Программы внеурочной деятельности
рабочая программа по математике (5 класс)

Никифорова Наталья Васильевна

"В мире математики"(5 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа  № 47 им. С.В.Широбокова»

ПРИНЯТА

решением педагогического совета

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 47 им. С.В.Широбокова»

протокол от _______ 20____ г. № ____

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа № 47 им.С.В.Широбокова» от _______ 20 ____ г. № ___

Директор                      Т. А. Прохорова

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«В мире математики»

5 класс

Основное общее образование (ФГОС)

РАССМОТРЕНА

на заседании МО

протокол от _______ 20____ г. № ____

СОГЛАСОВАНА

от _______ 20____ г        

Зам. директора по УВР

__________________________

                                           Разработала

                                                                                          Никифорова Н.В., учитель математики

                                           I категории

КУРСК

Пояснительная записка

 Программа внеурочной деятельности «В мире математики» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Курс  разработан на основе государственной программы по математике для 5 класса, базисного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №47 имени С.В.Широбокова» города Курска, учебника математики для 5 класса под редакцией А. Г. Мерзляка и пособий с набором нестандартных задач.

Актуальность программы определена тем, что пятиклассники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о данной науке. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям пятиклассников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Содержание занятий внеурочной деятельности представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  внеурочной деятельности должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы внеурочной деятельности, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет  успешно овладеть не только общими учебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу ученика на занятии. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Цель:

  • привитие интереса учащимся к математике;
  • углубление и расширение знаний по математике;
  • развитие математического кругозора, мышления,   исследовательских умений          обучающихся;                    
  • воспитание настойчивости, инициативы.

Задачи:

  • воспитать творческую активность учащихся в процессе изучения математики;
  • оказать конкретную помощь учащимся в решении  текстовых задач, олимпиадных  задач;
  • способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления.

Для  успешного  освоения  программы  обучения  ребенку  необходимо  не  только  много  знать,  но  и  последовательно  мыслить,  догадываться,  проявлять  умственное  напряжение.  Интеллектуальная  деятельность,  основанная  на  активном  поиске  способов  действий,  при  соответствующих  условиях  может  стать  привычной  для  детей.

Так,  головоломки  целесообразны  при  закреплении  представлений  ребят  о  геометрических  фигурах.  Загадки,  задачи-шутки  уместны  в  ходе  обучения  решения  арифметических  задач,  действий  над  числами,  формирование  временных  представлений  и  т.д.  Формы  организации  занятий разнообразны:  игры  проводятся  со  всеми,  с  подгруппами  и  индивидуально.  Педагогическое  руководство  состоит  в  создании  условий  проведения  занятий, в поощрении  самостоятельных  поисков  решений  задач,  стимулировании  творческой  инициативы.  В  данную программу внеурочной деятельности включены  игры,  смекалки,  головоломки,  которые  вызывают  у  ребят  большой  интерес.  Дети  могут,  не  отвлекаясь,  подолгу  упражняться  в  преобразовании  фигур,  перекладывании  палочек  или  других  предметов  по  заданному  образцу,  по  собственному  замыслу.  На  данных занятиях  формируются  важные  качества  личности  ребенка:  самостоятельность,  наблюдательность,  находчивость,  сообразительность,  вырабатывается  усидчивость,  развиваются  конструктивные  умения.

Любая  математическая  задача  на  смекалку,  для  какого  возраста  она  не  предназначалась,  несет  в  себе  умственную  нагрузку,  которая  чаще  всего  замаскирована  занимательным  сюжетом,  внешними  данными,  условием  задачи  и  т.д.

Умственная  задача:  составить  фигуру,  видоизменить,  найти  путь  решения,  отгадать  число  -  реализуется  средствами  игры,  в  игровых  действиях.  Развитие  смекалки,  находчивости,  инициативы  осуществляется  в  активной   умственной   деятельности,  основанной  на  непосредственном  интересе.

Принципы программы:

  1. Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
  2. Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  1. Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  1. Практическая направленность. Содержание занятий к направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  1. Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

Предполагаемые результаты:

Занятия в кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия; 
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровнясложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная деятельность, творческие работы;
  • самостоятельная работа; работа в парах, в группах.


Результаты освоения содержания программы:

У учащихся могут быть сформированы личностные результаты:

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
  • умение контролировать процесс и результат математической  деятельности;
  • первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.

1) Регулятивные

учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять план и последовательность действий;
  • определять последовательность промежуточных целей исоответствующихим действий с учётом конечного результата;
  • предвидеть возможность получения конкретного результата прирешении задач;
  • осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль порезультату и способу действия;
  • концентрировать волю для преодоления интеллектуальныхзатруднений и физических препятствий;
  • адекватно оценивать правильность и ошибочность выполненияучебной задачи, её объективную трудность и собственныевозможности её решения.

2) Познавательные

учащиеся получат возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственные связи; строить логическиерассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и поаналогии) и выводы;
  • формировать учебную и общекультурную компетентность вобласти использования информационно-коммуникационныхтехнологий;
  • видеть математическую задачу в других дисциплинах,окружающей жизни;
  • выдвигать гипотезу при решении учебных задач и пониматьнеобходимость их проверки;
  • планировать и осуществлять деятельность, направленную нарешение задач исследовательского характера;
  • выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
  • интерпретировать информацию (структурировать, переводитьсплошной текст в таблицу, презентовать полученнуюинформацию, в том числе с помощью ИКТ);
  • оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).

3) Коммуникативные

учащиеся получат возможность научиться:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели,распределять функции и роли участников;
  • взаимодействовать и находить общие способы работы; работать вгруппе; находить общее решение и разрешать конфликты наоснове согласования позиций и учёта интересов; слушатьпартнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своёмнение;
  • прогнозировать возникновение конфликтов при наличииразличных точек зрения;
  • разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всехучастников;
  • координировать и принимать различные позиции вовзаимодействии;
  • аргументировать свою позицию и координировать её спозициями партнёров в сотрудничестве при выработке общегорешения в совместной деятельности.

Предметные

учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно приобретать и применять знания вразличных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием принеобходимости справочных материалов, калькулятора икомпьютера;
  • пользоваться предметным указателем энциклопедий исправочников для нахождения информации;
  • уметь решать задачи с помощью перебора возможныхвариантов;
  • выполнять арифметические преобразования выражений,применять их для решения учебных математических задачи задач, возникающих в смежных учебных предметах;
  • применять изученные понятия, результаты и методы прирешении задач из различных реальных ситуаций, несводящихся к непосредственному применению известныхалгоритмов;
  • самостоятельно действовать в ситуации неопределённостипри решении актуальных для них проблем, а такжесамостоятельно интерпретировать результаты решениязадачи с учётом ограничений, связанных с реальнымисвойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Содержание курса

I. Из истории математики - 4ч.

Первоначальное знакомство с историей математики. Возникновение цифр и знаков.

II. Занимательные   задачи - 9ч.

Решение задач в одно и два действия, задач шуток, задач со сказочным сюжетом с использование игрового материала. Сравнение предметов по размеру и форме. Пространственные представления, взаимное расположение предметов.

III. Математические ребусы, лабиринты - 7ч.

Математические квадраты, головоломки,  математическое лото, арифметические ребусы. Направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Сравнение групп предметов.

IV. Страна геометрических фигур - 10ч.

Точка. Линии: кривая, прямая, отрезок, замкнутая, ломаная. Многоугольник. Длина отрезка,  сантиметр.

V. Проектная деятельность,  математические праздники - 4ч.

Календарно-тематическое планирование


Тема занятия

Количество часов

Дата

Примечание

1.

Значение математики в жизни человека.

1

Сентябрь 2020

2.

Как люди научились считать.

1

3.

Интересные приемы устного счета.

1

4.

Великие математики России.

1

5.

Задачи со сказочным сюжетом.

1

Октябрь 2020

6.

Занимательные задачи в стихах.

1

7.

Веселый счет.

1

8.

Здесь загадки и шарады.

1

9.

Волшебные клеточки.

1

Ноябрь 2020

10.

Решение  логических  цепочек.

1

11.

Знакомство с магическими квадратами.

1

12.

Подвижные игры с математическими заданиями.

1

13.

Математическое лото.

1

Декабрь 2020

14.

Арифметические ребусы.

1

15.

Логические лабиринты.

1

16.

Задачи – шутки.

1

17.

Загадки – смекалки.

1

Январь 2021

18.

Обратные задачи.

1

19.

Нестандартные задачи.

1

20.

Практикум «Подумай и реши».

1

Февраль 2021

21.

Путешествие в страну геометрических фигур.

1

22.

Волшебная точка.

1

23.

Волшебные линии.

1

24.

Четырех угольники и их виды.

1

Март 2021

25.

Свойства квадрата.

1

26.

Прямоугольник и его свойства.

1

27.

Решение задач международной игры «Кенгуру».

1

28.

Математические горки.

1

Апрель 2021

29.

Знакомьтесь: Архимед.

1

30.

Знакомьтесь: Пифагор.

1

31.

Проектная деятельность «Газета  любознательных».

1

32.

Подготовка к олимпиаде.

1

Май 2021

33.

Математическая олимпиада.

1

34.

Подведение итогов работы.

1

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Математика. 5 класс. Учебник Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г.2-е изд., перераб. - М.: 2011.

2. Гончарова Л. В. Предметные недели в школе. Математика.

3. Глейзер Г.И.  История математики в школе. 4 – 6классы.

4. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики.

5.Кочергина А. В., Гайдина Л. И. Учим математику с увлечением. М.: 5 зазнание, 2007.

6. Минковский В.Л.  За страницами учебника   математики.

  1. Григорьева Г.И. Подготовка школьников к олимпиадам по математике:5-6 классы. М.: Глобус, 2009.

  1. Спивак А. В. Тысяча и одна задача по математике 5-7 классы.М.: Просвещение 2012.

  1. Математика 5 класс. Учебник Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., М. С. Якир Издательский центр «Вентана – Граф» М. 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...