Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики
учебно-методический материал по математике

Если говорить о «функциональной грамотности» применительно к образованию, то это про то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, иными словами способность заниматься саморазвитием и самообразованием. Следовательно, важнейшая задача школы связана с необходимостью построения процесса образования в логике формирования функциональной грамотности обучающихся по шести направлениям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я поделюсь с Вами моими средствами, методами и приемами формирования математической грамотности на уроках математики.

Слайд №2

Если говорить о «функциональной грамотности» применительно к образованию, то это про то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, иными словами способность заниматься саморазвитием и самообразованием. Следовательно, важнейшая задача школы связана с необходимостью построения процесса образования в логике формирования функциональной грамотности обучающихся по шести направлениям.

Слайд № 3

Математическая грамотность – это способность обучающегося проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину».

Сущность понятия «математической грамотности» определяется тремя признаками:

- пониманием роли математики в реальном мире;

- высказыванием обоснованных математических суждений;

- использованием математики для удовлетворения потребностей человека.

Слайд № 4

Принятое определение математической грамотности  повлекло за собой разработку особого инструментария  исследования: учащимся предлагаются не типичные  учебные задачи, характерные для традиционных систем обучения и мониторинговых исследований  математической подготовки, а близкие к реальным  проблемные ситуации, представленные в некотором  контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики.

В исследованиях PISA описаны 6 уровней математической грамотности. Что могут продемонстрировать учащиеся, достигшие 1– 6 уровни математической грамотности.

Уровень 6. Учащиеся, математическая грамотность которых отвечает этому уровню, могут осмыслить, обобщить и использовать информацию, полученную ими на основе исследования и моделирования сложных проблемных ситуаций, и могут использовать свои знания в нетипичных контекстах. Они могут связывать и использовать информацию из разных источников, представленную в различной форме, и свободно преобразовывать и переходить от одной формы к другой. Эти учащиеся обладают продвинутым математическим мышлением и умением проводить рассуждения. Они могут применять интуицию и понимание наряду с владением математическими символами, операциями и зависимостями для разработки новых подходов и стратегий к разрешению новых проблемных ситуаций. Учащиеся могут размышлять над своими действиями, формулировать и точно и ясно комментировать свои действия и размышления относительно своих находок, интерпретации, и аргументов и объяснять, почему они были использованы в данной ситуации. 

Слайд № 5

Уровень 5. Учащиеся могут создавать и работать с моделями сложных проблемных ситуаций, распознавать их ограничения и устанавливать соответствующие допущения. Они могут выбирать, сравнивать и оценивать соответствующие стратегии решения комплексных проблем, которые отвечают этим моделям. При рассмотрении предложенной ситуации эти учащиеся могут работать целенаправленно, используя хорошо развитые умения размышлять и рассуждать, адекватные, связанные между собой формы представления информации, описания с помощью символов и формального языка и интуицию, отвечающие этим ситуациям. Они начинают размышлять над выполненной ими работой и могут формулировать и излагать свою интерпретацию и рассуждения.

Уровень 4. Учащиеся способны эффективно работать с четко определенными (детальными) моделями сложных конкретных ситуаций, которые могут иметь определенные ограничения или требуют установления некоторых допущений. Они могут выбрать и интегрировать информацию, представленную в различной форме, включая математические символы, и связывать ее напрямую с различными аспектами предложенных реальных ситуаций. Учащиеся могут использовать ограниченный диапазон своих умений и могут рассуждать, проявляя некоторую интуицию, в простых ситуациях. Они могут сформулировать и изложить свои объяснения и аргументы, опираясь на свою интерпретацию, доводы и действия.

Уровень 3. Учащиеся способны выполнять четко описанные процедуры, включая и те процедуры, которые могут требовать принятия решения на каждом последующем шаге. У них достаточно здравая интерпретация, чтобы служить основой для выбора и применения простых методов решения. Эти учащиеся способны интерпретировать и использовать представления, основанные на различных информационных источниках, и проводить прямые рассуждения на этой основе. Они обычно демонстрируют некоторую способность справляться с процентами, обыкновенными и десятичными дробями, работать с пропорциональными зависимостями. Приведенные ими решения показывают, что они способны проводить элементарную интерпретацию полученных результатов и рассуждения.

Уровень 2. Учащиеся могут интерпретировать и распознать в контекстах такие ситуации, где требуется сделать не более чем прямой вывод. Они способны извлечь нужную информацию из единственного источника и использовать информацию, представленную в единственной форме. Учащиеся могут применять стандартные алгоритмы, формулы, процедуры, соглашения или правила для решения проблем, в которых приходится иметь дело с натуральными числами. Они способны грамотно интерпретировать полученные результаты.

Уровень 1. Учащиеся способны ответить на вопросы в знакомых контекстах, когда представлена вся необходимая информация и вопросы ясно сформулированы. Они способны распознать нужную информацию и выполнить стандартные процедуры в соответствии с прямыми указаниями в определённых ситуациях. Они могут выполнить действия, которые почти всегда очевидны и явно следуют из описания предложенной ситуации.

Слайд № 6

Для решения проблемы математически грамотный учащийся сначала должен увидеть математическую природу проблемы, представленной в контексте реального мира, и сформулировать ее на языке математики.

Это преобразование требует математических рассуждений и является центральным компонентом того, что значит быть математически грамотным.

      Математическое содержание, которое используется в заданиях (предметное   ядро функциональной грамотности):

  •  Изменения и зависимости (алгебра);
  • Пространство и форма (геометрия);
  • Неопределенность и данные (ТВ и статистика);
  • Количество (арифметика).

     Мыслительная деятельность (когнитивные процессы ) - формулировать   ситуацию математически – описать ситуацию из реального мира математически, делать и осмысливать допущения;

  •  применять математические понятия, факты, процедуры - проводить арифметические вычисления, геометрические построения, переводить единицы измерения, решать уравнения, извлекать информацию из таблиц, графиков, представлять и манипулировать  формами в пространстве, анализировать данные;
  • интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты: способность размышлять над математическим решением, результатами или выводами, интерпретировать и оценивать их в контексте реальной проблемы
  • рассуждать  - логика, рассуждение «над формулированием», рассуждение «над решением», рассуждение «над результатом»

Слайд № 7  По предложению Сергеевой Татьяны Федоровны (доктора педагогических наук, профессора МГПУ) при составлении заданий учитываются критерии:

  • Контекстность (личный, профессиональный, общественный, научный)
  • Проблемность (противоречивая ситуация, неопределенность, неоднозначность)
  • Соответствие возрастным особенностям (физическое и психологическое развитие, ценности, особенности поколения)
  • Обогащение социального опыта (личный, профессиональный, общественный, научный)
  • Познавательность  (познавательный момент в задаче)
  • Развитие компетенций (предметные, метапредметные + креативные, критическое мышление, коммуникация, кооперация);
  • Комплексность (широкий спектр источников, средств и способов, интеграция, различные формы ответов: выбор одного, множественный выбор, свободная запись ответа и решения)
  • Уровневость (задания различной сложности)

Слайд № 8

     Конструирование задания:

     Подходы к составлению заданий

  • Предлагаются не учебные, а контекстуальные задачи, практические проблемные ситуации, разрешаемые средствами математики;
  • Для выполнения задания требуется целостное применение математики: понимание, формулирование на языке математики, поиск и осуществление решения, сообщение и оценка результата;
  • Для выполнения задания требуются знания и умения из разных разделов математики;
  • Структура задания: описание ситуации – и 2-х связанных с ней вопроса;
  • Введение в проблему – небольшой вводный текст мотивирующего характера, который не содержит лишней информации и не связан с заданием;
  • Информация в задании дается в различных формах: числовой, текстовой, графической, в виде таблицы. Наличие визуализации обязательно.
  • Вопрос раскрывает ситуацию с определенной стороны;
  • Учитывается, что задания выполняются на компьютере, ответы вносят, используя клавиатуру;
  • В заданиях можно использовать разные типы ответов: выбор одного или нескольких ответов, свободный краткий ответ, полный ответ, которые оцениваются экспертами;
  • Принимается во внимание психофизическое развитие детей.

Слайд № 9

Контекст задания – особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках описанной ситуации.

Личный контекст обычно связан с повседневной личной жизнью учащегося (при общении с друзьями, занятиях спортом, покупками, отдыхом, повседневным бытом), его семьи, его друзей и сверстников. Проблемы, которые предлагаются в профессиональных контекстах, связаны со школьной жизнью или трудовой деятельностью.

Слайд № 10

Общественные контексты связаны с жизнью общества (местного, национального или всего мира). Ситуации, связанные с жизнью местного общества, касаются проблем, возникающих в ближайшем окружении учащихся.

Контексты, отнесенные к научным, обычно связаны с применением математики к науке или технологии, явлениям физического мира. Математическое содержание, которое используется при конструировании заданий, сконцентрировано вокруг четырех фундаментальных идей.

Слайд № 11

        Что вызывает трудности у ребенка?

  • многословность в описании контекста задания, который может включать материалы, не относящиеся к выполнению задания;
  • математическое содержание представлено не в явном виде;
  • ориентация на строгое математическое изложение материала, отсутствие метода проб и ошибок;
  • сочетание в задании житейских и математических рассуждений;
  • интеграция математического содержания

Слайд № 12

     Стандартные ошибки

  • распознавание величин, единиц их измерения и зависимостей;
  • геометрический материал;
  • оценка утверждений;
  • различные виды представления информации

Слайд № 13-17 Примеры заданий

Слайд № 18 Задания, выходящие на ОГЭ 

 Слайд № 19 Спасибо за внимание. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики"

В статье изложены основные задачи и подходы к составлению заданий по математической грамотности....

Презентация «Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики

Презентация выступления на школьном методическом семинаре по функциональной грамотности...

«Система работы учителя математики по формированию функциональной математической грамотности школьников (подготовке к исследованию по модели PISA)»

laquo;Система работы учителя математики по формированию функциональной математической грамотности школьников (подготовке к исследованию ПО МОДЕЛИ PISA)»...

Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики

В данное время формирование функциональной грамотности у учащихся становится важной целью для любого педагога, так как функциональная грамотность – один из главных результатов образования и орие...

"Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики"

Математическая грамотность - это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических ситуациях. Она включа...

Система работы учителя математики по формированию функциональной математической грамотности школьников (подготовке к исследованию по модели PISA)»:

Система работы учителя математики по формированию функциональной математической грамотности школьников (подготовке к исследованию по модели PISA)»:...