Формирование навыка решения примеров первого десятка у обучающихся с РАС и УО вариант 8.4
статья по математике

Статья " Формирование навыка решения примеров первого десятка у обучающихся с РАС и Уо вариант 8.4"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыка решения примеров первого десятка у обучающихся с РАС и УО вариант 8.4

У обучающихся с РАС и умеренной умственной отсталостью, из-за особенностей восприятия учебного материала, могут возникнуть трудности в формировании навыка решения примеров первого десятка.

У данной группы обучающихся наблюдаются специфические особенности психического развития, такие как, слабость или искаженность эмоционального реагирования, боязнь всего нового, частичное или полное отсутствие в контакте с окружающими. Своеобразие зрительного поведения «взгляд мимо», ограниченность визуального контакта. Так же у детей с РАС и умеренной умственной отсталостью наблюдается специфическое речевое развитие: низкая речевая активность или полное ее отсутствие, эхолалия, вокализация, штамповая речь.

При формировании навыка решения примеров первого десятка следует учитывать вышеперечисленные особенности развития учащихся.

Работа по формированию навыка решения примеров первого десятка начинается с пропедевтического периода. На этом этапе у обучающихся формируются такие понятия как: высокий – низкий, узкий – широкий, короткий – длинный, больше – меньше, один – много. При формировании понятий высокий – низкий можно использовать такие задания как: конструирование из кубиков башни-домики в два, три, четыре… этажа и просим детей их сравнить (какая башня выше или ниже); сравнивать матрешки, карандаши, полоски бумаги. Также хорошую эффективность при формировании данных понятий показывают такие упражнения, как: раскрась самое высокое или самое низкое дерево, аппликации из цветной бумаги высокого и низкого дерева, домика, стула и т.д. Во время проведения динамической паузы учитель предлагает обучающимся приседать по очереди и сравнивать кто из учеников выше, а кто ниже. При формировании понятий узкий – широкий можно использовать такие задания, как: раскрась, вклей в тетрадь широкую или узкую полозку, использование карточек с предметами мебели (узкий – широкий диван, кровать, шкаф). Хорошую наглядность представляют предметы, которые находятся в классе и подходят для сравнения: окна, двери, парта и стол учителя. Для формирования понятий короткий – длинный также хорошо подойдут задания, раскрась длинный или короткий шарф, карандаш. Хорошую наглядность дают задания на сравнивание одежды (короткая – длинная юбка, брюки, шорты…), можно сравнивать длину волос (косички) у девочек или длину волос у девочек и мальчиков. Для формирования понятий больше – меньше для обучающихся предлагаются задания: обведи в круг большее или меньшее количество предметов (кубики, шарики, цветы…). Обязательно даются задания для сравнивания больше – меньше настоящих желудей, листьев, карандашей и т.д. Во время прогулки, в зависимости от времени года можно сравнивать опавшие листья (в какой куче листьев больше) или игра – соревнование, какая команда больше налепит снежков. Для формирования понятий один – много можно предложить ученикам скатать из пластилина шарики, один обучающийся катает синий шарик, а другие ученики красные, затем сравниваем их. Лист тетради делится пополам и слева обучаемые рисуют один треугольник, а справа много.

В своей работе Белошистова А.В. «Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики» писала «… итогом предматематической подготовки ребенка является не только и не столько накопление определенного запаса предметных знаний и умений. Сколько умственное развитие ребенка, формирование у него необходимых специфических и умственных умений, которые являются базовыми для дальнейшего успешного усвоения математического содержания». Нужно заметить, что продолжительность данного этапа невозможно конкретизировать во времени и его продолжительность зависит только от индивидуальных возможностей учащихся усвоения учебного материала.

После пропедевтического периода идет этап изучения нумерации. Для этого используются такие задания как, прибавление одного предмета к изученному множеству. Например, к двум кружкам добавляем еще один – всего получаем три круга. Знакомство с новым множеством и числом обозначающим это множество (цифра-количество, количество-цифра). Перед учащимся выкладываем изучаемые цифры и к ним подбираем необходимое количество точек, геометрических фигур, яблок, кубиков.… На этом этапе знакомим с цифрой (записью числа). Учитывая особенности речевого развития, особенности психического развития учащихся с РАС, для более эффективного усвоения материала используется элементы альтернативной коммуникации-пиктограммы (покажи, раскрась, наклей…). Обучаемому четко говорится задание «покажи цифру два» и перед ним кладется карточка – пиктограмма «покажи».

Обучаемые при изучении нумерации могут столкнуться с трудностью при введении новых чисел. Например, может произойти путаница между цифрами 4 и 1. Для преодоления этого выполнялись такие задания, как: прописать элементы нужной цифры, рисование цифры на песке, лепка цифры; рисование цифры на песке; лепка цифры.

Так же на данном этапе формируем у обучающихся понятия числового ряда. Начинаем движение по ряду вперед (1,2,3,4,5…), после закрепления начинаем движение назад справа налево (5,4,3,2,1). Для более эффективного усвоения материала, можно использовать такие задания как, «математическая гусеница», где учащийся вписывает нужные цифры по порядку от 1 до 5 и от 5 до 1, нахождение недостающего, пропущенного числа, «соседи» числа. Продолжительности данного этапе также зависти от индивидуальных особенностей усвоения учебного материала учащимися. Этап нумерации очень важен для следующего шага, перехода к арифметическим действиям, ведь он является базой для вычисления примеров. Именно здесь обучаемый получает знания не только о числе, как цифре, знаке, а о ее количественной составляющей.

Арифметические действия начинаем со сложения. Для начала это сложение на один (1+1; 2+1; 3+1..). Затем приступаем к вычитанию на один (2-1, 3-1, 4-1…). После закрепления вычислений на +1 и -1, добавляем примеры на вычисления +2 и -2, +3 и -3 и т.д. Все вычисления производятся максимально с опорой на наглядный материал (счетные палочки, пуговицы, шарики пластилина…), так же просим показать нужные цифры обучаемого на карточках, на пальцах, на числовом ряду.

Данные этапы по формированию навыка решения примеров первого десятка у обучающихся с РАС и УО вариант 8.4 осуществляются на каждом роке.  При этом не забываем: устные объяснения обязательно сопровождаются наглядными материалами Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова «Методика арифметики в специальной школе» (1949) писала «Начальное бучение арифметике не может быть осуществлено без наглядных пособий и дидактического материала. Необходимость наглядности при обучении арифметике обуславливается особенностью самой учебной дисциплины (арифметики) и своеобразием мышления умственноотсталого ребенка». Обязательное использование визуальных подсказок; постоянно привлекаем обучаемого к урочной деятельности (яркие объемные цифры, наклейки, раздаточный материал…); стараемся учитывать особенности каждого ученика (индивидуальный подход); и конечно не забываем хвалить обучаемых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике "Решение примеров и задач на умножение и деление чисел, полученных при измерении, на круглые десятки"

На урокепроводится устный счет, используется материал для повторения мер длины, массы, времени, стоимости. Решение задачи с числам, полученными при измерении массы и решение примеров на сложение...

ФОРМИРОВАНИЕ навыков организации ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ у обучающихся техникума

Основные элементы здорового образа жизнигигиенические условияполноценное питаниерациональный режимпрофилактика: курения, алкоголизма, СПИДапсихологический микроклимат семьипребывание на свежем воздухе...

Доклад на тему: "Формирование навыков решения геометрических задач".

Решение геометрических задач вызывает трудности у многих учащихся.   К сожалению, геометрия – один из самых нелюбимых детьми предметов.  Это объясняется, прежде всего, тем, что ре...

Презентация "Формирование навыков решения геометрических задач"

Презентация к докладу "Формирование навыков решения геометрических задач"....

Формирование навыков решения коммуникативной задачи и выработки индивидуального алгоритма принятия решения (problem-solving technique) в рамках технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности

Данная методическая разработка на примере конкретного урока рассмативает основные приемы формирования навыков решения коммуникативной задачи учащимися и выработки ими индивидуального алгорит...

Методические рекомендации по формированию навыка решения текстовых задач

Организуя учебный процесс учителю математики, особое внимание следует уделить развитию и совершенствованию у учащихся 5 -6  классов умений  решать текстовые задачи. Об этом и пойдет речь....

Рекомендации родителям по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант программы по формированию навыка одевания носков и обуви.

Рекомендации для родителей и педагогов по формированию навыков самооблуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталосстью (интеллектуальными нарушениями)....