Урок математики в 5 кл на тему "Понятие дроби. Обыкновенная дробь"
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
Математика 5 класс
Понятие дроби. Обыкновенная дробь. Урок №1 по учебнику «Математика 5» Никольский С.М., Потапов М.К. и др.
Цель урока: сформировать понятие дроби и подготовить учащихся к изучению сравнения дробей и арифметических действий с ними
Планируемые результаты:
Личностные: развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач; формировать представления о математике как способе познания, сохранения и гармоничного развития мира, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
Метапредметные: развивать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; формировать умение работать в группах;
Предметные: развивать умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию); развивать представления о числе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciyak_uroku_.pptx | 1.04 МБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka_ponyatie_drobi.obyknovennaya_drob.docx | 29.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Давным -давно… Хорошо, когда на столе есть целое яблоко, и можно его съесть одному. Но иногда приходится делить яблоко на части , т.е. дробить , чтобы поделиться с кем-нибудь . Так получаются ДРОБИ . Помните, как было в детском мультфильме : «Мы делили апельсин, Много нас, а он один… Приведите свой жизненный пример деления одного целого предмета на части. Интересно, а в древности знали про дроби ? 2
В древности к целым и дробным числам относились по-разному: предпочтения были на стороне целых чисел. « Если ты захочешь делить единицу, математики высмеют тебя и не позволят это делать» , - писал основатель афинской Академии Платон. Но не все древнегреческие математики соглашались с Платоном. С дробями свободно обращались Архимед и Герон Александрийский. 3
Даже Пифагор, который трепетно относился к натуральным числам, создавая теорию музыкальной шкалы, связал основные музыкальные интервалы с дробями. 4
Хочу всё знать и уметь – А как половину записать цифрами? Возьмите полоску бумаги. Разделите её на 2 равные части, свернув полоску пополам. По линии сгиба проведите черту. – На сколько равных частей разделили полоску? ( На 2 части ) Запишем число 2 под чертой вот так: . Черту называют дробной , а число, записанное под чертой – знаменателем. Закрасьте одну часть красным цветом . – Сколько частей закрасили красным цветом? (1 часть) Запишем число 1 над дробной чертой вот так: Число, записанное над чертой, называют числителем. ВЫВОД: красным цветом закрашена (одна вторая) часть полоски ( на практике обозначает половину некоторой величины) 5
Обыкновенные дроби Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой – числитель , знайте, Под чертою – знаменатель. Дробь такую, непременно, Надо звать обыкновенной. Назовите числитель и знаменатель каждой дроби 6
Изображение дробей в Древнем Египте 7
В Древнем Китае вместо черты использовали точку 8
Дроби в Древней Руси ½ - «половина», «пол» ⅓ - «треть» ¼ - «четверть» ⅙ - «полтрети» ⅛ - «полчети» ⅟ 12 – « пол-полтрети » В древней Руси дроби называли долями или ломаными числами . 9
Индия Современную систему записи дробей с числителем и знаменателем создали в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель - снизу и не писали дробной черты . 10
Арабская письменность А записывать дроби в точности, как сейчас, стали арабы. 11
Первым дробную черту ввёл итальянский математик Леонардо Пизанский (Фибоначчи) в 1202 году 12
Физминутка Одолела нас дремота, Шевельнуться неохота. Ну-ка, делайте со мною Упражнение такое: Раз – поднялись, потянулись, Два – нагнулись, разогнулись, Три – в ладоши три хлопка Головою три кивка. 13
ЗАПОМНИТЕ ! …называют рациональными числами, обыкновенными дробями или короче – дробями числитель дробная черта знаменатель (на сколько разделили) Знаменатель не равен нулю! 14
При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода (одна, две, восемь и т.д.), а знаменатель – порядковое числительное (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.) Например : - одна пятая; - две шестых; - восемьдесят три сто пятьдесят вторых 15
Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято. Прочитайте дроби. Что показывает числитель и знаменатель каждой дроби? 16
Решите задачу: Шустрый мышонок Джерри успел взять кусок сыра и вернулся ещё за сыром, но не тут-то было… Какую часть сыра взял мышонок, и какая часть сыра досталась Тому? Какую часть сыра составляет каждый кусок ? Сверим ответы: 1) ; 2) ; 3) ; ; . 17
Запишите в виде обыкновенной дроби Две седьмых Четыре девятых Одна сотая Шесть восьмых Три двадцать пятых Половина Проверка: 18
Закрашенная часть каждой фигуры обозначена дробью . Если дробь записана верно , то хлопайте; если дробь записана неверно , то топайте. 19
Решите задачу: 1 . Сколько в сутках часов? 2 . Какая часть суток пройдёт, если будильник будет показывать: а) 1 час , б) 3 часа , в) 5 часов , г) 11часов ? 1 . 24 часа а) 1 ч – суток; суток; суток; в) 5 ч – г) 11 ч – суток; б) 3 ч – 20
Рефлексия Выбери утверждение: Все понял, могу помочь другим Запомню надолго Все понял Могу, но нужна помощь Ничего не понял 21
Домашнее задание П. 4.1., № 718, 726. Вкусное задание: 1) Купи мандарин или апельсин. Раздели его на дольки, посчитай, сколько всего долек? Угости своих родных и не забудь записать, какую часть фрукта получил каждый, и какая часть досталась тебе. 2) Купи большую шоколадку. Раздели её на дольки, посчитай, сколько всего долек? Угости своих родных и не забудь записать, какую часть шоколадки получил каждый, и какая часть досталась тебе. 22
Предварительный просмотр:
Тема: Понятие дроби. Обыкновенная дробь.
- Михайлова Галина Ивановна МОУ – СОШ с.Карпенка Краснокутского района Саратовской области
- Учитель математики
- Математика
- 5 класс
- Понятие дроби. Обыкновенная дробь. Урок №1
- «Математика 5» Никольский С.М., Потапов М.К. и др.
- Цель урока: сформировать понятие дроби и подготовить учащихся к изучению сравнения дробей и арифметических действий с ними
- Планируемые результаты:
Личностные: развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач; формировать представления о математике как способе познания, сохранения и гармоничного развития мира, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
Метапредметные: развивать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; формировать умение работать в группах;
Предметные: развивать умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию); развивать представления о числе.
- Тип урока: открытие новых знаний
- Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная
- Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, историко-математический материал, раздаточный материал для групповой работы.
- Структура и ход урока
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Универсальные учебные действия |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Настрой на работу. | Создать условия для возникновения внутренней потребности | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам |
2.Этап актуализации и пробного учебного действия. | Активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); - Считать Разные варианты ответов Попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание и зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании. - Дроби - Об обыкновенной | Активизирует знания учащихся и подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. - Как вы думаете, что люди научились делать раньше: считать или записывать числа? -А всегда ли при делении можно было получить ответ в виде натурального числа? Презентация Слайд 2 - Помните, как было в детском мультфильме: «Мы делили апельсин, много нас, а он один…» - Хорошо, когда на столе есть целое яблоко, и можно его съесть одному. Но иногда приходится делить яблоко на части, т.е. дробить, чтобы поделиться с кем-нибудь. Попробуйте разделить поровну 1 яблоко на четверых. - Приведите свой жизненный пример деления одного целого предмета на части.
Прослушайте следующие строки, какое слово, по вашему мнению, имеет отношение к нашему уроку? «Математика-царица всех наук, Полюби её, мой друг! В ней числа, уравнения, Дроби и неравенства, Ученье без конца, Но жизнь без математики, Увы, была б скучна». - А что такое дробь или рациональное число? Это слово имеет несколько значений. Вам приходилось слышать это слово не один раз и с разными значениями: охотничья дробь, барабанная дробь, обыкновенная дробь. -Как вы думаете, о какой дроби сегодня пойдет речь? | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Логические: – формулирование проблемы. |
Проанализировали, зафиксировали, какого знания или умения не достает для решения исходной задачи (причина затруднения) | Анализирует причины затруднений и помогает в выборе знания, которого недостает - Натуральные числа вы умеете записывать. А кто-нибудь сможет записать рациональные числа или дроби? | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач | |
4.Этап постановки темы урока и учебной цели. | В коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться); предложили и согласовали тему урока -Понятие дроби. Обыкновенная дробь. - Познакомиться с обыкновенными дробями, узнать, как записывались дроби у разных народов и научиться записывать рациональные числа. | Консультирует, проверяет,согласовывает, уточняет тему урока - А как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока? Слайд 1 - Какие задачи стоят сегодня перед нами? Подвести промежуточный итог. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные: планирование учебной деятельности |
5.Этап открытия новых знаний | Применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение; зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и записи дробей; зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения. | Интересно, а в древности люди знали про дроби? Слайд 3,4 - В древности к целым и дробным числам относились по-разному: предпочтения были на стороне целых чисел. «Если ты захочешь делить единицу, математики высмеют тебя и не позволят это делать», - писал основатель афинской Академии Платон. Но не все древнегреческие математики соглашались с Платоном. С дробями свободно обращались Архимед и Герон Александрийский. Даже Пифагор, который трепетно относился к натуральным числам, создавая теорию музыкальной шкалы, связал основные музыкальные интервалы с дробями. Слайд 5 – А как половину записать цифрами? Возьмите полоску бумаги. Разделите её на 2 равные части, свернув полоску пополам. По линии сгиба проведите черту. – На сколько равных частей разделили полоску? Запишем число 2 под чертой вот так: Черту называют дробной, а число, записанное под чертой – знаменателем. Закрасьте одну часть красным цветом . – Сколько частей закрасили красным цветом? Запишем число 1 над дробной чертой вот так: . Число, записанное над чертой, называют числителем. ВЫВОД: красным цветом закрашена (одна вторая) часть полоски ( на практике обозначает половину некоторой величины) Слайд 6 Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой – числитель, знайте, Под чертою – знаменатель. Дробь такую, непременно, Надо звать обыкновенной. - Назовите числитель и знаменатель каждой дроби . - Хотите узнать, как изображались обыкновенные дроби у разных народов? Слайд 7,8,9,10,11,12 Физминутка. Слайд 13 Одолела нас дремота, Подвести промежуточный итог Слайд 14,15,16 | Коммуникативные: развитие умения работать в группе Познавательные: построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания |
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | Решили (фронтально) несколько типовых заданий на новый способ действия; при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование Работа в группах. | Организовывает решение типовых заданий (фронтально) Задача на слайде Слайд 17 Слайд 18 Поменяйтесь друг с другом тетрадями и проверьте результаты Слайд 19 Слайд 20
Устная работа № 733, №734, № 737 | Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач |
7.Этап групповой работы. | Работа в группах. Готовый результат работы представить классу (анализировать, систематизировать) | Творческие задания № 720, № 722, № 724 (у доски, в тетрадях) | Коммуникативные: управление поведением партнёра, разрешение конфликтов, умение полно и точно выражать свои мысли Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение, классификация и построение логической цепи рассуждений Регулятивные: уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера Предметные: развитие представлений о числе |
8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой | Самостоятельно выполнять типовые задания на новый способ действия Выполнять самопроверку Выявить причины ошибок и их исправление | Организовывает самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовывает самопроверку учащимися своих решений ; создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления № 717 В-1: № 727 (а), № 729(1 строка) В-2: № 727 (б), № 729(2 строка) В-3: № 727(в), № 730(1 строка) | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: контроль, оценка, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Предметные: развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до рациональных, умение применять изученный материал |
9. Рефлексия учебной деятельности, подведение итогов урока | Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносит цель и результаты Выбирают утверждение, соответствующее настроению на уроке Намечают перспективу последующей работы Запись домашнего задания | Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке; Слайд 21 намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности) Слайд 22 Комментирует домашнее задание: п.4.1., № 718, 726 и вкусное домашнее задание по выбору. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Познавательные: умение структурировать знания Личностные: смыслообразование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок математики в 6 классе по теме "Обыкновенные дроби"
Урок-игра по математике "Математический бой". Закрепление знаний, умений и навыков по теме "Обыкновенные дроби"....
Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме «Обыкновенные дроби».
Это урок обобщающего повторения и закрепления знаний по данной теме.Задачи урока:Обучающие: обобщить и закрепить полученные знания и умения по теме «Обыкновенные дроби».Развивающие: развитие ана...
Конспект урок математики в 6-м классе "Деление обыкновенных дробей"
Конспект урока...
Урок математики в 5 классе "Действия с обыкновенными дробями" УМК Мордкович А.Г.
Цель: Закрепление изученных действий с дробями при решении примеров и задач; развитие познавательной активности учащихся.Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний....
План-конспект урока математики в 5 классе "Действия с обыкновенными дробями"
Данный урок содействует закреплению понятия "обыкновенные дроби", поможет отработать навыки основных действий с дробями и закрепить умение решать задачи на части. Это урок-путешествие в Древнюю Грецию...
Презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Обыкновенные дроби. Решение задач на нахождение части"
Презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Обыкновенные дроби. Решение задач на нахождение части"....
Задания для самостоятельной работы по математике для 6 класса по теме: "Обыкновенная дробь. Десятичная дробь. проценты"
Задания для самостоятельной работы по математике для 6 класса по теме: "Обыкновенная дробь. Десятичная дробь. проценты"...
Комментарии
Буду рада, если кому-то
Буду рада, если кому-то пригодится.
Урок по ФГОС
Со следующего года и мы перейдем на ФГОС в 5 кл.
18.12
18.12