Урок математики в 5 классе по теме "Простые и составные числа"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
Организационная информация | |
Тема урока
| Простые и составные числа (Метатема урока «Нам не дано предугадать…») |
Предмет | математика |
Класс | 5 |
Автор/ы урока (ФИО, должность) | Пылова Лариса Юрьевна, учитель математики |
Образовательное учреждение | МБОУ «Агинская СОШ №2» |
Методическая информация | |
Тип урока
| Изучение нового материала |
Цели урока
| Изучить понятие простое и составное число, способствовать развитию активного познавательного интереса к предмету |
Задачи урока
| обучающая: Ввести понятия, связанные с делимостью чисел, формировать умение распознавать простые и ставные числа; развивающая: расширить представление о натуральных числах, способствовать развитию логического мышления, исторического кругозора, математической интуиции, умению анализировать; воспитательная: воспитывать у учащихся коммуникативные компетенции - культуру общения, навыки выступления, элементы ораторского искусства.
|
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | Актуализируют: - знания о множестве натуральных чисел; Приобретут: - знания принадлежности натурального числа к группе простых или составных в зависимости от количества делителей - умение определять является ли число простым или составным; Закрепят: - умение нахождения делителей числа; - умение работать с математическим определением. |
Необходимое оборудование и материалы | - компьютер с мультимедийным проектором, экран; - пошаговая презентация в программе PowerPoint; - раздаточный материал на пару учащихся для проведения исследования (приложение №1); - раздаточный материал с исторической справкой (приложение №2). |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_konspect_uroka_prostye_i_sostavnye_chisla.doc | 92 КБ |
_prezentasiya.ppt | 282.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организационная информация | ||
Тема урока | Простые и составные числа (Метатема урока «Нам не дано предугадать…») | |
Предмет | математика | |
Класс | 5 | |
Автор/ы урока (ФИО, должность) | Пылова Лариса Юрьевна, учитель математики | |
Образовательное учреждение | МБОУ «Агинская СОШ №2» | |
Методическая информация | ||
Тип урока | Изучение нового материала | |
Цели урока | Изучить понятие простое и составное число, способствовать развитию активного познавательного интереса к предмету | |
Задачи урока | обучающая: Ввести понятия, связанные с делимостью чисел, формировать умение распознавать простые и ставные числа; развивающая: расширить представление о натуральных числах, способствовать развитию логического мышления, исторического кругозора, математической интуиции, умению анализировать; воспитательная: воспитывать у учащихся коммуникативные компетенции - культуру общения, навыки выступления, элементы ораторского искусства. | |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | Актуализируют: - знания о множестве натуральных чисел; Приобретут: - знания принадлежности натурального числа к группе простых или составных в зависимости от количества делителей - умение определять является ли число простым или составным; Закрепят: - умение нахождения делителей числа; - умение работать с математическим определением. | |
Необходимое оборудование и материалы | - компьютер с мультимедийным проектором, экран; - пошаговая презентация в программе Power Point; - раздаточный материал на пару учащихся для проведения исследования (приложение №1); - раздаточный материал с исторической справкой (приложение №2). | |
Подробный конспект урока | ||
Мотивация учащихся | Содержание слайда и комментарии учителя | |
№ слайда | ||
1 | Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку. - Добрый день. Желаю нам всем плодотворной работы. | |
2 3 | Подготовка учащихся к работе на основном этапе I. Устная работа Учитель 1. Какие числа из множества представленных на экране лишние, вам не знакомы? 3. Какие числа остались? 4. Дайте им название. 5. Дайте определение натуральных чисел. 6. Назовите самое маленькое натуральное число. 7. Назовите самое большое натуральное число. 8. Какие действия можно выполнять с натуральными числами? Я тоже знаю о числах многое. Верны ли мои утверждения: 6 кратно 2 (да) У числа 6 есть среди представленных чисел 2 делителя (нет 4) У чисел 3 и 6 НОД 6 (нет 3) 3 четное (нет) число13 делитель 130 (да) Есть ли что-то, что мы не знаем о натуральных числах? Сегодня мы пополним наши знания о натуральных числах. Для чего это необходимо? Посмотрите внимательно на числа, на какие группы можно разбить числа. Можете предугадать? Действительно – математика наука точностей, законов, свойств, правил. Мы можем предположить. Разбиение на группы связано с количеством делителей чисел. Что вы можете сказать о количестве делителей чисел? | |
Ход и содержание урока | 4 5 6 | II. Работа в парах Исследование Учитель Даны числа: 1, 2, 3, 5, 6, 13, 24, 30, 130. Выполните работу на листах (приложение №1), заполните таблицу
Определите количество делителей и сделайте вывод Вывод: Числа имеют: - один делитель; - два делителя; - больше двух делителей. В какую группу вы отнесли бы числа 7, 27 |
Учитель Какое название вы бы дали числам, которые имеют два делителя? Какое название вы бы дали числам, которые имеют больше двух делителей? А будет ли единица простым числом? Будет ли единица составным числом? Дайте определение простого числа. Дайте определение составного числа. Как отличать составные числа от простых? Тема нашего урока? Запишите в тетрадь тему урока. Само понятие простого числа было введено древнегреческим ученым Пифагором еще в VI веке до н.э. | ||
7 | Учитель Как вы думаете, почему составное число так называется, составное число (легко строится из простых). Так, составное число "15" может быть представлено в виде произведения двух его делителей 3 и 5. А число "24" может быть представлено в виде произведения 3-х его делителей: 2, 3, и 4. К вопросу об алгоритме представлении составного числа в виде произведения простых множителей мы вернемся чуть позже. | |
Проверка и оценивание ЗУНов | 8 | III Решение задач 1. Докажите, что число не простое (по определению) А)25 Б) 99 В) свой пример
? Возникла проблема, очень долго перебирать числа, для определения делителей Что бы значительно облегчило работу с заданием? Простые числа изменились с течением времени? Можно составить таблицу, выписать числа и пользоваться. |
9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 | IV. Историческая справка Учитель Древнегреческий ученый Эратосфен (276 г. до н.э. – 194г. до н.э.) предложил свой способ для составления таблицы простых чисел Этот способ назвали «Решето Эратосфена». Учащиеся читают историческую справку (приложение №2) На основе этих рассуждений была создана таблица простых чисел, которая есть в нашем учебнике. Среди оставшихся чисел есть числа, которые отличаются друг от друга на 2. Это 11 и 13, 17 и 19, 29 и 31, 41 и 43, 59 и 61, 71 и 73. Эти числа в математике называют числа-близнецы. | |
Учитель. Мог ли Эратосфен предугадать, что мы сегодня будем пользоваться таблицей простых чисел? Зачем же составил таблицу? | ||
19 | IV. Решение задач Учитель Пользуясь таблицей простых чисел, определите - являются ли эти числа простыми 3, 11, 31, 167, 821. | |
17 | Учитель Известно, что число 809 – простое. Делится ли оно на 19? Нет, потому что оно делиться на 1 и самого себя | |
20 21 22 | Учитель Выясните истинность утверждений, которые вы видите на экране.
Проверьте ваши ответы. | |
Рефлексия деятельности на уроке | Завершающий этап урока. Подведение итогов и результатов работы на уроке. Оцените свою работу на уроке Ребята, закончить урок я бы хотела словами великого поэта Ф. Тютчева Нам не дано предугадать. Всегда ли нам не дано предугадать что либо Почему? В математике предугадывать, угадывать невозможно. Математика – наука точностей, законов и определений. Наши предположения необходимо подкрепить правилом, законом, определением. Что вы могли предугадать в начале урока - получите новые знания - будет много заданий - будете стараться работать - узнаете новое о натуральных числах Что из этого исполнилось? Простые, составные числа- определения Самое маленькое составное – 2 четное число 1 –ни простое, ни составное Кто впервые предложил способ составления таблицы простых чисел. Научились пользоваться таблицей простых чисел. На все вопросы урока мы ответили? Разложение составного числа в виде произведения простых множителей мы рассмотрим на следующем уроке. Это будет тема следующего урока. | |
Домашнее задание | 23 | Найти дополнительную информацию из теории чисел о русских ученых, занимающихся изучением простых чисел. |
Учитель Спасибо всем за активную работу на уроке! | ||
24 | V. Тестовые задания Учитель Перед вами на экране тестовые задания по теме нашего урока. Выполните предложенные задания. Сдайте работу на оценку. | |
Дополнительная необходимая информация | Метатема урока «Нам не дано предугадать» позволяет через изучение учебного материала по математике, поразмышлять на тему, может ли человек угадывать, и возможны ли предположения в математике, необходимо ли их доказывать. | |
В помощь учителю | ||
Использованные источники и литература (если имеются) | Учебник математики под редакцией Г.В. Дорофеева | |
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить | Использование презентации на уроке позволило рационально использовать время, визуализировать математический прием, при изучении решета Эратосфена, обеспечило высокую включенность учеников класса в активную деятельность; | |
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим | Следующий урок по теме «Разложение составного числа в виде произведения простых множителей» | |
Другое | Урок можно использовать без изучения метатемы |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Устная работа 1 3 24 5 30 2 13 12 6 1 2 3,2 - 35
Устная работа 1 3 24 5 30 2 13 12 6
Исследование Число Делители Количество делителей 1 2 3 5 6 12 13 24 30
Исследование Число Делители Количество делителей 1 1 1 2 1, 2 2 3 1, 3 2 5 1, 5 2 6 1, 2, 3, 6 4 12 1, 2, 3, 4, 6, 12 6 13 1, 13 2 24 1, 2, 3, 4, 6, 8, 12, 24 8 30 1, 2, 3, 5, 6, 10, 15, 30 8
Вывод 1 3 24 5 30 2 13 12 6 1 делитель 2 делителя больше двух делителей Ни простое Простые Составные ни составное числа числа
Составные числа Составное число 15 15= 3 ∙ 5 Составное число 24 24=2 ∙ 3 ∙ 4.
Решение задач 1. Докажите, что число не простое А)25 Б) 99 В) свой пример 2. Какие из чисел 3, 11, 31, 167, 821 простые
Историческая справка Древнегреческий ученый Эратосфен III век до н. э. Работал во многих отраслях древней науки, занимался хронологией, астрономией, географией, философией и музыкой. В математике предложил свой способ для составления таблицы простых чисел. Этот способ назвали «Решето Эратосфена»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Решето Эратосфена
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Решето Эратосфена
1 2 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 27 29 Решето Эратосфена
1 2 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 27 29 Решето Эратосфена
1 2 3 5 7 11 13 17 19 23 25 29 Решето Эратосфена
1 2 3 5 7 11 13 17 19 23 25 29 Решето Эратосфена
1 2 3 5 7 11 13 17 19 23 29 Решето Эратосфена
1 2 3 5 7 11 13 17 19 23 29 Решето Эратосфена
1 2 3 5 7 11 13 17 19 23 29 Решето Эратосфена Числа - близнецы
Решение задач 1. Какие из чисел 31, 167, 821 простые 2. Известно, что число 809 – простое. Делится ли оно на 19?
Выясните истинность утверждений Во множестве { 7, 11, 97, 289, 21, 2100 } все числа простые Во множестве { 2, 5, 19, 41, 57, 84, 291 } имеются составные числа Все нечетные числа являются простыми Среди простых чисел есть четные Истинные утверждения 289, 21, 2100 - составные 15, 21 – нечетные , но не простые
Выясните истинность утверждений В множестве { 2, 5, 19, 41, 57, 84, 291 } имеются составные числа Среди простых чисел есть четные Истинные утверждения
Выясните истинность утверждений В множестве { 2, 5, 19, 41, 57 , 84 , 291 } Имеются составные числа Среди простых чисел есть четные - 2 Истинные утверждения
Задание на дом Найти дополнительную информацию о русских ученых, занимающихся изучением простых чисел.
Тестовые задания 250 13 810 49 1. Какое из этих чисел простое 67 109 402 127 2. Какое из этих чисел составное 3. Какое из этих утверждений истинное А. Если число нечетное, то оно простое Б. Число, которое имеет больше 2-х делителей является составным В. 1 – простое число Г. Все четные числа – составные 3. Кто придумал способ составления списка простых чисел А. Пифагор Б. Архимед В Евклид Г. Эратосфен
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики 5 класс Все действия с натуральными числами
На уроке использовала ИК-технологии, здоровье сберегающие технологии. Содержит в качестве приложения презентацию.Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые.Формы и приёмы работы по ...
Урок математики 5 класс "Степень числа. Квадрат и куб числа"
Урок математики 5 класс. Тип урока "открытие нового знания". Учащиеся знакомятся с понятиями: степень, квадрат и куб числа....
Презентация к уроку математики 6 класс по теме "Взаимно обратные числа"
В презентации представлены задания для подготовки учащихся к восприятию нового материала....
Конспект урока по математике 5 класса. Тема" Простые и составные числа"
Цель урока:сформировать понятие о простых и составных числах...
Самостоятельная работа математика 6 класс НОД простые и составные числа
Самостоятельная работа 6 класс НОД простые и составные числа...
Конспект урока по математике 6 класс Мерзляк Простые и составные числа
Цели урокаРазвивающие: развитие познавательной активности; формирование логического мышления, внимания, и памяти.Образовательные: формирование понятия простого и составного числа, ни простого и ...
План - конспект урока Математика 5 класс «Модуль числа. Противоположные числа»
План - конспект урокаМатематика 5 класс (по учебнику Э.Г. Гельфман, О.В. Холодная, 2014)Тема урока: «Модуль числа. Противоположные числа»...