Рабочая прогорамма внеурочной деятельности по математике "Юный математик"
рабочая программа по математике (7 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа кружка «Юный математик» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Данная программа по внеурочной деятельности основного общего образования для 7 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС и составлена на основе:
- Основной образовательной программы основного общего образования;
- Учебного плана МОБУ «СОШ №7 г. Урус-Мартан».
Цели программы:
- Повышение интереса к предмету.
- Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смешанных дисциплин, для продолжения образования.
- Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи:
- Развития математического образа мышления учащихся.
- Формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания.
- Формирование познавательного интереса к математике, развитие творческих способностей, осознание мотивов учения.
- Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии, анализа и синтеза.
- Расширение кругозора учащихся в различных областях элементарной математики, расширение математических знаний в области математики.
- Учить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы:
- Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность
Курс строится от частных задач к общим (решение математических задач) и в конце курса презентация проекта.
- Практическая направленность
Содержание занятий направлено на освоение проектной деятельности, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике, овладение методом проектов.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение математических задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- выполнение проекта, творческих работ;
- самостоятельная работа; работа в парах; работа в группах.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Юный математик» в 7 классе отводится 3 часа в неделю, всего 102 часа в год.
Формы и методы организации учебного процесса:
Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа.
Методы контроля: презентация, тестирование.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- деятельность;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Планируемые результаты освоения курса
Изучение курса «Занимательная математика» в 7 классе направлено на достижение определённых результатов обучения.
К важнейшим результатам обучения относятся следующие:
- в личностном направлении:
- Развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- Воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;
- Формирование качеств мышления;
- Развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
- Развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
- Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
- в метапредметном направлении:
- Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;
- Формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
- Развитие умений работать с учебным математическим текстом;
- Формирование умений проводить несложные доказательные рассуждения;
- Развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- Развитие умений применения приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
- Формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;
- в предметном направлении:
- Овладение знаниями и умениями, необходимыми для изучения математики и смежных дисциплин;
- Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- Овладение умением решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
- Освоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;
- Понимание и использование информации, представленной в форме таблицы.
В результате изучения курса учащиеся научатся:
- Применять теорию в решении задач.
- Применять полученные математические знания в решении жизненных задач.
- Определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы.
- Воспринимать и усваивать материал дополнительной литературы.
- Использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации.
- Анализировать полученную информацию.
- Использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора, формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.
- Иллюстрировать некоторые вопросы примерами.
- Использовать полученные выводы в конкретной ситуации.
- Пользоваться полученными геометрическими знаниями и применять их на практике.
- Решать числовые и геометрические головоломки.
- Планировать свою работу; последовательно, лаконично, доказательно вести рассуждения; фиксировать в тетради информацию, используя различные способы записи.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел I. Действительные числа.
- Числовые выражения. Вычисление значения числового выражения.
- Сравнение числовых выражений. Числовая прямая, сравнение и упорядочивание чисел. Пропорции. Решение задач на пропорции.
- Проценты. Основные задачи на проценты. Практическое применений процентов.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сочетать при вычислениях устные и письменные приемы;
- выполнять сравнение и упорядочивание чисел на координатной прямой;
- уметь находить отношения между величинами, решать задачи на пропорции;
- решать основные задачи на проценты: нахождение числа по его проценту, процента от числа, процентное отношение двух чисел, а также более сложные задачи.
Раздел II. Уравнения с одной переменной.
- Линейное уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Решение линейных уравнений с одной переменной.
- Модуль числа. Геометрический смысл модуля. Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля.
- Линейные уравнения с параметром. Решение линейных уравнений с параметром.
- Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Учащиеся должны уметь:
- с помощью равносильных преобразований приводить уравнение к линейному виду, решать такие уравнения;
- использовать геометрический смысл и алгебраического определение модуля при решении уравнений;
- решать простейшие линейные уравнения с параметрами;
- решать текстовые задачи алгебраическим способом, переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путѐм составления уравнения.
Раздел III. Комбинаторика. Описательная статистика.
- Комбинаторика. Решение комбинаторных задач перебором вариантов.
- Графы. Решение комбинаторных задач с помощью графов.
- Комбинаторное правило умножения.
- Перестановки. Факториал. Определение числа перестановок.
- Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, мода, медиана, наибольшее и наименьшее значение. Практическое применение статистики.
Учащиеся должны уметь:
- решать комбинаторные задачи перебором вариантов и с помощью графов;
- применять правило комбинаторного умножения для решения задач на нахождение числа объектов или комбинаций;
- распознавать задачи на определение числа перестановок и выполнять соответствующие вычисления;
- находить среднее арифметическое, моду, медиану, наибольшее и наименьшее значение числовых наборов.
Раздел IV. Буквенные выражения. Многочлены.
- Преобразование буквенных выражений.
- Деление многочлена на многочлен «уголком».
- Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять преобразования буквенных выражений;
- выполнять деление многочлена на многочлен «уголком»;
- возводить двучлен в степень.
Раздел V. Уравнения с двумя переменными.
- Определение уравнений Диофанта. Правила решений уравнений. Применение диофантовых уравнений к практическим задачам.
- Системы линейных уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений различными способами.
Учащиеся должны уметь:
- применять основные правила решения диофантовых уравнений;
- решать системы линейных уравнений графическим способом, способами подстановки и сложения.
Освоение курса завершается итоговой диагностикой (контрольная работа) и анкетированием с целью определения обучающимися полезности для них данного курса.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Материалы для выявления степени достижения планируемых результатов:
Алгебра. 7 класс. Тематические тесты. Промежуточная аттестация / под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. Ростов-на-Дону: Легион-М, 2017.
Анкета
- Заинтересовал ли вас курс (кружок)?
- Какая тема вас больше всего заинтересовала и вы хотели бы изучить её глубже?
- Как вы думаете, пригодятся ли вам полученные знания в жизни?
- Оцените по пятибалльной шкале результаты освоения вами кружка «Занимательная математика».
Для учителя:
- Л.Ф. Пичурин, «За страницами учебника алгебры», Книга для учащихся, 7-9 класс, М., Просвещение, 2018г.
- А.В. Фарков, «Математические кружки в школе», 5-8 классы, М., Айрис-пресс, 2006г.
- А.В. Фарков, «Готовимся к олимпиадам», учебно-методическое пособие, М., «Экзамен», 2017г.
- В.А. Ермеев, «Факультативный курс по математике», 7 класс, учебно-методическое пособие, Цивильск, 2019г.
- Газета «Математика», издательский дом «Первое сентября».
- Журнал «Математика в школе», издательство «Школьная пресса».
- www.fipi.ru
- http://matematika.ucoz.com/
- http://uztest.ru/
- http://www.ege.edu.ru/
Для ученика:
- Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: Книга для учителя: Из опыта работы в сельских районах - М.: Просвещение, 2017г.
- Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика.- М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 2017г.
- Игнатьев Е.И. В царстве смекалки / под редакцией Потапова М.К. - М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 2018г.
- Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи - М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 2017 г.
- Котов А.Я. Вечера занимательной арифметики - М.: «Просвещение», 2018г.
- Званич Л.И., Кузнецова Л.В. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса.- М.: Просвещение, 2019 г.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки алгебры. 7-8 классы.
- http://www.mathnet.spb.ru/
- http://talia.ucoz.com/index/ucheniku/0-18
- http://math-prosto.ru/
- http://www.etudes.ru/
Материально-техническое обеспечение:
- Компьютер
- Проектор
- Доска
- Чертёжные инструменты
Система оценивания
В соответствии с требованиями ФГОС, задачами и содержанием программы внеурочной деятельности разработана система оценки предметных, метапредметных и личностных достижений учащихся. Используется безотметочная накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений. Результативность работы системы внеурочной деятельности так же определяется через анкетирование обучающихся и их родителей, в ходе проведения творческих отчетов (презентации, конкурсы, соревнования), практические работы, самоанализ, самооценка, наблюдения.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
1-2 | Числовые выражения | 2 | ||
3 | Числовые выражения | 1 | ||
4-5 | Числовые выражения | 2 | ||
6 | Сравнение числовых выражений | 1 | ||
7-8 | Сравнение числовых выражений | 2 | ||
9 | Сравнение числовых выражений | 1 | ||
10-11 | Пропорции | 2 | ||
12 | Пропорции | 1 | ||
13-14 | Пропорции | 2 | ||
15 | Проценты | 1 | ||
16-17 | Проценты | 2 | ||
18 | Проценты | 1 | ||
19-20 | Проценты | 2 | ||
21 | Уравнения с одной переменной | 1 | ||
22-23 | Уравнения с одной переменной | 2 | ||
24 | Уравнения с одной переменной | 1 | ||
25-26 | Решение линейных уравнений с модулем | 2 | ||
27 | Решение линейных уравнений с модулем | 1 | ||
28-29 | Решение линейных уравнений с модулем | 2 | ||
30 | Решение линейных уравнений с модулем | 1 | ||
31-32 | Решение линейных уравнений с параметрами | 2 | ||
33 | Решение линейных уравнений с параметрами | 1 | ||
34-35 | Решение линейных уравнений с параметрами | 2 | ||
36 | Решение линейных уравнений с параметрами | 1 | ||
37-38 | Решение текстовых задач | 2 | ||
39 | Решение текстовых задач | 1 | ||
40-41 | Решение текстовых задач | 2 | ||
42 | Решение текстовых задач | 1 | ||
43-44 | Решение текстовых задач | 2 | ||
45 | Решение текстовых задач | 1 | ||
46-47 | Решение комбинаторных задач перебором вариантов | 2 | ||
48 | Решение комбинаторных задач перебором вариантов | 1 | ||
49-50 | Решение комбинаторных задач с помощью графов | 2 | ||
51 | Решение комбинаторных задач с помощью графов | 1 | ||
52-53 | Комбинаторое правило умножения | 2 | ||
54 | Комбинаторое правило умножения | 1 | ||
55-56 | Комбинаторое правило умножения | 2 | ||
57 | Статистические характеристики набора данных | 1 | ||
58-59 | Статистические характеристики набора данных | 2 | ||
60 | Статистические характеристики набора данных | 1 | ||
61-62 | Статистические характеристики набора данных | 2 | ||
63 | Статистические характеристики набора данных | 1 | ||
64-65 | Преобразование буквенных выражений | 2 | ||
66 | Преобразование буквенных выражений | 1 | ||
67-68 | Преобразование буквенных выражений | 2 | ||
69 | Преобразование буквенных выражений | 1 | ||
70-71 | Деление многочлена на многочлен | 2 | ||
72 | Деление многочлена на многочлен | 1 | ||
73-74 | Деление многочлена на многочлен | 2 | ||
75 | Деление многочлена на многочлен | 1 | ||
76-77 | Деление многочлена на многочлен | 2 | ||
78 | Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля. | 1 | ||
79-80 | Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля. | 2 | ||
81 | Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля. | 1 | ||
82-83 | Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля. | 2 | ||
84 | Линейные диофантовы уравнения | 1 | ||
85-86 | Линейные диофантовы уравнения | 2 | ||
87 | Линейные диофантовы уравнения | 1 | ||
88-89 | Линейные диофантовы уравнения | 2 | ||
90 | Линейные диофантовы уравнения | 1 | ||
91-92 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 2 | ||
93 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 1 | ||
94-95 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 2 | ||
96 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 1 | ||
97-98 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 2 | ||
99 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 1 | ||
100-101 | Итоговые занятия | 2 | ||
102 | Итоговые занятия | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Волшебный мир математики"
Программа кружка «Волшебный мир математики» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).А...
Рабочая программа внеурочной деятельности (кружок по математике) "В мире чисел и задач" 6 класс
Программа кружка «В мире чисел и задач» соответствует целям ФГОС. Кружок «В мире чисел и задач» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное разви...
Рабочая программа внеурочной деятельности (кружок по математике) "Юный математик" 7 класс
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением к...
Рабочая программа внеурочной деятельности "История развития математики", 6 класс
Программа рассчитана на 34 ч . Учащиеся познакомятся с основными этапами и ключевыми событиями истории математики....
Рабочая программа внеурочной деятельности (общекультурное направление) «Математика в искусстве, искусство в математике» для 7 класса
Программа составлена на основе: программы общеобразовательных учреждений Алгебра. 7-9 классы, 3-е изд., составитель: Т.А. БурмистроваМ.: «Просвещение», 2015 Программы общеобразовательных учреждений. ...
Рабочая программа внеурочной деятельности 8 класс математика
Рабочая программа внеурочной деятельности 8 класс математика...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир математики"
Программа «Волшебный мир математики» для 5 класса разработана на основе:Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образован...