Технологическая карта "Сравнение дробей!
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Петрова Валентине Владимировна

В данной разработке дана технологическая карта урока по математике 5-го класса "Сранение дробей", в приложении размещена самостоятельная работа. К сожалению, презентация более 3 МБ не прекрепляется.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО учителя: Петрова Валентина Владимировна

Должность: учитель математики

ОУ:  МБОУ «Горковская СОШ»

Предмет: математика

Класс: 5

Тема урока: Сравнение дробей

Базовый учебник: Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. организаций/ Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 33-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2014. – 280с.:ил.

Место в общей структуре курса: Блок «Арифметика», глава  II «Дробные числа», § 5 «Обыкновенные дроби», третий урок по теме «Обыкновенные дроби», первый урок по теме «Сравнение дробей».

Тип урок: урок «открытия» нового знания.

Цели урока:

Личностные:

-  Развитие самостоятельности, ответственности, трудолюбия, аккуратности в работе, развитие навыков самоанализа  и самоконтроля в процессе обучения, при оценке результата своей деятельности, способности сопереживать радость, удовольствие от верно решенной задачи.

Метапредметные:

- Формирование коммуникативной и учебной компетентности учащихся, умения работать с имеющейся информацией в новой ситуации, принимать выдвинутую гипотезу, соглашаться или не соглашаться с ней.

  Предметные:

- создание условий для осмысления действия сравнения обыкновенных дробей (с одинаковыми знаменателями, одинаковыми числителями, разными числителями и знаменателями) различными способами (по алгоритму, с помощью зрительных образов реальных предметов, числового луча);

Задачи урока:

- в личностном направлении: обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении новых понятий и определений, провести рефлексию деятельности после проделанной работы, формировать социальный опыт (выбирать большую, меньшую величину, располагать в порядке возрастания, убывания).

- в метапредметном направлении: научить  самостоятельно формулировать учебную задачу урока, развивать логическое мышление (сравнение, сопоставление, обобщение), формировать элементы исследовательской деятельности (умения делать выводы и умозаключения, умения выдвигать и формулировать гипотезы).

- в предметном направлении: уметь выбирать большую или меньшую из дробей, читать неравенства, записывать результат в виде неравенства.

  1. Организационный блок

Планируемые результаты урока

  • Понятия и термины, которые будут закреплены в ходе урока

Обыкновенная дробь, сравнение обыкновенных дробей, правила сравнения дробей, запись результата сравнения в виде неравенства

  • Предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся  в результате проведения урока

Владение основным аппаратом понятий по данной теме

- сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями;

- сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми числителями;

- сравнение обыкновенных дробей с разными числителями и знаменателями;

- выбор большей или меньшей из дробей;

- располагание дроби в порядке возрастания и убывания;

- запись результата сравнения дробей в виде неравенства

Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока

Личностные УУД: готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Познавательные УУД: выполнять логические действия, создавать алгоритм действий по практическим заданиям, приобретать опыт применения алгоритма действий для решения примеров, задач, практических заданий из повседневной жизни.

Регулятивные УУД: постановка целей, планирование, контроль, коррекция своих действий, оценка успешности усвоения, самоуправление  и саморегуляция в учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: слышать, слушать и понимать, эффективно сотрудничать с учителем в ходе общения, правильно выражать свои мысли в речи.

Инструкции и пояснения

Учитель обращает внимание на соблюдение правил работы на уроке

  • Вводное слово учителя

Каждый день нам приходится сравнивать разные величины (свой рост и рост одноклассников, какие-то размеры, массу и т.д.), приведи свои примеры сравнения.

Учащийся приводит примеры.

Какие величины сравнивать нельзя? Приведите примеры (время и массу, рост и возраст, и др.)

Расстояние измеряется различными величинами: км, м, дм и т.д. Какие из названных величин сразу сравнить нельзя? (12 км и 15 дм). Как  сравнить? Перевести в одни и те же единицы.

умение приводить примеры  математических фактов;

  • Распределение по группам

При работе в группах обучающиеся объединяются в пары с соседом по парте

  • Выработка правил работы (определение норм, процедур работы)

Для работы на уроке необходимо:

  •   внимательность;
  •   собранность;
  •   уважительное отношение друг к другу;
  • дисциплина и самодисциплина;
  • взаимооценка и самооценка;
  • соблюдение регламента работы.

  1. Мотивационный блок

Задача о выборе пути

Подведение обучающихся к формулированию темы и составлению плана работы с помощью задачи

Презентация, слайд № 1.

Предложение примеров для сравнения, намечают план работы

Выбор пути

Формулируют тему и записывают в тетрадь, составляют план работы

  1. Информационный блок.

Устные источники

Устные упражнения из учебника № 940, рис.116, рис.118

Учебник

Материал параграфа учебника

стр. 146-147.

Устные вопросы «Проверь себя»,

Письменные источники         

Письменные задания из учебника № 941,

Учебник

Выполни практические задания

Приложение 1

Тест «Самостоятельная работа»

Приложение 2

Pадача 1

Презентация: слайд

Графические источники (схемы, диаграммы)

Электронные источники

Презентация

Авторская

Математический справочник

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3e72b9a1-2e8f-4371-9c9e-f688640fe66e/section4_article5.html   

Видео источники         

Видеоуроки

http://interneturok.ru/ru/school/matematika/5-klass/drobnye-chisla/sravnenie-obyknovennyh-drobey?seconds=0 

ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические)

Источники информации для учащихся подбирает учитель

  1. Аналитический (практический) блок.

Устные упражнения из учебника

Устный счет «Математическая разминка»   Презентация: слайды 3, 4, 5

Письменные задания из учебника

  1. Оценочный блок.

Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика)

Самооценка

Взаимооценка

  1. Рефлексивный.

Смайлик

Обучающиеся рисуют смайлик в своей тетради

Отношение к проделанной работе на уроке

Структура и ход урока

№/п

Этап урока

Дидактические задачи

Деятельность учителя

Форма работы

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Время, отведенное на выполнение задания

УУД

1

Организаци-онный момент

Подготовка учащегося к уроку

Приветствие учащихся

Выяснить, готовность учащихся к уроку, возможность проведения урока.

Повторить правила работы на уроке

И

Учащиеся приветствует учителя.

Ученик читает девиз урока:

 «Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий»

Ученик с выражением читает стихи. Слайд 2

1

К. Планирование

учебного сотрудничества с учителем

2

Мотивирование(самоопределение) к учебной деятельности

Осознанное подчинение себя системе нормативных требований к учебной деятельности и выработка внутренней готовности к их реализации

Вводное слово учителя.

Организует игровой момент, демонстрируя ребус. Предлагает определить, о чём пойдёт речь на уроке. Организует уточнение типа урока и корректирует шаги учебной деятельности

Ф

Решают устно задачи, определяют, что на уроке они будут работать со сравнением чисел

Предлагается решить задачу. Повторяют знаки сравнения. Устно сравнить натуральные числа

3 мин

Личностные:

самоопределение-мотивация учения.

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний;

 структурировать знания, логическое выдвижение.

Коммуникативные:

 слушать и понимать речь других;

устанавливать аналогии;

 классифицировать и систематизировать.

3

Актуализация знаний

Организовать актуализацию изученных способов действий для проблемного изложения нового знания

1. Ребята!  Посмотрите на слайд. Здесь есть некоторые математические объекты. Скажите, что это такое? Что вам о них уже известно?

Учащимся задаются вопросы с целью подготовки к усвоению нового материала.

  • Прочитать дроби
  • Что показывает числитель и знаменатель каждой дроби.
  • Выделите правильные и неправильные дроби
  • Расположите в порядке возрастания

Значит, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Какие цели урока вы для себя    ставите?

Ф

1. Отвечают на вопросы учителя,

2. Рассказывают о том, что такое обыкновенная дробь

3. Определяют правильные и неправильные дроби, дают их определение.

 Ученики отвечают на вопросы учителя

Сталкиваются с проблемой: как сравнивать обыкновенные дроби

Учащиеся отвечают, какие цели урока они для себя определяют

Задание «Разминка»

Презентация, слайды 3, 4, 5,

Слайд-эталон 5 (по щелчку).

8

Коммуникативные: вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Оформлять свои мысли в устной форме

Овладеть основами логического мышления и математической речи, умение обосновывать свою точку зрения

Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи

4

Открытие учащимся новых знаний

Организовать подводящий  диалог по открытию новых знаний учеником, зафиксировать причину затруднения, организовать фиксацию преодоления затруднения.

Вернемся к слайду 5.

  1. 1. Насколько частей разделен квадрат во всех трех рисунках? (на 4)

2. Это число является…?

(знаменателем во всех дробях)

  1. 3. Прочитай еще раз, чему равны в каждом случае закрашенные части квадратов?

(2/4; ¾; ¼).

  1. У какого из вариантов закрашенная часть оказалась больше? (у второго, там 3 части из 4).

4.Попробуй составить правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.

5. Выполни задание на сравнение дробей: 3/5 и 4/5.

Запиши ответ  в виде неравенства.

6. Ответь устно: сравни 8/9 и 7/9.

7. Попробуй выполни задание: сравни 5/6 и 5/8!

Чем отличается данное задание от предыдущих? (здесь одинаковые числители, разные знаменатели).

8. Попробуй составить правило сравнения дробей с одинаковыми числителями.

9. Выполни задание на сравнение дробей: 8/9 и 8/11.

Запиши ответ  в виде неравенства.

И

(в диалоге с учителем)

Ученик отвечает на вопросы учителя

4.Составляет правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.

Сравнивает со слайдом 6 (правило)

Делает вывод.

  1. 5. Решает пример и сравнивает со слайдом 7.

6.Решает устно и проверяет по слайду 7.

7.По картинке в слайде пытается выполнить задание.

  1. Путем наводящих вопросов выполняем задание. Проверяет по слайду 8

Приходит к выводу (чем больше знаменатель дроби, тем она меньше).

8. Составляет правило сравнения дробей с одинаковыми числителями.

Сравнивает со слайдом 9. (правило)

Делает вывод.

  1. 9. Решает пример и сравнивает со слайдом 10.

Задание

Презентация, слайд 5

Проверка по щелчку

Задание на составление правила сравнения дробей с одинаковыми знаменателями

Задание

Презентация, слайд 10.

Задание устное

Презентация

Слайд 7.

Задание

Презентация, слайд 7.

Задание

Презентация, слайд 8.

Задание на составление правила сравнения дробей с одинаковыми числителями.

Задание устное

Презентация, слайд 10.

10

Л.   Самоопределение и установление связи между целью действий и мотивом.  

П. Формировать  алгоритм действий;

находить и выбирать способ решения;

прогнозировать результат сравнения;

использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия сравнения.

Р. Планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления.

Физкультминутка

3

4

Продолжение: Открытие учащимся новых знаний

Вопрос:

1. А как сравнить дроби, если они имеют разные числители и знаменатели?

Подсказка: Вспоминаем основное свойство дробей.

Показывает учащимся слайд 12

2.Выполни еще задание на сравнение дробей: 7/8 и 3/24

Запиши ответ  в виде неравенства

3. Попробуй составить прави-ло сравнения дробей.

Г

1. Путем наводящих вопросов разбирает пример.

Делает вывод.

2. Решает по тому же алгоритму пример и сверяет с правильным ответом (слайд 13).

3. Составляет правило сравнения дробей Сравнивает со слайдом 14. (правило).

Делает вывод.

1. Задание

Презентация, слайд 12.

Сравнивает ответ с эталоном, слайд 12.

2. Задание

Презентация, слайд 13

Задание на составление правила сравнения дробей с разными числителями и знаменателями.

5

5

Первичное закрепление

Зафиксировать содержание изученного

материала во внешней речи.

Сформировать умение выполнять задания по алгоритму действий.

I. Учитель задает вопросы:

1.Приведи пример двух равных дробей с различными числителями.
2. Как изобр-ся равные дроби на координатном луче?
3. Какая из двух дробей с одинаковыми знаменателями меньше, а какая больше?
4. Какая из двух дробей с одинаковыми числителями меньше, а какая больше?

II. Учитель предлагает выполнение практических заданий.

III. Задача

 И

(в диалоге с учителем

1. Отвечает на вопросы, проговаривает правила сравнения дробей с одинаковыми знаменателями и числителями.

Решает примеры по алгоритму по теме.

Решает задачу с комментариями

1. Ответы на вопросы учителя «Проверь себя»

Задание

«Выполни практические задания» Учебник №946

Задача 1

Презентация: слайд 14

7

П. Использовать алгоритмы деятельности при выполнении заданий.

Р. Планирование необходимых действий, контролирование  процесса и результата деятельности, внесение  необходимых коррективов, осознание  возникших трудностей, поиск их причин и путей преодоления.

6

Самостоятельная работа

Организовать самостоятельное выполнение учащимся типовых заданий на новый способ действий.

Учитель организует выполнение учащимся самостоятельной работы в виде интерактивного теста с оценкой

И

Выполняет интерактивный тест и получает отметку при помощи ПК

Интерактивный тест.

http://testedu.ru/test/matematika/5-klass/obyiknovennyie-drobi-5.html

или  Приложение 1  

5

Р. Контроль, кор-рекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осозна-ние качества и уровня усвоения.

Л. Самоопред-е.

7

Рефлексия.

Подведение итогов урока

Дать анализ и оценку успеш-ности достиже-ния цели и наметить перспективу последующей работы

Учитель показывает слайд 16 из презентации

И

(в диалоге с учителем)

Учащийся описывает свои впечатления об уроке по пунктам слайда

Устное задание

Презентация, слайд 16

2

К. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р. Оценка и самооценка

8

Домашнее задание

Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения д/з

Выполнить задание по выбору

Организует обсуждение и запись домашнего задания.                Обязательное:

№947, 957.

Дополнительно:

№960

Учащийся выбирает задание

Задания из учебника

1

К. Слышать, слушать и понимать учителя

Р. Планировать свою работу по выполнению дом.задания.

Л. Самоопределение действий

Приложение 1

1.        Вставьте знаки < или > в записях:

а) 3/10 и 7/10;  б) 5/8 и 1/8;  в) 9/16 и 3/16  г) 5/7 и 3/7.

2.        Поставьте между дробями знаки < или > так, чтобы получилось верное неравенство:

а) 5/10 и 5/12;  б) 14/105 и 14/102;  в) 0 и 14/15.

3.        Расставьте дроби в порядке возрастания:

/12; 1/12; 5/12; 11/12; 4/12.

4.        Какая из точек лежит левее на координатном луче:

а)  А(3/7) или В(5/7);  б) С(4/5) или М(4/13).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей.", 5 класс

Технологическая карта урокаПредмет:     МатематикаКласс:    5Тема урока:    "Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей."Тип урока: изучение и первичное ...

Конспект урока математики с технологической картой в 6 классе "Умножение дроби на дробь"

Конспект урока математики с технологической картой в 6 классе  "Умножение дроби на дробь" по ФГОС по УМК Н.Я. Виленкина...

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: Умножение десятичных дробей. Презентация к уроку: Умножение десятичных дробей

Особенности урока: урок — путешествие, прослеживается межпредметная связь с географией, экологией; практическая направленность заданий, показывает, где могут пригодиться знания математики; подоб...

Технологическая карта "Дроби"

Технологическая карта урока по теме "Дроби"...

Технологическая карта урока "Алгебраическая дробь. Сокращение дробей" 7 класс.

Технологическая карта урока "Алгебраическая дробь. Сокращение дробей" 7 класс....

Технологическая карта урока "Алгебраическая дробь. Сокращение дробей" 7 класс.

Технологическая карта урока "Алгебраическая дробь. Сокращение дробей" 7 класс....