Мои достижения в реализации ФГОС
статья по математике
Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями
своей мысли, а не памятью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moi_dostizheniya_v_realizatsii_fgos.docx | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Мои достижения в реализации ФГОС
Сухинина Елена Владимировна
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение –
лицей № 1 имени М.В. Ломоносова
города Орла
Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями
своей мысли, а не памятью.
Л.Н. Толстой
Слова Л.Н. Толстого актуальны и сегодня при обучении математике современных школьников в условиях реализации ФГОС, потому что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их усилие.
Целью школы становятся не только знания, но и умение их добывать и ими пользоваться. Стандарт устанавливает требования к личностным, предметным и метапредметным результатам обучающихся, а именно: готовность и способность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию, овладение предметными знаниями, межпредметными понятиями и универсальными учебными действиями.
Одной из главных функций в процессе достижения целей ФГОС является развивающее обучение, где учебный процесс ориентирован на потенциальные возможности человека и их реализацию. Через вовлечение обучаемых в различные виды деятельности развивается личность и ее способности.
Развивающая функция обучения требует от учителя не простого изложения знаний в определенной системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать и находить ответы, опираясь на уже известные факты. Учащихся надо целенаправленно учить познавательной деятельности, вооружать их учебно-познавательным аппаратом.
Но как научить учеников учиться?
Степень развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать их в учебной и практической деятельности.
Поэтому я в своей работе большую роль отвожу самостоятельной деятельности учащихся.
Научившись думать самостоятельно, ученики сами смогут овладеть знаниями и анализировать проблемы.
При отсутствии должной доли самостоятельности знания запоминаются механически, учащиеся не обнаруживают того многообразия связей, которое должно быть усвоено для достижения высокого уровня системности знаний.
Проводя ту или иную самостоятельную работу учащихся, особое внимание обращаю на то, способствует ли она активной мыслительной деятельности ученика или нет.
Самостоятельную деятельность учащихся можно и нужно организовывать на различных уровнях от воспроизведения действий по образцу и узнавания объектов путем их сравнения с известным образцом до составления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях.
Необходимо учитывать, что при составлении заданий для самостоятельной работы степень сложности должна отвечать учебным возможностям детей. Переход с одного уровня на другой осуществляю постепенно, только тогда, когда убеждена, что учащийся справится со следующим уровнем самостоятельно. Иначе в атмосфере спешки и нервозности у ученика возникают пробелы в знаниях. Очень важно, чтобы содержание самостоятельной работы, форма и время ее выполнения отвечали основным целям обучения данной темы на данном этапе.
В зависимости от целей, провожу самостоятельные работы – обучающие, тренировочные, закрепляющие, повторительные, развивающие, творческие, контрольные.
Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении учащимися заданий, которые даю в ходе объяснения нового материала. Цель таких работ – развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение внимания каждого ученика к тому, что объясняет учитель. Здесь сразу же выясняется непонятное, выявляются сложные моменты, дают о себе знать пробелы в знаниях, которые мешают прочно усвоить изучаемый материал. Такие самостоятельные работы составляю из заданий репродуктивного характера, проверяю их немедленно и не ставлю за них плохих оценок.
Например, использую решение задач по алгоритму, составление примеров на изученные правила, свойства. Самостоятельно составляя примеры на изучаемые правила и свойства, учащиеся осмысленно их запоминают, учатся применять их, с интересом воспринимают изучаемый материал, так как они сами участвуют в его объяснении.
При выполнении тренировочных самостоятельных работ учащимся еще необходима помощь учителя, поэтому разрешаю учащимся пользоваться учебником, записями в тетрадях, таблицами и т.п. Все это создает благоприятный климат для слабых учащихся, в таких условиях они легко включаются в работу и выполняют ее. Часто тренировочные самостоятельные работы провожу по разноуровневым карточкам: изготавливаю комплект карточек-заданий по темам. Каждый комплект содержит 8-10 вариантов разного уровня. Варианты размещаю в конвертах разных цветов. В каждом конверте 5 карточек с упражнениями или заданиями. Учащиеся получают конверты в зависимости от уровня знаний:
зеленые - на «3»
желтые - на «4»
синие - на «5»
красные - задания олимпиадного характера.
Некоторые учащиеся, выполнив свое задание, хотят попробовать выполнить задания более высокого уровня. Постепенно учащиеся привыкают не бояться трудностей и стремятся к более высокой самооценке. К концу учебного года почти все учащиеся берут только желтые или синие конверты.
Закрепляющие самостоятельные работы, способствующие развитию логического мышления и требующие комбинированного применения различных правил и теорем, даю с целью выяснения насколько прочно, осмысленно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного вида я определяю, нужно ли еще заниматься данной темой. Примеры таких работ я составляю, пользуясь дидактическими материалами.
Очень важны так называемые повторительные (обзорные или тематические) самостоятельные работы. Перед изучением новой темы всегда выполняем самостоятельные работы на повторение, чтобы узнать, подготовлены ли учащиеся, есть ли у них необходимые знания, какие пробелы могут затруднить изучение нового материала.
В качестве самостоятельных работ развивающего характера использую домашние задания по составлению докладов на определенные темы, подготовку к олимпиадам, научно-творческим конференциям, проведение в школе «дней математики», сочинение математических игр, сказок и др. На уроках даю самостоятельные работы, требующие решать исследовательские задачи.
Большой интерес у учащихся вызывают творческие самостоятельные работы, которые предполагают высокий уровень самостоятельности. Здесь учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в новых неожиданных ситуациях. Это задания на поиск второго, третьего и т.д. способов решения задачи. Например, для нахождения высоты, опущенной из прямого угла, если известны три элемента данного треугольника, можно применить способы, основанные на следующих фактах: на определении синуса острого угла, на вычислении площади треугольника, на теореме Пифагора.
Контрольные самостоятельные работы провожу для определения достижения планируемых результатов обучения. Содержание текстов контрольных самостоятельных работ разрабатываю таким образом, чтобы, во-первых, контрольные задания были направлены на отработку основных навыков, во-вторых, – обеспечивали достоверную проверку уровня обучения.
Таким образом, придавая важное значение самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики, и, внедряя разные виды самостоятельных работ на своих уроках, я достигаю главную цель ФГОС: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее ключевую компетенцию образования - «научить учиться», внося тем самым свой вклад в реализацию ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему" Педагогическая компетентность педагога результаты освоения обучающимися,воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений как ресурс реализации ФГОС "
Выступление на педсовете МБОУСОШ№8 г.Ельца, 2012г-ноябрь....
Методы и приемы достижения метапредметных результатов с применением контекстных задач в системе основного общего образования при реализации ФГОС
Использование контекстных задач для реализации метапредметных связей является одной из приоритетных задач пилотных школ. Особенностью данного вида деятельности на уроках иностранного языка являе...
Уровневая дифференциация обучения-технология достижения учебного успеха в условиях реализации ФГОС.
Современные требования к построению учебного процесса выделяют такие важнейшие аспекты образования, как продуктивность учебной деятельности, учебная мотивация, учет психофизиологических и индиви...
Создание модели мотивационной образовательной среды достижения образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО
Практическая значимость разработанной модели обусловлена тем, что на ее основе может быть организован процесс обуче...
Доклад на тему: "Управление процессом формирования УУД согласно требованиям ФГОС ООО. Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО" педсовет № 2 2015 г.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять ...
Мои достижения в реализации ФГОС
результаты работы в условиях реализации ФГОС...
Актуальность системно-деятельностного подхода для достижения предметных результатов в рамках реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО
Актуализация знаний — один из этапов современного урока, его задача — подготовить учеников к работе, восприятию нового материала, напомнить детям ранее изученные темы, актуализировать их у...