Рабочая программа внеурочной деятельности "История развития математики", 6 класс
рабочая программа по математике (6, 7, 8 класс)
Программа рассчитана на 34 ч . Учащиеся познакомятся с основными этапами и ключевыми событиями истории математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_matem_6.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике по теме «История развития математики» для 6 класса составлена с учетом следующих нормативно - правовых документов:
1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования,
утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 г. № 1897;
2. Закон «Об образовании РФ»;
3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ
«СОШ № 4 г. Щигры Курской области»;
4. Учебный план МБОУ «СОШ № 4 г. Щигры Курской области».
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:
1) в личностном направлении:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
3) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.
2) в метапредметном направлении:
1) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
2) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
3) умение работать в группе — владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
4) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий как инструментальной основы развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, включая совершенствование навыков решения социально и личностно значимых проблем, способности к сотрудничеству и саморегуляции; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий.
Личностные:
- установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;
- построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;
- реализация образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку;
- нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе.
Регулятивные:
- определение образовательной цели, выбор пути ее достижения;
- рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка; критичность;
- выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта;
- оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия;
- контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым;
- формирование умения коллективного взаимодействия.
Познавательные:
- умение актуализировать математические и общекультурные знания, определять границы своего знания при решении задач практического содержания;
- умение оперировать со знакомой информацией; формировать обобщенный способ действия; моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи
3) в предметном направлении:
• знать основные этапы и ключевые события истории математики
• уметь соотносить даты событий истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории математики;
• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
• рассказывать о важнейших событиях в истории математики и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации видов деятельности
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся и форм организации |
Зарождение математики (4 ч) | |
Первые представления о числе и форме. Измерение длины и ёмкости предметов. Отсчёт времени. | Слушание объяснений учителя. Работа с дополнительной литературой. Анализ текста, выдвижение гипотез. Формы организации: фронтальная, групповая |
Математика Древнего Востока (4 ч) | |
Жрецы – обладатели научных знаний. Египетская арифметика. Дроби. Математика Двуречья и Древнего Китая | Слушание объяснений учителя. Работа с дополнительной литературой. Анализ текста. Формы организации: проектно-исследовательская деятельность, групповая |
Математика в Древней Греции (5ч) | |
Фалес Милетский – отец греческой математики. Проблемы квадратуры круга и трисекции угла. Пифагор и его школа. Великие древнегреческие математики. | Слушание объяснений учителя. Работа с дополнительной литературой. Анализ текста. Формы организации: проектно-исследовательская деятельность, групповая |
Восток после упадка античного общества (5ч) | |
Индийские математические школы. Десятичная система счисления. Доказательства в алгебре. Японская математика. | Слушание объяснений учителя. Работа с дополнительной литературой. Анализ текста, выдвижение гипотез. Формы организации: фронтальная, групповая |
Математика Западной Европы (14ч) | |
Знакомство европейцев с работами греческих классиков. «Книга абака» Фибоначчи. Философия и математика. Теория перспективы. Усовершенствование обозначений, использование новой символики. Появление десятичных дробей. Путь к теоретической механике. Исаак Ньютон, Лейбниц, Лагранж, Гаусс. | Слушание объяснений учителя. Работа с дополнительной литературой. Анализ текста. Формы организации: проектно-исследовательская деятельность, групповая |
Итоговое занятие. Защита проектов (2ч) |
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой тем
№ п/п | Тема | Количество часов |
Зарождение математики | ||
1 | Первые представления о числе и форме | 1 |
2 | Числовые термины | 1 |
3 | Измерение длины и ёмкости предметов | 1 |
4 | Отсчёт времени | 1 |
Математика Древнего Востока | ||
5 | Жрецы – обладатели научных знаний | 1 |
6 | Задачи с дробями в египетской арифметике | 1 |
7 | Математика Двуречья | 1 |
8 | Математика Древнего Китая | 1 |
Математика в Древней Греции | ||
9 | Фалес – отец греческой философии и математики | 1 |
10 | Проблема квадратуры круга | 1 |
11 | Пифагор и его школа | 1 |
12 | Евклид и Архимед | 1 |
13 | Герон, Менелай, Диофант | 1 |
Восток после упадка античного общества | ||
14 | Индийские математические школы | 1 |
15 | Десятичная позиционная система | 1 |
16 | Алгебра – наука об уравнениях | 1 |
17 | Омар Хайям и его «Трактат о доказательствах алгебры» | 1 |
18 | Японская математика | 1 |
Математика Западной Европы | ||
19 | Знакомство европейцев с работами греческих классиков | 1 |
20 | Математика в Италии | 1 |
21 | Болонский университет | 1 |
22 | Усовершенствование обозначений | 1 |
23 | Появление десятичных дробей | 1 |
24 | Путь к теоретической механике | 1 |
25 | Иоганн Кеплер и Галилео Галилей | 1 |
26 | Блез Паскаль. Изобретение счётной машины | 1 |
27 | Исаак Ньютон | 1 |
28 | Готфрид Лейбниц | 1 |
29 | Братья Бернулли | 1 |
30 | Леонард Эйлер | 1 |
31 | Карл Фридрих Гаусс | 1 |
32 | Эварист Галуа – революционер и математик | 1 |
33,34 | Итоговое занятие. Защита проектов | 2 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Стройк Д.Я. Краткий очерк истории математики.- М.: Наука,1990.
- Энциклопедический словарь юного математика. – М.: Педагогика, 1985
- Белл Э. Г. Творцы математики.- М.: Просвещение, 1979
- Перельман Я.И. Занимательная алгебра. – М: Астрель,2003.
- Кордемский Б.А. Великие жизни в математике. – М.: Просвещение, 1999.
- Ленгдон Н., Снейп Ч. С математикой в путь. – М.: Педагогика, 1987.
- Газета «Математика»; Гусев В. А. Внеклассная работа по математике. М. «Просвещение»,1992;
- Пичурин Л. Ф. За страницами учебника алгебры. М. «Просвещение»,1990;
- «Математика в школе», подшивка журналов;
- «Математика», газета - приложение к газете «Первое сентября»;
- Компьютер
- Экран навесной
- Мультимедиа проектор
- Набор чертёжных инструментов
- Интернет-ресурсы
http://nic-snail.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса «Математика вокруг нас»
Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников. Рабочая программа ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника математики», 8 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника математики» для 8 класса составлена, как продолжение работы по внеурочной деятельности с 5-9 классы. П...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике в 9 классе " Реальная математика"
Днанный материал поможет учителям математики при планировании внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Удивительный мир математики" 5 класс
Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике «Удивительный мир математики» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарт...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Увлекательная математика" 6 класс
Программа рассчитана на проведение практических занятий в объёме 34 часов.Содержание программы внеурочной деятельности связано с...
Рабочая программа внеурочных занятий по математике в 6 классе "Занимательная математика"
Рабочая программа внеурочных занятий по математике в 6 классах "Занимательна математика" рассчитана на 1 час занятий в неделю.Всего 35 занятий в год....
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 7-8 классов "Вертикальная математика для всех"
Рабочая программа курса составлена на основе учебного пособия: Шаповалов, А.В., Ященко, И.В. "Вертикальная математика для всех. Готовимся к задаче С-6 с 6 класса." - М.: МЦНМО, 2014. Предназ...