виртуальное литературное путешествие "Поэты Каратузского района"
классный час по краеведению (5, 6 класс) по теме
О творчестве поэтов Каратузского района
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.docx | 36.99 КБ |
poety_karatuzskogo_rayona.pptx | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Виртуальное литературное путешествие
«Поэты и писатели Каратузского района»
Учитель:
Каратузская земля богата на таланты. Она подарила стране известных людей, которые прославляют её своими делами. Но может даже не это главное, важнее то, что мы помним о своих именитых земляках и гордимся ими.
Сегодня мы поговорим о писателях и поэтах Каратузского района. Наш район уникален в том, что много писателей родилось и выросло в районе, много приезжало работать и многим район дал материал для написания своих произведений.
Я предлагаю отправиться в небольшое виртуальное путешествие по сёлам нашего района и поговорить о наших земляках – писателях и поэтах, которых судьба связала с Каратузским районом, познакомиться с их творчеством.
(слайд – карта Каратузского района)
- Первой точкой на карте, где мы остановимся, будет с.Таскино – здесь мы сейчас и находимся. (переход на Щербакова А.И.)
Вам наверно знакомо имя Александра Илларионовича Щербакова?
Это имя напрямую связано с с.Таскино, так как именно в вашем селе в 1939г он родился и в дальнейшем жил. Щербакову присвоено звание Почётный житель Каратузского района. По образованию – учитель словесности и журналист. Автор более 20 книг, в т.ч. прозаических и поэтических. Член Союза Писателей России. Лауреат ряда литературных премий, победитель Международного конкурса имени А.Н.Толстого на лучшую книгу для юношества, дипломант Московского международного конкурса поэзии «Золотое перо». В настоящее время живёт в Красноярске.
Предлагаю посмотреть видео-ролик о творчестве Щербакова. (видео)
Давайте продолжим стихотворный ряд и окунёмся в поэтические образы, созданные замечательным поэтом-земляком.
Дети читают стихи:
К водопою
Что за гам? Откуда? Где?
Что это такое?
Ребятишки лошадей
Гонят к водопою.
Наказал бригадир,
Мол, шажком, ребята.
Не учёл, что в груди
У ребят не вата.
- На Рыжухе твоей
Дым возить на базу!
-Да Рыжуха сильней,
Чем твой Лупоглазый!
Не вместить берегам
Эхо разливное.
Что за шум, что за гам
Скачет к водопою!
Родному селу
Самым дивным, что видано мною
От рожденья, до нынешних лет,
Было звёздное небо ночное
Да встающего солнышка свет.
Да ещё деревенька родная
В стороне подсаянской лесной,
Где впервые любовь потайная
Жгла мне сердце к девчонке одной.
Там познал я и радость, и горе,
Жаркий труд сенокосов и жатв,
Скорбный путь на погостную гору,
Где родные в могилках лежат.
И меня в том сельце небогатом,
В две шеренги бревенчатых изб,
До сих пор принимают как брата,
Безо всяких прописок и виз.
Может, тем и храним от напастей,
Что мне с родиной так повезло
И навек было вписано в паспорт
Наше лучшее в мире село.
Всё тоскую по нём… знать оно
По названью не зря – Таскино.
Слепой дождь
Только что, в лучах переливаясь,
Частокольно прям и полосат,
Дождь хлестал…
И вот уж, улыбаясь,
Смотрит солнце на умытый сад.
Книги бросив, на крыльцо я вышел.
Остро пахнул лук и сельдерей.
День так чист, что видно как на крыше
Хлопает глазами воробей.
Радуги расцвеченная арка
Встала над просветом голубым.
Дождь весёлый, солнечный и яркий,
Кто назвал тебя дождём слепым?
Награда
Вернулся отец к Дню Победы,
И радостно было вдвойне.
Гремел патефон у соседа
В распахнутом настежь окне.
Мы шли вдоль деревни к сельмагу.
Отец при регалиях был,
И мне он медаль «За отвагу»
К майчонке моей прицепил.
Хотя удальцом я не вышел,
Тщедушный, как все пацаны,
Но, видно, за то, что я выжил
В кромешные годы.
Вывод: Мы прослушали замечательные стихи Александра Илларионовича.
О чём он пишет в своих произведениях? (пишет о родной природе, окружающей нас, о родном селе Таскино, о своих путешествиях по Сибири, о замечательных тружениках – земляках).
Учитель читает стихотворение «Шофёр» из книги А.Щербакова, не называя заголовок. Человеку, какой профессии, оно посвящено?
- Учитель: Продолжаем наше литературное путешествие и отправляемся в с.Каратузское. (переход на Каратаева Г.Г.)
Тесно связано с Каратузским районом творчество поэта-самородка Григория Григорьевича Каратаева. Трудным был жизненный путь этого мужественного человека. Беда пришла к нему в 19 лет. В 1929 году во время ремонта телефонной сети в поле. Он упал вместе с опорой и повредил позвоночник. Врачи спасли жизнь Каратаеву, но он навсегда остался прикованным к постели и так прожил более 30 лет. Он нашел в себе силы не падать духом и начал писать стихи и этому творчеству посвятил всю свою жизнь.
На земле и делать по-земному:
Верить в Завтра, спорить и мечтать...
Жить на свете можно и больному.
Главное - от жизни не отстать.
Так писал он в стихотворении «В комнате моей». Эти слова можно взять эпиграфом к творческой биографии поэта и всей его жизни.
Дети читают стихи:
ЭТЮД
Отплескался дождь над перелеском,
В поднебесье - радуга в цветах.
Каждый кустик несказанным блеском
Загорелся в розовых лучах.
Тихий час июльского заката,
С позолотой синий небосклон.
Льются с гречи волны аромата,
Я слегка как будто опьянен.
Подо мною вьются на поляне
Над цветами стайкой мотыльки,
За курганом в трепетном тумане
Пронеслись со свистом кулики.
Тишина долину обнимает.
Лишь свистит в осиннике сверчок.
Под кустом, как искорка, мерцает
На траве зеленый светлячок.
Цветы, цветы, опять цветы
Цветы, цветы, опять цветы
Сестра мне принесла из сада.
И мысли вянут, как листы,
И в сердце врезалась досада.
Что мне у ж больше никогда
Не рвать цветов своей рукою,
А также долгие года
Лежать с поломанной спиною.
И горько, горько стало мне,
Что жизнь испортила оплошка...
Прольется ль в грустной тишине
Мне свет когда-нибудь в окошко?
Ожидание весны
Дни становятся длиннее,
Голубее свод небес,
Солнце льет лучи смелее,
Отряхает иней лес.
Хоть проносятся метели;
Пахнет в воздухе весной:
С крыши падают капели
Тонкой, звонкою струей.
Скоро теплыми лучами
Растопленные снега,
Разливаяся ручьями,
С гор покатятся в лога.
И проснется грудь земная...
На пороге дней весна!
Готовность к севу проверяя,
Готовь, товарищ, семена!
Уж скоро в поле на просторе
В веселом ритме голосов,
Сольются песни в общем хоре
Прилетных птиц и тракторов.
Вывод: При всей трагичности своей судьбы Г.Г. обладал редким даром оптимизма. Из своей комнаты он, казалось, охватывал весь мир – и мы видим это, читая его стихотворения. Каратаев прожил в с.Каратузское 25 лет, он умер в 1960г, но память о нём жива - его именем названа улица в с. Каратузское и библиотека, проводятся литературные встречи, посвящённые его творчеству.
Учитель: Жителям нашего района известно творчество и других писателей с.Каратузского. На слуху такие имена, как Станислав Клюшников, Валерий Придатчиков, Нина Шевчугова, Иван Дорофеев, Владимир Байзель, Эльвира Литвиненко и другие писатели и поэты, жизнь которых связана с нашим районным центром.
- Ну а мы познакомимся с творчеством ещё одного каратузского поэта Лидии Семёновны Алексеевой, нашей современницы. (переход на Л.С.Алексееву)
Учитель: Лидия Семёновна - известный человек в Каратузском районе. За 47 лет, которые она живёт в Каратузе, она оставила о себе чёткий след в истории. За годы работы педиатром она спасла десятки детских жизней, лечила детей, отдавая каждому частичку себя. Сейчас Лидия Семеновна на заслуженном отдыхе, но она занимается общественной работой, являясь депутатом районного Совета. В свободное время она пишет стихи. Через них она выражает все свои чувства и переживания. В марте 2011г вышел первый сборник стихов Лидии Семеновны «И будет жизнь», где не представлено и четверти всего, что написано за все прошедшие годы.
Дети читают стихи:
О природе
Мне нравится осенняя пора,
Березки словно в желтых пеньюарах
А горы в золотистых капорах.
Горя осины пламенем пожара
От сини неба взгляд не оторвать
Клин журавлей над головой курлычет
И паутинка, как седая прядь,
Летит встревожено на зов их тихий.
О войне
Разве можно забыть когда-то
Тех, погибших в военном аду,
В сорок первом иль в сорок пятом?!
Эти годы смерти и славы
Прочертили кровавый след.
Не хотят быть русские мамы
Матерями погибших. Нет!
Минус тридцать
Минус тридцать…
В лёгкой дымке
Все дома в родном селе.
Живописец-невидимка
Лес рисует на стекле.
От домов к седому небу
Струйки белого дымка,
Словно сказочную небыль
Пишет мастера рука.
На холмах, нахохлясь гордо,
Красногруды снегири
Точно лондонские лорды
Заседают, как в жюри.
Звонко скрип саней облаяв,
Весь от инея седой
Пёс бежит, хвостом виляя,
Дышит паром конь гнедой.
Залезает под поддёвки,
Колет щёки, щиплет нос,
Над прохожими с издёвкой
Шутит батюшка-мороз.
Красно солнышко восходит,
День от ночи отделив,
Греет мало, но приходит
Красоту нам подарить.
В сизом небе, что полтина,
Ярким кругом загорит,
Как волшебную картину
Зимний полдень озарит,
Минус тридцать! Только дома
Ребятня не усидит,
И её весёлый гомон
Над селом, звеня, летит.
Вывод: Чудесные строки Лидии Семёновны завораживают своей красотой и самобытностью, особые эпитеты и сравнительные обороты, характерны для её стиля письма. Мы видим берёзки словно в жёлтых пеньюарах; снегири, точно лондонские лорды; паутинка, как седая прядь – и всё это окружает нас, главное надо суметь увидеть.
- Мы продолжаем наше путешествие и следующая остановка с.В.Кужебар. Здесь живут обычные люди. Но если поближе с ними познакомиться, то простой школьный учитель оказывается поэтом, который пишет замечательные стихи. Я говорю об Александре Михайловиче Моршнёве – учителе истории Верхнекужебарской школы. (переход на А.М.Моршнёва)
Александр Михайлович всю свою жизнь живёт в В.Кужебаре. 35 лет учит детей, стихи пишет более 20 лет. Им издано несколько поэтических сборников, среди которых «Амыльские зори», «Сторона моя кужебарская». Как чётко он подмечает в них красоту местной природы! Читаешь его стихи, и невольно перед глазами встают картины, даже если ты никогда не был в тех краях. А какие эпитеты подбирает для описания времени года, нежно любимых им тайги и реки.
Дети читают стихи:
Память
Мой дед сгорел в огне войны.
Крестьянин, пахарь встал под пулю.
Своею кровью он тушил
Той круговерти страшной бурю.
Простой, бесхитростный мужик
Пошёл туда, где страшно было.
Война - без края и конца –
Там смерть подряд людей косила.
Всегда так было на Руси,
Когда в страну вступало лихо,
Вставал народ, вставал солдат
И гнал врага, чтоб было тихо.
Чтоб мирно жизнь везде текла,
Цвели сады, рождались дети.
Вершились славные дела.
Фашизму - НЕТ на белом свете.
Нет — крови, горю и страданью,
Нет - изуверству палачей.
Дорогу - счастью, созиданью
И радости планеты всей.
За всё за это безоглядно
Он жизнь отдал, чтоб жили мы.
И помня жуть ту безотрадно.
Заветам павших все верны.
Уже минуло много лет
С тех пор, как не вернулся дед.
Ушёл мой пращур в никуда
Он в памяти моей всегда.
Ночная река
Излучиной четко очерчено плёсо,
Пихтач наклонился в яры.
И смотрит луна, как огромная чаша,
Таинственно в глубь матеры.
Отрада и нега разлиты повсюду,
Пронзителен миг красоты.
Вода шаловливо о чём –то лопочет,
Вот, кажется, спросит: « Кто ты?»
Как плеск переката своё навевает,
О вечном и всё неспроста.
А лунные блики в дорожке играют,
Которой не видно конца.
Прильнув к берегам, прижимаясь к ним нежно,
Водица журчит и бежит.
Она боязлива, нежна и прилежно
По руслу течёт и скользит.
Здесь омутов глубь так загадочна, строга
И пихт частокол над водой.
Отрадное место, всегда сюда манит,
Как будто вернулся домой.
Приходишь сюда насладиться покоем –
Я в жизни изрядно устал.
Такая краса в восхищенье приводит –
Природы родной пьедестал.
Вывод: Читая его стихи, мы учимся, пополняя свой литературный запас, знакомимся с устаревшими словами, характерными для нашей территории.
Вы сейчас прочитали стихотворение о реке. Что означают такие слова? (слайд)
Плёс речной — глубокий участок реки, расположенный между перекатами
Яр - высокий, обрывистый и не затопляемый в половодье берег.
Матёра - остров
Лопотать — болтать бойко, неумолчно, невнятно
Прильну́ть - нежно прижаться, прислониться к кому-либо, чему-либо
Учитель: Литературная жизнь нашего района не стоит на месте.(слайд) 26 ноября 2014г в день 105-летнего юбилея каратузского поэта Григория Григорьевича Каратаева в селе Каратузское состоялось открытие – литературного музея, в котором собраны произведения сибирских авторов, издания о Сибири, редкие издания, журналы с публикациями писателей края, архивы, рукописные издания, газетные подборки, стихи современных авторов района. При литературном музее работает литературное объединение местных поэтов «Луч». Здесь же размещена и портретная галерея – 27 каратузских поэтов и писателей. А пишущих на сегодня у нас в районе – 67 человек. Мы поговорили сегодня лишь о самой малой части. О каких поэтах Каратузского района вы узнали сегодня?
Игровые задания.
Может и среди вас есть будущие поэты?! Давайте проверим это. Главное для поэта – уметь подбирать правильные рифмы. Что такое рифма? (слайд)
РИФМА – это созвучие окончаний стихотворных строк (чудесный – прелестный, день-тень)
А). Игра “Подбери пары рифм”.
1. – Давайте поможем Незнайке подобрать пары рифм. (СЛАЙД )
Селёдка шарик | крючок лодка |
Стрелка сачок | оса барабан |
Фонарик лиса | книжка лягушка |
Тарелка морковка | мишка стакан |
Ракушка | верёвка |
(крючок-сачок, шарик – фонарик, ракушка – лягушка, стакан – барабан, книжка – мишка, лиса – оса, лодка – селёдка, верёвка – морковка, тарелка – стрелка)
2. А теперь попробуем подобрать рифмы в стихотворении Д.Хармса “ Очень-очень вкусный пирог”. (Cлайд)
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе …….
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый …….
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости ………..
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек ………….
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту …….
Когда же гости подошли,
То даже крошек ………..
3) Помоги Незнайке составить сказки, подбирая правильно рифмы.
Карточка 1 Мой друг Кук
Мой друг – водитель по имени _______ . Утром в субботу идёт на ________ . На ужин ест кашу и весь вечер ________ . Он ест поганки прямо из ________ . И греет ноги в воде, в большущей __________ .
Работу Кук пляшет банки сковороде
Карточка 2. Кот Федот
Вот кот Федот, у него пушистый _______ . У него пушистые лапки, он любит красивые _______ . От испуга он, пискнув негромко, с головою ныряет под _______ . К Федоту вернётся покой, если Федота погладить _______ . Кот ест только булки и пышки, а все друзья его – _______ . Друзья играют в бейсбол, хоккей, волейбол и _______ . Будь это поле, бассейн или корт, они обожают игры и _______ .
Живот коврик шапки спорт рукой футбол мышки
Карточка 3. Свинка – картинка
Наша толстая свинка хороша как _______ . Если рядом нет папы и мамы, свинка роет глубокие _______ . Свинка машет лопатой от рассвета и до _______ . Однажды, в трагический миг, она уронила в яму _______ . Далеко отбросив лопату, свинья позвала _______ . Получив обратно парик, свинка устроила пляски и _______ . Ей экскаватор больше не нужен – они с водителем сели за _______ .
Заката картинка парик ужин крик ямы экскаватор
Карточка 4. Кура по имени Шура
Наша сестрица – важная _______ . Она рисует всякие штучки большой фиолетовой _______ . Напевая весёлые песни, Шура пишет красивую _______ . Храбрая Шура (будь что будет) покажет работу серьёзным _______ . Они предложат отличную цену, но Шура прибьёт картину на _______ .
Ручкой птица десять людям стену
Карточка 5. Сашка – букашка
Вот букашка по имени _______ . Сашка очень упрямый и не слушает _______ . Сашка живёт хорошо: он залез в цветочный _______ . В летний солнечный день он забирается в _______ . Букашки смотрят волшебные сны от самой осени и до _______ .
Маму Сашка горшок тень весны
Карточка 6. Птенец Пилот
Птенец по имени _______ . Обычных крошек не _______ . Он заведёт свой _______ . И в сетку тучи _______ . Пускай его дождём _______ . Он их на землю ________ .
Самолёт Пилот соберёт зальёт увезёт клюёт
4)Составить стихотворения по рифмам.
Например: Печка – свечка речка – овечка
В доме затоплена печка,
Мигает зажжённая свечка,
Льдом покрылася речка,
Дремлет в хлеву овечка.
Гномик – домик кошка – окошко
Океан – ураган конь – гармонь
Стакан – банан Наташка – чебурашка
Карман – обман сок – молоток
Кружка – подружка кошка – ложка
Лягушка – частушка окошко – немножко
Итог: Молодцы, ребята! Сразу видно, что все вы талантливые, сообразительные, умные – это важные качества поэта. Я верю, что кто-то из вас станет писателем и продолжит литературные традиции поэтов Каратузского района и прославит своё село.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Щербаков Александр Илларионович
Каратаев Григорий Григорьевич
Алексеева Лидия Семёновна
Моршнёв Александр Михайлович
Плёс речной — глубокий участок реки, расположенный между перекатами Яр - высокий, обрывистый и не затопляемый в половодье берег. Матёра - остров Лопотать — болтать бойко, неумолчно, невнятно Прильну́ть - нежно прижаться, прислониться к кому-либо, чему-либо
Литературный музей (с.Каратузское)
Рифма - это созвучие окончаний стихотворных строк . чудесный – прелестный, день-тень
Лодка Шарик Стрелка Оса Книжка Лиса Мишка Тарелка Селёдка Фонарик крючок сачок барабан лягушка морковка стакан Ракушка верёвка
Очень-очень вкусный пиро г Я захотел устроить бал, И я гостей к себе…… Купил муку, купил творог Испёк рассыпчатый…… Пирог, ножи и вилки тут- Но что-то гости…… Я ждал, пока хватило сил, Потом кусочек…… Потом подвинул стул и сел И весь пирог в минуту…… Когда же гости подошли, То даже крошек…… Д. Хармс
Составить стихотворения по данным рифмам. Например: Печка – свечка речка – овечка В доме затоплена печка , Мигает зажжённая свечк а. Льдом покрылась речка , Дремлет в хлеву овечка .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспертное заключение на электронный учебник "Литературное наследие Муйского района"
Экспертное заключение о признании авторских прав...
Технологическая карта занятия по краеведению "Работа с виртуальной доской в процессе совместного создания сетевого проекта «Экологическая тропа Новоусманского района»
Технологическая карта внеурочного занятия...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Район родной, все песни о тебе» к 90-летию Тулунского района
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Район родной, все песни о тебе» к 90-летию Тулунского района...
Литературная карта Заиграевского района
quot;Бурятии достойные сыны"...
Виртуальная Карта Памяти Памятников Архаринского района
Памятники Архаринского района...
Проект - виртуальная литературная экскурсия "Мы в гости к Пушкину спешим..."
Проект "Я в гости к Пушкину спешу…" виртуальная литературная экскурсия...
День иностранных языков в Приморском районе «Блистательный Санкт-Петербург» Открытое внеурочное мероприятие для 4-х классов «ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО САНКТ- ПЕТЕРБУРГУ»
День иностранных языков в Приморском районе «Блистательный Санкт-Петербург»Открытое мероприятие для 4-х классов Внеурочная деятельность. Английский язык.«ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО С...