Методическая разработка. Программа кружка "Сказки бумажной филиграни".
материал по теме

Бумажная филигрань - что это?

Цель и задачи кружка.

формы и методы занятий.

учебно-тематический план

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_kruzhka.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Программа кружка "Сказки бумажной филиграни".

Аннотация: данная методическая разработка имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги, умение читать схемы и составлять простейшие схемы по замыслу.

Задачи работы кружка:

Обучающие

· Знакомить детей с основными понятиями и элементами бумагокручения (квилинга)

· Обучать различным приемам работы с бумагой.

· Формировать умения следовать устным инструкциям.

· Закрепить знания  детей об основных геометрических понятиях: круг, квадрат,  

   треугольник, овал, и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

- Создавать композиции из отдельных элементов, выполненных в технике квиллинга.

- Научить читать схемы композиций и составлять простейшие схемы по замыслу.

Развивающие:

· Развивать внимание, память, логическое мышление, пространственное воображение.

· Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

· Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Воспитательные:

· Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

· Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

· Расширять коммуникативные способности детей.

· Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в

   порядке рабочее место.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения в кружке по данной работе дети:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– освоят базовые формы квиллинга ;

– научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;

-  создавать композиции в технике квиллинга;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую

   моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в

   коллективе

Актуальность:

Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мировоздания, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому.

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мировоздания, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

 

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая работа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Кружковая работа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Развитие творчества детей в ручном труде связано с их способностью создавать зрительный образ своей будущей работы и с умением реализовать его с использованием ранообразного материала. Успех реализации замысла зависит от того, насколько хорошо ребенок знает – и учитывает в своей деятельности – качества и свойства материалов, а также владеет техникой работы с ними.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Бумага является одним из самых доступных, недорогих и универсальных материалов для изготовления поделок своими руками. К тому же, работа с бумагой не требует особых навыков или незаурядных креативных способностей. Создавать всяческие бумажные поделки – это занятие, безусловно, интересное и увлекательное, которое может стать отличным хобби как для детей, так и для взрослых. Удобно также и то, что для такого рода творчества необходимы лишь только простые и имеющиеся в любом доме инструменты, такие как карандаши, ручки, ножницы, макетные ножи, линейки, а также разнообразный клеящий материал.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг”  - искусство украшения витиеватыми кружками и завитками предметов интерьера. Эта техника открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Работа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).

“Сказки бумажной филиграни” — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.

Квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги и проявить многогранность вашей фантазии. Как любое творчество - его лучше один раз увидеть, чем много раз услышать 

 

Давайте творить вместе! 

 

Главная идея работы кружка — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги, умение читать схемы и составлять простейшие схемы по замыслу.

Задачи работы кружка:

Обучающие

· Знакомить детей с основными понятиями и элементами бумагокручения (квилинга)

· Обучать различным приемам работы с бумагой.

· Формировать умения следовать устным инструкциям.

· Закрепить знания  детей об основных геометрических понятиях: круг, квадрат,  

   треугольник, овал, и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

- Создавать композиции из отдельных элементов, выполненных в технике квиллинга.

- Научить читать схемы композиций и составлять простейшие схемы по замыслу.

Развивающие:

· Развивать внимание, память, логическое мышление, пространственное воображение.

· Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

· Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Воспитательные:

· Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

· Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

· Расширять коммуникативные способности детей.

· Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в

   порядке рабочее место.

Принципы, лежащие в основе работы:

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ребенка в социуме,

   реализация собственных творческих потребностей);

• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок

   применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания работы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Индивидуальный подход в работе кружка позволяет выполнять композиции разной сложности: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы  дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Организационно-методическое обеспечение работы

             (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость группы)

Работа кружка рассчитана на 1 год. Для успешного освоения занятий численность детей в группе кружка должна составлять 10-12 человек. Годовой курс программы рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю) 2 занятия по 1 ч.(25 мин. + 10мин перерыв + 25 мин) Группа формируется из детей в возрасте от 6-7 лет.

Перед началом работы кружка организационное собрание с родителями.

Год обучения

Количество  часов

Кол-во детей в группе

           В неделю

в год

1

2

68

10-12

Формы и методы занятий.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

- традиционные, комбинированные и практические занятия; конкурсы, выставки.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.)

• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (выполнение работ по схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

• репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм

  работы

• групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Ожидаемые результаты

В результате обучения в кружке по данной работе дети:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– освоят базовые формы квиллинга ;

– научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;

-  создавать композиции в технике квиллинга;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую

   моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в

   коллективе.

Формы подведения итогов реализации работы кружка:

• Составление альбома лучших работ как индивидуальных так и коллективных.

• Проведение выставок работ учащихся.

• Участие в районных выставках детского прикладного и технического творчества.

                             Учебно-тематический план первого года обучения

Тема

Содержание работы по часам

ознакомление с тематическим материалом

совместная деятельность педагога с детьми

Всего

Вводный блок

1. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

1

1

Материал — бумага

2. Как родилась бумага. Немного из истории бумаги.        

                 1

1

2

3. Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.

1

1

2

Конструирование

4. Изготовление паспарту.  Основные правила работы.

1

1

               

                2

5.Основные элементы  квилинга“капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга.

               

                2

6

8

6. Свободные формы “Завитки”. Конструирование из основных форм квиллинга.

                 

                 1

2

3

7. Свободные формы “Спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга.

1

2

3

8. Коллективная работа. Композиция из основных форм.

Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа.

1

4

5

Изготовление цветов в технике квиллинга..

9. Изготовление простых, несложных цветов.

               

                 1

4

5

10. Изготовление бахромчатых цветов.

1

2

3

11. Коллективная работа. Композиция из цветов. Педагог дает на выбор задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают задание из предложенных.

4

4

12. Базовые формы.

Изготовление животных и насекомых в технике квиллинг.                  

1

               

               

                4

5

13. Коллективная работа. Композиция.

Дети сами делятся на группы, сами выбирают задание из предложенных.

4

4

Цикл творческих работ

14. Коллективные работы с использованием техники квиллинга.

Дети сами делятся на группы, и сами определяются с выполнением работы.

5

5

Праздники и подготовка к ним

15. Изготовление сувениров к празднику.

1

5

6

16. Цикл творческих работ по декоративно-прикладному искусству (хохлома, гжель)                

2

4

6

17. Организация

выставок прикладного творчества в детском саду        

1

3

4

Всего                                        17                                  51                                   68

                                

Содержание программы

Вводный блок.

1. Инструменты и материалы.

Знакомство с детьми “Круг общения”. Знакомство с правилами техники безопасности.

Материал — бумага.

2. Как родилась бумага? История возникновения бумаги.

3. Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения техники квиллинга.

Конструирование.

4. Изготовление паспарту.  Основные правила работы. Разметка.

5. Основные элементы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник». Конструирование из основных элементов квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения элементов.

6. Свободные формы «Завитки». Конструирование из основных и свободных форм квиллинга.

Техника изготовления. Применение формы в композициях.

7. Свободные формы «Спирали в виде стружки». Конструирование из основных и свободных форм квиллинга.

Технология изготовления. Применение формы в композициях.

8. Коллективная работа. Композиция из основных форм.

Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием «композиция». Способы и правила её составления. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга.

Изготовление цветов в технике квиллинга.

9. Изготовление простых, несложных цветов.

Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов.

10. Изготовление бахромчатых цветов.

Приемы изготовления более сложных цветов. 

Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками.

11. Коллективная работа. Композиция из цветов.

Педагог дает задание коллективной работы.

Дети сами разбиваются на группы, выбирают композицию из предложенных педагогом.

Изготовление животных и насекомых в технике квиллинг.

12. Базовые формы.

Познакомить с основными базовыми формами. Создание фигурок животных и птиц данным приёмом.

13. Коллективная работа. Композиция. «Животные»

Дети сами делятся на группы, сами выбирают задание из предложенных.

Творческие работы.

14. Коллективные работы.

Понятие «коллективная творческая работа». Правила работы коллективом. Выбор темы работ.

Практическая работа, игра. Задания: изготовить работы «Забавные животные», «Насекомые», «Царство цветов», «Снежные узоры» и другие.

Праздники и подготовка к ним.

15. Изготовление сувениров к праздникам.

16. Декоративно-прикладное творчество.

Знакомство с узорами «Гжель» и «Хохлома» в технике квиллинга. Изготовление открыток.

17.Организация  выставок прикладного творчества в детском саду.

Техническое оснащение занятий.

Для занятий в кружке необходимо иметь:

- для закручивания бумажных полосок

цветную бумагу инструмент,

- картон белый и цветной,

- клей (наилучшим является клей ПВА).

Инструменты:  ножницы, карандаши простые,  линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка, пинцет, линейка трафаретная с отверстиями, проволока тонкая для стебельков и веточек.

Инструктаж по технике безопасности

Правила работы с ножницами:

Храните ножницы в определённом месте.

Кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.

Передавайте ножницы друг другу кольцами вперёд.

Каждое занятие начинается с текущего инструктажа педагога (по ходу выполнения детьми самостоятельной работы, пользования тем или иным инструментом, материалами и т.д.)

Проверка организации рабочих мест.

Проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания.

Уборка рабочих мест.

Для отдыха в перерыве использовать пальчиковую гимнастику, например:

Игра "Поросята"

(Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков).

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,

(Мизинцы).

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.

(Безымянные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

("Фонарики").

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

(Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,

(Средние).

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.

(Указательные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

(Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,

(Большие).

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.

(Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).

…и другие

Литература

1. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.

2. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.

3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.

4. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Программа "Аудирование в 5 классе. Французский язык"

Предлагаемая образовательная программа «Аудирование на французском языке» основывается на работе с аутентичными текстами песен, что способствует совершенствованию навыков понимания  разговорной р...

Методическая разработка. Программа «Аудирование на французским языке».

Предлагаемая образовательная программа «Аудирование на французском языке» основывается на работе с аутентичными док...

Методическая разработка. Программа "Аудирование в 7 классе. Французский язык"

   Для  занятий по данной программе в 7-х классах предлагается использование пособия « 100 текстов с заданиями для аудирования на французском языке». -СПб.: КАРО, 2006. Авто...

Методическая разработка. Программа "Аудирование в 8 классе. Французский язык"

Аутентичные аудиоматериалы и видеоматериалы давно занимают прочное место в практике преподавания  иностранного языка в виде профессиональных записей диалогов, стихов, текстов и заданий дл...

Методическая разработка. Программа "Аудирование в 9 классе. Французский язык"

               Предлагаемая образовательная программа «Аудирование на французском языке» основывается на работе с аутентич...

Методическая разработка программы элективных курсов по английскому языку для учащихся 9-ых классов "Улучши свой английский".

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная программа адресована учащимся 9 класса, которые интересуются лингвистикой изучаемого языка. Она особенно будет интересна тем, кто планирует углубить свои знан...

Методическая разработка "Куклы из бумажных салфеток"

Бумажные салфетки доступный материал. Предлагаю из них выполнить замечательных куколок....