РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Волшебный мир математики"
рабочая программа на тему

Цыганенкова Оксана Юрьевна

Программа кружка «Волшебный мир математики» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Актуальность программы определена тем, что подростки должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Для тех школьников, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnyy_mir.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по конкретным видам внеурочной деятельности

научно-познавательное направление

______________________________________________

(тип программы: ориентированные на достижение результатов определённого уровня/

по конкретным видам внеурочной деятельности)

кружок

(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)

ВОЛШЕБНЫЙ МИР МАТЕМАТИКИ

(наименование)

1год

(срок реализации программы)

11-12 лет

(возраст обучающихся)

________________________________________________

(Ф.И.О. учителя, составителя)

I. Пояснительная записка

Программа кружка «Волшебный мир математики» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Актуальность программы определена тем, что подростки должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Для тех школьников, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.

Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с учащимися 5 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа в год).

Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.


Цель программы – способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и формированию знаний и умений в процессе занятий математического кружка.

Результаты освоения содержания программы

У учащихся могут быть сформированы личностные результаты:

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
  • умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
  • первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.

Метапредметные результаты:

  1. Регулятивные. Учащиеся получат возможность научиться:
  • составлять план и последовательность действий;
  • определять познавательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
  • предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
  • осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;
  • концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
  • адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения.
  1. Познавательные.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
  • формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникативных технологий;
  • видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
  • выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  • выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
  • интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
  • оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).
  1. Коммуникативные.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
  • взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
  • разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
  1. Предметные.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
  • пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
  • уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
  • выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
  • применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
  • самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Организация проведения внеурочной деятельности обучающихся

Во многие занятия включены математические игры, которые, кроме развлекательности, преследуют ряд воспитательных целей. Посредством этих игр развиваются любознательность, интуиция, сообразительность, наблюдательность, настойчивость.

        В данной программе большое внимание уделяется обучению школьников самоконтролю и самооценке, более широко представлены творческие виды деятельности, в том числе и проектная деятельность.

Учитывая возраст учащихся, смотры знаний можно проводить в форме игры, викторин, конкурсов, защиты творческих проектов, участие в математическом вечере, олимпиадах.

        С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы занятия были оснащены современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у обучающихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.

Виды деятельности:

  • устный счет;
  • проверка наблюдательности;
  • игровая деятельность;
  • решение текстовых задач, геометрических задач на разрезание и перекраивание;
  • разгадывание головоломок, ребусов, математических кроссвордов, викторин;
  • проектная деятельность;
  • составление математических ребусов;
  • выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания.

Формы контроля

Оценивание достижений обучающихся во внеурочной деятельности должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля:

  • сообщения и доклады;
  • защита проектов;
  • результаты математических викторин, конкурсов;
  • творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);
  • различные упражнения в устной и письменной форме.
  • также возможно проведение рефлексии самими учащимися.

Эффективность и результативность данной программы внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:

  • добровольность участия и желание проявить себя;
  • сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
  • сочетание инициатив детей с направляющей ролью учителя;
  • занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
  • эстетичность всех проводимых мероприятий;
  • четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
  • наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, олимпиадах и проектах различного уровня;
  • широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
  • гласность, открытость, привлечение детей с различными способностями и уровнем овладения математикой.

Содержание программы и планируемые результаты освоения по темам

Тема

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Всего

Теория

Практика

1.

Из истории математики

6

3

3

Эвристическая беседа, индивидуальная и групповая работа; поиск информации; доклады; работа в парах

Планируемые результаты:

Обучающиеся получают возможность:

  • познакомиться со счетом у первобытных людей;
  • иметь представление о первых счетных приборах у разных народов, русских счетах, о древних вычислительных машинах;
  • владеть информацией о происхождении арифметики, письменной нумерации, цифры у разных народов, об использовании букв и знаков в арифметике.

2.

Цифры, числа и вычисления

8

4

4

Индивидуальная и групповая работа; поиск информации;

доклады; игры; работа в парах

Планируемые результаты:

Обучающиеся получают возможность:

  • правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи;
  • уметь восстанавливать пропущенные цифры при сложении ,вычитании, умножении;
  • понимать и применять смысл различных игр.

3.

Множества

5

2

3

Индивидуальная и групповая работа; практикум

Планируемые результаты:

Обучающиеся получают возможность:

  • научиться правильно употреблять термины «Множество»;
  • уметь решать задачи.

4.

Проекты

6

4

2

Выбор тем проектов; составление плана проекта; подбор литературы; индивидуальная работа

Планируемые результаты:

Обучающиеся получают возможность:

  • выполнять творческий проект по плану;
  • пользоваться предметным указателем энциклопедий, справочников и другой литературой для нахождения информации;
  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических заданий, в том числе и использованием компьютера;
  • иметь опыт публичного выступления перед учащимися своего класса

5.

Задачи

9

3

6

Практикум; работа в парах; игры

Планируемые результаты:

Обучающиеся получают возможность:

  • уметь решать сложные задачи;
  • уметь решать логические задачи;
  • решать занимательные задачи;
  • строить логическую цепочку рассуждений;
  • осуществлять самоконтроль.

Итого:

34

16

18

Описание материально-технического обеспечения программы

  1. Авторские методики, разработки:
  • разработка тем программы;
  • описание отдельных занятий.
  1. Учебно-иллюстративный материал:
  • слайды, презентации по темам;
  • иллюстративный и дидактический материал по темам.
  1. Методические материалы:
  • методическая литература для учителя;
  • литература для обучающихся;
  • подборка газет, журналов.
  1. Материалы по результатам освоения программы:
  • перечень творческих достижений;
  • творческие проекты;
  • математические газеты;
  • фотографии мероприятий.
  1. Материально-техническое обеспечение:
  • игровые средства обучения;
  • компьютер, мультимедиа.

Литература

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ М.: Просвещение, 2010
  2. Глейзер Г.И. История математики в школе: книга для чтения учащихся 5-6 классов. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1997
  3. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2001.
  4. Шарыгин О.С. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы. – М.: Просвещение, 2005

Календарно-тематическое планирование

Внеурочная деятельность. 5 класс

1 час в неделю, всего 34 часа в год

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Оборудование

по плану

по факту

1

Счет у первобытных людей

1

Компьютер, проектор, раздаточный материал

2

О происхождении арифметики

1

Компьютер, проектор

3

Происхождение и развитие письменной нумерации

1

Компьютер, проектор, раздаточный материал

4

Первые счетные приборы у разных народов

1

Компьютер, проектор

5

Русские счеты

1

Компьютер, проектор, дидактический и раздаточный материал

6

Решение задач

1

Компьютер, проектор, дидактический материал

7

Цифры разных народов

1

Компьютер, проектор

8

Буквы и знаки

1

Компьютер, проектор

9

Измерения в древности у разных народов

1

Компьютер, проектор

10

Метрическая система мер

1

Компьютер, проектор

11

Старые русские меры

1

Компьютер, проектор

12

Логические задачи

1

Компьютер, проектор, дидактический материал

13

Старинные русские задачи

1

Компьютер, проектор, раздаточный материал

14

Задачи на движение

1

Компьютер, проектор, дидактический материал

15

Понятие множества

1

Компьютер, проектор

16

Понятие подмножества

1

Компьютер, проектор

17

Решение задач на понятие множества

1

Компьютер, проектор, раздаточный материал

18

Решение задач

1

Компьютер, проектор, дидактический материал

19

Круги Эйлера

1

Компьютер, проектор

20

Первое знакомство с проектной деятельностью

1

Компьютер, проектор

21

Выбор темы проекта

1

Компьютер, проектор

22

Составление плана проекта

1

Компьютер, проектор

23

Этапы создания проекта

1

Компьютер, проектор

24

Работа над проектом

1

Компьютер, проектор

25

Решение логических задач

1

Компьютер, проектор, дидактический материал

26

Алгоритм решения текстовых задач

1

Компьютер, проектор

27

Решение задач на отгадывание чисел

1

Компьютер, проектор

28

Фольклорные задачи

1

Компьютер, проектор, дидактический материал

29

«Ты за знаниями спеши – придумай, нарисуй, реши!» (Как самому создать задачу)

1

Компьютер, проектор

30

Экология края в задачах

1

Компьютер, проектор

31

Старинные задачи древних народов

1

Компьютер, проектор, дидактический материал

32

Загадки, связанные с натуральными числами

1

Компьютер, проектор, дидактический материал

33-34

Защита проектов

2

Компьютер, проектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"

В последние годы современная школа ставит перед педагогическим сообществом цель — воспитать человека, которому жить, работать и добиваться успехов в современном обществе. Я прошу обратить внимание — ж...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса «Математика вокруг нас»

Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из  инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов  образования школьников. Рабочая программа ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"

Рабочая программа  для 6 классов средних общеобразовательных школ....

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"

Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты и способы их пртоверки, содержание крса внеурочной деятельности, тематическое планирование...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Актуальность программы ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника математики», 8 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности по  математике «За страницами учебника математики» для 8 класса составлена, как продолжение работы по внеурочной деятельности с 5-9 классы. П...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике в 9 классе " Реальная математика"

Днанный материал поможет учителям математики при планировании внеурочной деятельности...