Технологическая карта урока "Сложение дробей"
методическая разработка по математике (5 класс)

Велибекова Валентина Николаевна

Тема урока

Место урока по теме

Сложение дробей с разными знаменателями

Второй урок по теме: Сложение дробей(3 ч)

Тип урока

Формы, приемы, методы

Урок открытия нового

Формы: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.

Приемы: работа с учебником, практическая работа, обсуждение, рефлексия, самопроверка, взаимопроверка.

Методы:  компетентностно -ориентированное задание, исследовательские,  проблемные.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog._karta_uroka_5_kl_slozh_dr_s_razn.znam_.docx284.53 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет  математика   класс  5

Тема урока

Место урока по теме

Сложение дробей с разными знаменателями

Второй урок по теме: Сложение дробей(3 ч)

Тип урока

Формы, приемы, методы

Урок открытия нового

Формы: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.

Приемы: работа с учебником, практическая работа, обсуждение, рефлексия, самопроверка, взаимопроверка.

Методы:  компетентностно -ориентированное задание, исследовательские,  проблемные.

Цель урока

Задачи урока

Познакомить учащихся  с правилом сложения дробей с разными знаменателями, закрепить полученные знания

Личностные:

  • Формировать интерес к изучению математики.
  • Учить определять: для чего мне это пригодиться в жизни.
  • Формировать позитивную самооценку на основе успешности учебной деятельности..

Метапредметные:

  • Познавательные УУД:  
  • осуществлять синтез числового выражения (восстановление равенств).
  • Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель урока с помощью учителя;
  • Составлять план решения задачи совместно с учителем;
  • Осуществлять пошаговый контроль действий.
  • Коммуникативные УУД:
  • Формировать умения работать в парах;
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  • Уметь слушать товарища;
  • Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий.

Предметные:

  • Знать правило сложения дробей с разными знаменателями;
  • Уметь  применять изученное правило при решении упражнений;
  • Осознанно применять алгоритм сложения дробей с разными знаменателями.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

  • Определение дроби
  • Определение числителя и знаменателя дроби
  • Определение правильной и неправильной дроби
  • Правила сложения дробей с одинаковыми и разными знаменателями
  • Проверять сложение дробей с одинаковыми знаменателями
  • Применять правило сложения дробей с разными знаменателями
  • Оценивать результат своей индивидуальной работы,  работы в парах и группе.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

  • Учебно-познавательная
  • Коммуникативная
  • Информационная
  • метод проблемного обучения
  • технология обучения в сотрудничестве
  • метод полного усвоения
  • учебник математики Никольский С.М.5 класс
  •  задания для урока
  • оценочный лист
  • лист рефлексии

ХОД УРОКА

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

1 этап: Организационный момент (1 мин)

Проверить готовность к уроку.

Создать ситуацию успеха.

Приветствую учеников.

 -Здравствуйте! 

 -Проверьте готовность к уроку.

Сегодня вы работаете с листом рефлексии и листом самооценки.

Оцените свою готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Проверяют наличие необходимого к уроку

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других, формулировать и аргументировать свое мнение и позицию.

Самооценка готовности к уроку.

Готовность  к уроку.

Контроль, самоконтроль, настрой на работу.

2 этап: Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся       (5мин)

Систематизировать изученный материал.

Стимулировать активность ученика на восприятие нового учебного материала.

Подвести к формулированию цели урока и самостоятельному поиску нужной информации.

Прием «Выявления неполноты знаний». На предыдущих уроках мы познакомились с обыкновенными дробями. Какие действия вы можете выполнить над дробями? Время по 1 минуте каждому подумать и записать на листочке, что вы знаете о дробях, как можно больше. Вспомните правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями

 Обсудите по очереди с партнером по плечу, а затем с партнером по лицу, запишите новые идеи команды. Использую элементы «сингапурской методики».

Обучающиеся выполняют задания по карточке (индивидуально, с самопроверкой по эталону). Для получения информации по классу, учитель предлагает встать, у кого ответы верные.

Задание 1.

Задание 2.

Приведите дроби к одному знаменателю: и  ;  и.

Задание 3.

 Проверьте правильность решения следующих примеров

Все задания выполнены правильно?

Почему вы не можете проверить четвертый пример?

А теперь, догадайтесь, какой может быть цель нашего урока.

Итак, цель нашего урока сформулировать правило сложения дробей с разными знаменателями и научиться применять его при решении упражнений.

В листе рефлексии заполните пункт, что вы хотите сегодня на уроке узнать и чему хотите научиться.

Приводить к одному знаменателю, сокращать, складывать дроби с одинаковым знаменателем.

Рассказывают партнеры №3 каждой команды.

Решают в тетрадях.

(Встать –сесть)

Вычисляют первые 3 примера.

Высказывают предположения, что не знают, как выполнить сложение, так как знаменатели разные

Формулируют цель

Коммуникативные :

Слушать, понимать речь других

Познавательные УУД:

-уметь проводить   сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные УУД.

-уметь оформлять свои мысли в устной форме,

Регулятивные УУД:

-применять установленные правила в планировании способа действия.

Выступление.

Самостоятельная работа с коллективным обсуждением.

Уметь находить уже известное. Готовность к восприятию нового.

3 этап: Актуализация знаний   3 мин

Прием «Проблемная ситуация»

-Общий вопрос: Как сложить две дроби с разными знаменателями?

Противоречие: Знаем,  как сложить дроби, если у них одинаковые знаменатели. Необходимо сложить дроби, у которых знаменатели разные.

Класс разделен на группы: партнеры №1и №2–ваша задача придумать, как сложить 2 дроби с разными знаменателями. Партнеры №3и №4- ваша задача -выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие.

-Как же мы сможем сложить дроби с разными знаменателями? Обучающиеся самостоятельно решают проблему.

 + +  =  +  =  =  =

Одни высказывают предположения – другие анализируют, выбирают подходящий вариант.

Обобщают правило сложения: Чтобы найти сумму дробей с разными знаменателями нужно привести их к общему знаменателю, сумму числителей полученных дробей записать в числитель результата и оставить общий знаменатель.

Учебно-познавательные

Учебно-познавательные, коммуникативные

Самооценка с помощью баллов

Составляется правило

IV  этап:  Первичное усвоение новых знаний.  5 мин

На странице 185 учебника прочитайте правило и сравните с тем, что сформулировали вы.

Прочитайте его еще раз и расскажите партнеру по лицу, оцените знание определения  партнера.

Читают про себя правило.

Сравнивают правило с тем, что сформулировали сами.

Читают, рассказывают друг другу.

Получают алгоритм на каждую парту.

 Решение примеров по алгоритму (каждый

 « шаг»  алгоритма озвучивается обучающимися)

  1. Обучающиеся записывают в тетрадях пример

 +  =  ;

  1. Один из учеников зачитывает первый шаг алгоритма «Определи , одинаковые или разные знаменатели у складываемых дробей» и дает ответ;

3)Ученик зачитывает второй шаг алгоритма «Приведи дроби к общему знаменателю», и весь класс выполняет эту операцию;

4)учитель открывает запись на слайде:

 +  =   +  =

5) учитель предлагает проверить выполненную операцию;

6) один из обучающихся зачитывает следующий  «шаг» алгоритма :« Общий знаменатель запиши в знаменателе результата (на  слайде появляется запись:

 +  =   +  = )

7)учитель предлагает проверить выполненную операцию;

8) ученик зачитывает следующий    «шаг» алгоритма : « Запиши сумму числителей  в числитель результата   (на слайде появляется запись:

 +  =   +  = )

9) учитель предлагает проверить выполненную операцию;

10)ученик зачитывает следующий «шаг» алгоритма : «Произведи дальнейшие преобразования полученного результата, выполни действия в числителе, если возможно,  сократи дробь ( на слайде появляется запись:

 +  =   +  =  = )

Учебно-познавательные, коммуникативные, социально-трудовые

Озвучивается правило.

Включение в диалог.

V  этап:  Первичная проверка  понимания    10 мин

Выполнить №833 учебника и выполните взаимопроверку, сравнив ответы с образцом на доске.

Оцените свою работу по 2 пунктам: решил правильно и

проверил правильно

Выполняют задание.

Выполняют взаимопроверку.

Оценивают свои достижения.

Выполняют упражнения

Учебно-познавательные, коммуникативные, социально-трудовые

Самооценка с помощью баллов

Работа в парах.

В листе сомооценки,

VI  этап: Первичное закрепление  14 мин

Организация самостоятельного выполнения учащимися заданий на новый способ действий.

Организация самопроверки учащимися своих решений по эталону; создание ситуации успеха для каждого ученика.

Работа в парах.

Выполняют задания на закрепление изученного правила при работе № 835 (1-2 столбики)

Решают №839 по образцу выполнить сложение, предварительно сократив дроби. 

Для тех у кого получилось легко и быстро дополнительное задание .

Решают задачу по карточке

Решите задачу:

Мама покупала конфеты для новогодних подарков. На покупку шоколадных конфет она израсходовала http://festival.1september.ru/articles/529455/img8.gifвсех денег. Затем она купила 2 кг карамели по 120 рублей за килограмм. Сколько у неё осталось денег? Хватит ли оставшихся денег на покупку 2 шоколадок по 45 р. за штуку, если у мамы было 700 р.?

Выполняют задание в парах.

После выполнения оценивают свою работу по критериям.

Один из учеников решает пример письменно и поясняет вслух соседу каждый шаг выполняемого действия. Сосед- внимательно слушает. Затем они меняются ролями.

Учебно-познавательная (переработка, использование информации для решения учебной задачи), коммуникативная (устная, письменная)

Самооценка с помощью баллов

Решение в тетради.

Работа в группах.

В листе самооценки

VII  этап: Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению  3 мин

В дневниках записываем домашнее задание: прочитать п. 4.6 учебника, выучить правила, выполнить №836, 838(а, в, е)

Коммуникативные

VIII  этап.     Рефлексия учебной деятельности (итог урока).      1-2 мин.

Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности. 

Развитие рефлексивных умений

Подведем итоги нашего урока.

Поставьте себе итоговую оценку за урок.

Посмотрите на оценочный

 Лист   Знаю-Хочу узнать- Узнал и заполните последний столбик- что вы узнали на уроке.

Как вы думаете, все ли вы узнали о дробях?

Подумайте дома, как можно выполнить вычитание дробей – это тема нашего следующего урока.

Оценивают достижение поставленных целей.

Заполняют лист рефлексии

Сдают оценки учителю.

Коммуникативные

Оценка и самооценка работы учащихся  на уроке

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность

Нацеливание на следующий урок.

Приложение №1

  Лист рефлексии   _____________________________________(Фамилия, имя)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Приложение №2

Оценочный лист _________________________________(фамилия, имя)

Готовность к уроку:

Готов-2

Частично-1

Не готов-0

Формулирование целей урока:

Правильно сформулировал-2

Частично-1

Не смог сформулировать-0

№833

Правильно решил-2

Частично-1;

Правильно проверил-2

С ошибками-1

Самостоятельная работа

Выполнил правильно-2

С ошибками-1

Не выполнил-0

Итоговая оценка

10 баллов-«5»

7-9 баллов-«4»

4-6 баллов –«3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей.", 5 класс

Технологическая карта урокаПредмет:     МатематикаКласс:    5Тема урока:    "Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей."Тип урока: изучение и первичное ...

Конспект урока математики с технологической картой в 6 классе "Умножение дроби на дробь"

Конспект урока математики с технологической картой в 6 классе  "Умножение дроби на дробь" по ФГОС по УМК Н.Я. Виленкина...

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: Умножение десятичных дробей. Презентация к уроку: Умножение десятичных дробей

Особенности урока: урок — путешествие, прослеживается межпредметная связь с географией, экологией; практическая направленность заданий, показывает, где могут пригодиться знания математики; подоб...

Технологическая карта "Сравнение дробей!

В данной разработке дана технологическая карта урока по математике 5-го класса "Сранение дробей", в приложении размещена самостоятельная работа. К сожалению, презентация более 3 МБ не прекре...

Технологическая карта урока "Алгебраическая дробь. Сокращение дробей" 7 класс.

Технологическая карта урока "Алгебраическая дробь. Сокращение дробей" 7 класс....