Литературное путешествие
методическая разработка по математике (5 класс)
- погружение в мир произведений литературы на основе доброжелательного сотрудничества и соревнования;
- приобщение к культурному наследию и воспитание интереса к словесному искусству;
- совершенствование читательских компетенций;
- совершенствование учащимися устной и письменной речи, предметных и метапредметных умений в области гуманитарных наук;
- создание условий для проявления учащимися творческих способностей, командного взаимодействия, в том числе, взаимодействия школьников разных возрастных категорий;
- создание творческой, весёлой атмосферы соревнования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razdatochnyy_material.docx | 182.49 КБ |
proekt.docx | 488.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ ЛИТЕРАТУРНОЙ ИГРЫ
для учащихся 5 - 11 классов
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ - 2019»
Цели и задачи командной игры:
- погружение в мир произведений литературы на основе доброжелательного сотрудничества и соревнования;
- приобщение к культурному наследию и воспитание интереса к словесному искусству;
- совершенствование читательских компетенций;
- совершенствование учащимися устной и письменной речи, предметных и метапредметных умений в области гуманитарных наук;
- создание условий для проявления учащимися творческих способностей, командного взаимодействия, в том числе, взаимодействия школьников разных возрастных категорий;
- создание творческой, весёлой атмосферы соревнования.
Этапы игры:
1. Командные игры среди параллелей 5 - 11 классов.
2. Итоговая литературная игра среди выигравших команд.
Примерный план проведения игр в классах:
Деятельность ведущего учителя, жюри, их слова | Деятельность игроков |
Приветствие ведущего учителя, членов жюри, объяснение цели и правил игры. | Приветствие капитанов команд, представление названия и девиза. |
Задание 1: – Выберите двух - трёх знатоков поэзии, пусть они «соберут» строки стихотворения в нужном порядке, и выразительно прочитайте его. | Выполняют задание: два - три человека «собирают» стихотворение из предложенных строк, а в это время команды по очереди выбирают портрет, называют поэта или писателя, выбирают портрет критика, называют его. |
Задание 2: – А пока они будут это делать, проведём разминку: перед вами портреты поэтов и писателей, назовите их, выберите лишний в этом ряду. Узнали ли вы, кто это? | |
Задание 3: – Прочитайте отрывок из произведения (распределяются по жребию), которое вы изучали, определите автора, назовите жанр произведения, его название, героя, про которого идёт речь. Чем заканчивается произведение? | Отвечают по очереди по мере готовности. |
– А теперь очередь знатоков поэзии: прочитайте стихи, назовите поэта. | По очереди читают стихи, называют поэта. |
Задание 4: конкурс капитанов – блиц - опрос. – Нужно ответить быстро на поставленный вопрос. Продемонстрируйте свои знания литературоведения. | По очереди отвечают на вопросы, если не знают ответа, пропускают очередь. |
Домашнее задание: Задание предлагается в зависимости от возраста учащихся, уровня их литературных знаний. | Показывают домашнее задание: представление героя произведения. Остальные угадывают, кто это. |
Последнее задание (если позволяет время): – А теперь пришло время задать вопросы, подготовленные заранее, другим командам. | Команды по очереди задают вопросы, касающиеся изученных произведений. |
Жюри подводит итоги, ведущий заканчивает игру. | Команды получают призы, лучшая команда будет готовиться к участию в финале. |
Второй этап: итоговая игра команд 5 - 11 классов.
Командам предложено подготовить домашнее задание, а именно:
– представить героя произведения;
– написать «счастливый» финал предложенных произведений (примерный список):
- И.С.Тургенев «Муму», Герасим, Татьяна;
- Л.Н.Толстой «Кавказский пленник», Жилин, Дина;
- В.Г.Короленко «В дурном обществе», Вася, Валёк и Маруся.
- А.С.Пушкин, «Дубровский», Владимир, Маша;
- Н.С.Лесков «Левша», Левша;
- А.П.Платонов, «Юшка», Юшка;
- Л.Н.Андреев «Кусака», Кусака;
- И.А.Бунин, «Лапти», Нефёд и другие.
Примерный план проведения второго этапа игры:
Деятельность ведущего учителя, жюри, их слова | Деятельность игроков |
Приветствие ведущего учителя, членов жюри, объяснение цели и правил игры. | Приветствие капитанов команд, представление названия и девиза. |
Разминка: – Назовите средство выразительности с его объяснением, приведите пример, повторяться нельзя. Команде 5 - 6 классов за ответ - 5 баллов, командам 7 - 8 классов - 3 балла, командам 9 – 10 - 11 классов по одному баллу. | Команды, не готовясь, отвечают по очереди, постепенно выбывая из соревнования. Устанавливается очередь показа домашних заданий. |
Домашнее задание: – Представьте героя, другие команды должны отгадать его, назвать произведение и автора. | Команды представляют героев, по очереди отгадывают их. |
Домашнее задание: – Теперь прочитайте ваши варианты финалов предложенных произведений и объясните, почему же автор выбирает «несчастливый финал». Оценивается и качество написанного текста, и ответ об авторском финале. | Команды читают свои тексты, остальные по очереди объясняют, почему автор написал другой финал, в чём его замысел. |
Главной особенностью игры является довольно редко используемая в современной практике форма взаимодействия учащихся разных возрастов. При этом на протяжении игр первого круга старшие школьники помогают младшим: участвуют в жюри, отчасти отвечают за организационные вопросы, и у каждой команды помимо учителя может быть наставник из старшеклассников. Таким образом, к финалу младшие школьники чувствуют себя уверенными и готовыми к соревнованию и публичному выступлению, старшие же приобретают положительный коммуникативный опыт.
Первый слайд: Здравствуйте, коллеги! Мы предлагаем вашему вниманию проект литературной игры «Литературное путешествие - 2019», в которой принимают участие команды учащихся всех классов средней школы. Игра имеет следующие цели и задачи: |
Второй слайд:
|
Третий слайд: Команды 5 - 6 классов соревнуются между собой на материале изученных произведений в пятом классе, что позволит шестиклассникам вспомнить произведения классиков: М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого и других. Также во время игры учащиеся актуализируют свои предметные знания в литературоведении. |
Четвёртый слайд: Вы видите примерный план игры. Интересное задание для любителей поэзии, и мы предлагаем вам «собрать стихотворение», назвать автора. Пока 2 - 3 члена команды выполняют задание, проводится разминка: ребятам предлагается узнать, кто изображён на портрете, назвать одно - два произведения этого автора. Один из портретов - лишний, например, это критик В.Г.Белинский. Задания выполняются по очереди. Вы видите задания, когда учащиеся, прочитав отрывок из знакомого произведения, определяют автора, главного героя… Домашнее задание также связано с героями произведений: ребята должны показать героя, а команды по очереди угадывают его. О конкурсе капитанов расскажет моя коллега. |
Пятый слайд: Игра для команд 7 - 8 классов строится по такому же плану, только задания усложняются: изученных произведений уже больше, компетеций как предметных, так и метапредметных. Хочется остановиться на задании для знатоков поэзии: в стихотворение можно включить строку другого автора, а ребят предупредить об этом. Таким образом, учащиеся «собирают стихотворение», читают его, называют авторов, в том числе, и лишней строки (конечно, она должна быть узнаваемой). |
Шестой слайд: Если говорить о конкурсе капитанов, то это блиц - опрос, когда ребята отвечают на вопросы, связанные с теорией литературы, например, вопрос: «Три рода литературы» - ответ: «Лирика, проза, драма»; вопрос: «Герой стихотворения» - ответ: «Лирический герой» и т.д. Чтобы конкурс проходил веселее, в быструю череду вопросов - ответов включаются неожиданные, например: «Сколько С в имени Ассоль?», «Каков жанр «Алых парусов»?»… Домашнее задание тоже можно усложнить: показать героя классики (изученной, конечно) в современности. |
Седьмой слайд: Для 9 - х классов, игра может заканчиваться кратким сочинением или выступлением на заданную тему, например, ответ на вопрос: «Почему в поэме «Мцыри» такой финал?» или «Имеет ли Герасим из повести А.И.Тургенева черты символические?» и т.д. |
Восьмой слайд: Игра для команд 10 - 11 классов предполагает такие обязательные цели и задачи, как подготовка к итоговому литературному сочинению, сочинению по русскому языку, обязательный элемент которого - аргументация примерами из литературы. На базе нашей школы мы проводили в прошлом учебном году районную игру для десятиклассников. |
Девятый слайд: Вот некоторые задания, которые помогут старшеклассникам систематизировать знания по теории литературы. Они выбирают по очереди одно из понятий, комментируют его (показываем на слайде) и для следующих команд выбор сужается. Например, слова униженные и оскорблённые (по одноименному роману Ф.М.Достоевского) называют маленьких людей, угнетаемых и бедностью, и сильными мира сего. Пример ребята приводят из романа: это герои романа Достоевского Родион Раскольников, Сонечка Мармеладова и другие. |
Десятый слайд: Вот ещё одно задание, позволяющее учащимся повторить теорию и применить её на практике: нужно назвать одно средство создания художественного образа, иллюстрируя примером из произведения, а следующие команды повторяться уже не имеют право. Мы предлагаем и вам поучаствовать в этом соревновании. Вот небольшая разработка, посвящённая исследованию художественного образа в игровой форме, в которой мы напоминаем вам о технологии развития критического мышления или стратегиях чтения и понимания текста: ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ, РОМАШКА БЛУМА, РЫБА - «ФИШБОУН», ПИРАМИДА - «К ВЕРШИНЕ МАСТЕРСТВА». |
Одиннадцатый слайд: Таким образом, достоинством проекта, на наш взгляд, является взаимодействие и учителей, и школьников разных возрастов, их сотрудничество: семиклассники могут быть в жюри на играх у пятиклассников, девятиклассники - у семиклассников и так далее. К тому же, на втором этапе, когда соревнуются все победившие команды, у младших могут быть кураторы из старших классов. |
Двенадцатый слайд: Какая же деятельность в области литературы может объединить и пятиклассников, и старших школьников? Мы предлагаем вашему вниманию такие задания, как «выдумать счастливый финал программного произведения» и представить героя, которые, конечно, готовятся заранее, как домашнее задание, а на самой игре попытаться ответить на вопрос, почему автор написал другой финал, какую идею вложил в образ главного героя или героини. Вспомним рассказ Тэффи, которая надеялась уговорить Л.Н.Толстого переписать роман и сохранить жизнь князю Андрею. |
Тринадцатый слайд: Мы надеемся, что наш проект будет полезен, так как он учитывает на наш взгляд требования образовательных стандартов второго поколения, ведь личность школьника в такой деятельности может реализовать свой творческий потенциал, получить бесценный опыт взаимодействия не только в команде, но и на уровне коллектива школы. Спасибо за внимание! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«В литературном путешествии»
«В литературном путешествии» 8 класс Цель: развивать мышление учащихся, воспитывать любовь к литературе.Описание игры: команды путешествуют по литературным станциям. Капитан команд...
Игровая технология на уроках литературы. Литературное путешествие по произведениям 19 века (вторая половина).
Данный материал представляет собой урок-игру на основе игровой и информационной технологий обучения.Цели урока:1. Обучающая: ввести в мир литературы второй половины 19 века.2....
Литературное путешествие по историческим местам Брасовского края. "Здесь Русь моя, Отечество и Родина".
Интегрированное внеклассное мероприятие по истории и литературе. Литературное путешествие по историческим местам Брасовского края. "Здесь Русь моя, Отечество и Родина".(Царевой дорогой по земле Брасов...
“Да любите друг друга”. Литературное путешествие в город Муром
Методическая разработка внеурочного занятия «“Да любите друг друга”. Литературное путешествие в город Муром» (представленного на профессиональный конкурс педагогов Московского ...
виртуальное литературное путешествие "Поэты Каратузского района"
О творчестве поэтов Каратузского района...
Литературное путешествие
Материал для литературного путешествия по Саранску, мероприятия в рамках школьной недели гуманитарных дисциплин...
УРОК - ВИКТОРИНА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» ДЛЯ 7 КЛАССА.
Урок-викторина "Литературное путешествие " - это урок повторения, обобщения и систематизации знаний по пройденному на уроках литературы материалу за курс 7 класса. Элемент соревновательности...