ЭЛЕМЕНТЫ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему
Разработка урока по математике с применением элементов модульной технологии обучения на тему: "Исследование функции на монотонность" для обучающихся 1 курса учреждений СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_funktsii_na_monotonnost.docx | 112.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭЛЕМЕНТЫ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО
Модульное обучение характеризуется самостоятельной работой учащихся, обеспечивает гибкость содержания обучения, приспособление к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальным обучающим программам, создавая тем самым благоприятные условия развития личности и формирования общих (надпрофессиональных) и профессиональных компетенций обучающихся.
Главная цель модульного обучения – создание гибких образовательных структур как по содержанию, так и по организации обучения, содействующих развитию самостоятельности обучаемых, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала, гарантирующих достижение поставленных целей.
На протяжении четырех лет мною ведется работа по внедрению модульной технологии на уроках математики. Изначально ставилась цель перейти целиком в рамки модульной технологии в преподавании математики. На первом году работы весь учебный материал был разбит на обучающие модули, те в свою очередь на модульные единицы. Были разработаны раздаточные материалы для работы на уроке, соответствующая система оценки. На втором году началось внедрение технологии на практике. Здесь мы столкнулись с рядом проблем: низкая мотивация к изучению предмета, крайне недостаточный уровень навыков самоконтроля, саморегуляции обучающихся, поступивших на обучение по специальностям СПО.
Вследствие этого, пришлось изменить характер внедрения технологии. В текущем учебном году на уроках математики работа с модульными единицами производится эпизодически по материалу доступному для самостоятельного осмысления большинству учащихся и для работы с «сильными » обучающимися. К тому же работа с модулем заменяет один, максимум два этапа традиционного урока. Предлагаю вашему вниманию пример применения модульной технологии на этапе изучения нового материала и этапе его закрепления на уроке по теме «Исследование функции на монотонность».
ТЕМА РАЗДЕЛА: Дифференциальное исчисление.
ТЕМА УРОКА: Исследование функции на монотонность.
ЦЕЛЬ: освоить алгоритм исследования функции на монотонность.
ЗАДАЧИ:
обучающая – учить исследовать функцию на монотонность,
развивающая – развивать логическое мышление, способности к самоконтролю и саморегуляции,
воспитательная - самостоятельно принимать решения, работать в паре.
ТЕХНОЛОГИЯ: модульная.
РАЗВИВАЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
ОК 2. Организовывает собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимает решения в стандартных и нестандартных ситуациях и несет за них ответственность.
ОК 4. Осуществляет поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Эффективно общается с коллегами, руководством, потребителями.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: компьютер преподавателя, мультимедиа проектор, компьютеры обучающихся (12 шт.), текст лабораторной работы.
ПЛАН УРОКА:
№ этапа | Работа учителя | Работа ученика |
| Приветствие, настроить учащихся на плодотворную работу на уроке, сообщить тему и цель урока | Настроиться на плодотворную работу на уроке, подготовить свое рабочее место |
| Обеспечение мотивации и принятия студентами цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений | Воспринять актуальность темы урока, отвечать на вопросы преподавателя |
| Консультирование и контроль над работой с обучающим модулем | Внимательно читать и выполнять задания обучающего модуля |
| Мобилизация студентов на рефлексию своего поведения. | Самопроверка по эталону. Осмысление своих действий и самооценка. |
| Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Запись домашнего задания |
Ход урока
- Оргмомент
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами научимся с помощью производной находить промежутки возрастания и убывания функции, заданной аналитически. Для этого нам нужно:
- узнать признаки возрастания и убывания функции;
- изучить алгоритм исследования функции на монотонность;
- научиться, действуя по алгоритму исследовать функцию на монотонность.
- Актуализация знаний
На предыдущих занятиях мы с вами учились находить производные различных функций, пользуясь формулами и правилами дифференцирования. Давайте вспомним некоторые из них.
- На доске задание:
Закончите формулу:
Заготовка на доске: |
|
|
- Ответьте на вопросы:
- Какие из этих формул являются правилами дифференцирования, а какие формулами?
- Какую формулу (или формулы) нужно применить, чтобы вычислить:
Заготовка на доске: | а) ; б) ; в) ; | г); д); е) . |
- Какую функцию называют возрастающей на промежутке?
- Какую функцию называют убывающей на промежутке?
- Как называют функцию, для которой меньшему значению аргумента соответствует меньшее значение функции?
- Как называют функцию, для которой меньшему значению аргумента соответствует большее значение функции?
Вы уже умеете определять промежутки возрастания и убывания функции по ее графику. Но в математике встречается и обратная задача: зная только формулу, задающую некоторую функцию, выяснить промежутки монотонности и построить график. Эта задача, оказывается, легко решается с помощью производной.
Итак, сегодня мы будем учиться, используя производные функций, исследовать их на монотонность, что в последствии пригодится нам для построения графика.
- Изучение нового материала + закрепление.
Работать сегодня вы будете самостоятельно. Перед вами обучающий модуль (Приложение 1.). Ваша задача внимательно читать и выполнять в тетради задания модуля. На работу с модулем вам отводится 60 минут. При выполнении заданий разрешается советоваться с соседом по парте.
Итак, время пошло.
Самостоятельно работают с модулями, преподаватель консультирует, координирует и контролирует работу учащихся.
- Самопроверка + Рефлексия
Ребята, заканчиваем работу с модулем. Вы хорошо потрудились. Пришла пора оценить свой труд. Сейчас вы получите эталоны ответов и критерии оценки. Ваша задача проверить свою работу по этим эталонам и выставить соответствующую оценку себе в тетрадь. Будьте честны. Ваша оценка попадет в журнал, при условии, что вы подтвердите ее выполненной домашней контрольной работой.
Учащиеся выполняют самопроверку.
Ребята, поднимите руки, кто поставил себе оценку «5», «4», «3», «2».
Дать оценку группе в целом: отлично поработали, хорошо, не плохо, недостаточно хорошо.
Теперь, начертите в тетради отрезок и расставьте на нем деления от 0 до 5.
Отметьте на этом отрезке:
- буквой «У» степень удовлетворенности собственной работой на уроке;
- буквой «Н» степень новизны материала сегодняшнего урока;
- буквой «П» степень полезности, на ваш взгляд, материала, изученного на уроке.
- Итог урока + Домашнее задание
Ребята, итогом нашей сегодняшней работы будет выполнение домашней контрольной работы (Приложение 2.).
Сегодня мы с вами учились исследовать функцию на монотонность, тем самым положили еще одну монетку в копилочку комплексного исследования функции, заданной аналитически.
Спасибо за урок!
Приложение 1
Исследование функции на монотонность
Изучив этот модуль, Вы:
- узнаете признаки возрастания, убывания функции;
- изучите алгоритм исследования функции на монотонность;
- научитесь проводить исследование функции на монотонность.
- Внимательно прочитайте учебную информацию и выполните задания 1,2.
Учебная информация Признаки монотонности функции
| |
Пример: на рис. 1 изображен график производной Так как значения лежат на оси , то участок графика соответствующий неравенству (производная принимает положительные значения) расположен выше оси . На оси ему соответствует промежуток . Согласно признаку монотонности на этом промежутке функция возрастает (см. рис. 2). Аналогично, участок графика соответствующий неравенству (производная принимает отрицательные значения) расположен ниже оси . На оси ему соответствует промежуток . Согласно признаку монотонности на этом промежутке функция убывает (см. рис. 2). |
- Задание 1.
Запишите в тетрадь признаки монотонности функции.
- Задание 2.
Рассмотрите рисунок 3. На нем изображен график производной функции .
|
- Внимательно прочитайте учебную информацию и выполните задания 3.
Учебная информация Алгоритм исследования функции на монотонность | |
Исходя из признаков монотонности функции сложился следующий алгоритм исследования функции на монотонность: | Например: Исследовать на монотонность функцию . |
|
. |
а) вычислить ; б) определить при каких она не существует; в) найти , при которых ; | 2) а) не имеет смысла при б) , , Дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю: , . |
| |
| 4) , , , , |
| 5) : , : |
- Задание 3.
Запишите в тетрадь алгоритм исследования функции на монотонность.
- Задание 4.
Установите соответствие между порядковым номером шагов алгоритма и действием
1. | а) Отметить критические точки на числовой прямой б) Исследовать знак производной на каждом из полученных промежутков в) Выписать промежутки возрастания и убывания г) Найти область определения функции д) Вычислить критические точки функции |
2. | |
3. | |
4. | |
5. |
- Внимательно прочитайте учебную информацию и выполните задание 5.
Учебная информация Пример: Исследовать на монотонность функцию . | |
Решение 1) . | Пояснения Найти область определения |
2) , , или
| Вычислить критические точки |
3) | Отметить критические точки на числовой прямой |
4) . | Исследовать знак производной на каждом из полученных промежутков |
5) |
- Задание 5.
Исследуйте на монотонность функции:
а) ; б) .
- Дополнительное задание.
Исследуйте на монотонность функцию:
а) на интервале ; б) .
- Выполните самопроверку.
Приложение 2
Домашняя контрольная работа
Исследуйте функцию на монотонность:
I вариант
II вариант
III вариант
IV вариант
V вариант
VI вариант
Список литературы
- Барышев С.Я. Блочно-модульное обучение. - М., 1997.
- Модульно-компетентностное профессиональное образование (методические рекомендации)/ под ред. Глазунова А.Т. – М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2003.
- Вдовина Л.Д., Сергеев Д.Н. Модульное обучение в профессиональной школе: от теории к практике. Методические рекомендации. – Тюмень: ТОГИРРО, 2006. – 84 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
блочно-модульная технология на уроках математики
Процесс обучения – процесс двухсторонний. Для успеха обучения требуется не только высокое качество работы учителя, но и активная деятельность учащихся, желание овладеть самостоятельно знаниями, их инт...
Мастер-класс «Использование элементов блочно-модульной технологии на уроках математики»
Уважаемые коллеги, кто из вас, как и я столкнулся с тем, что учащиеся изучив раздельно и вроде бы успешно взаимообратные операции не умеют находить различия и сходства задач относящихся к ...
Модульная технология на уроках математики в 5 - 6 классах
Освещаются основные положения модульной технологии . Разработаны примеры двух уроков в 5 классе с применением элементов модульной технологии по теме "Смешанные числа. Сложение и вычитание смешан...
Модульные технологии на уроке математики
Урок алгебры в 10 классе по теме: "Правила дифференцирования"...
Использование модульной технологии на уроках математики
Задача современной ШКОЛЫ не В ТОМ, чтобы выработать у ученика способность запоминать и излагать информацию, передав ему максимально возможную сумму знаний, а в том, чтобы научить его осваивать свой и ...
Использование модульной технологии на уроках математики
Это структурная единица целостной системы обучения. Величина этой единицы зависит от уровня:уровень 1 - учебный элемент — модуль (микромодуль);уровень 2 -...
Элементы здоровьесберегающей технологии на уроках математики Комплекс физпауз для уроков в 5-6 классах по математике
Элементы здоровьесберегающей технологии на уроках математикиКомплекс физпауз для уроков в 5-6 классах по математике...