урок по теме "Простые и составные числа"
методическая разработка по алгебре (6 класс) на тему
Урок изучения нового материала. Объяснение материала происходит в игровой форме, что значительно облегчает восприятие материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prostye_i_sostavnye_chisla.docx | 192.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА «ПРОСТЫЕ И СОСТАВНЫЕ ЧИСЛА» (6 класс)
Цели урока: Образовательные.
• Обобщить и систематизировать знания о признаках делимости.
• Ввести понятие простых и составных чисел; ознакомить с таблицей простых
чисел.
• Добиться от учащихся самостоятельного решения поставленных задач с использованием на практике полученных знаний.
Развивающие.
• Формировать навыки познавательного логического мышления с опорой на усиление мыслительной деятельности учащихся.
Воспитательные.
• Формировать умение работать в группе, оказывать помощь товарищам в учении.
• Формировать добросовестное отношение к выполняемому заданию.
Ход урока.
- Организационный момент.
1. Девизом сегодняшнего урока будут слова математика Карла Фридриха Гаусса: «Математика – царица наук; теория чисел – царица математики».
- Ребята! Сегодняшний урок необычный. В начале урока проведём аукцион. Каждая фирма (ряд) выставила на продажу свой товар – знания, которые вы смогли добыть самостоятельно. Я – покупатель, а вы – купцы. Ваш товар – знание и всем хочется, чтобы они оказались добротными, не залежавшимися. Совершая торг, я, возможно, куплю ваши знания. Продав свой товар, вы станете состоятельными людьми, у вас появится капитал, который обычно хранят в самом надежном месте – в банке. Поэтому у нас тоже будут свои банки (каждая команда получает стеклянную банку). И валюта тоже – самая надежная, очень твердая, достаточно зеленая (зелёные жетоны). Итак, начинаем торги.
2. Актуализация знаний.
- Но прежде каждая фирма должна доказать свою «состоятельность» - право участвовать в торгах.
Задание. Заполните таблицу:
Даны числа 3906; 22; 1050; 6355; 9375; 1972; 5020. Укажите, какие из них:
Кратные 2
Кратные 10
Делятся на 5, но не делятся на 2
Кратные 3
Кратные 9
Кратные 4
Кратные 25
- Назовите два числа кратных 5; кратных 2; кратных 10. Верно ли, что:
а) любое число, кратное 10, кратно и 5;
б) любое число, которое кратно 2 кратно и кратно 5, кратно 10?
Слово число по-гречески звучит так: «арифмос», поэтому наука о числе получила название «арифметика».
- Сообщение темы урока.
-Это слово поможет сформулировать тему урока. Запишем ее: Простые и составные числа. Мы с вами начнем изучать элементы теории, и постоянно будем убеждаться в справедливости слов Фридриха Гаусса.
- Изучение нового материала.
| 1. Сказка с заданиями. а) 28 сентября число 28 решило пригласить в гости всех своих делителей, меньших чем оно само. Первой прибежала единица, за ней двойка, за ней… . Напишите список всех гостей числа 28. |
б) Когда все гости собрались, число 28 увидело, что их немного. Оно огорчилось и предложило, чтобы каждый из гостей привел еще и своих делителей. Сколько придет новых гостей?
в) Единица объяснила числу 28, что при таком условии новые гости к нему не придут: ведь если какое-то число b – делитель числа а, а число с – делитель числа b, то с будет делителем и числа а. Проверьте это при а=30: найдите все его делители и для каждого из них его делители.
г) Чтобы утешить число 28, его гости соединились знаком «+». И, о чудо, сумма оказалась равной самому числу 28. Единица сказала, что всякое натуральное число, которое равно сумме своих меньших делителей, называется совершенным. Так что 28- совершенное число. Число 28 обрадовалось и спросило, какие есть еще совершенные числа. Всезнающая единица объяснила, что совершенные числа встречаются очень редко: среди чисел до миллиона только 4 совершенных числа. Число 28 – единственное двузначное число, есть только одно трехзначное совершенное число – 496 и только одно однозначное. Проверьте, что число 496 совершенное, и найдите однозначное совершенное число.
д) Наступило 29 сентября, и число 29 тоже решило пригласить в этот день в гости своих меньших делителей. Первой пришла единица. Кто еще пришел в гости?
е) Числам понравилось приглашать в гости своих делителей. Кто пришел в гости 30 сентября, вы знаете, если выполнили задание в).
И в октябре продолжался тот же обычай. Только одно число не дождалось гостей. Что это за число? Сколько раз оно само побывало в гостях? ж) У каких чисел был только один гость? Что это за гость? |
2. На какие группы можно разделить эти числа? Почему?
( 1 группа – числа, которые имеют только два делителя;
2 группа – числа, которые имеют более двух делителей;
3 группа – число 1, у него только один делитель.)
- Какое название вы дали бы числам, которые имеют только два делителя: единицу и само число?
- Какое название вы бы дали числам, которые имеют больше двух делителей?
- А будет ли единица простым числом? Почему нет? Ведь она имеет только два делителя: единицу и само число?
- Будет ли единица составным числом?
- Дайте определение простого числа.
- Дайте определение составного числа.
- В первой десятке натуральных чисел укажите простые числа.
_ Для упрощения нахождения простых чисел в конце учебника на форзаце помещена таблица простых чисел.
- Из следующих чисел выпишите простые числа:
225; 227; 269; 357; 367; 416; 419; 461; 477; 509; 583.
- Из следующих чисел выпишите составные числа:
431; 437; 467; 587; 667; 677; 703; 713; 739; 899; 907.
- В таблице простых чисел на форзаце учебника синим цветом выделены числа-близнецы - простые числа, между которыми в натуральном ряду находится только одно число.
а) выпишите три любые пары чисел – близнецов;
б) укажите последнюю пару чисел-близнецов первой тысячи натуральных чисел.
(881 и 883)
IV. Физкультминутка.
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.
(Дети садятся за парты.)
V. Закрепление изученного материала.
- №93 , стр. 17, устно.
Сколько делителей имеет каждое из чисел: 31, 25, 100?
Ответ: 31 – 2 делителя: 1 и само это число; 25 – 3 делителя: 1, 5, 25.
100 – 9 делителей: 1, 2, 4, 5, 10, 20, 25, 50, 100.
- Какие из этих чисел являются составными? ( 25 и100).
- Почему? (Имеют больше двух делителей).
- Назовите больший делитель числа 25, 100. ( Это сами эти числа).
2. № 94, стр.17 ( самостоятельная работа с таблицей простых чисел).
- Выпишите в тетрадь только простые числа ( 101, 409, 563, 863,997).
3. №95, стр.17, устно с подробным комментарием.
Ответ: так как цифра 8 четная, то число 2968 – четное, следовательно, делится на
2, значит число 2968 – составное, так как имеет больше двух делителей и т.д.
4. Придумайте несколько чисел, которые имеют только три делителя. (4, 9, 25, 49,
81, и т.д.).
- Какую закономерность вы заметили? ( Эти числа являются квадратами натуральных чисел.)
5. Найдите сумму всех простых чисел от 30 до 50. ( 31+37+ 41+43+47 = 199).
VI. Повторение изученного материала.
№105 ( у доски и в тетрадях.)
VII. Подведение итога урока.
В заключении мне хочется зачитать отрывок из книги Фраемарка «Задача пришла с картины».
В бесконечном множестве натуральных чисел, так же как среди звезд Вселенной, выделяются отдельные числа и целые их «созвездия» удивительной красоты, числа с необыкновенными свойствами и своеобразной, только им присущей гармонией. Надо только уметь увидеть эти числа, заметить их свойства. Всмотритесь в натуральный ряд чисел – и вы найдете в нем много удивительного и диковинного, забавного и серьезного, неожиданного и курьезного. Видит тот, кто смотрит. Ведь люди и в летнюю звездную ночь не заметят… сияние Полярной звезды, если не направят свой взор в безоблачную высь.
- Оценки (учащиеся делят полученные «зелёненькие» соответственно вкладу каждого в дела фирмы, а затем обменивают их на оценки по математике).
VIII. Домашнее задание.
Выучить простые числа от 2 до 20. Разобрать задачу №108; № 115, № 117. Подготовить сообщения: «Решето Эратосфена».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка обобщающего урока по математике для 5-го класса по теме "Делимость чисел. Простые и составные числа. Признаки делимости", с применением ИКТ
Обобщающий урок по теме "Делимость чисел. Простые и составные числа.Признаки делимости", 5 класс по учебнику Л.Г. Петерсон . Конспект + презентация + игра "Абака"....
Урок математики в 5 классе по теме "Простые и составные числа"
Организационная информацияТема урока Простые и составные числа(Метатема урока «Нам не дано предугадать…»)ПредметматематикаКласс5Автор/ы урока (ФИО, должность)Пылова Лариса Юрьевна, учитель ...
Урок по теме "Простые и составные числа" с использованием ЭОР
Конспект урока математики с использованием электронных ресурсов( даны все ссылки)...
Открытый урок по теме Простые и составные числа 6 класс
Урок с использованием ЭОР...
Урок по теме "Простые и составные числа"
Урок открытия нового знания по дидактической системе деятельностного метода обучения Л. Г. Петерсон...
Презентация к уроку математики "Простые и составные числа"
Материал содержит презентацию к уроку математики в 6 классе по теме: "Простые и составные числа"...
Методическая разработка. Мастер – класс (5 класс). (фрагмент урока) Тема: «Простые и составные числа. Решето Эратосфена."
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок-исследование....