Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Самоопределение к учебной деятельности | Создать благоприятный психологический настрой на работу. Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
| Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. -Здравствуйте, ребята! -Мне очень приятно видеть вас сегодня. -У меня прекрасное настроение. А у вас? Рефлексия (показ настроения) . Математика пришла, Занимай свои места! Математика сложна, Но скажу с почтением: Математика нужна Всем без исключения. Да, математика - наука сложная. Сегодня перед нами нелегкое испытание. Девиз нашего урока: «Учиться можно весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».
А готовы поглощать новые знания с аппетитом? Давайте проверим. | Включаются в деловой ритм урока. Записывают дату урока. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация и самоопределение | Актуализация опорных знаний и способов действий. Цель: мотивация учащихся на осознание потребности к построению нового способа действий.
| -А начнем мы наш урок с Черного ящика. Черный ящик. В ящике лежат известные геометрические фигуры. Я, не показывая их, называю некоторые свойства. Вы угадываете фигуру. (1. самая маленькая, элементарная фигура, ее нельзя измерить – точка; 2. Эта фигура основная и тоже нельзя измерить, так как она бесконечная – прямая; 3. Эта фигура, часть прямой, у нее есть начало, но нет конца – луч; 4. Данную фигуру можно измерить, это тоже часть прямой и имеет начало и конец – отрезок; 5. Эта фигура состоит из отрезков, называемых звеньями – ломаная; 6. Эта фигура, состоит из двух лучей с общим началом - угол 7. Эти фигуры, получаются из замкнутых ломаных – многоугольники.) -Мы продолжаем изучать геометрические фигуры. -Посмотрите на слайд и назовите углы и виду углов. Что объединяет все фигуры, изображенные на доске? - Какую фигуру называют многоугольником?
- Найдите треугольники, шестиугольники.
- Найдите на рисунке четырехугольники. Какие их них вам знакомы?
-Сегодня на уроке мы поговорим о том, что является не только символом, но и атомом математики, хотя и относится к самому простому многоугольнику. Как вы думаете о чем?
_- А вы знаете, ребята, что в Атлантическом океане есть загадочное и интересное место. О нем много написано, сняты фильмы. Это место, расположено между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико, полуостровом Флорида и называется “бермудским треугольником”. А ещё его называют “дьявольский треугольник”, “треугольник проклятых”. Загадочность его заключается в том, что в нём бесследно исчезают корабли и самолёты. Природа “бермудского треугольника” остаётся тайной, и по сей день. - Во время моего небольшого рассказа прозвучало название фигуры. Так, какой геометрической фигуре посвятим мы сегодня наш урок? - Треугольнику. Итак, сегодня мы познакомимся с фигурой, которая в геометрии называется треугольником. - Давайте вспомним, что вы знали о треугольниках из курса начальной школы (ребята дают различные определения треугольника, которые они знали).
- Что вы знаете о треугольнике? Что умеете находить? Чтобы хотели уточнить? Заполняют таблицу: Знаю о треугольнике | Умею находить | Необходимо уточнить |
|
|
|
|
Отвечают на поставленные вопросы, угадывают фигуры из Черного ящика, заполняют таблицу.
| Регулятивные: Целеполагание, постановка учебной задачи; определение и осознание того, что уже известно. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: анализ объектов, выбор оснований, критериев для сравнения, классификации объектов. |
3.Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Узнаем новое о треугольнике, так как он обладает большим количеством свойств, каким не обладает ни одна геометрическая фигура.
-Сформулируйте тему урока - Чему хотели бы научиться на уроке, поставьте цели урока.
| Формулируют тему урока. Цели урока: - сформулировать свойства
- изобразить на математическом языке
- научиться применять при решении задач
| Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; Логические - формулирование проблемы. |
4. Введение новых знаний | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы. «Открытие» детьми нового знания Цель: построение детьми нового знания на основе жизненного опыта | Начнем урок с творческой самостоятельной работы. Работа в парах На парте имеется рисунок с изображением кота, который нарисован с помощью каких геометрических фигур? (треугольников) Ваша задача покрасить одним цветом одинаковые треугольники. - Итак, сегодня мы поговорим о треугольниках. Давайте, попробуем сформулировать определение, какую фигуру называют треугольником? Индивидуальная работа - Отметьте три точки, обозначьте их прописными латинскими буквами А, В и С. Соедините точки попарно отрезками. Какая фигура получилась?
- Результат работы представьте на рабочих листах.
- Как называются три точки А, В и С? Как называются отрезки, соединяющие эти точки?
- Какие элементы есть еще у треугольника?
- Дан треугольник FEС. Назовите элементы треугольника FEС, не используя чертеж.
Вывод: Треугольник– это геометрическая фигура, состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой, и соединенные между собой. Точки называются вершинами, а отрезки – сторонами треугольника. Любой треугольник обозначают заглавными латинскими буквами, а при записи рисуют маленький треугольник Δ и три заглавные латинские буквы, показывающие обозначения треугольника. Любой треугольник можно обозначить тремя способами (показать на доске и записать в тетрадь). - Решим устно №341. Стр. 93 учебника. Найдите периметр данного треугольника. Работа в группах. - Постройте треугольник, у которого: 1) все стороны разные; 2) все стороны равные; 3) только две стороны равны. - Попробуйте дать названия таким треугольникам. - Объясните, почему вы их так назвали. - Сравните ваши объяснения с предложенными на стр. 90 учебника. - Составим опорную схему «Классификация треугольников по количеству равных сторон». - Разделите предложенные на рисунке треугольники на группы. - По какому признаку вы их разделили? - Попробуйте придумать название треугольникам каждой группы. - Объясните: какой треугольник называется остроугольным, прямоугольным, тупоугольным. -Сравните ваши объяснения с предложенными на стр. 89 учебника. - Составим опорную схему «Классификация треугольников по видам их углов». - Таким образом, каждому треугольнику можно дать двойную характеристику, то есть присвоить ему два названия.
-Устно: Определить вид треугольника не выполняя построения. Задание 6 в рабочем листе. Физкультминутка | - Выполняют работу, в рабочих листах
- Формулируют определение треугольника
- Обсуждают в паре, как нужно работать, чтобы легко определить стороны, вершины, углы
Обсуждают решение между собой. Представляют результат.
Решают задачу устно, вспоминают формулу периметра треугольника.
Строят предлагаемые треугольники в тетрадях.
Обсуждают решение, представляют результат. Высказывают предположения. Высказывают предположения. Формулируют определения и проверяют по учебнику.
Классифицируют треугольники по сторонам, по углам.
Обсуждают решение, представляют результат Формулируют определения и проверяют по учебнику. Составляют и записывают в тетради схему. Составляют и записывают в тетради схему.
Физкультминутка | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: саморегуляция.. |
5.Первичное закрепление | Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Цель: усвоение нового способа действий. | Задание 1. Часто знает и дошкольник, что такое треугольник. А уж вам- то как не знать … Но совсем другое дело – Очень быстро и умело Треугольники сосчитать.
Задание 2. - Выполните следующие задания. №338. Определите вид треугольника, изображенного на рисунке, в зависимости от вида углов и количества равных сторон. №339. Постройте в парах: 1) разносторонний остроугольный треугольник; 2) равнобедренный прямоугольный треугольник; 3) равнобедренный тупоугольный треугольник.
Задание 3. Сделать треугольник из проволоки, у которого две стороны равны 5 см и 6см. Что можете сказать о длине третьей стороны?
Задание 4 Работа в парах. №343 1) Постройте треугольник (1 ряд – остроугольный, 2 ряд – тупоугольный, 3 ряд – прямоугольный). 2) Измерьте углы этого треугольника. 3) Найдите сумму углов треугольника. - Почему результаты получились разные? Исследуем свойство углов треугольника, проводя эксперимент. - Сделайте вывод о сумме углов треугольника. - Этот факт мы докажем в курсе геометрии 7 класса.
| Считают треугольники Ответ:13.
Работают устно, фронтально. Определяют вид треугольника, объясняют свой выбор, ссылаясь на определения. Выполняют построения в парах, осуществляют проверку.
Заполняют таблицу изображениями, делают вывод о невозможности построения некоторых треугольников, пытаются объяснить свои действия.
Строят треугольник, делают дополнительные измерения, находят третью сторону.
Чертят, измеряют углы с помощью транспортира, находят сумму. Выясняют, что разные ответы получились из-за неточности определения градусной меры углов. Обозначают углы треугольника цифрами, отрезают ножницами все углы, собирают их в одной точке. Делают вывод о сумме углов треугольника
| Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения, контроль, коррекция |
6. Самостоятельна работа с самопроверкой по эталону | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. Включение в систему знаний и повторение Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторения и закрепление ранее изученного | Задание 5. Контрольные вопросы:
1) Существует ли треугольник с углами: а) 30о , 60о , 90о; б) 46о , 160о , 4о? 2) Найдите периметр треугольника, имеющего стороны 2 см 5 мм, 3 см, 4 см 7мм. 3) Может ли в треугольнике быть: а) два тупых угла; б) тупой и прямой углы? 4) Определите вид треугольника, если один угол 40о, другой 100о. 5) В каком треугольнике сумма углов больше: в остроугольном или тупоугольном треугольнике? |
Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Познавательные: освоение способа действий, моделируют, оценивают результат своей деятельности; Личностные: самоопределение. |
7. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности | Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Цель: самооценка результатов деятельности | Рефлексия учебного материала и деятельности учащихся. - Какие цели мы поставили в начале урока? - Достигнуты ли они? - Продолжите предложения: 1) На уроке я научился (научилась) … 2) Для меня стало новым … 3) Я понял(а), что могу … 4) Мне понравилось …
| Ставят «+» около того высказывания, с которым согласны - теперь я знаю определение треугольника - теперь я знаю виды треугольника - теперь я знаю, чему равна сумма углов в треугольник - теперь я могу находить периметр треугольник -теперь я могу строить треугольник от руки и с помощью чертежных инструментов Закончить предложение - мне было интересно… - мне было трудно… | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Личностные: интерес к учебному материалу |
8. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | 1 вариант: П. 14 (стр.89-92), №340,342,347 (в учебнике) 2 вариант (для тех кто не испытывает затруднений в определении вида треугольника, нахождении периметра и суммы углов): составить аппликацию из треугольников, написать стихотворение по теме «Треугольник» | Записывают домашнее задание в дневнике |
|