Простые и составные числа
методическая разработка по математике (6 класс)
Урок матемтики в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prostye_i_sostavnye.pptx | 1.89 МБ |
konspekt_uroka_prostye_i_sostavnye_chisla.docx | 163.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выполните задания Найдите все делители числа 18 Посчитайте количество делителей числа 18 Запишите число, которое является наименьшим делителем любого числа? Какое число является наибольшим делителем числа? 1;2;3;6;9;18 6 делителей 1 Само число За каждый правильный ответ поставьте 1 балл
Какое число следующее? Назовите числа одним словом А ) 1,2,3,4,5,… Б) 5,10,15,20,25,… В) 2,4,6,8, 10, 12,… Г) 2,3,5,7,11,13, 17,… Д) 4,6,8,9,10,12,14,15,… 6. Натуральные 30. Кратные 5 14. Четные За каждый правильный ответ поставьте 1 балл
ПРОСТЫЕ И СОСТАВНЫЕ ЧИСЛА Г) 2,3,5,7,11,13, 17,… Д) 4,6,8,9,10,12,14,15,… ??????
Определения Простые числа – это натуральные числа, которые имеют только два делителя: единицу и само число Составные числа – это натуральные числа, имеющие более двух делителей
Распределите числа в группах Простые числа 13 29 41 Составные числа 25 72 27 60 1 – ни простое ни составное число Если ваша группа правильно выполнила задание - 3 балла 1 ошибка – 2 балла; 2 ошибки – 1 балл
Работа в парах Образец для комментирования: 37 – простое , так как делится только на 1 и само себя 45 – составное , так как делится на 5 За каждый правильный ответ товарищу поставьте – 1 балл
Физ. минутка
Историческая справка Древнегреческий учёный Эратосфен (276 г.до н.э.- 194 г.до н.э.) предложил свой способ для составления таблицы простых чисел. Этот способ называется «Решето Эратосфена».
Инструкция к работе 1) Уберите число, которое не является простым и составным. 2) Закройте число 2 желтым квадратом. Уберите все числа кратные 2 3) Закройте число 3 желтым квадратом. Уберите все числа кратные 3 4) Закройте первое из оставшихся чисел желтым квадратом, уберите все числа кратные данному числу. Повторите пункт несколько раз, пока все числа не закроются желтыми квадратами. 5) Снимите желтые квадраты. Какие числа остались?.
27 28 30 29 26 25 24 23 22 4 21 20 19 18 17 16 15 14 13 10 9 8 7 6 5 11 12 1 2 3 Решето Эратосфена Если ваша группа правильно выполнила задание - 5 баллов
Ответьте на вопросы Самое маленькое простое число? Наименьшее составное число? Сколько всего простых чисел? Сколько составных чисел? Существуют ли четные простые числа?. Сколько их? 2 За каждый правильный ответ поставьте 1 балл 4 Бесконечно много Да, только одно
Проверяем № 886 Простые: 227, 269, 367, 419, 461, 509, №887 Составные: 437, 667, 703, 713, 899 За верно выполненный номер поставьте 2 балл
Итог урока Домашнее задание Параграф 4 . №105; №108 Составить два вопроса по теме простые и составные числа Найти определения и записать в справочник: числа – близнецы, совершенные числа, дружественные числа Подсчитайте баллы 25 – 27 баллов – оценка «5» 24- 20 баллов - оценка «4» 15-19 баллов – оценка «3»
Рефлексия Какое задание показалось трудным? Какое задание показалось легким? Где было удобнее работать: в группе, в паре, одному? Понятна ли тебе тема урока?
Предварительный просмотр:
Тема: Простые и составные числа.
Цель: познакомиться с понятиями простых и составных чисел и способами проверки «Является ли данное число простым?»
Результаты урока
Предметные уметь
- находить среди натуральных чисел (по количеству делителей) «простое» и «составное»;
- Проверить «Является ли данное число простым?»: с помощью таблицы простых чисел либо с помощью нахождения делителей числа;
- Имеет представление о способе составления таблицы простых чисел (Решето Эратосфена);
Познавательные Уметь
-осуществлять сравнение и классификацию, заполнять таблицу и анализировать полученную информацию
Регулятивные: Уметь
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- слушать и понимать речь других;
- оценивать результаты своей деятельности;
- работать по плану.
Коммуникативные. Уметь:
- высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других;
- работать в группе (паре)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||
1. Орг. момент | Прочитайте Эпиграф к нашему уроку «Числа правят миром!» Как вы думаете, чему будет посвящена тема сегодняшнего урока. Правильно числам. А какие числа вы знаете? С каждым из нас также связаны числа. Например, дата нашего рождения. Запишите свою число месяца рождения на лист бумаги. В начале повторим . | Отвечают на вопрос: Урок будет посвящен числам. Нам знакомы: натуральные числа, дробные, положительные, отрицательные числа. | |||||||||||||||
2. Актуализация знаний | 1. Назовите делители числа 18. 2. Сколько делителей у 18. 3. Представьте 18 в виде произведения чисел отличных от 1 4. Назовите следующее число, и скажите, как называются данные числа одним словом А) 1,2,3,4,5,… Б) 5,10,15,20,25,… В) 2,4,6,8, 10, 12,… Г) 2,3,5,7,11,13, 17,… Д) 4,6,8,9,10,12,14,15,… | Отвечают на вопросы 1. 1,2,3,6,9,18. 2. Делителей 6 3. 18=2·9; 18=3·6; 18=2·3·3 4. а) натуральные; Б) кратные 5 В) четные, кратные 2 Г) ??? Д)??? Заполняют лист самооценки | |||||||||||||||
3. Изучение новой темы | Числа под г) и д) вы назвать одним словом не смогли. Объявляется тема урока: ПРОСТЫЕ И СОСТАВНЫЕ ЧИСЛА. Сформулируйте вопросы к данной теме? В русском языке данные слова означают Какие бы вы числа назвали простыми, а какие составными? Чтобы разобраться к какому виду относится каждая группа чисел. Давайте их попытаемся исследовать. Что можно найти для каждой группы чисел? Посмотрим, какими свойствами они обладают. На партах у вас лежат задания, которые необходимо выполнить в группе. Капитан внимательно читает задания, распределяет числа каждому. Заполняете таблицу ответа. Группа№1 Представьте числа в виде произведения, множителей, отличных от 1. Как бы вы назвали свои числа и почему?
| Формулируют вопросы Что такое составное число? Что такое простое число? Как определить какое число простое, а какое составное? Роли в группе: 1) капитан 2) докладчик, 3) секретарь Заполняют таблицы | |||||||||||||||
Группа№2 Найдите делители чисел и их количество. Как бы вы назвали свои числа и почему?
| |||||||||||||||||
Группа №3 Представьте числа в виде произведения, множителей, отличных от 1. . Как бы вы назвали свои числа и почему?
| |||||||||||||||||
Группа №4 Найдите делители чисел и их количество. Как бы вы назвали свои числа и почему?
| |||||||||||||||||
Давайте представим результаты вашей работы Кто может дать определение понятия простого числа; Кто может дать определение составного числа. На какой из вопросов мы сейчас ответили? Сравним с определением в учебнике стр 191. Прочитайте определения. Постарайтесь запомнить, расскажите их друг другу в парах. На партах опорные сигналы(ПРИЛОЖЕНИЕ №3). Вклейте в справочник. Заполним кратко. Как узнать простое или составное данное число? слайд алгоритм Например 28 или 19?(слайд) комментирование Работа в парах по карточкам взаимотренажа(Приложение №2) | Представляют результаты работы Называют свои определения Работают в парах | ||||||||||||||||
Физ.минутка | |||||||||||||||||
Закрепление | На партах лежат конверты с числами: Капитан распределяет каждому члену группы два числа. Ваша задача распределить числа на две группы: простые и составные по очереди. Проверяем. Сверьте свою работу с образцом. А где число 1? Проверим можно назвать простым, составным? Верно число 1 не является ни простым ни составным . У кого есть ошибки. Давайте разберемся, почему число нужно отнести к составным? Или к простым? | Работают в группах Отвечают на вопросы. Заполняют лист самооценки. | |||||||||||||||
Можете ли вы ответить быстро является ли число простым или составным? Оказывается ответить на данный вопрос можно быстро. Что нам может помочь? Свойства простых и составных чисел интересовали ученых Древнего мира. Одним из таких ученых был древнегреческий учёный Эратосфен. Он дал простой способ определения простых чисел. Этот способ назвали “Решето Эратосфена”. (ПРИЛОЖЕНИЕ №4) Сверяем с образцом. Ставим баллы | Работают с моделью «Решето Эратосфена» по инструкции на слайде Заполняют лист самооценки. | ||||||||||||||||
А теперь первый проход встаньте те, у кого день месяца рождения простое число, а во второй проход те, у кого день месяца рождения составное число | Расходятся на группы по своим дням рождения | ||||||||||||||||
Рефлексия. Итог урока | 1) какие вопросы мы поставили вначале урока? 2) как мы на них ответили? 3) … Домашнее задание и подсчет баллов за урок. 1. Узнать какие числа называются числами-близнецами, дружественными, совершенными 2. Составить 3 вопроса к теме Простые и Составные числа 3. 881, 892 | Подсчитывают баллы. Выставляют отметки. |
Приложение №1
Лист самооценки | |
Фамилия : | Класс: |
1. Повторение За каждый правильный ответ поставьте 1 - балл | 1. 2. 3. 4. 5. а) б) в) г) д) |
2. Работа в группах Если вы правильно выполнили свое задание поставьте – 1 балл Если ваша группа заполнила таблицу правильно поставьте - 1 балл Если группа сделала правильный вывод поставьте - 1 балл | |
3. Работа в парах За каждый правильный ответ поставьте – 1балл | 1. 2. 3. |
4. Работа в группах по распределению чисел на простые и составные Если вы распределили свои числа правильно – 1 балл Если ваша группа распределила все числа правильно – 2 балла Если в распределении чисел была допущена 1 ошибка - 1 балл | |
5. Решето Эратосфена. Составление таблицы простых чисел Выполнили верно – 5 баллов | |
Итого: | |
Ваша оценка |
Лист самооценки | |
Фамилия : | Класс: |
1. Повторение За каждый правильный ответ поставьте 1 - балл | 1. 2. 3. 4. 5. а) б) в) г) д) |
2. Работа в группах Если вы правильно выполнили свое задание поставьте – 1 балл Если ваша группа заполнила таблицу правильно поставьте - 1 балл Если группа сделала правильный вывод поставьте - 1 балл | |
3. Работа в парах За каждый правильный ответ поставьте – 1балл | 1. 2. 3. |
4. Работа в группах по распределению чисел на простые и составные Если вы распределили свои числа правильно – 1 балл Если ваша группа распределила все числа правильно – 2 балла Если в распределении чисел была допущена 1 ошибка - 1 балл | |
5. Решето Эратосфена. Составление таблицы простых чисел Выполнили верно – 5 баллов | |
Итого: | |
Ваша оценка |
Приложение №2
1 вариант. Определите, является ли данное число простым или составным. Ответ обоснуйте | Проверь ответ товарища |
А) 15 | А) 15 – составное, так как делится на 3 и на 5 |
Б) 19 | Б) 19 – простое, так как делится только на себя и на 1 |
В) 32 | В) 32 – составное, так как делится на 2 |
Проверь ответ товарища | 2 вариант. Определите, является ли данное число простым или составным. Ответ обоснуйте |
А) 16 – составное, так как делится на 2 и на 4 | А) 16 |
Б) 33 – составное, так как делится на 3 и на 11 | Б) 33 |
В) 11 – простое, так как делится на 1 и на само себя | В) 11 |
1 вариант. Определите, является ли данное число простым или составным. Ответ обоснуйте | Проверь ответ товарища |
А) 15 | А) 15 – составное, так как делится на 3 и на 5 |
Б) 19 | Б) 19 – простое, так как делится только на себя и на 1 |
В) 32 | В) 32 – составное, так как делится на 2 |
Проверь ответ товарища | 2 вариант. Определите, является ли данное число простым или составным. Ответ обоснуйте |
А) 16 – составное, так как делится на 2 и на 4 | А) 16 |
Б) 33 – составное, так как делится на 3 и на 11 | Б) 33 |
В) 11 – простое, так как делится на 1 и на само себя | В) 11 |
1 вариант. Определите, является ли данное число простым или составным. Ответ обоснуйте | Проверь ответ товарища |
А) 15 | А) 15 – составное, так как делится на 3 и на 5 |
Б) 19 | Б) 19 – простое, так как делится только на себя и на 1 |
В) 32 | В) 32 – составное, так как делится на 2 |
Проверь ответ товарища | 2 вариант. Определите, является ли данное число простым или составным. Ответ обоснуйте |
А) 16 – составное, так как делится на 2 и на 4 | А) 16 |
Б) 33 – составное, так как делится на 3 и на 11 | Б) 33 |
В) 11 – простое, так как делится на 1 и на само себя | В) 11 |
1 вариант. Определите, является ли данное число простым или составным. Ответ обоснуйте | Проверь ответ товарища |
А) 15 | А) 15 – составное, так как делится на 3 и на 5 |
Б) 19 | Б) 19 – простое, так как делится только на себя и на 1 |
В) 32 | В) 32 – составное, так как делится на 2 |
Проверь ответ товарища | 2 вариант. Определите, является ли данное число простым или составным. Ответ обоснуйте |
А) 16 – составное, так как делится на 2 и на 4 | А) 16 |
Б) 33 – составное, так как делится на 3 и на 11 | Б) 33 |
В) 11 – простое, так как делится на 1 и на само себя | В) 11 |
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Приложение №4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Простые и составные числа
Урок изучения нового материала и первичное закрепление....
Разработка обобщающего урока по математике для 5-го класса по теме "Делимость чисел. Простые и составные числа. Признаки делимости", с применением ИКТ
Обобщающий урок по теме "Делимость чисел. Простые и составные числа.Признаки делимости", 5 класс по учебнику Л.Г. Петерсон . Конспект + презентация + игра "Абака"....
Простые и составные числа
В данной презентации вводятся понятия простого и сотавного числа. 5 класс, Петерсон Л....
урок по теме "Простые и составные числа"
Урок изучения нового материала. Объяснение материала происходит в игровой форме, что значительно облегчает восприятие материала....
Урок математики в 5 классе по теме "Простые и составные числа"
Организационная информацияТема урока Простые и составные числа(Метатема урока «Нам не дано предугадать…»)ПредметматематикаКласс5Автор/ы урока (ФИО, должность)Пылова Лариса Юрьевна, учитель ...
Урок по теме "Простые и составные числа" с использованием ЭОР
Конспект урока математики с использованием электронных ресурсов( даны все ссылки)...
6 класс. Самостоятельная работа "Простые и составные числа. Разложение на простые множители"
Самостоятельная работа "Простые и составные числа. Разложение на простые множители" составлена в соответствии с УМК «Математика 6», Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбург....