математические представления, 5 класс, 2 вариант. .
рабочая программа по математике (5 класс)
Рабочая программа по математическим представлениям предназначена для учащихся 5 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми с нарушением интеллекта. Основой является программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matem_predst_5_k_2_v.docx | 33.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Математические представления, 5 класс (2 вариант) (обучение на дому)
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по математическим представлениям предназначена для учащихся 5 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми с нарушением интеллекта. Основой является программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.
Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Актуальность данного предмета заключается в том, что ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку.
Цель обучения - формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
На уроках математических представлений используются следующие методы:
- Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
- Репродуктивный;
- Частично-поисковый или эвристический;
- Исследовательский;
- Беседа;
- Наблюдение;
- Работа с книгой;
- Упражнение;
- Самостоятельная работа;
- Практическая работа;
- ИКТ.
Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:
- Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
- Объяснительный / репродуктивный
- Инструктивный / практический
- Объяснительно-побуждающий / поисковый.
Формы:
- Предметный урок;
- Индивидуальная работа;
2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Математический представления» ставит следующие задачи:
- сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления;
- сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность;
- сформировать способностью пользоваться математическими знаниями;
- при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Учебный курс математики предусматривает следующую структуру:
- Количественные представления;
- Представления о форме;
- Представления о величине;
- Пространственные представления;
- Временные представления.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Математические представления» входит в предметную область «Математика» обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.
На изучение данного учебного предмета в 5 классе по индивидуальной программе отводится 1,5 часа в неделю. Из них:
I четверть - ч.
IIчетверть - ч.
III четверть - ч.
IVчетверть - ч. Год - 51ч.
4. Планируемые результаты освоения программы
предметные результаты обучения.
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- определять положение предметов на плоскости;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- усвоить представления о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра;
- образовывать, читать и записывать числа первого десятка;
- считать в прямом и обратном порядке по единице; сравнивать группы предметов;
- решать примеры в одно действие на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала;
- выполнять арифметические действия;
- образовывать, читать и записывать числа первого десятка;
- иметь представления о днях недели, знать соотношение 1 нед.-7 дней;
- уметь пользоваться чертежными инструментами.
Личностные результаты
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Система оценки по предмету «Математические представления»
В течение года проводится текущая и промежуточная аттестация.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП (таблица прилагается).
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.
Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). В нее входят: педагоги и специалисты, осуществляющие процесс образования и развития ребенка.
Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) является достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся.
Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.
Выявление результативности обучения будет происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся будет оказываться помощь. При оценке результативности достижений будет учитываться степень самостоятельности ребенка.
Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области создает основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, будет оцениваться его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Результаты мониторинга указаны в таблице СИПР.
5. Содержание учебного предмета
Примерная программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Представление о форме.
- Геометрическое тело: шар.
- Геометрическое тело: куб.
- Геометрическое тело: призма.
- Геометрическое тело: брус.
Количественные представления.
Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств).
- Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом.
- Знание отрезка числового ряда 1 – 3 (1 – 5, 1 – 10, 0 – 10).
- Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду.
- Счет в прямой (обратной) последовательности.
- Состав числа 2. Сложение и вычитание в пределах 2.
- Состав числа 3. Сложение и вычитание в пределах 3.
- Состав числа 4. Сложение и вычитание в пределах 4.
- Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5.
- Состав числа 6. Сложение и вычитание в пределах 6.
- Состав числа 7. Сложение и вычитание в пределах 7.
- Состав числа 8. Сложение и вычитание в пределах 8.
- Состав числа 9. Сложение и вычитание в пределах 9.
- Состав числа 10. Сложение и вычитание в пределах 10.
Представления о величине.
- Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения.
- Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию).
- Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине.
- Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине.
- Измерение с помощью мерки.
- Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение.
- Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой.
Временные представления.
- Порядок следования частей суток.
- Последовательность дней недели.
- Смена дней: вчера, сегодня, завтра.
- Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно.
- Порядок следования сезонов в году.
- Последовательность месяцев в году.
Пространственные представления.
- Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.
- Составление предмета (изображения) из нескольких частей.
- Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между.
- Определение, месторасположения предметов в ряду.
6.Тематическое планирование
№ | тема урока | колич. часов | сроки | наглядность | словарная работа | основные виды учебной деятельности |
Представление о форме. | ||||||
1. | Геометрическое тело: шар. | 1 | шар | шар | соотнесение шара и круга | |
2. | Геометрическое тело: куб. | 1 | куб | куб | знакомство с кубом | |
3. | Геометрическое тело: призма. | 1 | призма | призма | знакомство с призмой | |
4. | Геометрическое тело: брус. | 1 | брус | брус | соотнесение геометрических тел с фигурами | |
Количественные представления. | ||||||
5. | Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). | 1 | раздаточный материал | уменьшение, увеличение | преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). | |
6. | Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. | 1 | числовой ряд | число | соотнесение количества предметов с числом | |
7. | Знание отрезка числового ряда 1 – 3 (1 – 5, 1 – 10, 0 – 10). | 1 | числовой ряд | числовой ряд | работа с числовым рядом | |
8. | Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. | 1 | раздаточный материал | числовой ряд | работа с числовым рядом | |
9. | Счет в прямой (обратной) последовательности. | 2 | раздаточный материал | впереди, позади | работа с числовым рядом | |
10. | Состав числа 2. Сложение и вычитание в пределах 2. | 2 | раздаточный материал | сложение, вычитание | выполнение математических действий. формирование знаний состава чисел, умений выполнять действий сложения и вычитания выполнение математических действий. формирование знаний состава чисел, умений выполнять действий сложения и вычитания | |
11. | Состав числа 3. Сложение и вычитание в пределах 3. | 2 | счётный материал | количество | ||
12. | Состав числа 4. Сложение и вычитание в пределах 4. | 2 | счётный материал | состав числа | ||
13. | Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5. | 2 | счеты | |||
14. | Состав числа 6. Сложение и вычитание в пределах 6. | 2 | счётный материал | |||
15. | Состав числа 7. Сложение и вычитание в пределах 7. | 2 | раздаточный материал | |||
16. | Состав числа 8. Сложение и вычитание в пределах 8. | 2 | счётный материал | |||
17. | Состав числа 9. Сложение и вычитание в пределах 9. | 2 | раздаточный материал | |||
18. | Состав числа 10. Сложение и вычитание в пределах 10. | 2 | счётный материал | сложение, вычитание | ||
Представления о величине. | ||||||
19. | Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. | 1 | раздаточный материал | приложение | формирование умений сравнивать предметы | |
20. | Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). | 1 | иллюстрации | убывание, возрастание | формирование умений сравнивать предметы | |
21. | Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. | 1 | иллюстрации | толщина | формирование умений различать и сравнивать предметы по толщине, глубине, измерять предметы | |
22. | Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине. | 1 | иллюстрации | глубина | ||
23. | Измерение с помощью мерки. | 1 | раздаточный материал | мерка | ||
24. | Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. | 1 | линейка | линейка | формирование умений пользоваться линейкой | |
25. | Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой. | 2 | раздаточный материал | длина, высота | ||
Временные представления. | ||||||
26. | Порядок следования частей суток. | 1 | таблица | утро, день, вечер, ночь | формирование представлений о частях суток, смене времён года, знание названий месяцев и сезонов в году, последовательности дней недели | |
27. | Последовательность дней недели. | 1 | раздаточный материал | дни недели | ||
28. | Смена дней: вчера, сегодня, завтра. | 1 | раздаточный материал | вчера, сегодня, завтра | ||
29. | Соотнесение деятельности с временным промежутком. | 1 | раздаточный материал | сейчас, потом, | ||
30. | Порядок следования сезонов в году. | 1 | раздаточный материал | названия времён года | ||
31. | Последовательность месяцев в году. | 2 | плакат | название месяцев | ||
Пространственные представления. | ||||||
32. | Определение месторасположения предметов в пространстве. | 1 | раздаточный материал | около, рядом, здесь | формирование представлений месте расположения предметов в пространстве; определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между; определении, месторасположения предметов в ряду. | |
33. | Составление предмета (изображения) из нескольких частей. | 1 | раздаточный материал | |||
34. | Определение отношения порядка следования. | 1 | раздаточный материал | крайний, перед, после, следующий, между. | ||
35. | Определение, месторасположения предметов в ряду. | 1 | иллюстрации | |||
Повторение | ||||||
36 | Геометрические тела. | 1 | геометрические тела | брус, шар, призма | формирование представлений о геометрических телах | |
37. | Сложение и вычитание чисел в пределах 10. | 1 | счётный материал | сложение, вычитание | Выполнение действий сложения и вычитания чисел в пределах 10. | |
38. | Последовательность месяцев в году. | 1 | таблица | месяцы | повторение последовательности месяцев | |
39. | Определение отношения порядка следования | 1 | таблица | перед, между | повторение порядка следования |
7. Учебно-методическое обеспечение
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;
- Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);
- Программа обучение детей с умеренными и глубокими нарушениями умственного развития: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007;
- Алышева Т.В. Математика. Учебник. 1 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
- Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.
- Дидактический материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе; программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию вычислительных навыков, и другие средства;
Демонстрационный материал: таблицы, набор цифр, знаков
8. Материально-техническое обеспечение
Демонстрационные и печатные пособия Технические средства обучения
-Предметные картинки в соответствии с тематикой заданий - Ноутбук
- Слова-термины -Принтер-ксерокс
-Набор геометрических фигур и тел
-Числовой ряд от 1 до 10
-Счётные палочки
- Счёты
-Веер с цифрами
-Линейка
- Плакаты: «Состав чисел первого десятка»
«Геометрические фигуры»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по предмету Математические представления и конструирование во 2 классе (VIII вид, 2-й вариант)
Конспект урока по предмету: Математические представления и конструирование.2 класс, программа VIII вида (2 вариант).Тема: Присчитывание и отсчитывание по 1 в пределах 5.Форма и тип занятия: урок...
Рабочая программа по предмету «Математические представления» для 2 класса (вариант 2)
Рабочая программа по предмету «Математические представления» для детей 2 класса с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множестве...
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Математические представления" (второй вариант)
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102...
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» Предметная область «Математика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс 3 б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Математические представления» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся...
Рабочая программа по предмету "Математические представления", 1 класс, 2 вариант
Материал для учителей коррекционного образования...
КТП по предмету "Математические представления", 1 класс, 2 вариант
Материал для учителей коррекционного образования...
Математические представления 6 класс АООП для детей с умственной отсталостью вариант 2
Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью вариант 2) по предмету Мтематические представления дляобучающихся 6 класса с тяхёлой и глубокой умственно...