план - конспект урока по математике в 6 классе "Противоположные числа"
план-конспект урока по математике (6 класс)

Садыкова Лидия Владимировна

Конспект открытого урока с презентацией по теме "Противоположные числа" 6 класс, урок изучения нового материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Сулеймановская средняя общеобразовательная школа»

Учитель математики: Садыкова Л.В.

План-конспект урока математики в 6 классе по теме «Противоположные числа».

Задача урока: формировать представление о противоположных числах, научить применять его на практике; актуализация знаний учащихся.

Цели:

образовательные: закрепить понятие координатной прямой, ввести понятие числа противоположного данному, научить распознавать, записывать и откладывать на координатной прямой;

развивающие:

развивать навыки самоконтроля, самостоятельной работы, самооценки; развивать коммуникабельность, креативность, умение анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

воспитательные:

воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах, ответственность и аккуратность.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового знания

 Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, групповая

 Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, экран, раздаточный материал ( практическая работа), электронная презентация, выполненная в программе PowerPoint,

 Структура и ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте уважаемые дети! Французский писатель 19 столетия Анатоль Франс однажды заметил:

«Учиться можно весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Пусть эти слова послужат девизом сегодняшнего урока

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату, классная работа, а для темы урока оставьте строчку, вы сами ее сформулируете позже.

2. Актуализация знаний

Прежде чем узнавать новое, нужно повторить уже изученное, поэтому поработаем устно:

а) Числа, используемые при счете предметов, называют…

- десятичными дробями;

- натуральными числами.

б) Прямая с выбранными на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением называется…

- координатным лучом;

- координатной прямой.

в) Отрицательные числа находятся на координатной прямой…

- справа от нуля;

- слева от нуля.

г) Нуль – число…

- положительное;

- нейтральное;

- отрицательное.

д) Какие числа расположены правее нуля?

е) Какие числа называются отрицательными?

з) Назовите число, которое не является ни положительным, ни отрицательным

и) Где на координатной прямой расположены отрицательные числа?

Что мы с вами повторили?

Мы с вами повторили, какая прямая называется координатной прямой, понятия натуральных чисел и отрицательных чисел.

3. Создание проблемной ситуации

Посмотрите на доску. Я начну фразу, а вы продолжайте, смело хором отвечайте.

Мужчина высокий и….

Рисунок черный и …

Собака большая и …

Вода горячая и ….

Мир, окружающий нас, интересен, но противоречив. Ещё в детстве вы читали сказки, в которых уживались добро и…(зло), теперь вы стали старше, учитесь в школе и получаете оценки: хорошие и…(плохие).

Жизнь состоит из …(противоположностей). В какой бы уголок мы не заглянули, всё равно увидим, что они уживаются рядом друг с другом. Вот, например, просто вода, но из крана она течёт горячая и …(холодная). А теперь попробуйте привести примеры противоположностей, «живущих» у вас дома.

Учащиеся приводят такие примеры. (Мужчина и женщина, горячая плита и холодный холодильник и др.).

А теперь давайте найдём противоположности в разных областях знаний.

География (север-юг, гора-впадина).

Русский язык (слова-антонимы: добро-зло, белый - чёрный).

История (война-мир, прогресс-регресс, импорт-экспорт).

Биология (левая рука - правая рука).

Вы догадались, каким математическим понятием мы с вами будем сегодня заниматься? Правильно. Как мы назовём тему нашего урока? «Противоположные числа».

Итак, мы видим, что в математике тоже есть свои противоположности: могу сложить или…(вычесть), разделить или…(умножить). Вот и вы столкнулись с противоположностями - противоположные числа.

Мне нужны 2 помощника. Встали спиной друг к другу. Сделали по 3 шага. На каком расстоянии в шагах они находятся от меня. Если рассматривать на координатной прямой, то каким координатам соответствуют мои помощники? Ещё раз напомните, в каком направлении двигались помощники? Значит числа 3 и -3 называются какими?

Все понятия противоположностей, которые мы с вами давали, субъективны и зависят от личного восприятия каждого человека. Одному вода кажется горячей, другому холодной, одному еда вкусна, другому – нет. В математике же, науке точной, всё должно быть строго и чётко. Попробуем, следуя схеме, дать определение противоположных чисел.

Два числа

называются

….,

если

они

отличаются ТОЛЬКО

……. .

Посмотрите на доску, кому соответствуют числа с противоположными координатами?

Числа 3 и -3 называются …(противоположными), т. к. они …(отличаются только знаком).

Назовите общее этих чисел. Их отличия.

Числа -2 и 5 отличаются знаком, они тоже являются противоположными, я права? (Нет, так как расстояния от нуля до этих чисел не равны).

А какое число противоположно 0?

Значит, как точно определить противоположные числа?

Два числа, которые отличаются только знаком, называются противоположными.

Приведите свои примеры.

4. Первичное закрепление (Приложение1)

Задание№1. На столах у учеников табличка с зашифрованным названием положительных и отрицательных чисел в древности.

Выберите числа, противоположные данным и расшифруйте слова.

-2 О                    -(-(-45)) Е           22 Щ                  -(-8,5) М              -(-10) У               7 Д

- (-19) В              -45 Е                  17 Т                    6,3 Г                    3 Л             - (-(-63)) К

-(-(-5)) И             -(-63) С

-7

2

-3

-6,3

,

5

-8,5

-10

-22

45

-63

-17

-19

2

Д

О

Л

Г

,

И

М

У

Щ

Е

С

Т

В

О

5. Историческая справка (Приложение 3)

История говорит о том, что люди долго не могли привыкнуть к отрицательным числам. Отрицательные числа казались им непонятными, ими не пользовались, просто не видели особого смысла. Положительные числа долго трактовали как «имущество» (прибыль), а отрицательные – как «долг», «убыток». Лишь в Древней Индии и Китае догадались вместо слов «долг в 10 юаней» писать просто «10 юаней», но рисовать их черной тушью.

Возникновение современных знаком «+» и « - » не совсем ясно. В Италии ростовщики, давая деньги в долг, ставили перед именем должника сумму долга и черточку, вроде нашего минуса, а когда должник возвращал деньги, зачеркивали ее, получалось что-то вроде нашего плюса.

Современные знаки «+» и «-» появились в Германии в последнее десятилетие 15 века в книге Видмана, которая была руководством по счету для купцов.

6. Физминутка

Я показываю упражнение, а вы выполните противоположное действие. Все сели. Руку правую вперед, а потом ее назад, а потом ее вперед и совсем мы не трясем. ( также другую руку) Встали, сели, встали, сели руки опустили, вместе вверх подняли и на стулья встали

Сели, не прыгаем на левой ноге: раз, два, три, четыре; на правой: раз, два, три, четыре.

Наклоны головы вверх-вниз,влево-право. Встали на стулья громко.

7. Закрепление нового материала

№ 2. Заполните пустые клетки: (Приложение 1)

a

4

0

-6

-a

-3

-5

-2

-1

Если число а положительное, то ему противоположное _______________________________________________________________

Если число а отрицательное, то ему противоположное _______________________________________________________________

Если число а=0, то ему противоположное, ______________________

№ 3. Кто быстрее:

Какое число противоположное числу -2?  Можно записать –(-2)=2

  Числу -1,6?   Можно записать –(-1,6)=1,6

Какое число противоположное числу -m?  Как это можно  записать?  -(…)=…

Чему равно число –(-(-(-5)))?  Почему?

Чему равно число –(-(-(-(-10.32))))? Почему?

Вывод:

а) Если перед числом стоит чётное количество минусов, то получится _________________ число.

б) Если перед числом стоит нечётное количество минусов, то получится __________________ число.

№ 4. Поставьте вместо пропусков  такое число, чтобы получилось верное равенство

-(-3,7))=…         0=…     5=-(-…)       -(-3)=…       20=-(…)       -(-(-(-6)))=…

-(-4)=..         –(-(-1,2))=…

№5  Решите уравнение, используя полученные знания

1 группа -х=3,04      - у=-1,45    а=-(-2,37)

2 группа  -х=42,5       -у=-1,8      а=-(-9,26)

8. Тест «Составить ключевое слово» (Приложение 2)

Ключевое слово-- МИНУС

9. Рефлексия деятельности

1. Что нового вы узнали?

2. Чему научились?

3. Какие числа называют противоположными?

4. Зачем нужны противоположные числа?

5. Какое число противоположно самому себе?

6. Сколько у каждого числа существует противоположных?

Итак, что мы сегодня повторили…..

Изучили……..

Закрепили…….

При наличии времени, читает сказку:

В точечном царстве, в координатном государстве, на берегу нулевой реки жили-были числа-близнецы. Их домики стояли на одинаковом расстоянии от нулевой реки. Только одни из них поселились на левом берегу, а другие - на правом, противоположном, поэтому числа 1 и -1, 2 и -2, 3 и -3, ... стали называть … противоположными.

Но случилась беда: стали теряться пары противоположных чисел. Сыщики выяснили, что они исчезают в нулевой реке. Почему исчезали пары чисел? Это мы узнаем на следующих уроках

10. Домашнее задание: п.27 № 943; 944; 945 или придумать сказку про противоположные числа.

        Приложение 1.

Задание №1. Перед вами табличка с зашифрованным названием положительных и отрицательных чисел в древности.

Выберите числа, противоположные данным и расшифруйте слова.

-2 О                    -(-(-45))  Е         22 Щ           -(-8,5)  М            -(-10)  У            7 Д

- (-19)  В              -45   Е               17  Т               6,3  Г        3  Л           - (-(-63)) К

-(-(-5))  И             -(-63)  С

-7

2

-3

-6,3

,

5

-8,5

-10

-22

45

-63

-17

-19

2

,

№ 2. Заполните пустые клетки:

a

4

0

-6

-a

-3

-5

-2

-1

Если число а положительное, то ему противоположное _______________________________________________________________

Если число а отрицательное, то ему противоположное _______________________________________________________________

Если число а=0, то ему противоположное, ______________________

№ 3. Кто быстрее:

Какое число противоположное числу -2?  Можно записать –(-2)=

Какое число противоположное числу -1,6?   Можно записать –(-1,6)=

Какое число противоположное числу -m?  Как это можно  записать?  -(…)=…

Чему равно число –(-(-(-5)))?  Почему?

Чему равно число –(-(-(-(-10.32))))? Почему?

Вывод:

а) Если перед числом стоит чётное количество минусов, то получится _________________ число.

б) Если перед числом стоит нечётное количество минусов, то получится __________________ число.

№ 4. Поставьте вместо пропусков  такое число, чтобы получилось верное равенство

-(-3,7))=…         0=…     5=-(-…)       -(-3)=….       20=-(….)       -(-(-(-6)))=…

-(-4)=….         –(-(-1,2))=….

№5  Решите уравнение, используя полученные знания

1 группа    -х=3,04               - у= -1,45                    а= - (-2,37)

                   х=…                     у= …                        а=….

2 группа    -х=42,5                  -у=-1,8                         а=-(-9,26)

                   х=…                     у= …                        а=….

 Приложение 2.

Тест «Составить ключевое слово» 

Приложение 3.

 Историческая справка

История говорит о том, что люди долго не могли привыкнуть к отрицательным числам. Отрицательные числа казались им непонятными, ими не пользовались, просто не видели особого смысла. Положительные числа долго трактовали как «имущество» (прибыль), а отрицательные – как «долг», «убыток». Лишь в Древней Индии и Китае догадались вместо слов «долг в 10 юаней» писать просто «10 юаней», но рисовать их черной тушью.

Возникновение современных знаком «+» и « - » не совсем ясно. В Италии ростовщики, давая деньги в долг, ставили перед именем должника сумму долга и черточку, вроде нашего минуса, а когда должник возвращал деньги, зачеркивали ее, получалось что-то вроде нашего плюса.

Современные знаки «+» и «-» появились в Германии в последнее десятилетие 15 века в книге Видмана, которая была руководством по счету для купцов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Учиться можно весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» Анатоль Франс

Слайд 3

а) Числа, используемые при счете предметов, называют… - десятичными дробями; - натуральными числами . б) Прямая с выбранными на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением называется… - координатным лучом; - координатной прямой . в) Отрицательные числа находятся на координатной прямой… - справа от нуля; - слева от нуля . г) Нуль – число… - положительное; - нейтральное; - отрицательное .

Слайд 4

д ) Какие числа расположены правее нуля ? е) Какие числа называются отрицательными ? ё) Назовите число, которое не является ни положительным, ни отрицательным ж) Где на координатной прямой расположены отрицательные числа?

Слайд 5

Мужчина высокий и….

Слайд 6

Клавиши черные и …

Слайд 7

Собака большая и …

Слайд 8

Противоположные числа 6 класс.

Слайд 9

Два числа называются …., если они отличаются ТОЛЬКО ……. .

Слайд 10

Противоположные числа - кому соответствуют числа с противоположными координатами?

Слайд 11

Перед вами зашифровано название положительных и отрицательных чисел в древности. В таблице выберите числа, противоположные данным и расшифруйте слова. Задание № 4 -2 О -(-(-45)) Е 22 Щ -(-85)) М -(-10)) У 7 Д -(-19)) В -45 Е 17 Т 6,3 Г 3 Л -(-(-63)) К -(-(-5)) И -(-63) С -7 2 -3 -6,3 , 5 -8,5 -10 -22 45 -63 -17 -19 2 ,

Слайд 12

Заполните пустые клетки таблицы Х 3 4 5 2 0 1 -6 -Х -3 -4 -5 -2 0 -1 6 Задание № 3

Слайд 13

Если число а положительное , то ему противоположное - а положительное Если число а отрицательное , то ему противоположное - а отрицательное Если число а =0 , то ему противоположное, - а = 0 Задание №2

Слайд 14

1) Какое число противоположное числу -2 ?____ Тогда можно записать -(- 2) = 2 2) Какое число противоположное числу -1,6 ? __ Тогда можно записать -( -1,6 ) = 1,6 3) Какое число противоположное числу - т ?___ Тогда можно записать -( - т ) = т Чему равно число -(-(-(- 5 ))) ? Почему? Чему равно число -(-(-(-(- 10,32 )))) ? Почему? т 1,6 2 Кто быстрее !?

Слайд 15

Вывод: а) Если перед числом стоит чётное количество минусов , то получится число. б) Если перед числом стоит нечётное количество минусов , то получится число . Закрепление материала .

Слайд 16

- (- 5 ) Поставьте вместо такое число, чтобы получилось верное равенство -(-(-(-6 ))) = 0= -(-4 ) = -(-(-1,2)) = 5 = 20 = - (-3) = - (-3,7) = - (-20) 3,7 4 3 0 6 -1,2 Задание № 5

Слайд 17

Решите уравнения, используя полученные знания 1 группа 2 группа - х = 3,04 -у =-1,45 а =-(-2,37) -х=42,5 -у=-1,8 а=-(-9,26) х = -3,04 у = 1,45 а =2,37 х = -42,5 у = 1,8 а = 9,26 Задание № 6

Слайд 18

Тест Составьте «ключевое слово» 1 . Какие из чисел являются противоположными? к) 0 и 5 л) и м) -8,1 и 8,1 н) 4 и -1,4 2. Найдите среди чисел пары противоположных:1,72 ; -0,3; -0,62; 0,7; - 9,1; 0,62; 1,9; -1,27 а) 1,72 и -1,27 и) -0,62 и 0,62 е) - 9,1 и 1,9 о) -0,3 и 0,7 3. Дано отрицательное число. Каким числом будет ему противоположное? л ) отрицательным м) 0 н) положительным 4 . Вставьте вместо * пропущенное число: - (-3,5)= * о) -3,5 у) 3,5 я) 5,3 5. Решите уравнение - х = -8,35 б ) 8,53 в) -8,53 р) 0,53 с) 8,35 М И Н У С Задание №5

Слайд 19

Спасибо за урок! Домашние задание: № 943, 944, 945 или придумать сказку про противоположные числа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по математике 5 класс "Рациональные числа"

Урок математики в 6 классе "Рациональные числа".Урок объяснения нового материала....

Действия с десятичными дробями. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное число. План-конспект урока по математике для 9 класса VIII вида

Цель: учить выполнять элементарные расчеты платежей за коммунальные услуги, используя арифметические задачи    практического содержания по теме.Задачи:Образовательная: тренировать, учит...

план - конспект урока по математике в 6 классе по теме "Действия с рациональными числами"

Обобщающий интегрированный урок по теме "Действия с рациональными числами". Урок можно провести , работая по любой программе математика 5-6 классов.На уроке отрабатываются умения и навыки выполнения д...

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА «СВОЙСТВА ДЕЙСТВИЙ С РАЦИОНАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ»

1.     ФИО (полностью)  Белоусова Елена Викторовна2.     Место работы МКОУ «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района ...

План-конспект урока по математике 5 класс Тема: "Действия с натуральными числами"

закрепление вычислительных навыков, развитие коммуникативных качеств, воображения.Фрагмент урока математики с содержаниемПо финансовой грамотности...