Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир математики"
рабочая программа по математике (5 класс)
Программа «Волшебный мир математики» для 5 класса разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
Примерные программы по учебным предметам (Математика. 5-9 классы: проект. – 3-е изд. Перераб. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения); федерального перечня учебников на 2020 - 2021 учебный год, рекомендованного Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ.Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_mir_matem._5_klass.docx | 33.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Утверждаю
на заседании кафедры Директор МОУ «Лицей» г. Дедовск
естественнонаучного цикла
МОУ «Лицей» г. Дедовск _______ Т.А. Гришина
_________________________ Приказ № 285 от 31 августа 2020 г
Протокол № 1 от 28 августа 2020 г.
Согласовано
на НМС
МОУ «Лицей» г. Дедовск
__________________________
Протокол № 1 от 28 августа 2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Волшебный мир математики»
для 5 классов
на 2020-2021 учебный год
Количество учебных часов – 17 ч
Учитель: Молькова Е.Н.
- Пояснительная записка.
Программа «Волшебный мир математики» для 5 класса разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
Примерные программы по учебным предметам (Математика. 5-9 классы: проект. – 3-е изд. Перераб. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения); федерального перечня учебников на 2020 - 2021 учебный год, рекомендованного Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ.Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.
Программа позволяет учащимся осуществлять различные виды проектной деятельности, оценивать свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.
Программа «Удивительный мир математики» содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.
Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.
Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.
Цели изучения программы:
- формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
- обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;
- формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
- обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.
- развитие математических способностей и логического мышления;
- развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическому материалу, полученному по математике в начальной школе;
- расширение и углубление представлений учащихся о культурно- исторической ценности математики, о роли ведущих ученых – математиков в развитии мировой науки;
Задачи изучения программы:
- создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
- формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;
- расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;
- развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики
- осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью;
Место курса в учебном плане
Данная программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на 17 часов
Предметные результаты
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;
- построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;;
- нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе.
- рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими
Метапредметные результаты
- понимание математической задачи в конспекте проблемной ситуации из окружающей жизни;
- овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера
Предметные результаты
- умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи
- развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;
- овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, приобретение навыков геометрических построений;
- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, бой».
- Планируемые результаты
Личностные
- осознание красоты и значимости изучаемого предмета через познание интересных и редких математических фактов
- знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
- умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.
Метапредметные
- умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
- умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
- умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью конкретных примеров неверные утверждения;
- умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
- применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
- умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
Предметные
- владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями
- умение решать логические задачи
- умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
- усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
В результате изучения курса пятиклассник научится:
- анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;
- решать задачи из реальной практики
- применять правила устного счета с двузначными и трехзначными числами
- извлекать необходимую информацию из разных источников и осуществлять самоконтроль;
- строить речевые конструкции;
- изображать геометрические фигуры с помощью инструментов и конструировать их
- выполнять вычисления с реальными данными;
- выполнять проекты по всем разделам данного курса;
3. Основное содержание учебного курса (17 часов, 0,5 ч в неделю)
1) Введение в «Удивительный мир математики» (1 ч.). История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов. Старинные меры, решение задач с их использованием. Биографические миниатюры Пифагор и Архимед.
2) Магия чисел. (5 ч.). Приемы устного счета:
- умножение на 5(50)
- деление на 5(50),25(250)
- признаки делимости
- умножение двузначных чисел на11
- возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5
- возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков
- способ сложения многозначных чисел
- умножение на 9,99,999
- умножение на 111, умножение «крестиком»
- быстрое сложение и вычитание натуральных чисел
- умножение однозначного или двузначного числа на 37
Простые числа. Интересные свойсва чисел. Мир больших чисел (степени). Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов.(магический квадрат, число Шехерезады, число п и т.д.) Биографические миниатюры (Блез Паскаль, Пьер Ферма)
3) Математическая логика.(3 ч.) Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Решение логических задач матричным способом. Решение олимпиадных задач. Логическая задача «Обманутый хозяин», «Возраст и математика», задачи со спичками. Биографические миниатюры Карл Гаусс, Леонард Эйлер.
4) Первые шаги в геометрии (5 ч.) Пространство и плоскость. Геометрические фигуры. Разрезание и складывание фигур. Изготовление многогранников. Искусство оригами . Геометрические головоломки(танграм) Уникурсальные кривые(фигуры). Шуточная геометрия. Геометрические иллюзии. Русские математики.
5) Математические игры.(3 ч.) Как играть, чтобы не проиграть?. Задачи – фокусы. Задачи - шутки. Математическая игра «Не собьюсь». Игра «Перекладывание карточек». Игра «Кубики». Игра «Математическая Абака».
Учебно-методический комплект
- Математика. Занятия школьного кружка 5-6 классы. Москва «Издательство НЦ ЭНАС 2012
- Беребердина С.П. Игра «Математический бой» как форма внеурочной деятельности: кн. Для учителя / Геленджик: КАДО. -72 с.
- Титов Г.Н., Соколова И.В. Дополнительные занятия по математике в 5-6 классах: Пособие для учителя. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2003. - 129 с.
- Линия учебно-методических комплектов «Сферы» по математике:
- Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др.: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. 223 с.: ил. - (Академический школьный учебник) (Сферы)
- Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник-тренажер. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. - 127 с. (Академический школьный учебник) (Сферы)
- Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-тренажер. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. (Академический школьный учебник) (Сферы)
- Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др.: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. : ил. - (Академический школьный учебник) (Сферы)
- 16. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
- 17. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
- 18. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.
- 19. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г
Тематическое планирование
№п/п | Тема раздела | Количество часов. |
1. | Введение в «Удивительный мир математики» История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов. Старинные меры, решение задач с их использованием. Биографические миниатюры Пифагор и Архимед. | 1 |
2. | Магия чисел Приемы устного счета: Простые числа. Интересные свойсва чисел. Мир больших чисел (степени). Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов.(магический квадрат, число Шехерезады, число п и т.д.) Биографические миниатюры (Блез Паскаль, Пьер Ферма) | 5 |
3. | Математическая логика. Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Решение логических задач матричным способом. Решение олимпиадных задач. Логическая задача «Обманутый хозяин», «Возраст и математика», задачи со спичками. Биографические миниатюры Карл Гаусс, Леонард Эйлер. | 3 |
4. | Первые шаги в геометрии Пространство и плоскость. Геометрические фигуры. Разрезание и складывание фигур. Изготовление многогранников. Искусство оригами . Геометрические головоломки(танграм) Уникурсальные кривые(фигуры). Шуточная геометрия. Геометрические иллюзии. Русские математики. | 5 |
5. | Математические игры. Как играть, чтобы не проиграть?. Задачи – фокусы. Задачи - шутки. Математическая игра «Не собьюсь». Игра «Перекладывание карточек». Игра «Кубики». Игра «Математическая Абака». Игра «Математический бой». | 3 |
- Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Форма организации внеурочной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения |
Введение в «Удивительный мир математики» | 1 | |||||
1 | История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов. | 1 | Индивидуальная. Диагностика, психологический тренинг. | Ставит перед учащимися проблемные задания, требующие самостоятельных рассуждений от частных положений к более общим, к выводам и обобщения. | Выполняют задания, предлагаемые учителем, участвуют в беседе, делятся известными сведениями. Ученик узнает историю возникновения науки, познакомится ся с биографией и открытиями древнейших математиков. | Умение определения уровня развития навыка владения карандашом. Определение уровня развития познавательных процессов. |
Магия чисел. | 5 | |||||
2 | Приемы устного счета: умножение на 5(50), деление на 5(50),25(250). | 1 | Групповая. Занятие с применением компьютерных технологий. | Сообщение учебной информации с использованием дидактических средств. | Могут построить алгоритм действия, применяют некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач. Могут устно прикидывать и оценивать результаты. | Умение целенаправленно сосредотачиваться. Умение логически мыслить. |
3 | Признаки делимости, умножение двузначных чисел на11, возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5 | 1 | Групповая. Занятие – соревнование. | Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) . | Овладение приемами выполнения отдельных упражнений и решении логических задач, овладение алгоритмом практических действий. | Умение вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь. Умение логически мыслить. |
4 | Простые числа. Интересные свойсва чисел. | 1 | Парная. Занятие с использованием дидактической игры. | Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемыми, формулировка гипотез и показ способов их проверки. | Восприятие, осмысление и запоминание готовых выводов, прослеживание логики доказательств, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предложений. | Умение пользоваться слуховой памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. |
5 | Мир больших чисел (степени). | 1 | Групповая. Занятие – сказка. | Постановка проблем в процессе логического умозаключения. Анализ наблюдений. | Прослеживание логики доказательств, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предложений. | Умение сохранять в памяти термины и определения, картинки. |
6 | Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов.(магический квадрат, число Шехерезады, число п и т.д.) | 1 | Индивидуальная. Занятие – защита знаний. | Подведение обучаемых к постановке проблемы, показ им, как необходимо находить доказательства, делать выводы, построить план проверки фактов. | Активное участие в эвристических беседах, овладение приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения. | Умение делить фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных. Умение логически мыслить. |
Математическая логика | 3 | |||||
7 | Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. | 1 | Парная. Занятие соревнование. | Предъявление обучаемым новых для них проблем, постановка и разработка исследовательских заданий. | Решая задачи, анализируют и осмысливают текст задачи, умеют переформулировать условие, извлекают необходимую информацию. | Умение решать двух-трех ходовые задачи. Умение целенаправленно сосредотачиваться. |
8 | Решение логических задач матричным способом. | 1 | Групповая. | Ставит перед учащимися проблемные задания, требующие самостоятельных рассуждений от частных положений к более общим, к выводам и обобщения. | Размышляют над фактами и делают доступные выводы и обобщения. | Умение на жизненном опыте строить правильные суждения. Умение концентрировать внимание. Умение красиво писать и логически мыслить. |
9 | Решение олимпиадных задач. | 1 | Парная. Занятие соревнование. | Предъявление обучаемым новых для них проблем, постановка и разработка исследовательских заданий. | Решая задачи, анализируют и осмысливают текст задачи, умеют переформулировать условие, извлекают необходимую информацию. | Умение решать двух-трех ходовые задачи. Умение целенаправленно сосредотачиваться. |
Первые шаги в геометрии. | 5 | |||||
10 | Пространство и плоскость. Геометрические фигуры. | 1 | Групповая. Занятие – дидактическая игра. | Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) . | Изготавливают модели многогранников, решают задачи на разрезание, решают шуточные геометрические задачи. | Умение работать с алгоритмическими предписаниями. |
11 | Разрезание и складывание фигур. | 1 | Групповая. Занятие – дидактическая игра. | Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) . | Овладение приемами выполнения отдельных упражнений и решении логических задач, овладение алгоритмом практических действий. | Умение работать с алгоритмическими предписаниями. |
12 | Изготовление многогранников. | 1 | Парная. Занятие – защита знаний. | Предъявление обучаемым новых для них проблем, постановка и разработка исследовательских заданий. | Освоение приемов самостоятельной постановки проблем, нахождение способов их решения. Выполняют исследовательскую работу. | Умение вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь. |
13 | Геометрические головоломки (танграм) Уникурсальные кривые(фигуры). | 1 | Индивидуальная. Занятие – олимпиада. | Сообщение учебной информации с использованием дидактических средств. | Восприятие, осмысление и запоминание сообщаемой информации. | Умение пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. |
14 | Шуточная геометрия. Геометрические иллюзии. Русские математики. | 1 | Групповая. Занятие – ролевая игра. | Предъявление обучаемым новых для них проблем, постановка и разработка исследовательских заданий. | Освоение приемов самостоятельной постановки проблем, нахождение способов их решения. | Умение снимать зрительную утомляемость. Умение логически мыслить. |
Математические игры | 3 | |||||
15 | Как играть, чтобы не проиграть? Задачи – фокусы. Задачи - шутки. | 1 | Групповая. Занятие – ролевая игра. | Предъявление обучаемым новых для них проблем, постановка и разработка исследовательских заданий. | Применяют вычислительные навыки; геометрические навыки; анализируют и осмысливают текст задачи; моделируют условие с помощью схем, рисунков; строят логическую цепочку рассуждений; критически оценивают полученный ответ. | Умение выполнять простые виды анализа и синтеза. |
16 | Математическая игра «Не собьюсь». Игра «Перекладывание карточек». Игра «Кубики». | 1 | Групповая. Занятие встреча. | Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) . | Овладение приемами выполнения отдельных упражнений и решении логических задач, овладение алгоритмом практических действий. | Умение вычерчивать уникурсальные фигуры. Умение складывать и перекладывать спички, с целью составления заданных фигур. |
17 | Игра «Математическая Абака». Игра «Математический бой». | 1 | Групповая. Занятие праздник. | Сообщение учебной информации с использованием дидактических средств. | Восприятие, осмысление и запоминание сообщаемой информации. | Умение пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. |
Итого 17 часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
В последние годы современная школа ставит перед педагогическим сообществом цель — воспитать человека, которому жить, работать и добиваться успехов в современном обществе. Я прошу обратить внимание — ж...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса «Математика вокруг нас»
Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников. Рабочая программа ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
Рабочая программа для 6 классов средних общеобразовательных школ....
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты и способы их пртоверки, содержание крса внеурочной деятельности, тематическое планирование...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Актуальность программы ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника математики», 8 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника математики» для 8 класса составлена, как продолжение работы по внеурочной деятельности с 5-9 классы. П...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике в 9 классе " Реальная математика"
Днанный материал поможет учителям математики при планировании внеурочной деятельности...