Урок-игра по математике для 5-х классов "Мир математики"
план-конспект занятия по математике (5 класс)
План и сценарий урока-игры по математике для 5-х классов "Мир математики". Прекрасно подходит для проведения в последний учебный день четверти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-igra_mir_matematiki.docx | 30.7 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 58
имени Героя Советского Союза Носаль Евдокии Ивановны
ул.им. Гоголя,17, Краснодар, 350910, тел/факс (861)2375378
e-mail: school58@kubannet.ru
УРОК-ИГРА
Для учащихся 5-ых классов
«МИР МАТЕМАТИКИ»
Подготовил
Учитель математики МБОУ СОШ № 58
Ковалева М.А.
Краснодар
2020
Цель урока-игры: Воспитание интереса к предмету математики через использование игровых форм. Развитие внимания и сообразительности, логического мышления, формирование коммуникативных навыков, волевых качеств личности.
Задачи урока-игры:
Учебные:
- Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в процессе подготовки, организации и проведения урока.
- Повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор.
- Углубить представления обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни.
- Развитие у обучающихся умений работы с учебной информацией, развитие умений планировать и контролировать свою деятельность.
Развивающие:
- Развивать у обучающихся интерес к занятиям математикой.
- Выявлять учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний по математике.
- Развивать речь, память, воображение и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.
- Воспитание умений применять имеющиеся знания на практике.
- Воспитание умений защищать свои убеждения, делать нравственную оценку деятельности окружающих и своей собственной.
Принципы организации урока математики:
- Принцип массовости (работа организуется таким образом, что в творческую деятельность вовлекается как можно больше обучающихся).
- Принцип доступности (подбираются разноуровневые задания).
- Принцип заинтересованности (задания должны быть интересно оформлены, чтобы привлечь внимание визуально и по содержанию).
- Принцип соревновательности (ученикам предоставляется возможность сравнивать свои достижения с результатами учащихся разных классов).
Ожидаемые результаты:
- Подтверждение имеющихся у обучающихся базовых знаний в соответствии с тематикой урока математики.
- Знакомство с видами творческой самостоятельной деятельности и развитие навыков её выполнения.
- Выявление круга учащихся, стремящихся к углублению знаний по математике.
- Вовлечение родителей в совместную с учащимися деятельность при проведении мероприятий.
- Расширение историко-научного кругозора учащихся в области математики.
- Развитие коммуникативных умений при общении с учениками разного возраста.
Формы поощрения активных и успешных участников:
- Награждение индивидуальных победителей грамотами образовательного учреждения и призами.
- Выставление хороших оценок в журнал активным и успешным обучающимся.
Мероприятия не должны быть затянуты по времени. Необходимо учитывать то обстоятельство, что возрастает учебная нагрузка на детей. Содержание урока математики должно быть подобрано так, чтобы всем было интересно, а разноуровневые задания позволили бы каждому почувствовать себя успешным. Урок – игра по математике должна проходить под девизом: “Успех порождает успех!”
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок математики, а урок – игра “Мир математики”. И начать его я хочу стихотворением М.Борзаковского “Математика повсюду!”:
Математика повсюду. Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму ты вокруг себя найдешь.
Каждый день, вставая бодро, начинаешь уж решать:
Идти тихо или быстро, чтобы в класс не опоздать.
Вот строительство большое. Прежде чем его начать,
Нужно всё ещё подробно начертить и рассчитать.
А иначе рамы будут с перекосом, потолок провалится.
А кому, друзья скажите, это может нравится?
Ох, скажу я вам, ребята, все примеры не назвать,
Но должно быть всем понятно, что математику нам
надо знать.
Если хочешь строить мост, наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле, иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе, добросовестно учись!
1-й конкурс. Математическая разминка
- Сколько хвостов у семи котов? (7)
- Сколько носов у двух псов? (2)
- Сколько пальчиков на руках у четырёх мальчиков? (40)
- Сколько ушей у пяти малышей? (10)
- Сколько ушек у трёх старушек? (6)
- Сколько у десяти ослов ушей и хвостов? (30 = 20 ушей + 10 хвостов)
- На одной ноге страус весит 60 кг. Сколько килограммов он весит на двух ногах? (60 кг)
- Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30 км)
- В 12 часов ночи идёт дождь. Можно ли утверждать, что через 48 часов будет светить солнце? Почему? (Нет, так как через 2 суток будет вновь ночь)
- Что тяжелее : килограмм сена или килограмм железа? (Одинаковый вес)
2-й конкурс. Расшифровать ребусы.
МЕ+100 (место);
40+А ( сорока)
3 +БУНА (трибуна)
И+100+РИЯ ( история)
3 + УМФ = (триумф)
Р +1+ А = (родина)
7 + Я = (семья)
3-й конкурс. Весёлое умножение.
Ведущий: Кто умеет перемножать в столбик два двузначных числа? Все умеют?! Проверим! Я приглашаю к доске по одному участнику от каждой команды. (После того, как дети вышли, ведущий продолжает.) Вот только я забыл вас предупредить, что умножать вы будете с завязанными глазами! Итак, 18 * 12 =
4-й конкурс. Математика + Литература.
Команде предлагается написать как можно больше пословиц, содержащих числа. Например, не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
5-й конкурс. Блицтурнир.
Командам предлагается заполнить таблицы поочерёдно с помощью всех членов команды. Таблицы даются равнозначные. В таблицах заполнена колонка “Словесная запись”, а ребятам необходимо заполнить колонку “Символическая запись”.
1-я команда | 2-я команда | ||
Словесная запись | Символическая запись | Словесная запись | Символическая запись |
а на 70 больше, чем в | а – в = 70 | в на 4 меньше, чем а | а – в = 4 |
а в 3 раза больше, чем в | а : в = 3 или а = 3в | а в 5 раз меньше, чем в | в : а = 5 или |
Сумма чисел а и 18 равна 25 | а + 18 = 25 | Разность чисел в и 23 равна 14 | в – 23 = 14 |
6-й конкурс. Пантомима.
Командам предлагается придумать и показать пантомиму на тему “ Двоечник у доски”. А пока команды готовятся к соревнованиям. Предлагается ещё один конкурс для болельщиков.
7-й конкурс. БЛИЦТУРНИР.
Командам решить пример, содержащий все математические действия, но выполнить это задание всей командой.
- 1-й ученик – расставляет порядок действий.
- 2-й ученик – выполняет первое действие.
- 3-й ученик – выполняет второе действие.
- 4-й ученик – выполняет третье действие.
- 5-й ученик – выполняет четвертое действие.
- 6-й ученик – выполняет пятое действие и записывает ответ.
Ряд 1: 14 + (36*18 – 522:87) – 21= 635
36*18=648; 2) 522:87=6; 3) 648 – 6 = 642; 4) 14+642=656; 5) 656 -21 = 635
Ряд 2: 23 + (468: 78 + 46 * 24) – 157 = 976
1) 468:78=6; 2) 46*24=1104; 3) 1104+6=1110; 4) 23+ 1110 = 1133;
5) 1133 – 157= 976
Ряд 3: 689 – (621: 69 + 35*18) + 57=107
621: 69 = 9; 2) 35*18=630; 4) 630 +9 = 639; 5) 689 -639 = 50: 6) 50+57=107
8-й конкурс. Математический футбол.
Какое число делится без остатка на любое число, отличное от нуля?
(Ответ: число ноль)
Сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению?
(Ответ: 2 и 2 , 2 + 2 = 4, 2 * 2 = 4)
Когда делимое и частное равны между собой?
(Ответ: когда делитель равен одному)
Кирпич весит 2 кг и ещё полкирпича. Сколько весит весь кирпич? (Ответ: 4 кг)
Три кошки за три минуты ловят трёх мышей. Сколько нужно кошек, чтобы за 100 минут поймать 100 мышей? (Ответ: 100 кошек)
Не производя никакой записи, увеличьте число 86 на 12?
(Ответ: перевернуть число и получить 98)
От трёхзначного числа отняли один и получили двузначное? Что это за числа? (Ответ: 100 – 1 = 99)
Применяя знаки действий, запишите число 1 тремя двойками.
(Ответ: 2 + 2 : 2 = 1)
Как нужно расставить знаки “+” в записи 1 2 3 4 5 6 7 , чтобы получилась сумма, равная 100? (Ответ: 1 + 2 + 34 + 56 + 7 = 100)
Какое целое число делится без остатка на любое число, отличное от нуля?
(Ответ: число ноль)
Какое целое число делится без остатка на любое число, отличное от нуля?
(Ответ: Число ноль)
Сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению?
(Ответ: 2 и 2 , 2 + 2 = 4, 2 * 2 = 4)
Когда делимое и частное равны между собой? (Ответ: Когда делитель равен одному)
Шоколадка стоит 10 рублей и ещё половина шоколадки. Сколько стоит вся шоколадка? (Ответ: 20 рублей)
Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько будет весить петух, стоя на двух ногах? (Ответ: 5 кг)
Какой цифрой заканчивается произведение всех чисел от 5 до 87? (Ответ: Нулём)
Что больше: произведение всех цифр или их сумма? (Ответ: Сумма,0*1*2*3*4*5*6*7*8*9=0, 1+2+3+4+5+6+7+8+9 = 45)
Как нужно расставить знаки “+” в записи 1 2 3 4 5 6 7 , чтобы получилась сумма, равная 100? (Ответ: 1+2+34+56+7 = 100)
9-й конкурс. Поставь знак
Поставьте знаки между семерками так, чтобы равенства были верными.
7777=1 Ответы: 7:7+7-7=1
7777=2 7:7=7:7=2
7777=3 (7+7+7):7=3
7777=4 77:7-7=4
10-й конкурс. Решите кроссворд
- Некоторое число
- То, что надо знать наизусть.
- Геометрическая фигура.
- Арифметическое действие.
- Единица измерения длины.
- Равенство, содержащее неизвестную величину.
- Геометрическая фигура, обозначаемая одной буквой.
- Математический инструмент.
- Геометрическая фигура, у которой все углы прямые.
- Деления на измерительных приборах.
Кроссворд “Математика”
| М | И | Л | Л | И | О | Н |
| ||||
П | Р | А | В | И | Л | О |
|
|
| |||
|
| Т | Р | Е | У | Г | О | Л | Ь | Н | И | К |
Д | Е | Л | Е | Н | И | Е |
|
| ||||
| М | Е | Т | Р |
| |||||||
У | Р | А | В | Н | Е | Н | И | Е |
|
| ||
|
| Т | О | Ч | К | А |
|
| ||||
Ц | И | Р | К | У | Л | Ь |
| |||||
| К | В | А | Д | Р | А | Т |
| ||||
Ш | К | А | Л | А |
|
|
|
|
11-й конкурс. Весёлые вопросы:
Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается… (не два, а шесть)
Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно… (не пять, а четыре)
Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается… (не два, а три)
Говорил учитель Ире, что два больше, чем… (один, а не четыре)
Меньше в десять раз, чем метр, всем известно… (дециметр)
Ты на птичку посмотри: лап у птицы ровно … (две, а не три)
У меня собачка есть, у нее хвостов аж… (один, а не шесть)
У доски ты говори, что концов у палки… (два, а не три)
Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под диктантом, стоит… (не единица, а пять)
На уроках будешь спать, за ответ получишь… (два, а не пять)
Вот пять ягодок в траве. Съел одну, осталось -… (не две, а четыре)
Мышь считает дырки в сыре: три плюс две – всего… (пять, а не четыре).
12-й конкурс. У кого лучше глазомер?
Одной команде вручается стакан с конфетами-горошинами, а другой – кружка с такими же горошинами. Побеждает та команда, которая даст ответ, наиболее близкий к правильному. (Организаторы конкурса должны потрудиться и сосчитать количество конфет в каждой ёмкости заранее. В качестве приза стакан со сладостями можно вручить капитанам, которые, несомненно, поделятся с командой и болельщиками).
Итоги урока: Подошла к концу наша игра. Победители получают призы. Побежденные – тоже. Потому что все мы размышляли и старались. А это самое главное! Всем спасибо за участие в игре. До свидания!
Активным и успешным обучающимся выставляются отличные и хорошие оценки в журнал. На этом уроке плохих оценок не бывает и обучающихся надо поощрить только оценками “4” и “5”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗРАБОТКА УРОКА МАТЕМАТИКИ "О ВРЕДЕ КУРЕНИЯ - ЯЗЫКОМ МАТЕМАТИКИ", 6 КЛАСС.
«О вреде курения – языком математики»...
Программа дистанционног факультативного курса по математике для учащихся 5 классов «Математика для любознательных»
Новые социальные ориентиры в системе образования проявились в различных направлениях: в построении системы непрерывного образования, в изменении ее структуры, в появлении форм альтернативного и ...
Математик-бизнесмен (внеклассное мероприяние по математике, 6 класс)
Математическая игра. План проведения игры: 1.Вступительная часть. 2.Правила игры. 3.Конкурс команд (банков). 4.Конкурс капитанов (банкиров). 5.Задачи со спичками. 6.Вопросы болельщикам (акционер...
Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...
Рабочая программа по математике в 5 классе. Учебник "Математика 5 класс", авторы: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.
Рабочая программа по математике в 5 классе. Учебник "Математика 5 класс" , авторы: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И....
Внеклассное мероприятие по математике "О вреде курения языком математики".
Внеклассное мероприятие по математике "О вреде курения языком математики" для учащихся 7 класса. В этом мероприятии приводятся факты о вреде курения, которые негативно сказываются на здоровье человека...
Методика использования интерактивной доски mimio Studio на уроках математики. Работа в программе «Живая математика».
Учитель школы востребован временем только тогда, когда он сам на острие этого времени. Новые информационные развивающие педагогические технологииС их помощью на уроках должны реализоваться такие ...