Понятие дроби. Обыкновенная дробь
презентация к уроку по математике (5 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Давным -давно… Хорошо, когда на столе есть целое яблоко, и можно его съесть одному. Но иногда приходится делить яблоко на части , т.е. дробить , чтобы поделиться с кем-нибудь . Так получаются ДРОБИ . Помните, как было в детском мультфильме : «Мы делили апельсин, Много нас, а он один… Интересно, а в древности знали про дроби?
В древности к целым и дробным числам относились по-разному: предпочтения были на стороне целых чисел. « Если ты захочешь делить единицу, математики высмеют тебя и не позволят это делать» , - писал основатель афинской Академии Платон. Но не все древнегреческие математики соглашались с Платоном. С дробями свободно обращались Архимед и Герон Александрийский.
Даже Пифагор, который трепетно относился к натуральным числам, создавая теорию музыкальной шкалы, связал основные музыкальные интервалы с дробями.
Хочу всё знать и уметь – А как половину записать цифрами? Возьмём полоску бумаги. Разделим её на 2 равные части, свернув полоску пополам. По линии сгиба проведём черту. – На сколько равных частей разделили полоску? ( На 2 части ) Запишем число 2 под чертой вот так: . Черту называют дробной , а число, записанное под чертой – знаменателем. Закрасим одну часть красным цветом . – Сколько частей закрасили красным цветом? (1 часть) Запишем число 1 над дробной чертой вот так: Число, записанное над чертой, называют числителем. ВЫВОД: красным цветом закрашена (одна вторая) часть полоски ( на практике обозначает половину некоторой величины)
Обыкновенные дроби Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой – числитель , знайте, Под чертою – знаменатель. Дробь такую, непременно, Надо звать обыкновенной. Назовите числитель и знаменатель каждой дроби
Изображение дробей в Древнем Египте
В Древнем Китае вместо черты использовали точку
Дроби в Древней Руси ½ - «половина», «пол» ⅓ - «треть» ¼ - «четверть» ⅙ - «полтрети» ⅛ - «полчети» ⅟ 12 – « пол-полтрети » В древней Руси дроби называли долями или ломаными числами .
Индия Современную систему записи дробей с числителем и знаменателем создали в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель - снизу и не писали дробной черты .
Арабская письменность А записывать дроби в точности, как сейчас, стали арабы.
Первым дробную черту ввёл итальянский математик Леонардо Пизанский (Фибоначчи) в 1202 году
ЗАПОМНИТЕ ! …называют рациональными числами, обыкновенными дробями или короче – дробями числитель дробная черта знаменатель (на сколько разделили) Знаменатель не равен нулю!
При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода (одна, две, восемь и т.д.), а знаменатель – порядковое числительное (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.) Например: - одна пятая; - две шестых; - восемьдесят три сто пятьдесят вторых
Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято. Прочитайте дроби. Что показывает числитель и знаменатель каждой дроби?
Решите задачу: Шустрый мышонок Джерри успел взять кусок сыра и вернулся ещё за сыром, но не тут-то было… Какую часть сыра взял мышонок, и какая часть сыра досталась Тому? Какую часть сыра составляет каждый кусок ? Сверим ответы: 1) ; 2) ; 3) ; ; .
Решите задачу: 1 . Сколько в сутках часов? 2 . Какая часть суток пройдёт, если будильник будет показывать: а) 1 час , б) 3 часа , в) 5 часов , г) 11часов ? 1 . 24 часа а) 1 ч – суток; суток; суток; в) 5 ч – г) 11 ч – суток; б) 3 ч –
Физминутка
Рефлексия Выберите утверждение: Все понял, могу помочь другим Запомню надолго Все понял Могу, но нужна помощь Ничего не понял
Домашнее задание № 1 Вкусное задание: 1) Купите мандарин или апельсин. Разделите его на дольки, посчитайте, сколько всего долек? Угостите своих родных и не забудьте записать, какую часть фрукта получил каждый, и какая часть досталась вам. 2) Купите большую шоколадку. Разделите её на дольки, посчитайте, сколько всего долек? Угостите своих родных и не забудьте записать, какую часть шоколадки получил каждый, и какая часть досталась вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие в страну дроби. Обыкновенные дроби.
Урок - игра "Путешествие в страну дроби" . Игровая технология позволяет достичь единства эмоционального и рационального в обучении. В процессе игровой деятельности ученик проявляет свою индивидуальнос...
Урок математики в 5 кл на тему "Понятие дроби. Обыкновенная дробь"
Математика 5 класс Понятие дроби. Обыкновенная дробь. Урок №1 по учебнику «Математика 5» Никольский С.М., Потапов М.К. и др....
урок математики, 5 класс, Понятие доли. Обыкновенные дроби.
Цель урока: Организация деятельности учащихся по понятию доли и установлению взаимосвязи целого и частей обыкновенными дробями.Образовательные задачи урока (формирование познавательн...
Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби".
Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби"....
открытый урок "Понятие дроби. Обыкновенная дробь." 5 класс
этот отрытый урок я проводила в 5 кл,когда участвовала в конкурсе учитель года-2015 на муниципальном уровне...
Открытый урок "Понятие дроби. Обыкновенная дробь" 5 класс
Понятие дроби. Обыкновенная дробь...
Понятие обыкновенной дроби. Сокращение дробей.
Данная презентация направлена на изучение термина "Обыкновенная дробь". В презентации имеется историческая справка о появлении обыкновенных дробей.На примерах показано, что есть обыкновенная...