Программа кружка "Занимательная математика", 5 класс
рабочая программа по математике (5 класс)
В разработке представлена программа кружка "Занимательная математика" в рамках внеурочной деятельности для обучающихся 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanim._matem._5_kl.docx | 33.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Онор
муниципального образования городского округа «Смирныховский»
Сахалинской области
Согласовано: зам. директора по ВР __________/А.К. Медкова/ «___»_____________2019 г. | Утверждаю: директор школы _________/ФИО/ «___»_____________2019 г. |
Программа кружка «Занимательная математика»
в рамках внеурочной деятельности
для обучающихся 5 класса
Срок реализации: 1 год
Составитель:
учитель математики
Медкова А. К.
Онор
2019 г
Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте.
Программа внеурочной деятельности рассчитана на обучающихся 5 классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.
Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Цель - развитие интереса к математическому творчеству, расширение математического кругозора и эрудиции обучающихся.
Задачи:
- овладение способами мыслительной и творческой деятельности;
- ознакомление со способами организации и поиска информации;
- создание условий для самостоятельной творческой деятельности;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
- практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Программа «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности школьников основной ступени и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе.
Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от обучающихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Форма организации: кружок.
Курс изучения программы рассчитан на обучающихся 5 класса. Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего 36 часов.
Ожидаемые результаты
- овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
- научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
- использовать догадку, озарение, интуицию;
- использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
- приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов;
- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и др.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания и др.).
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Реализуется безотметочная форма организации обучения. Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели: степень самостоятельности обучающихся при выполнении заданий, познавательная активность на занятиях, живость, заинтересованность; результаты выполнения тестовых заданий и олимпиадных заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно (словесная оценка); способность планировать ответ и ход решения задач, интерес к теме; оригинальность ответа.
Домашние задания выполняются по желанию обучающихся.
Формы подведения итогов:
- Участие в предметных олимпиадах.
Содержание изучаемого курса (37 ч)
«О математике с улыбкой» (2 ч)
Веселая викторина. Высказывания великих людей о математике. Задачи-минутки. Загадки.
«Из истории чисел» (3 ч)
О возникновении чисел. О системе счисления. История «арабских» чисел. Форма арабских цифр. Римская нумерация, ее происхождение. Действия над числами.
«Четные и нечетные числа» (2 ч)
Понятие четного и нечетного числа. Свойства суммы и произведения четных и нечетных чисел. Решение задач на доказательства четности и нечетности чисел.
«Решение задач» (8 ч)
Задачи-шутки. Задачи-загадки. Задачи на определение возраста. Задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Логические задачи. Логика и рассуждения. Задачи с «подвохом». Задачи на разрезание и складывание фигур. Задачи на переливание и способы их решения.
«Математические игры» (5 ч)
«Не собьюсь», «Попробуй посчитать», «Задумай число», «Магический квадрат».. Сказка о числе 666. Разминка ума. Что такое математические ребусы? Как разгадать ребус? Разгадывание ребусов. Математический кроссворд. Составление кроссворда.
«Геометрические фигуры» (6 ч)
Треугольник. Четырехугольник. Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации. Закрашивание углов фигуры и подсчет углов. Определение основания фигуры. Классификация геометрических фигур. Плоские геометрические фигуры в игре «Танграм». Конструирование фигур из треугольников.
«Математическое моделирование» (11 ч)
Изготовление модели правильной пирамиды из двух бумажных полосок, разделенных на 4 равных равносторонних треугольников. Изготовление из бумажных полосок игрушки (флексатон-«гнущийся многоугольник»). Изготовление модели часов с крупным циферблатом с использованием умением детей делить круг на 12 частей. Изготовление набора для геометрической игры «Танграм». Составление различных фигур из всех ее элементов. Моделирование геометрических тел из пластилина, бумаги.
Тематический план (37 ч)
№ п/п | Название раздела | Теория/ практика | Кол-во часов |
1 | О математике с улыбкой | 0,5/1,5 | 2 |
2 | Из истории чисел | 2/1 | 3 |
3 | Четные и нечетные числа | 0,5/1,5 | 2 |
4 | Решение задач | 1/7 | 8 |
5 | Математические игры | 1/4 | 5 |
6 | Геометрические фигуры | 1,5/4,5 | 6 |
7 | Математическое моделирование | 1,5/9,5 | 11 |
ИТОГО: | 8/29 | 37 |
Календарно-тематическое планирование (37 ч)
№ п/п | Содержание | Теория/ практика | Дата проведения | |
по календарю | с учетом праздничных дней | |||
I | О МАТЕМАТИКЕ С УЛЫБКОЙ (2 ч) | |||
1 | Веселая викторина. Высказывания великих людей о математике | 0,5/0,5 | 06.09 | 06.09 |
2 | Задачи-минутки. Загадки | 0/1 | 13.09 | 13.09 |
II | ИЗ ИСТОРИИ ЧИСЕЛ (3 ч) | |||
3 | О возникновении чисел. О системе счисления | 1/0 | 20.09 | 20.09 |
4 | История «арабских» чисел. Форма арабских цифр | 0,5/0,5 | 27.09 | 27.09 |
5 | Римская нумерация, ее происхождение. Действия над числами | 0,5/0,5 | 04.10 | 04.10 |
III | ЧЕТНЫЕ И НЕЧЕТНЫЕ ЧИСЛА (2 ч) | |||
6 | Понятие четного и нечетного числа. Свойства суммы и произведения четных и нечетных чисел. | 0,5/0,5 | 11.10 | 11.10 |
7 | Решение задач на доказательства четности и нечетности чисел | 0/1 | 18.10 | 18.10 |
IV | РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ (8 ч) | |||
8 | Задачи-шутки. Задачи-загадки | 0/1 | 25.10 | 25.10 |
9 | Задачи на определение возраста | 0/1 | 01.11 | 01.11 |
10 | Задачи, решаемые с конца | 0/1 | 08.11 | 08.11 |
11 | Задачи на взвешивание | 0/1 | 15.11 | 15.11 |
12 | Логические задачи. Логика и рассуждения | 0,5/0,5 | 22.11 | 22.11 |
13 | Задачи с «подвохом» | 0/1 | 29.11 | 29.11 |
14 | Задачи на разрезание и складывание фигур | 0/1 | 06.12 | 06.12 |
15 | Задачи на переливание и способы их решения | 0,5/0,5 | 13.12 | 13.12 |
V | МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ (5 ч) | |||
16 | Математические игры «Не собьюсь», «Попробуй посчитать» | 0/1 | 20.12 | 20.12 |
17 | Математические игры «Задумай число», «Магический квадрат» | 0/1 | 27.12 | 27.12 |
18 | Сказка о числе 666. Разминка ума | 0,5/0,5 | 10.01 | 10.01 |
19 | Что такое математические ребусы? Как разгадать ребус? Разгадывание ребусов | 0,5/0,5 | 17.01 | 17.01 |
20 | Математический кроссворд. Составление кроссворда | 0/1 | 24.01 | 24.01 |
VI | ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ (6 ч) | |||
21 | Треугольник | 0,5/0,5 | 31.01 | 31.01 |
22 | Четырехугольник | 0,5/0,5 | 07.02 | 07.02 |
23 | Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации. | 0/1 | 14.02 | 14.02 |
24 | Закрашивание углов фигуры и подсчет углов. Определение основания фигуры | 0/1 | 21.02 | 21.02 |
25 | Классификация геометрических фигур. Плоские геометрические фигуры в игре «Танграм» | 0,5/0,5 | 28.02 | 28.02 |
26 | Конструирование фигур из треугольников | 0/1 | 07.03 | 07.03 |
VII | МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (11 ч) | |||
27 | Изготовление модели правильной пирамиды из двух бумажных полосок, разделенных на 4 равных равносторонних треугольников | 0,5/0,5 | 14.03 | 14.03 |
28 | Изготовление из бумажных полосок игрушки (флексатон - «гнущийся многоугольник») | 0,5/0,5 | 21.03 | 21.03 |
29 | Изготовление модели часов с крупным циферблатом с использованием умения детей делить круг на 12 частей | 0,5/0,5 | 28.03 | 28.03 |
30 | Изготовление набора для геометрической игры «Танграм» | 0/1 | 04.04 | 04.04 |
31 | Составление различных фигур из всех ее элементов | 0/1 | 11.04 | 11.04 |
32 | Составление различных фигур из всех ее элементов | 0/1 | 18.04 | 18.04 |
33 | Моделирование геометрических тел из пластилина, бумаги | 0/1 | 25.04 | 25.04 |
34 | Моделирование геометрических тел из пластилина, бумаги | 0/1 | 02.05 | 02.05 |
35 | Составление различных фигур из всех ее элементов | 0/1 | 09.05 | 16.05 |
36 | Изготовление из бумажных полосок игрушки (флексатон - «гнущийся многоугольник») | 0/1 | 16.05 | 23.05 |
37 | Итоговое занятие «Знатоки математики» | 0/1 | 23.05 | 30.05 |
ИТОГО: | 8/29 | 37 ч | 37 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Программа курса "Математика 5, 6 класс" (к учебникам Математика 5, Математика 6, авт. Зубарева И. И., Мордкович А.Г.)
Программа по математике для преподавания предмета в 5 и 6 классах по учебникам Зубаревой И. И., Мордковича А. Г. содержит пояснительную записку, в которой отражены: учебно-методическое сопровождение п...
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...
Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М...