Методическая разработка программы кружка "Резьба по дереву"
календарно-тематическое планирование (7 класс) на тему
Программа составлена на основе Примерных программ по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 кл. М.: Просвещение, 1992.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_rezba_po_derevu.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 20»
Рассмотрено на заседании МО Рекомендовано к утверждению на НМС Протокол №_______ «____»_________200___г. Руководитель МО:____________ | Утверждено на научно-методическом совете Протокол №_____ «____»____________200 ___г. Директор Лицей № 20 И. Г. Бозина___________ |
Рабочая программа объединения «Резьба по дереву»
Учителя технологии Макарова Сергея Александровича
Для 5-8 классов
Количество часов в год - 204; всего в неделю 6 часов.
Программа составлена на основе Примерных программ по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 кл. М.: Просвещение, 1992.
Учебник: Технология: 5-7кл. (Для мальчиков)/Под ред. В. Д.. Симоненко. - М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная литература для учащихся: Учебник для 5- 9 кл./ Карабанов И. А. Технология обработки древесины./ - М.: Просвещение , 2008.
г. Междуреченск, 2012 г.
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач дополнительного образования является развитие у обучающихся творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков. В связи с этим появляется роль художественно-декоративного творчества в формировании личности, способной в будущем к высокохудожественному, производственному труду, технически насыщенной производственной деятельности.
Занятия в детском объединении «Резьба по дереву» помогает школьникам приобрести глубокие знания в области художественно-декоративного творчества, ценные практические умения и навыки. В объединении у детей расширяется представление о средствах декорирования, воспитывается познавательный интерес к искусству, развиваются технические наклонности. Формируются умения и навыки работы с различными материалами и инструментами, воспитывается трудолюбие, настойчивость, самостоятельность. На занятиях учащиеся изучают историю народных промыслов с учетом характерных особенностей местной художественной резьбы, изучают технические приемы геометрической резьбы, изготавливают простые столярные и токарные изделия, осваивают операции отделки готовых изделий.
Особое внимание в работе объединения уделяет графической грамотности детей. Первые изделия учащиеся выполняют с помощью шаблонов, а затем знакомятся и учатся работать по самостоятельным композициям.
На первом году обучения основной упор делается на освоение и отработку основных технологических приёмов изготовления столярных и токарных изделий и практических навыков по декорированию. На занятиях учащиеся знакомятся с первоначальными сведениями по конструированию, истории отечественной школы резьбы, приобретают трудовые навыки и умения. В работе объединения воспитываются такие качества как: трудолюбие, терпеливость, настойчивость в работе, стремление сделать изделие правильно, прочно, надёжно и красиво.
Теоретическая часть программы реализуется краткими беседами и пояснениями по ходу процесса обучения. И чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, материал излагается по мере применения его на практике.
Основным материалом в работе является древесина с небольшим количеством листовой фанеры, природные материалы.
На занятиях используются разнообразные методы обучения, чтобы обеспечить активность всех учащихся объединения и творческий подход к решению поставленных задач:
- основной метод - практическая работа;
- метод проб и ошибок;
- демонстрация иллюстраций, пособий, изделий декоративно - прикладного творчества;
- используется как репродуктивные (действия по алгоритму), так и творческие методы.
Новизна программы заключается в том, что
- в теоретическую подготовку учащиеся включаются раньше, чем это предусмотрено школьной программой,
- изучаются элементы декорирования и художественной отделки изделий;
- учитывается возраст учащихся, на занятиях широко практикуется игровая деятельность,
- даются знания об организации труда на предприятиях художественных промыслов. Программой предусмотрены экскурсии, которые могут быть вводными к изучению какой-либо темы.
Занимаясь художественным творчеством, учащиеся могут практически применять и использовать полученные знания в различных областях декорирования, что в будущем облегчит им сознательный выбор профессии и последующее овладение специальностью.
Программа рассчитана на 2 года обучения, возраст детей с 5 по 8 класс. Группы комплектуются с учётом возрастных особенностей ребят. 1 год обучения - 1 группа, 2 год - 1 группа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа, количество учебных часов для каждой группы в год - 204. Форма проведения занятий групповая и индивидуальная.
С самого начала процесса обучения систематически обращается внимание учащихся на соблюдение правил безопасности труда при работе с различными инструментами.
Цель курса: Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитие и воспитание широко образованной, культурной личности.
Задачи:
1. Развивать самостоятельность и способности учащихся решать творческие задачи.
2. Использовать в качестве объектов труда потребительские изделия и оформлять их с учетом требований дизайна и декоративно – прикладного искусства.
3.Осуществлять воспитание трудолюбия, предприимчивости, обязательности, ответственности, культуры поведения и бесконфликтного общения.
4.Сформировать в процессе решения творческих задач знания по технологии изготовления резных изделий из дерева, их отделке, сведения об инструментах для резьбы, начальные сведения о композиции.
5. Познакомить учащихся с наследием художественной обработки дерева в области, а так же с традициями художественной резьбы по дереву известных центров народного декоративного искусства.
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончанию курса обучения, учащиеся должны:
- знать о народных художественных промыслах, расположенных на территории России и своей области;
- знать о характерных особенностях местной художественной резьбы по дереву;
- знать правила безопасности при обработке художественных изделий;
- знать об организации труда на предприятиях народных художественных промыслов;
- уметь делать зарисовки с образцов народного декоративно- прикладного искусства;
- уметь разрабатывать самостоятельно несложные композиции резьбы по дереву на основе местных традиций народного искусства;
- владеть инструментом для резьбы по дереву и токарной обработки;
- владеть техническими приемами геометрической, контурной, объемной резьбы по дереву в традициях местного художественного промысла;
- выполнять все стадии резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий.
Перечень ключевых понятий:
- Резание - обработка материалов с помощью режущего инструмента для получения изделий заданных размеров, формы и качества поверхности.
- Клин - основа режущей части.
- Текстура - рисунок на поверхности древесины, образованный в результате перерезания годичных колец.
- Доска - называют пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной больше двойной толщины.
- Эскиз - изображение детали от руки с указанием размеров и сохранением соотношений между ее частями.
- Разметка - нанесение контурных линий будущего изделия на заготовку.
- Пороки древесины - отклонения от ее обычного строения, внешнего вида и формы, а так же повреждения.
- Геометрическая резьба - представляет собой вырезные элементы из треугольников, квадратов, окружностей.
- Резец – стамеска - косяк, короткая со скосом режущей кромки под углом 60…70 градусов.
- Конструирование - разработка устройства изделия с учетом его деталей, элементов, выбор наилучшего варианта.
- Композиция - строение, соотношение и взаимное расположение частей.
- Деталь - изделие, изготовленное из однородного материала без сборочных операций.
- Заготовка - полуфабрикаты, подготовленные для изготовления из них деталей, изделий.
- Инструменты - орудия труда, предназначенные для обработки материалов и контроля результатов работы.
- Приспособления - устройства для облегчения работы, делающие ее более точной, безопасной.
- Заточка инструмента - придание режущей кромке лезвия инструмента необходимой остроты.
Содержание образовательной программы
1 год обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Беседа о народном декоративном искусстве, знакомство с творчеством резчиков по дереву русского Севера, Поволжья, Богородска, местных художников и мастеров. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами и правила поведения в мастерских.
Тема 2. Основные сведения о древесине и ее свойствах, инструменты для резьбы по дереву.
Свойства хвойных и лиственных пород древесины по твердости, использование их для резьбы. Недостатки древесины. Влажность и сушка.
Демонстрация инструментов для резьбы, правила их использования.
Практическая работа: Выбор инструмента для различных видов резьбы. Изготовление модели транспортного средства столярным инструментом.
Тема 3. Подготовка рабочего места резчика по дереву.
Изучение правил по технике безопасности при работе с инструментами для резьбы. Подготовка рабочего места резчика.
Практическая работа: Заточка инструментов, правка их на брусках, оселках и гладком ремне.
Изготовление модели транспортного средства столярным инструментом.
Тема 4. Знакомство с художественными и техническими приемами геометрической резьбы.
Рассказ о художественных изделиях из дерева, украшенных геометрической резьбой, показ современных изделий художественных промыслов.
Практическая работа: Начальные приемы геометрической резьбы. Приемы резьбы «сетки», «сколышей», «треугольников», «сот», «кубиков», «ромбов», «звездочек», «розеток».
Тема 5. Создание композиций геометрической резьбы.
Понятие о композиции (ритм, симметрия, выявление центра и т. д.).
Практическая работа: Создание эскизов геометрических узоров и перевод на поверхность изготовленных изделий при помощи кальки, копировальной бумаги.
Тема 6. Выполнение композиций геометрической резьбы на изделиях из дерева. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.
Практическая работа: Выполнение в технике геометрической резьбы орнаментальных композиций на разделочных досках, крышках коробочек и пеналов.
Тема 7. Отделка готовых изделий.
Знакомство с основными видами отделки: шлифование, морение, вощение, лакирование, полирование.
Практическая работа: Освоение основных видов отделки резных художественных изделий.
Тема 8. Создание и резьба собственных композиций по мотивам геометрической резьбы. Композиции из геометрических узоров.
Практическая работа: Создание эскизов геометрической резьбы и выполнение их в материале.
Тема 9. Отделка готовых изделий.
Основные виды отделки: шлифование, морение, вощение, лакирование, полирование.
Практическая работа: Освоение основных видов отделки резных художественных изделий.
Тема 10. Устройство и правила безопасной работы на токарном станке по обработке древесины.
Устройство и принцип действия токарного станка. Техника безопасности при работе на токарном станке.
Тема 11. Изготовление токарных изделий и декорирование их геометрической резьбой.
Показ учащимся произведений народного искусства, выполненных на токарном станке и украшенных резьбой. Объяснение заданий по созданию токарных форм изделий и декорирования их резьбой.
Практическая работа: Разработка эскизов токарных изделий, оформленных резьбой. Выполнение токарных работ.
Тема 12. Изготовление токарных изделий с помощью патрона и планшайбы и декорирование их геометрической резьбой.
Показ учащимся произведений народного искусства, выполненных на токарном станке с помощью насадок и украшенных резьбой. Объяснение заданий по созданию токарных форм изделий и декорирования их резьбой.
Практическая работа: Разработка эскизов токарных изделий, оформленных резьбой. Выполнение токарных работ с помощью патрона и планшайбы.
Тема 13. Отделка токарных изделий с геометрической резьбой.
Основные виды отделки: шлифование, морение, вощение, выжигание, лакирование, полирование.
Практическая работа: Освоение основных видов отделки токарных, резных художественных изделий.
2 год обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Беседа о народном декоративном искусстве, знакомство с творчеством резчиков по дереву русского Севера, Поволжья, Богородска, местных художников и мастеров. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами и правила поведения в мастерских.
Тема 2. Основные сведения о древесине и ее свойствах, инструменты для резьбы по дереву. Свойства хвойных и лиственных пород древесины по твердости, использование их для резьбы. Недостатки древесины. Влажность и сушка. Демонстрация инструментов для резьбы, правила их использования.
Практическая работа: Выбор инструмента для различных видов резьбы.
Тема 3. Подготовка рабочего места резчика по дереву. Изучение правил по технике безопасности при работе с инструментами для резьбы. Подготовка рабочего места резчика.
Практическая работа: Заточка инструментов, правка их на брусках, оселках и гладком ремне.
Тема 4. Знакомство с художественными и техническими приемами скобчатой и контурной резьбы.
Рассказ о художественных изделиях из дерева, украшенных скобчатой и контурной резьбой. Знакомство с инструментами, используемыми при создании скобчатой и контурной резьбы.
Практическая работа: Выполнение в технике скобчатой и контурной резьбы орнаментальных композиций на разделочных досках, крышках коробочек и пеналов, на полуфабрикатах токарных и столярных форм.
Тема 5.Создание и резьба композиций по мотивам скобчатой и контурной резьбы. Композиции из скобчатой и контурной резьбы.
Практическая работа: Создание эскизов скобчатой и контурной резьбы и выполнение их в материале.
Тема 6. Выполнение композиций скобчатой и контурной резьбы на изделиях из дерева. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.
Практическая работа: Выполнение в технике скобчатой и контурной резьбы орнаментальных композиций на разделочных досках, крышках коробочек.
Тема 7. Отделка готовых изделий.
Основные виды отделки: шлифование, морение, вощение, лакирование, полирование.
Практическая работа: Освоение основных видов отделки резных художественных изделий.
Тема 8. Создание и резьба собственных композиций по мотивам скобчатой и контурной резьбы. Композиции в технике скобчатой и контурной резьбы.
Практическая работа: Создание эскизов в технике скобчатой и контурной резьбы и выполнение их в материале.
Тема 7. Отделка готовых изделий.
Основные виды отделки: шлифование, морение, вощение, лакирование, полирование.
Практическая работа: Освоение основных видов отделки резных художественных изделий.
Тема 10. Правила безопасной работы по обработке древесины и выполнение объемной резьбы.
Техника безопасности при выполнении объемных работ и объяснение правил пользования инструментами для объемной резьбы.
Тема 11. Копирование образцов народной объемной резьбы.
Рассказ о художественных изделиях из дерева. Знакомство с инструментами, используемыми при создании объемной резьбы.
Практическая работа: Выполнение в технике объемной резьбы изделий из древесины (ложек, сувениров, ковшей, игрушек).
Тема 12. Знакомство с художественными и техническими приемами объемной резьбы.
Рассказ о художественных изделиях из дерева, выполненных в объеме.
Практическая работа: Выполнение в технике объемной резьбы различных изделий из древесины.
Тема13. Отделка объемных изделий. Основные виды отделки: шлифование, морение, вощение, лакирование, полирование.
Практическая работа: Освоение основных видов отделки резных художественных изделий.
Тематический план кружка
«Резьба по дереву»
5 - 6 класс 1 год обучения
п/п | Название темы и разделов | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2. | Основные сведения о древесине и ее свойствах. Инструменты для резьбы по дереву | 6 | 3 | 3 |
3. | Оборудование рабочего места резчика, подготовка инструментов для резьбы по дереву. Измерительные инструменты для резьбы по дереву. | 4 | 4 | |
4. | Знакомство с художественными и техническими приемами геометрической резьбы по дереву. | 32 | 5 | 27 |
5. | Создание композиций по мотивам геометрической резьбы на изделиях из дерева. | 24 | 3 | 21 |
6. | Выполнение композиций по мотивам геометрической резьбы в материале | 27 | 3 | 24 |
7. | Отделка готовых изделий. | 6 | 6 | |
8. | Создание и резьба собственных композиций по мотивам геометрической резьбы | 27 | 3 | 24 |
9. | Отделка готовых изделий | 6 | 6 | |
10. | Устройство и правила безопасной работы на токарном станке по обработке древесины | 3 | 3 | |
11. | Изготовление токарных изделий и декорирование, резьба собственных композиций, декорирование их геометрической резьбой. | 34 | 4 | 30 |
12. | Выполнение токарных изделий с помощью патрона и планшайбы и декорирование резьбой. | 30 | 30 | |
13. | Отделка изделий с геометрической резьбой. | 3 | 3 | |
Итого | 204 | 26 | 178 |
Тематический план кружка
«Резьба по дереву»
6 - 8 класс, 2 год обучения
п/п | Название темы и разделов | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2. | Основные сведения о древесине и ее свойствах. Инструменты для резьбы по дереву | 2 | 2 | |
3. | Оборудование рабочего места резчика, подготовка инструментов для резьбы по дереву. Измерительные инструменты для резьбы по дереву. | 2 | 2 | |
4. | Знакомство с художественными и техническими приемами скобчатой и контурной резьбы по дереву. | 36 | 6 | 30 |
5. | Создание композиций по мотивам скобчатой и контурной резьбы на изделиях из дерева. | 27 | 3 | 24 |
6. | Выполнение композиций по мотивам контурной и скобчатой резьбы в материале | 24 | 3 | 21 |
7. | Отделка готовых изделий. | 6 | 6 | |
8. | Создание и резьба собственных композиций по мотивам скобчатой и контурной резьбы | 24 | 3 | 21 |
9. | Отделка готовых изделий | 9 | 9 | |
10. | Правила безопасной работы при выполнении объемной резьбы | 3 | 3 | |
11. | Копирование образцов народной объемной резьбы по дереву | 36 | 6 | 30 |
12. | Знакомство с художественными техническими приемами объемной резьбы по дереву | 30 | 30 | |
13. | Отделка объемных изделий | 3 | 3 | |
Итого | 204 | 28 | 176 |
Литература для педагога:
1. Бешенков А. К. Технология. Технический труд: Методическое пособие: 5-7 кл.- М.: Аркти, 2000.
2. Коваленко В. И., Кулененок В. В. Дидактический материал по трудовому обучению: Технология обработки древесины: 5-7 кл.- М.: Просвещение, 2001.
3. Ростовцев А.Н. Справочник по техническому труду.- М.: Просвещение, 2006.
4. Методика обучения технологии. Книга для учителя- Под ред. В. Д. Симоненко – Брянск- Ишим, 2004.
5. Рихвк Э. В. Мастерим из древесины. – М.: Просвещение, 2008.
6. Федоров Г. Я. Дарите людям красоту. – М.: Просвещение, 2006.
7. Чумаков С.В. Энциклопедический словарь юного техника. - М.: Педагогика, 2007.
8. Карабанов И. А. Справочник по трудовому обучению: Обработка древесины и металла, электротехнические и ремонтные работы: 5-7 кл.- М.: Просвещение,2005.
9. Федотов Г.Я. Волшебный мир дерева.- М.: Просвещение, 2001.
10.Кулебакин Г.И. Столярное дело.- М.: Стройиздат, 2004, стр. 3-92
11.АбросимоваА.А. Художественная резьба по дереву и кости.- М.: «Высшая школа», 2006, стр. 48-94.
12.Гликин М.С. Декоративные работы по дереву.- М.: Лесная промышленность, 1997.
13. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. – М.: Легпромбытиздат, 2008.
14. Буриков В.Г. Домовая резьба – М., Нива России, 2005, стр. 3 -347.
15. Туманян К.А. Резчикам по дереву – альбом орнаментов – М.: Народное творчество, 2004.
Литература для обучающихся:
1. Федотов Г.Я. Волшебный мир дерева.- М.: Просвещение, 2001.
2. Рихвк Э. В. Мастерим из древесины. – М.: Просвещение, 2008.
3. Симоненко В.Д. Технология: Учебник для учащихся 5х классов (для мальчиков) - М.: Просвещение, 2005.
4. Симоненко В.Д. Технология: Учебник для учащихся 6х классов (для мальчиков) - М.: Просвещение, 2007.
5. Симоненко В.Д. Технология: Учебник для учащихся 7х классов (для мальчиков) - М.: Просвещение, 2005.
6. Федоров Г. Я. Дарите людям красоту. – М.: Просвещение, 2006.
7.Чумаков С.В. Энциклопедический словарь юного техника. - М.: Педагогика, 2007.
8.Кулебакин Г.И. Столярное дело.- М.: Стройиздат , 2004.
9. Федотов Г.Я. Волшебный мир дерева.- М.: Просвещение, 2001.
10.Кулебакин Г.И. Столярное дело.- М.: Стройиздат, 2004.
11.АбросимоваА.А. Художественная резьба по дереву и кости.- М., «Высшая школа», 2006.
12. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. – М.: Легпромбытиздат, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Программа "Аудирование в 5 классе. Французский язык"
Предлагаемая образовательная программа «Аудирование на французском языке» основывается на работе с аутентичными текстами песен, что способствует совершенствованию навыков понимания разговорной р...
Методическая разработка. Программа «Аудирование на французским языке».
Предлагаемая образовательная программа «Аудирование на французском языке» основывается на работе с аутентичными док...
Методическая разработка. Программа "Аудирование в 7 классе. Французский язык"
Для занятий по данной программе в 7-х классах предлагается использование пособия « 100 текстов с заданиями для аудирования на французском языке». -СПб.: КАРО, 2006. Авто...
Методическая разработка. Программа "Аудирование в 8 классе. Французский язык"
Аутентичные аудиоматериалы и видеоматериалы давно занимают прочное место в практике преподавания иностранного языка в виде профессиональных записей диалогов, стихов, текстов и заданий дл...
Методическая разработка по ОПТ "Обрезка деревьев и кустарников"
Данная разработка позволяет провести занятие по общественно-полезному труду , научить детей работать на приусадебном участке, выполняя несложные сезонные работы....
Методическая разработка занятия " Изображение реалистичных деревьев"для осеннего дистанционного обучения.
Предназначена для самостоятельного обучения детей рисованию деревьев в условиях дистанционной работы....
Методическая разработка дистанционного занятия «Волшебное дерево. Рисуем 3D ручкой»
Методическая разработка данного дистанционного занятия ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу 3 D моделирования. Практические задания, выполняемые в ходе занятия, готовят обуча...