Программа дополнительного образования "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (5 класс) на тему

Наталья Александровна Григорова

Рабочая программа по внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_m5_2015.docx51.97 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          хутор Истомино

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района Истоминская основная общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МБОУ Истоминской ООШ

Приказ от_26_ августа 2016 г № _95__

_________________         Краснов О.Г.

                                РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                               по внеурочной деятельности

                           «Занимательная математика»

                                           

                   основное общее образование,  5 класс

Количество часов – 34 ч

Учитель  Григорова Н.А.

Программа разработана на основе:

- примерной программы основного общего образования по математике.- М: Дрофа, 2008.

- Г.К.Муравин, О.В.Муравина. Программа курса математики для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2007.

                                               

2016г

     Пояснительная записка

                Рабочая программа  «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Данная рабочая программа   для 5  класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

     ФГОС ООО/ Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение. 2011. – (Стандарты второго поколения) Приказ Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, с. 14.)

       Примерные программы основного общего образования по математике.- М: Дрофа, 2008.

      Г.К.Муравин, О.В.Муравина. Программа курса математики для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2007.

       В курсе «Занимательная математика»  представлены следующие линии: «Числа и вычисления», «Решение задач», «Ребусы и загадки», «Галерея великих имен»,  «Математические игры».

      Новизна  данной программы определена федеральным государственным стандартом.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты. 

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов  

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

Цель и задачи программы:

Цель:
-
развивать математический образ мышления
Задачи:
-
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

                                    Принципы программы:
1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.
2
.Научность 
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3
.Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.
Практическая направленность
Содержание занятий  направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5.
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6.
Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 33 занятия.
7.
Ориентационность

Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Общая характеристика учебного курса «Занимательная математика»

 

           Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
  Содержание программы соответствует познавательным возможностям пятиклассников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
 Содержание  представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика, содействует развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
 Творческие работы, проектная деятельность и игровые технологии, используемые в системе работы,  основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.     Данная практика поможет пятикласснику успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
   Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся  в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
 Специфическая  форма  организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают  навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

                          Место учебного курса в учебном плане

            В  вариативной  части  учебного  плана  на  внеурочную деятельность в 5 классе отводится 5 часов, из них один час отдан на курс «Занимательная математика»,   предусмотрено  35 часов  в год, 1 час в неделю.

             Программа курса «Занимательная математика» рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю, согласно  учебному плану  образовательного учреждения.

                                           

                                               

                                   

                               

                          Содержание программы

1.Математика – царица наук -     1 час

Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

2. Как люди научились считать - 1час

Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанных со счётом предметов.

3. Интересные приемы устного счёта - 1час

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

4. Решение занимательных задач в стихах  – 1час

Решение занимательных задач в стихах

5. Упражнения с многозначными числами – 2 часа

Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

6. Учимся отгадывать ребусы - 1час

Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.

7. Числа-великаны. Коллективный счёт  – 1час

Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.

8. Решение ребусов и логических задач - 1 час

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

9. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными -

 1 час

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

10.  Загадки- смекалки  – 1 час

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

11. Игра «Знай свой разряд»  – 1час

Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.

12. Обратные задачи - 1 час

Решение обратных задач, используя круговую схему.

13. Практикум «Подумай и реши» - 1 час

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

14. Задачи с изменением вопроса  – 1 час

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

15. Проектная деятельность «Газета любознательных»  – 2 часа

Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

16. Решение нестандартных задач  – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

17. Решение олимпиадных задач  – 1час

Решение задач повышенной сложности.

18.  Решение задач международной игры «Кенгуру»  – 2 часа

Решение задач международной игры «Кенгуру».

19. Математические горки  – 2 часа

Формирование числовых и пространственных представлений у детей.

Закрепление знаний о классах и разрядах.

20. Наглядная алгебра  -1 час

Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.

21. Решение логических задач  – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

22. Игра «У кого какая цифра»  – 1 час

Закрепление знаний нумерации чисел.

23. Знакомьтесь: Архимед! - 1 час

Исторические сведения:

- кто такой Архимед

- открытия Архимеда

- вклад в науку

24. Задачи с многовариантными решениями – 3 часа

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

25. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час

Исторические сведения:

- кто такой Пифагор

- открытия Пифагора

- вклад в науку

26. Учимся комбинировать элементы знаковых систем - 1 час

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.

27. Математический КВН  – 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам.

28. Групповой проект  «Подведем итоги»   – 2 часа

Формирование портфолио

                                           

                                        Тематическое планирование

главы

Название темы

Количество часов

Общее

Лекции

Практи-ческая

Самостоятель-ная

1

Введение

2

 2              

2

Числа и вычисления

9

                   

4

5

3

Решение задач

10

4

6

4

Ребусы, загадки

3

1

2

5

Галерея великих имен

2

1

1

6

Математические игры

4

4

7

Проектная деятельность

5

      5

Итого:

35

3

13

19

                     

                                 

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;
  • творческие мастерские;
  • тематические праздники, конкурсы, выставки.

 

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

                   Календарно-тематическое планирование курса

        «Занимательная математика» 1 час в неделю 35 часов в год

Дата

урока

                     Тема урока

Кол-во ча-

сов

В том числе

Виды деятельности

лекция

П/ р

С/ р

7.09

1

 Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

 1          

Пользоваться научно-популярной литературой, связанной с математикой

14.09

2

 Как люди научились считать.

1

1

Различать представления о числах и числовых системах; овладевать навыками устных, письменных, инструментальных вычислений

21.09

3

 Интересные приемы устного счёта.

1

1

Овладевать навыками устных, письменных, инструментальных вычислений

28.09

4

 Решение занимательных задач в стихах.

1

1

Анализировать, извлекать необходимую информацию при работе с текстом

5.10

5

 Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

1

1

Овладевать навыками устных, письменных, инструментальных вычислений

12.10

   6

 Учимся отгадывать ребусы.

1

1

Точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, приводить  логические обоснования, доказательства математических утверждений

19.10

7

 Числа-великаны. Коллективный счёт.

1

1

Различать представления о числах и числовых системах; овладевать навыками устных, письменных, инструментальных вычислений

26.10

8

 Упражнения с многозначными числами (класс млрд.)

1

1

Овладевать навыками устных, письменных, инструментальных вычислений

9.11

9

 Решение ребусов и логических задач.

1

1

Точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, приводить  логические обоснования, доказательства математических утверждений

16.11

10

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

1

Анализировать, извлекать необходимую информацию при работе с математическим текстом; приводить  логические обоснования, доказательства математических утверждений

23.11

11

 Загадки- смекалки.

1

1

Анализировать, приводить  логические обоснования

30.11

12

 Игра «Знай свой разряд».

1

1

Различать представления о числах и числовых системах

7.12

13

 Обратные задачи.

1

1

Анализировать текст задач, моделировать условие с помощью схем, составлять план решения, записывать решения с пояснениями, оценивать полученный ответ, проверяя ответ на соответствие условию.

14.12

14

 Практикум «Подумай и реши».

1

1

Анализировать, извлекать необходимую информацию при работе с математическим текстом; приводить  логические обоснования, доказательства математических утверждений

21.12

15

Задачи с изменением вопроса.

1

Анализировать текст задач, составлять план решения,  оценивать полученный ответ, проверяя ответ на соответствие условию.

28.12

11.01

16-17

 «Газета любознательных».

2

1

1

Пользоваться научно-популярной литературой, связанной с математикой; использовать компьютерные устройства для обработки информации

18.01

18

Решение нестандартных задач.

1

1

Анализировать, извлекать необходимую информацию при работе с математическим текстом; приводить  логические обоснования, доказательства математических утверждений

25.01

19

Решение олимпиадных задач.

1

1

1.02

8.02

20-21

Решение задач международной игры «Кенгуру»

2

1

15.02

22.02

22-

23

Математические горки.

2

1

1

Различать представления о числах и числовых системах; овладевать навыками устных, письменных, инструментальных вычислений

1.03

24

 Наглядная алгебра.

1

1

Овладевать символьным языком алгебры, моделировать реальные ситуации на языке алгебры

15.03

25

Решение логических задач.

1

1

Анализировать, приводить  логические обоснования

5.04

26

Игра «У кого какая цифра»

1

1

Различать представления о числах и числовых системах

12.04

27

Знакомьтесь: Архимед!

1

1

Пользоваться научно-популярной литературой, связанной с математикой

19.04

28

Задачи с многовариантными решениями.

1

1

Анализировать, извлекать необходимую информацию при работе с математическим текстом; приводить  логические обоснования, доказательства математических утверждений

26.04

29

Знакомьтесь: Пифагор!

1

1

Пользоваться научно-популярной литературой, связанной с математикой

3.05

30

Задачи с многовариантными решениями.

1

1

Приводить  логические обоснования, доказательства математических утверждений

10.05

31

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1

1

Различать представления об основных изучаемых понятиях

17.05

32

Задачи с многовариантными решениями.

1

1

Приводить  логические обоснования, классификации

24.05

33

Математический КВН

1

1

Точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики

31.05

34-35

 Групповой проект «Подведем итоги»

2

Понимать  математику как метод познания действительности, позволяющий описывать и изучать реальные процессы и явления

                                По программе 35 часов.

           По планированию на 2016-2017 учебный год 34 часа.

     8.03.17 – праздничный день.                                                     Учитель Григорова Н.А.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

     1.Математика. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений

Авторы:  Г.К.Муравин,О.В.Муравина.  Москва: Дрофа, 2009

   2. ФГОС ООО/ Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение.    

  2011. – (Стандарты второго поколения) Приказ Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, с. 14.)

3.Программа курса математики для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: Г.К.Муравин, О.В.Муравина. Москва: Дрофа, 2007

4.Математика. Рабочая тетрадь №1. Натуральные числа 5 класс

Авторы: Г.К.Муравин,О.В.Муравина. Москва: Дрофа,2008

5.Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.

Математика 5-11 классы. Москва: Дрофа, 2001

6. Преподавание математики в 5 классе.  По учебникам Г.К.Муравин, О.В.Муравина. Методические рекомендации для учителя

     Автор: Г.К.Муравин, О.В.Муравина. Москва: Дрофа, 2009

7.Математические диктанты для 5-9 классов.

Автор: Е.Б.Арутюнян Москва: Просвещение, 1991

8. Математика. Рабочая тетрадь №2. Дробные числа 5 класс

Авторы: Г.К.Муравин,О.В.Муравина Москва: Дрофа,2008

9. Математика. Рабочая тетрадь №3. Десятичные дроби 5 класс

     Авторы: Г.К.Муравин,О.В.Муравина  Москва: Дрофа,2008

     10.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи,      

       тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
    11.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.:    

      «Контекст», 1995

     12.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.:    

      Академкнига/Учебник, 2002

     13.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
    14.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
    15.Методика работы с задачами повышенной трудности в школе. М.: «Панорама», 2006

     16.Дидактические материалы по математике 5класс Авторы: А.С. Чесноков, К.И. Нешков  Москва: Просвещение, 1990

     17.За страницами учебника математики. Пособие для учащихся 5-6 классов средней школы    Авторы: И.Я.Депман, Н.Я. Виленкин   Москва: Просвещение, 1989

     18Персональные компьютеры

     19.Проектор.

     20.Принтер.

     21.Сканер.

     22.Программное обеспечение ПК:

Операционная система MS WINDOWS XP Proffesional;

графический редактор MS Paint;

текстовые редакторы Блокнот, Word ;

программа Калькулятор;

программа MS PowerPoint;

текстовый процессор MS Word 2003/2007;

браузер Internet Explorer;

клавиатурные тренажёры.

Оборудование: столы; стулья; стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

.

Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.

                     

                 

                 Результаты освоения и система их оценки

Личностными результатами изучения курса    является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

  • простое наблюдение,
  • проведение математических игр,
  • опросники,
  • анкетирование
  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса   в 5-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции  использованы следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,
  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
  • участие в математических олимпиадах и конкурсах  различного уровня.

Систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
  • активность,
  • аккуратность,
  • творческий подход к знаниям,
  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса  являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.  

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

 - осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Предъявление  результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  • собеседования (индивидуальное и групповое),
  • олимпиады, 
  • проекта,
  • творческой работы,
  • смотра достижений

   Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,

при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль   осуществляется в формах:

- проект;

- портфолио.

Самооценка и  -  определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

      Результаты развития фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создании портфолио и  отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 5 класс. Платное дополнительное образование. Математика

Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 5 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся....

Образовательная программа<<Дополнительные главы математики >>

Актуальность программы состоит в том , что она не только дает учащимся практические умения и навыки при решении задач в системе учебных  дисциплин ( в физике , химии , биологии) , но формирует на...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 6 класс. Платное дополнительное образование. Математика

 Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 6 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся...

Программа дополнительного образования по математике "Математика - методы решения" 10-11класс

Программа  " Математика - методы решений " ориентирована на интеллектуальное развитие учащихся, формирование качества мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для проду...

ПРОГРАММА «Дополнительные главы математики» (Учебный курс подготовки для учащихся 9-ых классов)

ПРОГРАММА «Дополнительные главы математики» (Учебный курс подготовки для учащихся 9-ых классов)...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Математика «Решение заданий повышенной трудности» для учащихся 9 классов (32 часа)

Программа разработана как дополнение к школьной программе по математике 9класса . Актуальность и новизна программы:Концепция программы основывается на принципах овладения приемами решения сложных...

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ В 9 КЛАССЕ»

Дополнительная общеобразовательная программаестественнонаучной направленности«ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ В 9 КЛАССЕ»...