Методическая разработка программы кружка "Резьба по дереву"
календарно-тематическое планирование (7 класс) на тему

Макаров Сергей Александрович

Программа составлена на основе  Примерных программ по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 кл. М.: Просвещение, 1992.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_rezba_po_derevu.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 20»

Рассмотрено на заседании МО

Рекомендовано

к утверждению на НМС

Протокол №_______

«____»_________200___г.

Руководитель МО:____________

Утверждено на

научно-методическом совете

Протокол №_____

«____»____________200 ___г.

Директор Лицей  № 20

И. Г. Бозина___________

 

 Рабочая программа объединения «Резьба по дереву»         

Учителя  технологии  Макарова Сергея  Александровича

Для 5-8 классов

Количество часов в год - 204; всего в  неделю 6 часов.

Программа составлена на основе  Примерных программ по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 кл. М.: Просвещение, 1992.

Учебник: Технология: 5-7кл. (Для мальчиков)/Под ред. В. Д.. Симоненко. - М.: Просвещение, 2010.

Дополнительная литература для учащихся: Учебник  для 5- 9 кл./ Карабанов И. А. Технология обработки древесины./ - М.: Просвещение , 2008.

                                                                                                                                                                   

г. Междуреченск,  2012 г.

Пояснительная записка

Одной из важнейших задач дополнительного образования является развитие у обучающихся творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков. В связи с этим появляется роль художественно-декоративного творчества в формировании личности, способной в будущем к высокохудожественному, производственному труду, технически насыщенной производственной деятельности.

Занятия в детском объединении «Резьба по дереву» помогает школьникам приобрести глубокие знания в области художественно-декоративного творчества, ценные практические умения и навыки. В объединении у детей расширяется представление о средствах декорирования, воспитывается познавательный интерес к искусству, развиваются технические наклонности. Формируются умения и навыки работы с различными материалами и инструментами, воспитывается трудолюбие, настойчивость, самостоятельность. На занятиях учащиеся изучают историю народных промыслов с учетом характерных особенностей местной художественной резьбы, изучают технические приемы геометрической резьбы, изготавливают простые столярные и токарные изделия, осваивают операции отделки готовых изделий.

Особое внимание в работе объединения уделяет графической грамотности детей. Первые изделия учащиеся выполняют с помощью шаблонов, а затем знакомятся и учатся работать по самостоятельным композициям.

На первом году обучения основной упор делается на освоение и отработку основных технологических приёмов изготовления столярных и токарных изделий и практических навыков по декорированию. На занятиях учащиеся знакомятся с первоначальными сведениями по конструированию, истории отечественной школы резьбы, приобретают трудовые навыки и умения. В работе объединения воспитываются такие качества как: трудолюбие, терпеливость, настойчивость в работе, стремление сделать изделие правильно, прочно, надёжно и красиво.

Теоретическая часть программы реализуется краткими беседами и пояснениями по ходу процесса обучения. И чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, материал излагается по мере применения его на практике.

Основным материалом в работе является древесина с небольшим количеством листовой фанеры, природные материалы.

На занятиях используются разнообразные методы обучения, чтобы обеспечить активность всех учащихся объединения и творческий подход к решению поставленных задач:

  • основной метод - практическая работа;
  • метод проб и ошибок;
  • демонстрация иллюстраций, пособий, изделий декоративно - прикладного творчества;
  • используется как репродуктивные (действия по алгоритму), так и творческие методы.

Новизна программы заключается в том, что

  • в теоретическую подготовку учащиеся включаются раньше, чем это предусмотрено школьной программой,
  • изучаются элементы декорирования и художественной отделки изделий;
  • учитывается   возраст   учащихся,   на   занятиях   широко   практикуется игровая деятельность,
  • даются знания об организации труда на предприятиях художественных промыслов. Программой предусмотрены экскурсии, которые могут быть вводными к изучению какой-либо темы.

Занимаясь художественным творчеством, учащиеся могут практически применять и использовать полученные знания в различных областях декорирования, что в будущем облегчит им сознательный выбор профессии и последующее овладение специальностью.

Программа рассчитана на 2 года обучения, возраст детей с 5 по 8 класс. Группы комплектуются с учётом возрастных особенностей ребят. 1 год обучения - 1 группа, 2 год - 1 группа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа, количество учебных часов для каждой группы в год - 204. Форма проведения занятий групповая и индивидуальная.

С самого начала процесса обучения систематически обращается внимание учащихся на соблюдение правил безопасности труда при работе с различными инструментами.

Цель  курса:  Подготовка  учащихся  к  самостоятельной  трудовой  деятельности, развитие  и  воспитание  широко  образованной,  культурной  личности.

Задачи:

1. Развивать  самостоятельность  и  способности  учащихся   решать  творческие  задачи.

2. Использовать  в  качестве объектов труда  потребительские   изделия   и  оформлять  их   с   учетом  требований  дизайна  и  декоративно – прикладного  искусства.

3.Осуществлять  воспитание  трудолюбия,  предприимчивости,  обязательности,  ответственности,  культуры поведения  и  бесконфликтного  общения.

4.Сформировать  в  процессе  решения творческих  задач  знания  по  технологии  изготовления  резных  изделий  из  дерева,  их   отделке,  сведения  об  инструментах  для  резьбы,   начальные  сведения  о  композиции.

5. Познакомить  учащихся с  наследием  художественной обработки  дерева  в  области,   а  так  же  с  традициями  художественной  резьбы  по  дереву  известных центров  народного  декоративного  искусства.

Требования  к  уровню  подготовки  учащихся

По  окончанию  курса  обучения,  учащиеся   должны:                      

- знать  о  народных  художественных  промыслах,  расположенных  на  территории  России  и  своей  области;

- знать  о  характерных   особенностях   местной   художественной  резьбы  по  дереву;

- знать  правила безопасности  при  обработке  художественных  изделий;

-  знать об  организации  труда  на предприятиях  народных   художественных  промыслов;

-  уметь  делать  зарисовки  с  образцов  народного  декоративно-  прикладного  искусства;

-  уметь  разрабатывать  самостоятельно  несложные  композиции  резьбы  по  дереву  на  основе  местных  традиций  народного  искусства;

-  владеть  инструментом  для  резьбы  по  дереву и токарной обработки;

- владеть техническими  приемами  геометрической, контурной, объемной  резьбы по  дереву  в  традициях   местного   художественного  промысла;

-  выполнять  все  стадии  резьбы  по  дереву,  включая  операции  отделки  готовых  изделий.

Перечень  ключевых  понятий:

  • Резание -  обработка  материалов  с  помощью режущего  инструмента  для  получения  изделий  заданных  размеров, формы  и  качества  поверхности.
  • Клин - основа  режущей  части.
  • Текстура - рисунок на  поверхности  древесины,  образованный  в результате  перерезания  годичных  колец.
  • Доска -  называют  пиломатериал  толщиной  до 100 мм  и  шириной  больше  двойной  толщины.
  • Эскиз -  изображение  детали   от   руки   с   указанием  размеров и  сохранением  соотношений  между  ее  частями.
  • Разметка - нанесение  контурных  линий  будущего  изделия  на  заготовку.
  • Пороки древесины - отклонения от ее обычного  строения, внешнего  вида и  формы, а  так же  повреждения.
  • Геометрическая  резьба -  представляет  собой   вырезные  элементы из  треугольников,  квадратов,  окружностей.
  • Резец – стамеска - косяк,  короткая  со  скосом  режущей  кромки  под  углом  60…70 градусов.
  • Конструирование -  разработка  устройства  изделия  с  учетом его деталей, элементов, выбор наилучшего варианта.
  • Композиция -   строение,   соотношение   и    взаимное  расположение  частей.
  • Деталь -  изделие,  изготовленное  из  однородного  материала  без  сборочных  операций.
  • Заготовка -  полуфабрикаты,  подготовленные  для  изготовления  из  них  деталей,  изделий.
  • Инструменты -  орудия  труда,  предназначенные  для  обработки  материалов  и  контроля  результатов  работы.
  • Приспособления -  устройства для  облегчения  работы, делающие  ее  более  точной,  безопасной.
  • Заточка  инструмента -  придание   режущей   кромке  лезвия  инструмента  необходимой  остроты.

Содержание  образовательной  программы

1  год  обучения

Тема 1. Вводное  занятие.

Беседа о народном  декоративном  искусстве, знакомство с  творчеством  резчиков  по  дереву  русского  Севера, Поволжья, Богородска, местных  художников  и  мастеров. Правила техники  безопасности  при  работе  с  режущими  инструментами  и  правила  поведения  в  мастерских.

Тема 2. Основные  сведения  о  древесине  и  ее  свойствах,  инструменты  для резьбы по  дереву.

Свойства  хвойных  и  лиственных  пород  древесины  по  твердости,  использование   их   для   резьбы.   Недостатки  древесины.   Влажность  и  сушка.

Демонстрация   инструментов  для   резьбы,  правила  их  использования.

Практическая  работа: Выбор инструмента  для  различных  видов  резьбы. Изготовление модели транспортного средства столярным инструментом.

Тема 3.  Подготовка  рабочего  места  резчика  по  дереву.

 Изучение  правил  по  технике  безопасности  при  работе  с  инструментами  для  резьбы.  Подготовка  рабочего  места  резчика.

Практическая  работа:  Заточка  инструментов, правка  их  на  брусках,  оселках  и  гладком  ремне.

Изготовление модели транспортного средства столярным инструментом.

Тема 4. Знакомство  с  художественными  и    техническими   приемами  геометрической  резьбы.

Рассказ  о  художественных  изделиях  из  дерева,  украшенных  геометрической  резьбой,  показ  современных  изделий  художественных  промыслов.

Практическая  работа:  Начальные  приемы  геометрической  резьбы.   Приемы   резьбы   «сетки»,    «сколышей»,   «треугольников»,   «сот», «кубиков»,  «ромбов», «звездочек»,  «розеток».

Тема 5. Создание   композиций   геометрической   резьбы.

Понятие  о  композиции  (ритм,  симметрия,  выявление  центра  и  т. д.).

Практическая  работа:    Создание  эскизов  геометрических  узоров  и  перевод  на  поверхность  изготовленных   изделий  при  помощи  кальки,  копировальной  бумаги.

Тема 6.  Выполнение  композиций  геометрической резьбы  на  изделиях  из  дерева. Правила  техники  безопасности  при   работе  с  режущими  инструментами.

Практическая  работа:  Выполнение  в  технике  геометрической  резьбы  орнаментальных  композиций  на  разделочных  досках,  крышках   коробочек  и  пеналов.

Тема 7. Отделка  готовых  изделий.

Знакомство  с  основными  видами  отделки:  шлифование,  морение,  вощение,  лакирование,  полирование.

Практическая  работа:  Освоение  основных  видов  отделки  резных  художественных  изделий.

Тема 8. Создание  и  резьба  собственных  композиций  по мотивам  геометрической  резьбы. Композиции  из  геометрических  узоров.

Практическая работа: Создание  эскизов  геометрической  резьбы  и  выполнение  их  в  материале.

Тема 9. Отделка  готовых  изделий.

 Основные   виды  отделки:  шлифование,  морение,  вощение,  лакирование,  полирование.

Практическая  работа:  Освоение  основных  видов  отделки  резных  художественных  изделий.

Тема 10. Устройство и  правила  безопасной  работы  на  токарном   станке  по  обработке  древесины.

Устройство и  принцип  действия  токарного  станка. Техника  безопасности  при  работе на  токарном  станке.

Тема 11.  Изготовление  токарных  изделий  и  декорирование  их  геометрической  резьбой.

 Показ  учащимся  произведений  народного  искусства, выполненных  на токарном  станке  и  украшенных  резьбой. Объяснение  заданий  по  созданию токарных  форм  изделий  и  декорирования  их  резьбой.

Практическая  работа: Разработка  эскизов  токарных  изделий, оформленных  резьбой. Выполнение  токарных  работ.

Тема 12. Изготовление  токарных  изделий  с  помощью  патрона  и  планшайбы  и  декорирование  их  геометрической  резьбой.

Показ  учащимся  произведений  народного  искусства, выполненных  на токарном  станке с  помощью  насадок    и  украшенных  резьбой. Объяснение  заданий  по  созданию токарных  форм    изделий  и  декорирования  их  резьбой.

Практическая  работа: Разработка  эскизов  токарных  изделий, оформленных  резьбой. Выполнение  токарных  работ с  помощью  патрона  и  планшайбы.

Тема 13. Отделка  токарных  изделий  с  геометрической  резьбой.

Основные   виды  отделки:  шлифование,  морение,  вощение, выжигание,  лакирование,  полирование.

Практическая  работа:  Освоение  основных  видов  отделки  токарных, резных  художественных  изделий.

2  год  обучения

Тема 1. Вводное  занятие.

Беседа о народном  декоративном  искусстве, знакомство с  творчеством  резчиков  по  дереву  русского  Севера, Поволжья,  Богородска, местных  художников  и  мастеров. Правила техники  безопасности  при  работе  с  режущими  инструментами  и  правила  поведения  в  мастерских.

Тема 2. Основные  сведения  о  древесине  и  ее  свойствах,  инструменты  для резьбы по  дереву. Свойства  хвойных  и  лиственных  пород  древесины  по  твердости,  использование   их   для   резьбы.   Недостатки  древесины.   Влажность  и  сушка. Демонстрация   инструментов  для   резьбы,  правила  их  использования.

Практическая  работа: Выбор инструмента  для  различных  видов  резьбы.

Тема 3.  Подготовка  рабочего  места  резчика  по  дереву. Изучение  правил  по  технике  безопасности  при  работе  с  инструментами  для  резьбы.  Подготовка  рабочего  места  резчика.

Практическая  работа:  Заточка  инструментов, правка  их  на  брусках,  оселках  и  гладком  ремне.

Тема 4. Знакомство  с  художественными  и    техническими   приемами скобчатой и контурной  резьбы.

Рассказ  о  художественных  изделиях  из  дерева,  украшенных скобчатой и контурной резьбой. Знакомство с инструментами, используемыми  при создании скобчатой и контурной резьбы.

Практическая  работа:  Выполнение  в  технике   скобчатой и контурной  резьбы  орнаментальных  композиций  на  разделочных  досках,  крышках   коробочек  и  пеналов, на полуфабрикатах токарных и столярных форм.

Тема 5.Создание  и  резьба   композиций  по мотивам  скобчатой и контурной резьбы. Композиции  из  скобчатой и контурной резьбы.

Практическая работа: Создание  эскизов   скобчатой и контурной  резьбы  и  выполнение  их  в  материале.

Тема 6.  Выполнение  композиций  скобчатой и контурной резьбы  на  изделиях  из  дерева. Правила  техники  безопасности  при   работе  с  режущими  инструментами.

Практическая  работа:  Выполнение  в  технике скобчатой и контурной  резьбы  орнаментальных  композиций  на  разделочных  досках,  крышках   коробочек.

Тема 7. Отделка  готовых  изделий.

Основные   виды  отделки:  шлифование,  морение,  вощение,  лакирование,  полирование.

Практическая  работа:  Освоение  основных  видов  отделки  резных  художественных  изделий.

Тема 8. Создание  и  резьба  собственных  композиций  по мотивам    скобчатой и контурной резьбы. Композиции в технике скобчатой и контурной  резьбы.  

Практическая работа: Создание  эскизов   в технике скобчатой и контурной  резьбы  и  выполнение  их  в  материале.

Тема 7. Отделка  готовых  изделий.

Основные   виды  отделки:  шлифование,  морение,  вощение,  лакирование,  полирование.

Практическая  работа:  Освоение  основных  видов  отделки  резных  художественных  изделий.

Тема 10. Правила  безопасной  работы    по  обработке  древесины и выполнение объемной резьбы.

Техника  безопасности  при выполнении объемных работ и объяснение правил пользования инструментами для объемной резьбы.

Тема 11. Копирование образцов народной объемной резьбы.

Рассказ о  художественных  изделиях  из  дерева.  Знакомство с инструментами, используемыми при создании объемной резьбы.

Практическая  работа:  Выполнение  в  технике   объемной резьбы  изделий из древесины (ложек, сувениров, ковшей, игрушек).

Тема 12. Знакомство  с  художественными  и    техническими   приемами объемной  резьбы.

Рассказ  о  художественных  изделиях  из  дерева, выполненных в объеме.

Практическая  работа:  Выполнение  в  технике   объемной резьбы  различных изделий из древесины.

Тема13. Отделка  объемных  изделий. Основные   виды  отделки:  шлифование,  морение,  вощение,  лакирование,  полирование.

Практическая  работа:  Освоение  основных  видов  отделки  резных  художественных  изделий.

Тематический план кружка

«Резьба по дереву»

5 - 6 класс 1 год обучения

п/п

Название темы и разделов

Кол-во

часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

2

2.

Основные сведения о древесине и ее свойствах.

Инструменты для резьбы по дереву

6

3

3

3.

Оборудование рабочего места резчика, подготовка инструментов для резьбы по дереву. Измерительные инструменты для резьбы по дереву.

4

4

4.

Знакомство с художественными и техническими приемами геометрической резьбы по дереву.

32

5

27

5.

Создание   композиций по мотивам  геометрической резьбы на изделиях из дерева.

24

3

21

6.

Выполнение композиций по мотивам геометрической резьбы в материале

27

3

24

7.

Отделка готовых изделий.

6

6

8.

Создание и резьба  собственных  композиций  по мотивам  геометрической  резьбы

27

3

24

9.

Отделка  готовых  изделий

6

6

10.

Устройство  и  правила  безопасной  работы  на  токарном  станке  по  обработке  древесины

3

3

11.

Изготовление токарных  изделий и декорирование, резьба собственных композиций, декорирование  их  геометрической резьбой.

34

4

30

12.

Выполнение  токарных  изделий  с  помощью  патрона  и  планшайбы  и  декорирование  резьбой.

30

30

13.

Отделка изделий с геометрической резьбой.

3

3

                                                                       Итого

204

26

178

Тематический план кружка

«Резьба по дереву»

6 - 8 класс,  2 год обучения

п/п

Название темы и разделов

Кол-во

часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

2

2.

Основные сведения о древесине и ее свойствах.

Инструменты для резьбы по дереву

2

2

3.

Оборудование рабочего места резчика, подготовка инструментов для резьбы по дереву. Измерительные инструменты для резьбы по дереву.

2

2

4.

Знакомство с художественными и техническими приемами скобчатой и контурной резьбы по дереву.

36

6

30

5.

Создание   композиций по мотивам  скобчатой и контурной  резьбы  на изделиях из дерева.

27

3

24

6.

Выполнение композиций по мотивам контурной и скобчатой резьбы в материале

24

3

21

7.

Отделка готовых изделий.

6

6

8.

Создание и резьба  собственных  композиций  по  

мотивам  скобчатой и контурной резьбы

24

3

21

9.

Отделка  готовых  изделий

9

9

10.

Правила  безопасной  работы  при выполнении объемной  резьбы

3

3

11.

Копирование образцов народной объемной резьбы по дереву

36

6

30

12.

Знакомство с художественными техническими приемами объемной резьбы по дереву

30

30

13.

Отделка  объемных изделий

3

3

                                                                       Итого

204

28

176

Литература для педагога:

1. Бешенков А. К. Технология.  Технический  труд: Методическое  пособие: 5-7 кл.- М.: Аркти, 2000.                        

2. Коваленко В. И., Кулененок В. В. Дидактический  материал  по  трудовому  обучению: Технология  обработки   древесины: 5-7 кл.- М.: Просвещение, 2001.

3. Ростовцев А.Н. Справочник  по  техническому  труду.- М.: Просвещение, 2006.

4. Методика  обучения  технологии. Книга  для  учителя- Под  ред. В. Д. Симоненко – Брянск- Ишим, 2004.      

5. Рихвк Э. В. Мастерим  из  древесины. – М.: Просвещение, 2008.

6. Федоров Г. Я. Дарите  людям  красоту. – М.: Просвещение, 2006.

7. Чумаков С.В. Энциклопедический   словарь  юного  техника. - М.: Педагогика, 2007.

8. Карабанов И. А. Справочник  по трудовому  обучению: Обработка  древесины  и  металла,  электротехнические и  ремонтные  работы: 5-7 кл.- М.: Просвещение,2005.  

9. Федотов Г.Я. Волшебный  мир  дерева.- М.: Просвещение, 2001.

10.Кулебакин Г.И. Столярное дело.- М.: Стройиздат, 2004, стр. 3-92

11.АбросимоваА.А. Художественная резьба по дереву и кости.- М.: «Высшая школа», 2006, стр. 48-94.

12.Гликин М.С. Декоративные работы по дереву.- М.: Лесная промышленность, 1997.

13. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. – М.: Легпромбытиздат, 2008.

14. Буриков В.Г. Домовая резьба – М., Нива России, 2005, стр. 3 -347.

15. Туманян К.А. Резчикам по дереву – альбом орнаментов – М.: Народное творчество, 2004.

Литература для обучающихся:

1. Федотов Г.Я. Волшебный  мир  дерева.- М.: Просвещение, 2001.

2.  Рихвк Э. В. Мастерим  из  древесины. – М.: Просвещение, 2008.

3. Симоненко В.Д. Технология:  Учебник для учащихся 5х классов  (для  мальчиков) - М.: Просвещение,  2005.

4. Симоненко В.Д. Технология:  Учебник для учащихся 6х классов  (для  мальчиков) - М.: Просвещение,  2007.

5. Симоненко В.Д. Технология:  Учебник для учащихся 7х классов  (для  мальчиков) - М.: Просвещение,  2005.

6. Федоров Г. Я. Дарите  людям  красоту. – М.: Просвещение, 2006.

7.Чумаков С.В. Энциклопедический   словарь  юного  техника. - М.: Педагогика, 2007.

8.Кулебакин Г.И. Столярное дело.- М.: Стройиздат , 2004.

9. Федотов Г.Я. Волшебный  мир  дерева.- М.: Просвещение, 2001.

10.Кулебакин Г.И. Столярное дело.- М.: Стройиздат, 2004.

11.АбросимоваА.А. Художественная резьба по дереву и кости.- М., «Высшая школа», 2006.

12. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. – М.: Легпромбытиздат, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Программа "Аудирование в 5 классе. Французский язык"

Предлагаемая образовательная программа «Аудирование на французском языке» основывается на работе с аутентичными текстами песен, что способствует совершенствованию навыков понимания  разговорной р...

Методическая разработка. Программа «Аудирование на французским языке».

Предлагаемая образовательная программа «Аудирование на французском языке» основывается на работе с аутентичными док...

Методическая разработка. Программа "Аудирование в 7 классе. Французский язык"

   Для  занятий по данной программе в 7-х классах предлагается использование пособия « 100 текстов с заданиями для аудирования на французском языке». -СПб.: КАРО, 2006. Авто...

Методическая разработка. Программа "Аудирование в 8 классе. Французский язык"

Аутентичные аудиоматериалы и видеоматериалы давно занимают прочное место в практике преподавания  иностранного языка в виде профессиональных записей диалогов, стихов, текстов и заданий дл...

Методическая разработка по ОПТ "Обрезка деревьев и кустарников"

Данная разработка позволяет провести занятие по общественно-полезному труду , научить детей работать на приусадебном участке, выполняя несложные сезонные работы....

Методическая разработка занятия " Изображение реалистичных деревьев"для осеннего дистанционного обучения.

Предназначена для самостоятельного обучения детей  рисованию деревьев в условиях дистанционной работы....

Методическая разработка дистанционного занятия «Волшебное дерево. Рисуем 3D ручкой»

Методическая разработка  данного дистанционного занятия ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу 3 D моделирования. Практические задания, выполняемые в ходе занятия, готовят обуча...