Рабочая программа по алгебре 9 класс (профильный)
рабочая программа по математике (5 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Улан-Удэ
СОГЛАСОВАНО: Руководитель МО: ________ / Г.М. Конева/ протокол № 1 от « 29 » 08 2020г. | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР: ________ /А.П. Хаданова/ протокол № 1 от «30 » 08 2020г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор ОУ: __________ / М.В. Хамеруева / приказ № 119-од от « 01» 09 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО АЛГЕБРЕ
9 класс (профильный)
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от «31» 08 2020г. | Составила: Малыгина Е.В. Должность: учитель математики |
Улан-Удэ
Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре для обучающихся 9 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. от 29.12.2012.
2. Федерального компонента Государственного образовательного стандарта (Приказ МО от 05. 03.2004 №1089).
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
4. Примерной программы для общеобразовательных учреждений по математике.
5. Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ «СОШ №37».
6. Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2019-2020 учебный год.
Адресат.
Программа рекомендована учащимся для обучения математике в 9 профильном классе общеобразовательной школы.
Объем и сроки обучения.
Программа по математике общим объемом 170 часов (5ч. в неделю) изучается в течение учебного года согласно Базисного плана ОУ.
Роль и место дисциплины.
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для образовательных учреждений РФ, особое место данного курса обусловлено необходимостью формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Актуальность.
Программа по алгебре составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом преемственности с примерными программами для начального общего образования по математике. В ней также учитываются доминирующие идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и способствуют формированию ключевой компетенции — умения учиться.
Курс алгебры 7-9 классов является базовым для математического образования и развития школьников. Алгебраические знания и умения необходимы для изучения геометрии в 7-9 классах, алгебры и математического анализа в 10-11 классах, а также изучения смежных дисциплин.
Практическая значимость школьного курса алгебры 7 - 9 классов состоит в том, что предметом его изучения являются количественные отношения и процессы реального мира, описанные математическими моделями. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.
Особенности программного материала.
Обучение алгебре даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения.
В процессе изучения алгебры школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.
Знакомство с историей развития алгебры как науки формирует у учащихся представления об алгебре как части общечеловеческой культуры.
Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию. Особо акцентируются содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения разнообразных задач прикладного характера, например решения текстовых задач, денежных и процентных расчётов, умение пользоваться количественной информацией, представленной в различных формах, умение читать графики. Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений. Важно приводить детальные пояснения к решению типовых упражнений. Этим раскрывается суть метода, подхода, предлагается алгоритм или эвристическая схема решения упражнений определённого типа.
Национально-региональный компонент в образовательной области «Математика» выражается в повышении уровня математического образования, формировании представлений о математических методах как части общечеловеческой культуры, как форме хозяйственной специфики.
При составлении задач:
- включаю местный краеведческий материал, сообщаю экономические сведения родного края;
- решаем конкретные учебные и воспитательные задачи на заданиях и примерах, составленных на местном материале;
-воспитываю человека, способного понять культуру другого народа, быть толерантным к ней и уметь общаться на разных уровнях (житейском, научном, религиозном) с представителями других наций. Использование элементов национально - регионального компонента делает курс более интересным и значимым с точки значимым воспитания у учащихся патриотических ценностей. Задачи, в содержании которых присутствует национально-региональный компонент, изучаются при повторении материала за курс математики.
Предлагаемая программа построена на основе УМК
- Алгебра: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.М. Поляков. – М.: Вентана–Граф, 2018.
- Алгебра: 9 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана–Граф, 2018.
- Алгебра : 9 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана–Граф, 2018.
- Интернет-ресурс:http://www.pcmath.ru.
Базой данного курса является учебник, который полностью соответствует современным методологическим концепциям обучения, предлагает новые педагогические технологии, направленные на реализацию Государственного образовательного стандарта в практической деятельности учителя.
Целевая установка.
Одной из основных целей изучения алгебры является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. В процессе изучения алгебры формируется логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающего в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.
В ходе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- развитие внимания, мышления учащихся, формирования у них умений логически мыслить;
- развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Форма организации образовательного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
На уроках используются такие формы занятий как:
практические занятия;тренинг;консультация;
Технологии, используемые в обучении:
– технологии полного усвоения;
– технологии обучения на основе решения задач;
– технологии обучения на основе схематичных и знаковых моделей;
– технология развивающего обучения
– технологии проблемного обучения.
Основные виды контроля:
Текущий и итоговый контроль проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 45 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием.Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Итоговые контрольные работы проводятся:
- после изучения наиболее значимых тем программы,
- в конце учебной четверти.
Взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы.
При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, а именно использование заданий, требующих поиска, переработки и представления информации в новом виде. Освоение курса предполагает изменения роли ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной парадигмы, а также учета динамики передачи ученику ответственности за собственное учение. В ходе прохождения программы, обучающиеся самостоятельно смогут выбирать уровень сложности и характер задания, роль и характер участия в групповой работе, выполнять исследовательские задания на разрешение проблем и проектные работы.
Итоговый контроль.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольной работы, которая включает вопросы по основным проблемам курса.
Предполагаемый результат.
Приобретение математических знаний и умений, развитие коммуникативных, рефлексивных, личностного саморазвития, ценностно-ориентационных и смыслопоисковых компетенций, воспитание культуры личности.
Планируемые результаты изучения алгебры в 9 классе
Изучение алгебры по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного образования.
Личностные результаты:
- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
- Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
- Умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
- Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении∙ математических задач.
Метапредметные результаты:
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
- Развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной , точной или вероятностной информации
- Умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки.
Предметные результаты:
- Осознание значения математики для повседневной жизни человека;
- Представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- Развитие умений работать с учебным математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
- Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- систематические знания о функциях и их свойствах;
- Математические умения и навыки: выполнять вычисления с действительными числами: решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств: решать текстовые задачи арифметическим способом, способом составления и решения уравнений; проводить практические расчёты; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений; выполнять операции над множествами; исследовать функции и строить их графики; решать простейшие комбинаторные задачи.
Алгебраические выражения
Выпускники научатся:
- оперировать понятиями "тождество", "тождественное преобразование", решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами;
- оперировать понятиями "квадратный корень", применять его в вычислениях;
- выполнять преобразование выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;
- выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;
- выполнять разложение многочленов на множители.
Выпускник получит возможность:
- выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
- применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса.
Уравнения
Выпускник научиться:
- решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
- понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
- применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.
Выпускник получит возможность:
- овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
- применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
Неравенства
Выпускник научиться:
- понимать терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;
- решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления;
- применять аппарат неравенства для решения задач их различных разделов курса.
Выпускник получит возможность:
- освоить разнообразные приёмы доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач, задач из смежных предметов и практики;
- применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.
Числовые множества
Выпускник научится:
- понимать терминологию и символику, связанные с понятием множества, выполнять операции на множествами;
- использовать начальные представления о множестве действительных чисел.
Выпускник получит возможность:
- развивать представление о множествах;
- развивать представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в практике;
- развивать и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).
Функции
Выпускник научится:
- понимать и использовать функциональные понятия, язык (термины, символические обозначения);
- строить графики элементарных функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
- понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами;
- понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения);
- применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность:
- проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций стоить более сложные графики (кусочно-заданные, с "выколотыми" точками и т. п.);
- использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса;
- решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;
- понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую - с экспоненциальным ростом.
Элементы прикладной математики
Выпускник научится:
- использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин;
- использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
- находить относительную частоту и вероятность случайного события;
- решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.
Выпускник получит возможность:
- понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения
- понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных;
- приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;
- приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов;
- научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
Содержание курса алгебры 9 класса
Повторение курса алгебры 8 класса(7 ч.).
Квадратичная функция (46 ч.).
Функция. Возрастание и убывание функции. Наибольшее и наименьшее значения функции. Чётные и нечетные функции. Построение графиков функций y = kf(x), y = f(kx). Построение графиков функций y = f(x) + b и y = f(x + a).Построение графиков функций
y = f(|x|), y = |f(x)|. Квадратичная функция, её график и свойства. Решение квадратных неравенств. Решение неравенств методом интервалов. Расположение нулей квадратичной функции относительно данной точки.
Уравнения с двумя переменными и их системы (21 ч.).
Уравнение с двумя переменными и его график. Графические методы решения систем уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений с двумя переменными методом подстановки и методами сложения и умножения. Метод замены переменных и другие способы решения систем уравнений с двумя переменными.
Неравенства с двумя переменными и их системы. Доказательство неравенств (19 ч.).
Неравенства с двумя переменными.Системы неравенств сдвумя переменными. Основные методы доказательства неравенств. Неравенства между средними величинами. Неравенство Коши-Буняковского.
Элементы прикладной математики (10 ч.).
Математическое моделирование. Процентные расчёты. Абсолютная и относительная погрешности.
Элементыкомбинаторики и теории вероятностей (26 ч.).
Метод математической индукции. Основные правила комбинаторики. Перестановки. Размещения. Сочетания. Частота и вероятность случайного события. Классическое определение вероятности. Вычисление вероятностей с помощью правил комбинаторики.
Числовые последовательности (24 ч.).
Числовые последовательности. Арифметическая прогрессия. Сумма n первых членов арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. Сумма n первых членов геометрической прогрессии. Представление о пределе последовательности. Сумма бесконечной геометрической прогрессии, у которой модуль знаменателя меньше единицы. Суммирование.
Повторение и систематизация учебного материала (17 ч.).
Упражнения для повторения курса 9 класса.
Учебно-тематический план по алгебре
9 класс.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | Дата проведения | |||
к/р | р/р | л/р п/р | Планируемая | Фактическая | |||
1-6 | Повторение курса 8 класса | 6 | |||||
7 | Контрольная работа (входная диагностика) | 1 | |||||
Глава I. Квадратичнаяфункция | 46 | ||||||
8-10 | Функция | 3 | |||||
11-15 | Возрастание и убывание функции. Наибольшее и наименьшее значения функции | 5 | |||||
16-17 | Чётные и нечетные функции | 2 | |||||
18-21 | Построение графиков функций y = kf(x), y = f(kx). | 4 | |||||
22-26 | Построение графиков функций y = f(x) + b и y = f(x + a). | 5 | |||||
27-30 | Построение графиков функций y = f(|x|),y = |f(x)| | 4 | |||||
31 | Контрольная работа № 1 | 1 | |||||
32-37 | Квадратичная функция, её график и свойства | 6 | |||||
38-42 | Решение квадратных неравенств | 5 | |||||
43-48 | Решение неравенств методом интервалов | 6 | |||||
52 | Расположение нулей квадратичной функции относительно данной точки | 4 | |||||
53 | Контрольная работа № 2 | 1 | |||||
Глава 2.Уравнения с двумя переменными и их системы | 21 | ||||||
54-58 | Уравнение с двумя переменными и его график | 5 | |||||
59-62 | Графические методы решения систем уравнений с двумя переменными | 4 | |||||
63-67 | Решение систем уравнений с двумя переменными методом подстановки и методами сложения и умножения | 5 | |||||
68-73 | Метод замены переменных и другие способы решения систем уравнений с двумя переменными | 6 | |||||
74 | Контрольная работа № 3 | 1 | |||||
Глава 3.Неравенства с двумя переменными и их системы. Доказательство неравенств | 19 | ||||||
75-77 | Неравенства с двумя переменными. | 3 | |||||
78-81 | Системы неравенств сдвумя переменными | 4 | |||||
82-87 | Основные методы доказательства неравенств | 6 | |||||
88-92 | Неравенства между средними величинами. Неравенство Коши-Буняковского | 5 | |||||
93 | Контрольная работа № 4 | 1 | |||||
Глава 4.Элементы прикладной математики | 10 | ||||||
94-97 | Математическое моделирование | 4 | |||||
98-100 | Процентные расчёты | 3 | |||||
101-102 | Абсолютная и относительная погрешности | 2 | |||||
103 | Контрольная работа № 5 | 1 | |||||
Глава 5. Элементыкомбинаторики и теории вероятностей | 26 | ||||||
104-106 | Метод математической индукции | 3 | |||||
107-110 | Основные правила комбинаторики. Перестановки | 4 | |||||
111-113 | Размещения | 3 | |||||
114-118 | Сочетания | 5 | |||||
119-120 | Частота и вероятность случайного события | 2 | |||||
121-124 | Классическое определение вероятности | 4 | |||||
125-128 | Вычисление вероятностей с помощью правил комбинаторики | 4 | |||||
129 | Контрольная работа№ 6 | 1 | |||||
Глава 6.Числовые последовательности | 24 | ||||||
130-131 | Числовые последовательности | 2 | |||||
132-136 | Арифметическая прогрессия | 5 | |||||
137-140 | Сумма n первых членов арифметической прогрессии | 4 | |||||
141-144 | Геометрическая прогрессия | 4 | |||||
145-147 | Сумма n первых членов геометрической прогрессии | 3 | |||||
148-150 | Представление о пределе последовательности. Сумма бесконечной геометрической прогрессии, у которой модуль знаменателя меньше единицы. | 3 | |||||
151-152 | Суммирование | 2 | |||||
153 | Контрольная работа№ 7 | 1 | 1 | ||||
Повторениеисистематизацияучебного материала | 17 | ||||||
154-169 | Повторение и систематизация учебного материала за курс алгебры 9 класса | 16 | |||||
170 | Итоговая контрольная работа | 1 | |||||
Итого | 170 |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Улан-Удэ
СОГЛАСОВАНО: Руководитель МО: ________ / Г.М. Конева/ протокол № 1 от « 29 » 08 2020г. | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР: ________ /А.П. Хаданова/ протокол № 1 от «30 » 08 2020г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор ОУ: __________ / М.В. Хамеруева / приказ № от « 01» 09 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
5 класс
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от «31» 08 2020г. | Составили: Малыгина Е.В. Конева Г.М. Должность: учителя математики |
Улан-Удэ
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для обучающихся 5 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. от 29.12.2012.
2. Федерального компонента Государственного образовательного стандарта (Приказ МО от 05. 03.2004 №1089).
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
4. Примерной программы для общеобразовательных учреждений по математике.
5. Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ «СОШ №37».
6. Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2019-2020 учебный год.
Адресат.
Программа рекомендована учащимся для обучения математике в 5 классе общеобразовательной школы.
Объем и сроки обучения.
Программа по математике общим объемом 170 часов (5ч. в неделю) изучается в течение учебного года согласно Базисного плана ОУ.
Роль и место дисциплины.
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для образовательных учреждений РФ, особое место данного курса обусловлено необходимостью формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Актуальность.
Программа по математике составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом преемственности с примерными программами для начального общего образования по математике. В ней также учитываются доминирующие идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и способствуют формированию ключевой компетенции — умения учиться.
Особенности программного материала.
Курс математики 5 класса является фундаментом для математического образования и развития школьников, доминирующей функцией при его изучении в этом возрасте является интеллектуальное развитие учащихся. Курс построен на взвешенном соотношении новых и ранее усвоенных знаний, обязательных и дополнительных тем для изучения, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности усвоения знаний учащимися.
Практическая значимость школьного курса математики 5 класса состоит в том, что предметом её изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.
Математика является одним из опорных школьных предметов. Математические знания и умения необходимы для изучения алгебры и геометрии в 7-9 классах, а также для изучения смежных дисциплин.
Обучение математике даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения.
В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.
Знакомство с историей развития математики как науки формирует у учащихся представления о математике как части общечеловеческой культуры.
Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию. Особо акцентируются содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения задач прикладного характера, например решения текстовых задач, денежных и процентных расчётов, умение пользоваться количественной информацией, представленной в различных формах. Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений. Важно приводить детальные пояснения к решению типовых упражнений. Этим раскрывается суть метода, подхода, предлагается алгоритм или эвристическая схема решения упражнений определённого типа.
Национально-региональный компонент в образовательной области «Математика» выражается в повышении уровня математического образования, формировании представлений о математических методах как части общечеловеческой культуры, как форме хозяйственной специфики.
При составлении задач:
- включаю местный краеведческий материал, сообщаю экономические сведения родного края;
- решаем конкретные учебные и воспитательные задачи на заданиях и примерах, составленных на местном материале;
-воспитываю человека, способного понять культуру другого народа, быть толерантным к ней и уметь общаться на разных уровнях (житейском, научном, религиозном) с представителями других наций. Использование элементов национально - регионального компонента делает курс более интересным и значимым с точки значимым воспитания у учащихся патриотических ценностей. Задачи, в содержании которых присутствует национально-региональный компонент, изучаются при повторении материала за курс математики.
Предлагамая программа построена на основе УМК
- Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.Якир. – М.: Вентана–Граф, 2019.
- Математика: 5 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана–Граф, 2019.
- Математика: 5 класс: методическое пособие / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана–Граф, 2019.
- Математика: 5 класс: рабочая тетрадь/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана–Граф, 2019.
- Интернет-ресурс:http://www.pcmath.ru.
Базой данного курса является учебник, который полностью соответствует современным методологическим концепциям обучения, предлагает новые педагогические технологии, направленные на реализацию Государственного образовательного стандарта в практической деятельности учителя.
Курс может использоваться и в качестве дистанционных занятий. В программе предусмотрены уроки, направленные на реализацию дистанционного обучения. Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под контролем учителя.
Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.
С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи, как:
• формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;
• создание эффективного образовательного пространства;
• развитие у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать различные точки зрения.
Содержание образования, включающее дистанционное обучение, реализуется посредством форм обучения
- участие (онлайн, офлайн) в разнообразных интернет мероприятиях (интернет-
фестивали, олимпиады, конкурсы, викторины и т. д.);
- подготовка к экзаменам;
- осуществление проектной и исследовательской деятельности;
- организация дополнительного обучения по «интересам».
Применение дистанционного обучения в учебном процессе позволяет:
- сделать урок наглядным, красочным, информативным;
- использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход к обучению;
- активизировать познавательную деятельность учащегося;
- повысить мотивацию учащихся к изучению предмета;
- развивать мышление и творческие способности детей.
Информационные средства:
- мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса математики;
- инструментальная среда по математике.
Техническое обеспечение:
- Персональный компьютер, подключенный к интернету.
- Сканер.
- Микрофон, наушники или колонки.
Интернет – ресурсы:
Сайты для учащихся:
- Интерактивный учебник. Математика 5 класс. Правила, задачи, примеры http://www.matematika-na.ru
- Энциклопедия для детей http://the800.info/yentsiklopediya-dlya-detey-matematika
- Энциклопедия по математике http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/MATEMATIKA.html
- Справочник по математике для школьников http://www.resolventa.ru/demo/demomath.htm
- Математика он-лайн http://uchit.rastu.ru
Сайты для учителя:
- Педсовет, математика http://pedsovet.su/load/135
- Учительский портал. Математика http://www.uchportal.ru/load/28
- Уроки. Нет. Для учителя математики, алгебры, геометрии http://www.uroki.net/docmat.htm
- Видеоуроки по математике – 5 класс , UROKIMATEMAIKI.RU ( Игорь Жаборовский )
- Электронный учебник
- Электронное пособие. Математика, поурочные планы 5-6 классы. Издательство
« Учитель»
- Тренажер по математике. Издательство « Экзамен»
- Я иду на урок математики (методические разработки).- Режим доступа: www.festival.1september.ru
- Единая коллекция образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
- Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов . – Режим доступа: http://fcior.edu.ru/
Целевая установка.
Изучение математики направлено на достижение следующих целей:
• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Содержание образования по математике в 5 классе определяет следующие задачи:
- развить представления о натуральном числе, десятичной и обыкновенной дроби и роли вычислений в человеческой практике;
- сформировать практические навыки выполнения устных, письменных вычислений, развить вычислительную культуру;
- развить представления об изучаемых понятиях: уравнение, координаты и координатная прямая, процент, упрощение буквенных выражений, угол и треугольник, формула и методах решения текстовых задач как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений;
- получить представление о статистических закономерностях и о различных способах их изучения, об особенностях прогнозов , носящих вероятностный характер;
- развить логическое мышление и речь-умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, проводить примеры, использовать словесный и символический языки математики для иллюстрации, аргументации и доказательства.
Форма организации образовательного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
На уроках используются такие формы занятий как:
практические занятия;тренинг;консультация;
Технологии, используемые в обучении:
– технологии полного усвоения;
– технологии обучения на основе решения задач;
– технологии обучения на основе схематичных и знаковых моделей;
– технология развивающего обучения
– технологии проблемного обучения.
Основные виды контроля:
Текущий и итоговый контроль проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 45 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием.Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Итоговые контрольные работы проводятся:
- после изучения наиболее значимых тем программы,
- в конце учебной четверти.
Взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы.
При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, а именно использование заданий, требующих поиска, переработки и представления информации в новом виде. Освоение курса предполагает изменения роли ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной парадигмы, а также учета динамики передачи ученику ответственности за собственное учение. В ходе прохождения программы, обучающиеся самостоятельно смогут выбирать уровень сложности и характер задания, роль и характер участия в групповой работе, выполнять исследовательские задания на разрешение проблем и проектные работы.
Итоговый контроль.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольной работы, которая включает вопросы по основным проблемам курса.
Предполагаемый результат.
Приобретение математических знаний и умений, развитие коммуникативных, рефлексивных, личностного саморазвития, ценностно-ориентационных и смыслопоисковых компетенций, воспитание культуры личнос
Планируемые результаты изучения математики в 5 классе
Изучение математики способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
- умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
- критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельностив процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
- осознание значения математики для повседневной жизни человека;
- представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
- владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения:
- выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
- решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;
- изображать фигуры на плоскости;
- использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира;
- измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур;
- распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
- проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения;
- использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
- строить на координатной плоскости точки по заданным координатам, определять координаты точек;
- читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой), в графическом виде;
- решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
Содержание курса математики 5 класса
Арифметика
Натуральные числа
• Ряд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел. Округление натуральных чисел.
• Координатный луч.
• Сравнение натуральных чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения.
• Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деление с остатком. Степень числа с натуральным показателем.
• Решение текстовых задач арифметическими способами.
Дроби
• Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.
• Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.
• Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.
• Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.
• Решение текстовых задач арифметическими способами.
Величины. Зависимости между величинами
• Единицы длины, площади, объёма, массы, времени, скорости.
• Примеры зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
• Числовые выражения. Значение числового выражения.
• Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Формулы.
• Уравнения. Корень уравнения. Основные свойства уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи
• Представление данных в виде таблиц, графиков.
• Среднее арифметическое. Среднее значение величины.
• Решение комбинаторных задач.
Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин
• Отрезок. Построение отрезка. Длина отрезка, ломаной. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Периметр многоугольника. Плоскость. Прямая. Луч.
• Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира.
• Прямоугольник. Квадрат. Треугольник. Виды треугольников.
• Равенство фигур. Понятие и свойства площади. Площадь прямоугольника и квадрата. Ось симметрии фигуры.
• Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб. Примеры развёрток многогранников. Понятие и свойства объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
Математика в историческом развитии
Римская система счисления. Позиционные системы счисления. Обозначение цифр в Древней Руси. Старинные меры длины. Введение метра как единицы длины. Метрическая система мер в России, в Европе. История формирования математических символов. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси.
Учебно-тематический план по математике
5 класс.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | Дата проведения | |||
к/р | р/р | л/р п/р | Планируемая | Фактическая | |||
1 | Повторение курса начальной школы | 1 | |||||
Глава 1. Натуральные числа | 20 | ||||||
2-3 | Ряд натуральных чисел | 2 | |||||
4-6 | Цифры. Десятичная запись натуральных чисел | 3 | |||||
7-10 | Отрезок. Длина отрезка | 4 | |||||
11 | Входная диагностика | 1 | |||||
12-14 | Плоскость. Прямая. Луч | 3 | |||||
15-17 | Шкала. Координатный луч | 3 | |||||
18-20 | Сравнение натуральных чисел | 3 | |||||
21 | Контрольная работа № 1 | 1 | |||||
Глава 2. Сложение и вычитание натуральных чисел | 33 | ||||||
22-25 | Сложение натуральных чисел. Свойства сложения | 4 | |||||
26-30 | Вычитание натуральных чисел | 5 | |||||
31-33 | Числовые и буквенные выражения. Формулы | 3 | |||||
34 | Контрольная работа № 2 | 1 | |||||
35-37 | Уравнение | 3 | |||||
38-39 | Угол. Обозначение углов | 2 | |||||
40-44 | Виды углов. Измерение углов | 5 | |||||
45-46 | Многоугольники. Равные фигуры | 2 | |||||
47-49 | Треугольник и его виды | 3 | |||||
50-52 | Прямоугольник. Ось симметрии фигуры | 3 | |||||
53 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | |||||
54 | Контрольная работа № 3 | 1 | |||||
Глава 3. Умножение и деление натуральных чисел | 37 | ||||||
55-58 | Умножение. Переместительное свойство умножения | 4 | |||||
59-61 | Сочетательное и распределительное свойства умножения | 3 | |||||
62-68 | Деление | 7 | |||||
69-71 | Деление с остатком | 3 | |||||
72-73 | Степень числа | 2 | |||||
74 | Контрольная работа № 4 | 1 | |||||
75-78 | Площадь. Площадь прямоугольника | 4 | |||||
79-81 | Прямоугольный параллелепипед. Пирамида | 3 | |||||
82-85 | Объем прямоугольного параллелепипеда | 4 | |||||
86-88 | Комбинаторные задачи | 3 | |||||
89 | Повторение и систематизация учебного материала | 2 | |||||
90 | Контрольная работа № 5 | 1 | |||||
Глава 4. Обыкновенные дроби | 18 | ||||||
91-95 | Понятие обыкновенной дроби | 5 | |||||
96-98 | Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей | 3 | |||||
99-100 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 2 | |||||
101 | Дроби и деление натуральных чисел | 1 | |||||
102-106 | Смешанные числа | 5 | |||||
107 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | |||||
108 | Контрольная работа № 6 | 1 | |||||
Глава 5. Десятичные дроби | 48 | ||||||
109-112 | Представление о десятичных дробях | 4 | |||||
113-115 | Сравнение десятичных дробей | 3 | |||||
116-118 | Округление чисел. Прикидки | 3 | |||||
119-124 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 6 | |||||
125 | Контрольная работа № 7 | 1 | |||||
126-132 | Умножение десятичных дробей | 7 | |||||
133-141 | Деление десятичных дробей | 9 | |||||
142 | Контрольная работа № 8 | 1 | |||||
143-145 | Среднее арифметическое. Среднее значение величины | 3 | |||||
146-149 | Проценты. Нахождения процентов от числа | 4 | |||||
150-153 | Нахождение числа по его процентам | 4 | |||||
154-155 | Повторение и систематизация учебного материала | 2 | |||||
156 | Контрольная работа № 9 | 1 | |||||
Повторение и систематизация учебного материала | 13 | ||||||
157-169 | Повторение и систематизация учебного материала за курс математики 5 класса | 12 | |||||
170 | Итоговая контрольная работа | 1 | |||||
Итого | 170 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа для 11 класса профильный уровень
программа для 11 профильного класса...
Рабочая программа по алгебре для профильного математического 10-го класса (учебник А. Г. Мордкович и др.)
Рабочая программа...
Рабочая программа для 10 класса (профильный уровень)
Рабочая программа может представлять интерес для учителей, которые работают в 10 классах по учебнику Spotlight, авт. Д.Дули, Английский язык, авт. О.В. Афанасьева, И.В.Михеева. Она содержит титульный ...
Рабочая программа для 11 класса (профильный уровень)
Учебный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее ФГОС). Согласно разделу ФГОС 18.3.1. «...
Рабочая программ для 10 класса (профильный уровень)
Данная программа разработана для 10 физикого-математического "Роснефть-класса". 5 часов в неделю...
Рабочая программа для 11 класса (профильная) по учебнику Мякишев Г.Я. Буховцев Б.Б., Чаругин В.М.
Важнейшая задача школы, в том числе и преподавания физики, - формировать личность, способную ориентироваться в потоке информации в условиях непрерывного образования....