виртуальное литературное путешествие "Поэты Каратузского района"
классный час по краеведению (5, 6 класс) по теме

Серёгина Татьяна Григорьевна

О творчестве поэтов Каратузского района

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx36.99 КБ
Файл poety_karatuzskogo_rayona.pptx1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Виртуальное литературное путешествие

«Поэты и писатели Каратузского района»

Учитель:

Каратузская земля богата на таланты. Она подарила стране известных людей, которые прославляют её своими делами. Но может даже не это главное, важнее то, что мы помним о своих именитых земляках и гордимся ими.

Сегодня мы поговорим о писателях и поэтах Каратузского района. Наш район уникален в том, что много писателей родилось и выросло в районе, много приезжало работать и многим район дал материал для написания своих произведений.

Я предлагаю отправиться в небольшое виртуальное путешествие по сёлам нашего района и поговорить о наших земляках – писателях и поэтах, которых судьба связала с Каратузским районом, познакомиться с их творчеством.  

(слайд – карта Каратузского района)

  1. Первой точкой на карте, где мы остановимся, будет с.Таскино – здесь мы сейчас и находимся. (переход на Щербакова А.И.)

Вам наверно знакомо имя Александра Илларионовича Щербакова?

Это имя напрямую связано с с.Таскино, так как именно в вашем селе в 1939г он родился и в дальнейшем жил. Щербакову присвоено звание Почётный житель Каратузского района.  По образованию – учитель словесности и журналист. Автор более 20 книг, в т.ч. прозаических и  поэтических. Член Союза Писателей России. Лауреат ряда литературных премий, победитель Международного конкурса имени А.Н.Толстого на лучшую книгу для юношества, дипломант Московского международного конкурса поэзии «Золотое перо». В настоящее время живёт в Красноярске.

Предлагаю посмотреть видео-ролик о творчестве Щербакова. (видео)

Давайте продолжим стихотворный ряд и окунёмся в поэтические образы, созданные замечательным поэтом-земляком.

Дети читают стихи:

К водопою

Что за гам? Откуда? Где?

Что это такое?

Ребятишки лошадей

Гонят к водопою.

Наказал бригадир,

Мол, шажком, ребята.

Не учёл, что в груди

У ребят не вата.

- На Рыжухе твоей

Дым возить на базу!

-Да Рыжуха сильней,

Чем твой Лупоглазый!

Не вместить берегам

Эхо разливное.

Что за шум, что за гам

Скачет к водопою!

                   Родному селу

Самым дивным, что видано мною

От рожденья, до нынешних лет,

Было звёздное небо ночное

Да встающего солнышка свет.

Да ещё деревенька родная

В стороне подсаянской лесной,

Где впервые любовь потайная

Жгла мне сердце к девчонке одной.

Там познал я и радость, и горе,

Жаркий труд сенокосов и жатв,

Скорбный путь на погостную гору,

Где родные в могилках лежат.

И меня в том сельце небогатом,

В две шеренги бревенчатых изб,

До сих пор принимают как брата,

Безо всяких прописок и виз.

Может, тем и храним от напастей,

Что мне с родиной так повезло

И навек было вписано в паспорт

Наше лучшее в мире село.

Всё тоскую по нём… знать оно

По названью не зря – Таскино.

                     Слепой дождь

Только что, в лучах переливаясь,

Частокольно прям и полосат,

Дождь хлестал…

И вот уж, улыбаясь,

Смотрит солнце на умытый сад.

Книги бросив, на крыльцо я вышел.

Остро пахнул лук и сельдерей.

День так чист, что видно как на крыше

Хлопает глазами воробей.

Радуги расцвеченная арка

Встала над просветом голубым.

Дождь весёлый, солнечный и яркий,

Кто назвал тебя дождём слепым?

                Награда

Вернулся отец к Дню Победы,

И радостно было вдвойне.

Гремел патефон у соседа

В распахнутом настежь окне.

Мы шли вдоль деревни к сельмагу.

Отец при регалиях был,

И мне он медаль «За отвагу»

К майчонке моей прицепил.

Хотя удальцом я не вышел,

Тщедушный, как все пацаны,

Но, видно, за то, что я выжил

В кромешные годы.

Вывод: Мы прослушали замечательные стихи Александра Илларионовича.

О чём он пишет в своих произведениях? (пишет о родной природе, окружающей нас,  о родном селе Таскино, о своих путешествиях по Сибири, о замечательных тружениках – земляках).

Учитель  читает стихотворение «Шофёр» из книги А.Щербакова, не называя заголовок.  Человеку, какой профессии, оно посвящено?

  1. Учитель: Продолжаем наше литературное путешествие и отправляемся в с.Каратузское. (переход на Каратаева Г.Г.)

Тесно связано с Каратузским районом творчество поэта-самородка Григория Григорьевича Каратаева. Трудным был жизненный путь этого мужественного человека. Беда пришла к нему в 19 лет. В 1929 году во время ремонта телефонной сети в поле. Он упал вместе с опорой и повредил позвоночник. Врачи спасли жизнь Каратаеву, но он навсегда остался прикованным к постели и так прожил более 30 лет. Он нашел в себе силы не падать духом и начал писать стихи и этому творчеству посвятил всю свою жизнь.

На земле и делать по-земному:
Верить в Завтра, спорить и мечтать...
Жить на свете можно и больному.
Главное - от жизни не отстать.          

Так писал он в стихотворении «В комнате моей». Эти слова можно взять эпиграфом к творческой биографии поэта и всей его жизни.

Дети читают стихи:

                       ЭТЮД 

   Отплескался дождь над перелеском,

   В поднебесье - радуга в цветах.

   Каждый кустик несказанным блеском

   Загорелся в розовых лучах. 

  

   Тихий час июльского заката,

   С позолотой синий небосклон.

   Льются с гречи волны аромата,

   Я слегка как будто опьянен. 

  

   Подо мною вьются на поляне

   Над цветами стайкой мотыльки,

   За курганом в трепетном тумане

   Пронеслись со свистом кулики. 

  

   Тишина долину обнимает.

   Лишь свистит в осиннике сверчок.

   Под кустом, как искорка, мерцает

   На траве зеленый светлячок. 

Цветы, цветы, опять цветы 

   Цветы, цветы, опять цветы

   Сестра мне принесла из сада.

   И мысли вянут, как листы,

   И в сердце врезалась досада. 

  

   Что мне у ж больше никогда

   Не рвать цветов своей рукою,

   А также долгие года

   Лежать с поломанной спиною. 

  

   И горько, горько стало мне,

   Что жизнь испортила оплошка...

   Прольется ль в грустной тишине

   Мне свет когда-нибудь в окошко? 

                Ожидание весны 

   Дни становятся длиннее,

   Голубее свод небес, 

   Солнце льет лучи смелее,

   Отряхает иней лес. 

  

   Хоть проносятся метели;

   Пахнет в воздухе весной:

   С крыши падают капели

   Тонкой, звонкою струей. 

  

   Скоро теплыми лучами

   Растопленные снега,

   Разливаяся ручьями,

   С гор покатятся в лога. 

  

   И проснется грудь земная... 

   На пороге дней весна!

   Готовность к севу проверяя,

   Готовь, товарищ, семена! 

  

   Уж скоро в поле на просторе

   В веселом ритме голосов,

   Сольются песни в общем хоре

   Прилетных птиц и тракторов. 

Вывод: При всей трагичности своей судьбы Г.Г. обладал редким даром оптимизма. Из своей комнаты он, казалось, охватывал весь мир – и мы видим это, читая его стихотворения. Каратаев прожил в с.Каратузское 25 лет, он умер в 1960г, но память о нём жива - его именем названа улица в с. Каратузское и библиотека, проводятся литературные встречи, посвящённые его творчеству.

Учитель: Жителям нашего района известно творчество и других писателей с.Каратузского. На слуху такие имена, как Станислав Клюшников, Валерий Придатчиков, Нина Шевчугова, Иван Дорофеев, Владимир Байзель, Эльвира Литвиненко и другие писатели и поэты, жизнь которых связана с нашим районным центром.

  1. Ну а мы познакомимся с творчеством ещё одного каратузского поэта Лидии Семёновны Алексеевой, нашей современницы. (переход на Л.С.Алексееву)

Учитель: Лидия Семёновна - известный человек в Каратузском районе. За 47 лет, которые она живёт в Каратузе, она оставила о себе чёткий след в истории. За годы работы педиатром она спасла десятки детских жизней, лечила детей, отдавая каждому частичку себя. Сейчас Лидия Семеновна на заслуженном отдыхе, но она занимается общественной работой, являясь депутатом районного Совета. В свободное время она пишет стихи. Через них она выражает все свои чувства и переживания. В марте 2011г вышел первый сборник стихов Лидии Семеновны «И будет жизнь», где не представлено и четверти всего, что написано за все прошедшие годы.

Дети читают стихи:

              О природе

Мне нравится осенняя пора,

Березки словно в желтых пеньюарах

А горы в золотистых капорах.

Горя осины пламенем пожара

От сини неба взгляд не оторвать

Клин журавлей над головой курлычет

И паутинка, как седая прядь,

Летит встревожено на зов их тихий.

                 О войне

Разве можно забыть когда-то

Тех, погибших в военном аду,

В сорок первом иль в сорок пятом?!

Эти годы смерти и славы

Прочертили кровавый след.

Не хотят быть русские мамы

Матерями погибших. Нет!

        Минус тридцать

Минус тридцать…

В лёгкой дымке

Все дома в родном селе.

Живописец-невидимка

Лес рисует на стекле.

От домов к седому небу

Струйки белого дымка,

Словно сказочную небыль

Пишет мастера рука.

На холмах, нахохлясь гордо,

Красногруды снегири

Точно лондонские лорды

Заседают, как в жюри.

Звонко скрип саней облаяв,

Весь от инея седой

Пёс бежит, хвостом виляя,

Дышит паром конь гнедой.

Залезает под поддёвки,

Колет щёки, щиплет нос,

Над прохожими с издёвкой

Шутит батюшка-мороз.

Красно солнышко восходит,

День от ночи отделив,

Греет мало, но приходит

Красоту нам подарить.

В сизом  небе, что полтина,

Ярким кругом загорит,

Как волшебную картину

Зимний полдень озарит,

Минус тридцать! Только дома

Ребятня не усидит,

И её весёлый гомон

Над селом, звеня, летит.

Вывод:  Чудесные строки Лидии Семёновны завораживают своей красотой и самобытностью, особые эпитеты и сравнительные обороты, характерны для её стиля письма. Мы видим берёзки словно в жёлтых пеньюарах;  снегири, точно лондонские лорды; паутинка, как седая прядь – и всё это окружает нас, главное надо суметь увидеть.

  1. Мы продолжаем наше путешествие и следующая остановка с.В.Кужебар. Здесь живут обычные люди. Но если поближе с ними познакомиться, то простой школьный учитель оказывается поэтом, который пишет замечательные стихи. Я говорю об Александре Михайловиче Моршнёве – учителе истории Верхнекужебарской школы. (переход на А.М.Моршнёва)

Александр Михайлович всю свою жизнь живёт в В.Кужебаре. 35 лет учит детей, стихи пишет более 20 лет. Им издано несколько поэтических сборников, среди которых «Амыльские зори», «Сторона моя кужебарская». Как чётко он подмечает в них красоту местной природы! Читаешь его стихи, и невольно перед глазами встают картины, даже если ты никогда не был в тех краях. А какие эпитеты подбирает для описания времени года, нежно любимых им тайги и реки.

Дети читают стихи:

                       Память

Мой дед сгорел в огне войны.

Крестьянин, пахарь встал под пулю.

Своею кровью он тушил

Той круговерти страшной бурю.

Простой, бесхитростный мужик

Пошёл туда, где страшно было.

Война - без края и конца –

Там смерть подряд людей косила.

Всегда так было на Руси,

Когда в страну вступало лихо,

Вставал народ, вставал солдат

И гнал врага, чтоб было тихо.

Чтоб мирно жизнь везде текла,

Цвели сады, рождались дети.

Вершились славные дела.

Фашизму - НЕТ на белом свете.

Нет — крови, горю и страданью,

Нет -  изуверству палачей.

Дорогу - счастью, созиданью

И радости планеты всей.

За всё за это безоглядно

Он жизнь отдал, чтоб жили мы.

И помня жуть ту безотрадно.

Заветам павших все верны.

Уже  минуло много лет

С тех пор, как не вернулся дед.

Ушёл мой пращур в никуда        

Он в памяти моей всегда.

             Ночная река

Излучиной четко очерчено плёсо,

Пихтач наклонился в яры.

И смотрит луна, как огромная чаша,

Таинственно в глубь матеры.

Отрада и нега разлиты повсюду,

Пронзителен миг красоты.

Вода шаловливо о чём –то лопочет,

Вот, кажется, спросит: « Кто ты?»

Как плеск переката своё навевает,

О вечном и всё неспроста.

А лунные блики в дорожке играют,

Которой не видно конца.

Прильнув к берегам, прижимаясь к ним нежно,

Водица журчит и бежит.

Она боязлива, нежна и прилежно

По руслу течёт и скользит.

Здесь омутов глубь так загадочна, строга

И пихт частокол над водой.

Отрадное место, всегда сюда манит,

Как будто вернулся домой.

Приходишь сюда насладиться покоем –

Я в жизни изрядно устал.

Такая краса в восхищенье приводит –

Природы родной пьедестал.

Вывод: Читая его стихи, мы учимся, пополняя свой литературный запас, знакомимся с устаревшими словами, характерными для нашей территории.

Вы сейчас прочитали стихотворение о реке. Что означают такие слова? (слайд)

Плёс речной — глубокий участок реки, расположенный между перекатами

Яр - высокий, обрывистый  и не затопляемый в половодье берег.

Матёра - остров

Лопотать — болтать бойко, неумолчно, невнятно

Прильну́ть - нежно прижаться, прислониться  к кому-либо, чему-либо

Учитель: Литературная жизнь нашего района не стоит на месте.(слайд)       26 ноября  2014г в день 105-летнего юбилея каратузского поэта Григория Григорьевича Каратаева  в селе Каратузское состоялось открытие  – литературного музея, в котором собраны произведения сибирских авторов, издания о Сибири, редкие издания, журналы с публикациями писателей края, архивы, рукописные издания, газетные подборки, стихи современных авторов района. При литературном музее работает литературное объединение местных поэтов «Луч». Здесь же размещена и портретная галерея – 27 каратузских поэтов и писателей. А пишущих на сегодня у нас в районе – 67 человек. Мы поговорили сегодня лишь о самой малой части. О каких поэтах Каратузского района вы узнали сегодня?

Игровые задания.

Может и среди вас есть будущие поэты?! Давайте проверим это. Главное для поэта – уметь подбирать правильные рифмы.  Что такое рифма? (слайд)

РИФМА – это созвучие окончаний стихотворных строк (чудесный – прелестный, день-тень)

А). Игра “Подбери пары рифм”.

1. – Давайте  поможем Незнайке подобрать пары рифм. (СЛАЙД )

Селёдка     шарик

крючок      лодка

Стрелка       сачок

оса      барабан

Фонарик     лиса

книжка     лягушка

Тарелка    морковка

мишка      стакан

Ракушка

верёвка

(крючок-сачок, шарик – фонарик, ракушка – лягушка, стакан – барабан, книжка – мишка, лиса – оса, лодка – селёдка, верёвка – морковка, тарелка – стрелка)

2. А теперь попробуем подобрать рифмы в стихотворении Д.Хармса “ Очень-очень вкусный пирог”. (Cлайд)

Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе …….
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый …….
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости ………..
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек ………….
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту …….
Когда же гости подошли,
То даже крошек ………..

3) Помоги Незнайке составить сказки, подбирая правильно рифмы.

Карточка 1      Мой друг Кук

Мой друг – водитель по имени _______ . Утром в субботу идёт на ________ . На ужин ест кашу и весь вечер ________ . Он ест поганки прямо из ________ . И греет ноги в воде, в большущей __________ .

Работу   Кук   пляшет  банки   сковороде

Карточка 2.       Кот Федот

Вот кот Федот, у него пушистый _______ . У него пушистые лапки, он любит красивые _______ . От испуга он, пискнув негромко, с головою ныряет под _______ . К Федоту вернётся покой, если Федота погладить _______ . Кот ест только булки и пышки, а все друзья его – _______ . Друзья играют в бейсбол, хоккей, волейбол и _______ . Будь это поле, бассейн или корт, они обожают игры и _______ .

Живот коврик шапки спорт рукой футбол мышки

Карточка 3.    Свинка – картинка

Наша толстая свинка хороша как _______ . Если рядом нет папы и мамы, свинка роет глубокие _______ . Свинка машет лопатой от рассвета и до _______ . Однажды, в трагический миг, она уронила в яму _______ . Далеко отбросив лопату, свинья позвала _______ . Получив обратно парик, свинка устроила пляски и _______ . Ей экскаватор больше не нужен – они с водителем сели за _______ .

Заката картинка парик ужин  крик ямы экскаватор

Карточка 4.        Кура по имени Шура

Наша сестрица – важная _______ . Она рисует всякие штучки большой фиолетовой _______ . Напевая весёлые песни, Шура пишет красивую _______ . Храбрая Шура (будь что будет) покажет работу серьёзным _______ . Они предложат отличную цену, но Шура прибьёт картину на _______ .

Ручкой птица десять людям стену

Карточка 5.        Сашка – букашка

Вот букашка по имени _______ . Сашка очень упрямый и не слушает _______ . Сашка живёт хорошо: он залез в цветочный _______ . В летний солнечный день он забирается в _______ . Букашки смотрят волшебные сны от самой осени и до _______ .

Маму Сашка горшок тень весны

Карточка 6.      Птенец Пилот

Птенец по имени _______ . Обычных крошек не _______ . Он заведёт свой _______ . И в сетку тучи _______ . Пускай его дождём _______ . Он их на землю ________ .

Самолёт Пилот соберёт зальёт увезёт клюёт

4)Составить стихотворения по рифмам.

Например: Печка – свечка  речка – овечка

В доме затоплена печка,

Мигает зажжённая свечка,

Льдом покрылася речка,

Дремлет в хлеву овечка.

Гномик – домик кошка – окошко

Океан – ураган  конь – гармонь
Стакан – банан Наташка – чебурашка
Карман – обман сок – молоток
Кружка – подружка кошка – ложка
Лягушка – частушка окошко – немножко

Итог: Молодцы, ребята!  Сразу видно, что все вы талантливые, сообразительные, умные – это важные качества поэта. Я верю, что кто-то из вас станет писателем и продолжит литературные традиции поэтов Каратузского района и прославит своё село.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поэты и писатели Каратузского района

Слайд 3

Щербаков Александр Илларионович

Слайд 5

Каратаев Григорий Григорьевич

Слайд 6

Алексеева Лидия Семёновна

Слайд 7

Моршнёв Александр Михайлович

Слайд 8

Плёс речной — глубокий участок реки, расположенный между перекатами Яр - высокий, обрывистый и не затопляемый в половодье берег. Матёра - остров Лопотать — болтать бойко, неумолчно, невнятно Прильну́ть - нежно прижаться, прислониться к кому-либо, чему-либо

Слайд 9

Литературный музей (с.Каратузское)

Слайд 10

Рифма - это созвучие окончаний стихотворных строк . чудесный – прелестный, день-тень

Слайд 11

Лодка Шарик Стрелка Оса Книжка Лиса Мишка Тарелка Селёдка Фонарик крючок сачок барабан лягушка морковка стакан Ракушка верёвка

Слайд 12

Очень-очень вкусный пиро г Я захотел устроить бал, И я гостей к себе…… Купил муку, купил творог Испёк рассыпчатый…… Пирог, ножи и вилки тут- Но что-то гости…… Я ждал, пока хватило сил, Потом кусочек…… Потом подвинул стул и сел И весь пирог в минуту…… Когда же гости подошли, То даже крошек…… Д. Хармс

Слайд 13

Составить стихотворения по данным рифмам. Например: Печка – свечка речка – овечка В доме затоплена печка , Мигает зажжённая свечк а. Льдом покрылась речка , Дремлет в хлеву овечка .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Район родной, все песни о тебе» к 90-летию Тулунского района

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Район родной, все песни о тебе» к 90-летию Тулунского района...

Литературная карта Заиграевского района

quot;Бурятии достойные сыны"...

Проект - виртуальная литературная экскурсия "Мы в гости к Пушкину спешим..."

Проект "Я в гости к Пушкину спешу…" виртуальная литературная экскурсия...

День иностранных языков в Приморском районе «Блистательный Санкт-Петербург» Открытое внеурочное мероприятие для 4-х классов «ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО САНКТ- ПЕТЕРБУРГУ»

День иностранных языков в Приморском районе «Блистательный Санкт-Петербург»Открытое мероприятие для 4-х классов Внеурочная деятельность. Английский язык.«ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО С...