Рабочая программа кружка "Геометрия вокруг нас"
рабочая программа по математике (5, 6 класс)

Щелокова Наталья Васильевна

Главная цель кружка обеспечить развитие творческих способностей ребенка: гибкость мышления, «геометрическую» зоркость, интуицию, воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geometriya_vokrug_nas.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Одной из важнейших задач школы является воспитание всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Носителем собственного метода познания мира является геометрия, с помощью которой рассматриваются формы и взаимное расположение предметов. Изучение геометрии в школе направлено на развитие пространственного представления окружающего мира, образного мышления учащихся, приобретение изобразительно-графических навыков, формирования геометрического мышления.

В настоящее время введение дополнительных услуг широко используется образовательными учреждениями и позволяет учителям математики более детально проработать курс. Следует отметить, что занятия ДОУ ни в коем случае, не должны быть направлены на закрепление пройденного материала по основной программе. Наиболее целесообразно использование дополнительных услуг на развитие образного мышления учащихся с помощью геометрии. Безусловно, в течение курса математики в 5-6 классах рассматриваются некоторые элементы геометрии, но этого недостаточно, ввиду сложности и насыщенности курса геометрии.

Программа курса для дополнительного изучения геометрии учащимися 5-6 классов предназначена для развития пространственного воображения, геометрической интуиции и творческих способностей. Особенностью курса является одновременное изучение элементов планиметрии и стереометрии, и большим количеством практических занятий.

 

Цель:

  • обеспечить развитие творческих способностей ребенка: гибкость мышления, «геометрическую» зоркость, интуицию, воображение.

        Задачи:

  • формирование качеств личности, необходимых для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясность и четкость мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, способность к преодолению трудностей;
  • воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии;
  • развитие  гибкости и оригинальности мышления,  коммуникативных навыков

Для проведения учебных занятий используются следующие формы и методы работы.

Формы обучения:  коллективные и индивидуально-групповые занятия,  практические и творческие работы.

Основные методы:

объяснение, беседа, иллюстрирование, решение задач, дидактические игры, убеждение.

Контроль достижения планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий.

Предполагаемые результаты.

В результате внедрения предлагаемой программы для дополнительного образования по математике будут сняты трудности в первоначальном ознакомлении с геометрией, когда в 7 классе учащиеся приступают к систематическому изучению этого курса. Развитое пространственное воображение, в условиях сжатости курса геометрии, позволит существенно повысить усвоение учащимся в будущем основного материала.

        Обучающиеся должны знать

  • виды пространств и их размерность;
  • определение параллельных прямых на плоскости. перпендикулярность прямых на плоскости  и в пространстве;
  • виды многогранников и свойства их элементов;
  • центральную и осевую симметрию;
  • пифагоровы тройки, теорему Пифагора;
  • биографию великих математиков;

                   Уметь

  • выполнять построение треугольника по трем его элементам;
  • решать задачи на нахождение объема  и площади поверхности куба, на свойство развертки куба;
  • выполнять построение многогранников;
  • моделировать многогранники из картона, используя их развертку;

Программа

Программа рассчитана на 68часа. Планирование предусматривает одновременное изучение фигур на плоскости ив пространстве.

5 класс – 34 часа

Точки прямые, отрезки                             8ч

Квадрат и куб                                            10ч

Треугольник и тетраэдр                            9ч

Измерения величин                                   7ч

6 класс – 34 часа

Многоугольник , многогранник                                  4ч

Четырехугольник, параллелепипед                            6ч

Симметрия                                                                     9ч

Высоты , медианы, биссектрисы и ихпостроение    4ч

Смежные и вертикальные углы                                  6ч

Повторение                                                                    5ч

Календарно-тематическое планирование

5 класс – 34 часа

№  урока

Изучаемая  тема

Ко-во часов

Даты по плану

Даты по факту

Используемые интернет ресурсы

1

Первые шаги в геометрии

1

2

Пространство и размерность

1

3

Простейшие геометрические фигуры

1

4

Конструирование по клеточкам

1

5

Точки и ломанные

1

6

Параллельность и перпендикулярность на плоскости и в пространстве

1

7-8

Задачи со спичками на плоскости и в пространстве

2

9

Квадрат и его свойства

1

10-11

Расположение рядом нескольких квадратов

2

12

Куб и его свойства 

1

13

Моделирование куба

1

14-15

Конструирование фигур из кубов 

2

16-17

Задачи на разрезание и складывание фигур

2

18-19

Задачи на проекционном чертеже 

2

20-21

Треугольник. Построение треугольников.

2

22

Тетраэдр и его элементы.

1

23

Свойства тетраэдра.

1

24-26

Геометрические головоломки. -

3

27

Измерение длины.

1

29

Измерения на местности

1

30-31

Оригами

2

32-34

Повторение в форме  КВН

3

6 класс – 34 часа

№  урока

Изучаемая  тема

Кол-во часов

Даты по плану

Даты по факту

Используемые интернет ресурсы

1-2

Многоугольники. Построение правильных многоугольников

2

3

Многогранники и их элементы

1

4

Конструирование правильных многогранников.

1

5

Параллелограмм и его элементы

1

6

Прямоугольник и его свойства

1

7

Ромб и его свойства

1

8

Параллелепипед и его элементы

1

9-10

Конструирование параллелепипедов из бумаги и спичек.

2

11

Замечательные кривые.

1

12

Кривые Дракона

1

13

Лабиринты

1

14

Зеркальное отражение

1

15

Симметрия.-

1

16-17

Бордюры и орнаменты. -

2

18-19

Задачи на симметрию

2

21

Высоты в треугольниках

1

22

Медиана и ее построение

1

23

Биссектриса угла, ее свойства и способы построения

1

24

Смежные углы и их свойства. Построение смежных углов

1

25

Вертикальные углы и их свойства. Построение вертикальных углов.

1

26-29

Решение задач

1

30-34

Повторение основных вопросов курса

1

Литература для учителя.

  1. Бабинская. И.Л. Задачи математических олимпиад.- М; 1975.
  2. Епишова О.Б., Крупич В.И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение,1990.
  3. Козлова Е.Г. сказки для математического кружка. - М.:Мирос,1994
  4. Математические олимпиады. - М.:Экзамен,2006.
  5. Математические олимпиады .учебное  – методическое пособие/ Сост. М. Н. Бобошко , Л.В. Коноплева.- Омск: Издательство ОмПГУ,1998.

Литература для ученика.

  1. Тысяча проблемных задач по математике: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение,1995.
  2. Шапир А. Д., Зачем нужно решать задачи?: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение,1996.
  3. Математические олимпиады. - М.:Экзамен,2006.
  4. Лоповок Л.М.Тысяча проблемных задач по математике : Кн.для учащихся.- М.свещение,1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спецкурса по математике 6 класс "Математика вокруг нас"

Рабочая программа спецкурса позволят рассматривать задания повышенного уровня сложности, готовит учащихся к олимпиадам...

Рабочая программа курса по выбору в 9 классе по геометрии: "Геометрия вокруг нас"

Рабочая программа рассчитана на 17 часов. Цель курса: заинтересовать учащихся прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин....

Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 5 класс

Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 5 класс включает пояснительную записку, требования к знаниям,поурочно-тематическое планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Кружок «Мир вокруг»

Программа и календарно- тематическое планирование кружка "Мир вокруг". Программа кружка «Мир вокруг» реализуется в 2-х классах участвующих в эксперименте по введению ФГОС второго поколения...

Рабочая программа "Мир вокруг нас"

Цель программы – формирование элементарных представлений о природе, о человеке и обществе, их взаимодействии.Программа носит интегрированный характер, объединяет несколько учебных дисциплин &nda...

Рабочая программа кружка "Вокруг света"

Кружок «Вокруг света», для обучающихся 9-х классов, направлен на реализацию регионального компонента во внеурочной деятельности . Программа строится на региональной характер...