математические представления, 5 класс, 2 вариант. .
рабочая программа по математике (5 класс)

Бойченко Надежда Николаевна

Рабочая программа по математическим представлениям предназначена для учащихся 5 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный  государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»  от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми с нарушением интеллекта.  Основой является программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem_predst_5_k_2_v.docx33.93 КБ

Предварительный просмотр:

Математические представления, 5 класс (2 вариант) (обучение на дому)

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по математическим представлениям предназначена для учащихся 5 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный  государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»  от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми с нарушением интеллекта.  Основой является программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.

Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Актуальность данного предмета заключается в том, что ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку.

Цель обучения - формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

На уроках математических представлений используются следующие методы:

  • Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
  • Репродуктивный;
  • Частично-поисковый или эвристический;
  • Исследовательский;
  • Беседа;
  • Наблюдение;
  • Работа с книгой;
  • Упражнение;
  • Самостоятельная работа;
  • Практическая работа;
  • ИКТ.

        Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:

  • Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
  • Объяснительный / репродуктивный
  • Инструктивный / практический
  • Объяснительно-побуждающий / поисковый.

Формы:

  • Предметный урок;
  • Индивидуальная работа;

2. Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Математический представления» ставит следующие задачи:

  • сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления;
  • сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность;
  • сформировать способностью пользоваться математическими знаниями;
  • при решении соответствующих возрасту житейских задач.

Учебный курс математики предусматривает следующую структуру:

  • Количественные представления;
  • Представления о форме;
  • Представления о величине;
  • Пространственные представления;
  • Временные представления.

3. Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Математические представления» входит в предметную область «Математика» обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

На изучение данного учебного предмета в 5 классе по индивидуальной программе отводится 1,5 часа в неделю. Из них:

I  четверть -     ч.              

IIчетверть -      ч.              

III  четверть -   ч.              

IVчетверть -     ч.                   Год -     51ч.

4. Планируемые результаты освоения программы

предметные результаты обучения.

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  • определять положение предметов на плоскости;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • усвоить представления о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра;
  • образовывать, читать и записывать числа первого десятка;
  • считать в прямом и обратном порядке по единице; сравнивать группы предметов;
  • решать примеры в одно действие на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала;
  • выполнять арифметические действия;
  • образовывать, читать и записывать числа первого десятка;
  • иметь представления о днях недели, знать соотношение 1 нед.-7 дней;
  • уметь пользоваться чертежными инструментами.

Личностные результаты

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Система оценки по предмету «Математические представления»

В течение года проводится текущая и промежуточная аттестация.

        Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР,  разработанной на основе АООП (таблица прилагается).

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.

Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). В нее входят: педагоги и специалисты, осуществляющие процесс образования и развития ребенка.

Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) является достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся.

Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.

Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:

  • что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
  • что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
  • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.

Выявление результативности обучения будет происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся будет оказываться помощь. При оценке результативности достижений будет учитываться степень самостоятельности ребенка.

Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области создает основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, будет оцениваться его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Результаты мониторинга указаны в таблице СИПР.

5. Содержание учебного предмета

Примерная программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».

Представление о форме.

  • Геометрическое тело: шар.
  • Геометрическое тело: куб.
  • Геометрическое тело: призма.
  • Геометрическое тело: брус.

Количественные представления.

Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств).

  • Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом.
  • Знание отрезка числового ряда 1 – 3 (1 – 5, 1 – 10, 0 – 10).
  • Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду.
  • Счет в прямой (обратной) последовательности.
  • Состав числа 2. Сложение и вычитание в пределах 2.
  • Состав числа 3.  Сложение и вычитание в пределах 3.
  • Состав числа 4. Сложение и вычитание в пределах 4.
  • Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5.
  • Состав числа 6. Сложение и вычитание в пределах 6.
  • Состав числа 7. Сложение и вычитание в пределах 7.
  • Состав числа 8. Сложение и вычитание в пределах 8.
  • Состав числа 9. Сложение и вычитание в пределах 9.
  • Состав числа 10. Сложение и вычитание в пределах 10.

Представления о величине.

  • Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения.
  • Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию).
  • Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине.
  • Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине.
  • Измерение с помощью мерки.
  • Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение.
  • Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой.

Временные представления.

  • Порядок следования частей суток.
  • Последовательность дней недели.
  • Смена дней: вчера, сегодня, завтра.
  • Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно.
  • Порядок следования сезонов в году.
  • Последовательность месяцев в году.

Пространственные представления.

  • Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.
  • Составление предмета (изображения) из нескольких  частей.
  • Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между.
  • Определение, месторасположения предметов в ряду.

6.Тематическое планирование

 тема урока

колич. часов

сроки

наглядность

словарная работа

основные виды учебной деятельности

Представление о форме.

1.

Геометрическое тело: шар.

1

шар

шар

соотнесение шара и круга

2.

Геометрическое тело: куб.

1

куб

куб

знакомство с кубом

3.

Геометрическое тело: призма.

1

призма

призма

знакомство с призмой

4.

Геометрическое тело: брус.

1

брус

брус

соотнесение геометрических тел с фигурами

Количественные представления.

5.

Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств).

1

раздаточный материал

уменьшение, увеличение

преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств).

6.

Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом.

1

числовой ряд

число

соотнесение количества предметов с числом

7.

Знание отрезка числового ряда 1 – 3 (1 – 5, 1 – 10, 0 – 10).

1

числовой ряд

числовой ряд

работа с числовым рядом

8.

Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду.

1

раздаточный материал

числовой ряд

 работа с числовым рядом

9.

Счет в прямой (обратной) последовательности.

2

раздаточный материал

впереди, позади

работа с числовым рядом

10.

Состав числа 2. Сложение и вычитание в пределах 2.

2

раздаточный материал

сложение, вычитание

выполнение математических действий.

формирование знаний состава чисел, умений выполнять действий сложения и вычитания

выполнение математических действий.

формирование знаний состава чисел, умений выполнять действий сложения и вычитания

11.

Состав числа 3.  Сложение и вычитание в пределах 3.

2

счётный материал

количество

12.

Состав числа 4. Сложение и вычитание в пределах 4.

2

счётный материал

состав числа

13.

Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5.

2

счеты

14.

Состав числа 6. Сложение и вычитание в пределах 6.

2

счётный материал

15.

Состав числа 7. Сложение и вычитание в пределах 7.

2

раздаточный материал

16.

Состав числа 8. Сложение и вычитание в пределах 8.

2

счётный материал

17.

Состав числа 9. Сложение и вычитание в пределах 9.

2

раздаточный материал

18.

Состав числа 10. Сложение и вычитание в пределах 10.

2

счётный материал

сложение, вычитание

Представления о величине.

19.

Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения.

1

раздаточный материал

приложение

формирование умений сравнивать предметы

20.

Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию).

1

иллюстрации

убывание, возрастание

формирование умений сравнивать предметы

21.

Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине.

1

иллюстрации

толщина

формирование умений различать и  сравнивать предметы по толщине, глубине, измерять предметы

22.

Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине.

1

иллюстрации

глубина

23.

Измерение с помощью мерки.

1

раздаточный материал

мерка

24.

Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение.

1

линейка

линейка

формирование умений пользоваться линейкой

25.

Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой.

2

раздаточный материал

длина, высота

Временные представления.

26.

Порядок следования частей суток.

1

таблица

утро, день, вечер, ночь

формирование представлений о частях суток, смене времён года, знание названий месяцев и сезонов в году, последовательности дней недели

27.

Последовательность дней недели.

1

раздаточный материал

дни недели

28.

Смена дней: вчера, сегодня, завтра.

1

раздаточный материал

вчера, сегодня, завтра

29.

Соотнесение деятельности с временным промежутком.

1

раздаточный материал

сейчас, потом,

30.

Порядок следования сезонов в году.

1

раздаточный материал

названия времён года

31.

Последовательность месяцев в году.

2

плакат

название месяцев

Пространственные представления.

32.

Определение месторасположения предметов в пространстве.

1

раздаточный материал

около, рядом, здесь

формирование представлений месте расположения предметов в пространстве; определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между; определении, месторасположения предметов в ряду.

33.

Составление предмета (изображения) из нескольких  частей.

1

раздаточный материал

34.

Определение отношения порядка следования.

1

раздаточный материал

крайний, перед, после, следующий,  между.

35.

Определение, месторасположения предметов в ряду.

1

иллюстрации

Повторение

36

Геометрические тела.

1

геометрические тела

брус, шар, призма

формирование представлений о геометрических телах

37.

Сложение и вычитание чисел в пределах 10.

1

счётный материал

сложение, вычитание

Выполнение действий сложения и вычитания чисел в пределах 10.

38.

Последовательность месяцев в году.

1

таблица

месяцы

повторение последовательности месяцев

39.

Определение отношения порядка следования

1

таблица

 перед, между

повторение порядка следования

7. Учебно-методическое обеспечение

  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;
  • Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);
  • Программа обучение детей с умеренными и глубокими нарушениями умственного развития: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007;
  • Алышева Т.В. Математика. Учебник. 1 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
  • Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся специальных  (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.
  • Дидактический материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе; программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию вычислительных навыков, и другие средства;

Демонстрационный материал: таблицы, набор цифр, знаков

8. Материально-техническое обеспечение

Демонстрационные и печатные пособия                                                Технические средства обучения

-Предметные картинки в соответствии с тематикой заданий                - Ноутбук

- Слова-термины                                                                           -Принтер-ксерокс

-Набор геометрических фигур и тел        

-Числовой ряд от 1 до 10

-Счётные палочки

- Счёты

-Веер с цифрами

-Линейка

- Плакаты: «Состав чисел первого десятка»

                               «Геометрические фигуры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по предмету Математические представления и конструирование во 2 классе (VIII вид, 2-й вариант)

Конспект урока по предмету: Математические представления и конструирование.2 класс, программа VIII вида (2 вариант).Тема: Присчитывание и отсчитывание по 1  в пределах 5.Форма и тип занятия: урок...

Рабочая программа по предмету «Математические представления» для 2 класса (вариант 2)

Рабочая программа по предмету «Математические представления» для детей 2 класса с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множестве...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Математические представления" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102...

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» Предметная область «Математика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс 3 б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Математические представления» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся...

КТП по предмету "Математические представления", 1 класс, 2 вариант

Материал для учителей коррекционного образования...

Математические представления 6 класс АООП для детей с умственной отсталостью вариант 2

Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью вариант 2) по предмету Мтематические представления дляобучающихся  6 класса с тяхёлой и глубокой умственно...