Урок по теме Проценты
план-конспект урока по математике (5 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: математика
Учитель: Федотова Наталья Сергеевна, филиал МБОУ СОШ им. Л. Н. Толстого ООШ с. Астапово
Тема: Проценты
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Участники: обучающиеся 5 класса
Цели:
Образовательные: изучить понятие процента, правила перевода процента в десятичную дробь и обращения десятичной дроби в процент; научить обозначать, читать и находить проценты чисел и единиц измерения величин; совершенствовать знания обучающихся при решении задач; научить применять изученный материал в повседневной жизни.
Развивающие: формировать умения применять полученные знания в новой ситуации; развивать познавательную активность, логическое мышления обучающихся, навыки работы индивидуально, коллективно, группами.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, наблюдательность, умение слушать одноклассников.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Предметные: уметь определять, где в процессе реальной ситуации используется понятие «Процент». Знать, как переводить десятичные дроби в проценты, и наоборот проценты в десятичные дроби. Уметь решать задачи по данной теме.
Личностные: воспитывать понимание математического образования как составной части общей культуры человека; воспитывать умение осуществлять самоконтроль, рационально планировать свою работу.
Метапредметные: показать значимость понятия процента для других образовательных областей (экономика, биология, история, физика и др.)
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; проводить анализ учебного материала; формулировать конечный результат.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь полно и точно выражать свои мысли; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; использовать математический язык.
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему урока, определяя ее по поставленной проблеме; уметь определять и формулировать цель деятельности на уроке; работать на уроке по коллективно составленному алгоритму; высказывать свое мнение.
Личностные УУД: способность к адекватной самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, необходимость приобретения новых знаний.
Основные понятия: «процент», «процент от числа», «десятичная дробь»
Межпредметные связи: экономика, биология, история, физика
Ресурсы:
-Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений («Математика», 5 класс. Авторы: Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд);
- презентация к уроку.
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся. ФО УД | Формирование УУД |
Организационный момент | Приветствие учителя. Организация внимания обучающихся. Слайд 1. | Настраиваются на урок. | Личностные УУД: мотивация учения |
Актуализация знаний обучающих-ся. Определение темы занятий. Постановка целей урока. | Организация устного счета и повторение ранее пройденного материала.
Повторяются такие вопросы как: умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000; умножение и деление десятичных дробей на 0,1; 0,01;0,001. Приложение 1 Организуется проверка в результате которой у ребят получаются слова: качество знаний, жирность молока, скидки, кредит, показатели. Слайд 3 Создание проблемной ситуации. Диалог, направленный на формулирование проблемы.
Постановка проблемы: Все эти слова объединяет такое понятие как «процент» и почему они с ним связаны. - Значит перед нами на сегодняшнем уроке встаёт какая цель? (Ребята отвечают: Познакомиться с понятием «процент», «проценты от числа», научиться находить процент различных чисел и величин; переводить проценты в десятичную дробь и обратно, научиться решать задачи на проценты).
Гипотеза: если мы будем знать, что такое «процент», то сможем определять его в задачах. Объявляется тема урока. Слайд 4 | Отвечают на вопросы учителя. Работают индивидуально Отвечают на вопросы учителя Формулируют цели урока Записывают дату и тему урока в тетрадь | Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного Личностные УУД: способность к адекватной самооценке (выполню или не смогу) Регулятивные УУД: целеполагание. Познавательные УУД: постановка и формулировка проблемы Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
Изучение новых знаний и способов деятельности | Ребята, поглядите, пожалуйста на доску давайте с вами вспомним, как называются эти дроби? Слайд 5 ½ — половина, 1/3 — треть, ¼ - четверть - А как вы думаете как будет называться эта дробь 1/100 ? (эта дробь и будет называться процентом)
Слайд 6 (Ребята отвечают) - Люди давно заметили, что сотые доли величин удобны в практической деятельности. Поэтому для них было придумано специальное название – процент. (от латинского слова «со ста») Значит, 1 % это одна сотая доля. Процент в математике записывается так: 0,2%, 8%, 35%, 100%. - В математике мы часто встречаемся с сотой частью числа. Например: 1 коп- 1/ 100 часть рубля, 1см - 1/100 часть метра, 1кг - 1/100 часть центнера и др. Слайд 7 Открывайте учебник на стр.236 и давайте с вами прочитаем, что же такое процент! (Читают и записывают себе в тетрадь).
(См. Приложение 2) | Ответы учащихся Работа с учебником Записывают определение процента и примеры в тетрадь Использование дополнительного материала учителем | Познавательные УУД: формирование интереса к данной теме Личностные УУД: формирование готовности к самообразованию |
Первичное закрепление изученного материала | 1) Зная, что 1%=1/100=0,01, значит можно любое количество % записать в виде десятичной дроби. А как мы это будем делать? Рассмотрим примеры (Слайд 9) - Давайте с вами переведем проценты в десятичные дроби, а потом друг у друга проверим при выполнении №1561 из учебника. 2) Если мы умеем переводить % в дроби, значит, сможем это сделать и наоборот. Как мы это будем делать? Рассмотрим примеры (Слайд 10) Выполнение №1562 из учебника.
Слайд 11 1) Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, надо её умножить на 100. 2) Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100. Находят эти правила в учебнике. | Работают в парах, записывают решение в тетрадь Ответы учащихся (устная работа) | Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать речь других, работать в парах. |
Физкультминутка | Проводиться видеоминутка с сайта videouroki.net Слайд 12 | ||
Работа по теме урока | 1) Решаем задачи трех видов (условия задач на экране) Слайд 13 Задача 1. За контрольную работу по математике отметку “5” получили 12 учеников, что составляет 30 % всех учеников. Сколько учеников в классе? (Обсуждение решения коллективно) Задача 2. Вини-Пух пошел в лес за медом. Он набрал 4.2 кг меда. По дороге домой Вини-Пух съел 30% меда. Сколько кг меда съел Вини-Пух? (Обсуждение решения коллективно) Задача 3. Из 1800 га колхозного поля 558 га засеяно ячменем. Какой процент поля засеян ячменем? (Обсуждение решения коллективно) 2) Организует решение упражнений из учебника №1565; 1567 у доски. | Задачи решаются у доски, записываются решение в тетрадях | Личностные УУД: формировать внимательность и аккуратность в вычислениях при решении задач Регулятивные УУД: умение адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы |
Задание на дом | Слайд 14. Задание на дом, ребята, у нас будет следующее: п. 40, знать основные моменты № 1598, № 1600 | Дается комментарий к домашнему заданию. Обучающиеся записывают его в дневники. | |
Обобщение и систематизация | Слайд 15 Организуется тест по пройденному материалу. Приложение 3 Организует обсуждение полученных результатов. | Индивидуальное решение, самопроверка в парах | |
Подведение итогов учебного занятия | Подведем итог:
- Достигли мы целей, которые ставили в начале урока? (Ребята отвечают) | Отвечают на вопросы учителя. | |
Рефлексия учебной деятельности | Организуется рефлексия и самооценка обучающихся собственной учебной деятельности. - Выберите для себя такой смайл, который как вы считаете сегодня был с каждым из вас на уроке. Слайд 16 | Отвечают на вопросы учителя. Делают самооценку | Регулятивные УУД: оценивание собственной деятельности на уроке Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Приложение 1
Индивидуальный рабочий лист
____________________________________
к | ж | д | т | з | н | и | а | л | в | р | ч | о | е | п | с | ь | б |
1,5 | 0,675 | 18 | 25 | 1 | 0,67 | 0,027 | 0,001 | 12,5 | 0,1567 | 2 | 0,5 | 2,04 | 0,8234 | 0,14 | 34 | 100 | 0,1 |
2) 1000 : 1000 000= 3) 5 : 10 = 4) 82,34:100 = 5) 3,4*10 = 6) 0,025 * 1000= 7) 156,7: 100 = 8) 20,4 : 10 =
| 1) 67,5:100 = 2) 0,27* 0,1 = 3) 0,2 : 0,1 = 4) 6 ,7:10 = 5) 20,4 : 10 = 6) 3,4*10 = 7) 0,025 * 1000= 8) 23 : 0,23 = | 1) 3,4*10 = 2) 0,15*10 = 3) 0,27* 0,1 = 4) 0,0018*10000= 5) 0,15*10 = 6) 27:1000 = |
1) 0,15*10 = 2) 0,2 : 0,1 = 3) 82,34:100 = 4) 0,0018*10000= 5) 0,27* 0,1 = 6) 0,025 * 1000= | 1) 14*0,01 = 2) 20,4 : 10 = 3) 0,15*10 = 4) 1000 : 1000 000= 5) 1000*0,001= 6) 1:1000 = 7) 0,025 * 1000= 8) 82,34:100 = 9) 0,125*100 = 10) 0,27* 0,1 = | 1) 18,5:185 = 2) 1000 : 1000 000= 3) 6 ,7:10 = 4) 0,15*10 = |
Карточки раздаются дифференцировано (от болеет длинных слов)
Приложение 2
Историческая справка
История происхождения процентов началась еще в древности. Слово процент переводится как «за сотню» или «со ста». И первыми идею выражать таким образом частей целого постоянного, придумали древние вавилоняне. У народов Индии своя история появления процентов.Индийские математики по своему считали процент. Они пользовались тройным правилом (использованием пропорции). Кроме этого, в Индии проводили более сложные операции с %, чем просто считать сдачу. А вот в древнем Риме основная история возникновения процентов официально начинается с тех времен, когда сенату пришлось устанавливать максимально допустимый процент взимаемый с должников, что бы заимодавцы «не переусердствовали», в «выбивании долгов». Кстати, именно из древнего Рима проценты начали свое «шествие» по миру.
В Средние века очень сильно распространена была торговля, в связи с чем много внимание было обращено на правильность и умение высчитывать проценты. Тогда уже проценты, история которых началась гораздо раньше, начали свою эволюцию. Торговцам приходилось считать не просто проценты, а проценты с процентов, сложные проценты и т.д. В России понятие процент впервые ввел Петр I. Но считается, что подобные вычисления начали применяться в Смутное время, как результат первой в мировой истории привязки чеканных монет 1 к 100, когда рубль сначала состоял из 10 гривенников, а позже из 100 копеек.
Существует две версии происхождения знака %. Одна из версий, больше похожая на вымысел, это ошибка наборщика, который, набирая в 1985 году в Париже книгу под названием «Руководство по коммерческой арифметике» по ошибке вместо слова «СТО» поставил знак %. По второй, более правдоподобной версии, знак % это упрощение буквы t в слове cto, которым ранее обозначали проценты.
Приложение 3
Тест.
1) Процент - это:
а) тысячная часть числа;
б) сотая часть числа;
в) десятая часть числа.
2) 8% - это:
а) 0,08; б) 0,8; в) 0,007; г) 0,0007.
3) 0,269 - это:
а) 269%; б) 2,69%; в) 26,9%; г) 0,269%.
4) 25% класса - это:
а) половина учеников класса;
б) четверть учеников класса;
в) пятая часть класса;
г) двадцать пятая часть класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме «Проценты»
Цель урока -систематизировать типы задач на % и методы их решения, показать их применение при решении задач с практическим содержанием...
Разработка обобщающего урока по теме "Проценты" в 6 классе
Материал предназначен для обобщения знаний по теме "Решение задач на части" в 6 классе. К уроку разработана соответствующая презентация....
Антикризисный урок по теме"Проценты" 6 класс
Урок - деловая игра помогает закрепить теоретический материал, он интереснее чем, решение задач по учебнику. Предварительная работа ведется в течение недели. Учащиеся самостоятельно составляют или нах...
Обобщающий урок по теме "Проценты", 5 класс
Цель данного урока: обобщить, повторить решение различных типов задач по теме "Проценты"....
Урок математики. Тема: «Проценты» 9 класс
Урок математике в коррекционной школе VIII вида...
Конспект открытоо урока по теме "Проценты" 5 класс
Конспект открытого урока в 5 классе по теме проценты. Первый вводный урок данной темы. Понятие процента. К уроку есть презентация....
Урок по теме "Проценты".Первый урок в теме.
Урок в формате ФГОС...