РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Волшебный мир математики"
рабочая программа на тему
Программа кружка «Волшебный мир математики» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Актуальность программы определена тем, что подростки должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Для тех школьников, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_mir.doc | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по конкретным видам внеурочной деятельности
научно-познавательное направление
______________________________________________
(тип программы: ориентированные на достижение результатов определённого уровня/
по конкретным видам внеурочной деятельности)
кружок
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
ВОЛШЕБНЫЙ МИР МАТЕМАТИКИ
(наименование)
1год
(срок реализации программы)
11-12 лет
(возраст обучающихся)
________________________________________________
(Ф.И.О. учителя, составителя)
I. Пояснительная записка
Программа кружка «Волшебный мир математики» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Актуальность программы определена тем, что подростки должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Для тех школьников, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с учащимися 5 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа в год).
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Цель программы – способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и формированию знаний и умений в процессе занятий математического кружка.
Результаты освоения содержания программы
У учащихся могут быть сформированы личностные результаты:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом устойчивых познавательных интересов;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
- умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
- первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные результаты:
- Регулятивные. Учащиеся получат возможность научиться:
- составлять план и последовательность действий;
- определять познавательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
- предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;
- концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения.
- Познавательные.
Учащиеся получат возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникативных технологий;
- видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
- выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
- выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
- интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
- оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).
- Коммуникативные.
Учащиеся получат возможность научиться:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
- взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
- Предметные.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
- уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
- выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
- применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
- самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Организация проведения внеурочной деятельности обучающихся
Во многие занятия включены математические игры, которые, кроме развлекательности, преследуют ряд воспитательных целей. Посредством этих игр развиваются любознательность, интуиция, сообразительность, наблюдательность, настойчивость.
В данной программе большое внимание уделяется обучению школьников самоконтролю и самооценке, более широко представлены творческие виды деятельности, в том числе и проектная деятельность.
Учитывая возраст учащихся, смотры знаний можно проводить в форме игры, викторин, конкурсов, защиты творческих проектов, участие в математическом вечере, олимпиадах.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы занятия были оснащены современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у обучающихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Виды деятельности:
- устный счет;
- проверка наблюдательности;
- игровая деятельность;
- решение текстовых задач, геометрических задач на разрезание и перекраивание;
- разгадывание головоломок, ребусов, математических кроссвордов, викторин;
- проектная деятельность;
- составление математических ребусов;
- выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания.
Формы контроля
Оценивание достижений обучающихся во внеурочной деятельности должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля:
- сообщения и доклады;
- защита проектов;
- результаты математических викторин, конкурсов;
- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);
- различные упражнения в устной и письменной форме.
- также возможно проведение рефлексии самими учащимися.
Эффективность и результативность данной программы внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
- добровольность участия и желание проявить себя;
- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
- сочетание инициатив детей с направляющей ролью учителя;
- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
- эстетичность всех проводимых мероприятий;
- четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
- наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, олимпиадах и проектах различного уровня;
- широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
- гласность, открытость, привлечение детей с различными способностями и уровнем овладения математикой.
Содержание программы и планируемые результаты освоения по темам
№ | Тема | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Из истории математики | 6 | 3 | 3 | Эвристическая беседа, индивидуальная и групповая работа; поиск информации; доклады; работа в парах |
Планируемые результаты: | Обучающиеся получают возможность:
| ||||
2. | Цифры, числа и вычисления | 8 | 4 | 4 | Индивидуальная и групповая работа; поиск информации; доклады; игры; работа в парах |
Планируемые результаты: | Обучающиеся получают возможность:
| ||||
3. | Множества | 5 | 2 | 3 | Индивидуальная и групповая работа; практикум |
Планируемые результаты: | Обучающиеся получают возможность:
| ||||
4. | Проекты | 6 | 4 | 2 | Выбор тем проектов; составление плана проекта; подбор литературы; индивидуальная работа |
Планируемые результаты: | Обучающиеся получают возможность:
| ||||
5. | Задачи | 9 | 3 | 6 | Практикум; работа в парах; игры |
Планируемые результаты: | Обучающиеся получают возможность:
| ||||
Итого: | 34 | 16 | 18 |
Описание материально-технического обеспечения программы
- Авторские методики, разработки:
- разработка тем программы;
- описание отдельных занятий.
- Учебно-иллюстративный материал:
- слайды, презентации по темам;
- иллюстративный и дидактический материал по темам.
- Методические материалы:
- методическая литература для учителя;
- литература для обучающихся;
- подборка газет, журналов.
- Материалы по результатам освоения программы:
- перечень творческих достижений;
- творческие проекты;
- математические газеты;
- фотографии мероприятий.
- Материально-техническое обеспечение:
- игровые средства обучения;
- компьютер, мультимедиа.
Литература
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ М.: Просвещение, 2010
- Глейзер Г.И. История математики в школе: книга для чтения учащихся 5-6 классов. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1997
- Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2001.
- Шарыгин О.С. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы. – М.: Просвещение, 2005
Календарно-тематическое планирование
Внеурочная деятельность. 5 класс
1 час в неделю, всего 34 часа в год
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | Оборудование | |
по плану | по факту | ||||
1 | Счет у первобытных людей | 1 | Компьютер, проектор, раздаточный материал | ||
2 | О происхождении арифметики | 1 | Компьютер, проектор | ||
3 | Происхождение и развитие письменной нумерации | 1 | Компьютер, проектор, раздаточный материал | ||
4 | Первые счетные приборы у разных народов | 1 | Компьютер, проектор | ||
5 | Русские счеты | 1 | Компьютер, проектор, дидактический и раздаточный материал | ||
6 | Решение задач | 1 | Компьютер, проектор, дидактический материал | ||
7 | Цифры разных народов | 1 | Компьютер, проектор | ||
8 | Буквы и знаки | 1 | Компьютер, проектор | ||
9 | Измерения в древности у разных народов | 1 | Компьютер, проектор | ||
10 | Метрическая система мер | 1 | Компьютер, проектор | ||
11 | Старые русские меры | 1 | Компьютер, проектор | ||
12 | Логические задачи | 1 | Компьютер, проектор, дидактический материал | ||
13 | Старинные русские задачи | 1 | Компьютер, проектор, раздаточный материал | ||
14 | Задачи на движение | 1 | Компьютер, проектор, дидактический материал | ||
15 | Понятие множества | 1 | Компьютер, проектор | ||
16 | Понятие подмножества | 1 | Компьютер, проектор | ||
17 | Решение задач на понятие множества | 1 | Компьютер, проектор, раздаточный материал | ||
18 | Решение задач | 1 | Компьютер, проектор, дидактический материал | ||
19 | Круги Эйлера | 1 | Компьютер, проектор | ||
20 | Первое знакомство с проектной деятельностью | 1 | Компьютер, проектор | ||
21 | Выбор темы проекта | 1 | Компьютер, проектор | ||
22 | Составление плана проекта | 1 | Компьютер, проектор | ||
23 | Этапы создания проекта | 1 | Компьютер, проектор | ||
24 | Работа над проектом | 1 | Компьютер, проектор | ||
25 | Решение логических задач | 1 | Компьютер, проектор, дидактический материал | ||
26 | Алгоритм решения текстовых задач | 1 | Компьютер, проектор | ||
27 | Решение задач на отгадывание чисел | 1 | Компьютер, проектор | ||
28 | Фольклорные задачи | 1 | Компьютер, проектор, дидактический материал | ||
29 | «Ты за знаниями спеши – придумай, нарисуй, реши!» (Как самому создать задачу) | 1 | Компьютер, проектор | ||
30 | Экология края в задачах | 1 | Компьютер, проектор | ||
31 | Старинные задачи древних народов | 1 | Компьютер, проектор, дидактический материал | ||
32 | Загадки, связанные с натуральными числами | 1 | Компьютер, проектор, дидактический материал | ||
33-34 | Защита проектов | 2 | Компьютер, проектор |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
В последние годы современная школа ставит перед педагогическим сообществом цель — воспитать человека, которому жить, работать и добиваться успехов в современном обществе. Я прошу обратить внимание — ж...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса «Математика вокруг нас»
Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников. Рабочая программа ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
Рабочая программа для 6 классов средних общеобразовательных школ....
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты и способы их пртоверки, содержание крса внеурочной деятельности, тематическое планирование...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Актуальность программы ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника математики», 8 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника математики» для 8 класса составлена, как продолжение работы по внеурочной деятельности с 5-9 классы. П...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике в 9 классе " Реальная математика"
Днанный материал поможет учителям математики при планировании внеурочной деятельности...