«Формирование универсальных учебных действий на уроках математики»
материал по математике
Предварительный просмотр:
«Формирование универсальных учебных действий
на уроках математики»
Умение решать задачи –
такое же практическое искусство,
как умение плавать и бегать.
Ему можно научиться только
путем подражания и упражнений
Д. Пойа
Современное общество требует от человека способности постоянно учится и переучиваться в соответствии с изменяющейся ситуацией и потребностей общества, готового к самостоятельным действиям и оперативному принятию решений. Для человека в настоящее время приоритетным является не тот багаж знаний, который он накопил, а способность самостоятельно найти необходимую информацию, осмыслить ее и применить в конкретной ситуации для достижения желаемого результата. Вот почему в настоящее время приоритетным является умение учащихся самостоятельно находить и усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться. Огромные возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий в образовательном процессе наряду с традиционным изложением предметного содержания курса математики.
Ключевой целью образования является личностное, общекультурное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающих такую компетенцию, как умение учиться.
Универсальные учебные действия – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, а также способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Для успешного освоения учащимися образовательных программ необходимо сформировать у учащихся следующие виды УУД:
- Личностные Система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные УДД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и я»
В математике: смыслообразование
- Регулятивные Отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка)
В математике: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, алгоритмизация действий
- Познавательные. Система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации
В математике познавательные общеучебные – моделирование, выбор наиболее эффективного способа решения задач; познавательные логические – анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия.
- Коммуникативные Способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использования правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме
В математике: использование средств языка и речи для получения информации, участия в продуктивном диалоге, самовыражение, монологические высказывания разного типа
Виды заданий:
личностные:
- Участие в проектах
- Подведение итогов урока
- Творческие задания
- Мысленное воспроизведение ситуации
- Самооценка событий
- Дневники достижений
регулятивные:
- Преднамеренные ошибки
- Поиск информации в предложенных источниках
- Взаимоконтроль
- «Найди ошибку»
познавательные:
- Упорядочивание
- «Цепочки»
- Составление схем-опор
- Работа с разного вида таблицами
- Составление и распознавание диаграмм
- Поиск лишнего
коммуникативные:
- Составь задание однокласснику
- Оцени работу товарища
- Работа в группах
- «расскажи …», «объясни…», «прокомментируй…» и другое
примеры заданий, которые можно использовать для формирования УУД на уроках математики в средней школе
Личностные УУД
1. Сколько существует маршрутов, посещения трех памятных мест г.Сыктывкара: торговый дом купцов Кузьбожевых, подворье Троицкого Стефано-Ульяновского монастыря, пожарная каланча.
патриотическое воспитание, отношение к социальным ценностям: формирование интереса к культуре и истории родного края
2. Калорийность рациона школьника 11-15 лет должна составлять 2500 ккал. На завтрак приходится 35%, на обед 40%, на полдник 10%, на ужин 15%. Найдите количество калорий на каждый прием пищи школьника.
Дополнительное задание: составьте меню на 1 день, учитывая калорийность на этикетке каждого продукта, или воспользовавшись таблицей калорийности продуктов, рекомендованных для питания школьников (на стенде в кабинете математике)
знакомство с рациональным режимом питания, формирование навыков здорового питания
3. Образец дневника достижений (распечатка для каждого учащегося в начале урока) – ученик сам оценивает свою деятельность
Этап урока
устный счет
домашнее задание
первичное закрепление нового материала
итог урока
рефлексия
моя оценка
Регулятивные УУД
1. Найди ошибку, которая допущена при решении уравнения:
4 (x - 3) = x + 2 (x + 5)
4x – 12 = x + 2x + 2
4x – x – 2x = 2 + 12
x = 14 Ответ: 14
Анализ хода решения уравнения. Учащийся должен вспомнить все правила, которые используются в ходе его решения.
2. Решите ребус: одинаковые буквы соответствуют одинаковым цифрам
составление плана и последовательности действий, способность к волевому усилию и преодолению трудностей
3. Правильно прочитай сведения о древнегреческом ученом, записанное без пробелов
ПриблизительныегодыжизниПифагора – 570 – 500 года до н.э.РодилсябудущийматематикнаостровеСамос,позжепереехалвКротен.ИменнотамПифагорначалзаниматьсянаукой,проводитьисследованияихитроумныевычисления…
Определить цель учебной деятельности, составить план решения проблемы творческого характера, редактирование текста
4. Решение различных текстовых задач максимально способствует развитию универсальных учебных действий на уроках математики
Задача: для приготовления сдобного дрожжевого теста нужно взять муку, маргарин, молоко и сахар в пропорции 5:1:3:1 соответственно (личностные УДД: проявление внимания, интереса, желания больше узнать). Сколько сахара (в килограммах) необходимо взять для приготовления 4 кг теста? (создание проблемной ситуации учителем и формирование проблемы учащимися)
Решение
Регулятивные УУД
Пусть масса одной части х грамм,
Тогда для теста потребуется 5х муки; х маргарина; 3х молока; х сахара (поиск решения проблемы учащимися)
По условию задачи надо приготовить 4 кг теста. Составим уравнение:
5х + х + 3х + х = 4
10х = 4
х = 0,4 (кг) (решение задачи)
проверка: 5 ∙ 0,4 + 0,4 + 3 ∙ 0,4 + 0,4 = 4 (определение успешности выполнения своей работы) Ответ: 0,4 кг сахара необходимо
Рекомендации по развитию УУД
- личностные.
- помните, что каждый ребенок индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности;
- в жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый это тот человек, который открывает ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения;
- организуя учебную деятельность по математике, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики (сотрудничество с школьным психологом)
регулятивные УУД
- научите учащегося контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной теме;
- научите учащегося контролировать, выполнять свои действия по заданному плану, образцу, правилу, алгоритму;
- помогите учащемуся научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.
Познавательные УУД
- чтобы учащиеся усвоили материал по математике, научите их мыслить системно (например – основное понятие (правило) – пример – значение материала)
- постарайтесь помочь учащимся овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться;
- найдите способ, чтобы учащиеся применяли свои знания на практике;
- развивайте творческое мышление, познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще предлагайте учащимся творческие задания
Коммуникативные УУД
- создавайте условия, чтобы учащиеся чаще высказывали свои мысли, мнения, задавали вопросы;
- не бойтесь «нестандартных уроков», внедряйте различные виды современных технологий в образовательный процесс, различные виды и формы работы на уроке;
- изучайте и учитывайте жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Виды заданий, формирующие универсальные учебные действия
На своих уроках я обычно отдаю предпочтение работе в парах перед всеми остальными видами групповых работ. При выдаче задания классу необходимо сначала дать возможность обсуждения этого задания в паре, прежде чем отвечать на оценку у доски. Этот приём помогает каждому учащемуся вступить в работу, развивает умение слушать и слышать, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивному результату, а также оказывать помощь партнёрам при затруднениях в ходе решения задач или формулировки правил. Кроме того, данный метод помогает бороться со страхом, который некоторые учащиеся испытывают перед публичной работой у доски, так как задание предварительно разбирается в паре.
Ещё один действенный приём, который я часто использую на уроках, – назначение «помощников учителя», т.е. тех, кто хорошо разобрался в теме и может помочь остальным наравне с учителем. Это во многом способствует формированию коммуникативных УУД как со стороны объясняющего, так и со стороны более «слабого» учащегося
Поэтому главная задача педагога_математика – сделать «свой» непростой предмет как можно более осмысленным, понятным для каждого ребёнка, повысить мотивацию к его изучению
Особенности формирования УУД в обучении математике.
Формировать УУД призваны все предметы учебного плана. Большая роль при формировании познавательных и регулятивных универсальных учебных действий отводится математике. Поскольку в первую очередь, при обучении математике у учащихся развиваются такие свойства интеллекта, как:
математическая интуиция (на методы решения задач, на образы, свойства, способы доказательства, построения);
логическое мышление (понимание понятий и общепонятийных связей, владение правилами логического вывода, понимание и сохранение в памяти важных доказательств);
пространственное мышление (построение пространственных абстракций, анализ и синтез геометрических образов, пространственное воображение);
техническое мышление, способность к конструктивно-математической
деятельности (понимание сущности скалярных величин, умение определять, измерять и вычислять длины, площади, объемы геометрических фигур, умение изображать геометрические фигуры и выполнять геометрические построения, моделировать и конструировать геометрические объекты);
комбинаторный стиль мышления (поиск решения проводится на основе целенаправленного перебора возможностей, круг которых ограничен определенным образом);
алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;
владение символическим языком математики (понимание математических символов, умение записывать в символической форме решения и доказательства);
общие математические способности школьников (способности к абстрагированию и оперированию формальными структурами, обобщению).
Так, решение любой математической задачи требует чёткой самоорганизации: точного осознания цели, работы либо по готовому алгоритму (плану), либо по самостоятельно созданному, проверки результата действия (решения задачи), коррекции результата в случае необходимости.
В курсе математики можно выделить два тесно взаимосвязанных направления развития коммуникативных умений: развитие устной научной речи и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.
1. К первому направлению можно отнести все задания, сопровождающиеся инструкциями «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ», и все задания, обозначенные вопросительным знаком.
2. Ко второму направлению формированию коммуникативных универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе (все задания, относящиеся к этапу первичного применения знаний; к работе над текстовой задачей, осуществляемой методом мозгового штурма и т.д.)
Основой развития коммуникативных умений может служить систематическое использование на уроках трёх видов диалога:
а) диалог в большой группе (учитель – ученики);
б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики);
в) диалог в паре (ученик – ученик).
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ
№ | Математика 5 класс | Содержание учебной деятельности | |||
Личностные УУД | |||||
1 | Сколько существует флагов, составленных из трех горизонтальных полос одинаковой ширины и различных цветов – белого, красного и синего. Есть ли среди этих флагов Государственный флаг
Российской Федерации?
| Патриотическое воспитание, отношение к социальным ценностям: формирование интереса к культуре и истории родной страны, а также уважения к ценностям культур других народов. | |||
2 | Какое растение живет дольше и на сколько лет: брусника или черника, если 5% возраста брусники составляют 15 лет, а 7% возраста черники – 21 год? | Знание растительного мира родного края | |||
Регулятивные УУД | |||||
а) Ученик решал уравнение 16 : 2х = 4 так: 16: 2х=4 2х = 16: 4 2х = 4 х = 4: 2 х = 2 Найди ошибку в решении. б) Два ученика решали уравнение 2(х+1)=18 так: 2(х+1)=18 2(х+1)=18 2х+1=18 2х+2=18 2х=18-1 2х=18-2 2х=17 2х=16 х=17: 2 х=16: 2 х=8,5 х=8 Найди верное решение. Объясни свой выбор. Сделай проверку. | Контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив. | ||||
Тест «Найди ошибку» Тема «Свойства вычитания натуральных чисел» 45-(25+17)=37 764- (264+40)=460 301-(20+201)=120 56 – 36 – 7=13 1200-1100-40=1060 56+8+12-26=50 75-31-9+15=50 | Обнаружить и сформулировать учебную проблему составить план выполнения работы. | ||||
Тема «Единицы измерения площадей» Исключите лишнее: м2 , дм2 , м, га, км2 , а, см2 . Объясните свое решение. Расположите единицы площади в порядке увеличения | Формирование целевых установок учебной деятельности, выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий) | ||||
Тема «Проценты» Треть поверхности нашей планеты приходится на сушу, остальное – океан. А что такое суша? Более десятой части ее составляют ледники Арктики и Антарктиды; 15,5% - пустыни, скалы и прибрежные пески; 7.4% - тундры и болота, около 2% занято городами, поселками, заводами, шахтами, аэродромами; почти 3% - испорченные человеком земли (карьеры, овраги, пустыни с разрешенной почвой). Пахотные земли составляют около 11%, или только 1,5 млрд га из общей площади суши. Сколько пахотной землиприходиться на каждого из нас, если население планеты около 6 млрд человек? Задание: сформулируй сам вопросы по данному тексту и ответь на них. | Анализ текста, диалог с автором, нахождение в тексте прямых и скрытых авторских вопросов. Анализ собственной работы. | ||||
Среднее расстояние от Земли до Солнца равно 149,6 млн. км. Солнечный свет распространяется со скоростью 300 000км/с. Вычислите (примерно), за сколько минут луч света от Солнца доходит до Земли. При расчетах 149,6 млн. округлите до целых. | - целепологание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Планирование: - определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата, составление плана. Прогнозирование: - прогноз результата и уровня усвоения. Оценка: - осознание учащимся уровня и качества усвоение результата. | ||||
Познавательные УУД | |||||
Найди выражения, значения которых равны: (128+57)*36; 43*25+62*25; (1355-955)*68; (43+62)*25; 1355*68-955*68; 128*36+57*36. Объясни, как ты их искал. а) Назови математическое свойство, на основании которого равны эти выражения; б) запиши это свойство в виде равенства; в) сравни свою запись с такой: (a+b)*c=a*c+b*c. Сделай вывод. | Поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; знаково-символическое моделирование. | ||||
Задание "Найдите лишнее" Единицы измерения расстояния: км, га, см, м. Единицы измерения времени: час, сутки, год, ара, минута, секунда, неделя, радиус, век. | совершенствование навыков математического моделирования, умений выделять закономерномерности и осуществлять для решения учебных задач операции сравнения и классификации. | ||||
Коммуникативные УУД | |||||
Групповая работа – класс делиться на группы по 5-6 человек. Задание - составить кроссворд по теме «Окружность и круг». Далее группы обмениваются кроссвордами и решают работа какой группы наиболее полно и интересно отразила понятия данной темы. | Формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование информации по данной теме, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности. | ||||
По рисункам попробуй объяснить другому человеку, как решены примеры. |
Никогда не нужно торопить ребенка с решением, если у него возникают трудности. Нужно попытаться помочь ему еще и еще раз. Обязательно похвалить за решенную задачу, даже если он сам в ней, верно, сделал только один шаг.
Если учитель желает добиться, чтобы школьники хорошо составляли уравнения или системы уравнений, он должен научить их переводить суждения с родного языка на язык математических символов и обратно. Чтобы каждый ученик понял задачу, т.е. уяснил, о чём эта задача, что в ней известно, что нужно узнать, как связаны между собой данные, каковы отношения между данными и искомыми, необходимо везде, где только возможно, применять моделирование ситуации, отраженной в задаче. Без моделирования трудно решается для пятиклассников следующая задача: Задача 1. В три магазина привезли 3840 кг. масла. После того как первый магазин продал 568 кг, второй- 624 кг и третий- 401 кг, масла осталось во всех магазинах поровну. Сколько кг. масла получил каждый магазин? Самой распространенной ошибкой при решении задач, является отсутствие проверки результатов на достоверность, анализа решения.
Таким образом, в процессе обучения математике можно успешно формировать все виды УУД, востребованных современной системой образования. Они в свою очередь необходимы для достижения его главной цели: научить учиться и достигать новых вершин знания для дальнейшего саморазвития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Ка...
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе
Материал представляет собой выступление на ШМО учителей математики и информатики...
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики.
Презентация: Формирование универсальных учебных действий на уроках математики....
Задания на формирование универсальных учебных действий на уроках математики
Формирование УУД на уроках математики, как основа образовательного процесса. Работа с текстом....
Презентация"Формирование универсальных учебных действий на уроках математики"
Презентация выступления по теме "Формирование универсальных учебных действий на уроках математики" ...
Тема: Проблемы иммиграции во Франции. Цель: формирование универсальных учебных действий. Задачи: Формирование универсальных учебных знаний:
урок в 10 классе " Проблемы иммиграции во Франции"...
Программа Программа формирования универсальных учебных действий по математике в основной школе
Программа содержит цели и задачи стандарта.Описание функций, характеристик УУД...