Внеклассное мероприятие по математике "О вреде курения языком математики".
методическая разработка по алгебре (7 класс) по теме

Внеклассное мероприятие по математике "О вреде курения языком математики" для учащихся 7 класса. В этом мероприятии приводятся факты о вреде курения, которые негативно сказываются на здоровье человека, что приводит ко многим заболеваниям, в ходе мероприятия решаются математические задачи, выступают учащиеся в роли экологов, химиков, медиков...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_vrede_kureniya.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

  1. План-конспект  внеклассного мероприятия по математике в рамках районного методического объединения учителей математики  по профилактике курения.

"Проценты. Решение задач" в 7-м классе.

Проблема: Жить или курить? Выбирайте сами!

Форма проведения: урок - проблема

Решение проблемного вопроса «Курить или быть здоровым?» при помощи решения задач в ходе обсуждения на внеклассном мероприятии, с использованием ИКТ.

Тема: «О вреде курения – языком математики. Проценты. Решение задач»

Предмет: математика

Учитель:Стаценко Лидия Николаевна

Должность: учитель математики

  1. Задачи урока:

Закрепить умение выполнять действия с натуральными числами. Развитие познавательного интереса к предмету математика, применение математических знаний во внеурочной обстановке. Развитие у учащихся познавательного интереса и любознательности. Воспитание доброжелательности, инициативности, активности.

  1. Цели урока:

Образовательные:

  1. отработать практические умения и навыки нахождения дроби от числа, процентов от числа на примерах решения задач по вычислению процентов;
  2. актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы «Проценты»;
  3. помочь развить познавательный интерес к изучению процентов.
  4. повышение интереса к предмету – математика.
  5. повышение мотивации учащихся к изучению предмета математики через средства компьютерных программ.

Воспитательные:

  1. пропаганда здорового образа жизни, расширение знаний о вреде курения;
  2. профилактика здорового образа жизни
  3. способствовать сознательному пониманию актуальности вопроса в современной жизни: «Курить или быть здоровым?».

Развивающие:

  1. способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, выделение главного в понимании поставленного вопроса, переноса знаний в новую ситуацию, развитию внимания и памяти.
  2. внесение разнообразия и положительной эмоциональной окраски в учебный процесс.
  3. развитие внимания, сообразительности.
  4. эстетическое оформление тематического мероприятия;

Возраст участников: 7 класс.

Место проведения: учебный кабинет c мультимедийным оборудованием.

  1. Материальная база:
  1. Презентация.
  2. Интерактивная доска.
  3. Проектор и компьютер.
  1. Ожидаемые результаты:
  1. Развитие культуры речи.
  2. Развитие логической культуры.
  3. Развитие творческих способностей.
  4. Выработка коммуникативных навыков.

Продолжительность: 40 мин.

  1. Оборудование:
  1. плакаты
  2. карточки с текстом задач,
  3. пирамидки («Журналисты» «Экологи», «Психологи», «Медики», «Химики»),
  4. компьютер, интерактивная доска

Ход проведения урока: 

  1. 1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Проведем мы его, обсуждая проблему для человечества – наше будущее, здоровое человеческое будущее без вредных привычек, одной из которых является пагубная привычка – курение. Итак, задумаемся над вопросом «Жить или курить?» и попытаемся найти ответ на него, решая задачи на вычисление процентов.

Тема урока: «О вреде курения – математическим языком. Проценты. Решение задач».

Девизом к нашему уроку послужат слова:

«Я выбираю здоровый образ жизни».

Итак, цели нашего урока следующие: вы должны убедить себя в том, что:

  1. вы можете справиться с задачами данного урока;
  2. тема «Нахождение дроби и процентов от числа» вами усвоена;
  3. табак приносит вред телу, разрушает разум, отравляет целые нации.

Как глупо этот мир устроен:

Из четырёх курящих трое

Хотя известно, что табак-

Опасный и коварный враг.

Как это всё – таки возможно?

Где наши ум и осторожность?

Нам, что же, жизнь не дорога?

И почему в плену врага

Находимся мы добровольно,

Затяжку делая, довольны?

Мы что забыли, что табак –

Коварный и смертельный враг?

Вот цифры мировой статистики

Приводим их без всякой мистики

Курение зло – это всем уже ясно,

Курение – это смертельно опасно.

  1. 2. Компьютерная презентация о вреде курения
  1. От табакокурения в мире ежегодно умирает около шести миллионов человек. Распространение табакокурения в России - самое высокое в мире. Ежегодно в России от причин, связанных с курением, преждевременно умирает более 340 тысяч человек. Каждые шесть секунд табак уносит одну жизнь!

 

  1. Статистика женского курения в России
  2. Табачный дым – вероломный враг человечества – начинает атаку на самое дорогое и беззащитное: женщин и детей. По последним данным Всемирной организации здравоохранения, на нашей планете курят 12% женщин. Статистика курения в России показывает, что за последние годы в клубах перегоревшего табака топится все больше и больше представительниц слабого пола, а также подростков.
  3. Статистика курения в мире
  4. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) на сегодняшний день 1,3 миллиарда населения нашей планеты находится в зависимости от табака. Статистика курения в мире заставляет задуматься о том, сколько человек ежегодно добровольно отправляют себя на кладбище таким достаточно изощрённым способом. В настоящее время эта цифра вплотную подкралась к семи миллионам человек.
  5. Статистика курения в России
  6. На данный момент Россия занимает первое место по потреблению табака в мире, а также первое место по подростковому курению. Согласно последним данным Всемирной Организации Здравоохранения, курение в России ежегодно убивает 332.000 человек. Оно, как свидетельствует статистика, является большим злом по сравнению с несчастными случаями, вроде авиа- или автокатастроф.
  7. Курение сигарет ежегодно убивает 6 млн. человек
  8. Вторая Мировая Война унесла жизни более 50 млн. человек. Курение сигарет ежегодно убивает 6 млн. человек, и становится причиной 30% смертей от раковых заболеваний.
  9. Смертность от курения в России высока
  10. В ходе круглого стола «Продвижение идей здорового образа жизни в молодежной среде как условие устойчивого развития региона, вице-президент общероссийской общественной организации „Лига здоровья нации“ Николай Кононов сообщил, что в России 17% всех преждевременных смертей связаны с курением.
  11. Миллион россиян в год умирает от курения
  12. Каждый третий четверг ноября, вот уже 30 лет, отмечается Международный день отказа от курения. Его цель — способствовать снижению распространения табачной зависимости, вовлечение в борьбу против курения всех слоев населения и врачей всех специальностей, профилактика табакокурения и информирование общества о пагубном воздействии табака на здоровье.
  13. Исследование: каждые 6 секунд табак уносит одну жизнь
  14. Каждые шесть секунд табак уносит одну жизнь. Ежегодно курение становится причиной смерти 5,4 миллионов человек. Если не предпринять решительных мер, то к 2030 году эта цифра вырастет до восьми миллионов. В 21 столетии от табака может умереть почти миллиард людей, не сумевших побороть свое пристрастие к сигаретам, нюхательному табаку, кальянам, сигарам и курительным трубкам.
  15. Каждая третья россиянка курит
  16. Каждый год число курящих женщин в России увеличивается на 1,5 процента. Об этом сообщил зампред комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко накануне Всемирного дня без табака. «В 1993 году в нашей стране курили только около 5 процентов женщин, сегодня же их число возросло до 27 процентов», — заявил он. Герасименко также с сожалением отметил, что «среди женщин, вовлеченных в никотиновый плен, около 40 процентов курящих школьниц-старшеклассниц».
  17. Жители России начинают курить уже с 10-12 лет
  18. Возрастной показатель начала табакокурения в России неуклонно снижается и это серьезно угрожает здоровью нации, заявил президент Всероссийского научного общества кардиологов, академик РАМН Рафаэль Оганов.
  19. К 2030г. от курения ежегодно будет умирать 10 млн человек
  20. Представители Всемирной ассоциации легочных заболеваний считают, что к 2030г. количество смертей вследствие курения увеличится до 10 млн человек в год.
  21. Рак легких - масштабы катастрофы
  22. Рак легкого, которым ежегодно заболевает около 1 млн. человек, одна из причин смерти онкологических больных в большинстве стран мира. Увеличение заболеваемости злокачественными новообразованиями легких находится в прямой зависимости от роста потребления сигарет и числа курящих.
  23. Страшная статистика
  24. Наверное, не все знают: по данным статистики, каждый день 700 россиян умирают от болезней, вызванных курением, причем больше половины курильщиков умирают в трудоспособном возрасте. Вдумайтесь в эту цифру: каждый день 700 человек — наших соотечественников, ваших близких, умирают из-за курения! И живут курящие в среднем на 10-12 лет меньше своих сверстников.
  25. В России каждые 9 секунд умирает человек из-за болезней, вызванных табакокурением
  26. 63% российских мужчин, а это около 44 млн. человек, и 9,7% женщин — около 8 млн. — курильщики.  Такие данные представил журналистам директор Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины, профессор-кардиолог Рафаэль Оганов в пятницу в ходе пресс-конференции в РИА «Новости»

Учитель:

Ребята, а вы знаете, как курение влияет на разные части тела? (обучающимся показывается компьютерная презентация о вреде курения)

  1. Сердце – сужает кровеносные сосуды, делая работу сердца по перекачиванию крови более трудной.
  2. Лёгкие – затрудняет нормальное дыхание, что снижает твои спортивные результаты.
  3. Рот – повреждает слизистые оболочки губ, языка, носоглотки; изменяет вкусовую чувствительность; приводит к кашлю; приводит к неприятному запаху при дыхании.
  4. Кожа – температура кожи падает; морщины на лице появляются раньше.

Кроме этого при курении ухудшается внешность, теряется зрение и слух, развиваются заболевания дыхательных путей, внутренних органов, повышается раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость.

  1. 3. Решение задач.

Учитель: Мы переходим к следующему этапу нашего занятия – решению задач по теме: «Проценты».

Работаем в тетрадях (записали число, тему).

Цитата: «Курение мужчины – беда, курение женщины – дважды беда, ибо угроза от женской сигареты двойная: и для самой матери, и для её ребенка». (Ф.Г. Углов)

Огромный вред наносит курение женскому организму. Дети, родившиеся у курящих матерей ослаблены и больны. Смертность новорожденных у курящих матерей на 28% выше, чем у некурящих. Дети курящих родителей чаще болеют. У них ослаблены иммунитет, бывают судороги. Они отстают в интеллектуальном развитии, им сложнее учиться в школе. Давайте подсчитаем средний вес новорожденного ребенка, если его родители курят.

Задание 1. (Работа у доски. Текст задачи на доске. Ученик зачитывает условие и решает, остальные выполняют задание в тетради.) Средний вес новорожденного ребенка 3 кг 400 г. Если у ребенка курит отец, то его вес будет меньше среднего на 119 г, если курит мать – меньше на 255 г. Определите, сколько процентов теряет в весе новорожденный, если:

  1. а) курит папа;
  2. б) курит мама;
  3. в) курят оба.

Ответ округлите до единиц.

Решение:

  1. а) 119 : 3400 • 100% = 3,5% ? 4%.
  2. б) 255 : 3400 • 100% = 7,5% ? 8% .
  3. в) (119 + 255) : 3400 • 100% = 11%.

Учитель: Согласитесь с тем, что полностью здоровым этот малыш уже не будет, и всю жизнь ему придется расплачиваться за легкомыслие родителей. Итак, курильщики страдают от различных заболеваний, но все равно продолжают курить. Невольно возникает вопрос: почему все - таки люди курят? (ответы учеников)

  1. желание скорее «повзрослеть»;
  2. любопытство;
  3. подражание;
  4. привычка;
  5. так называемое «снятие нервного напряжения».

Сегодня у нас на занятии присутствуют различные «специалисты»: химики, психологи, экологи, медики, журналисты. Я думаю, что все они хотят высказать свою точку зрения по проблеме: «Курить или быть здоровым?»

Учитель: О том, к чему может привести курение, нам расскажут медики.

Медики.

Сообщение: Каждая сигарета сокращает жизнь на 8-15 минут. Смертность от всех болезней среди курящих на 70% выше чем, среди некурящих. А у выкуривающих 20 и более сигарет в день в 2 раза выше.

Задача: Курящие дети сокращают свою жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет.

Решение:

  1. 1)15% = 0,15
  2. 2) 0,15 • 56 = 8,4
  3. 3) 56 - 8, 4 = 47,6 (лет)

В медицине известен случай, когда при вскрытии трупа скальпель заскрежетал о камень, оказалось что в лёгких курильщика скопилось 1,5 кг угля. Курил этот человек 25 лет и умер от рака лёгких.

Учитель: О том, насколько опасно курение для нашего организма, расскажут химики. Они определили процентное содержание некоторых веществ в табачном дыме.

Химики.

Сообщение: В момент затяжки на кончике сигареты развивается температура 600-900. При этом образуется около 6000 веществ, из которых 120 ядовиты. 28,7% общей токсичности приходится на никотин. За 30 лет курильщик поглощает приблизительно 1 кг никотина. Выкуривая пачку сигарет в день, он получает дозу облучения, в 3,5 раза превышающую предельно допустимую. За 20 лет курения в легких скапливается до 6 кг сажи.

Задача: В табачном дыме содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм. Определите % содержание самых ядовитых веществ - синильной кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония, - в одной сигарете. Если никотина 2%, а синильная кислота составляет 1/2часть никотина; табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина; окись углерода составляет 0,6 от количества табачного дегтя, а полоний 2/3- от количества окиси углерода.

Решение:

  1. 1) 2% = 0,02; 0,02 •1/2 = 0,01 = 1% - синильной кислоты.
  2. 2) 2 • 7,5 = 15% - табачного дегтя.
  3. 3) 0,6 • 15 = 9% - окиси углерода.
  4. 4) 2/3• 9 = 6% - полоний.

Учитель: О вреде курения окружающей среде нам расскажут экологи.

Экологи.

Сообщение: Народная мудрость гласит: «Один курит, - весь дом болеет». Установлено, что в организме курильщика задерживается только четвертая часть никотина, еще часть разрушается при сгорании, остальное количество, т.е половина, загрязняет воздух, помещение в котором курят. Человек, который находился в течение часа в накуренном помещении, получает такую же дозу ядовитых веществ, как будто он выкурил 4 сигареты. Известен случай, когда девочку положили спать в комнате, где сушились листья табака, через несколько часов ребенок умер. Курящие люди отравляют атмосферу, повышают концентрацию канцерогенных веществ в воздухе, ведут к учащению пожаров в быту, на производстве и в лесу.

Задача: Дым от одной сигареты содержит 5 мг яда никотина. Сколько яда примет человек за один день, выкурив 15 сигарет, если от каждой из них в его организм попадает 20% никотина?

Решение:

  1. 1) 5 • 15 = 75 мг - содержится никотина в 20 сигаретах.
  2. 2) 20% = 0,2; 75 • 0,2 = 15 мг примет человек за один день.

Психологи.

Сообщение: Весь мир считает, что курить не модно, не эстетично, да и для здоровья вредно. Так во всем мире идет борьба с табаком. Во многих странах запрещено курить на рабочем месте. Курящему человеку могут отказать в приеме на работу. А некурящему – более высокая заработная плата, дополнительные премии.

Задача: Если хороший секретарь – машинистка курит, то на странице печатного текста в 800 знаков у неё будет 4% ошибок. Сколько сделает ошибок машинистка на странице, где знаков в 1,5 раза больше?

Решение:

4% = 0,04;

  1. 1) 800 • 1,5 = 1200 - знаков;
  2. 2) 1200 • 0,04 = 48 – ошибок.

Учитель: Случается так, что твои друзья предлагают тебе закурить, и бывает очень трудно отказаться от таких предложений. Ты не хочешь выглядеть «белой вороной», или тебе просто не хватает умения, чтобы поступить не так, как все. Будешь ли ты курить или нет – это твой выбор. Но не забудь, какие болезни в результате ты можешь получить и что бросить курить намного сложнее, чем принять разумное решение.

Учитель: Ну а теперь на основе всех выступлений попробуем сделать вывод. Итоги подведут журналисты .

Журналисты.

Задача 1: Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеванием лёгких. Найдите количество больных, если в одном из посёлков курят около 900 человек.

Решение:

  1. 1) 80% = 0,8; 900 • 0,8 = 720 человек больны.

Задача 2: Норма суточной потребности учащегося в различных витаминах составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета нейтрализует (уничтожает) 20% витаминов. Сколько витаминов ворует у себя тот, кто курит? Сколько витаминов получит ученик, который курит?

Решение:

  1. 1) 20% = 0,2; 125 • 0,2 = 25 мг – потеряет ученик;
  2. 2) 125 – 25 = 100 мг – останется.
  1. 4.Выводы

Сообщение: Итак, выслушав всех выступающих, мы бы хотели отметить положительные и отрицательные стороны курения:

  1. Позитив:
  1. Кокетство (игра пачкой сигарет или красивой зажигалкой);
  2. Элемент комфорта (легче заводить знакомства);
  3. Похудение;
  4. Снятие нервного напряжения;
  5. Желание казаться взрослее.
  1. Негатив:
  1. Повышается кровяное давление, в кровь попадают ядовитые вещества;
  2. Склонность к простудным заболеваниям, возникает «кашель курильщика»;
  3. Раннее старение, замедляется рост;
  4. Желтеют зубы, голос становится хриплым;
  5. Болезни сердца, рак лёгких, губ, горла, желудка;
  6. Страдают дети курильщиков;
  7. Лишняя трата денег;
  8. Загрязняется воздух;
  9. Испытываешь неудобства, когда нет сигарет или нельзя курить;
  10. Одышка и сердцебиение при физических нагрузках и.т.д.;

Как видите, отрицательные стороны во много раз превышают положительные, которые на самом деле не всегда такими являются. Поэтому жизнь без вредных привычек более предпочтительна.

Учитель:А сейчас я предоставляю слово команде «Здоровяки».

Выступление команды:

Вас приветствует команда «Здоровяки».

Наш девиз: Нам здоровье и веселье во 100 крат ценней курения!

1)Какое чудо! Воздух свежий!

Я им опять могу дышать

И с обретённой вновь надеждой

Ногами по земле ступать.

2)Смотрите, там в лучах заката

Река загадочно блестит,

Уносит воду вдаль куда – то

И ветерок слегка шумит.

3)А там вдали, похоже, лес

Стеной поднялся до небес

Встречают сосны и берёзы

От счастья выступили слёзы.

4)Похоже, здесь мы сможем жить,

Покой и радость обрести,

Наверное, чтобы счастливым быть

Нам лучше места не найти.

5)Если хочешь вырасти,

Спортом занимайся,

Только вот курением,

Друг, не увлекайся.

6)Нам курение – не соблазн,

Скажем мы курильщикам-

Здоровье берегите,

И сигареты – врагам подарите.

7)За здоровый образ жизни –

Мы готовы всем сказать,

Что курение и прочее

Не должно вас напрягать!

 Учитель: О чувствах человека, оставившего дурную привычку курения, прекрасно написал  В.Маяковский в стихотворении «Я счастлив».

Ученик:Я сегодня дышу как слон, походка моя легка,

И ночь пронеслась, как чудесный сон,

Без единого кашля и плевка…

Я стал определённый весельчак и остряк –

Ну просто – душа общества.

Учитель: Итак, ребята, давайте этими словами, подведём итог нашего урока.

  1. 5. Итоги урока.

Учитель: Наш урок закончился , мы ответили на поставленные вопросы и решили задачи на определение процентов и процентного соотношения. Давайте вернемся к девизу нашего урока:

«Я выбираю здоровый образ жизни». Думаю, что всем нам надо серьезно задуматься над вопросом «Курить или быть здоровым?» и выбрать тот верный ответ, что необходим каждому из нас.

Задачи на дом: (текст на карточке)

  1. Определите, сколько процентов своего годового дохода тратит на сигареты человек, выкуривая одну пачку в сутки, если пачка сигарет стоит 10 руб., а ежемесячная зарплата 5000 руб.
  2. При проверке состояния здоровья группы учеников школы из 20 человек со стажем курения 3 – 5 лет, обнаружено, что 70% имеют по 2 заболевания – органов дыхания и пищеварения. Остальные – по 1 заболеванию. Определите, сколько учащихся имеют по 2 заболевания и сколько по одному?
  3. Для желающих: придумать четверостишие о здоровом образе жизни, о вреде курения. Оформить решение в виде открытки, можно сделать рисунок.
  1. Использованная литература:
  1. Виленкин Н.Я., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.Математика: учебник для 6 класса.- М.: Мнемозина,2007
  2. Васильченко К.В. «Путешествие в страну «Я». –Д.: Сталкер, 1998. – 448с.
  3. Виленкин Н.Я., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.Математика: учебник для 5 класса.- М.: Мнемозина,2007.-280с.
  4. Леман И.Увлекательная математика. Пер.с нем.– М.: Знание, 1985.-272с.
  5. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся. –М.: Просвещение, 1984. -160с.
  6. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике: Книга для учителя. – М.:Просвещение,1994.-222с.
  7. Ягодзинский В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Книга для учащихся.-1986.Книга для учителя «Я иду на урок математики» 5 класс. Приложение к газете «Первое сентября» «Математика» 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок в 8 классе (биология+математика) "О вреде курения языком математики" (конспект+презентация)

Одной из пагубных привычек человечества является курение. Данный урок иллюстрирует вред курения на организм человека....

Интегрированный урок в 8 классе (биология+математика) "О вреде курения языком математики" (конспект+презентация)

Одной из пагубных привычек человечества является курение. Данный урок иллюстрирует вред курения на организм человека....

Внеклассное мероприятие по математике "О вреде курения - языком математики".

Решение проблемного вопроса "Курить или быть здоровым?" находится при помощи решения задач по теме "Проценты". Данное мероприятие способствует формированию осознанного выбора здорового образа жизни....

Разработка урока математики в 6 классе по теме: «О вреде курения языком математики»

Разработка урока математики в 6 классе по теме:«О вреде курения языком математики»Цели: Образовательная: отработка практических умений и навыков нахождения дроби от числа и числа по е...

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: «О вреде курения языком математики»

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме:«О вреде курения языком математики»...

Разработка урока математики в 6 классе по теме: «О вреде курения языком математики»

Разработка урока математики в 6 классе по теме:«О вреде курения языком математики»...