Методическая разработка программы кружка по математике в условиях ДОЛ
методическая разработка по математике (5, 6 класс)

...

Разработана программа дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, которая может быть реализована в рамках деятельности математического кружка в детском оздоровительном лагере. Содержание программы способствует развитию не только математического кругозора воспитанников, но и приобретению знаний по экологическим профессиям и экологическим проблемам современного общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elizarov_m.i._metodicheskaya_razrabotka.docx111.99 КБ

Предварительный просмотр:

Елизаров Максим Игоревич

Методическая разработка программы кружка по математике в условиях ДОЛ

Анализ актуальности создания математического кружка в ДОЛ

Для определения актуальности создания кружка по математике в детском оздоровительном лагере нами было проведено анкетирование среди родителей, а также педагогических работников ДОЛ. Было опрошено 18 родителей детей школьного возраста, 26 педагогических работников (вожатые, руководители смены, воспитатели, кружководы).

В ходе анкетирования выявлялось:

  • отношение родителей и педагогических работников ДОЛ к участию детей в образовательной деятельности во время отдыха в ДОЛ;
  • представления родителей и педагогических работников ДОЛ о предназначении такой образовательной деятельности;
  • суждения родителей и педагогических работников ДОЛ о целях деятельности детских объединений в ДОЛ.

Охарактеризуем полученные результаты.

Большинство родителей (50 %) и педагогических работников ДОЛ (73%) положительно относятся к реализации образовательных программ во время детского летнего отдыха (см. Диаграммы 1 и 2).

Опрошенные родители и педагогические работники ДОЛ следующими тезисами аргументируют свой ответ (Орфография и пунктуация сохранена):

  • «Постоянная образовательная деятельность хорошо сказывается на развитии ребенка».
  • «Не считаю нужным делать из летних каникул вторую школу, но вот проводить интересные познавательные и научные МК - это нужно».
  • «Я считаю, что из лагеря дети должны возвращаться с новыми знаниями и умениями. Также это может поднять их интерес к учёбе. Ну и просто помогает детям сохранить настрой на интеллектуальную активность».
  • «Образование - это непрерывный процесс, конечно, в широком смысле, но это не отменяет того факта, что развитие школьника требует постоянного и регулярного упражнения. К тому же, речь может идти не только о школьных предметах, но и о дополнительных дисциплинах, которые не затрагиваются в школе. И важно отметить, что после долгих летних каникул, дети возвращаются в школу несколько обескураженными. А занятия в лагере помогли бы держать школьников в тонусе».
  • «На мой взгляд, на первом месте должен быть организован досуг для ребенка, но учиться он тоже чему-то должен».

В следующем вопросе родители и сотрудники ДОЛ ответили, на что, по их мнению, должна быть направлена образовательная деятельность в летнем лагере. Результаты ответов можно увидеть на диаграмме номер 3. 

51% опрошенных считают, что образовательная деятельность должна быть направлена на изучение детьми материала, который не представлен в школьной программе. В пользу изучения наук в интересной форме склоняются 37% анкетируемых родителей и педагогических работников ДОЛ. Оставшиеся 12% считают, что образовательная деятельность должна совмещать в себе повторение школьной программы и изучение чего-то нового.

На диаграмме 4 приведены результаты анализа ответов педагогических сотрудников летнего лагеря на вопрос о цели существования объединений.

74% опрашиваемых считают, что основная цель кружков/секций/клубов – это научить детей чему-то новому. 13% педагогов выбрали вариант «занять детей в свободное время». 8% опрашиваемых видят целью объединений «отдых от отрядных дел». Оставшиеся 5% склонны к мнению, что кружки/секции/клубы существуют для приобретения новых знаний и отдыху воспитанников от отрядных дел.

Вожатые, руководители смены, воспитатели и кружководы прокомментировали свой выбор следующим образом:

  • «Детский отдых в ДОЛ носит и образовательно - развивающий характер, согласно основной цели существования ДОЛ».
  • «Не все же время развлекаться. Как уже говорилось ранее, развиваться нужно все время, и не только детям».
  • «Помимо навыков социализации детям необходимо развитие творческое, умственное и спортивное, что может быть достигнуто в кружках».
  • «В зависимости от возраста мотивация может быть разной, но должна стремиться к развитию способностей, получению новых знаний».

На вопрос «Как Вы относитесь к тому, чтобы Ваш ребенок во время летнего отдыха в лагере посещал кружок, связанный с математикой?» все родители ответили положительно.

Аналогичный вопрос, но только про детей отряда, получили педагогические работники летнего лагеря. В обоих случаях был получен 100% ответ. Родители, а также вожатые с полной уверенность ответили, что всегда найдется ребенок, который пойдет на кружок математики во время летнего отдыха. Педагогами лагеря было добавлено, что количество участников кружка будет зависеть от умения кружковода заинтересовать детей, привлечь их внимание к математике и к кружку.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что родители, вожатые, руководители смены, а также кружководы положительно относятся к образовательной деятельности во время детских летних каникул. Участники анкет считают, что летом в лагере целесообразно закреплять школьную программу в интересной для детей форме и добавлять то, что не связано со школьной программой (танцы, робототехника, театральное искусство и т.д.). Также идея организации математического кружка нашла поддержку среди родителей и педагогических работников лагеря. Значит, можно сказать, что созданная в рамках диплома программа математического кружка будет востребована в детском оздоровительном лагере.

Разработка дополнительной общеразвивающей программы по математике для реализации на занятиях кружка в условиях ДОЛ

Основная цель разработки программы – создание общеразвивающей программы по математике для детского оздоровительного лагеря, которая подходила бы любому желающему, т.е. в содержании должен быть математический материал базового уровня, а также была бы интересна детям, т.е. отличалась бы от традиционной школьной урочной системы. Следовательно, программа должна носить образовательно – игровой характер, в связи с этим была выбрана игровая форма кружка.

Математический материал пятого класса очень важен для дальнейшего успешного освоения программы по математике 7-9 классах. Повторение и закрепление математических основ в игровой форме способствует лучшему усвоению воспитанниками базовых знаний, необходимых при дальнейшем изучении алгебры, геометрии, физики и других точных наук.

Информационная карта курса

Полное название программы

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Математическая эпидемия»

Цель программы

Развитие личности ребенка, его математических способностей, воображения, пространственных представлений, внимания, мышления, памяти, а также пополнение интеллектуального багажа воспитанников.

Адресат проектной деятельности

Воспитанники детского оздоровительного лагеря в возрасте от 11 до 13 лет

Сроки реализации программы

Лагерная смена (21 день)

Направления деятельности

Естественнонаучное

Краткое содержание программы

Повторение основных тем математики за курс 5-6 класса  

Пояснительная записка

Разработанная  программа предназначена для занятий по дополнительному образованию в условиях детского оздоровительного лагеря. Программа ориентирована на обучающихся 5-6 классов (11-13 лет).

В современном мире непрерывно возрастают роль и значение математики. Существует огромное множество сфер деятельности человека, связанных с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Математика превратилась в инструмент, который ежедневно используется людьми во всем мире. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления, приучает человека к точности, к умению видеть главное, сообщает необходимые сведения для понимания сложных задач, возникающих в различных областях деятельности современного человека. Так же математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Таким образом, начиная со школьного возраста необходимо пробудить и начать развивать интерес детей к математической науке. У учащихся «пик интереса» к математике приходится на 11 –13 лет, поэтому математический кружок является актуальным для школьников 5-6 классов.

Образовательно-воспитательная среда современного детского лагеря способствует достижению поставленных целей при реализации программы, т.к. образовательно-воспитательная среда ДОЛ является уникальным педагогическим и социокультурным средством. Такой результат достигается за счёт того, что в детском лагере есть возможность смещения акцента в образовательно-воспитательном процессе с результата (оценивание) на процесс (удовольствие, интерес). Этот эффект является результатом активного включения в учебный процесс разнообразных досуговых форм педагогического взаимодействия (выставки, соревнования, защиты проектов, праздники и пр.). [26, c. 7] Территория лагеря позволяет выносить деятельность кружка за рамки учебного кабинета. Проведение занятий с использованием территориальных ресурсов лагеря способствует вовлечению воспитанников в образовательную деятельность.

В связи с тем, что посещение кружка не является обязательным, и работа строится на принципе добровольности, то одним из основных принципов организации деятельности кружка является принцип занимательности. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной и командной деятельности.

Планирование работы кружка составлено на 15 занятий.

Плановое количество учащихся в группе 12 – 16 человек.

Цели курса:

Развитие личности ребенка, его математических способностей, воображения, пространственных представлений, внимания, мышления, памяти, а также пополнение интеллектуального багажа воспитанников.

Задачи: 

  • Обеспечение выработки у учащихся приемов и навыков самостоятельной и познавательной деятельности;
  • Привитие навыков командной работы;
  • Совершенствование умений ориентироваться в проблемных ситуациях, решать нестандартные задачи, задачи практического характера;
  • Способствовать формированию творческого мышления в ходе решения задач;
  • Развитие у детей смекалки;
  • Привитие интереса к математическим занятиям;
  • Развитие математического кругозора;

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения.

В связи с этим основными приоритетами методики реализации программы кружка являются:

  • учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, интеллектуальные игры, квесты);
  • личностно-деятельностный подход.

Будут использоваться следующие формы организации деятельности обучающихся:

  • индивидуальная деятельность;
  • деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);
  • коллективная деятельность.

Ожидаемые результаты: 

- владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность);

- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

- умение взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- развитие интереса к математике

Общая характеристика курса

Вся деятельность кружка строится как учебно-ролевая игра, во время которой воспитанники включаются в решение проблемной ситуации, связанной со спасением Земли. При этом в ходе занятий каждому воспитаннику предлагается познакомиться с различными профессиями, такими, как биоэколог, медицинский эколог, менеджер-эколог, эколог-проектировщик, зоолог, экорециклер, ветеринар-реабилитолог, сельскохозяйственный эколог, эколог-логист, урбанист-эколог, экоаналитик в строительстве. На занятиях каждый ребенок выбирает одну из предлагаемых профессий, после чего выполняет профессиональные задачи выбранного специалиста. К выполнению профессиональной задачи приводит решение математических заданий, которые воспитанник получает на каждом занятии при выборе профессии.

На время работы кружка воспитанники становятся работникам сверхсекретной лаборатории, цель которой спасти Землю от био-катастрофы. На каждом занятии дети зарабатывают баллы с помощью выполнения представленных на карточках профессиональных задач той профессии, которую выбрали в начале занятия. С каждой из эко-профессией ребенок знакомится на первом вводном занятии.

Выполнение профессиональных задач достигается решением ряда математических заданий по конкретной теме. Математические задания в карточках распределены по уровню сложности и по классу. Следовательно, программа применима для различных групп школьников, в том числе не имеющих хорошей подготовки.

В конце каждого занятия баллы, заработанные всеми участниками кружка, суммируются, и с макета загрязнённой планеты убирается столько единиц мусора, сколько всего баллов было заработано за занятие.  Также количество баллов, заработанное ребенком за одно занятие, вписывается в личное удостоверение работника лаборатории. Основная цель работы воспитанников в лаборатории – очистить к концу смены макет планеты от мусора. На последнем занятии подводятся результаты и награждаются воспитанники в соответствии с личным рейтингом (строится на основе баллов из удостоверений работников лаборатории).

Все занятия в кружке организуются по следующим типам:

1) Обычный день в лаборатории

Учащиеся работают по одному или в мини-группах, выполняя профессиональные задачи, выбранных профессий.

2) Нападение вирусов

Интеллектуальная математическая игра, в которой учащиеся сражаются с вирусом, напавшим на лабораторию.

3) Неполадки в лаборатории

Командная математическая игра, в которой учащиеся выполняют задания, приводящие к решению возникшей проблемы.

Содержание программы курса

Тема занятия

Тип занятия

Содержание

К-во часов

1

Знакомство с устройством лаборатории

Вводное занятие

Рассказ о работе кружка и про ход занятий.

Проведение презентации эко-профессий.

1

2

Множество натуральных и целых чисел

Обычный день в лаборатории

В рамках этой темы воспитанники будут выполнять следующие виды заданий:

- сравнение натуральных и целых чисел

- округление натуральных и целых чисел  

- выполнение арифметических действий с натуральными и целыми числами

1

3

Обыкновенны дроби; десятичные дроби

Обычный день в лаборатории

В рамках этой темы будут рассмотрены следующие вопросы:

- Как найти дробь от числа?

- Как сравнить дроби с разными знаменателями, но одинаковыми числителями и наоборот?

- Как выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями, со смешанными числами, с десятичными дробями?

- Как округлять десятичные дроби?

1

4

Повторение: множество натуральных и целых чисел, обыкновенные и десятичные дроби

Нападение вирусов

Игра «Сражение с вирусом».

В ходе игры воспитанники пытаются победить вирус, решая различные задания.

1

5

Основные геометрические понятия: отрезок, плоскость, прямая, луч, угол

Обычный день в лаборатории

На этом занятии воспитанники вспомнят следующий материал из курса геометрии 5 класса:

- измерение длин отрезков

- сравнение длин отрезков

- вычисление части длины отрезка

- вычисление длины ломанной

- нахождение длины отрезка

- определение вида угла по градусной мере

- построение угла с помощью транспортира

- измерение градусной меры угла

- вычисление величины угла  

1

6

Уравнения, числовые и буквенные выражения

Обычный день в лаборатории

В рамках этой темы воспитанники  будут выполнять следующие виды заданий:

- нахождение значения выражения, при заданном значении переменной

- составление буквенного выражения

- упрощение выражений

- решение уравнений

1 

7

Повторение: буквенные выражения и  уравнения

Неполадки в лаборатории

Проведение игры «Поломка», в ходе которой воспитанники решают задания на повторение буквенных выражений и уравнений, для получения подсказок. С помощью подсказок будут найдены на территории лагеря детали, которые помогут починить оборудование в лаборатории, что и является целью игры.

1

8

Геометрия:

многоугольники, периметр и площадь

Обычный день в лаборатории

В ходе занятия воспитанники повторят некоторые сведения о многоугольниках, а именно:

  • изображение различных многоугольников
  • вычисление периметра многоугольников
  • нахождение равных многоугольников
  • нахождение элементов многоугольников, зная периметр
  • построение треугольников с помощью линейки и транспортира
  • вычисление площади прямоугольника

1

9

среднее арифметическое

Обычный день в лаборатории

В рамках этой темы воспитанники  будут выполнять следующие виды заданий:

  • нахождение среднего арифметического ряда чисел
  • нахождение средней скорости  

1

10

Логические и занимательные задачки

Переменка в лаборатории

Проводится игра «Большие крестики нолики», где за каждой ячейкой поля находится логическая задача.

1

11

Геометрия: многогранники, тела вращения, объём

Обычный день в лаборатории

В рамках этой темы будут рассмотрены такие вопросы:

  • вычисление длин ребер прямоугольного параллелепипеда
  • вычисление площади поверхности прямоугольного параллелепипеда
  • нахождение элементов прямоугольного параллелепипеда
  • вычисление объёма прямоугольного параллелепипеда

1

 

12

Решение текстовых задач

Обычный день в лаборатории

Все задания, находящиеся на карточках, будут представлять собой различные текстовые задачи.

1

13

Повторение: многоугольники, многогранники

Неполадки в лаборатории

На занятие будет проводиться  игра «Транспортная неурядица», по построению машины из многогранников.

1 

14

Проценты, задачи на проценты

Обычный день в лаборатории

В рамках этой темы воспитанники  будут выполнять следующие виды заданий:

- нахождение процента от числа

- задачи на проценты

- нахождение числа по его процентам

1 

15

Подведение итогов

Заключительное занятие

Подведение общих и личных итогов.

Награждение воспитанников грамотами.

1

Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

Занятия проводятся в помещении, оснащенном необходимым количеством посадочных мест для учащихся.

Для занятий требуются следующие средства обучения: ноутбук, принтер, наборы цветной и белой бумаги, картон, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, пишущие принадлежности.

2. Научно-методическое обеспечение:

Авторские методики, разработки: разработка тем программы; описание отдельных занятий.

Учебно-иллюстративный материал: иллюстративный и дидактический материал по темам.

Методические материалы: методическая литература для учителя

В приложениях представлены разработки для 5 занятий кружка:
- занятие № 2 «Множество натуральных и целых чисел»

-  занятие № 4 игра «Сражение с вирусом»

- занятие № 7 игра «Поломка»

- занятие № 10 игра «Крестики – нолики»
- занятие № 13 игра «Транспортная неурядица»


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Байбородова Л.В. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей/ Л. В. Байбородова. – 2018 [Электронный ресурс] // URL: https://studme.org/191790/pedagogika/dopolnitelnoe_obrazovanie_detey_psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie
  2. Буцко Е.В., Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика: 5 класс: методическое пособие /Е.В. Буцко – Москва: Вентана-Граф, 2016. - 288 с.
  3. Грецкова С.А., Колганова А.И., Якушева Е.Л. Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. / ГБНОУ «СПБ ГДТЮ», 2017 – 30 с
  4. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.М. Дополнительное образование детей: учебник для студентов пед. училищ и колледжей / Евладова, Е.Б. - Москва: Владос, 2004. – 349 с
  5. Ерина Т.М. Тесты по математике к учебнику А.Г. Мерзляка и др. «Математика. 5 класс»/ Т.М. Ерина – Москва: Экзамен, 2017. - 96с
  6. Золотарева А.В., Криницкая Г.М., Пикина А.Л. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей: Учебник и практикум для СПО/ Золотарева, А. В. – Москва: Юрайт, 2018. – 302 с
  7. Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / О. Е. Лебедева. — Москва: Владос, 2000. – 205 с
  8. Машинистова Н.В. История становления дополнительного образования детей в России / Н. В. Машинистова. — Пермь : Меркурий, 2012. — с. 38-42. [Электронный ресурс] //  URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2347/
  9. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика. 5 класс Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.В. Буцко – Москва: Вентана –Граф, 2013. – 304с  
  10. Мещеряков В.В. Организация работы математического кружка учащихся 5–6 классов в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения / Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015.  с 91–95.  [Электронный ресурс] // URL: http://ekoncept.ru/2015/65219.htm
  11. Мулюкина Е. И. Особенности организации дополнительных образовательных услуг в системе дошкольного образования / Е. И. Мулюкина. Молодой ученый. —№ 9 (247). 2019. — с. 196-198. [Электронный ресурс] // URL: https://moluch.ru/archive/247/56904/
  12. Национальный стандарт Российской Федерации от 01 марта 2019 ГОСТ Р 52887-2018 «Услуги детям в организациях отдыха и оздоровления» [Электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/1200160048
  13. Олейникова Л. Т. Дополнительное образование детей - потенциал воспитания / Л. Т. Олейникова. — [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2010. — № 1-2 (13). — Т. 2. — С. 282-287. — URL: https://moluch.ru/archive/13/1053/
  14. Пирютко О.Н., Терешко О.А. Сборник задач по математике: Учебное пособие для 5 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения/ Г.И. Кошевникова Минск: Адукацыя и выхаванне, 2019 – 216 с  
  15. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс] // Российская газета [Офиц. сайт]. URL: http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html
  16. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 июня 2012 г. N 504 г. Москва «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] // URL: http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html
  17. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29   августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" [Электронный ресурс] // URL: https://rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html
  18. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 г «О внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] // URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&backlink=1&nd=102110427&page=1&rdk=1#I0
  19. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] // Правительство России [Офиц. сайт]. URL: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf  
  20. СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей» [Электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/499071210
  21. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/420207400
  22. Сборник программ тематических смен студенческих педагогических отрядов Молодёжной общероссийской общественной организации «Российские Студенческие Отряды» [Электронный ресурс] // URL: http://www.shtabso.ru/docs/sbornik_spo.pdf
  23. Ситаров, В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.
  24. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". – Москва: Омега-Л, 2019. – 144 с  
  25. Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике: 5 класс: практикум/ А.С. Чесноков – 6-е изд. – Москва: Академкнига/Учебник, 2014 – 144 с.
  26. Шульга И.И. Новые образовательные практики в детском лагере: возможности и перспективы / И.И. Шульга. Информационно - методический журнал Артек- со-бытие №2(16) 2017г – с. 7 – 9 [Электронный ресурс] // URL: https://media.artek.org/media/uploads/so-bitie/artek3na-sayt.pdf


Приложения

1. Сценарий игры «Сражение с вирусом»

Цель:

- Формировать умение работать в команде и находить согласованные решения.

- Развивать умение использовать общие приемы решения задач при работе с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями

Задачи:

- Развивать умение оказывать и принимать поддержку окружающих

- Формировать навык принятия решений

- Выработка умения реагировать на предлагаемые обстоятельства

- Закрепить навык работы с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями

- Развивать инициативу, находчивость при решении математических задач

Возраст: 11-13 лет

Форма проведения: интеллектуальная игра 

Время: 40-60 минут

Необходимый материал: 

- ватман с расчерченной таблицей с заданиями

- пишущие принадлежности по количеству участников

- упаковка чистой бумаги

- маркеры для ведущего

- ватман со шкалой жизни вируса и со шкалами жизни команд

Подготовка:

1) Заранее нужно нарисовать на ватмане таблицу, где будут обозначены задания и прописано количество жизней, которые отнимаются у вируса, если задание было выполнено правильно.

2) Нужно сделать карточки, где будут написаны условия заданий, которые будут выполнять игроки

3) 3 шкалы жизней (одна для вируса и две для команд)

Правила:

Лабораторию захватил вирус. Чтобы попасть обратно нужно победить вирус. Для победы необходимо снять 100 очков жизни вируса. Команда выбирает задание из таблицы, если оно было выполнено, то у вируса убывает столько очков жизни, сколько написано на карточке с заданием, если задание не выполнено, то это количество очков убывает у жизни команды.

Ход игры:

1) Руководитель кружка встречает детей у входя в кабинет для кружка

2) Объясняет, что в лабораторию не попасть, т.к. ее захватил вирус

3) Руководитель формирует 2 команды из воспитанников и объясняет правила

4) Команда из представленной таблицы выбирает задание. В течении отведенного времени его выполняет.

5) Руководитель оценивает выполненное задание.

6) На шкале жизни отмечаются очки (отнимаются либо у вируса, либо у команды)

Задания для игры:

На выполнение каждого задания отводиться 2,5 минуты

13       (-15)

14         (-15)

15        (-15)

16          (-15)

9        (-10)

10         (-10)

11        (-10)

12         (-10)

5        (-5)

6           (-5)

7          (-5)

8           (-5)

1        (-2)

2           (-2)

3          (-2)

4           (-2)

1. Найдите значение выражения:

(591+1125:75)56-46702

2. В полной тишине постройтесь сначала по росту (от высокого к низкому), потом по цвету волос (от самого темного, к самому светлому)

3. Выразите:

а) в сантиметрах: 2м 50см; 4дм 8см; 460мм

б) в килограммах: 3т 525кг; 4ц 8кг; 15000г

4. Выбирается один участник команды, который за отведенное время должен без слов объяснить 2 слова своей команде.

5. Команда за отведенное время должна изобразить карету.

6. Запишите в виде неправильной дроби смешанные числа:

а)

б)

    Сравните:

а)

б)

7. Вся команда встает на покрывало, за отведенное время необходимо перевернуть покрывала, не спускаясь с него.

8. Найдите значение выражения:    

9. Команде берется за руки, встает в круг и закрывает глаза. В полной тишине команда должна образовать форму треугольника, квадрата.

10. Найдите значение выражения: 4,2-(2,4506-(0,61-0,504))

11. Округлите числа:

а) до десятых: 17,167; 6,35

б) до десятков: 5,15; 206,3

в) до сотен: 416,2; 555,5

12. Команда встает в шеренгу. На спине замыкающего «рисуется» руководителем какой-то объект. Этот ребенок должен нарисовать на спине впереди стоящего то, что почувствовал на своей спине и т.д., пока рисунок не дойдёт до первого человека. Первый человек должен верно назвать объект, который был ему передан.

13.Найдите значение выражения: (2,31,18-1,419):3,7

14.Необходимо встать в круг, зажать между шеей и подбородком яблоко, а затем передать его таким образом по кругу. Сосед может брать яблоко только тем же местом.

15.Выразите:

а) в метрах: 5м 17см; 32см; 4м 7см

б) в квадратных дециметрах: 3дм2 15см2; 27см2 

16. Необходимо без рук укусить подвешенное яблоко.


2) Сценарий игры «Поломка»

Цель:

- Формировать умение работать в команде и находить согласованные решения.

- Развивать умения применять правила и пользоваться инструкциями

- Повторить тему «буквенные выражения; решение уравнений»

Задачи:

- Развитие умения действовать по предложенному алгоритму

- Выработка умения реагировать на предлагаемые обстоятельства

- Закрепление умений упрощать буквенные выражения и решать уравнение

Возраст: 11-13 лет

Форма проведения: игра по станциям

Время: 40-60 минут

Необходимый материал: 

- упаковка чистой бумаги для записи решений

- пишущие принадлежности на каждого из участников

- вырезанные из картона детали

- напечатанные задания

- конверты по количеству станций (6 штук)

Подготовка:

Во 2,3,4,5 конверт нужно положить вырезанную из картона деталь, задания для решения на станции и шифр, для расшифровки следующего места. В 1 конверте должны быть только задания и шифр, в 6 только деталь. Конверты спрятать в 6 разных местах лагеря.

Правила:

Чтобы починить оборудование в лаборатории, нужно найти 5 деталей. Все детали разбросаны по территории лагеря. Руководить кружка называет первое место. Прибежав к месту назначения, команда ищет конверт. В конверте есть 12 уравнений (по числу игроков), каждый решает одно уравнение. Используя полученные ответы и шифр команда узнает следующее место, где спрятан конверт. Игра продолжается, пока не будут найдены все 5 деталей.

Ход игры:

1) Руководитель кружка объясняет правила

2) Руководитель кружка называет первое место, где спрятан конверт

3) Команда находит конверт, выполняет задание, расшифровывает следующее место.

4) После обнаружения всех 5 деталей команда выполняется в кабинет для занятий кружком  

Задания для игры:

1. Упростите выражения:

1) 13и+5и-17и

2) 25к-2(3к+9к)

3) 36й+4й-(9й+10й)

4) (5е+3е)-(4е+3е)

5) 55н-5н-49н

6) 34и-3(23и-12и)

7) 6л-3л-2л

8) (15о-2о)-(7о+5о)

9) 19т-(27т-9т)

10) 33с-3с-(20с+9с)

11) 14е-4е-8е

12) 10с-2(22м-18м)

Шифр: Прочитайте справа на лево

(Пример: записали подряд ответы. Получили еоннежором. Читаем справа на лево, получаем слово -  мороженное)

Ответ: место линейки (главная площадь)

2. Решите уравнения:

1) (х+130):7=21

2) 48-(х+18)=24

3) 3х+1=10

4) 2х+3х-15=130

5) 138+х+51=218

6) 4х+3х=77

7) (24-х)+37=49

8) 702:(х+23)=18

9)(х+35)2=106

10) 257-х+124=116

11)44+(х-15)= 50

12) (х-8)12=132

Шифр: Каждую цифру замените на букву, для которой эта цифра является порядковым номером.

(Пример: Если дана цифра 5, то заменяем на букву Д, т.к. 5 буква алфавита – буква Д)

Ответ: первый корпус

3.  Упростите выражения:

1) 3у+4(2у-у)-6у

2) 5б-(3б+б)

3) 19н-2(3н+5н)

4) (10д+5д)-(10д+4д)

5) 7е-2е-4е

6) 5ж-2(11ж-9ж)

7) 22н-(10н+11н)

8) 13ь-2ь-10ь

9) (2ж+5ж)-(3ж+3ж)

10) 11е-6е-4е

11) 5к+2(3к+к)-11к

12)9н-(2н+6н)

Шифр: Измените каждую букву на букву из алфавита, стоящую левее данной буквы.

(Пример: в алфавите слева от буквы Л стоит буква К. Значит буква Л будет заменена на букву К)

Ответ: там, где мы едим (столовая)

4. Решите уравнение

1) (у : 2) : 3 = 3;

2) 65 - 5  z = 15;

3)  3  (х + 1) - 12 = 60;

4) 56 : (х - 16) + 22 = 29;

5) (45 - х) • 2 - 7 = 43;

6) 40 : (17 - х) + 9 = 14;

7) 812 : (х - 6) = 58;

8) 128 : у + 23 = 31;

9) (48 + k) • 8 = 240;

10) 60 • 20 • х = 24 000;

11) 146 + (550 : х) = 171;

12) 75 + (25 : х) = 80

Шифр: А – 5

(К этому заданию прилагается круг, по окружности которого написан алфавит. В центре круга есть круг поменьше, который крутится, на его окружности написаны цифры от 1 до 33. Зная код «А-5», воспитанники должны повернуть круг так, чтобы под буквой А была цифра 5. Под всеми остальными буквами теперь тоже есть своя цифра. Каждому ответу уравнения сопоставляем цифру.)

Ответ: место доктора (медпункт)

5.  Решите уравнение

1) 146 - (540 : х + 36) = 20;

2) 25  (х  8) 20 = 8 000;

3) 8000 : (25х + 50) - 15 = 90 - 65;

4) 390 : (4х + 61) = 320 - 314.

5) (х + 13) : 6 + 45 = 48;

6) (16х-10х+3)4=108

7) 23х-12х+6х+5=22

8)32х+14х-27х+5=63

9) 1830:(26-4х)=183

10) (7х+93):11=44:4

11)3096:(5х+109)=24

12) (10х+68):393=6

Шифр: Рассматривайте ответы в парах. Одна пара цифр – одна буква. Первая цифра указывает группу, вторая – порядковый номер буквы в этой группе.

АБВГ – 1

ДЕЁЖ – 2

ЗИЙК – 3

ЛМНО – 4  

ПРСТ – 5

УФХЦ – 6

ЧШЩЪ – 7

ЫЬЭЮЯ – 8

Ответ: футбол (спортивное поле)

3) Сценарий игры «Крестики – нолики»

Цель:

- Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения, решать логические задачи

Задачи:

- Формирование логического мышления

- Развивать умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

- Воспитание умение взаимодействовать друг с другом  и находить общие способы работы

- Выработка умения реагировать на предлагаемые обстоятельства

Возраст: 11 – 13 лет

Форма проведения: интеллектуальная игра  

Время: 45 минут

Необходимый материал: ватман, маркеры

Подготовка:

Необходимо подготовить табло на 9 клеток, аналогично игре на тетрадном листе.

Правила:

В игре участвуют две команды. Жребием выбирается первая команда, и она выбирает клетку, в которой будет играть. В каждой клетке расположена логическая задачка, если команда отвечает правильно, то она ставит в выбранной клетке свой знак. Дальше право выбора клетки переходит ко второй команде. Победителем игры считается та команда, которой удастся во время игры выстроить в ряд (по горизонтали; вертикали; диагонали) подряд три свои знака. Если командам не удается выполнить это условие, то выполняются задания всех 9 клеток, "Х" и "О" заполняют все клетки игрового поля и побеждает та команда, у которой больше всех знаков на площадке. Если все же какая-нибудь команда поставит подряд три свои знака, то игра немедленно прекращается и остальные задания не разыгрываются.

Ход игры:

  1. Руководитель кружка делит учащихся на 2 команды.
  2. Дается 1 минута на выбор капитана в каждой команде. (выбирают участники команды)
  3. По жребию определяется знак команды. Одни участники игры становятся "ноликами", другие - "крестиками".
  4. Руководитель кружка знакомит команды с правилами игры.
  5. Разыгрывается право выбора клетки на игровом поле.
  6. Команде дается 30 секунд на выбор клетки. Капитан называет номер клетки, выбранной командой.
  7. Задача, спрятанная за выбранной клеткой, оглашается команде и дается 12 минуты на обсуждение ответа.
  8. Капитан команды дает ответ проводящему.
  9. При правильном ответе в клетке рисуется знак команды. Если команда ответила не верно, то клетка остается пуста.
  10. Игра продолжается, пока одна из команд не поставит в ряд (по горизонтали; вертикали; диагонали) подряд три свои знака.
  11.  Подведение итогов.

Список задач для игры:

1) Кирпич весит 1 кг и ещё полкирпича. Сколько весит кирпич?

Ответ: 2 кг

2) В детском саду 14 девочек и 12 мальчиков. Половина детей вышла на прогулку. Какое наименьшее количество девочек может быть среди них?

Ответ: 1 девочка

3) В семье несколько детей. Один ребёнок говорит, что у него есть один брат и одна сестра. А другой говорит, что у него нет ни одной сестры. Сколько в семье мальчиков и сколько девочек?

Ответ: 2 мальчика и 1 девочка

4) Папу Антона зовут Андрей Викторович, а дедушку – Сергей Иванович. Какое отчество у мамы Антона?

Ответ: Сергеевна

5) Одно яйцо варится 5 минут. За какое наименьшее время можно сварить 2 яйца?

Ответ: 5 минут

6) На доске написаны два числа 4 и 5. Какой знак нужно поставить между ними, чтобы получился результат больше 4 и меньше 5?

Ответ: запятая

7) Позавчера у Макса был День рождение. Послезавтра будет вторник. В какой день недели был день рождение?

Ответ: пятница

8) В доме 4 этажа. Чем выше этаж, тем больше людей там живет. На какой этаж чаще ездит лифт?

Ответ: 1 этаж

9) Двое идут в город, а навстречу им ещё двое. Сколько человек теперь идёт в город?

Ответ: двое


4) Сценарий игры «Транспортная неурядица»

Цель:

- Развивать умение понимать и использовать математические средства наглядности ( развертки пространственных тел, чертежи сборки геометрических моделей)

- Закрепить знания по теме «многогранники»

Задачи:

- Развитие пространственного мышления  

- Развитие конструктивного мышления

Возраст: 11 – 13 лет

Форма проведения: командная игра

Время: 45 минут

Необходимый материал: 

- ватманы с развертками

- клей, скотч

- ножницы

Подготовка:

Необходимо подготовить на ватманах развертки различных многогранников

Правила:

В игре участвуют 4 команды. Задача каждой команды создать транспортное средство (машина, ракета, велосипед, вымышленный вид транспорта) из многогранников.

Ход игры:

1)  Руководитель кружка делит учащихся на 4 команды.

2) Руководитель кружка знакомит команды с правилами игры.

3) Засекается 30 минут на создание транспортного средства.

4) Каждая команда презентует свою поделку.


5) Сценарий занятия №2 «Множество натуральных и целых чисел»

Цель:

1) Обобщить знания учащихся о натуральных числах, обыкновенных и десятичных дробях.

2) Формировать умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

3) Развивать навыки самостоятельной работы, анализа своей работы.

Этап

Руководитель кружка

Воспитанники

«Утренняя планерка»

Вводный этап для обсуждения организационных моментов и темы занятия.

1) Приветствие работников лаборатории

«Добрый день всем тем, кто пришел  спасать нашу планету. Сегодня наш первый день работы, но я уверена, что уже сегодня вечером ситуация с загрязнением планеты начнет становиться чуточку лучше.»

2) Обсуждение темы сегодняшнего занятия.

Задача педагога совместно с детьми повторить необходимый для занятия материал.

«Как вы думаете, какой теме будут посвящены задания на карточках? (с помощью наводящих вопросов можно    помочь ученикам).  Чтобы суметь выполнить профессиональные задачи этого занятия нам нужно повторить, как выполняются арифметические действия с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями. А также, как их сравнивать и округлять.

- Кто покажет, как выполнить следующие действия?

49 +26(54 – 27)  

( Акцентировать внимание учащихся на важности правильного порядка действий)  

Отлично, я была уверена, что с арифметическими действиями на натуральных числах вы точно справитесь.

- А кто мне скажет, как сравнить эти числа:

55 и 321

73 и 28

13 и 15

Что насчет сравнения  дробей?

-

-

-

- 16,8 и 17,3

- 0,1 и 0,09

- 15,1 и 15,10

(После того, как ученик проговорил правило, педагог проговаривает его еще раз,  чтобы дополнительно зафиксировать информацию у воспитанников)

- Теперь задача  сложнее. Скажите, правильно ли я выполнила следующие действия?

-

-

-

(Предоставляем учащимся возможность самим найти ошибку и объяснить, в чем она состоит. После того, как ошибка найдена, исправлена и записана, нужно проговорить с воспитанниками правило, которое используется в примере. )

- И последнее, что мы сегодня вспомним – это действия с десятичными дробями. Поменяемся местами, теперь вы говорите задание, а я решаю.  Кто придумает пример на сложение двух десятичных дробей с разным количеством знаков после запятой? А теперь пример с разностью двух десятичных дробей. Ну и под конец, по одному примеру на умножение и деление десятичных дробей.  

(Записываю пример, предложенный учениками. Решаю, спрашивая правила выполнения действий с десятичными дробями.)

1) Приветствуют педагога

2) Выдвигают предположения темы занятия  

3) Один из воспитанников решает пример

4) Отвечают правила сравнения натуральных чисел; обыкновенных и десятичных дробей

5) Ищут и исправляют ошибки в примерах с доски. Проговаривают правила сложение и вычитания обыкновенных дробей; смешанных чисел.

6) Придумывают примеры с заданными условиями

«Время работы»

Основной этап занятий, во время которого воспитанники работают над профессиональными задачами выбранной профессии.

Помогаю воспитанникам с заданиями на их карточках, если у них возникли вопросы.

Каждый ученик выбирает одну из предложенных профессий, а также профессиональную задачу, которую можно выполнить сегодня в рамках выбранной профессии. К выбранной профессиональной задачи получает набор заданий по теме занятия. Ученик может объединится в выполнении заданий с другими учениками, которые выбрали ту же профессию. Если в ходе решения у воспитанника возникают трудности, то он просит помощи у руководителя кружка. После выполнения заданий ученик несет ответы на проверку педагогу, если все выполнено правильно, то ученик перемещает карточку с выполненной проф. задачей в определенный отсек на доске. При желании ученик может выполнять несколько профессиональных задач за занятие.

«Очистка макета»

Заключительный этап. Подводятся итоги проведенной работы, очищается макет планеты.

Вместе с воспитанниками считаю количество профессиональных задач, которые расположены в отсеке выполненных задач. Оглашаю количество единиц мусора, которые можно убрать сегодня с макета.

Очищают макет планеты от мусора.

Все остальные занятия «Обычный день в лаборатории» иметь аналогичную структуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по математике "Школа абитуриента" 9 класс.Автор: Егоричева Ольга Васильевна, учитель математики МБОУ "Тимошинская средняя общеобразовательная работа". Бабаевский район, д.Тимошино

Рабочая программа кружка по математике "Школа абитуриента" предназначена для подготовки обучающихся 9 класса к государственой итоговой аттестации за курс основной школы. Программа содержит: пояснитель...

Методическая разработка программы дополнительного образования "Довузовская подготовка. Математика 11 кл.".

Дополнительная программа "Довузовская подготовка. Математика. 11 кл." была разработана для работы в Центре Дополнительного Образования детей....

Рабочая программа кружка по математике «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»

Рабочая программа  кружка по математике «ЮНЫЙ  МАТЕМАТИК». 1. Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.2. Развитие математических, интеллектуаль...

Программа кружка по математике в 5 классе "Занимательная математика"

Авторская программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса научно-познавательного направления.  Кружок «Занимательная математика»...

Методическая разработка программы кружка "Резьба по дереву"

Программа составлена на основе  Примерных программ по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 кл. М.: Просвещение, 1992....

Методическая разработка. Программа кружка "Сказки бумажной филиграни".

Бумажная филигрань - что это?Цель и задачи кружка.формы и методы занятий.учебно-тематический план...