Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир математики"
рабочая программа по математике (5 класс)

Молькова Елена Николаевна

Программа «Волшебный мир математики» для 5 класса разработана на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)

Примерные программы по учебным предметам (Математика. 5-9 классы: проект. – 3-е изд. Перераб. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения); федерального перечня учебников на 2020 - 2021 учебный год, рекомендованного Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ.Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_mir_matem._5_klass.docx33.97 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                                                                                                Утверждаю

на заседании кафедры                                                                                                   Директор МОУ «Лицей» г. Дедовск

естественнонаучного цикла                                                                                                

МОУ «Лицей» г. Дедовск                                                                                         _______ Т.А. Гришина

_________________________                                                                                Приказ № 285 от 31 августа 2020 г

Протокол № 1 от 28 августа  2020 г.

Согласовано

на НМС

МОУ «Лицей» г. Дедовск

__________________________

Протокол № 1 от 28 августа 2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Волшебный мир математики»

для 5 классов

на 2020-2021 учебный год

Количество учебных часов – 17 ч

Учитель: Молькова Е.Н.

  1. Пояснительная записка.

Программа «Волшебный мир математики» для 5 класса разработана на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)

Примерные программы по учебным предметам (Математика. 5-9 классы: проект. – 3-е изд. Перераб. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения); федерального перечня учебников на 2020 - 2021 учебный год, рекомендованного Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ.Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.

Программа позволяет учащимся осуществлять различные виды проектной деятельности, оценивать свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.

Программа «Удивительный мир математики» содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.

Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.

Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.

Цели изучения программы:

  • формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
  • обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;
  • формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
  • обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.
  • развитие математических способностей и логического мышления;
  • развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическому материалу, полученному по математике в начальной школе;
  • расширение и углубление представлений учащихся о культурно- исторической ценности математики, о роли ведущих ученых – математиков в развитии мировой науки;

Задачи изучения программы:

  • создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
  • формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;
  • расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;
  • развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики
  • осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью;

Место курса в учебном плане

Данная программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на 17 часов

Предметные результаты

Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;
  • построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;;
  • нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе.
  • рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими

Метапредметные результаты

  • понимание  математической задачи в конспекте проблемной ситуации из окружающей жизни;
  • овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера

Предметные результаты

  • умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;
  • овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи
  • развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;
  • овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, приобретение навыков геометрических построений;
  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, бой».

  1. Планируемые результаты

Личностные

  • осознание красоты и значимости изучаемого предмета через познание интересных и редких математических фактов
  • знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
  • умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.

Метапредметные

  • умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
  • умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
  • умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью конкретных примеров неверные утверждения;
  • умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
  • применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
  • умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.

Предметные

  • владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
  • владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями
  • умение решать логические задачи
  • умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
  • усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
  • умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.

В результате изучения курса пятиклассник научится:

  • анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;
  • решать задачи из реальной практики
  • применять правила устного счета с двузначными  и трехзначными числами
  • извлекать необходимую информацию из разных источников и осуществлять самоконтроль;
  •  строить речевые конструкции;
  • изображать геометрические фигуры с помощью инструментов и конструировать их
  •  выполнять вычисления с реальными данными;
  • выполнять проекты по всем разделам данного курса;

3.   Основное содержание учебного курса (17 часов, 0,5 ч в неделю)

1) Введение в «Удивительный мир математики» (1 ч.). История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов. Старинные меры, решение задач с их использованием. Биографические миниатюры Пифагор и Архимед.

2) Магия чисел. (5 ч.). Приемы устного счета:

  • умножение на 5(50)
  • деление на 5(50),25(250)
  • признаки делимости
  • умножение двузначных чисел на11
  • возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5
  • возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков
  • способ сложения многозначных чисел
  • умножение на 9,99,999
  • умножение на 111, умножение «крестиком»
  • быстрое сложение и вычитание натуральных чисел
  • умножение однозначного или двузначного числа на 37

Простые числа. Интересные свойсва чисел. Мир больших чисел (степени). Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов.(магический квадрат, число Шехерезады, число п и т.д.) Биографические миниатюры (Блез Паскаль, Пьер Ферма)

3) Математическая логика.(3 ч.) Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Решение логических задач матричным способом. Решение олимпиадных задач. Логическая задача «Обманутый хозяин», «Возраст и математика», задачи со спичками. Биографические миниатюры Карл Гаусс, Леонард Эйлер.

4) Первые шаги в геометрии (5 ч.) Пространство и плоскость. Геометрические фигуры. Разрезание и складывание фигур. Изготовление многогранников. Искусство оригами . Геометрические головоломки(танграм) Уникурсальные кривые(фигуры). Шуточная геометрия. Геометрические иллюзии. Русские математики.

5) Математические игры.(3 ч.) Как играть, чтобы не проиграть?. Задачи – фокусы. Задачи - шутки. Математическая игра «Не собьюсь». Игра «Перекладывание карточек». Игра «Кубики». Игра «Математическая Абака».

Учебно-методический комплект

  • Математика. Занятия школьного кружка 5-6 классы. Москва «Издательство НЦ ЭНАС 2012
  • Беребердина С.П. Игра «Математический бой» как форма внеурочной деятельности: кн. Для учителя / Геленджик: КАДО. -72 с.
  • Титов Г.Н., Соколова И.В. Дополнительные занятия по математике в 5-6 классах: Пособие для учителя. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2003. - 129 с.
  • Линия учебно-методических комплектов «Сферы» по математике:
  • Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др.: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. 223 с.: ил. - (Академический школьный учебник) (Сферы)
  • Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник-тренажер. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. - 127 с. (Академический школьный учебник) (Сферы)
  • Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-тренажер. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. (Академический школьный учебник) (Сферы)
  • Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др.: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. : ил. - (Академический школьный учебник) (Сферы)
  • 16. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
  • 17. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
  • 18. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.
  • 19. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г

Тематическое планирование

№п/п

Тема раздела

Количество часов.

1.

Введение в «Удивительный мир математики» История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов.

Старинные меры, решение задач с их использованием. Биографические миниатюры Пифагор и Архимед.

1

2.

Магия чисел Приемы устного счета:

Простые числа. Интересные свойсва чисел. Мир больших чисел (степени). Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов.(магический квадрат, число Шехерезады, число п и т.д.) Биографические миниатюры (Блез Паскаль, Пьер Ферма)

5

3.

Математическая логика. Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Решение логических задач матричным способом. Решение олимпиадных задач. Логическая задача «Обманутый хозяин», «Возраст и математика», задачи со спичками. Биографические миниатюры Карл Гаусс, Леонард Эйлер.

3

4.

Первые шаги в геометрии  Пространство и плоскость. Геометрические фигуры. Разрезание и складывание фигур. Изготовление многогранников. Искусство оригами . Геометрические головоломки(танграм) Уникурсальные кривые(фигуры). Шуточная геометрия. Геометрические иллюзии. Русские математики.

5

5.

Математические игры. Как играть, чтобы не проиграть?. Задачи – фокусы. Задачи - шутки. Математическая игра «Не собьюсь». Игра «Перекладывание карточек». Игра «Кубики». Игра «Математическая Абака». Игра «Математический бой».

3

  1. Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Форма организации внеурочной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

Введение в «Удивительный мир математики»

1

1

История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов.

1

Индивидуальная.

Диагностика, психологический тренинг.

Ставит перед учащимися проблемные задания, требующие самостоятельных рассуждений от частных положений к более общим, к выводам и обобщения.

Выполняют задания, предлагаемые учителем, участвуют в беседе, делятся известными сведениями.

Ученик узнает историю возникновения науки, познакомится ся с биографией и открытиями древнейших математиков.

Умение определения уровня развития навыка владения карандашом.  Определение уровня развития познавательных процессов.

Магия чисел.

5

2

Приемы устного счета:

умножение на 5(50),

деление на 5(50),25(250).

1

Групповая.

Занятие с применением компьютерных технологий.

Сообщение учебной информации с использованием дидактических средств.

Могут построить алгоритм действия, применяют некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач.

Могут устно прикидывать и оценивать результаты.

Умение целенаправленно сосредотачиваться.

Умение логически мыслить.

3

Признаки делимости,

умножение двузначных чисел на11,

возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5

1

Групповая.

Занятие – соревнование.

Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) .

Овладение приемами выполнения отдельных упражнений и решении логических задач, овладение алгоритмом практических действий.

Умение вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь.

Умение логически мыслить.

4

Простые числа. Интересные свойсва чисел.

1

Парная.

Занятие с использованием дидактической игры.

Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемыми, формулировка гипотез и показ способов их проверки.

Восприятие, осмысление и запоминание готовых выводов,  прослеживание логики доказательств, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предложений.

Умение пользоваться слуховой  

памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание.

5

Мир больших чисел (степени).

1

Групповая.

Занятие – сказка.

Постановка проблем в процессе логического умозаключения. Анализ наблюдений.

Прослеживание логики доказательств, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предложений.

Умение сохранять в памяти термины и определения, картинки.

6

Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов.(магический квадрат, число Шехерезады, число п и т.д.)

1

Индивидуальная.

Занятие – защита знаний.

Подведение обучаемых к постановке проблемы, показ им, как необходимо находить доказательства, делать выводы, построить план проверки фактов.

Активное участие в эвристических беседах, овладение приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения.

Умение делить фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных.

Умение логически мыслить.

Математическая логика

3

7

Логические задачи, решаемые с использованием таблиц.

1

Парная.

Занятие соревнование.

Предъявление обучаемым новых для них проблем, постановка и разработка исследовательских заданий.

Решая задачи, анализируют и осмысливают текст задачи, умеют переформулировать условие, извлекают необходимую информацию.

Умение решать двух-трех ходовые задачи.

Умение целенаправленно сосредотачиваться.

8

Решение логических задач матричным способом.

1

Групповая.

Ставит перед учащимися проблемные задания, требующие самостоятельных рассуждений от частных положений к более общим, к выводам и обобщения.

Размышляют над фактами и делают доступные выводы и обобщения.

Умение на жизненном опыте строить правильные суждения.

Умение концентрировать внимание.

Умение красиво писать и логически мыслить.

9

Решение олимпиадных задач.

1

Парная.

Занятие соревнование.

Предъявление обучаемым новых для них проблем, постановка и разработка исследовательских заданий.

Решая задачи, анализируют и осмысливают текст задачи, умеют переформулировать условие, извлекают необходимую информацию.

Умение решать двух-трех ходовые задачи.

Умение целенаправленно сосредотачиваться.

Первые шаги в геометрии.

5

10

Пространство и плоскость. Геометрические фигуры.

1

Групповая.

Занятие – дидактическая игра.

Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) .

Изготавливают модели многогранников, решают задачи на разрезание, решают шуточные геометрические задачи.

Умение работать с алгоритмическими предписаниями.

11

Разрезание и складывание фигур.

1

Групповая.

Занятие – дидактическая игра.

Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) .

Овладение приемами выполнения отдельных упражнений и решении логических задач, овладение алгоритмом практических действий.

Умение работать с алгоритмическими предписаниями.

12

Изготовление многогранников.

1

Парная.

Занятие – защита знаний.

Предъявление обучаемым новых для них проблем, постановка и разработка исследовательских заданий.

Освоение приемов самостоятельной постановки проблем, нахождение способов их решения.

Выполняют исследовательскую работу.

Умение вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь.

13

Геометрические головоломки (танграм) Уникурсальные кривые(фигуры).

1

Индивидуальная.

Занятие – олимпиада.

Сообщение учебной информации с использованием дидактических средств.

Восприятие, осмысление и запоминание сообщаемой информации.

Умение пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание.

14

Шуточная геометрия. Геометрические иллюзии. Русские математики.

1

Групповая.

Занятие – ролевая игра.

Предъявление обучаемым новых для них проблем, постановка и разработка исследовательских заданий.

Освоение приемов самостоятельной постановки проблем, нахождение способов их решения.

Умение снимать зрительную утомляемость.

Умение логически мыслить.

Математические игры

3

15

Как играть, чтобы не проиграть? Задачи – фокусы. Задачи - шутки.

1

Групповая.

Занятие – ролевая игра.

Предъявление обучаемым новых для них проблем, постановка и разработка исследовательских заданий.

Применяют вычислительные навыки; геометрические навыки; анализируют и осмысливают текст задачи; моделируют условие с помощью схем, рисунков; строят логическую цепочку рассуждений; критически оценивают полученный ответ.

Умение выполнять простые виды анализа и синтеза.

16

Математическая игра «Не собьюсь». Игра «Перекладывание карточек». Игра «Кубики».

1

Групповая.

Занятие встреча.

Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) .

Овладение приемами выполнения отдельных упражнений и решении логических задач, овладение алгоритмом практических действий.

Умение вычерчивать уникурсальные фигуры.

Умение складывать  

и перекладывать спички, с целью составления заданных фигур.

17

Игра «Математическая Абака». Игра «Математический бой».

1

Групповая.

Занятие праздник.

Сообщение учебной информации с использованием дидактических средств.

Восприятие, осмысление и запоминание сообщаемой информации.

Умение пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание.

 

Итого 17 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"

В последние годы современная школа ставит перед педагогическим сообществом цель — воспитать человека, которому жить, работать и добиваться успехов в современном обществе. Я прошу обратить внимание — ж...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса «Математика вокруг нас»

Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из  инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов  образования школьников. Рабочая программа ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"

Рабочая программа  для 6 классов средних общеобразовательных школ....

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"

Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты и способы их пртоверки, содержание крса внеурочной деятельности, тематическое планирование...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Актуальность программы ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника математики», 8 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности по  математике «За страницами учебника математики» для 8 класса составлена, как продолжение работы по внеурочной деятельности с 5-9 классы. П...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике в 9 классе " Реальная математика"

Днанный материал поможет учителям математики при планировании внеурочной деятельности...