Из опыта повышения мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания в условиях детского оздоровительного лагеря
статья по истории (8 класс) по теме
В статье Е.А. Смирнова анализируется опыт повышения мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания в общеобразовательной школе в условиях детского оздоровительного лагеря, предлагается к использованию викторина "Русско-турецкая война 1877-78 гг."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
e.a._smirnov.docx | 21.09 КБ |
viktorina_russko-turetskaya_voyna_1877-78.rar | 472.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.А. Смирнов
Из опыта повышения мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания в условиях детского оздоровительного лагеря
Автор данной статьи имеет некоторый опыт работы в образовательной организации при детском оздоровительном лагере. Это учебно-информационный центр «им. Ю.А. Гагарина» (УИЦ) спортивно-оздоровительного комплекса «Камчия», располагающего в общине Аврен на территории черноморского побережья Болгарии.
В УИЦ «им. Ю.А. Гагарина» обучались дети, которые приезжали из Москвы поправить здоровье или готовится к спортивным мероприятиям. Безусловно, на мотивацию детей на уроке влияло несколько факторов:
- Ситуация отдыха и стремление беззаботно провести время,
- Проживание в условиях лагеря и невозможность общения с семьей,
- Разный уровень подготовки детей, собиравшихся в классы из разных школ столицы,
- Краткосрочность пребывания детей в школе,
- Многочисленные мероприятия по спортивно-оздоровительной программе, из-за которых «пропадали» школьные уроки,
- Отсутствие возможности требовать у детей выполнение домашних заданий,
- Требование работать в соответствии с требованиями базисного учебного плана и укладываться в сроки усвоения школьной программы.
Одной из самых трудных задач в течение второго полугодия 2012-2013 учебного года оказалась мотивация обучающихся и создание ситуации успеха.
История и обществознание – это те предметы, которые уже на начальном этапе становятся для некоторых детей легкими и понятными, а для других, наоборот, труднопостигаемыми. Сложный понятийный аппарат, кажущаяся оторванность от современности, высокая информативность порой оказываются весомыми причинами для снижения эффективности преподавания их в школе.
В связи с этим, формирование мотивационной сферы обучающихся на уроках истории является первоочередной задачей, к решению которой нужно подходить комплексно.
Во-первых, это дифференциация обучающихся. В процессе работы на уроке учитывается мнение психолога М. Ковингтона. В своих работах он выделил три основных типа обучающихся: стремящиеся к успеху, избегающие неудачи и находящие неудачу нормальной.
Первый тип – это удачливые учащихся, которые считают себя ответственными, имеют далёкие планы, сами решают проблемы. Они решают задачи повышенной сложности и соглашаются с жесткой системой оценок.
Второй тип – достигли каких-то результатов, имея много неудач, пока не сформировали чувство ответственности и самоуважения. Откладывают проблемы «на потом».
Третий тип – потеряли надежду на избежание неудач и смирились с ними
Уже на первых занятиях в каждой смене создавались педагогические ситуации, позволяющие выделить лидеров, антилидеров, послушных исполнителей и неявных скучающих детей. Приемы здесь различны: ситуация успеха, работа в микрогруппах, задания командного характера. Полученные результаты позволяют, говоря словами древнеиндийской пословицы, не льстить ученику в его маленьких победах, а рационально поощрять его достижения в сравнении с другими детьми.
Во-вторых, подключение сферы эмоциональных переживаний. Большей частью это обеспечивается наглядным материалом с применением ИКТ. Но его обычно одного недостаточно. Исторический рассказ должен сочетаться с высказыванием собственного отношения учителя к нему, соотнесения с современной социокультурной ситуацией, политической ситуацией и патриотической составляющей. В таком случае в памяти ребенка останется не перечисление дат, имен, событийного ряда, а лишь то, что тронуло за душу, потрясло, захватило, удивило.
В-третьих, для ребенка особенно большую ценность имеет то, на что он потратил собственные усилия, свой труд. Увидеть и оценить его – задача учителя. Одним из способов активизации деятельного участия ученика является вербализация увиденного. Ученик должен посмотреть на картину, фильм, флеш-ролик, карту сражения, а потом попытаться описать их, охарактеризовать исторического персонажа, установить причинно-следственные связи. В этих занятиях центральную роль играет самостоятельная деятельность ученика по выражению и записыванию своих наблюдений. Формы занятий могут быть самыми разными, но для того, чтобы интерес к теме урока закреплялся, необходима активность ученика. Она, безусловно, повышает ценность осваиваемого учебного материала.
В-четвертых, игровая модель оценивания знаний. Для решения этой задачи была разработана оригинальная система оценивания знаний. Общеизвестно, что оценка является важнейшим инструментом мотивации. В условиях СОК «Камчия» оценивание учебных достижений реализуется на основе фиксации положительных результатов. Неудовлетворительные отметки сказываются на психике и учебной мотивации ребенка намного негативнее, чем в обычных условиях. Поэтому применяется метод положительного интенсива. Суть его заключается в том, что каждый ответ, грамотный вопрос и любое учебное действие оценивается в баллах. Простой – 1 балл, чуть сложнее – 2 балла, и самый трудный – 3 балла. Для получения положительной отметки ребенок должен накопить эти баллы. Если за урок были 2-3 грамотных полных ответа, то ученик может получить оценку «отлично». У ребенка появляется спортивный интерес не только к получению отметки, а еще и стремление избрать нелегкий путь приобретения «пятерки», отвечая исключительно на сложные вопросы. Если ученик слабо ориентируется в предмете, то ситуация успеха развивается на основе многочисленных однобалльных «маленьких побед». Информационный момент усиливается, когда карточка с баллом представляет собой какую-либо «валюту» («тугрик») и содержит информацию по теме урока (См. приложение 2).
Результативность своей работы оцениваю по следующим параметрам: успеваемость, психологическая атмосфера, остаточные знания, степень мотивации к изучению предмета.
В течение отчетного периода успеваемость по всем преподаваемым предметам составила 100%. Наиболее высокие результаты ребята показывали в усвоении историко-биографического материала, и слабые в запоминании дат.
В своей текущей работе делаю акцент на создании комфортного психологического микроклимата. Надеюсь, что укрепление мотивации к изучению предмета является одним из индикаторов доброжелательной атмосферы на уроках.
Полагаю, что в изучении обществоведческих дисциплин также значимым является умение анализировать события в их исторической динамике. Поэтому постоянно контролирую уровень запоминания изученного материала, подталкивая детей сравнивать аналогичные исторические события.
Таким образом, опыт применения описанного подхода показал, что для повышения мотивации обучающихся в нетипичных для обычно школы условиях наиболее эффективными являются нетрадиционные методы и создание ситуации успеха для каждого ребенка.
Предварительный просмотр:
1. Кто из известных русских писателей, ученых, художников, общественных деятелей активно защищали болгарский народ накануне Русско-турецкой освободительной войны 1877 - 1878 гг.?
Апрельское восстание в Болгарии
Николай Алексеевич Киреев родился в 1841 г., и соответственно по прибытии в Сербию, где он очутился после многомесячного большого своеобразного турне по славянской Европе, ему было 35 лет. До этого он 8 лет активно участвовал в деятельности Петербургского Славянского комитета, то есть непосредственно с его организации в 1868 г. Свои путешествия 1875-1876 гг. по Европе он проводил, в том числе, в качестве посланника и представителя комитета. Именно во время поездок, было принято решение о поддержке славянского освободительного движения. В июне 1876 г. он ещё был в Болгарии, где было решено создавать «Болгарское центральное благотворительное дружество», после чего Киреев перебрался в Сербию.
2. Когда и как объявлена Русско-турецкая освободительная война?
12 (24) апреля 1877 года Россия объявила войну Турции: после парада войск в Кишинёве на торжественном молебне епископ Кишинёвский и Хотинский Павел (Лебедев) прочёл Манифест Александра II об объявлении войны Турции.
3. Что Вы знаете о Самарском знамени?
4. Какие наиболее известные русские генералы участвовали в войне?
5. Где проводились самые тяжелые сражения во время войны на территории Болгарии?
6. Каково болгарское участие в Русско-турецкой освободительной войне?
7. Каков конец войны и ее последствия.
Россия вернула южную часть Бессарабии, потерянную после Крымской войны, и присоединила Карсскую область, населённую армянами и грузинами.
Великобритания оккупировала Кипр; согласно договору с Османской империей от 4 июня 1878 года, в обмен за это она обязалась защищать Турцию от дальнейшего российского продвижения в Закавказье. Оккупация Кипра должна была длиться, пока в руках русских остаются Карс и Батуми.[33]
Границы, установленные по итогам войны, сохраняли силу до Балканских войн 1912—1913 годов, с некоторыми изменениями:
Болгария и Восточная Румелия в 1885 году слились в единое княжество;
В 1908 году Болгария объявила себя независимым от Турции царством, а Австро-Венгрия аннексировала ранее оккупированную ею Боснию и Герцеговину.
Война ознаменовала постепенный отход Великобритании от конфронтации в отношениях с Россией. После перехода Суэцкого канала под английский контроль в 1875 году, британское стремление любой ценой предотвратить дальнейшее ослабление Турции пошло на убыль. Английская политика переключилась на защиту английских интересов в Египте, который был оккупирован Великобританией в 1882 году и оставался английским протекторатом до 1922 года. Английское продвижение в Египте интересы России напрямую не затрагивало, соответственно напряжение в отношениях двух стран постепенно ослабло.
Переход к военному союзу стал возможен после заключения в 1907 году компромисса по Средней Азии, оформленному англо-русским договором от 31 августа 1907 года. От этой даты отсчитывают возникновение Антанты — англо-франко-русской коалиции, противостоящей возглавляемому Германией союзу Центральных держав. Противостояние этих блоков привело к Первой мировой войне 1914—1918 годов.
8. Какие самые известные памятники воздвигнуты в честь освободителей в Болгарии?
17 апреля 1878 года императором Александром II была учреждена государственная награда - медаль «В память русско-турецкой войны 1877—1878», которой награждались военные, моряки, ополченцы и другие лица, участвовавшие в сражениях или защищавшие тылы армии.
Эта война вошла в болгарскую историю как Русско-турецкая освободительная война. На территории современной Болгарии, где прошли основные сражения этой войны, находятся свыше 400 памятников русским, которые боролись за свободу болгарского народа.
В столице Российской империи — Санкт-Петербурге — в 1886 году в честь подвигов русских войск, принимавших участие и победивших в войне, был воздвигнут Памятник Славы. Памятник представлял собой 28-метровую колонну, сложенную из шести рядов пушек, отбитых в войну у турок. На верху колонны был расположен гений с лавровым венком в протянутой руке, увенчивающий победителей. Пьедестал памятника имел высоту около 6½ метров, со всех четырёх сторон которого были вделаны бронзовые доски с описаниями основных событий войны и названий воинских частей, принимавших в ней участие.[38] В 1930 году памятник был разобран и переплавлен. В 2005 году — восстановлен на прежнем месте.
9. Произведения литературы и других искусств, посвященные Русско-турецкой войне и Освобождению Болгарии.
Издавна между русским и болгарским народами существовала глубокая связь. Интерес к Болгарии в русской литературе возник в связи с русско-турецкими войнами XIX века по освобождению Болгарии от Османского ига. Многие российские писатели и поэты, такие как Тепляков, Хомяков, Аксаков, Тютчев, Тургенев, Шевырев и другие, посвящали свои произведения быту болгар, условиям их жизни в годы турецкого ига, борьбе болгарского народа с захватчиками и вкладу России в освобождении Болгарии. Болгарское ополчение возглавлял уроженец г. Владимира Н.Г. Столетов.
Балканская серия Василия Верещагина
Автор | Название книги | Описание |
«Баязет» (1960) | Главная тема — Баязетское сидение | |
«Турецкий гамбит» (1998) | Конспирологическая версия Плевенских событий | |
«Скобелев» (1886)[37] | Воспоминания о Скобелеве | |
Кино
Фильм | Дата | Описание |
1954 | Исторический фильм | |
«Баязет» | 2003 | российский телесериал |
2005, 2006 | российский фильм и сериал | |
1979 | болгарский сериал |
ДЛЯ РАДИО!
- В ночь на 26 января 1878 года катера вооруженного парохода «Великий князь Константин» под командованием лейтенанта Макарова произвели первую в истории мирового флота успешную торпедную атаку, потопив на Батумском рейде турецкий сторожевой пароход.[34][35]
- Участие в войне принимал А. А. Поливанов, будущий военный министр России. Добровольцами на войну уехали врачи Склифосовский, Пирогов и Боткин, писатели Гаршин и Гиляровский. По утверждению историка Н. А. Троицкого, 60-летний И. С. Тургенев говорил: «Будь я моложе, я сам бы туда поехал», а 50-летний Лев Толстой — «Вся Россия там, и я должен идти»[36].
- И по сей день в Болгарии во время литургии в православных храмах во время Великого входа Литургии верных поминается Александр II и все русские воины, павшие на поле боя за освобождение Болгарии в Русско-турецкой войне 1877—1878 года.
- Послом Порты в Лондоне до и в течение войны был православный грек Мусурус-паша.
- Действие детектива Б. Акунина «Турецкий гамбит» проходит на Русско-турецкой войне 1877—1878 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение мотивации школьников на уроках истории и обществознания
Тема мотивации очень актуальна сейчас, т. к. одна из проблем, стоящих перед современной школой, - снижение мотивации. В планах второго стандарта образования введение обязательного предмета, непосредст...
Мотивационный аспект как фактор познавательной активности обучающихся на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования
Сегодня многие учителя истории и обществознания задают себе вопрос: «Как научиться мыслить по-новому, используя современные педагогические технологии, научить детей добывать знани...
Воспитательно-психологическая работа с воспитанниками интернатных учреждений в условиях детского оздоровительного лагеря
В статье представлена система воспитательно-психологических мероприятий с воспитанниками интернатных учреждений в загородном детском оздоровительном лагере...
Повышение мотивации обучающихся с помощью технологии формирующего оценивания в условиях реализации ФГОС
Тематический педсовет, где рассматривается технология формирующего оценивания как инструмент повышения мотивации обучающихся...
Приемы повышения мотивации учащихся на уроках истории и обществознания
Мотивация - важнейшее условие познавательной деятельности школьников. Предлагаются использованные на практике приемы мотивации, их результаты и эффекты...
«Дополнительное образование детей по математике в условиях детского оздоровительного лагеря»
Программы дополнительного образования в детском оздоровительном лагере направлены на повышение интеллектуального уровня детей, расширение их кругозора, углубление знаний, формирование умений и навыков...
Развитие мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания через разноуровневое обучение.
Развитие мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания через разноуровневое обучение: игровая деятельность, критическое мышление, ИКТ - технологии, метод проблемных задач, исследовательская...
Комментарии
!
!