Урок по теме Проценты
план-конспект урока по математике (5 класс)

Федотова Наталья Сергеевна

Урок разработан на основе ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos_urok.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: математика

Учитель: Федотова Наталья Сергеевна, филиал МБОУ СОШ им. Л. Н. Толстого ООШ с. Астапово

Тема: Проценты

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Участники: обучающиеся 5 класса

Цели: 

Образовательные: изучить понятие процента, правила перевода процента в десятичную дробь и обращения десятичной дроби в процент; научить обозначать, читать и находить проценты чисел и единиц измерения величин; совершенствовать знания обучающихся при решении задач; научить применять изученный материал в повседневной жизни.

Развивающие: формировать умения применять полученные знания в новой ситуации; развивать познавательную активность, логическое мышления обучающихся, навыки работы индивидуально, коллективно, группами.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, наблюдательность, умение слушать одноклассников.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные: уметь определять, где в процессе реальной ситуации используется понятие «Процент». Знать, как переводить десятичные дроби в проценты, и наоборот проценты в десятичные дроби. Уметь решать задачи по данной теме.

Личностные: воспитывать понимание математического образования как составной части общей культуры человека; воспитывать умение осуществлять самоконтроль, рационально планировать свою работу.

Метапредметные: показать значимость понятия процента для других образовательных областей (экономика, биология, история, физика и др.)

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; проводить анализ учебного материала; формулировать конечный результат.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь полно и точно выражать свои мысли; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; использовать математический язык.

Регулятивные УУД:  самостоятельно формулировать тему урока, определяя ее по поставленной проблеме; уметь определять и формулировать цель деятельности на уроке; работать на уроке по  коллективно составленному алгоритму; высказывать свое мнение.

Личностные УУД: способность к адекватной самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, необходимость приобретения новых знаний.

Основные понятия: «процент», «процент от числа», «десятичная дробь»

Межпредметные связи: экономика, биология, история, физика

Ресурсы:

-Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений («Математика», 5 класс. Авторы:  Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд);

- презентация к уроку.

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся. ФО УД

Формирование УУД

Организационный момент

Приветствие учителя. Организация внимания обучающихся. Слайд 1.

 Настраиваются на урок.

Личностные  УУД: мотивация учения

Актуализация знаний обучающих-ся.

Определение темы занятий.  Постановка целей урока.

Организация устного счета и повторение ранее пройденного материала.

  1. Представьте в виде десятичной дроби числа (задание из учебника №1588)
  • Какие дроби называются десятичными?
  • Как перевести число в десятичную дробь? Слайд 2
  1. Работа по индивидуальному листу.

Повторяются такие вопросы как: умножение и деление  десятичных дробей на 10, 100, 1000; умножение и деление  десятичных дробей на  0,1; 0,01;0,001.

Приложение 1

Организуется проверка в результате которой у ребят получаются слова: качество знаний, жирность молока, скидки, кредит, показатели. Слайд 3

Создание проблемной ситуации. Диалог, направленный на формулирование проблемы.

  • Почему эти слова у нас получились?
  • Знакомы ли вам эти слова? Где слышали, встречали?
  • Что их все объединяет?

Постановка проблемы: Все эти слова объединяет такое понятие как «процент» и почему они с ним связаны.

- Значит перед нами на сегодняшнем уроке встаёт какая цель?

(Ребята отвечают: Познакомиться с понятием «процент», «проценты от числа», научиться находить процент различных чисел и  величин; переводить проценты в десятичную дробь и обратно, научиться решать задачи на проценты).

  • А зачем нам нужны проценты?

Гипотеза: если мы будем знать, что такое «процент», то сможем определять его в задачах.

Объявляется тема урока. Слайд 4

Отвечают на вопросы учителя.

Работают индивидуально

Отвечают на вопросы учителя

Формулируют цели урока

Записывают дату и тему урока в тетрадь

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного

Личностные УУД: способность к адекватной самооценке (выполню или не смогу)

Регулятивные УУД:

целеполагание.

Познавательные УУД: постановка и формулировка проблемы

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Изучение новых знаний и способов деятельности

Ребята, поглядите, пожалуйста на доску давайте с вами вспомним, как называются эти дроби? Слайд 5

½ — половина, 1/3 — треть, ¼ - четверть

-  А как вы думаете как будет называться эта дробь 1/100 ?

(эта дробь и будет называться процентом)

  • Определите на рисунке, какая часть фигуры закрашена в зеленый цвет?

Слайд 6 (Ребята отвечают)

- Люди давно заметили, что сотые доли величин удобны в практической деятельности. Поэтому для них было придумано специальное название – процент. (от латинского слова «со ста»)

Значит, 1 % это одна сотая доля.

Процент в математике  записывается так: 0,2%, 8%, 35%,  100%.

- В математике мы часто встречаемся с сотой частью числа. Например:

1 коп- 1/ 100 часть рубля,

1см  - 1/100 часть метра,

1кг  - 1/100 часть центнера и др. Слайд 7

Открывайте учебник на стр.236 и давайте с вами прочитаем, что же такое процент!

(Читают и записывают себе в тетрадь).

  • А теперь давайте обратимся к истории и посмотрим откуда к нам пришло это замечательное слово. Слайд 8

(См. Приложение 2)

Ответы учащихся

Работа с учебником

Записывают определение процента и примеры в тетрадь

Использование дополнительного материала учителем

Познавательные УУД: формирование интереса к данной теме

Личностные УУД: формирование  готовности к самообразованию

Первичное закрепление изученного материала

1) Зная, что 1%=1/100=0,01, значит можно любое количество % записать в виде десятичной дроби. А как мы это будем делать?

Рассмотрим примеры (Слайд 9)   

- Давайте с вами переведем проценты в десятичные дроби, а потом друг у друга проверим при выполнении №1561 из учебника.

2) Если мы умеем переводить % в дроби, значит, сможем это сделать и наоборот. Как мы это будем делать?

Рассмотрим примеры (Слайд 10)           

Выполнение №1562 из учебника.

  • Какой вывод можно сделать?

Слайд 11

1) Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, надо её умножить на 100.

2) Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100.

Находят эти правила в учебнике.

Работают в парах, записывают решение в тетрадь

Ответы учащихся  (устная работа)

Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать речь других, работать в парах.

Физкультминутка

Проводиться видеоминутка с сайта videouroki.net  Слайд 12

Работа по теме урока

1) Решаем задачи  трех видов (условия задач на экране) Слайд 13

Задача 1. 

За контрольную работу по математике отметку “5” получили 12 учеников, что составляет 30 % всех учеников. Сколько учеников в классе?

(Обсуждение решения коллективно)

Задача 2.

Вини-Пух пошел в лес за медом. Он набрал 4.2 кг меда. По дороге домой Вини-Пух съел 30% меда. Сколько кг меда съел Вини-Пух?

(Обсуждение решения коллективно)

Задача 3.

Из 1800 га колхозного поля 558 га засеяно ячменем. Какой процент поля засеян ячменем?

(Обсуждение решения коллективно)

2) Организует решение упражнений из учебника  №1565; 1567 у доски.

Задачи решаются у доски, записываются решение в тетрадях

Личностные УУД: формировать внимательность и аккуратность в вычислениях при решении задач

Регулятивные УУД:

умение адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

Задание на дом

Слайд 14. Задание на дом, ребята, у нас будет следующее:

п. 40, знать основные моменты

№ 1598, № 1600

Дается комментарий к домашнему заданию.

Обучающиеся записывают его в дневники.

Обобщение и систематизация

Слайд 15

Организуется тест по пройденному материалу. Приложение 3

Организует обсуждение полученных результатов.

Индивидуальное решение, самопроверка в парах

Подведение итогов учебного занятия

Подведем итог:

  • Оцените свою работу на уроке.
  • Удовлетворены ли вы результатом своей работы?

- Достигли  мы целей, которые ставили в начале урока?

(Ребята отвечают)

Отвечают на вопросы учителя.

 Рефлексия учебной деятельности

Организуется рефлексия и самооценка обучающихся собственной учебной деятельности.

- Выберите для себя такой смайл, который как вы считаете сегодня был с каждым из вас на уроке. Слайд 16

Отвечают на вопросы учителя.

Делают самооценку

Регулятивные УУД:

оценивание собственной деятельности на уроке

Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Приложение 1

Индивидуальный рабочий лист

____________________________________

к

ж

д

т

з

н

и

а

л

в

р

ч

о

е

п

с

ь

б

1,5

0,675

18

25

1

0,67

0,027

0,001

12,5

0,1567

2

0,5

2,04

0,8234

0,14

34

100

0,1

  1. 0,15*10 =    

      2) 1000 : 1000 000=

3)   5 : 10 =    

     4)  82,34:100 =  

      5)   3,4*10 =      

      6) 0,025 * 1000=

7) 156,7: 100 =  

       8)  20,4 : 10 =

        

      1) 67,5:100 =  

      2) 0,27* 0,1 =  

3)   0,2 : 0,1 =    

      4)  6 ,7:10  =  

      5) 20,4 : 10 =

6)  3,4*10 =      

7) 0,025 * 1000=

      8)  23 : 0,23 =

      1) 3,4*10 =      

      2) 0,15*10 =    

3)   0,27* 0,1 =  

      4)  0,0018*10000=          

      5) 0,15*10 =    

6)  27:1000 =

      1) 0,15*10 =    

      2) 0,2 : 0,1 =    

3)   82,34:100 =  

      4) 0,0018*10000=          

 5) 0,27* 0,1 =  

       6)  0,025 * 1000=

      1) 14*0,01 =

      2) 20,4 : 10 =

      3)   0,15*10 =    

      4)  1000 : 1000 000=

      5) 1000*0,001=

6)  1:1000 =      

      7) 0,025 * 1000=

      8)  82,34:100 =  

      9) 0,125*100 =

    10) 0,27* 0,1 =  

      1) 18,5:185 =  

      2) 1000 : 1000 000=

3)   6 ,7:10  =  

       4)  0,15*10 =    

 

         Карточки раздаются дифференцировано (от болеет длинных слов)                  

         

Приложение 2

Историческая справка 

История происхождения процентов началась еще в древности. Слово процент переводится как «за сотню» или «со ста». И первыми идею выражать таким образом частей целого постоянного, придумали древние вавилоняне. У народов Индии своя история появления процентов.Индийские математики по своему считали процент. Они пользовались тройным правилом (использованием пропорции). Кроме этого, в Индии проводили более сложные операции с %, чем просто считать сдачу. А вот в древнем Риме основная история возникновения процентов официально начинается с тех времен, когда сенату пришлось устанавливать максимально допустимый процент взимаемый с должников, что бы заимодавцы «не переусердствовали», в «выбивании долгов». Кстати, именно из древнего Рима проценты начали свое «шествие» по миру.

    В Средние века очень сильно распространена была торговля, в связи с чем много внимание было обращено на правильность и умение высчитывать проценты. Тогда уже проценты, история которых началась гораздо раньше, начали свою эволюцию. Торговцам приходилось считать не просто проценты, а проценты с процентов, сложные проценты и т.д. В России понятие процент впервые ввел Петр I. Но считается, что подобные вычисления начали применяться в Смутное время, как результат первой в мировой истории привязки чеканных монет 1 к 100, когда рубль сначала состоял из 10 гривенников, а позже из 100 копеек.

       Существует две версии происхождения знака %. Одна из версий, больше похожая на вымысел, это ошибка наборщика, который, набирая в 1985 году в Париже книгу под названием «Руководство по коммерческой арифметике» по ошибке вместо слова «СТО» поставил знак %. По второй, более правдоподобной версии, знак % это упрощение буквы t в слове cto, которым ранее обозначали проценты.

Приложение 3

Тест.

1) Процент - это:

а) тысячная часть числа;

б) сотая часть числа;

в) десятая часть числа.

2) 8% - это:

а) 0,08;          б) 0,8;         в) 0,007;            г) 0,0007.

3) 0,269 - это:

а) 269%;           б) 2,69%;               в) 26,9%;             г) 0,269%.

4) 25% класса - это:

а) половина учеников класса;                  

б) четверть учеников класса;

в) пятая часть класса;                              

 г) двадцать пятая часть класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме «Проценты»

Цель урока -систематизировать типы задач на % и методы  их решения, показать их применение при решении задач с практическим содержанием...

Разработка обобщающего урока по теме "Проценты" в 6 классе

Материал предназначен для обобщения знаний по теме "Решение задач на части" в 6 классе. К уроку разработана соответствующая презентация....

Антикризисный урок по теме"Проценты" 6 класс

Урок - деловая игра помогает закрепить теоретический материал, он интереснее чем, решение задач по учебнику. Предварительная работа ведется в течение недели. Учащиеся самостоятельно составляют или нах...

Обобщающий урок по теме "Проценты", 5 класс

Цель данного урока: обобщить, повторить решение различных типов задач по теме "Проценты"....

Урок математики. Тема: «Проценты» 9 класс

Урок математике в коррекционной школе VIII вида...

Конспект открытоо урока по теме "Проценты" 5 класс

Конспект открытого урока в 5 классе по теме проценты. Первый вводный  урок данной темы. Понятие процента. К уроку есть презентация....