Технологическая карта "Сравнение дробей!
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
В данной разработке дана технологическая карта урока по математике 5-го класса "Сранение дробей", в приложении размещена самостоятельная работа. К сожалению, презентация более 3 МБ не прекрепляется.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта+ самостоятельная работа | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО учителя: Петрова Валентина Владимировна
Должность: учитель математики
ОУ: МБОУ «Горковская СОШ»
Предмет: математика
Класс: 5
Тема урока: Сравнение дробей
Базовый учебник: Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. организаций/ Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 33-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2014. – 280с.:ил.
Место в общей структуре курса: Блок «Арифметика», глава II «Дробные числа», § 5 «Обыкновенные дроби», третий урок по теме «Обыкновенные дроби», первый урок по теме «Сравнение дробей».
Тип урок: урок «открытия» нового знания.
Цели урока:
Личностные:
- Развитие самостоятельности, ответственности, трудолюбия, аккуратности в работе, развитие навыков самоанализа и самоконтроля в процессе обучения, при оценке результата своей деятельности, способности сопереживать радость, удовольствие от верно решенной задачи.
Метапредметные:
- Формирование коммуникативной и учебной компетентности учащихся, умения работать с имеющейся информацией в новой ситуации, принимать выдвинутую гипотезу, соглашаться или не соглашаться с ней.
Предметные:
- создание условий для осмысления действия сравнения обыкновенных дробей (с одинаковыми знаменателями, одинаковыми числителями, разными числителями и знаменателями) различными способами (по алгоритму, с помощью зрительных образов реальных предметов, числового луча);
Задачи урока:
- в личностном направлении: обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении новых понятий и определений, провести рефлексию деятельности после проделанной работы, формировать социальный опыт (выбирать большую, меньшую величину, располагать в порядке возрастания, убывания).
- в метапредметном направлении: научить самостоятельно формулировать учебную задачу урока, развивать логическое мышление (сравнение, сопоставление, обобщение), формировать элементы исследовательской деятельности (умения делать выводы и умозаключения, умения выдвигать и формулировать гипотезы).
- в предметном направлении: уметь выбирать большую или меньшую из дробей, читать неравенства, записывать результат в виде неравенства.
| ||
Планируемые результаты урока | ||
| Обыкновенная дробь, сравнение обыкновенных дробей, правила сравнения дробей, запись результата сравнения в виде неравенства | |
| Владение основным аппаратом понятий по данной теме | - сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями; - сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми числителями; - сравнение обыкновенных дробей с разными числителями и знаменателями; - выбор большей или меньшей из дробей; - располагание дроби в порядке возрастания и убывания; - запись результата сравнения дробей в виде неравенства |
Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока | Личностные УУД: готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Познавательные УУД: выполнять логические действия, создавать алгоритм действий по практическим заданиям, приобретать опыт применения алгоритма действий для решения примеров, задач, практических заданий из повседневной жизни. Регулятивные УУД: постановка целей, планирование, контроль, коррекция своих действий, оценка успешности усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности. Коммуникативные УУД: слышать, слушать и понимать, эффективно сотрудничать с учителем в ходе общения, правильно выражать свои мысли в речи. | |
Инструкции и пояснения | Учитель обращает внимание на соблюдение правил работы на уроке | |
| Каждый день нам приходится сравнивать разные величины (свой рост и рост одноклассников, какие-то размеры, массу и т.д.), приведи свои примеры сравнения. Учащийся приводит примеры. Какие величины сравнивать нельзя? Приведите примеры (время и массу, рост и возраст, и др.) Расстояние измеряется различными величинами: км, м, дм и т.д. Какие из названных величин сразу сравнить нельзя? (12 км и 15 дм). Как сравнить? Перевести в одни и те же единицы. | умение приводить примеры математических фактов; |
| При работе в группах обучающиеся объединяются в пары с соседом по парте | |
| Для работы на уроке необходимо:
| |
| ||
Задача о выборе пути | Подведение обучающихся к формулированию темы и составлению плана работы с помощью задачи | Презентация, слайд № 1. Предложение примеров для сравнения, намечают план работы |
Выбор пути | Формулируют тему и записывают в тетрадь, составляют план работы | |
| ||
Устные источники | Устные упражнения из учебника № 940, рис.116, рис.118 | Учебник |
Материал параграфа учебника | стр. 146-147. | |
Устные вопросы «Проверь себя», | ||
Письменные источники | Письменные задания из учебника № 941, | Учебник |
Выполни практические задания | Приложение 1 | |
Тест «Самостоятельная работа» | Приложение 2 | |
Pадача 1 | Презентация: слайд | |
Графические источники (схемы, диаграммы) | ||
Электронные источники | Презентация | Авторская |
Математический справочник | ||
Видео источники | Видеоуроки | |
ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические) | ||
Источники информации для учащихся подбирает учитель | ||
| ||
Устные упражнения из учебника | Устный счет «Математическая разминка» Презентация: слайды 3, 4, 5 | |
Письменные задания из учебника | ||
| ||
Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика) | ||
Самооценка | ||
Взаимооценка | ||
| ||
Смайлик | Обучающиеся рисуют смайлик в своей тетради | Отношение к проделанной работе на уроке |
Структура и ход урока
№/п | Этап урока | Дидактические задачи | Деятельность учителя | Форма работы | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Время, отведенное на выполнение задания | УУД |
1 | Организаци-онный момент | Подготовка учащегося к уроку | Приветствие учащихся Выяснить, готовность учащихся к уроку, возможность проведения урока. Повторить правила работы на уроке | И | Учащиеся приветствует учителя. Ученик читает девиз урока: «Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий» | Ученик с выражением читает стихи. Слайд 2 | 1 | К. Планирование учебного сотрудничества с учителем |
2 | Мотивирование(самоопределение) к учебной деятельности | Осознанное подчинение себя системе нормативных требований к учебной деятельности и выработка внутренней готовности к их реализации | Вводное слово учителя. Организует игровой момент, демонстрируя ребус. Предлагает определить, о чём пойдёт речь на уроке. Организует уточнение типа урока и корректирует шаги учебной деятельности | Ф | Решают устно задачи, определяют, что на уроке они будут работать со сравнением чисел | Предлагается решить задачу. Повторяют знаки сравнения. Устно сравнить натуральные числа | 3 мин | Личностные: самоопределение-мотивация учения. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; структурировать знания, логическое выдвижение. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; устанавливать аналогии; классифицировать и систематизировать. |
3 | Актуализация знаний | Организовать актуализацию изученных способов действий для проблемного изложения нового знания | 1. Ребята! Посмотрите на слайд. Здесь есть некоторые математические объекты. Скажите, что это такое? Что вам о них уже известно? Учащимся задаются вопросы с целью подготовки к усвоению нового материала.
Значит, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какие цели урока вы для себя ставите? | Ф | 1. Отвечают на вопросы учителя, 2. Рассказывают о том, что такое обыкновенная дробь 3. Определяют правильные и неправильные дроби, дают их определение. Ученики отвечают на вопросы учителя Сталкиваются с проблемой: как сравнивать обыкновенные дроби Учащиеся отвечают, какие цели урока они для себя определяют | Задание «Разминка» Презентация, слайды 3, 4, 5, Слайд-эталон 5 (по щелчку). | 8 | Коммуникативные: вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Оформлять свои мысли в устной форме Овладеть основами логического мышления и математической речи, умение обосновывать свою точку зрения Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи |
4 | Открытие учащимся новых знаний | Организовать подводящий диалог по открытию новых знаний учеником, зафиксировать причину затруднения, организовать фиксацию преодоления затруднения. | Вернемся к слайду 5.
2. Это число является…? (знаменателем во всех дробях)
(2/4; ¾; ¼).
4.Попробуй составить правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями. 5. Выполни задание на сравнение дробей: 3/5 и 4/5. Запиши ответ в виде неравенства. 6. Ответь устно: сравни 8/9 и 7/9. 7. Попробуй выполни задание: сравни 5/6 и 5/8! Чем отличается данное задание от предыдущих? (здесь одинаковые числители, разные знаменатели). 8. Попробуй составить правило сравнения дробей с одинаковыми числителями. 9. Выполни задание на сравнение дробей: 8/9 и 8/11. Запиши ответ в виде неравенства. | И (в диалоге с учителем) | Ученик отвечает на вопросы учителя 4.Составляет правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями. Сравнивает со слайдом 6 (правило) Делает вывод.
6.Решает устно и проверяет по слайду 7. 7.По картинке в слайде пытается выполнить задание.
Приходит к выводу (чем больше знаменатель дроби, тем она меньше). 8. Составляет правило сравнения дробей с одинаковыми числителями. Сравнивает со слайдом 9. (правило) Делает вывод.
| Задание Презентация, слайд 5 Проверка по щелчку Задание на составление правила сравнения дробей с одинаковыми знаменателями Задание Презентация, слайд 10. Задание устное Презентация Слайд 7. Задание Презентация, слайд 7. Задание Презентация, слайд 8. Задание на составление правила сравнения дробей с одинаковыми числителями. Задание устное Презентация, слайд 10. | 10 | Л. Самоопределение и установление связи между целью действий и мотивом. П. Формировать алгоритм действий; находить и выбирать способ решения; прогнозировать результат сравнения; использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия сравнения. Р. Планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления. |
Физкультминутка | 3 | |||||||
4 | Продолжение: Открытие учащимся новых знаний | Вопрос: 1. А как сравнить дроби, если они имеют разные числители и знаменатели? Подсказка: Вспоминаем основное свойство дробей. Показывает учащимся слайд 12 2.Выполни еще задание на сравнение дробей: 7/8 и 3/24 Запиши ответ в виде неравенства 3. Попробуй составить прави-ло сравнения дробей. | Г | 1. Путем наводящих вопросов разбирает пример. Делает вывод. 2. Решает по тому же алгоритму пример и сверяет с правильным ответом (слайд 13). 3. Составляет правило сравнения дробей Сравнивает со слайдом 14. (правило). Делает вывод. | 1. Задание Презентация, слайд 12. Сравнивает ответ с эталоном, слайд 12. 2. Задание Презентация, слайд 13 Задание на составление правила сравнения дробей с разными числителями и знаменателями. | 5 | ||
5 | Первичное закрепление | Зафиксировать содержание изученного материала во внешней речи. Сформировать умение выполнять задания по алгоритму действий. | I. Учитель задает вопросы: 1.Приведи пример двух равных дробей с различными числителями. II. Учитель предлагает выполнение практических заданий. III. Задача | И (в диалоге с учителем | 1. Отвечает на вопросы, проговаривает правила сравнения дробей с одинаковыми знаменателями и числителями. Решает примеры по алгоритму по теме. Решает задачу с комментариями | 1. Ответы на вопросы учителя «Проверь себя» Задание «Выполни практические задания» Учебник №946 Задача 1 Презентация: слайд 14 | 7 | П. Использовать алгоритмы деятельности при выполнении заданий. Р. Планирование необходимых действий, контролирование процесса и результата деятельности, внесение необходимых коррективов, осознание возникших трудностей, поиск их причин и путей преодоления. |
6 | Самостоятельная работа | Организовать самостоятельное выполнение учащимся типовых заданий на новый способ действий. | Учитель организует выполнение учащимся самостоятельной работы в виде интерактивного теста с оценкой | И | Выполняет интерактивный тест и получает отметку при помощи ПК | Интерактивный тест. http://testedu.ru/test/matematika/5-klass/obyiknovennyie-drobi-5.html или Приложение 1 | 5 | Р. Контроль, кор-рекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осозна-ние качества и уровня усвоения. Л. Самоопред-е. |
7 | Рефлексия. Подведение итогов урока | Дать анализ и оценку успеш-ности достиже-ния цели и наметить перспективу последующей работы | Учитель показывает слайд 16 из презентации | И (в диалоге с учителем) | Учащийся описывает свои впечатления об уроке по пунктам слайда | Устное задание Презентация, слайд 16 | 2 | К. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Р. Оценка и самооценка |
8 | Домашнее задание | Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения д/з Выполнить задание по выбору | Организует обсуждение и запись домашнего задания. Обязательное: №947, 957. Дополнительно: №960 | Учащийся выбирает задание | Задания из учебника | 1 | К. Слышать, слушать и понимать учителя Р. Планировать свою работу по выполнению дом.задания. Л. Самоопределение действий |
Приложение 1
1. Вставьте знаки < или > в записях:
а) 3/10 и 7/10; б) 5/8 и 1/8; в) 9/16 и 3/16 г) 5/7 и 3/7.
2. Поставьте между дробями знаки < или > так, чтобы получилось верное неравенство:
а) 5/10 и 5/12; б) 14/105 и 14/102; в) 0 и 14/15.
3. Расставьте дроби в порядке возрастания:
/12; 1/12; 5/12; 11/12; 4/12.
4. Какая из точек лежит левее на координатном луче:
а) А(3/7) или В(5/7); б) С(4/5) или М(4/13).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей.", 5 класс
Технологическая карта урокаПредмет: МатематикаКласс: 5Тема урока: "Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей."Тип урока: изучение и первичное ...
Конспект урока математики с технологической картой в 6 классе "Умножение дроби на дробь"
Конспект урока математики с технологической картой в 6 классе "Умножение дроби на дробь" по ФГОС по УМК Н.Я. Виленкина...
Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: Умножение десятичных дробей. Презентация к уроку: Умножение десятичных дробей
Особенности урока: урок — путешествие, прослеживается межпредметная связь с географией, экологией; практическая направленность заданий, показывает, где могут пригодиться знания математики; подоб...
Технологическая карта урока математики "Деление десятичной дроби на десятичную дробь".
Технологическая карта урока в 5 классе....
Технологическая карта "Дроби"
Технологическая карта урока по теме "Дроби"...
Технологическая карта урока "Алгебраическая дробь. Сокращение дробей" 7 класс.
Технологическая карта урока "Алгебраическая дробь. Сокращение дробей" 7 класс....
Технологическая карта урока "Алгебраическая дробь. Сокращение дробей" 7 класс.
Технологическая карта урока "Алгебраическая дробь. Сокращение дробей" 7 класс....