Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках математики"
статья по математике
Одной из современных образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является технология развития критического мышления. В статье описан опыт использования технологии развития критического мышления на уроках математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии развития критического мышления на уроках математики
Технологию развития критического мышления ( РМК) я использую в основном на уроках изучения нового материала и первичного закрепления, а так же на комбинированных уроках. Примененение этой технологии помогает мне осваивать принципы развивающего обучения.
Технология основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у школьников аналитического подхода к материалу. Она рассчитана не на пассивное запоминание, а на постановку проблемы и поиск ее решения. Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.
Данная технология позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, что позволяет справляться с большим объемом учебного материала;
- формировать самостоятельное мышление
- формировать стойкую учебную мотивацию,
- повысить самооценку учащихся, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.
- влиять на результат и цели образовательного процесса.
В технологии развития критического мышления (ТРКМ) урок строится на основе базовой модели трех стадий : вызов – реализация смысла – рефлексия, которая помогает учащимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали.
На стадии вызова (этап "контроля знания") я использую постановку вопросов, которые служат мотивацией к изучению материала.
-"Толстые" вопросы: "Объясните почему….? Почему вы думаете….?Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете….?"
-" Тонкие" вопросы : "Кто..? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…?Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…?Верно ли…?"
-Таблицу вопросов. Основой являются вопросы, начинающиеся с вопросительных слов "Что? Когда? Почему?"
На стадии осмысления (реализации проекта) раскладываем идею или объект на составные части. Анализировать можно по нескольким направлениям: “это я уже знаю”, “это я слышал”, “это не знаю”. Другой пример: “это я понимаю и объясню другому”, “это я понимаю, но объяснить не смогу”, “это я не понимаю”.
Для сравнительного анализа удобно использовать концептуальную таблицу . Например при изучении темы "Квадратичная функция" в 9 классе можно попросить учащихся заполнить таблицу. Затем провести обсуждение и сравнение результатов. В таблице будут представлены следующие виды функций: линейная, квадратичная, степенная с четным натуральным показателем, степенная с нечетным натуральным показателем, степенная с целым отрицательным четным показателем и с нечетным. Сравнение проводится по следующим критериям: область определения, множество значений, монотонность, четность-нечетность, у>0, у<0, нули функции. На основе таблицы учащимся схематично изобразить графики новых видов степенной функции.
Содержание концептуальной таблицы определяется иногда прямо в процессе дискуссии с учащимися. Так при изучении темы "Прямоугольный треугольник" в 7 классе обычно определяются такие виды треугольников : равнобедренный, равносторонний, прямоугольный , далее определяются критерии сравнения: свойство сторон, свойство углов, площадь, свойство высоты.
Другими часто используемыми мною приемами являются "Верные-неверные" утверждения и "Лови ошибку". Эти приемы хорошо работают в моменте перехода от этапа вызова к осмыслени. Например, при изучении аксиом стереометрии в 10 классе я всегда задаю вопрос: верите ли вы, что трехногий табурет устойчивее стула на 4-х ножках. Мнения разделяются, в этот момент удобно провести эксперимент и познакомить учащихся с аксиомой существования и единственности плоскости, проходящей через три точки. Опыт показывает, что после такой подачи материала ни один учащийся не сможет забыть эту аксиому, даже если очень захочет.
На этапе перехода к осмыслению также полезен прием "Лови ошибку". Например, при изучении темы "Арифметический квадратный корень " в 8 классе прошу решить уравнение х2=9. Если ученик теряет отрицательный корень, прошу перенести 9 в левую часть и разложить полученную разность по формуле разность квадратов, после чего прошу ответить на вопрос, при каких значениях х полученное произведение равно 0. Далее плавно переходим к анализу условия равносильности равенства квадратов двух величин равенству самих величин.
На этапе рефлексии используем прием “Вставка” -проставление значков в тексте. – v “уже знал”, + “новое”, –“думал иначе или не знал” , ?- "не понял, есть вопросы"
К сожалению, в литературе, посвященной технологиям ФГО, мне ни разу не попалось упоминание о старом добром методе создания проблемных ситуаций (может, я плохо искала). Мне кажется, что он хорошо вписывается в ТРКМ. Но если это и не так, использование проблемнного метода на уроках ведь не противоречит концепции ФГОС? Думаю, нет.
Суть проблемного метода — организация мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Проблемная ситуация может создаваться, когда обнаруживается несоответствие имеющихся знаний и умений действительному положению вещей. К возникновению проблемной ситуации подталкивает возникшее противоречие или затруднение, когда даётся задние ученикам либо вообще невыполнимое, либо такое, которое им не знакомо, и не имеет сходства с ранее решенными заданиями.
Например, такой классический случай, как знакомство с иррациональными числами. Дается задание найти гипотенузу прямоугольного треугольника с катетами, равными 3см и 4 см. С помощью теоремы Пифагора легко находится число, квадрат которого равен сумме квадратов 3 и 4. Это число 5. После этого дается аналогичное задание, но с катетами, равными 2 см и 3 см. Сумма их квадратов равна 13. У ученика возникает затруднение, так как нет рационального числа, квадрат которого равен 13. Если ученик скажет, что задача не имеет решения, рисую на доске по линейке треугольник с названными катетами и говорю: " как же , вот треугольник, вот гипотенуза". Тут и приходит к учащемуся осмысление, что рациональных чисел ему для жизни не достаточно, и требуется очередное расширение числового множества.
Вне зависимости от названия конкретных технологий и приемов моя цель как учителя -спланировать и организовать урок так, чтобы он был современным и соответствующим требованиям ФГОС. Для этого урок должен быть проблемным и развивающим, направленным на сотрудничество и активизациюдеятельности учащихся.
Использованноя литература:
1. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. И. В. Муштавинская, 2009. Изд. Каро
2. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения. ФГОС ООО: Методическое пособие. СПб.: КАРО, 2014 г.
3. Лучшие практики введения и реализации ФГОС общего образования: сборник статей Межрегиональной научно-практической конференции / под ред. И.В. Муштавинской, О.Н. Крыловой, О.Б. Даутовой – СПб АППО, 2015. – 205 с. (Федеральный государственный образовательный стандарт) – ISBN 978-5-7434-0738-0
4. Поташник, М.М. Требования к современному уроку.Москва : Центр педагогического образования, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/19/picture-149125-1355922119.jpg)
Использование игровых, здоровьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникативных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности
Данная работа представляет собой описание опыта применения различных современных образовательных технологий на уроках алгебры, геометрии и во внеурочной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/06/picture-88862-1360178373.jpg)
Использование технологии развития критического мышления на уроках математики (Описание опыта работы)
... часто приходится сталкиваться с мнением, что легко работать в таких классах, где каждый ребенок мотивирован на учение и обладает хорошими способностями. А как быть в классах, гд...
Технология развития критического мышления на уроках математики
Статья о том, какие приемы я использую на своих уроках....
Использование технологии развития критического мышления на уроках математики
Описание опыта работы...
Методический семинар по теме Технология развития критического мышления на уроках математики
Методический семинар...
Технология развития критического мышления на уроках математики
Технология развития критического мышления на уроках математики посредством решения текстовых задач...
Статья "Технология развития критического мышления на уроках математики"
В данной статье рассказывается о технологии развития критического мышления (ТРКМ), применении различных приемов ТРКМ на уроках математики....