Методическая разработка урока математики в 5 классе Тема: «Отрезок. Длина отрезка. Треугольник ».
методическая разработка по математике (5 класс)

На уроке учащиеся знакомятся с процедурой измерения отрезков, с различными единицами измерения длины и инструментами для измерения отрезков, узнают, как измерять без инструментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_5_klass_1.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

урока математики

в 5 классе

Тема: «Отрезок. Длина отрезка. Треугольник ».

Учитель: Круглова Марина Витальевна, ГБОУ СОШ №81 Калининского района СПб

Технологическая карта урока

Название предмета: математика

Класс: 5

Тема урока: Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.

Учебник: Виленкин Н. Я., Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений./Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд.- М.: Мнемозина, 2013

Цели урока: познакомить учащихся с процедурой измерения отрезков, с различными единицами измерения длины и инструментами для измерения отрезков, узнать, как можно измерять без инструментов.

Задачи урока:

Образовательные

  • актуализировать знания учащихся, полученные в начальной школе;
  • учить чертить отрезки, измерять отрезки, распознавать и показывать их на чертежах;
  • совершенствовать умения учащихся понимать именованные числа, использовать различные единицы измерения на практике

Развивающие

  • развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, подмечать закономерности, проводить рассуждения по аналогии, учить анализу и самоанализу, принимать самостоятельные решения;
  • развивать логическое и творческое мышление

Воспитательные

  • продолжить формирование интереса к предмету;
  • способствовать расширению общекультурного кругозора;
  • способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения

Планируемые результаты:

Предметные

  • способствовать овладению учащимися базового понятийного аппарата, символьного языка математики, навыками выполнения устных, письменных и инструментальных вычислений;
  • способствовать формированию навыков решения задач (изученных видов)

Личностные

  • способствовать воспитанию позитивного отношения к учебному труду;
  • воспитывать заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний

Метапредметные:

Познавательные

  • развивать умение анализировать, сопоставлять, находить ответы на поставленные вопросы, находить нужную информацию;
  • развивать у обучающихся внимание, память, наблюдательность, умение обобщать, сравнивать, делать выводы

Регулятивные

  • учить планировать цель деятельности до получения результата, планировать решение задачи, вносить изменения в процесс, намечать способы устранения ошибок, учить оценивать ситуацию, оценивать собственную учебную деятельность, оценивать результаты учебной деятельности, анализировать собственную работу, определять степень успешности своей работы

Коммуникативные

  • развивать умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • развивать умения работать в паре, группе; оказывать взаимопомощь, уважать мнения товарищей, сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого, умение ясно и точно излагать свои мысли

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Основные понятия: отрезок, длина отрезка, единицы длины

Оборудование: экран, компьютер, проектор

Формы работы на уроке: частично-поисковый, проблемный, работа в группах.

Организационная структура урока

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникатив
ная

Регулятивная

Организация начала занятия

(2 мин)

Создание благоприятного психологического настроя на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Давайте запишем число в рабочей тетради. Помогать при изучении нового материала нам будут наглядные пособия, ваше хорошее настроение и внимание.

Приветствуют учителя и других учащихся, настраиваются на работу.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Организация своей учебной деятельности

Актуализация знаний

(3 мин)

Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания

Задание 1.

Назовите все отрезки, которые вы видите на чертеже.

Задание 2.

Запишите, какие из точек лежат на отрезке, какие – не лежат.

Вспоминают основные понятия: отрезок, точка, концы отрезка.

Осознанное и произвольное построение
речевого высказывания

Использование знаково-символических
средств

Анализ

Использование критериев для обоснования
своего суждения

Высказывание своей версии

Совместное исследование проблемы.

(7 мин)

Создание проблемной ситуации. Поиск решения учебной задачи.

Организовывает погружение в проблему, организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Познакомимся с рассказом одного мальчика.

«В этом году я жил на даче. Недалеко от нашего дома находилось озеро, к которому можно было идти двумя путями. Папа спросил: «По какой дороге пойдем?» - «Конечно, по той, которая короче»,- ответил я. «Но как узнать, какая из дорог короче?» Я подумал и ответил: « Давай сделаем так. Я пойду по левой дороге, а ты – по правой. И будем считать шаги». Когда мы встретились, оказалось, что я насчитал 1600 шагов, а папа – 1200. «Ну вот, - сказал я. -Твоя дорога оказалась короче.» Но папа покачал головой: «Что-то здесь не так. Давай измерим дороги еще раз. Только теперь ты пойдешь по правой дороге, а я - по левой.» Когда мы снова встретились, оказалось, что папа насчитал 800 шагов, а я 2400. Выходит, что пока мы ходили, произошло чудо: левая дорога сжалась, а первая выросла».

Как же так могло получиться?

Это правило не очень хорошее. Когда спешишь, делаешь большие шаги. А когда устал, плетешься «нога за ногу» - и шаги твои стали короче. Значит, длина пути изменится.

Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Сделаем выводы:

В геометрии дорога, которую измеряли мальчик с папой, представляется отрезком, а веревка (с помощью которой производилось измерение дороги), тоже представляется отрезком, который называется единицей измерения длины или единичным отрезком.

Измерить длину какого-нибудь отрезка в заданных единицах измерения – значит найти число, показывающее сколько единичных отрезков или его частей поместится в данном отрезке.

Все измерения производятся в каких-то единицах: вес – в единицах веса (грамм, килограмм, центнер, тонна); время – в единицах времени (секунда, минута, час) и т.д.

Длина измеряется в своих единицах – единицах длины.

Папа и мальчик мерили дорогу неверно. У папы большой шаг, у мальчика – маленький. Надо, чтобы обе дороги мерил кто-нибудь один. И у папы, и у мальчика получилось, что правая дорога длиннее.

Для того чтобы сравнить два пути, нужно одному человеку пройти и тот, и другой путь, сосчитать при этом шаги, а затем сравнить результаты.

Надо измерять длину пути не шагами, а каким-нибудь предметом, например, куском веревки или чем-то другим.

Измерение отрезков.

Подведение под понятие.

Определение основной и второстепенной информации.

Постановка и формулирование проблемы.

Анализ.

Сравнение.

Сотрудничество с учителем и со сверстниками

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Учет разных мнений.

Умение слушать.

Постановка и формулирование цели урока.

Согласовывание темы урока

Первичная проверка понимания

(2 мин)

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов.

Задание.

Измерьте длину вашего письменного стола, приняв за единицу длины

а) ширину тетради по математике;

б) длину учебника по математике

Работа в парах.

Извлечение необходимой информации из прослушанного рассказа.

Анализ, сравнение, обобщение, аналогия.

Сотрудничество со сверстником.

Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации.

Использование критериев для обоснования своего суждения.

Достижение договоренностей и согласование общего решения.

Принятие решения и его реализация.

Осознание уровня и качества усвоения знаний.

Экскурс в историю

(5 мин)

Смена вида деятельности, эмоциональная разрядка

За свою историю человечество придумало много разных единиц (или еще говорят, мер) длины. Сначала каждый народ имел свои меры длины, которые по сути мало чем отличались друг от друга, так как в качестве единиц измерения длины люди нередко использовали части своего тела, длину своих шагов и другие величины, которые были всегда доступны.

На Руси самой маленькой мерой длины был вершок (верх указательного пальца: две средних его фаланги).

Удобно ли это?

Кроме вершка, на Руси мерами длины были пядь - расстояние между растянутыми большим и указательным пальцами одной руки, локоть - длина руки от локтевого сгиба до кончика среднего пальца.

Задание.

Измерьте длину вашего письменного стола

а) в пядях

б) в вершках

Нет, у каждого человека свой указательный палец, имеющий свою длину, а значит, у каждого человека свой вершок. Следовательно, измерив длину какого-то предмета в вершках, разные люди получат различные результаты.

Работа в парах.

Определение основной и второстепенной информации.

Усвоение необходимой информации.

Анализ, сравнение, обобщение, аналогия.

Сотрудничество с учителем и со сверстниками

Умение слушать.

Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации.

Использование критериев для обоснования своего суждения.

Достижение договоренностей и согласование общего решения.

Принятие решения и его реализация.

Изучение нового материала.

(6 мин)

Введение понятия метра, других метрических единиц.

С развитием ремесел и торговли у каждого народа возникала необходимость переводить свои национальные меры длины в меры длины других стран. А это очень сложная задача. Поэтому появилась необходимость в единых, международных единицах длины. Так появился метр, а вместе с метром родилась метрическая система мер. Вы уже знаете некоторые единицы длины, связанные с метром. Какие?

Задание.

Выразите в сантиметрах:

7 дм 8 см

Выразите в дециметрах и сантиметрах:

85 см

Миллиметр, сантиметр, дециметр и километр.

1 см = 10 мм

1 дм = 10 см = 100 мм

1м=10дм=100см=1000мм

1 км == 1000 м

7дм8см=70см+8см=78см

85см=80см+5см=8дм5см

Извлечение из математических текстов необходимой информации

Построение логической цепи рассуждений

Использование знаково-символических
средств

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Осознанное построение речевого высказывания

Закрепление знаний и способов действий

(10 мин)

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Учебник:

№37, №38, №39,№41

№37

Выразите в сантиметрах:

а) 9дм 6см, б) 5дм 1см, в) 11дм 3см

№38

Выразите в сантиметрах и дециметрах

а) 18 см, б) 303 см, в) 53 см

№39

Выразите в миллиметрах:

а) 3см 2мм, б) 1дм 5см 3мм, в) 4см

№41

Выразите в метрах:

а) 3км 300м, б) 2км 2м, в) 5км 20м

Работа в группах
(с последующей самопроверкой).

Выполнение действий по алгоритму

Построение логической цепи рассуждений

Использование знаково-символических
средств

Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации

Контроль

Коррекция

Оценка, самооценка, взаимооценка

Умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Физкульт
минутка
(1 мин)

Сменить вид деятельности, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся

Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся (повороты влево - вправо)

И кивнем затем по кругу. (наклоны влево - вправо)

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки. (поднимают руки вверх- вниз)

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки. (встряхнули кистями рук)

Обобщение и систематизация знаний

(7 мин)

Способствовать более глубокому и осознанному усвоению знаний, проверить прочность усвоения полученных новых знаний.

Проведение викторины.

1. Известно, что Конек-Горбунок был «…ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами». Определи рост Конька-Горбунка и длину его ушей в сантиметрах.

2. В сказке Пушкина говорится «Сел Балда на кобылку верхом да версту проскакал, так что пыль столбом». Вырази в километрах длину пути, который проскакал Балда верхом на кобыле.

3. Каков в сантиметрах диаметр 12-дюймового орудия?

4. Сколько дюймов имеет 42-сантиметровая пушка?

5*. Известно, что расстояние между Петербургом и Москвой 609 верст. Сколько столбов пришлось добавить на пути из Петербурга в Москву при замене верстовых столбов на километровые?

Работа в группах.

Построение логической цепи рассуждений

Понимание текстов, извлечение необходимой информации

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Осознание каждым учащимся, что усвоено и выявление возможных пробелов.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

(1 мин)

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Учебник, № 68,
творческая работа: вспомнить пословицы, поговорки, сказки, в которых встречаются старинные меры длины (аршин, дюйм и.т.д).

Рефлексия

(1 мин)

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, то наклейте зеленый листочек на доску.

Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то наклейте желтый листочек на доску

Если вы считаете, что вы не поняли тему сегодняшнего урока, то наклейте красный листочек на доску.

Я увижу цветовой индекс урока

Умение делать выводы

Умение формулировать собственное мнение

Саморегуляция и умение давать оценку по результатам урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики (1 класс) Тема: "Измерение длины отрезка"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Технологическая карта урока по теме "Отрезок. Длина отрезка. Треугольник"

Технологическая карта урока по математике в 5 классе на тему "Отрезок. Длина отрезка. Треугольник"...

Методическая разработка урока математики в рамках темы " Делители и кратные." в 6 классе.

Данный урок математики проходит в рамках темы «Делители и кратные». В рамках данного тематического блока обучающиеся вспомнят признаки делимости натуральных чисел, понятия: «делимое», «делитель»...

Методическая разработка урока математики в рамках темы " Две основные задачи на дроби." 6 класс

Данный урок математики проходит в рамках темы «Две основные задачи на дроби.» В рамках данного тематического блока обучающиеся вспомнят правило нахождения части от целого и нахождение целого по ...

Методическая разработка урока геометрии 8 класс Серединный перпендикуляр к отрезку и его свойства

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника : Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др.,Геометрия.7-9 класс,-М.: Просвещение , 2013.Тип урока: урок изучения  и первичного зак...

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: "Отрезок. Длина отрезка. Треугольник."

Представлена технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Отрезок. Длина отрезка. Треугольник».Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.Учебн...