Методические рекомендации по формированию навыка решения текстовых задач
консультация по математике (5, 6 класс)
Организуя учебный процесс учителю математики, особое внимание следует уделить развитию и совершенствованию у учащихся 5 -6 классов умений решать текстовые задачи. Об этом и пойдет речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_umeniya_reshat_tekstovye_zadachi.docx | 36.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по формированию навыков решения текстовых задач.
Всероссийская проверочная работа (ВПР) по математике имеет своей целью оценку уровня общеобразовательной подготовки по математике обучающихся 5- 6 класса, позволяет осуществить диагностику достижения учащимися предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе уровня овладения межпредметными понятиями и универсальными учебными действиями (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике.
Рабочая программа по математике 5-6 класса позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования: (Мы не будем акцентировать внимание на личностных и метапредметных результатах, но подробно остановимся на предметных результатах)
предметные результаты:
- овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
- умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования;
- развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
- овладение основными способами представления и анализа статистических данных;
- овладение геометрическим языком;
- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Программа по математике 5-6 класса гарантирует освоние планируемых результатов, в ней сказано, что
Ученик научится:
использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.
Однако, исходя из анализа результатов ВПР по математике в Московской области, мы получили следующее:
Достижение планируемых результатов в соответствии с ПООП ООО
№ | Блоки ПООП ООО выпускник научится / получит возможность научиться или проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС ООО | Макс | Средний % выполнения | |
По региону | По России | |||
51811 уч. | 990665 уч. | |||
10 | Умение анализировать, извлекать необходимую информацию. Решать несложные логические задачи, находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях | 1 | 66 | 64 |
11 | Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач их смежных дисциплин. Решать задачи на покупки, находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное отношение двух чисел, находить процентное снижение или процентное повышение величины | 2 | 35 | 28 |
Анализ выполнения заданий
№ | демоверсия | вариант | % выполнения |
11 | Хоккейные коньки стоили 4500 руб. Сначала цену снизили на 20%, а потом эту сниженную цену повысили на 20%. Сколько стали стоить коньки после повышения цены? Запишите решение и ответ. | Петя потратил в компьютерном магазине 800 рублей. На покупку клавиатуры он израсходовал 35% этой суммы, а на покупку мыши — 20% этой суммы. Сколько рублей стоили остальные товары, купленные Петей? Запишите решение и ответ. | 35 |
Организуя учебный процесс учителю математики, особое внимание следует уделить развитию и совершенствованию у учащихся 5 -6 классов умений решать текстовые задачи.
Необходимо также развивать навыки самоконтроля, сравнения полученного результата с вопросом задачи. Эта работа должна вестись с учётом психологических особенностей данной возрастной группы учащихся, в том числе такой, как избирательность внимания. В связи с этим на уроках математики рекомендуется комбинировать различные технологии обучения, переключать внимание от одного вида деятельности к другому.
Учащихся 5-6 классов имеют возможность научиться:
-решать текстовые задачи арифметическим способом;
-решать основные задачи на дроби, проценты;
-познакомиться с методом решения текстовых задач с помощью уравнений и получить начальные навыки его применения.
Умение решать задачи является одним из основных показателей математического развития школьников, поэтому любая проверка знаний содержит в качестве наиболее трудной части решение задач.
Для того чтобы научиться решать задачи, надо много работать. Но эта работа не сводится лишь к решению большого числа задач. Необходимо научить школьников такому подходу к задаче, при котором задача выступает как объект тщательного изучения, а ее решение – как объект конструирования и изобретения. Значит, для того чтобы научиться решать задачи, надо разобраться в том, что собой они представляют, как они устроены, из каких составных частей они состоят, каковы инструменты, с помощью которых производится решение задач.
Если приглядеться к любой задаче, то увидим, что она представляет собой требование или вопрос, на который надо найти ответ, опираясь и учитывая те условия, которые указаны в задаче.
Этапы решения задачи и приемы их выполнения.
1 этап. Анализ задачи. (Восприятие и осмысливание задачи)
Цель: понять задачу, т.е. установить в ней смысл каждого слова. Внимательно изучить, установить, в чем состоят ее требования (вопросы), каковы условия, исходя из которых надо решать задачу. Все это и называется АНАЛИЗОМ задачи.
Приемы выполнения:
- Правильное чтение задачи (правильное прочтение слов и предложений, правильная расстановка логических ударений).
- Представление ситуации, описанной в задаче.
- Разбиение текста на смысловые части.
- Переформулировка текста задачи (изменение текста или построение словесной модели):
- замена термина содержательным описанием;
- замена описания термином;
- замена некоторых слов синонимами или словами, близкими по смыслу;
- исключение части текста, не влияющего на результат решения;
- изменение порядка слов и (или) предложений;
- дополнение текста пояснениями;
- замена числовых данных буквенными данными;
- замена буквенных данных числовыми данными;
5. Построение материальной или материализованной модели:
- предметной (показ задачи на конкретных предметах, в лицах – с использованием приема «оживления» или без него);
- геометрической (с помощью графических изображений геометрических фигур или предметных моделей фигур с использованием их свойств и отношений между ними);
- условно - предметной (рисунок);
- словесно-графической (схематическая краткая запись текста задачи);
- табличной (таблица).
6.Постановка специальных вопросов:
О чем задача? Что требуется узнать (доказать, найти)? Что известно? Что неизвестно? Что обозначают слова…? Словосочетания…? Предложения…? Какие предметы, понятия, объекты описываются в задаче? И др.
Итак, при анализе задачи необходимо разбить формулировку задачи на условия и требования. Результаты анализа представить в виде схематической записи. Анализ задачи и построение ее схематической записи необходимы главным образом для того, чтобы найти способ решения данной задачи. Поиск этого способа составляет следующий этап процесса решения.
2 этап. Поиск способа решения.
Цель: составить план решения задачи.
Приемы выполнения:
Рассуждения «от вопроса к данным» и (или) «от данных к вопросу»
1) по данному тексту; либо 2) по модели.
Когда способ решения задачи найден, его нужно осуществить, - это будет следующий этап процесса решения – этап осуществления (изложения) решения.
3 этап. Осуществление плана решения.
Цель: найти ответ на вопрос задачи (выполнить требование задачи).
Приемы и формы выполнения:
- Устное выполнение каждого пункта плана.
- Письменное выполнение каждого пункта плана.
Решить задачу – это значит найти такую последовательность правил, формул, законов, применяя которые к условиям задачи или к их следствиям (промежуточным результатам решения) получаем то. Что требуется в задаче, - её ответ.
Арифметическое решение:
-в виде выражения с записью шагов по его составлению, вычислений и полученного результата этих вычислений - равенства;
- в виде выражения, преобразуемого после вычислений в равенство, без записи шагов по составлению его;
- по действиям с пояснениями;
- по действиям без пояснений;
- по действиям с вопросами;
Алгебраического решения:
- в виде уравнения и его решения;
- через запись шагов составления уравнения; самого уравнения и его решения;
После того, как решение осуществлено и изложено (устно или письменно), необходимо убедиться, что это решение правильное, что оно удовлетворяет всем требованиям задачи. Для этого проводят проверку решения, что составляет следующий этап процессса решения.
4 этап. Проверка решения.
Цель: установить, соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного решения.
Приемы выполнения:
- Прогнозирование результата (прикидка, установление границ ответа на вопрос) и последующее сравнение хода решения с прогнозом. При несоответствии прогнозу - решение неверно. При соответствии решение может быть как верным, так и неверным. Возможно установление правильности или неправильности хода решения.
- Установление соответствия между результатом решения и условием задачи: введение в текст задачи вместо вопроса ответа на него. Получение всех возможных следствий из полученного текста, сопоставление результатов друг с другом и с информацией, содержащейся в тексте. Если в результате будут обнаружены противоречия, то задача решена неправильно.
- Решение другим методом или способом.
Если в результате решения другим ( другими) способом или методом получили тот же результат – этот результат верен, в противном случае – неверен. Правильность хода решения не устанавливается.
- Составление и решение обратной задачи.
Если в результате решения обратной задачи получено данное прямой задачи, то результат решения верен. В противном случае – не верен. Правильность хода решения не устанавливается.
- Сравнение с правильным решением – с образцом хода и (или) результата решения.
При решении задачи тем же методом и способом, что и в имеющемся образце, возможно установление правильности как хода, так и результата решения.
При решении многих задач, кроме проверки, необходимо еще произвести исследование задачи, а именно установить, при каких условиях задача имеет решение и при том сколько различных решений в каждом отдельном случае; при каких условиях задача вообще не имеет решения и т.д. Все это составляет следующий этап процесса решения.
5 этап. Исследование решения.
Цель: установить, является ли данное решение (результат решения) единственным или возможны и другие результаты (ответы на вопрос задачи), удовлетворяющие условию задачи.
Приемы выполнения:
Подбор другого результата решения и установление соответствия условию задачи. Оценка степени возможности удовлетворения условию задачи других вариантов.
Убедившись в правильности решения и, если нужно, произведя исследование задачи, необходимо четко сформулировать ответ задачи, - это будет следующий этап процесса решения.
6 этап. Формулировка ответа на вопрос задачи (вывода о выполнении требования).
Цель: дать ответ на вопрос задачи (подтвердить факт выполнения требования задачи).
Формы и способы выполнения:
- Построение развернутого истинного суждения вида: «так как…, то можно сделать вывод, что…(формулируется ответ на вопрос задачи полным предложением в устной или письменной форме).
- Формулировка полного ответа на вопрос задачи без обосновывающей части устно или письменно.
- Формулировка краткого ответа устно или письменно с помощью специальных знаков.
Наконец, в учебных и познавательных целях, полезно, также произвести анализ выполненного решени, в частности установить, нет ли другог, более рационального способа решения, нельзя ли задачу обобщить, какие выводы можно сделать из этого решения и т.д. Все это составляет последний, не обязательный этап процесса решения задачи.
Итак, весь процесс решения задачи можно разделить на семь этапов.
I этап – анализ задачи, схематическая запись задачи;
II этап – поиск способа решения задачи;
III этап – осуществление решения задачи;
IV этап – проверка решения задачи;
V этап – исследование задачи;
VI этап формулирование ответа задачи;
VII этап – анализ решения задачи.
Из указанных семи этапов пять являются обязательными, и они имеются (в том или ином виде) в процессе решения любой задачи. Это этапы анализа задачи, поиска способа ее решения, осуществление решения, проверки решения и формулирования ответа. Остальные этапы (схематическая запись задачи, исследование задачи и заключительный анализ решения) являются необязательными и в процессе решения многих задач отсутствуют. Хотя схематическая запись является необязательным этапом решения, но при обучении 5-6- классников решению текстовых задач им пренебрегать не стоит. Схематическая запись служит очень хорошей формой глубокого и планомерного анализа задачи и облегчает само решение, ибо, опираясь на эту запись, легче и проще оформить решение. Что же касается анализа решения, то следует учесть, что решение школьных задач является не самоцелью, а средством обучения. Поэтому обсуждение проделанного решения, выявление его недостатков, поиск других способов, установление и закрепление в памяти тех приемов, которые были использованы в данном решении, выявление условий возможности применения этих приемов – все это как раз и будет способствовать превращению решения задач в могучее обучающее средство.
Итак, в процессе работы над алгоритмом с учащимися отрабатывается каждый шаг, каждое действие соотносится с требованиями алгоритма. Стимулируется постоянный анализ учащимися своей деятельности по решению задач и выделению в ней общих подходов и методов.
В результате учащиеся, во-первых, знакомятся с общей схемой процесса решения задач, во-вторых, получают систему ориентиров для правильного решения текстовых задач. У учащихся вырабатываются умения и навыки в действиях, входящих в общую деятельность по решению задач.
При обощении способов решения задач достаточно эффективными являются упражнения по составлению и преобразованию задач.
- Постановка вопроса к данному условию задачи или изменение данного вопроса. Такие упражнения помогают обобщению знаний о связях между условием и требованием, так как при этом дети устанавливают, что можно узнать по определенным данным условиям.
- Составление условия задачи по данному вопросу. При выполнении таких упражнений учащиеся устанавливают, какие условия надо иметь, чтобы найти искомое, а это так же приводит к обобщению знаний связей между данными и искомыми.
- Составление задач по аналогии. Аналогичными называются задачи, имеющие одинаковую математическую структуру. Аналогичные задачи надо составлять после решения данной готовой задачи, предлагая при этом, когда возможно, изменять не только сюжет и числа, но и величины.
- Составление обратных задач. Упражнения в составлении и решении обратных задач помогают усвоению связей между данными и искомым.
- Составление задач по их иллюстрациям. Они помогают школьникам увидеть задачу в данной конкретной ситуации.
- Составление задач по данному решению. Предлагая составить задачу, надо сначала проанализировать данное решение задачи. В отдельных случаях целесообразно подсказать детям сюжет или же назвать величины.
Пример работы над задачей.
Задача . Площадь участка поля 80 га, первый тракторист вспахал 40% этого участка, а второй 60% оставшейся части. Кто из них вспахал больше и на сколько га?
Когда встречаешься с новой задачей, то все известные рекомендации и советы почему-то не помогают. И снова возникает вопрос: как же все-таки искать решение задачи?
Один из первых организаторов олимпиад в нашей стране, математик, профессор Владимир Абрамович Тартаковский, отвечая на этот вечный вопрос, сравнивал поиск решения с задачей поймать мышь, прячущуюся в куче камней.
- Есть два способа поймать мышь в куче камней, - рассказывал он. Можно постепенно отбрасывать из этой кучи камень за камнем до тех пор, пока не покажется мышь. Тогда бросайтесь и ловите её... Но можно и иначе. Надо ходить и зорко смотреть, не покажется ли где-либо хвостик мыши. Как только заметите хвостик – хватайте и вытягивайте мышь из кучи... Действительно, довольно часто поиск решения задачи напоминает эту операцию по поимке мыши в куче камней.
Итак, чтобы научиться решать задачи, надо разобраться в том, что они собой представляют, как они устроены, из каких основных частей они состоят, каковы инструменты, с помощью которых производится решение задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ФФН ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ
Условия овладения звуко-буквенными обозначениямиОсобенности звукового анализа у детей с фонетико-фонематическим недоразвитиемЭтапы формирования навыков звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с ФФН...
Методические рекомендации по формированию навыков свяной речи на уроках географии у учащихся коррекционной школы 8 вида
1.Общие методические рекомендации по развитию связной устной речи на уроках географии в школе 8 вида.2.Виды работ по развитию связной речи....
Методические рекомендации по формированию навыка самостоятельности на уроках физическая культура
Используя методические рекомендации на уроках позволяют значительно повысить физическую подготовленность учащихся...
Доклад на тему: "Формирование навыков решения геометрических задач".
Решение геометрических задач вызывает трудности у многих учащихся. К сожалению, геометрия – один из самых нелюбимых детьми предметов. Это объясняется, прежде всего, тем, что ре...
Презентация "Формирование навыков решения геометрических задач"
Презентация к докладу "Формирование навыков решения геометрических задач"....
Методы и приёмы, способствующие формированию умения решения текстовых задач учащимися 5-6 класса
В работе описываются методы и приёмы, которые используются мной для формирования навыка решения текстовх задач учащимися 5-6 классов....
Формирование навыков решения коммуникативной задачи и выработки индивидуального алгоритма принятия решения (problem-solving technique) в рамках технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности
Данная методическая разработка на примере конкретного урока рассмативает основные приемы формирования навыков решения коммуникативной задачи учащимися и выработки ими индивидуального алгорит...