Литературное путешествие по историческим местам Брасовского края. "Здесь Русь моя, Отечество и Родина".
материал по краеведению на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.meropr2014word_-_kopiya_-_kopiya.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Крупецкая средняя общеобразовательная школа
Сценарий интегрированного внеклассного мероприятия по литературе и истории
Литературное путешествие по историческим местам Брасовского края
«Здесь Русь моя, Отечество и Родина»
(Царевой дорогой по земле Брасовской)
Авторы:
Тришина Н. М.,
Копченкова Ю. А.
2014 год
Тема «Здесь Русь моя, Отечество и Родина» (Царевой дорогой по земле Брасовской)
Цели:
знакомство с историческим наследием Брасовского района, творчеством местных поэтов;
Задачи:
создать условия для воспитания у обучающихся чувств патриотизма, любви к своей Родине, активной сопричастности к ее истории;
развивать кругозор обучающихся по теме, связанной с историческим прошлым родного края;
развивать творческие способности учащихся;
формировать в детях общечеловеческие нравственные качества;
Ход мероприятия
Инсценировка стихотворения Л. П. Машуровой «Ожидание»
Как-то в день осенний
Выглянуло солнце,
Озарило светом
Мамино оконце.
Веселее стало на душе у мамы,
Ведь в руках старушки
Листик телеграммы.
По щеке слезинка
Катится святая:
- Вот сынок приедет,
И тоска растает.
Привезёт родной мой
Радость и подарки.
Будут нашей встречи
Разговоры жарки.
Позовём родных всех,
И соседи рядом –
Запоёт застолье
Деревенским ладом…
Мать стоит, мечтая,
Встречи скорой рада,
Бог за вдовью жизнь её
Шлёт сынка в награду.
- А то всё одна я,
Жду, когда приедет…
А теперь сбылось вот,
Будем с ним в беседе
Ой, да что ж, мечтая,
Всё стою без дела?
Надо ж стол готовить,
Как же я хотела?
В доме моём ладно,
Чисто и уютно.
В магазин – не надо,
Всё найдётся утром,
Печка мне поможет
Приготовить быстро,
Только сердце гложет –
Господи, дожить бы.
В ожиданьи сына
Мать всю ночь не спала…
Прошлое занозой
Душу волновало.
За окошком ветер
Сильный разыгрался,
Он в окошко мамы
Ветками стучался.
Месяц – гость незваный-
В дом проник украдкой…
И давал он силы
К встрече долгожданной.
Новый день - в заботах.
Вечером в окошко
Кто-то постучал.
Сердце оборвалось:
- Вот он, мой сыночек!
Мать разволновалась:
Где ж новый платочек?
Слава Богу, вот он!
Голову накрыла,
Поспешила к сыну,
Настежь дверь открыла.
-Здравствуй, мама! Вот я!
Сколько лет минуло.
Время быстрой птицей
Будто промелькнуло!
-Проходи же в дом, сынок!
Проходи скорее!
Дождалась кровиночку,
Нет тебя роднее!
Встреча столько тёплых чувств
Всколыхнула в сердце,
Мать сквозь слёзы:
- Дай же мне на тебя наглядеться!
Сын прильнул к родным рукам,
Лицо в ладонях спрятал.
В детстве, с улицы придя,
Он грелся так когда-то...
Вскоре гости подойдут
В материнский дом.
И столы накрыты будут
В добром доме том!
Новости расскажут все,
Как живут они,
Сын поведает своё
Им житьё-бытьё.
И наливочкой домашней
Сердце растревожится.
Песня русская простая
Ладно вместе сложится.
- Начинай-ка, Тоня,-
Скажет сестра Таня, -
Про сирень запой нам,
А мы тебе подтянем.
Радость разольётся,
Загрустит душа.
В материнском голосе
Ох, песня хороша!
Аудио- песня Тонкая рябина
Одну споют, так тут же
Другую начинают.
Сколько ж в памяти они
Песен сберегают?
То-то русская душа
В деревенском стиле.
Жизнь плоха иль хороша,
Всякую любили.
Каждому долюшку свою
Хочется поведать,
Тает русская душа –
Тянется беседа.
- Ох, теперь вот жизнь пошла…
А то раньше жили…
- Тоня, расскажи свои
Басни, попросили.
Мать как будто и ждала
От гостей наказа.
Но для сына начала
В основном рассказы.
Память в прошлое вернула…
Вспомнилось былое…
Было уж у наших мам
Время молодое…
Ведущий 1. О былом, о малой родине пишет в своем стихотворении Любовь Петровна Машурова, работник культуры, жительница деревни Крупец.
«Малая родина – это святая колыбель, где человеку даётся счастье жить, формируется характер и начинается познание окружающего мира. Недаром малая родина снится нам до последних дней. Не любить её, не переживать за её судьбу – невозможно» - слова эпиграфа к книге Анатолия Грачёва «Возвращение к истокам».
Чтец. Здесь Русь моя
…
Остался путь мой позади большой.
Свой след торить я начинал от Пустыни.
Вхожу сюда с открытою душой,
Преисполняясь верою и чувствами.
Быть может, пращур мой мечи ковал,
Булат разящий для летучей конницы…
А может, предок бронзу отливал
К колоколам, вознёсшимся на звонницы!
Я в ветхих книгах не нашёл имён
Иконописца, кузнеца и зодчего.
И ныне неподдельно восхищён,
У храма видя с мастерком рабочего.
Да вознесутся к высям купола
С крестами над воздвигнутыми шпилями
Во зло себе, другим желая зла,
Недобрые дела порой творили мы.
Я радуюсь, пожалуй, не один
Тому, что зло от наших душ отпрянуло:
Из мёртвых, мхом покрывшихся руин,
Святая Пустынь оживает заново.
Отсюда оком всю объемлешь ширь,
Что иноземцам предками не отдана.
Площанский, древний русский монастырь –
Здесь Русь моя, Отечество и Родина!
Ведущий2. Это стихотворение написал человек, оставивший важный след в истории Брасовского края. Геннадий Филиппович Белоусов в своих книгах рассказал о брасовцах, Героях Советского Союза и простых тружениках. Стихом воспел красоту родного края. Итак, о нашей Родине, в истории которой столько много интересных страниц. Вот одна из них.
В 2014 году отмечалось 400-летие династии Романовых. Наш Брасовский край имеет непосредственное отношение к этой знаменательной дате: Брасовское имение во владении императорской семьи находилось с 1882 года. Владельцем имения становится сначала наследник Цесаревич Георгий Александрович, после его кончины – с 1899 года – Великий князь Михаил Александрович. Владения нового хозяина располагались на территории нынешнего Брасовского, Комаричского, Навлинского, Суземского районов.
Мы сегодня отправимся в литературное путешествие по историческим местам брасовской земли, посмотрим на красивейщие места Брасовского края глазами местных поэтов, вспомним историю края, неразрывно связанную с именем Романовых, а поведет нас в путь царева дорога (в народе до сих пор называют царевой дорогу, по которой не раз ездил Михаил Александрович). Начнем свое путешествие от усадьбы великого князя.
Ведущий1. Дворцово-парковый ансамбль усадьбы подчёркивал своим устройством принадлежность владельцев к императорской семье. Основные аллеи и партер перед дворцом были выполнены в форме двуглавого орла.
В центре партера был сооружён фонтан 15-ти-метровый в диаметре круг, в центре которого, запрокинув голову, стоял лебедь, из клюва которого двумя каскадами струилась вода. Фонтан был соединён с водопадной лестницей, по которой вода устремлялась к системе прудков.
Ведущий2. Усадебный дом – двухэтажное деревянное здание - располагался в центре парковой композиции. Парадный фасад дворца смотрел на юг. На уровне третьего этажа был устроен бельведер со шпилем – смотровая площадка, чтобы любоваться видом парка, окружающего дворец.
Во дворце были собраны ценные коллекции живописи, скульптуры, старинной утвари. О внутреннем убранстве Брасовского дворца мы можем судить по картинам академика живописи Станислава Юлиановича Жуковского. Его картины с изображением интерьеров Брасовского дворца находятся в Государственной Третьяковской галерее, музее им. Пушкина и других музеях. Сегодня они составляют золотой фонд нашей культуры.
Гостем Брасовской усадьбы в июне 1911 года был великий русский композитор 20 века С. В. Рахманинов.
Ведущий1
В 1908 году Михаил Александрович Романов познакомился с Натальей Сергеевной Вульферт. На тот момент она была замужем. Её красота, женственность, образованность, художественная одарённость, музыкальность, ум произвели на Михаила Александровича сильное впечатление, и он, будучи человеком эмоциональным, увлекающимся, испытал глубокое чувство, которое не ослабевало, а усиливалось.
Чувства их стали взаимны. Через несколько месяцев после знакомства между Натальей и Михаилом завязался роман. Но против их брака был император Николай II. 24 июля 1910 года родился сын Михаила и Натальи. Ребёнок поставил перед Михаилом ещё одну проблему: мальчик был незаконнорожденный, но всё же Николай присвоил его сыну фамилию Брасов, отчество Михайлович.
Вскоре Наталья и Михаил тайно обвенчались в небольшой сербской церкви в Вене. Михаил с женой и детьми жил в Англии до июня 1914 года. Когда Россия вступила в Первую мировую войну, Михаил попросил у брата разрешения вернуться в Россию. Николай простил брата, а его сыну присвоил титул графа.
Ведущий2. Поэма «Большая любовь великого князя Михаила Романова» поэта, писателя, журналиста, уроженца деревни Холмечь Грачёва Анатолия Александровича рассказывает о романтических отношениях и семейной жизни этой пары в Брасовском имении.
Эпиграф к поэме
Моя родная и прелестная Наташечка…
Что за неописуемая будет для меня радость
приехать в Брасово к тебе, душечка моя,
радость и жизнь моя!..
Так писал Михаил Александрович Романов
из действующей армии
в 1916 году своей любимой женщине
Наталье Сергеевне Брасовой
Чтец
Великий князь очень любил имение
И называл –
«Наш райский уголок».
Все дни свои, свободные от службы,
Старался провести с Натальей здесь.
Нерусса – живописная речушка,
Каскад прудов,
Хрустальные ключи,
Чудесный парк –
Напоминал он форму двуглавого орла
В российском гербе.
И щедрые сады, и тучные поля,
Дубравы, рощи, чудные пейзажи –
Всё врачевало тело здесь и душу.
Дворец Наталья внешне и внутри
Украсила со вкусом и любовью.
В шестнадцатом году писала мужу:
«Дом замечательно хорош, красив,
Какая лучше комната – не знаю,
Похож он прямо – будто бы музей.
В начале августа Жуковского приму,
Чтоб написал дворца все интерьеры».
Художник просьбу выполнил графини.
Теперь в музеях все его картины,
Написанные в Брасовском имении.
Ведущий1. С именем Романовых история связала и Площанский монастырь.
О возникновения монастыря игумен Серапион, строитель пустыни, пишет в 1778 году: «Площанская пустынь, по справке о ней в церковном книгохранилище, с которого года и по какому случаю начало свое возымела, о том письменных сведений не отыскалось, а что она стала возобновляться между 1613 и 1620 годами, то есть после нашествия и разорения польским королём и ляхами. На сем месте до оного времени существовал древний монастырь, именуемый Николаевский, по при пришествии в Москву Дмитрия-самозванца был разорен татарами и ляхами»
Год основания династии Романовых по неисповедимым судьбам Божиим совпал со временем прихода на Площанский колодезь, полностью разрушенный войсками Лжедмитрия, иеромонаха Прокопия из Киево-Печерской лавры. Отец Прокопий выкопал себе пещерную келью; монахи, пришедшие с ним, последовали примеру иеромонаха. Над источником установили деревянную церковь для совершения молитв. В эту часовню иноки перенесли деревянный резной образ Святителя и Чудотворца Николая и большое распятие, найденное отцом Прокопием на пепелище Николаевской обители (так ранее назывался монастырь).
Ведущий2. В 1620 году отец Прокопий вместе с двумя монахами отправился в Москву просить у царя дозволения на возобновление древней обители. Иеромонаху «была дана Его Святейшества храмоизданная грамота, с приложением к ней личной печати Патриарха Московского Филарета Никитича Романова, отца Государя».
На благословение новосоздаваемой обители Государь подарил две иконы из своих царских палат - Всемилостивого Спаса и список чудотворной Казанской иконы Пресвятой Божией матери. По возвращении из Москвы иноки построили новую церковь и перенесли в нее дарованные царем иконы и резной образ святого Николая.
Ведущий1. Постепенно образовалась небольшая обитель под названием Богородицкая Площанская пустынь. В 1709 году обветшавшая деревянная церковь была перестроена.
К началу ХХ века Пустынь считалась одной из самых благоустроенных обителей России. Из тринадцати монастырей Орловской епархии, к которой пустынь принадлежала до 1917 года, она прочно занимала ведущее место.
Великий князь Михаил Александрович Романов, гостя у себя в Брасовском имении, посещал и Площанскую пустынь. «16 апреля 1911 года Великий князь прибыл в обитель в 11.30 дня, после встречи у Святых врат проследовал в соборный храм. Затем Его Высочество изволил посетить настоятельные покои, где откушал чаю и удостоил настоятеля милостивого разговора. После чая Его Высочество посетил святой монастырский колодезь, после чего отбыл из пустыни в свое Брасовское имение». («Благодатная пустынь»)
После образования коммуны «Пчела» (1918 год) монастырь просуществовал до 1924 года. Церковные службы продолжались до середины 30-х годов.
В послевоенные годы в храме Сошествия святого духа вновь начались богослужения, но ненадолго. Храм Площанской пустыни был закрыт в 1962 году.
В 1994 году в Площанскую пустынь приехали монахи. Началось восстановление пустыни.
4 ноября 2014 года пустынь отметила 20-летие со дня восстановления.
Певцом земли Площанской можно назвать Геннадия Филипповича Белоусова, уроженца поселка Коммуна Пчела, ветерана Великой Отечественной войны, журналиста, поэта.
Сборник «Под звездами площанскими» знакомит читателя со стихами разных лет, из него мы понимаем, что истоки его творчества в родной Пчелке, как ласково называл Геннадий Филиппович свое родное село. Из-под его пера вышли пятнадцать книг: «Над живым родником наклонюсь», «Когда услышишь зов», «По брасовским тропам», «Мой березовый брасовский край» и другие. К нескольким стихотворениям написана музыка. Романс на стихи Белоусова «Локотские дивные аллеи» звучал как гимн на 200-летие Локтя.
(Аудиозапись романса)
Не бывал в таких местах нигде я,
Что прекрасней Брянщины моей.
Я как будто снова молодею,
Встав под сенью липовых аллей.
Ах, как сладко пахнут липы цветом!
Где еще такая благодать?
Приезжайте, гости, в Локоть летом –
Ароматом нежным подышать.
Каждый тонкий саженец лелея,
Их растил на радость человек..
Локотские дивные аллеи,
Бесконечен будет пусть ваш век!
Ведущий2. Вернёмся к истории и Романовым. Михаил Александрович лично бывал и в Крупце. Архивный источник отмечает: «В 1901 году 19 августа к 4 часам пополудни Великий князь побывал в экономическом управлении в селе Крупец, заезжал в тамошнюю Макарьевскую церковь и посетил дом священника, при этом заметил: «Церковь ваша хороша». («Благодатная пустынь»)
Крупецкая земля так же хороша, как сто лет назад. Об этом в своих стихах пишут, поют наши земляки: Михаил Фёдорович Логутёнков, Любовь Петровна Машурова, Николай Игнатьевич и Светлана Николаевна Соколовы.
Ведущий1. Сыновней любовью дышит стихотворение Михаила Логутёнкова «Крупец мой - уютный уголок».
Чтец
Крупец мой, уютный уголок,
В зелени садов ты утопаешь.
Средь лесов и пашен и лугов,
Солнцу крылья улиц простираешь.
Здесь когда-то я грозы боялся,
По просёлкам бегал босиком.
Здесь шалил, задорней всех смеялся.
Был весёлым рыжим пареньком.
А когда весною в раннем мае
Зацветут весенние сады,
Нет милее уголка, чем в Крупце,
Нет родней и краше стороны.
Всё до слёз здесь дорого и свято,
Каждый ставень с детства мне знаком.
На бугре родительская хата,
Старый клён трепещет под окном,
Куст рябины над ручьём склонился,
Хочет пить, весь день стоит жара.
В поле колос золотом налился,
Убирать хлеба пришла пора.
Тёплый вечер нежно кудри тронет,
Запах трав с собою унося.
Летний день в озёрной глади тонет,
Никого об этом не спрося.
Где б я ни был,
Сердце не обманешь,
И на стройке, и в кольце дорог,
Ты со мной, как верный мой товарищ,
Крупец мой – уютный уголок.
Ведущий2. Интересны и самобытны стихотворения Николая Игнатьевича Соколова. В них простота и мудрость, боль и радость, есенинская любовь к родной деревне.
Чтец
На краю посёлка хатка покачнулась,
К этой хатке скромной грушенька нагнулась.
В этой хатке скромной век свой доживают
Бабушка, звать Шурой, дед, звать Николаем.
Доживают век свой Шура с Николаем.
Детей было девять, как живут – не знаю.
Пишут письма редко, посещают тоже.
Скучно бабке с дедом, доживём как сможем.
У них свои заботы и свои работы.
У них свои проблемы на всякие темы.
Живём вместе мирно, только скучновато.
Детей было много, сейчас пустая хата.
Влезу я на печку полежать часочек,
Слышу, зовёт бабка: «Вставай, дружочек!
Борща наварила». Сажусь за стол я.
Кричит: «Умой рыло!»
Отвечаю бабке, что я умывался.
Слово тут за слово, вот и поругались.
Гнев прошёл у нас быстро.
Даёт бабка осечку. «Иди, дед, управляйся,
А я лезу на печку».
Растоплю плиту я, в хате потеплеет.
Зову бабку с печки, а то угореет.
Вот так и проходят деньки да денёчки.
Села бабка к печке вязать мне носочки.
Прошёл вечер быстро, спать идём в ту хатку.
Я ложуся на диван, бабка на кроватку.
Ночью бурчит бабка, наверно, что приснилось
Скорей всего, ложилась спать – Богу не помолилась.
Ведущий1. Дочь Николая Игнатьевича Светлана Соколова, учитель по образованию, поэт, журналист по призванию, член Российского союза профессиональных литераторов, издала несколько книг. Приезжает в свою родную деревню, грустит о ней в разлуке. Вот фрагмент ее выступления на празднике деревни.
CD
Ведущий2. Наверное, жемчужиной Брасовского района можно назвать Святой источник Космы и Дамиана, расположенный в селе Хутор-Холмецкий. Когда-то этот родник именовали голубыми ключами за цвет водорослей, покрывавших их дно. Говорят, что великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев захаживал во время охоты в Хутор и любил испить водицы из чудесного родника. Множество паломников изо всех уголков страны приезжают к святому источнику. Облюбовали молодожёны этот родник и свадебные кортежи из районного ЗАГСА по субботам мчатся в сторону Хутора-Холмецкого, чтобы освятить свой союз чудодейственной водицей и символ счастья - два соединившихся сердца - оставить на источнике. В Хуторе-Холмецком, кстати, находились два завода Великого князя, которые в народе называли сильными, водяная мельница. Богато село историей. О нём стихотворение Любови Машуровой «Ключи любви»
Чтец
Нет ни для кого уже секрета,
И перепись ушедших лет гласит:
В начале восемнадцатого века
Селились люди здесь со всей Руси.
Хутор входил в имение Апраксина,
У озера стоял господский дом,
И лесопильня, и лесные чащи,
Плотина с мельницей, и сеть синих прудов.
Здесь всё как в сказке: царская дорога,
Семья царя по ней держала путь.
До сей поры дорогу эту многие
Между собой «Царицына» зовут.
Лесная благодать, блеск прудов прозрачных
И вековых дубов дневные тени.
Судачат старожилы: «Не иначе
Охотиться сюда спешил Тургенев».
Народ красивый, стойкий жил в округе,
И заселяли земли люди деловые,
Гостеприимством славились друг к другу,
Душистым чаем щедро всех поили.
А ещё ценнейшим достоянием
Было для лесной этой земли
Бьющие из-под песков хрустальные,
Чистейшие, как божий свет, ключи.
Считалось в годы прежние, далёкие,
Будто бы вода эта была святой,
Обладала силой чудотворною,
Удивляла цветом, вкуснотой.
Заводь ключевой водой манила
Всех, кто шёл сюда издалека.
Разноцветной радугой светилась
От растительности дивная вода.
Вот и говорили про свеченье это
Все, кто видел, что чудеса. Мол. Тут.
«Вы пойдите, посмотрите, люди,
Словно в сказке те ключи цветут!»
Церковь здесь была Космы и Дамиана –
Светлых бессеребренников святых,
И ключи эти в их честь назвали,
Прославляя так святое имя их.
Косма и Дамиан от Бога
Заслужили исцеленья святую благодать,
За то, что врачеваньем люд лечили,
Не позволяя себе плату брать.
Теперь уж нет той старой винополии
И лесопильни той давно уж нет.
И не сбирает мельница народу,
Ведь и её давно пропал уж след.
Но вот господский дом стоит весёлый
На живописном водном берегу,
И по весне в родной край возвращаясь,
Живут здесь аисты на дереве в кругу.
Ключи Святых Космы и Дамиана
Помолодели и по-прежнему чисты,
Вот только не цветёт уж больше заводь,
Как раньше не играют там лучи,
Но обрели ключи другую славу –
Сюда из всех окрестных сёл и городов
Едут паломники в купели окунуться,
Смывая груз мирских своих грехов.
И просят у Святых благословенья,
Соприкасаясь с той водой святой,
Прибавить им здоровья и терпенья,
Молиться Богу с чистою душой!
Особенно в святые дни Крещенья
Сюда, кажись, съезжается весь мир.
Все омываются, берут святую воду:
Господь эти ключи благословил.
В их чистой глади неба отраженье,
И объяснимо притяженье их.
А по традиции в день свадьбы и венчанья
Молодожёны ищут счастья в них.
Все гости и друзья, родные, молодые
Спешат благословенье получить святых,
Чтоб сохранить два правила простые –
Беречь семью и с чистым сердцем жить.
Едут сюда чистой водой умыться,
Здоровья молят, исцеленья ждут,
Зажечь свечу, в часовне помолиться,
В душе храня земную доброту.
И стало у ключей ещё одно названье –
«Ключи любви», «Соединение сердец»
Они впрямь судьбы нашей начало,
Семейных родников и жизни всей венец!
Ведущий1. Родник поражает своей красотой гостей и вдохновляет их на творчество. Анатолий Грачёв посвятил чудодейственному источнику стихотворение «Голубые ключи в Хуторе-Холмецком»
Чтец
Под деревьев зыбким сводом –
Голубень чудо-вода.
Мать-природа подарила
Людям свой бесценный дар.
Мужики ключи неспешно
Мощным срубом обнесли
И шатровую беседку здесь любовно возвели.
Помню, школьниками часто прибегали мы сюда:
Словно тайною манила голубень чудо-вода.
Брал нас в плен кипящий омут,
Не сводили глаз с Ключей…
Те деньки унёс навечно
Жизни бешеный ручей.
И родился здесь обычай,
Перед свадьбой, как венец,
Чистотой Ключей сверяют
Верность любящих сердец.
Символичные два сердца,
с именами молодых
На беседке – на верхушке-
Укрепляет сам жених.
С одного потом бокала
Двое «воду счастья пьют»
А свидетели их, с песней,
Хоровод вокруг ведут.
И жених невесте ножки
Моет с юной удальцой,
А она водой в ладошке
Моет милому лицо.
Здесь любви живое пламя
С ледяной святой водой –
Лёд и пламя обручают
Молодых одной судьбой.
Сей источник освятили –
Ведь здоровье дарит нам.
И, на радость, православным,
Возвели часовню-храм.
Что же я – седой мужчина –
У Ключей опять грущу?
Видно, здесь я – у истоков –
Свою молодость ищу…
Ведущий2. Анатолий Александрович Грачёв в своей книге «Возвращение к истокам» воспевает Царицынский источник, где бывал Великий князь Романов со своей Натальей.
Чтец
Царицынские Ключи.
Из-под белой горушки, журча,
Вытекает чистота Ключа…
Где бы ни был мой земной привал –
Ключ звоночком через дали звал
В детский мир, где щедро он поил,
Где, по-царски, дал мне отчих сил,
Чтобы я, не уставая, мог
Одолеть всю крутизну дорог.
Знать, не зря Царицынским зовут…
Слух живёт: Будто бывали тут
Брат царя, конечно, вместе с ней –
Брасовой, графинюшкой своей.
В летний звон Романов Михаил
Из её ладоней воду пил.
И сказал: «Наташечка, душа,
До чего ж водица хороша»!
Экипаж четы исчез вдали…
Ну, а Ключ вот так и нарекли.
Добрый Ключ…
Промчалось столько лет!
Повидал я много белый свет.
И как в детстве, за «живой водой»
Я пришёл сюда совсем седой!...
Только Ключ всё так же юн и чист,
Так же щедр и так же голосист.
Ведущий1. Теперь в этом живописном месте расположена база отдыха, которая носит название «Царицына слободка».
Без Белых ключей, расположенных в деревне Холмечь, не было бы живописного пруда «Царицыной слободки», там его исток, его начало. Назвали ключи Белыми потому, что их дно было устлано белыми камнями. О них стихотворение Анатолия Александровича Грачёва «Белые ключи в деревне Холмечь»
Чтец
Тихо текут ручейки из землицы –
Будят укрытые временем мысли…
Лёгкой походкою мать–молодица
С вёдрами звонкими на коромысле
К Белым ключам на заре поспешает…
Завтра хорошее всё обещает:
Дом – пятистенник на взгорочке новый,
Сруб ещё дух сохраняет сосновый,
Сыты детишки, здоровы – на радость,
Муж замечательный, что еще надо?
Но полыхнул 41-й проклятый –
Счастье, мечты и надежды распяты…
В тридцать – вдова,
На руках с пятерыми…
Что же вы, ангелы, их не прикрыли –
Русских мадонн-матерей и младенцев?
Горюшка – море!
Куда же им деться?
Как было выжить в разрухе-пустыне?
Как же сердца матерей не остыли?
«Видно, сыночек, спасла нас водица –
Бьёт же из сердца родимой землицы» -
Мать мне у Белых ключей говорила.
Господи, как же давно это было!
Ведущий2. И ещё о Холмечи. Стихотворение бывшей ученицы Крупецкой школы, а теперь учителя Тришиной Натальи Михайловны «Деревня моя Холмечь»
Чтец
Плачет небо струйками дождя,..
Но я даже их не замечаю,
Потому что по моим щекам
Слёзы тоже струйками стекают.
Плачет небо, лето вспоминая,
Солнца свет в просторе голубом.
Плачу я, за Родину страдая,
За клочок на шарике земном…
Избы по одной стоят печальные,
Доживают век свой старики.
К электричке чуть видна тропинка дальняя,
В школу не бегут ученики.
Заросли поля сосной, берёзою,
Их давно не пашут трактора.
Не кричит на лошадей мужик с угрозою:
«Шевелись, за сеном нам пора».
Деревушка, ты моя красавица,
Скольких сыновей взрастила ты.
И хоть громко не смогла прославиться,
Племенем своим гордишься ты.
Как птенцы, из гнёздышка родимого
Разлетелись дети в белый свет.
Долго ждёшь ты чад своих любимых,
А вестей от них всё нет!
Кто ж тебе поможет выжить, выстоять,
Как и тысячам других, как ты?
Кто тоску твою, родная, сможет высказать?
Кто осуществит твои мечты?
Ведущий1. Наверное, найти ответы на эти вопросы очень сложно. Может они в стихотворении Геннадия Филипповича Белоусова «Колокола» ?!
Чтец
Вижу: храмы в выси голубые
Вновь свои возносят купола.
Пробуждайте спящую Россию,
Русских мастеров колокола!
Пусть плывут малиновые звоны
Над обширной древней стороной.
Ну, а вы – молитесь на иконы,
Если в храм направитесь за мной.
Перестаньте, люди, топорами
Убивать, послушав сатану.
Поглядите, кто сегодня в храме
Встал в толпе замаливать вину.
Ведущий 2. А может мы с вами попытаемся ответить, что нужно сделать, чтобы наша малая родина не влачила своё существование, а процветала? И тогда наша брасовская земля будет гордиться не только своими красотами, историей, но и экономическими достижениями. Ведь давало же Брасовское имение князю чистого дохода свыше пятисот тысяч рублей в год (1903)! И тогда мы с еще большей гордостью будем отправляться царёвой дорогой по брасовскому краю!
Ведущий 1. Наше путешествие заканчивается. Спасибо всем, кто был вместе с нами сегодня. И приглашаем всех посетить наши удивительные места в реальном времени!
Литература:
- Благодатная пустынь. Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь. «Отчий дом» - М. 2005.
- Осипов Б. В., Крижановская Г. Н. Брасовская земля: история и современность – Брянск: Брянский филиал ОРАГС, 2009.
- Грачёв А. А. Возвращение к истокам: стихотворения, поэма, публицистика в рифме. – Брянск. ГУП «Брянск. област.полиграф. объединение», 2009.
- Белоусов Г. Ф. «Под звёздами площанскими», Брянск, 2002.
- Материалы архива музея Крупецкой СОШ.
- Материалы районной газеты «Вестник» рубрики «Творчество».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Гой ты, Русь, моя родная..." Тема Родины в дореволюционном творчестве С. Есенина.
Представляю Вашему вниманию методическую разработку урока "Гой ты, Русь, моя родная..." для обучающихся 9 класса. Данный материал можно использовать на втором уроке, посвященном изучению творчества С....
Урок-семинар "Гой ты, Русь моя, родная..." Тема Родины в творчестве С. А. Есенина
Урок посвящен теме Родины в творчестве С. А. Есенина. Урок построен в форме семинара, что позволяет учителю развивать самостоятельность обучающихся, их речь....
Урок-семинар "Гой ты, Русь моя, родная..." Тема Родины в творчестве С. А. Есенина
Урок посвящен теме Родины в творчестве С. А. Есенина. Урок построен в форме семинара, что позволяет учителю развивать самостоятельность обучающихся, их речь....
Урок-семинар "Гой ты, Русь моя, родная..." Тема Родины в творчестве С. А. Есенина
Урок посвящен теме Родины в творчестве С. А. Есенина. Урок построен в форме семинара, что позволяет учителю развивать самостоятельность обучающихся, их речь....
Положение о краеведческой конференции "Здесь мой край, здесь я живу"
Положение о краеведческой конференции "Здесь мой край, здесь я живу"...
Лекция "Историческое место малой Родины. Алексеевская фабрика художественного ткачества"
На пологом берегу широкой Камы в ста километрах от столицы Татарстана – Казани среди многочисленных озер и заливных лугов расположился поселок Алексеевское. Незаметный за холмами и извивам...
Презентация "Историческое место малой родины. Алексеевская фабрика художественного ткачества"
Ребята, ознакомьтесь с данной презентацией и добавьте свои впечатления в реферат, заданный вам в предыдущей лекции. Напоминаю, что жду ваши рефераты на мою электронную почту garaninaa...