«Дополнительное образование детей по математике в условиях детского оздоровительного лагеря»
статья по математике (5, 6 класс)
Программы дополнительного образования в детском оздоровительном лагере направлены на повышение интеллектуального уровня детей, расширение их кругозора, углубление знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого потенциала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elizarov_m.i._statya.docx | 59.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Елизаров Максим Игоревич
Статья на тему «Дополнительное образование детей по математике в условиях детского оздоровительного лагеря»
Общая характеристика системы дополнительного образования детей России
1.1.1. История развития системы дополнительного образования в Р.Ф
Первые организации по детской внеурочной деятельности появились в 30-е года XVIII века, именно тогда в Шляхетском кадетском корпусе был организован учениками кружок литературы. Позже воспитанники запустили издательство собственного печатного органа. Примерно в это время по приказу Екатерины II создается первый детский парк для ее внука. В середине XIX века Н. И. Пирогов предложил в учебных заведениях устраивать вечера литературы, что, по его мнению, помогает развивать самостоятельное мышление учащихся. Первые внешкольные учреждения были организованы в начале ХХ века, их деятельность была посвящена посещению театров и музеев, участию в концертах. Таким образом, возникновение внешкольного образования в России можно отнести к концу XIX века. [4, c. 6]
В первые годы Октябрьской революции появились необычные формы организации жизни детей. Шло интенсивное становление научно-методической базы внешкольного движения, изучались групповые и коллективные формы работ, появилось большое количество научных исследований творческого потенциала личности. Именно 1917 год стал временем расцвета внешкольного образования. В это же время в Народном Комиссариате просвещения был создан отдел внешкольного образования, который занимался культурно-просветительской работой, а внешкольное образование было включено в общую систему народного просвещения. Внешкольная работа начала существовать с 1918 года - это была образовательно-воспитательная деятельность с детьми, проводилась она детскими и культурно-просветительными учреждениями, а также органами народного образования. [7, c. 16]
В 1923 году профессор Е.Н.Медынский издает книгу под названием “Энциклопедия внешкольного образования”, которая имеет большую ценность в теории внешкольного образования. Е.Н.Медынский определял внешкольное образование, как непрерывный процесс, который на протяжении всей жизни человека сопровождает его развитие и формирование личности.
В 20-30е годы XX века сеть внешкольных учреждений продолжала расти и охватывать основные направления внешкольной работы с детьми. В 30е годы XX века система внешкольного образования получила обоснование как система внешкольного воспитания и внешкольной работы.
Впервые за всю историю народного образования в короткий срок была создана разветвленная и высокоразвитая инфраструктура внешкольных детских учреждений. Методы работы, содержание и формы внешкольных учреждений были утверждены в едином положении о внешкольных учреждениях Министерством просвещения в 1953 году.
В 70-80е годы XX века был период наивысшего развития внешкольных учреждений, которые реализовывали воспитательные функции и являлись частью воспитательного пространства. Именно в этот период определились главные направления социально-педагогической деятельности, и сложилась уникальная система работы с детьми, не имеющая аналогов в мире, включающая четко определенные задачи, содержание, и формы внешкольной работы.
На теоретических и методических основах внешкольного образования, воспитания и внеурочной работы в 90-х годах XX века начала создаваться система дополнительного образования детей. В 1992 году был принят закон Российской Федерации “Об образовании” [24], который сыграл немалую роль в развитии отечественной системы образования. Раздел, посвященный дополнительному образованию, впервые появился именно в этом законе. Таким образом, был введен новый термин и дано правовое обоснование для превращения внешкольной работы в систему дополнительного образования. В законодательной области на федеральном уровне были приняты важные документы, обосновывающие стратегию развития учреждений дополнительного образования детей, их типологию, правила аттестации и аккредитации, направления и содержание дополнительного образования.
Отличие внешкольной работы от дополнительного образования в том, что дополнительное образование ведется по конкретным образовательным программам. Надо заметить, что внеурочная, внеклассная и внешкольная работы не прекратили свое существование после появления дополнительного образования.
1.1.2. Отличительные особенности системы дополнительного образования детей в РФ
С ранних лет ребенок оказывается в ситуациях, когда нужно сделать определенный выбор, принять конкретное решение или переоценить уже имеющиеся ценности. Все это активно влияет на становление, самоопределение и воспитание ребенка. Чтобы все эти процессы шли правильно, ребенок нуждается в соответствующей поддержке на каждом из этапов своего взросления. Очевидно, что осуществлять эту поддержку не может только школа. Как отмечает Олейникова Л.Т. [13, c. 282], большую роль в осуществлении такой поддержки играет семья, окружение ребенка, школа, а также дополнительное образование, ведь оно направлено на непрерывный процесс воспитания, обучения и развития личности ребенка.
Дополнительное образование — это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования ([24, c. 4] ФЗ 273 — гл. 1, ст. 2, п. 14).
В Российской Федерации дополнительное образование детей осуществляется с учетом положений Концепции развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г. N 1726-р) [19] и Приказа Министерства образования Российской Федерации "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (№196 от 09.11.2018) [15].
Основными ценностями дополнительного образования является свобода и интерес. Они тесно связаны: условием самореализации ребенка является свобода, а каждая ситуация свободной самореализации стимулирует интерес (готовность выбрать и осуществить не лимитированную личностно-значимую деятельность).
Олейникова Л.Т. [13, с. 283] выделяет следующие отличительные черты дополнительного образования:
- у каждого ребенка есть свобода выбора образовательной области, профиля программы, времени ее освоения;
- для удовлетворения самых разных интересов, потребностей и склонностей ребенка существует большое количество разнообразных видов деятельности;
- образовательный процесс направлен на развитие у ребенка мотивации к познанию и творчеству, самоопределению и самореализации;
- к каждому ребенку определен личностно-ориентированный подход, т.е. создаются «ситуации успеха» для каждого участника образовательного процессе;
- каждый ребенок имеет право на пробы и ошибки в выборе, право на пересмотр возможностей в самоопределении;
- средства для определения результата продвижения ребенка подбираются таким образом, чтобы помочь ребенку увидеть процесс собственного развития. Выбранные средства служат стимулятором развития, не ущемляя достоинства личности ребенка.
Дополнительное образование детей на современном этапе осуществляется как в учреждениях, специально для этого созданных, так и в образовательных учреждениях других типов (детских садах, школах, учреждениях начального и среднего профессионального образования).
На настоящий момент времени типология учреждений дополнительного образования детей регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей» [18]. Согласно данному «Постановлению» учреждения дополнительного образования детей по формам собственности подразделяются на: государственные, федеральные государственные, муниципальные, негосударственные.
Из приказа "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей" [16] можно выделить следующие виды государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования:
– центры:
- центр дополнительного образования детей
- центр развития творчества детей и юношества
- центр творческого развития и гуманитарного образования
- центр детского и юношеского туризма и экскурсий
- центр эстетического воспитания детей и т.д.
– дворцы:
- дворец детского (юношеского) творчеств
- дворец спорта для детей и юношества
- дворец детской культуры и т.д.
– дома:
- дом детского творчества
- дом юных натуралистов,
- дом детского технического творчества
- дом детского и юношеского туризма и экскурсий
- дом художественного творчества детей и т.д.
– станции:
- станция юных натуралистов
- детская экологическая (эколого-биологическая) станция и т.д.
Для учреждений дополнительного образования негосударственного типа данное положение выполняет функцию примерного. В связи с этим отметим, что до внесения изменений в номенклатуру УДОД входили также:
– школа;
– детский парк;
– музей (детского творчества, литературы и искусства);
– детский оздоровительно-образовательный лагерь;
– клуб.
Учреждения дополнительного образования реализуют дополнительные образовательные программы, оказывают образовательные услуги, предусмотренные уставом учреждения, в интересах личности, общества, государства.
В «Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей» [16] выделяются следующие основные задачи учреждения:
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания детей;
- выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей;
- профессиональная ориентация детей;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;
- адаптация детей к жизни в обществе;
- формирование общей культуры детей;
- организация содержательного досуга детей.
Основной формой проведения занятий в дополнительном образовании является творчество. В результате деятельности ребенок не только приобретает знания, умения и навыки, но и умеет воплощать полученные знания в реальный продукт деятельности.
В дополнительном образовании возможны следующие формы занятий: традиционное занятие, комбинированное занятие, семинар, лабораторная работа, практическое занятие, лекция, экскурсия, игра (деловая, ролевая), поход, путешествие, аукцион, тренинг, мастерская, гостиная, турнир, дискуссия, диспут, суд, конференция, конкурс, КВН, эстафета, соревнование, защита проектов, зачет, концерт, творческая встреча, фестиваль, репетиция и т.д.
Развитие творческого потенциала воспитанников и организация целостного образовательного процесса, который будет включать в себя обучение, развитие и воспитание в соответствии со склонностями, задатками и интересами ребенка - основная задача педагога дополнительного образования.
1.1.3 Характеристика дополнительных образовательных программ
Из 12 статьи федерального закона «Об образовании в РФ» следует, что образовательная программа, реализуемая по дополнительному образованию - это дополнительная образовательная программа. [24, c. 16]
К дополнительным образовательным программам относятся:
1) дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
2) дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
Дополнительные общеобразовательные программы и дополнительные профессиональные программы могут быть программами дополнительного образования детей, дополнительного образования взрослых. К дополнительным общеобразовательным программам относятся дополнительные образовательные программы по различным направлениям и видам образовательной деятельности, предназначенные для освоения обучающимися социокультурных ценностей, развития индивидуальных способностей, личностного и профессионального самоопределения и не отнесенные к дополнительным профессиональным образовательным программам.
Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Рассмотрим более подробно дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, которые реализуются в детском оздоровительном лагере. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа – нормативный документ, определяющий целевые установки учебного курса, объем, содержательную характеристику курса, логику его построения, а также порядок изучения и преподавания учебного курса. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является составной частью образовательной программы учреждения дополнительного образования.
Из Приказа Министерства образования и науки РФ от 9.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [24, c. 3] можно выделить следующие направления образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной программе:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Дополнительная общеобразовательная программа выполняет следующие функции:
- нормативная - это документ, обязательный для выполнения в полном объеме;
- функция целеполагания - в программе определяются цели и ценности, ради которых программа введена в учебный план учреждения;
- функция фиксации - определяется состав элементов содержания, подлежащих усвоению детьми;
- процессуальная функция - в программе определяется логическая последовательность усвоения материала, основных форм и методов обучения детей;
- оценочная функция - определяются уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценок.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы могут быть следующих видов: типовые (примерные), модифицированные, экспериментальные, авторские.
По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности такие программы могут быть: комплексными, интегрированными, модульными, досуговыми, адаптированными.
Целями и задачами дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, в первую очередь, являются обеспечение обучения, воспитания, развития детей.
Дополнительные общеобразовательные программы детей должны включать следующие структурные элементы:
1. титульный лист;
2. пояснительную записку;
3. содержание изучаемого курса;
4. учебно-тематический план;
5 условия реализации программы (материально-техническое обеспечение; методическое обеспечение);
6. список литературы.
1.1.4. Особенности взаимодействия педагогов и воспитанников в дополнительном образовании
Процесс освоения программы дополнительного образования можно назвать индивидуальным маршрутом, который проходит ребенок с помощью взрослого. Соответственно, для того чтобы выстроить и осуществить образовательный процесс, который позволяет полноценно развивать личностный потенциал школьника, возникает необходимость построения комплексной, продуктивной, адекватной системы. В связи с этим должна существовать структура, направленная на обеспечение личностно-ориентированного и развивающего характера образования. Именно психолого-педагогическое сопровождение берет на себя эту функцию.
Психолого-педагогическое сопровождение не означает, что педагог должен решать все за ребенка, водить его за руку и оберегать от всех ошибок. Сопровождение будет предполагать веру учителя в возможности и силы ученика, помощь в преодолении возникающих трудностей, а также побуждение к самостоятельной деятельности. Основной миссией психолого-педагогического сопровождения можно назвать: обеспечение развивающего характера образования, т.е. создание особых условий в образовательном пространстве, которые обеспечат участникам образовательного процесса психологическое и социальное благополучие, полноценное личностное развитие на всех возрастных этапах, сохранят их психическое и психологическое здоровье.
В сопровождении не малую роль играют отношения между педагогом и учащимся. Позитивное отношение педагога к ребенку влияют на способность ребенка реализовать свои возможности. В процессе реализации программы дополнительного образования должен возникнуть такой тип отношений, который будет гарантировать ученику помощь, принятие и поддержку со стороны педагога.
Байбородова Л.В. в своей книге «Дополнительное образование детей. Психолого-педагогическое сопровождение» [1, c 22] выделяет следующие принципы психолого-педагогического сопровождения детей в системе дополнительного образования:
1) Принцип ценности и уникальности личности каждого обучающегося:
- оказание помощи с учетом индивидуальности ребенка;
- педагогические средства отбираются с учетом уровня подготовленности ребенка;
- достижения ребенка оцениваются с учетом его способностей и возможностей;
2) Принцип гуманистичности:
- выбираются для использования гуманные, личностно ориентированные методы взаимодействия участников образовательного процесса;
3) Принцип превентивности:
- деятельность направлена на недопущение или предотвращение возникновения проблемных ситуаций;
4) Принцип научности:
- Выбираются научные и современные методы для развития личности ребенка;
5) Принцип «на стороне обучающегося»:
- деятельность должна строиться на интересах воспитанников;
- деятельность должна быть направлена на развитие самостоятельности учащегося, освоение способов самоорганизации своей деятельности;
6) Принцип активной позиции школьника:
- задача педагога не решать проблемы ученика, а научить его самостоятельно решать возникающие проблемы;
7) Принцип оптимистической стратегии:
- деятельность ребенка строится с учетом его достижений, позитивных изменений в деятельности и развитии;
- создаются ситуаций, в которых ребенок может проявить свою индивидуальность и позицию, выразить свое личное отношение и мнение, а так же ситуации успеха;
- педагог ставит те задач и в той последовательности, которые способствуют успешному продвижению ребенка в его образовании и развитии;
- должно осуществляться непрерывное развития средств стимулирования самообразования и самовоспитания ребенка с учетом его опыта, достижений и перспектив развития;
8) Принцип рациональности:
- педагог выбирает формы и методы психологического взаимодействия, учитывая оптимальную сложность, информативность и пользу для обучающегося.
Можно сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение является системой, которая состоит из взаимосвязанных компонентов. Деятельность педагога в процессе реализации программы дополнительного образования выстраивается с учетом взаимосвязи всех принципов сопровождения, направленных на процесс деятельности учащихся, цели, содержание и результат. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности ребенка должно осуществляться непрерывно и систематически, что обеспечивает преемственность развития учащегося и его деятельности при переходе от одного этапа к другому.
1.2. Дополнительное образование детей в условиях ДОЛ
1.2.1. Дополнительные образовательные программы в ДОЛ
В государственном стандарте Российской Федерации "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления" [12, c. 2] образовательные услуги, которые нацелены на увеличение интеллектуального уровня детей, углубление знаний, расширение их кругозора, формирование умений и навыков, рассматриваются как один из видов деятельности организаций, осуществляющей отдых и оздоровление детей.
В стандарте описаны следующие формы и состав образовательных услуг в организации отдыха и оздоровления детей:
- организация работы детских студий, кружков и клубов по интересам, компьютерных классов, творческих объединений детей;
- проведение олимпиад, конкурсов, викторин, выставок технического и художественного творчества, встреч с деятелями искусства и наук;
- организация краеведческой и экологической работы;
- организация различных форм труда детей, соответствующего их возрасту и состоянию здоровья;
- организация работы по патриотическому, нравственному и эстетическому воспитанию детей, их интеллектуальному развитию и развитию их творческих способностей.
В типовом положении о детском оздоровительном лагере прописана необходимость создания в лагере условий для реализации дополнительных образовательных услуг и организации воспитательного процесса.
Реализуя дополнительные общеобразовательные программы, летний лагерь обязан выполнять Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, который утверждён приказом Министерства образования и науки РФ [17]. В соответствии с данным документом дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей, разрабатываются и реализуются с учетом следующих основных направлений:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- удовлетворение потребностей учащихся в художественно-эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии, в занятиях спортом и физической культурой;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
- обеспечение гражданско-патриотического, духовно-нравственного, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
- развитие, выявление и поддержка талантливых учащихся;
- профессиональная ориентация учащихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для развития личности.
Организация работы детских объединений включается в программу смены лагеря. Все объединения работают по заранее утверждённой программе дополнительного образования, которые направлены на удовлетворение интересов и потребностей обучающегося в соответствии с его собственными представлениями о том, чем стоит заниматься в период краткосрочного пребывания в детском лагере.
Дополнительное образование реализуется по направленностям. Направленность образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (273-ФЗ, ст. 2 п.25) [24, c. 5]. Программы дополнительного образования могут быть следующих направленностей: естественнонаучное, техническое, художественное, туристско-краеведческое, социально-педагогическое, физкультурно-спортивное. Лагерь самостоятельно выбирает формы реализации программ по этим направленностям.
В лагере реализуются краткосрочные программы дополнительного образования, т.е. их объём составляет от 12 до 36 часов, это связано с непродолжительностью лагерной смены.
Группы детей, которые осваивают ту или иную программу дополнительного образования в лагере могут быть разновозрастными, либо состоять из воспитанников одного возраста. От направленности программы дополнительного образования будет зависеть количество учащихся в группе, их возраст, и время учебных занятий. Все эти показатели определяются локальным нормативным актом организации, которая осуществляет данную образовательную деятельность.
При организации кружковой, клубной, секционной, и т.п. работы оптимальной наполняемостью группы будет считаться не более 15 человек, допустимая - 20 человек (за исключением хоровых и танцевальных).
Деятельность различных образовательных объединений планируется в соответствие с СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей». [20] Рекомендуемая продолжительность занятий детей в каникулярные дни согласно СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» составляет не более 4 академических часов в день [21, c. 25].
Реализация дополнительных общеобразовательных программ в детском лагере способствует получению участниками смены опыта социально взаимодействия с детьми и взрослыми, опыта в сфере самостоятельной организации своего свободного времени, опыта самореализации в творческой деятельности в объединениях. Программы дополнительного образования детей для детского лагеря должны проходить тщательный отбор и проработку содержания.
1.2.2 Виды объединений дополнительного образования в ДОЛ
Существует множество разнообразных форм для организации детских образовательных объединений. Мулюкина Е.И. дает следующее определение формы детского образовательного объединения - структурно и содержательно оформленная организация взаимодействия участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) направленная на решение определенных образовательных задач [11, c. 197].
Дополнительное образование в детском оздоровительном лагере может быть реализовано в следующих детских образовательных объединениях: клубах, секциях, кружках, лабораториях, студиях, творческих коллективах, ансамблях, театрах.
Рассмотрим подробно каждый из возможных видов объединений:
Кружок:
- самая простая и доступная форма дополнительного образования по развитию творческих способностей в условиях лагеря;
- основными функциями кружка можно считать: организация отдыха и досуга детей; углубление и расширение предметных знаний; приобщение к социокультурной деятельности;
- кружок представляет собой среду для общения и совместной деятельности учащихся. Совместная деятельность воспитанников способствует адаптации в интересующей сфере занятости, а также вере каждого ребенка в себя и свои возможности;
- занятия направлены на формирование знаний, умений и навыков в конкретном виде деятельности (например, кружок керамики, кружок оригами, кружок бисероплетения и т.п.);
- длительность и объём деятельности учащегося в кружке корректируется принципами добровольности, т.е. ребенок сам может решать, сколько времени он будет заниматься в кружке;
- отличительными особенностями кружка являются освоение основ избранного вида деятельности, приоритет предметно-практических задач и обучение как ведущий вид деятельности;
- кружковая деятельность из-за своих особенностей позволяет воспитанникам попробовать свои силы и возможности, получить первый опыт в различных предметных областях, что может стимулировать продолжение занятий дополнительным образованием в рамках избранного направления деятельности по возвращении домой;
- время каждого занятия в кружке устанавливается исходя из санитарно-гигиенических норм. Количество участников кружка должно соответствовать психолого-педагогическим аспектам видов деятельности, которые реализуются на занятиях. Опираясь на интересы и возможности детей, подбирается содержание кружка.
Секция:
- объединение с определенной специализацией, чаще всего спортивной, которое создается в лагере с целью укрепления физического развития, здоровья, совершенствования спортивных способностей детей, (секции баскетбола, волейбола, футбола);
- занятия проходят в специально оборудованном помещении для занятий (спортивный зал, спортивная площадка);
- основная форма обучения – коллективная;
- содержание деятельности секции включает обучение, в результате которого дети приобретают определенные знания, умения и навыки и участие в соревнованиях, где эти знания, умения и навыки проверяются и закрепляются.
Оркестр:
- обучение детей совместному исполнению музыкальных произведений. Обучение игры на различных музыкальных инструментах;
- чаще всего встречается в сменах с профильной музыкальной направленностью.
Театр:
- объединение, направленное на занятие актерским мастерством, сценическим танцем, сценической речью, ораторским искусством, эстрадным вокалом, изучение истории театра, развитие творческие способности;
- результат деятельности театра дети показывают в конце смены перед публикой на сцене;
- для работы этого объединения требуется оборудованное специальным реквизитом местом для занятий;
- в ходе образовательного процесса используются коллективные и индивидуальные формы обучения.
Лаборатория:
- этот вид детского объединения характерен для коллективов технического и естественно-научного профиля;
- отличительной особенностью объединения наличие исследовательской составляющей в творческой деятельности детей;
- основным методом образовательной деятельности является проектирование;
- продуктом деятельности является создание ребенком под руководством педагога новых и усовершенствованных моделей;
- в ходе занятий объединения учащиеся проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования;
- основная цель объединения – развитие умственных и изобретательских способностей воспитанников.
Студия:
- творческий коллектив (студия литературного творчества, киностудия, театральная студия, музыкальная студия, эстрадная студия, и пр.), который сочетает в своей деятельности учебные, экспериментальные и производственные задачи;
- студия организует свою работу и отношения между обучающимися и педагогами на признании ценности индивидуального творчества, уникальности личности, свободного самоопределения каждого;
- содержание деятельности студийных объединений в сфере дополнительного образования разнообразны: это может быть, как духовно-практическая деятельность (музыка, изобразительное искусство, театр, дизайн, журналистика, ролевые игры), так и деятельность, связанная с познанием (историко-краеведческие, естественно-научные и другие виды исследований).
Мастерская:
- деятельность этого детского объединения носит прикладной и художественный характер;
- учащиеся под руководством педагога дополнительного образования решают учебные, творческие и производственные задачи на стыке различных видов деятельности;
- результатом деятельности в мастерской является создание новых видов декоративно прикладных и художественных изделий;
- реализация творческого потенциала детей формирование у них творческо-трудовых знаний, умений и навыков - основное направление работы мастерской;
- выпускаемые мастерской готовые изделия используются для оформления пространства лагеря, формируют банк выставочных экземпляров и подарков.
Клуб:
- основная цель этого детского объединения -общение по интересам (научным, художественным, спортивным и др.), проведение совместных занятий и досуга;
- это такая система жизнедеятельности, ключевыми понятиями которой являются «выбор», «общение», «досуг»;
- деятельность клуба - это всегда сотворчество, так как содержание и эмоциональное наполнение зависит от того, кто является его участником и становится соавтором организатора (руководителя клуба);
- навыки, полученные в клубной деятельности, помогают воспитанникам лучше адаптироваться в системе лагеря, а впоследствии использовать их в обычной жизни.
Выбор формы объединения (их сочетания) и содержания реализуемых в лагере дополнительных общеразвивающих программ обусловлен кадровыми и материально-техническими особенностями лагеря, прилегающей территории. Задачи лагерного периода, информация о детях (возрастные особенности, их ожидания) модель смены также служат важными данными для планирования деятельности творческих объединений.
1.3. Примеры математических объединений в ДОЛ
В этом параграфе проанализируем работу различных детских оздоровительных лагерей. Классифицируем лагеря по математической составляющей в программе: к первой категории отнесем лагеря, в которых математика представлена только в виде различных событий на смене, ко второй категории отнесем лагеря, программа которых напрямую связана с математикой.
Из первой категории были рассмотрены программы следующих лагерей:
1) ДОЛ «Бригантина+»
«БРИГАНТИНА+» — детский лагерь, принимающий на отдых и оздоровление подростков 6-16 лет (учащихся 1-10 классов). Деятельность лагеря направлена на развитие творческих способностей и спортивного потенциала детей. Все кружки, работающие на территории лагеря, имеют творческую направленность.
2) ДСОЛ «Полярные Зори»
«Полярные зори» лечебно-оздоровительный лагерь для детей от 7 до 14 лет. Основная деятельность лагеря направленна на санаторное оздоровление детей. Приоритетом является спортивный отдых. Для досуга на территории лагеря есть мастерские творческой направленности, а также различные спортивные секции.
3) ДОЛ «Юность»
Детский оздоровительный лагерь «Юность» для детей от 6 до 17 лет. Деятельность лагеря направлена на всестороннее развитие личности ребенка. В программе лагеря присутствуют занятия в кружках технического и прикладного искусства, музыкального развития. В лагере не присутствуют мероприятия, напрямую связанные с математикой. Математическую составляющую можно увидеть в тематических днях. В качестве примера можно привести:
- программу смены с тематикой «Профориентация», в которой дни посвящены либо определенным профессиям, либо направлениям деятельности нескольких профессий. В план-сетке рассматриваемой смены есть тематический день: «День экспериментов». В течение всего дня проводятся мероприятия, связанные с профессиями научно-технической направленности. Можно выделить мероприятие под названием «Прикольная математика». Рассматриваемое мероприятие – игра по станциям. Каждая станция – мини-игра, связанная с математической наукой.
4) ДОЛ «Юный строитель»
Детский оздоровительный лагерь «Юный строитель» для детей от 6 до 17 лет. Программы смен не привязаны к определенной тематики, из-за этого в лагере реализуются деятельность различной направленности. Основной досуг детей состоит из отрядных и общелагерных мероприятий. В программе смен математическую составляющую можно увидеть, как основу для отдельных мини-игр в общелагерных и отрядных мероприятиях.
5) ДСОЛ «Ленинградец»
ДСОЛ «Ленинградец» - детский- спортивно оздоровительный лагерь для детей от 6 до 17 лет. Все смены в лагере профильные, направленные на выявление и развитие определенных способностей и интересов воспитанников. Основная направленность досуговых мероприятий и кружков - творческая деятельность. При анализе мероприятий в план-сетке не было выявлено математической составляющей.
6) ДОЛ «Космонавт 2»
ДОЛ «Космонавт 2» - детский оздоровительный лагерь для детей от 7 до 16 лет. Лагерь реализует индивидуальный подход, через профильные программы творческой, научной и спортивной направленности. Математическое содержание встречается в программе научного направления на занятиях компьютерными технологиями, основами программирования, прикладными основами математики.
После анализа лагерей первой категории можно сделать вывод, что основное направление деятельности лагерей без математического уклона - развитие творческих способностей. Техническая, в особенности математическая составляющая в образовательной программе встречается крайне редко. Основной способ реализации научно- технической составляющей – включение математических вопросов в интеллектуальные игры, математических заданий, как испытаний в отрядные и общелагерные мероприятия.
Из второй категории были рассмотрены программы следующих лагерей:
1) «Умный лагерь»
Умный лагерь – это математический и языковой лагерь для детей школьного возраста. Деятельность лагеря строится на совмещении образовательной, спортивной и творческой составляющей детского отдыха. В лагере реализуется следующая учебная программа, связанная с математической наукой:
- Олимпиадная математика
Каждое занятие строится вокруг одной темы, по которой дети вместе с преподавателем решают различные задачи. Кроме стандартных занятий по решению задач проводятся различные математические игры, как традиционные: «Математический бой», «Пентагон», «Захват территории», «Эволюция», так и авторские, разработанные преподавателями специально для «Умного лагеря».
Также в программе лагеря присутствуют кружки с математической направленностью:
- Математический клуб (На занятиях решаются задачки по различным темам школьного курса математики 6-9 класса)
- Мир головоломок (На занятиях преподаватели математики обучают учащихся 4-9 классов разгадывать оригинальные головоломки и задачки)
2) ДОЛ «Слон и Жираф»
«Слон и Жираф» - летний научный лагерь для детей 7-18 лет, в котором реализуются обучающие программы по различным направлениям. Основная цель обучающих программ в лагере – научить любить науку, с помощью учебного процесса, основанного на интересных заданиях, экспериментах и открытиях. Длительность каждой смены – 7 дней, за которые дети успевают освоить программу, рассчитанную на 36 академических часов. Каждый день у воспитанников есть 5 часов аудиторных занятий по выбранной тематике. В лагере присутствуют следующие программы, связанные с математикой:
- «Невероятные вероятности» для 5-7 класса
- «Основы интегрального и дифференциального исчислений» для 8 - 11 класса
- «Математика с основами программирования» для 5- 7 классов
Таким образом, проведенный анализ программ показал, что математика представлена в деятельности лагерей в различном объеме и формах. В большинстве лагерей математика включена в содержание смены в виде отдельных событий математической направленности или как составная часть мероприятий научной направленности. Формами реализации математического содержания являются игры по станциям (в частности, включение математических вопросов в интеллектуальные игры), занятия по компьютерным технологиям, прикладным основам математики, тематические дни (например, День экспериментов), использование математических заданий, как испытаний в отрядных и общелагерных мероприятиях.
Лагеря, ориентированные на углубленное изучение математики, реализуют математическое содержание за счет реализации учебных курсов («Олимпиадная математика», «Математика с основами программирования» и др.), а также организации кружков математической направленности.
В ряде лагерей математическая составляющая в программе работы лагеря никак не представлена.
.
ВЫВОДЫ
Таким образом, теоретический анализ нормативно-правовой документации и психолого-педагогических источников позволяет сделать ряд выводов.
1) Программы дополнительного образования в детском оздоровительном лагере направлены на повышение интеллектуального уровня детей, расширение их кругозора, углубление знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого потенциала.
2) Программы дополнительного образования в детском лагере могут быть следующих направленностей: естественнонаучное, техническое, художественное, туристско-краеведческое, социально-педагогическое, физкультурно-спортивное.
3)Рабочая программа кружка в детском оздоровительном лагере – это краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, которая является нормативным документом, определяющим целевые установки учебного курса, объем, содержательную характеристику курса, логику его построения, а также порядок изучения и преподавания учебного курса.
4)Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является составной частью образовательной программы детского оздоровительного лагеря.
5) Содержание краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и сроки обучения по ней определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной детским оздоровительным лагерем.
6) От направленности программы дополнительного образования будет зависеть количество учащихся в группе, их возраст, и время учебных занятий.
7) Реализация дополнительных общеобразовательных программ в детском лагере способствует получению участниками смены опыта социально взаимодействия с детьми и взрослыми, опыта в сфере самостоятельной организации своего свободного времени, опыта самореализации в творческой деятельности в объединениях.
8) Менее востребованной направленностью программ дополнительного образования является научная, в частности математическая направленность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Байбородова Л.В. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей/ Л. В. Байбородова. – 2018 [Электронный ресурс] // URL: https://studme.org/191790/pedagogika/dopolnitelnoe_obrazovanie_detey_psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie
- Буцко Е.В., Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика: 5 класс: методическое пособие /Е.В. Буцко – Москва: Вентана-Граф, 2016. - 288 с.
- Грецкова С.А., Колганова А.И., Якушева Е.Л. Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. / ГБНОУ «СПБ ГДТЮ», 2017 – 30 с
- Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.М. Дополнительное образование детей: учебник для студентов пед. училищ и колледжей / Евладова, Е.Б. - Москва: Владос, 2004. – 349 с
- Ерина Т.М. Тесты по математике к учебнику А.Г. Мерзляка и др. «Математика. 5 класс»/ Т.М. Ерина – Москва: Экзамен, 2017. - 96с
- Золотарева А.В., Криницкая Г.М., Пикина А.Л. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей: Учебник и практикум для СПО/ Золотарева, А. В. – Москва: Юрайт, 2018. – 302 с
- Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / О. Е. Лебедева. — Москва: Владос, 2000. – 205 с
- Машинистова Н.В. История становления дополнительного образования детей в России / Н. В. Машинистова. — Пермь : Меркурий, 2012. — с. 38-42. [Электронный ресурс] // URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2347/
- Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика. 5 класс Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.В. Буцко – Москва: Вентана –Граф, 2013. – 304с
- Мещеряков В.В. Организация работы математического кружка учащихся 5–6 классов в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения / Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. с 91–95. [Электронный ресурс] // URL: http://ekoncept.ru/2015/65219.htm
- Мулюкина Е. И. Особенности организации дополнительных образовательных услуг в системе дошкольного образования / Е. И. Мулюкина. Молодой ученый. —№ 9 (247). 2019. — с. 196-198. [Электронный ресурс] // URL: https://moluch.ru/archive/247/56904/
- Национальный стандарт Российской Федерации от 01 марта 2019 ГОСТ Р 52887-2018 «Услуги детям в организациях отдыха и оздоровления» [Электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/1200160048
- Олейникова Л. Т. Дополнительное образование детей - потенциал воспитания / Л. Т. Олейникова. — [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2010. — № 1-2 (13). — Т. 2. — С. 282-287. — URL: https://moluch.ru/archive/13/1053/
- Пирютко О.Н., Терешко О.А. Сборник задач по математике: Учебное пособие для 5 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения/ Г.И. Кошевникова Минск: Адукацыя и выхаванне, 2019 – 216 с
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс] // Российская газета [Офиц. сайт]. URL: http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 июня 2012 г. N 504 г. Москва «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] // URL: http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" [Электронный ресурс] // URL: https://rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html
- Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 г «О внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] // URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&backlink=1&nd=102110427&page=1&rdk=1#I0
- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] // Правительство России [Офиц. сайт]. URL: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
- СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей» [Электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/499071210
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/420207400
- Сборник программ тематических смен студенческих педагогических отрядов Молодёжной общероссийской общественной организации «Российские Студенческие Отряды» [Электронный ресурс] // URL: http://www.shtabso.ru/docs/sbornik_spo.pdf
- Ситаров, В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". – Москва: Омега-Л, 2019. – 144 с
- Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике: 5 класс: практикум/ А.С. Чесноков – 6-е изд. – Москва: Академкнига/Учебник, 2014 – 144 с.
- Шульга И.И. Новые образовательные практики в детском лагере: возможности и перспективы / И.И. Шульга. Информационно - методический журнал Артек- со-бытие №2(16) 2017г – с. 7 – 9 [Электронный ресурс] // URL: https://media.artek.org/media/uploads/so-bitie/artek3na-sayt.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ в условиях летнего оздоровительного лагеря"
Так как большую часть летних каникул мы, учителя и воспитанники школы - интерната проводим в детском оздоровительном лагере, поэтому хотим видеть...
Авторская программа дополнительного образования детей по декоративно-прикладному творчеству детского объединения «Солнечный колосок».
Данная программа разработана в соответствии с требованиями «Закона об образовании в Российской Федерации», на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания граждан Российской Федераци...
Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества образования детей с ЗПР в условиях детского дома.
Образование сегодня претерпевает существенные изменения, адекватные изменениям в государстве и обществе. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития, так сложные проблемы, требующие ...
Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества образования детей с ЗПР в условиях детского дома.
Образование сегодня претерпевает существенные изменения, адекватные изменениям в государстве и обществе. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития, так сложные проблемы, требующие ...
Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества образования детей с ЗПР в условиях детского дома.
Образование сегодня претерпевает существенные изменения, адекватные изменениям в государстве и обществе. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития, так сложные проблемы, требующие ...
Из опыта повышения мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания в условиях детского оздоровительного лагеря
В статье Е.А. Смирнова анализируется опыт повышения мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания в общеобразовательной школе в условиях детского оздоровительного лагеря, предлага...
Воспитательно-психологическая работа с воспитанниками интернатных учреждений в условиях детского оздоровительного лагеря
В статье представлена система воспитательно-психологических мероприятий с воспитанниками интернатных учреждений в загородном детском оздоровительном лагере...