Обыкновенные дроби 5 класс
учебно-методический материал по математике (5 класс)

Донгак Айзана Сергеевна

Разработки уроков по математике 5 класс 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Понятие обыкновенной дроби

Предмет: Математика

Класс: 5

Учебник: Мерзляк А.Г.,  Полонский В.Б. и др.  Математика: 5 класс.

Цель: Ознакомить учащихся с понятием дроби, научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби; понимать, что такое доля, половина, треть и четверть; уметь записывать дроби.

Задачи урока:

 Образовательные: Ввести понятие доли, обыкновенной дроби.  Развивать навыки записи и чтения обыкновенных дробей.

Развивающие: Создать условия для развития навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки, развития интеллектуальных качеств: внимания, воображения, памяти, умения анализировать, обобщать, выделять главное.

Воспитательные:

 Воспитать чувство дружественной атмосферы в классе и чувство сопереживания друг к другу. Воспитывать самостоятельность мышления, уважение к мнению других, умение работать в паре, формировать культуру устной и письменной речи, умение слушать и слышать.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать, что такое «доли», что показывает числитель дроби, знаменатель дроби; начать формирование умения решать задачи, содержание дроби.

Личностные:  уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные -  умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебный текст учебника, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию.

Основные понятия: доля, дробь, числитель, знаменатель.

Ресурсы:

  • Учебник «Математика. 5 класс» (автор Мерзляк А.Г.);
  • Презентация «Доли. Обыкновенные дроби».

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, парная.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование урока:

-проектор;

-экран;

-ноутбук;

- круги удовлетворенности;

- цветные карандаши;

- раздаточный материал.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

- Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников). Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал  известный  учёный  Аль - Бируни:

«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит»

Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

Отвечают на вопрос. Настраиваются на работу.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Этап актуализации и пробного учебного действия.

Активизирует знания учащихся  и подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Устный счёт по цепочке:

33 * 2 =     + 6 =     *7 =     - 419 =      : 5 = ? (Слайд 2.)

- Перед нами появилась проблема, и мы с вами сегодня на уроке должны ее решить. Какой результат получится в результате деления, как записать результат этого деления?

- Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм, герои которого – животные.

Просмотр ролика мультфильма «Апельсин» (фильм)

- Какой фрукт делили звери?

- Из чего он состоит?

- А какие дольки в апельсине?

- Значит, что такое доли?

 - Молодцы!

- На сколько частей надо разделить апельсин, чтобы все звери получили поровну? (Слайд 4.)

- . А сколько долек достанется трём зверям, а пяти?

- Так как апельсин разделили на 5 равных частей, значит, его разделили на 5 долей и каждый получил «одну пятую» долю апельсина, или, короче  «одну пятую апельсина». 

Устно считают

Разные варианты ответов

Смотрят мультфильм

Апельсин

Из долек

Одинаковые

Доли – это равные части

на 5

 

3 доли, 5 долей

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Логические: – формулирование проблемы.

3.Этап выявления места и причины затруднения.

-  Давайте попробуем ответить на 1-й вопрос. Получилось ли нам разделить единицу на 5? Как это сделали?

- Как правильно записать результат такого деления? Можем мы ответить на этот вопрос?

- Чтобы узнать,  какие числа существуют для записи  результата такого деления, для записи долей,  отгадаем ребус:

1 разделили на 5 частей, долей

«Дроби».

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные: планирование учебной деятельности

4.Этап постановки темы урока   и учебной цели.

- Давайте сформулируем тему нашего урока. Тема нашего урока: «Обыкновенные дроби».

- Ребята, а какую цель мы поставим себе на этом уроке? Задачи?

Формулирование темы, определение цели и задач.

.

5.Этап открытия новых знаний

- Чтобы доли можно было записать, придумали такое математическое понятие, как обыкновенная дробь.

- Ребята, открываем наши тетради и запишем в них сегодняшнее число, классную работу и тему нашего урока.  

- Для записи любой дроби  используют горизонтальную чёрточку. Её называют дробной чертой.  Дробная черта обозначает деление.

- Откройте учебник на странице 171. На слайде вы видите вопросы, давайте найдем ответы на них.

-  Как называют число, записанное над чертой?

- Как называют число, записанное под чертой?

- Что показывает знаменатель?

- Что показывает числитель?

- Вот такое стихотворение позволяет запомнить, как называются компоненты дроби:

- А сейчас мы с вами будем отгадывать загадки и поможем справиться с задачами.

Загадка № 1

В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Яблонька, спаси меня,
Ты спаси меня и братца!  О какой сказке идет речь?

Задача №1: На яблоньке осталось лишь одно яблоко. Как разделить между братом и сестрой яблоко?

- Какую долю получит каждый?  

- Долю   в математике принято еще называть половиной

- Самая известная из долей – это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать часто. Назовите пожалуйста слова с приставкой «пол»

2) Загадка № 2

Возле леса на опушке,

Трое их живет в избушке,

Там три стула, три подушки,

Три кровати и три кружки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки.

Задача №2: Маша пришла в гости к медведям. Она принесла  им мёд. На сколько частей надо разделить мед чтобы всем медведям досталось поровну? Какую долю получил каждый медведь?

- Долю   в математике принято называть  треть

Загадка № 3

Он не низок, не высок,

В нем для всех есть уголок.

А медведю нет местечка

Ни в прихожей, ни у печки.

Но на крышу он полез,

Задрожал зелёный лес.

Все пустились наутёк,

Поломался…

Задача №3Решила лисичка угостить  лягушку-квакушку,  мышку-норушку, зайчика-попрыгайчика пирогом. На сколько частей нужно разрезать пирог? Какую долю получил каждый из них?  

- Долю    в   математике принято называть четверть

- Скажите, когда мы говорим четверть?

- Название дроби зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу.

- При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода – сколько? (одна, две, восемь), а знаменатель – порядковое числительное, которое отвечает на вопрос какая, каких.

записывают

Работа по учебнику, ответы на вопросы

Гуси лебеди

полчаса, полкилометра

Три медведя

Теремок

Учебная четверть, четверть часа

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: построение логических цепей, анализ, умение структурировать и работать с текстом  и дополнительными источниками информации.

6. Этап первичной проверка понимания

- Ребята, а сейчас мы с вами поучимся читать дроби, называть, что показывает числитель и знаменатель каждой дроби.

Слайд

- Прочитайте дробь, назовите числитель и знаменатель дроби.

Слайд

- Прочитайте дробь, что показывает числитель и знаменатель каждой дроби.

Пример:

- Давайте рассмотрим пример, нам нужно определить, какая часть фигуры закрашена в зелёный цвет.

 Решение. Фигуру разделили на одинаковые части, Сколько таких частей? 3of5.png

- Что такое 5?

- Где нужно записать 5?

- Сколько частей закрасили?

- Что такое 3?

- Где нужно записать 3?

- Значит,   фигуры закрасили в зелёный цвет.

- Назовите, какая часть каждого вагона у поезда закрашена.

Выполняют задание

5

знаменатель

под чертой

3

числитель

над чертой

Выполняют задание

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач.

Личностные.

Развитие навыков взаимопроверки и самооценки.

8. Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.

Повторяют за учителем

Личностные: забота о своём здоровье.

7.  Этап первичного закрепления .

- У вас на партах лежит листочек с текстом, работая в парах, прочитайте его вместе и выпишите себе в тетрадь обыкновенные дроби, которые вы увидели в тексте:

«Дорога от школы до дома у Зои занимала четверть часа. Пойдя треть пути, она зашла в магазин: надо выполнить поручение мамы – купить хлеба и пол - литра молока. Продавщица тётя Лена угостила Зою большой конфетой. Половину она съела, а вторую долю оставила для маленького брата Гены».

- Прочитайте  текст и дробь, которой заменили.

- Молодцы!

- В учебнике на стр. 173 находим номер 676. Запишите дробью, какая часть фигуры на рисунке 189 закрашена.

- Выполните задание на карточках из рабочей тетради (цветные карандаши)

-Заштрихуйте соответствующую дроби часть фигуры.

D:\математика 5 класс анализы за 5 кл\обыкновенные дроби\понятие\матем3 001.jpg

- Теперь поменяйтесь карточками и проверьте друг друга.

 Оценка «5» - за 7 правильно выполненных заданий;

Оценка «4» - за 5-6 правильно выполненных заданий;

Оценка «3» - за 3-4 правильно выполненных заданий.

- Поставьте оценку своему товарищу по парте.

- Поднимите руки у кого пятерки, а теперь четверки. А у кого тройки, кто не со всеми справился заданиями.

- Дроби можно еще изображать на координатном луче.

- А что же такое координатный луч?

- Перед вами координатный луч, единичный отрезок ОА разделен на 5 равных частей.

- Какую же часть единичного отрезка ОА составляет отрезок ОВ?

- Число 2/5 называют координатой точки В и  записывают В ().

- Назовите координату точки С.

- Молодцы!

- Откройте учебник на стр. 174, №680. (устно)

- Прочитайте условие.

- Сколько всего деревьев?

- Какую часть будет составлять 1 дерево?

- Какую часть от 56 будут составлять 23 яблони?

- №681, устно

проверка дробей,  прочитать их ¼, 1/3, ½ , ½

выполняют задание,  читают полученные дроби

Работа в парах. Выполняют задания на карточках с применением новых знаний

Взаимопроверка +самооценка

Координатный луч- это луч, с отмеченными на нем точками с заданными координатами

2/5

4/5

Отвечают на вопросы

Коммуникативные: работа в парах

Регулятивные: контроль, оценка, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Предметные: развитие представлений о дроби, умение применять изученный материал

Личностные.

Развитие навыков взаимопроверки и самооценки.

8. Этап диагностики качества освоения темы

Математический диктант.

1 ученик у доски, остальные в тетрадях, проверка.

- Запишите дроби: 2\5; 3\4; 7\12; 5\13; 4\21; 1\2; 1\4; 1\3, 2\4, 3\6.

- Ребята у вас на парте имеется тест с заданиями. Ваша задача внимательно прочитать задание, обвести в кружочек букву, напротив которого находится правильный ответ.

- Теперь поменяйтесь карточками и проверьте друг друга.

 Оценка «5» - за 5 правильно выполненных задания;

Оценка «4» - за 4 правильно выполненных задания;

Оценка «3» - за 3 правильно выполненных задания.

- Поставьте оценку своему товарищу по парте.

- Поднимите руки у кого пятерки, а теперь четверки. А у кого тройки, кто не со всеми справился заданиями.

Работа индивидуальная при выполнении диктанта в тетрадях.

Взаимопроверка +самооценка

Выполнение теста, взаимопроверка +самооценка.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: контроль, оценка, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Предметные: развитие представлений о дроби, умение применять изученный материал

Личностные.

Развитие навыков взаимопроверки и самооценки.

9. Подведение итогов урока.

- Что такое доля?

- От чего зависит название доли?

- Приведите примеры обыкновенных дробей.

- Как называется число, которое пишут над дробной чертой?

- Как называется число, которое пишут под дробной чертой?

- Что показывают числитель и знаменатель дроби?

Отвечают на вопросы

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: планирование,  контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познавательные: умение структурировать знания

Личностные: смыслообразование.

10. Домашнее задание

§25, с., № 677 (по новой теме), № 716 ( на повторение)

Запись домашнего задания

11. Рефлексия

Ребята, перед вами лежат сигнальные круги, подумайте и поднимите тот, который отражает ваше состояние в конце урока:

- Зеленый – урок прошёл  полезно, плодотворно, я все понял;

- Желтый – урок прошёл довольно неплохо, но надо еще раз прочитать;

- Красный– не совсем удовлетворён уроком, ничего не понял, нужна помощь.

По окончании  урока дети поднимают сигнальные круги


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит ». Аль - Бируни

Слайд 2

Вычисли устно: 3 3 ·2 54 60 420 1 ? +6 ·7 -419 :5

Слайд 3

1:5 Какой результат получится в результате деления? Как записать результат этого деления? Мультфильм

Слайд 5

1:5 Какой результат получится в результате деления? Как записать результат этого деления?

Слайд 6

Разгадайте ребус и узнаете с чем мы сейчас познакомимся. 6 ʼʼИ 2ʼʼ

Слайд 7

Обыкновенные дроби. Цель урока : сформировать понятие «дробь». Задачи урока: Узнать что такое дробь; Научиться читать и записывать дроби; Применять знания к решению задач.

Слайд 8

Как записывают дроби ? Для записи любой дроби используют горизонтальную чёрточку. Её называют дробной чертой Пишут :

Слайд 9

Как называют число, записанное над чертой? - Как называют число, записанное под чертой? - Что показывает знаменатель? - Что показывает числитель? Стр. 171

Слайд 10

Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой – числитель , знайте, Под чертою – знаменатель. Дробь такую, непременно, Надо звать обыкновенной.

Слайд 11

В сказке небо синее, В сказке птицы страшные. Яблонька, спаси меня, Ты спаси меня и братца! - «половина»

Слайд 12

Возле леса на опушке, Трое их живет в избушке, Там три стула, три подушки, Три кровати и три кружки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки. - «треть»

Слайд 13

Он не низок, не высок, В нем для всех есть уголок. А медведю нет местечка Ни в прихожей, ни у печки. Но на крышу он полез, Задрожал зелёный лес. Все пустились наутёк, Поломался … -« четверть»

Слайд 15

Прочитайте дроби.

Слайд 16

5 3

Слайд 17

Физминутка

Слайд 18

«Дорога от школы до дома у Зои занимала четверть часа. Пойдя треть пути, она зашла в магазин: надо выполнить поручение мамы – купить хлеба и пол – литра молока. Продавщица тётя Лена угостила Зою большой конфетой. Половину она съела, а вторую долю оставила для маленького брата Гены».

Слайд 19

О А В С 0 1

Слайд 21

1 2 3 4 5 а б в б а I вариант II вариант 1 2 3 4 5 а б в б б

Слайд 22

Оценка «5» - за 5 правильно выполненных заданий; Оценка «4» - за 4 правильно выполненных заданий; Оценка «3» - за 3 правильно выполненных заданий.

Слайд 23

Домашнее задание: §25, № 677 (по новой теме) № 716 ( на повторение)

Слайд 24

«Сигнальные круги» Зеленый – урок прошёл полезно, плодотворно, я все понял; Желтый – урок прошёл довольно неплохо, но надо еще раз прочитать; Красный – не совсем удовлетворён уроком, ничего не понял, нужна помощь . 24

Слайд 25

ʼʼИ 2ʼʼ два робот и



Предварительный просмотр:

D:\математика 5 класс анализы за 5 кл\обыкновенные дроби\понятие\матем3 001.jpgD:\математика 5 класс анализы за 5 кл\обыкновенные дроби\понятие\матем3 001.jpgD:\математика 5 класс анализы за 5 кл\обыкновенные дроби\понятие\матем3 001.jpg



Предварительный просмотр:

Iвариант.

1) Что показывает знаменатель дроби?

а) знаменатель показывает, на сколько равных частей делили предмет;

б) знаменатель показывает, сколько равных частей предмета взято.

2) Дана дробь .  Какое высказывание верно?

а) 3 – знаменатель дроби;

б) 3- числитель дроби;

в) 5 –числитель дроби.

3) Какая часть квадрата заштрихована?  

а) ;        б) ;       в) .

4) На каком рисунке изображено число  ?

а)  

б)  

в)

5) В книге 100 страниц. Лена прочитала 20 страниц всей книги. Какую часть книги Лена прочитала?

а)  страниц;

б) 20 страниц;

в)  страниц.


Тест М -5                               IIвариант.

1) Что показывает числитель дроби?

а) числитель показывает, сколько равных частей предмета взято;

б) числитель  показывает, на сколько равных частей делили предмет.

2) Дана дробь.  Какое высказывание верно?

а) 4 – знаменатель дроби;

б) 4- числитель дроби;

в) 7 –числитель дроби.

3) Какая часть прямоугольника заштрихована?  

а) ;        б) ;       в).

4) На каком рисунке изображено число  ?

а)  

б)  

в)  

5) В пакете 900 г крупы. На кашу бабушка израсходовала 300 грамм крупы. Сколько г крупы бабушка израсходовала на кашу? Какую часть крупы бабушка израсходовала на кашу?

а) 300 г;        б)  г;       в) г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями. Урок математики в 5 классе.

Цели урока:Образовательные: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы; создать условия контроля (самоконтроля и взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.Развивающие: способствов...

Урок обобщения и систематизации знаний "Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей" (5 кл)

Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей." 5 класс...

Методическая разработка урока проверки знаний. Урок математики в 5-м классе. Повторение по теме "Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби".

Урок математики в 5-м классе. Повторение по теме "Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби".Цели урока:v   закрепление умения распознавать, понимать и объяснять правильные и непра...

Обыкновенные дроби. Все действия с обыкновенными дробями

Урок - сказка с использованием книги Татьяны Александровой "Домовенок Кузька"Презентацию к данному уроку вы можете скачать по следующей ссылке http://yadi.sk/d/6jM7rtyaEKFyF...

Обыкновенные дроби, 5 класс ( презентация), изучаем основное свойство дроби, учимся сокращать дроби;

Урок математики 1. Обыкновенные дроби ( презентация), изучаем основное свойство дроби, учимся сокращать дроби...

Процент. Выражение процента в виде обыкновенной дроби. Выражение обыкновенной дроби в виде процента

Математика.6 класс: учебник для образовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина – Москва «Просвещение» 2015 г.Тип урокаУрок введение нового понятия, систематиз...