом случае не учтена пропорциональность размеров объектов, и фигурка теряет привлекательность, красоту.

  1. Заполнение учениками таблицы.

1 этап самостоятельно (сначала 1 столбик, потом 2)

2 этап фронтально на доске (принимаются любые мнения)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

3. Составление кластера. (На доске фронтально.)

Записываются все предложения, в конце урока дополняются. В конце урока получилось следующее.

4. Работа с текстом.

Ученики читают текст, делая пометки:

*знал,

+ - новое,

- - думал по-другому,

! – что-то важное.

Значок ставится на законченную мысль, предложение, абзац и т.д. Ученики определяют сами.

Прочитайте текст. Подумайте, что же такое пропорция?

  1. Когда мы готовим какое-либо блюдо, мы стараемся использовать то количество продуктов, которое указано в поварской книге. Это делается для того, чтобы не испортить блюдо. Если мы возьмём больше соли, то пересолим, а если меньше, то будет не вкусно. Ещё пропорция позволяет рассчитать количество продуктов для приготовления одного и того же блюда для разного числа гостей.

  1. В медицинской практике врачи следят за тем, сколько и когда надо давать лекарства больному. В правильных дозах лекарство даёт лечебный эффект, в меньших – оно бесполезно, а в больших – приносит вред. При изготовлении лекарств тоже соблюдаются пропорции. Здесь необходима точность, так как при нарушении пропорций, составляющих лекарство ингредиентов, может получиться не лекарство, а яд. Отношения и пропорции используется также в аптеках при изготовлении лекарств и лечебных напитков. Чтобы изготовить лекарственный препарат надо точно знать, сколько частей приходится на какую-либо часть.

  1. На уроках технологии мы также используем пропорцию. Когда мы хотим сшить какую-либо вещь меньшего или большего размера, мы уменьшаем или увеличиваем выкройку до нужного нам размера. Например, выкройка фартука на себя и на куклу. Размеры элементов кукольного фартука отличаются от соответствующих размеров моего фартука в одно и тоже число раз.

  1. В географии также применяют пропорцию – масштаб. Масштабом называют отношение длины отрезка на карте или плане к длине соответствующего отрезка на местности. Масштаб показывает во сколько раз расстояние на плане меньше, чем указанное расстояние на самом деле.

Вывод: равенство двух отношений называется пропорцией.

Давайте приведём примеры пропорций для нашего текста.

Составление примеров:

  1. Для приготовления варенья из 2 кг смороды необходимо 3 кг сахара. А для  приготовления варенья из 4 кг смороды необходимо 6 кг сахара.
  2. Для лекарственного отвара ромашки на 100 г кипятка необходимо 20 г сухой ромашки, а на 0,5 литра воды необходимо 100 г сухой ромашки.
  3. На изготовление детского фартука идет 1,2 м, если подросток в 1,5 раза больше, то понадобится 1,8 метра
  4. На карте спортивного ориентирования масштаб в 1 см 150 метров (1:15000), Петя прошёл по карте 4 см, а это значит он прошёл 600 метров.
  5. Давайте посмотрим, какие из данных выражений являются пропорциями? Проанализируйте, используя признаки пропорции
  1. 5∙40 = 100∙2
  2. 36:2 = 7+11
  3. 16:8 = 20:10
  4. http://festival.1september.ru/articles/645530/f_clip_image016.gif
  5. http://festival.1september.ru/articles/645530/f_clip_image018.gif

Пропорция в 3 и 5 примере.(объясняют почему).

Теперь прочтите текст и заполните таблицу.

Пропорция

12:24 = 4:8

а:b = c:d

Свой пример

Крайние члены

 

Средние члены

 

Произведение крайних членов

 

Произведение средних членов

 Рассказ о пропорции и ее основном свойстве

Петя. А я прочитал в книге, что термин «пропорция» для обозначения равенства двух отношений ввел римский мыслитель Цицерон в 1 веке до н. э

Коля: Давай – ка, Петя, разберемся, что же такое пропорция. Ребята сказали, что пропорция состоит из двух отношений и они между собой равны.

Петя. Так давай составим пропорцию. Моё отношение будет 4:10, а твоё, например, 12:24 и между ними поставим знак равенства, вот и всё. Получим пропорцию 4:10=12:24.

Коля:. Петя, твоя пропорция будет неверной, потому что 4:10=0,4, а 12:24=0,5.

Петя. Ты хочешь сказать, что пропорции бывают верными и неверными?

Коля: Да, конечно. Мы составим пропорцию 4:10=12:30. Она верная, так как  4:10=0,4и 12:30=0,4 и

Петя: а у меня 12:24 = 4:8 тоже верная пропорция, т.к. 12:24 =0,5 и  4:8=0,5.

Коля: правильно. Числа, из которых состоит пропорция, называют членами пропорции. В твоей пропорции члены 12 и 8 – первый и последний в записи пропорции. А как обычно в жизни называют первого и последнего?

Петя. Знаю, крайние.

Коля:. Верно, 12 и 8 крайние члены пропорции.

Петя. Я понял! Числа 24 и 4 стоят в середине записи, значит, они называются средними членами.

Коля:. Пропорцию записывают в общем виде так:

а:b = с:d Читают: « а делённое на b равно с делённое на d.»

Или: «Отношение а к b равно отношению с к d» или «а так относится к b, как с к d»

Пропорция

12:24 = 4:8

а:b = c:d

Свой пример

Крайние члены

 12 и 8

 а d

 

Средние члены

 24 и 4

 b c

 

Произведение крайних членов

 12х8=96

 ахd

 

Произведение средних членов

24х4=96

bхc

А теперь сформулируйте сами основное свойство пропорции.

Вывод: в верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних.

5.Физкультминутка.

Это лёгкая забава —
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

  1. Закрепление пройденного.

Найдите неизвестный член пропорции.

6,4: 0,8 = 0, 24 : Х

6,4Х = 0,8 х 0,24

6,4Х = 0,192

Х=0,192:6,4

Х=0,03

Составляем в парах памятку по решению:

  1. Записать основное свойство пропорции;
  2. Выразить неизвестный множитель;
  3. Вычислить.

Используя свойство пропорции решить уравнения, проверка в парах (поменяться тетрадями). C:\Users\Любава\Pictures\125.jpg

  1. Подведение итогов урока  Рефлексия.

Какое настроение было у вас на уроке, что мы с вами сегодня проходили? Что вы узнали нового?

На «дерево» приклеить листочки – зелёные – прекрасное настроение, много узнал нового, жёлтые – не очень интересно на уроке, и красные – я ничего не понял, мне было трудно и я ждал конец урока.

Составление синквейна (пример)

Пропорция

Верная и неверная

Решать, составлять, понимать

Основное свойство

Красиво

  1. Домашнее задание
  • Найти ответы на вопросы, которые тебя ещё интересуют.
  •  В русском языке встречаются пословицы и поговорки, устанавливающие

зависимость. Например:

1) Как аукнется, так и откликнется..

2) Чем больше народа (в помещении), тем меньше кислорода.

Найдите, пожалуйста,  ещё пословицы и поговорки в которых есть зависимость.

(на следующем уроке ребята разбирают, где прямая, а где обратная зависимость).

  • Дополнить часть кластера «Применение пропорций» и по желанию сделайте презентацию «Применение пропорции в жизни»
  • Выполнить задание по учебнику № 763 (г, и, д) 764

Приложение.

http://festival.1september.ru/articles/650361/img1.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...