Программы внеурочной деятельности
рабочая программа по математике (5 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 47 им. С.В.Широбокова»
ПРИНЯТА решением педагогического совета МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 47 им. С.В.Широбокова» протокол от _______ 20____ г. № ____ | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 47 им.С.В.Широбокова» от _______ 20 ____ г. № ___ Директор Т. А. Прохорова |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«В мире математики»
5 класс
Основное общее образование (ФГОС)
РАССМОТРЕНА на заседании МО протокол от _______ 20____ г. № ____ | СОГЛАСОВАНА от _______ 20____ г Зам. директора по УВР __________________________ |
Разработала
Никифорова Н.В., учитель математики
I категории
КУРСК
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «В мире математики» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Курс разработан на основе государственной программы по математике для 5 класса, базисного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №47 имени С.В.Широбокова» города Курска, учебника математики для 5 класса под редакцией А. Г. Мерзляка и пособий с набором нестандартных задач.
Актуальность программы определена тем, что пятиклассники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о данной науке. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям пятиклассников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий внеурочной деятельности представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия внеурочной деятельности должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы внеурочной деятельности, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общими учебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу ученика на занятии. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Цель:
- привитие интереса учащимся к математике;
- углубление и расширение знаний по математике;
- развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений обучающихся;
- воспитание настойчивости, инициативы.
Задачи:
- воспитать творческую активность учащихся в процессе изучения математики;
- оказать конкретную помощь учащимся в решении текстовых задач, олимпиадных задач;
- способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления.
Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей.
Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т.д. Формы организации занятий разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения занятий, в поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данную программу внеурочной деятельности включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочек или других предметов по заданному образцу, по собственному замыслу. На данных занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Принципы программы:
- Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Практическая направленность. Содержание занятий к направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровнясложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность, творческие работы;
- самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
Результаты освоения содержания программы:
У учащихся могут быть сформированы личностные результаты:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
- умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
- первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
1) Регулятивные
учащиеся получат возможность научиться:
- составлять план и последовательность действий;
- определять последовательность промежуточных целей исоответствующихим действий с учётом конечного результата;
- предвидеть возможность получения конкретного результата прирешении задач;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль порезультату и способу действия;
- концентрировать волю для преодоления интеллектуальныхзатруднений и физических препятствий;
- адекватно оценивать правильность и ошибочность выполненияучебной задачи, её объективную трудность и собственныевозможности её решения.
2) Познавательные
учащиеся получат возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственные связи; строить логическиерассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и поаналогии) и выводы;
- формировать учебную и общекультурную компетентность вобласти использования информационно-коммуникационныхтехнологий;
- видеть математическую задачу в других дисциплинах,окружающей жизни;
- выдвигать гипотезу при решении учебных задач и пониматьнеобходимость их проверки;
- планировать и осуществлять деятельность, направленную нарешение задач исследовательского характера;
- выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
- интерпретировать информацию (структурировать, переводитьсплошной текст в таблицу, презентовать полученнуюинформацию, в том числе с помощью ИКТ);
- оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).
3) Коммуникативные
учащиеся получат возможность научиться:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели,распределять функции и роли участников;
- взаимодействовать и находить общие способы работы; работать вгруппе; находить общее решение и разрешать конфликты наоснове согласования позиций и учёта интересов; слушатьпартнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своёмнение;
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличииразличных точек зрения;
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всехучастников;
- координировать и принимать различные позиции вовзаимодействии;
- аргументировать свою позицию и координировать её спозициями партнёров в сотрудничестве при выработке общегорешения в совместной деятельности.
Предметные
учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно приобретать и применять знания вразличных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием принеобходимости справочных материалов, калькулятора икомпьютера;
- пользоваться предметным указателем энциклопедий исправочников для нахождения информации;
- уметь решать задачи с помощью перебора возможныхвариантов;
- выполнять арифметические преобразования выражений,применять их для решения учебных математических задачи задач, возникающих в смежных учебных предметах;
- применять изученные понятия, результаты и методы прирешении задач из различных реальных ситуаций, несводящихся к непосредственному применению известныхалгоритмов;
- самостоятельно действовать в ситуации неопределённостипри решении актуальных для них проблем, а такжесамостоятельно интерпретировать результаты решениязадачи с учётом ограничений, связанных с реальнымисвойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Содержание курса
I. Из истории математики - 4ч.
Первоначальное знакомство с историей математики. Возникновение цифр и знаков.
II. Занимательные задачи - 9ч.
Решение задач в одно и два действия, задач шуток, задач со сказочным сюжетом с использование игрового материала. Сравнение предметов по размеру и форме. Пространственные представления, взаимное расположение предметов.
III. Математические ребусы, лабиринты - 7ч.
Математические квадраты, головоломки, математическое лото, арифметические ребусы. Направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Сравнение групп предметов.
IV. Страна геометрических фигур - 10ч.
Точка. Линии: кривая, прямая, отрезок, замкнутая, ломаная. Многоугольник. Длина отрезка, сантиметр.
V. Проектная деятельность, математические праздники - 4ч.
Календарно-тематическое планирование
№ |
| Количество часов | Дата | Примечание |
1. | Значение математики в жизни человека. | 1 | Сентябрь 2020 | |
2. | Как люди научились считать. | 1 | ||
3. | Интересные приемы устного счета. | 1 | ||
4. | Великие математики России. | 1 | ||
5. | Задачи со сказочным сюжетом. | 1 | Октябрь 2020 | |
6. | Занимательные задачи в стихах. | 1 | ||
7. | Веселый счет. | 1 | ||
8. | Здесь загадки и шарады. | 1 | ||
9. | Волшебные клеточки. | 1 | Ноябрь 2020 | |
10. | Решение логических цепочек. | 1 | ||
11. | Знакомство с магическими квадратами. | 1 | ||
12. | Подвижные игры с математическими заданиями. | 1 | ||
13. | Математическое лото. | 1 | Декабрь 2020 | |
14. | Арифметические ребусы. | 1 | ||
15. | Логические лабиринты. | 1 | ||
16. | Задачи – шутки. | 1 | ||
17. | Загадки – смекалки. | 1 | Январь 2021 | |
18. | Обратные задачи. | 1 | ||
19. | Нестандартные задачи. | 1 | ||
20. | Практикум «Подумай и реши». | 1 | Февраль 2021 | |
21. | Путешествие в страну геометрических фигур. | 1 | ||
22. | Волшебная точка. | 1 | ||
23. | Волшебные линии. | 1 | ||
24. | Четырех угольники и их виды. | 1 | Март 2021 | |
25. | Свойства квадрата. | 1 | ||
26. | Прямоугольник и его свойства. | 1 | ||
27. | Решение задач международной игры «Кенгуру». | 1 | ||
28. | Математические горки. | 1 | Апрель 2021 | |
29. | Знакомьтесь: Архимед. | 1 | ||
30. | Знакомьтесь: Пифагор. | 1 | ||
31. | Проектная деятельность «Газета любознательных». | 1 | ||
32. | Подготовка к олимпиаде. | 1 | Май 2021 | |
33. | Математическая олимпиада. | 1 | ||
34. | Подведение итогов работы. | 1 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Математика. 5 класс. Учебник Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г.2-е изд., перераб. - М.: 2011.
2. Гончарова Л. В. Предметные недели в школе. Математика.
3. Глейзер Г.И. История математики в школе. 4 – 6классы.
4. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики.
5.Кочергина А. В., Гайдина Л. И. Учим математику с увлечением. М.: 5 зазнание, 2007.
6. Минковский В.Л. За страницами учебника математики.
- Григорьева Г.И. Подготовка школьников к олимпиадам по математике:5-6 классы. М.: Глобус, 2009.
- Спивак А. В. Тысяча и одна задача по математике 5-7 классы.М.: Просвещение 2012.
- Математика 5 класс. Учебник Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., М. С. Якир Издательский центр «Вентана – Граф» М. 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...