Программа дополнительного образования Занимательная математика 6 класс
рабочая программа по математике (6 класс)
Математика развивает умственные способности ребенка: анализ, дедукцию, умение прогнозировать. Математические знания улучшают абстрактное мышление, усиливают его быстроту, учат абстрагироваться, концентрироваться и тренируют память. Математика необходима для общего развития детей, поскольку развивает ум ребенка, закладывает основу рационального мышления и интеллектуального развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_zanimatelnaya_matematika_6_klass.docx | 38.36 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г.Грязи
Грязинского муниципального района Липецкой области
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета МБОУ СОШ №2 протокол от _________№ ______ | УТВЕРЖДАЮ: директор МБОУ СОШ №2 ______________О.П.Спесивцева Приказ от ____________№______ |
Дополнительная общеразвивающая программа
общеинтеллектуальной направленности
«Математические фокусы»
Возраст учащихся: 11-12 лет
Срок реализации программы : 1 год
Составитель:
учитель первой квалификационной категории
Тонких Людмила Николаевна
Грязи-2020 год
I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Новизна программы заключается в том, что программа своим содержанием может привлечь внимание обучающихся, обеспечить осмысление математических знаний, их практического значения. Математическое образование не будет представляться им чем-то абстрактным, и все реже будет возникать вопрос: “А зачем нам нужно изучать математику?”
Актуальность программы в том, что программой предусмотрено использование всех заданий исключительно с практическим содержанием (в том числе и задания на смекалку). Освоение программы направлено на побуждение познавательного интереса к математике, установление связи математических знаний с ситуациями из повседневной жизни. Чтобы выполнить задания, ученик должен не только и не столько знать программный материал, сколько уметь делать выводы на основе сравнений, выявлять закономерности, уметь воображать, фантазировать.
Отличительные особенности программы в следующем: в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства. Наряду с этим в ней уделяется внимание использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике.
Целесообразность связана с тем, что данная программа разработана с целью накопления субъектного опыта моделирования ситуаций, в которых предусмотрено применение математических знаний в реальной действительности. Она способствует развитию предметных, метапредметных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий, ориентирует ребенка на дальнейшее самоопределение в сфере профессионального предпочтения.
Организация образовательного процесса
Программа ориентирована на возрастную группу детей 11-12 лет, которые проявляют интерес к математике.
Организация образовательного процесса дополнительной общеразвивающей программы «Математические фокусы» осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ СОШ №2 на 2020-2021учебный год.
Срок реализации образовательной программы - 1 год. Количество учебных часов:
35 часов, из них теоретических – 17 часов, практических – 18 часов.
Формы обучения и виды занятий:
Данная программа предусматривает проведения теоретических занятий и практическую деятельность обучающихся.
Теоретические занятия проводятся в виде бесед, лекций, просмотров видеофильмов. Основой изучения теоретических занятий является раскрытие математических понятий, исторический экскурс в математику, а также знакомство с элементами прикладной математики; обобщение взаимосвязи функций, уравнений и неравенств.
Практическая деятельность ориентирует обучающихся на самостоятельное изучение различных способов решения математических задач.
Формы занятий:
- по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая или индивидуальная;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: практикум, экскурс, конкурс.
- по дидактической цели: вводное занятие, занятие по изучению и углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, комбинированные формы занятий, занятие - ролевая игра и другие.
Срок освоения программы – 1 год.
Режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу согласно расписанию занятий на учебный год. Количество учебных часов в неделю – 1 час.
Регламентирование образовательного процесса на день
Начало занятий – 14.00 час, окончание – 15.00 час, согласно расписания занятий творческих объединений, утверждённого директором.
Продолжительность занятий: 1 час
Наполняемость групп: до 15 человек.
Цель программы: придать предмету математика привлекательность, расширить творческие способности учащихся, укрепить в них математические знания.
Внеклассная работа - одна из эффективных форм математического развития учащихся. Учитель математики не может ограничиться рамками своей работы только обучению детей на уроке. Успех учителя в работе определяется не только высоким уровнем учебной деятельности учащихся на уроке, но и кропотливой «черновой» работой в различных видах внеурочных занятий. В классах обычно имеются учащиеся, которые хотели бы узнать больше того, что они получают на уроке, есть дети, которых интересуют задачи «потруднее», задачи повышенной сложности, задачи на смекалку. Правильно поставленная и систематически проводимая внеклассная работа, особенно кружковая работа, помогают решить задачи кружковой работы:
Задачи
обучающие:
- расширить представление о сферах применения математики в естественных науках, в области гуманитарной деятельности, искусстве, производстве, быту;
- совершенствовать и углублять знания и умения учащихся с учетом индивидуальной траектории обучения;
- учить способам поиска цели деятельности, поиска и обработки информации; синтезировать знания.
развивающие:
- способствовать развитию основных процессов мышления: умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;
воспитательные:
- воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;
- способствовать формированию осознанных мотивов обучения.
Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана дополнительная общеразвивающая программа:
- Конвенция о правах ребёнка;
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. «273-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.14г. № 1726-р);
- Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 г. №497);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 196 от 09 ноября 2018 г.);
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. №41);
- Распоряжение администрации Липецкой области от 12 апреля 2018 года №187-р «О реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» в Липецкой области;
- Приказ УОиН от 16.04.2018 №450 «Об утверждении концепции персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Липецкой области»;
- Приказ УОиН от 17.04.2018 №454 «Об утверждении плана мероприятий "дорожная карта" по внедрению персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в муниципальных районах (городских округах) Липецкой области»;
- Устав МБОУ СОШ №2;
- Календарный учебный график МБОУ СОШ №2 на 2020-2021учебный год;
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеразвивающих программ МБОУ СОШ №2;
- Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБОУ СОШ №2.
1.3.Содержание программы
Календарно-тематический план.
№ п/п | Тема | Всего часов | Количество часов | Дата план | Дата факт | Примечания | |
Теория | Практика | ||||||
1. | Значение роли математики в жизни человека. | 6 | 3 | 3 | 1 четверть | ||
2. | Знакомство с прикладными математическими дисциплинами. | 9 | 3 | 6 | 2 четверть | ||
3. | Систематизация знаний по теме: «Статистика и теория вероятностей». | 9 | 2 | 7 | 3 четверть | ||
4. | Знакомство с теорией матричных игр. | 4 | 1 | 3 | |||
5. | Решение задач математических олимпиад . | 4 | 1 | 3 | 4 четверть | ||
6. | Защита творческих проектов. | 2 | - | 2 |
Содержание программы.
Тема 1. Значение роли математики в жизни человека (6 ч).
- Описание действительности с помощью математики. Решение задач практического смысла.
- Ознакомление учащихся с понятием чисел-великанов и чисел-малюток. Исследование самого большого и самого маленького числа.
- Решение практических задач с использованием стандартного вида числа. Применение на практике чисел-малюток и чисел-великанов.
- Рассмотрение роли математики в других науках. Творческая работа по выявлению связи математики и искусством (музыкой, живописью, скульптурой).
- Исторический экскурс на тему: «Как люди научились считать?»
- Математическая игра-соревнование: «Великие математики»
Тема 2. Знакомство с прикладными математическими дисциплинами (9 ч).
- Изучение основ математической логики. Решение практических задач на тему: «Конъюнкция и дизъюнкция».
- Систематизация знаний по теме: «Теория множеств». Исследование связи между математической логикой и теорией множеств.
- Решение логических задач. Применение графических иллюстраций при решении заданий на математическую логику.
- Изучение метода математической индукции. Применение математической индукции при решении задач.
- Знакомство с теорией графов. Решение задач с помощью дерева графов.
- Решение задачи о кенигсбергских мостах. Задачи на раскрашивание карт.
- Творческая работа по теме: «Исследование свойств графов» с использованием интерактивной доски.
- Проведение математической игры « Всё о графах».
- Исторический экскурс по теме: «Цифры различных народов». Решение задач с использованием римских чисел.
Тема 3. Систематизация знаний по теме: «Статистика и теория вероятностей» (9 ч)
- Расширение знаний по теме: «Статистическое определение вероятности»
- Проведение творческого статистического мини-исследования.
- Отработка навыков применения методов комбинаторики. Решение задач с помощью сочетаний, перестановок и размещений.
- Исторический экскурс в теорию вероятностей. Практикум по решению старинных вероятностных задач.
- Диспут на тему: «Случайные события в нашей жизни и возможность их предсказания». Просмотр видеороликов на эту же тему.
- Отработка навыков анализа диаграмм и графиков. Изучение алгоритма построения диаграмм.
- Практикум по решению текстовых вероятностных задач.
- Исследование связи теории вероятностей и теории множеств. Изучение диаграмм Эйлера.
- Математический брейн-ринг: «Теория вероятностей против азартных игр».
Тема 4. Знакомство с теорией матричных игр (4 ч).
- Знакомство с понятием матрицы, использование матриц в задачах.
- Решение систем уравнений с помощью матриц. Рассмотрение практического применения матриц.
- Изучение алгоритма решения матричных игр с выбором выигрышной стратегии.
- Блиц-опрос по теме: «Матрица».
Тема 5. Решение задач математических олимпиад (4 ч).
- Рассмотрение и обсуждение основных приемов решения олимпиадных задач.
- Решение олимпиадных задач с использованием прикладных дисциплин математики.
- Составление и решение арифметических ребусов.
- Исторический экскурс: «Появление и развитие календаря».
Тема 6. Защита творческих проектов (2 ч).
- Обсуждение проектов, подготовленных учащимися по теме: «Прикладная математика».
- Игра – соревнование «Счастливый случай»
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Продолжительность учебного года.
Реализация программы осуществляется на базе МБОУ СОШ №2 г. Грязи, начало занятий – 01.09, окончание – 30.05, включая каникулы и выходные дни.
Продолжительность учебного года – 34 учебные недели.
Количество групп – комплектов.
Количество групп на 2020- 2021 учебный год –1 группа, согласно утверждённой директором педагогической нагрузке.
2.2. Условия реализации программы
Оснащение учебного процесса по данной программе предусматривает проведение занятий в учебных кабинетах, соответствующих нормам СанПина.
Библиотечный фонд:
∙ научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).
∙ справочная литература (справочники, энциклопедии).
Информационное обеспечение
Одним из средств наглядности при изучении программного материала служит оборудование для мультимедийных демонстраций:
∙ компьютер,
∙ медиа проектор,
Доступность сети Интернет позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Математические фокусы».
2.3. Формы аттестации
∙ Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Планируемые результаты, в соответствии с целью программы, отслеживаются и фиксируются в формах:
- аналитическая справка,
- аналитический материал,
- грамота,
- диплом,
- журнал посещаемости,
- материал анкетирования и тестирования,
- методическая разработка,
∙Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
Образовательные результаты, в соответствии с целью программы, демонстрируются в формах:
- аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики,
- аналитическая справка,
- защита творческих работ,
- конкурс,
- контрольная работа,
- научно-практическая конференция,
- открытое занятие,
- отчёт итоговый.
2.4. Оценочные материалы
Формы контроля
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
1.Методика диагностики структуры учебной мотивации
Цель: выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности обучающихся при изучении ими конкретных предметов.
Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 9-летнего возраста.
Содержание тест-опросника.
Инструкция.
Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:
· верно – (+ +);
· пожалуй, верно – (+);
· пожалуй, неверно – (–);
· неверно – (– –).
Благодарим за участие в опросе.
1. Изучение данного курса даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
2. Изучаемый курс мне интересен, и я хочу знать по данному курсу как можно больше.
3. В изучении данного курса мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.
4. Учебные задания по данному курсу мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).
5. Трудности, возникающие при изучении данного курса, делают его для меня еще более увлекательным.
6. При изучении данного курса кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.
7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному курсу можно было бы не изучать.
8. Если что-то не получается по данному курсу, стараюсь разобраться и дойти до сути.
9. На занятиях по данному курсу у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).
11. Материал, изучаемый по данному курсу, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).
12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному курсу, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.
13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.
14. Считаю, что все знания по данному курсу являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.
15. Если я плохо подготовлен к занятию, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
16. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным курсом.
17. Данный курс дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
18. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю занятия по данному предмету, то меня это огорчает.
20. Если бы было можно, то я исключил бы данный курс из расписания (учебного плана).
Обработка результатов
Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй верно), а «Нет» – отрицательные (пожалуй неверно; неверно).
Ключ
Да | 1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19 |
Нет | 3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18 |
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения курса. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения курса.
2.5. Методическое обеспечение:
Организация учебного процесса по программе осуществляется по очной форме обучения.
В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования:
Личностно-ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности процесса обучения.
Культурно- ориентированные принципы: принцип целостной картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
Деятельностно-ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Методы воспитания:
∙ Убеждения -предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Слушая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогом своей позиции. Оценивая полученную информацию, учащиеся или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, они формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения. Как приемы убеждения педагог может использовать : рассказ, беседу, объяснение, диспут.
∙ Упражнения -обеспечивает вовлечение обучающихся в систематическую, специально организованную общественно полезную деятельность, способствующую выработке навыков, привычек, культурного поведения, общения в коллективе, качеств прилежания, усидчивости в учебе и труде.
∙ Поощрения -возбуждает положительные эмоции, тем самым вселяет уверенность, повышает ответственность, порождает оптимистические настроения и здоровый социально-психологический климат, развивает внутренние творческие силы обучающихся, их позитивную жизненную позицию.
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Работа в группе формирует коллективную ответственность и индивидуальную помощь каждому как со стороны педагога, так и со стороны обучающихся. Групповая форма работы наиболее целесообразна при проведении практических работ по программе
В основу составления плана работы математического кружка положены следующие принципы:
- Углубление учебного материала.
- Привитие у учащихся практических навыков.
- Сообщение сведений из истории развития математики.
- Решение примеров и задач на смекалку.
- Использование занимательной математики.
Планируемые результаты.
- Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.
- Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
- Решать логические задачи.
- Работать в коллективе и самостоятельно.
- Расширить свой математический кругозор.
- Пополнить свои математические знания.
- Научиться работать с дополнительной литературой.
Список литературы
литература для учителя:
1. Н. Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. – М: Просвещение, 2013 г.
2. Ю.Баранова, А.Кисляков и др. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации. М: Просвещение, 2014 г.
3. А.Макеева. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 7-8 классы. – М: Просвещение, 2013 г.
4. С.Третьякова, А.Иванов и др. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа. – М: Просвещение, 2014 г.
5. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Глав. ред. М.Д.Аксенова; метод. и отв. ред. В.А.Володин. – М.: Авантаж, 2003. – 688с.
6. Энциклопедия для детей. Том 11. Математика. - М: Аванта +, 1998 г.
7. Энциклопедия для детей. Том 34. Выбор профессии. - М: Мир энциклопедий Аванта + Астрель, 2009 г.
8. Энциклопедия для детей. Том 26. Бизнес. - М: Мир энциклопедий Аванта + Астрель, 2008 г.
9. Энциклопедия для детей. Том 21. Общество. Часть 1. Экономика и политика - М: Мир энциклопедий Аванта + Астрель, 2008 г.
литература для обучающихся:
- Тысяча и одна задача по математике: Кн.: для учащихся 5-7 кл./ А.В.Спивак.-М.: Просвещения,2002г.
- Математические олимпиады в школе, 5-11кл./А.В.Фарков.-М.: Айрис-пресс, 2004г.
- Задачи на резанье./М.А.Евдокимов.М.:МЦНМО,2002Г.
- Как научиться решать задачи./Фридман Л.М.-М.:Просвещение,1989г.
- Вопросы внеклассной работы по математике в школе в 5-11классах/ А.П. Подашев.-М.: Просвещение, 1979г.
- Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. Книга для учителя./В.Д.Степанов.-М.: Просвещение,1991г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Занимательная математика"
Программа "Занимательная математика" разработана для обучения учащихся 5-6 класса в системе дополнительного образования. Основаниа на получении знаний по истории математики, углублении знаний о ...
Программа объединения дополнительного образования "Занимательная математика" для 10 класса
Данная программа может быть использована учителями математики, работающими в 10 классах в случае, когда в учебном плане школы не заложены часы для проведения элективных курсов для подготовки учащихся ...
Программа дополнительного образования «Занимательная математика»
Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Математические...
Программа дополнительного образования "Занимательное стихосложение"
Программа дополнительного образования "Занимательное стихосложение"...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Занимательная грамматика»
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные ...
Программа дополнительного образования "Занимательная математика"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" для 5 класса...
Рабочая программа дополнительного образования «Занимательный английский язык» 5 класс
Особенности содержания курса обусловлены возрастной спецификой развития личности школьника. Учёт возрастных особенностей учащихся 5 класса обеспечивается личностно ориентированным и деятельностным под...