Статья "Технология развития критического мышления на уроках математики"
статья по математике по теме

В данной статье рассказывается о технологии развития критического мышления (ТРКМ), применении различных приемов ТРКМ на уроках математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краюшкина Ольга Николаевна, учитель математики МБОУ СШ № 7 г. Павлово Нижегородской области.

Технология развития критического мышления на уроках математики.

Главной задачей федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является развитие личности ученика. Поставленная задача требует внедрение в современную школу системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, который, в свою очередь, связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. В свою очередь меняются и технологии обучения.

Математика, наряду с другими школьными предметами, решает задачи всестороннего гармонического развития и формирования личности.

Полученные при обучении математики знания, умения и навыки, достигнутое умственное развитие должны помочь выпускникам школы в их адаптации к быстро меняющимся условиям жизни. Все это обуславливает необходимость решения задачи развития критического мышления на современном этапе.

Технология развития критического мышления является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач. В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять.

Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям. Формирование критического мышления – одна из актуальнейших задач современного обучения.

Что дает ТРКМ ученику:

  • повышение эффективности восприятия информации ;
  • повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
  • умение ответственно относиться к  собственному образованию;
  • умение работать в сотрудничестве с другими;
  • повышение качества образования;
  • желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Что дает ТРКМ учителю:

  • умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества;
  • возможность  использовать  модель  обучения  и  систему  эффективных  методик,  которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
  • стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
  • стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.  

    ТРКМ включает в себя три стадии: вызова, осмысления и размышления.

1 этап – «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме.

2 этап – «Осмысление» (реализация осмысления).

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

Здесь может быть предложена работа с текстом: прочитать, пересказать, растолковать соседу (группе), заполнение матричной таблицы, чтение с пометками текста (“V” - уже знаю ; “+” - новое; “-” - противоречит взглядам; “?” - “хочу узнать подробнее”), выписка из текста.

3 этап – «Рефлексия» (размышление).

Размышление и обобщение того, “что узнал” ребенок на уроке по данной проблеме. На этой стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося. Кроме того, могут быть осуществлены: а) возврат к стадии вызова; б) возврат к ключевым словам; в) возврат к перевернутым логическим цепочкам; г) возврат к кластерам.

Методические приемы критического мышления

Вызов

  • Парная мозговая атака.
  • Групповая мозговая атака. (В случае отказа: напиши, почему отказываешься? Посиди в группе и послушай).
  • Работа с ключевыми терминами.
  • Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности).
  • Свободное письмо (задаётся тема, а способ воплощения - нет; пишите всё, что приходит в голову: это может быть связанный текст, или опорные словосочетания).
  • Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей).
  • Механизм ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал).
  • «Корзина понятий»

Стадия осмысления

  • Маркировочная таблица ( 5 - я так и думал, + - новая информация, + ! - очень ценная информация , - - у меня по-другому, ? - не очень понятно, я удивлён).
  • Взаимоопрос и взаимообучение (например, задать друг другу вопросы).
  • Двойной дневник (страница делиться на две части: слева - что понравилось, запомнилось, справа - почему, какие ассоциации).

Рефлексия

  • Возврат к стадии вызова (обсудить, что совпало).
  • Возврат к ключевым словам.
  • Возврат к перевернутым логическим цепочкам.
  • Возврат к кластерам (их заполнение).
  • Возврат к ЗХУ.
  • Написание синквейна.

Данную технологию можно применять на любых этапах урока.

  1. Тема: ОКРУЖНОСТЬ ( 6 класс, УМК Дорофеев)

Игра “Верю-не верю” ( на стадии Вызов)

Цель игры: Вызвать интерес к изучению темы “окружность”, создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по теме.

Проводится в начале урока, после сообщения темы.

Вопрос

“+” верю,

“-” не верю

1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность?

 

2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова?

 

3. Верите ли вы, что впервые термин “радиус” встречается лишь в 16 веке?

 

4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает “луч”?

 

5. Верите ли вы, что при заданном периметре именно окружность ограничивает наибольшую площадь?

 

6. Верите ли вы, что в русском языке слово “круглый” означает высшую степень чего-либо?

 

7. Верите ли вы, что выражение “ходить по кругу” когда-то означало “прогресс”?

 

8. Верите ли вы, что хорда в переводе с греческого означает “струна”?

 

9. Верите ли вы, что определение “касательной” уже есть в первом учебнике геометрии - “Начала” Евклида?

 

Далее предлагается текст. ( стадия Осмысления)

ЛИСТ №1

“Ни 30 лет, ни 30 столетий не оказывают никакого влияния на ясность или на красоту геометрических истин”. Кэрролл Л.

Самая простая из кривых линий – окружность. Это одна из древнейших геометрических фигур. Ещё вавилоняне и древние индийцы считали самым важным элементом окружности – радиус. Слово это латинское и означает “луч”. В древности не было этого термина: Евклид и другие учёные говорили просто “прямая из центра”, Ф. Виет писал что “радиус” - это “элегантное слово”. Общепринятым термин “радиус” становится лишь в конце XVII в. Впервые термин “радиус” встречается в “Геометрии” французского ученого Рамса, изданной в 1569 году.

В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Действительно в каждой своей точке окружность “устроена” одинаково, что позволяет ей как бы двигаться “по себе”. На плоскости этим свойством обладает еще лишь прямая. Одно из интереснейших свойств круга состоит в том, что он при заданном периметре ограничивает максимальную площадь.

В русском языке слово “круглый” тоже стало означать высокую степень чего-либо: “круглый отличник”, “круглый сирота” и даже “круглый дурак”.

Если вы когда-либо пробовали получить информацию от бюрократической организации, вас, скорее всего “погоняли по кругу”. Фраза “ходить по кругу” обычно не ассоциируется с прогрессом. Но в период индустриальной революции, выражение “ходить по кругу” очень точно отражало прогресс. Шкивы и механизмы давали машинам возможность увеличить производительность и значит сократить рабочую неделю.

Без понятия круга и окружности было бы трудно говорить о круговращении жизни. Круги повсюду вокруг нас. Окружности и циклы идут, взявшись за руки. Циклы получаются при движении по кругу. Мы изучаем циклы земли, они помогают нам разобраться, когда надо сажать растения и когда мы должны вставать.

Представление об окружности даёт линия движения модели самолёта, прикреплённого шнуром к руке человека, также обод колеса, спицы которого соответствуют радиусам окружности.

Термин “хорда” (от греческого “струна”) был введён в современном смысле европейскими учёными в XII-XIII веках.

Определение касательной как прямой, имеющей с окружностью только одну общую точку, встречается впервые в учебнике “Элементы геометрии” французского математика Лежандра (1752-1833 гг.). В “Началах” Евклида даётся следующее определение: прямая касается круга, если она встречает круг, но при продолжении не пересекает его

По материалам книг: Г. Глейзер “История математики в школе”, С Акимова “Занимательная математика”.

Прочитав текст, составьте в тетради таблицу вопросов по нему, так чтобы вопрос начинался с указанного слова.

Что?

Кто?

Где?

Когда?

Почему?

Зачем?

 

 

 

 

 

 

  1. Урок по алгебре в 10 классе по учебнику Колягина Ю.М.

Тема урока: «Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса» .

На стадии  «Вызова»

Прием «Мозговой штурм»

-Перечислите всю известную информацию о тригонометрии.( учащиеся вспоминают определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса прямоугольного треугольника; радианная мера угла; поворот точки вокруг начала координат).

Прием «Ключевые слова».

-Учитель записывает на доске ключевые слова по новой теме.

1) Синус, косинус, тангенс, котангенс

2) Плюс, минус

3) Зависимость

4) Тождество

5)Абсцисса, ордината.

6) –α

7) 1

Работа в группах.

Задание : Составьте в группах вопросы к новой теме, используя данные ключевые слова. Что бы вы хотели узнать на уроке, исходя из этих слов?

( вопросы учитель записывает на доске)

- Это и будет цель нашего урока.

Стадия «Рефлексия».

Прием «Кластер»

Задание в группах: составить кластер по новой теме.

Кластер (Работа учащихся)

Составить  синквейн на пройденную тему.

Пример синквейна.

                              Синус

    Положительный       Отрицательный

Зависеть       Определять            Вычислять

               Поворот точки на угол

                           Ордината

3. Урок математики 6 класс, УМК Дорофеев

Тема урока: «Все действия с десятичными дробями»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Задания на стадии «Осмысления»

-Прием «Взаимообучение»

Ученик составляет примеры соседу по парте с ошибками, а тот должен найти ошибки и исправить их.

1)   0,134 · 1000= 13,4 (134)

2)   0,1+0,03= 0,13

3)   5,72- 0,2= 5,7 (5,52)

4)   16,5 : 0,1 = 1,65 (165)

5)   7 см = 0,007 м ( 0,07 м)

- Задание- исследование

В примерах расставит запятые в соответствии с правилами, чтобы получились верные равенства.

1)  32+18=5   (3,2 + 1,8 = 5)

2)  27 · 0,2= 54   (27· 0,2 = 5,4)

3) 57 – 4 = 17    ( 5,7- 4 = 1,7)

4) 736-336 = 4    ( 7,36- 3, 36= 4)

5) 3 + 108 = 408   ( 3+ 1,08 = 4,08)

Стадия «Рефлексия»

Прием «Синквейн»

                                          Дробь

                     Обыкновенная          десятичная

                      Складывать, умножать, делить      

                 Выполняем действия – получаем ответ

                                          Часть  

В заключение, хочу предложить методическую разработку урока, с использованием приёмов технологии критического мышления.

 

Проект урока по математике.

Класс:   9 (УМК А.Г.Мордкович )

Тема урока: «Определение арифметической прогрессии. Формула n – ого члена арифметической прогрессии.»

Тип урока:  урок изучения нового материала.

Цель урока: формирование понятия арифметической прогрессии;  познакомить учащихся с формулой n-ого члена арифметической прогрессии; развить умения применять формулу n-ого члена арифметической прогрессии в простейших ситуациях.

Планируемые результаты изучения темы:

предметные: создать условия для формирования первоначальных представлений об арифметической прогрессии, формулами нахождения n- члена арифметической прогрессии; поиска и выделения необходимой информации; подведения под понятия; выведения следствий; умения строить логическое рассуждение и делать выводы; формирования образовательной компетентности;

личностные: формировать умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, доказывать свою точку зрения; формировать целостное мировоззрение;

Метапредметные результаты изучения темы (универсальные учебные действия):

познавательные: ориентируются на разнообразие способов решения заданий;

регулятивные: учитывают правило в планировании и контроле способа решения; осуществляют самоанализ и самоконтроль;

коммуникативные: считаются с разными мнениями и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; участвуют в диалоге.

Оборудование:

- учебник, заданий;

- карточки с заданиями;

- компьютер;

- проектор;

- доска, мел.

Технология:  технология развития критического мышления.

Приемы: ключевые слова,  «перепутанные логические цепочки», «кластер», «синквейн».

Формы работы обучающихся: индивидуальная,  парная.

Структура урока.

Стадия «Вызова»

  1. Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности. ( 2 мин.)

  1. Постановка целей урока (3 мин.)
  2. Актуализация знаний учащихся ( 5 мин )

Стадия «Осмысления»

  1. Объяснение нового материала ( 12 мин)

 «Рефлексия»

  1. Закрепление изученного материала ( 15 мин)
  2. Итог урока, домашнее задание. ( 8 мин).

Ход урока.

Этапы урока

Технологические этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся.

1.Организационный момент.

Вызов.

Концентрация внимания учащихся.

Настраиваются на работу.

2.Мотивация к учебной деятельности.

Вы  перешли к изучению одной из интересных тем алгебры 9 класса «Числовые последовательности».Наше познание курса алгебры можно сравнить с походом в горы и сегодня мы с вами преодолеем еще одну вершину «Арифметическая прогрессия». (Учитель формулирует тему урока).Слайд № 1. Оценивать работу вы будете самостоятельно с помощью оценочной координатной плоскости. Подготовим оценочную координатную плоскость. В течение урока мы с вами заполним таблицу, которая поможет вам в дальнейшем.( см. приложение)

Для самоанализа деятельности на уроке ученики строят график. На вертикальной оси они отмечают самооценку от 1 до 5,а по горизонтальной оси отмечают этапы урока.

 Слева от полученной плоскости, с помощью смайлика, показывают, с каким настроем  приступают к уроку.

3.Постановка целей урока.

Прием «Ключевые слова».Слайд №2

У меня записаны ключевые слова этой темы:

1)Арифметическая прогрессия.

2)Разность.

3)Движение.

4)Формула.

5)n-ый член.

Составьте вопросы по ключевым словам к теме урока. Что бы вы хотели узнать на уроке?

Это и будет цель нашего урока. В течение урока мы постараемся найти ответы на поставленные вопросы.

Учащиеся составляют вопросы, учитель записывает их на доске.

4.Актуализация знаний.

Прежде чем мы начнем покорение математической вершины «Арифметическая прогрессия», проверим готовы ли вы к  восхождению.

На ваших партах лежат листы с вопросами по предыдущей теме. Ваша задача ответить на вопросы соседу по парте. ( см. приложение)

Учащиеся работают в парах, отвечают на вопросы друг другу по очереди.

Задания:

1.- Что называют последовательностью? Как называются числа, образующие последовательность? Как их обозначают?

- Как можно задать последовательность?

Какая формула называется рекуррентной?

2)Последовательности заданы формулами, назовите пропущенные члены последовательности.

аn=n2    1;…;9;…;25;

аn=n-2  …;-4;…;…;-7.

3)Предложенные числовые последовательности распределите на 2 группы, назовите их общий признак.

1,3,9,27,81,..

1,4,7,10,13,..

1,3,5,7,9,..

2,4,8,16,32,..

6,16,26,36,46,…

1,10,100,1000,10000,…

Оцените этот этап на оценочной координатной плоскости.

5.Объяснение нового материала.

Осмысление.

Изучение новой темы проходит в виде беседы. Посмотрим на последнее задание. На какие две группы вы разделили последовательности? Назовите их общее свойство. Попробуйте сформулировать определение арифметической прогрессии.  (Выслушать ответы учащихся, подвести итог.) Приведите примеры.

Слайд № 3

 В процессе объяснения учащиеся заполняют таблицу.

Историческая справка. Слайд № 4-6

Слово "Прогрессия" означает движение вперед. Именно движение вперед заставляло математиков разных времен совершать различные открытия. Свои математические открытия древние математики совершали в связи с необходимостью различных расчетов в строительстве, земледелии. Примером тому могут служить великие математики и астрономы Древнего Египта..  Египетские пирамиды были построены благодаря не только упорному труду, но и математической мысли. Достижения Египетских математиков непостижимы не только по своему совершенству, но и по точности математических расчетов.

- Как проверить, является ли последовательность арифметической прогрессией?

Это число называется разностью арифметической прогрессии. Как найти разность?

-Если всё время прибавляется одно и тоже число.

-Надо из последующего члена вычесть предыдущий.( заполняется таблица)

Слайд № 7  Выполнить задание устно: Дан первый член прогрессии (аn)*а1=20 и разность прогрессии d=5. Назовите первые 5 членов арифметической прогрессии.

Назовите сотый член прогрессии.( перед учащимися возникает проблема).

-Всегда ли удобно пользоваться рекуррентной формулой для нахождения n-го члена арифметической прогрессии?

- Когда нет?

Перед учащимися ставится задача нахождения более удобного способа для нахождения n-го члена арифметической прогрессии. Для решения этой задачи к доске приглашается один из учащихся, который самостоятельно выводит формулу n-го члена арифметической прогрессии.

Таким образом, получили формулу -n-го члена арифметической прогрессии.

Оцените свою работу на этом этапе.

Учащиеся выполняют задание.

Дано: а1;

d. Найти: аn.

а21+d

a3=a2+d=a1+2d

a4=a3+d=a1+3d

::::::.

an=a1+d(n-1)

Учащиеся делают записи в таблице.

6.Закрепление изученного материала.

Рефлексия.

Прием «Перепутанные логические цепочки»

Возвращение к ключевым словам и вопросам. На все ли вопросы получили ответы.

Задание №1 - обратить внимание на оформление, запись на доске и в тетрадях учащихся

n) -ар.пр.

а1=0,62

d=0,24

а50-

 Слайд № 8

Задание № 2.(учащиеся решают самостоятельно с последующее проверкой)

n) -ар.пр.

а1=-0,8

d=3

а24-

а24 =а1+

а24 =

а24 =

Оценивают себя по координатной плоскости.

Решение практических задач. Слайд № 9

Задание №3 решаем вместе, 1 ученик у доски, остальные в таблице.

Курс воздушных ванн начинают с 15 минут в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 минут.   Какова будет продолжительность ванны на 5 день лечения?

Задание №4.

Турист поднимается в гору. В первый час он достиг высоты 800 м,а в каждый последующий час поднимался на 25 м меньше, чем в предыдущий.

На сколько метров он поднимется за 5 час?

Решают в парах. Самооценка.

Задание № 5.

В первом ряду 30 мест, а в каждом следующем на 4 больше. Сколько мест в 20 ряду?

Решают самостоятельно с последующей проверкой. Самооценка на координатной плоскости.

Самостоятельная работа с последующей проверкой в парах.

Перед  вами  так  называемая  таблица – лабиринт,  в  которой  слева  материал  дан  последовательно, а  справа  перепутан.  Вам  необходимо  распутать  эту  «путаницу».( см. приложение)

Учащиеся выполняют самостоятельную работу, меняются тетрадями с соседом и проверяют по готовым ответам на слайде. Слайд № 10 

Самооценка по координатной плоскости.

7.Итог урока.

Составление «Кластера» и «Синквейна» (если не хватит времени, то синквейн можно дать в качестве творческого домашнего задания) в парах как подведение итога урока.

Анализ оценочного графика Выпишите оценки за урок в ряд, получили последовательность чисел.  Найдите среднее арифметическое значение оценок. Среднее значение оценки выставляется в журнал.

Справа от оценочной плоскости с помощью смайлика покажите отношение к своей работе на уроке.

Учащиеся составляют кластер, синквейн. ( см. приложение)

8.Домашнее задание.

По результатам рефлексии задание на дом: с пониженной самооценкой из задачника № 16,5(в.г); 16.6 (в.г); 16.16 (в,г);

с высокой самооценкой составить 3 практические задачи по пройденной теме.

Приложение.

Арифметическая прогрессия.

Определение

Обозначение

Пример

Разность

Формула n-го члена

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Задание №5

Арифметическая прогрессия.

Определение

Арифметическая прогрессия- это числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему сложенному с одним и тем же числом.

Обозначение

 а1, а2, а3, …аn,

аnn-1 + d

Пример

1,4,7,10,13,…..

Разность

d=а2132=…

d=an+1n

Формула n-го члена

an=a1+ (n-1)d

Задание №1

Дано: (аn)-а.п.,        

а1=0,62  

d=0,24

а50-?

Задание №2

n)-а.п.,           а241+

а1=-0,8              а24=

d=3                   а24=

а24-?

Задание №3

Курс воздушных ванн начинают с 15 минут в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 минут.   Какова будет продолжительность ванны на 5 день лечения?

Решение:

Задание №4

Задание №4.

Турист поднимается в гору. В первый час он достиг высоты 800 м,а в каждый последующий час поднимался на 25 м меньше, чем в предыдущий.

На сколько метров он поднимется за 5 час?

Задание №5

Задание № 5.

В первом ряду 30 мест, а в каждом следующем на 4 больше. Сколько мест в 20 ряду?

Оценочная координатная плоскость.

Начало урока                                                                                                    Итог урока              

Задания (на этапе актуализации знаний)

1).- Что называют последовательностью? Как называются числа, образующие последовательность? Как их обозначают?

- Как можно задать последовательность?

-Какая формула называется рекуррентной?

2)Последовательности заданы формулами, назовите пропущенные члены последовательности.

аn=n2    1;…;9;…;25;

аn=n-2  …;-4;…;…;-7.

3)Предложенные числовые последовательности распределите на 2 группы, назовите их общий признак.

1,3,9,27,81,..

1,4,7,10,13,..

1,3,5,7,9,..

2,4,8,16,32,..

6,16,26,36,46,…

1,10,100,1000,10000,…

Самостоятельная работа с последующей проверкой в парах.

«Перепутанные логические цепочки» (Таблица-лабиринт).

I.

1.  Мы  знаем,  что  любая  последовательность  имеет  вид

4; 7; 10;…;31

2.  Пусть  в  этой  последовательности  

   а1=4; а2=7; а3=10; … ; аn=31  ,    

т.е.  пусть  мы  имеем  последовательность

предыдущему,  сложенному  с  числом  3

3.  В  этой  последовательности  каждый  последующий  член  равен

равен  предыдущему, сложенному  с  числом  -4

4.  А  в  последовательности  

14; 10; 6; 2; -2; -6  и  т.д.

каждый  последующий  член

  а1; а2; а3; …;аn  

II.

5.  Такие  последовательности  называются  арифметическими  прогрессиями.  Слово  «прогрессия»  происходит  от  латинского  слова  

начиная  со  второго,  равен  предыдущему  члену,  сложенному  с  одним  и  тем  же  постоянным  для  данной  последовательности  числом

6.  Арифметической  прогрессией  называется  последовательность,  каждый  член  которой

3  и  -4,  т.е.  d  =3,  d  =-4

7.  Постоянное  число,  которое  прибавляется  к  каждому  предшествующему  члену прогрессии,  называется  

«прогресс»-  движение  вперёд  («успех»,  «постоянное  усиление»).  Термин  и  обозначение         ввели  

французские  математики  

Ланьи  (1692)  и  Безу  (1797)

8.  Следовательно,  разности  записанных  выше  прогрессий  будут

разностью  прогрессии  и  обозначается  буквой   d

III.

9.  В  зависимости  от  знака  разности  арифметическая  прогрессия  может  быть

чтобы  задать  прогрессию,  достаточно  указать  её  первый  член  и  разность  

10.  Если   d  = 0,  то  прогрессия  имеет  постоянные  члены,  например,

например,  при  достаточно  больших

n

11.  Если  вернуться  к  определению  арифметической  прогрессии,  то  можно   рекуррентно  записать,  что  любой  последующий  член    прогрессии аn+1 равен

возрастающей  (если  d> 0), например:  4; 7; 10; 13; 16; 19;…

или  убывающей  (если d   <   0),  например: 14; 10; 6; 2; -2; -6;…

12.  Рекуррентная  формула  для  определения  любого  члена  прогрессии  не  всегда  удобна,

 а; а; а; …  или  -5; -5; -5;…

13.  Поэтому  важно  найти  другую  формулу  общего  члена , по  которой  можно  было  бы  находить  его  по  данным а1 и d  т.к.

аn + d                     «чесиччо» -

лат. -  «бегу  назад»,  «возвращаюсь»,  рекуррентный  значит  «возвратный»,  термин  ввёл  Муавр  (1720)

ОТВЕТЫ:

    I .            1-4;  2-1;  3-2;  4-3.

    II.            5-7;  6-5;  7-8;  8-6.

    III.           9-11;  10-12;  11-13;  12-10;  13-9.

Кластер.

        

Синквейн.

Прогрессия

                                          Арифметическая        Монотонная

                                      Вычитать        Складывать       Находить

Изменяется на определенное число

Последовательность

       Данная технология способствует реализации компетентностного подхода  в обучении и воспитании школьников.  Работая по любой программе, можно применять данную технологию, так как цель у нас одна: формирование у учащихся универсальных учебных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по теме "Развитие критического мышления на уроках математики"

дается краткая характеристика приемов данной технологии, приводятся примеры из опыта работы по применению технологии критическогомышления на уроках математики...

Использование игровых, здоровьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникативных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности

Данная работа представляет собой  описание опыта применения различных современных образовательных технологий на уроках алгебры, геометрии и во внеурочной деятельности....

Использование технологии развития критического мышления на уроках математики (Описание опыта работы)

 ... часто приходится сталкиваться с мнением, что легко работать в таких классах, где каждый ребенок мотивирован на учение и обладает хорошими способностями. А как быть в классах, гд...

Выступление "Реализация элементов развития критического мышления на уроках математики"

Обобщение опыта работы в технологии критического мышления...

Методический семинар по теме «Развитие критического мышления на уроках математики как средство повышения качества знаний учащихся»

Методический семинар по теме «Развитие критического мышления на уроках математики как средство повышения качества знаний учащихся»...

Технологии и формы развития критического мышления на уроках математики

Технология развития критического мышления является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. В условиях динамично...

Развитие критического мышлени на уроках математики

В выступление раскрыто все то , что касается критического мышления...