Разработка урока по теме "Деление десятичных дробей"
методическая разработка по математике (6 класс)

Лифанова Вера Алексеевна

Данная разработка содержит технологическую карту урока. Разработка урока "Деление десятичных дробей" может быть использована на уроке комплексного применения знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx40.17 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Деление десятичных дробей»

ФИО учителя: Лифанова Вера Алексеевна

Место работы, должность: МОУ СШ № 2 п.Селижарово, учитель математики

Предмет: математика

Класс: 6

Базовый учебник: Математика 6 класс - Е.А. Бунимович .– М.: Просвещение, 2018

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

Цели урока

образовательная

  • формирование навыков деления десятичных дробей;

воспитательная

  • воспитание внимательности, ответственности, трудолюбия, воли;
  • формирование критического отношения к себе, самооценки знаний, инициативы и аккуратности;
  • воспитание эстетических качеств и умения общаться;

развивающая

  • развитие познавательных интересов,  самоконтроля;
  • развитие  логического  мышления, логики, речи, памяти и внимания;
  • развитие вычислительных навыков;
  • формирование коммуникативной компетенции через работу  в парах;

Технологии:

технология уровневой

дифференциации;

 информационно –коммуника-тивные технологии;

диалогические технологии;

здоровьесберегающие технологии

Межпредметные связи:

Математика, история математики, литература

Методы, приемы:

 словесный, наглядный,  метод обобщения, интерактивный метод, практический метод, метод  демонстрации, мотивационный метод

Прием анализа и синтеза, прием «Найди ошибку» 

Формы организации деятельности на уроке:

-фронтальная;

-индивидуальная;

-парная;

 

Планируемый результат

Предметный (ПР):

  • развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать и извлекать необходимую информацию);
  • самостоятельно выделять познавательную цель урока и формулировать тему:
  • применять теоретический материал урока при выполнении различных заданий.

Личностный (ЛР):

  • формировать культуру умственного труда;
  • развивать навыки сотрудничества со сверстниками
  •     умение контролировать процесс и результат  учебной и математической деятельности;

Метапредметный (МР):

  • развитие умений организации учебной деятельности;
  • уметь точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики;
  • уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности;

Организация пространства

Ресурсы (основные,
дополнительные):

УМК:  учебник математики 6 класса - автор Е.А. Бунимович., интерактивная доска,   мультимедийная установка, компьютерная презентация

Организация деятельности на уроке

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

(в т.ч. задания,
выполнение которых приведет к
достижению запланированных
результатов)

Организационный
момент.
Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Учитель проверяет готовность шестиклассников   к уроку, создает условия для благоприятного психологического настроя на работу.

            Добрый час!

Очень  рада видеть вас.

Улыбнулись. Подровнялись.

Друг на друга поглядели

И тихонько дружно сели.

      Пусть сегодня для нас всех,

      Нам сопутствует успех!

Сегодня на уроке, ребята, нам предстоит выполнить серьёзную работу.

 От вас потребуется усидчивость, стремление, внимание, последовательность и правильность выполнения заданий.

На протяжении всего урока вы будете оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

Слушают учителя, настраиваются на работу

Формулировка темы урока, постановка цели и задач урока.

Предлагает разгадать ребусы и определить тему урока, прочитать и осмыслить  девиз  урока «Не говори : «Не могу», а говори : «Научусь!»,

применить его к постановке цели урока. 

Направляет обучающихся на формирование задач предстоящей работы.

Называют  ключевые слова урока, формируют тему.

Читают и стараются осмыслить высказывание, применяют его к постановке цели  и задач урока.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся.

Организует  проверку домашнего задания с помощью игры «Спортлото». (Учебник- №232,233(1 строчка), №337б)

Обучающиеся класса  проверяют  ответы к выполненным заданиям, отмечая в тетради знаком «+»

Выигрывают те, кто нашел все правильные ответы. Проводится самооценка.

Для проигравших проводится  индивидуальная консультация по домашнему заданию после урока, разбираются ошибки.

Актуализация знаний.

- Индивидуальная работа по карточкам на месте

-Индивидуальная работа у доски

-Математическая  разминка

  Невозможно изучать новое  без повторения уже изученного. Поэтому давайте повторим теоретические вопросы по теме «Деление десятичных дробей».  

Предлагает:

- четырем  обучающимся выполнить задания на карточках по изучаемой теме;

-индивидуальную работу у доски на деление и умножение десятичных дробей

Проводит актуализацию опорных знаний и способов действий, организуя диалог с обучающимися.

 

Вместе с обучающимися контролирует правильность ответов.

Четверо обучающихся выполняют  индивидуальные задания на карточках  (приложение 1)

Один обучающийся  работает у доски: 

           2,7*100          64,9: 100  

   0,358*1000       13,3*2    

 4,8 : 1000                  

  17,64 : 10              5,2 : 4

Остальные обучающиеся класса  работают устно, отвечая на вопросы и выполняя задания:

-формулируют  правила

  умножение десятичных дробей:

          а) на 10, 100, 1000 и т. д.;

          c) на десятичную дробь.

 2,8 * 0,2             0,1 * 1,56

 16,8*10              23,7*100

-формулируют  правила  деления десятичных дробей:

          a)на натуральное число;

          b)на 10,100,1000 и т. д.

         c) на десятичную дробь

  •  -выполняют  деление:

   а)  7,5 : 3;  4,5 : 3;  0,32 : 2;  0,54 : 2

 б) 24,4 : 10; 12,4 : 100; 2442,4 : 1000

в) 3,5 : 0,7;  35,7 : 0,7;  0,35 : 0,7;

-применяют правила в нестандартной ситуации:

 Вставьте пропущенное число:

2,35 * [  ]  = 23,5

98,25 : [  ]  = 0,9825

24,97 * [  ] = 24970

721: [  ]  = 7,21

-ищут зависимость и определяют числа ряда:
а) 12; 1,2 ; 0,12 ;…
б) 0,9 ; 1,8 ; 3,6 ; 7,2;…

-учащиеся оценивают решение учащегося, работающего у доски и выставляют оценку ( в результате вычислений и сопоставления ответов буквам,  ученик должен получить ключевое слово «Деление»)

Комплексное применение знаний на практике

Мотивационная беседа

Самой сложной операцией считали всегда  действие деления. На Руси существовало выражение:  

             « Умножение – мучение, а деление – беда».  

Предлагает:

-еще раз повторить алгоритм деления десятичных дробей и выполнить задания №232 бг, №234б из учебника:

Предлагает:

- выполнить задания, которые позволят  узнать имя знаменитого ученого ХV века, который впервые описал правила вычисления с десятичными дробями.

Знакомит учащихся с исторической справкой:

Решать задачу облегчения вычислений ученые начали еще с древних времен. Но только в ХV веке самаркандский астроном аль-Каши Джемшид Ибн Масуд  описал правила вычислений с десятичными дробями.

  Записал аль-Каши десятичные дроби также, как принято сейчас, но не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.

    В Европе распространение  десятичных дробей началось в начале 17 века.   В Англии в качестве знака,   отделяющего целую часть от дробной, была введена точка, которая до сих пор сохраняется в этой роли в США, Англии и других странах. Запятая вместо

точки была предложена в 1616-1617 годах английским математиком Джоном Непером.

    Огромная заслуга в изучении десятичных дробей также принадлежит фламандскому инженеру Симону Стевину, который написал книгу «Децималь». В ней он описал десятичные дроби, их применение в денежной системе, в мерах весов и длин.

 В России учение о десятичных дробях  впервые изложил  Леонтий Филиппович  Магницкий в 1703 г. в первом учебнике  математики «Арифметика, сиречь наука  числительная».     Широчайшее применение десятичные

  дроби получили в нашей стране в 19 веке   после введения метрической системы мер и весов Д.И.Менделеевым.

- учащийся решают у доски, проверяя себя по слайду

-класс решает в тетрадях

Работают  по вариантам, соотносят ответы и буквы, получают имя ученого. (КАШИ)

1в.-Решите задачу:

    Сколько кусков ленты по 2,5 м получится из мотка длиной 22,5 м?

       а)  9 – К    б) 7,5 – О            в) 9,6 – С

  2в. -  Реши задачу:  

    Сколько стоит 1 кг товара, если 1,5 кг стоят     54 рубля?

  а)3,6 – Р           б) 1,5 – Л          в) 36 – А

   3в.-  Уменьшите число 80,48 в 4 раза.

 а) 4,3 – И      б) 20,12 – Ш    в) 10,6 –  Н.

 4в. -  Разделите 5,6 на 0,8.

   а) 7 – И             б) 8 – А          в) 9 – Б.

Смотрят презентацию и слушают учителя

Физкульминутка

Настраивает на отдых в работе,  

читает стихотворение, следит за выполнением классом упражнений.

Тихо встали.

Поднимает руки класс – это «раз».

Повернулась голова – это «два».

Руки вниз, вперед смотри – это «три».

Руки в стороны по - шире развернули на «четыре»,

С силой их к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

Учащиеся выполняют упражнения и садятся на места

Добывание знаний в новой ситуации

 Настраивает на продолжение  работы:

            Улыбнемся друг другу,

            Пожелаем удачи.

            И продолжим урок

            Мы с решенья задачи.

Организует диалог с обучающимися  для решения  представленной задачи.

Задача: Из двух пунктов одновременно навстречу друг другу выехали два велосипедиста.

Скорость одного из них 18,5 км/ч, а скорость другого в 1,2 раза больше. Через сколько часов они встретятся, если расстояние между ними 16,28 км.

Подумайте , как решить эту задачу? Что мы можем

применить, чтобы решить эту задачу?

Предлагает сменить вид деятельности, поработать устно.

Задание «Найди ошибку»

а) 4 * а = 2,4                 б) 0,3 * b = 0,66

      а = 2,4 *4                      b = 0,66 :0,3

      а =  9,6                         b = 2,2

в) 4,8 : у  = 6                  г)  2,25 : с = 1,5

     у = 4,8 : 6                        с = 2,25 : 1,5

           у = 8                                с =  15

Работают в парах, обсуждая решение.

Затем одна из пар объясняет ход решения задачи.

Решение записывается на доске и в тетрадях:

  1. 18,5 * 1,2 = 22,2 (км/ч) – скорость второго велосипедиста
  2. 22,2+18,5 = 40,7 (км/ч) – скорость сближения
  3. 16,28 : 40,7 = 0,4(ч) – через столько времени велосипедисты встретятся.
  4. Ответ: 0,4 часа или  24 минуты

Учащиеся называют, какие ошибки допущены при решении уравнений и объясняют, как правильно выполнить задание.

Практикум по выполнению деления десятичных дробей

Мотивационная беседа:

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,  дай мне действовать самостоятельно – и я научусь».

Предлагает перейти к практикуму по выполнению заданий  на деление десятичных дробей

 (приложение 2).

 Учащиеся работают самостоятельно, затем проводят взаимопроверку по слайду.

Домашнее
задание

Учитель комментирует домашнее задание:

             

Записывают домашнее задание:

§15 № 233( 2 строчка), №238б

Для желающих творческое задание: составить  и красочно оформить задачу, при решении которой использовались бы все действия.

   Вместе с учителем обсуждают   этапы выполнения задания.

Рефлексивно-оценочный этап.

Учитель выявляет ценностное отношение обучающихся к полученным знаниям и самому процессу познания, акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности обучающихся на уроке, возвращает их к учебным задачам урока.

Подведем итоги урока.

Вспомним тему урока, цель урока.

Достигли ли мы цели урока?

Реши ли мы все поставленные задачи?

Учитель предлагает обучающимся  оценить  свои достижения и закончить какую-нибудь фразу.

Оценка работы учащихся учителем, выставление отметок.

Заканчивает урок  словами венгерского математика Д. Пойа: «Умение решать задачи – такое же практическое искусство, как умение плавать, или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путем подражания или упражнения».

 Формулируют еще раз тему урока, называют, какие цели и задачи ставились.

Отвечают, достигли цели или нет, выполнили поставленные задачи или нет:

Оценивают свою работу на уроке, продолжая предложенные фразы:

 Сегодня я повторил…

Сегодня я узнал…

Сегодня я научился

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

у меня получилось …

меня удивило…

мне захотелось…

Слушают учителя.

Выводы:

  1. Урок цели достиг. Учащиеся были активны на уроке, что подтверждается восприятием, пониманием, пробуждением познавательного интереса.
  2. Осуществлялись внутрипредметные связи.
  3. Полностью были использованы воспитательные возможности содержания учебного материала.
  4. Деятельность учителя и учащихся была организована правильно с позиций реализации принципов обучения.
  5. Требования к выбору методов обучения соблюдены, так как методы выбирались в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся.
  6. На уроке была создана комфортная психологическая среда.

Список использованной литературы  и интернет-ресурсы

1.Учебник: Математика 6 класс, Е.А. Бунимович .– М.: Просвещение, 2018

2.Задачник: Математика 6 класс, Е.А. Бунимович .– М.: Просвещение, 2018

3. Тренажер: Математика 6 класс, Е.А. Бунимович .– М.: Просвещение, 2018

4. http://www.myshared.ru/

5. https://kopilkaurokov.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Действия с десятичными дробями" 5 класс

Разработка урока "Действия с десятичными дробями" 5 класс...

Методическая разработка урока «Действия с десятичными дробями»

p { margin-bottom: 0.21cm; } Методическая разработка урока «Действия с десятичными дробями»...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...

Разработка урока "Деление на десятичную дробь"

Разработка урока "Деление на десятичную дробь"...

Презентация и разработка урока действия с десятичными дробями

Урок-путешествие. Действия с десятичными дробями....