Технология развития критического мышления на уроках математики
статья на тему
Статья о том, какие приемы я использую на своих уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология развития критического мышления на уроках математики | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Технология развития критического мышления (РКМЧП) была разработана для бизнес-тренингов и адаптирована группой педагогов г.Санкт-Петербурга для использования на уроках чтения и письма. То есть технология развития критического мышления учит работать с текстом. Но тексты по математике сильно отличаются от текстов по литературе, истории, биологии. Они более «сухие», т.е. богаты различными определениями, сложными терминами и не всегда понятны учащимся. Однако некоторые приемы данной технологии на уроках математики очень эффективны.
В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия.
Первая стадия – вызов. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома. Особенность этого этапа заключается в возможности его применения на всех уровнях изучения материала (введение в курс, введение в тему, введение в урок). Результаты: актуализированный опыт, активизированное знание, сформированный мотив.
Вторая стадия – осмысление. Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися. Результаты: систематизированное новое знание, укрепление целей, заявленных на стадии вызова.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Результаты: присвоение знания; сформированное целостное представление о предмете; поставленные проблемы на дальнейшее продвижение.
С точки зрения традиционного урока эти этапы, стадии не представляют исключительной новизны для учителя. Вместо «вызова» более привычно для учителя – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний обучающихся. А «осмысление» – изучение нового материала. Третья стадия в традиционном уроке – закрепление материала, проверка усвоения знаний.
Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности: не на каждом уроке технология применима, учителю приходится тратить значительно больше времени на подготовку; нет никаких готовых методических разработок. Но при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и обучающихся.
Итак, рассмотрим приемы которые я применяю на своих уроках.
Прием «Инсерт».
Учащиеся читают текст, делая пометки:
«v» - известная информация;
«+» - новая информация;
«?» - непонятная информация;
После работы с текстом – обсуждение с обязательным обращением к исходному тексту, цитированием.
Прием -игра «Как вы думаете?»
Класс делится на группы по 4-6 человек, учитель каждой из них раздает карточки с суждениями и игровое поле, где располагаются три зоны: «никогда – иногда - всегда» или две зоны: «да-нет». Детям раздаются карточки, они читают суждения и по своему усмотрению (т.е. не совещаясь) раскладывают карточки на одну из зон игрового поля текстом вверх. Остальные члены группы читают про себя суждения и, если считают, что карточка лежит не в своей зоне, могут перевернуть ее текстом вниз. Затем происходит обсуждение.
Прием-игра «Верю - не верю» или «Данетка»
Учитель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить «да» или «нет». У каждого на парте таблица, как на доске. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс (да), если согласны с утверждением, или минус (нет), если не согласны. Вторая строка у них пока остается пустой. Далее, в ходе урока, обращаясь к таблице и заполняя правильными ответами вторую строку, ученики видят насколько были правы.
Прием «Кубик»
Графическая организация материала. Суть данного приема: из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:
- Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
- Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)
- Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
- Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)
- Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)
- Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)
Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия.
Прием «Корзина идей»
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске изображение корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации
Прием «Синквейн»
Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема синквейна или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения.
На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома.
Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.
Пример синквейна на тему «математика»:
Математика
Точная, полезная
Вычисляет, обучает, развивает
Она царица всех наук
Учитель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых, здоровьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникативных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности
Данная работа представляет собой описание опыта применения различных современных образовательных технологий на уроках алгебры, геометрии и во внеурочной деятельности....
Использование технологии развития критического мышления на уроках математики (Описание опыта работы)
... часто приходится сталкиваться с мнением, что легко работать в таких классах, где каждый ребенок мотивирован на учение и обладает хорошими способностями. А как быть в классах, гд...
Использование технологии развития критического мышления на уроках математики
Описание опыта работы...
Методический семинар по теме Технология развития критического мышления на уроках математики
Методический семинар...
Технология развития критического мышления на уроках математики
Технология развития критического мышления на уроках математики посредством решения текстовых задач...
Статья "Технология развития критического мышления на уроках математики"
В данной статье рассказывается о технологии развития критического мышления (ТРКМ), применении различных приемов ТРКМ на уроках математики....
Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках математики с целью развития личности учащихся.
Рассмотрены приемы используемые в технолологии критического мышления....