Мои достижения в реализации ФГОС
учебно-методический материал по математике (7, 8 класс) на тему

Кузнецова Наталия Алексеевна

результаты работы в условиях реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_dostizheniya_v_realizatsii_fgos.docx211.47 КБ

Предварительный просмотр:

Мои достижения в реализации ФГОС

Кузнецова Наталия Алексеевна

МБОУ СОШ №3 г.Болхова

Уже несколько лет введен новый образовательный стандарт, а вопрос введения в практику его элементов остается открытым. Как учить в условиях реализации ФГОС? Каким будет уровень образования у наших выпускников? Как повысить положительную мотивацию в обучении  учащихся? Как заставить работать мощный механизм образовательной системы? Современный учитель может своим уникальным способом предлагать решать затруднения, возникшие в ходе решения этих вопросов.

Я работаю в средней школе № 3 г. Болхова. В 2017 -2018 учебном году веду математику в 7,8 классах. Учащиеся этих классов – обладатели сложных возрастных изменений, любознательных умов, протестов и неоднозначных линий поведения. Одним из аспектов внедрения ФГОС является личностно –ориентированный подход. В период становления и взросления подростка особенно важно проявлять внимательность к особенностям развития каждого ребенка.

По новым стандартам необходимо  не только вкладывать объем знаний в ученика, но и научить учиться самостоятельно. Для этого каждому: и учителю, и ученику предстоит овладеть метапредметной областью знаний. Как получить новое знание? Как действовать в незнакомой ситуации? Как избежать страха неудачи? В связи с этими вопросами разработчики нового стандарта предлагают освоить участникам образовательного процесса два аспекта:

1)подведение под понятие, определение, видовые и родовые признаки того или иного объекта изучения;

2)алгоритм действий при решении задач, связанных с этим объектом.

Таким образом, приобретая новые знания, ученик должен овладеть способом добывания этих знаний самостоятельно. Если в ходе изучения нового вопроса учащийся зашел в тупик, то он может обратиться к учителю, к учебнику, справочной литературе или к другим источникам. Обучение должно стать прозрачным, ученик не должен бояться неудач, постепенно преодолевая ступени изучения того или иного объекта. В программе не предусмотрены отдельные часы на овладение метапредметными навыками и знаниями, поэтому приходится на уроках математики уделять некоторое время этому вопросу. Одним из первых навыков, которые приобретают ученики,  является правильная работа с учебником. Каждый урок начинаем с исследования темы. Этот этап я начинаю с того, что предлагаю детям вспомнить, что мы изучали на прошлом уроке, на какой странице новая тема, какой пункт, самостоятельно найти страницу и записать в тетрадь. После того, как ученики нашли сами в учебнике тему, записываю ее на доске. Ранее учитель должен был сам четко сформулировать тему, указать страницы, записать на доске. Такая линия поведения, на мой взгляд, приводит к пассивности обучаемых. Урок должен превратиться в постоянный поиск. Задача учителя –построить свою систему работы так, чтобы ученик ощущал себя первооткрывателем, именно ему , а не учителю, принадлежит заслуга добывания неизведанного. Современные дети легко ориентируются в мощном потоке информации, поэтому необходимо это умение направить в нужное русло образовательного процесса.

Приведу примеры подведение под понятие и алгоритма действий при изучении некоторых тем.

1.Линейное уравнение с одной переменной. (7 класс)

Учитель

Ученик

Что мы изучали на прошлом уроке?

Уравнение и его корни

Какой это номер пункта?

П6

Сегодня мы изучаем новую тему, какой это пункт?

П7

Найдите его в учебнике, какая страница?

Страница 28

Какое название новой темы?

Линейное уравнение с одной переменной

Запишите в тетрадь

записывают

Что в словах темы вам уже известно?

Уравнение, корни

Что такое уравнение?  Что такое корни уравнения?

Дают определения

Что неизвестно из слов темы?

Линейное

Какое новое знание нужно получить?

Что такое линейное уравнение

На доске  вы видите 5х=6;   3х=-8;  9х>8;  3х+1. Какие из них уравнения и почему?

Первое и второе, называют видовые признаки уравнений, есть числа, буква, знак =

Почему третье и четвертое не являются уравнениями?

Объясняют отсутствие того или иного признака уравнения

Молодцы! А теперь давайте вспомним, что такое коэффициент?

Отвечают

Приведите примеры

3х –коэффициент 3    -х коэффициент -1

А давайте вспомним правила, которые мы применяем при решении уравнений

Не помним

Как же поступить, если я не помню какой-либо материал?

Обратиться к справочнику, или в Интернет, или к учителю, или к ученику, который хорошо знает материал

Ребята, а у нас есть такие дети, которые помнят этот материал?

Да, проговаривают правила решения уравнений

Как понять, корень это уравнения или нет?

Подставить в уравнение это число и выяснить получается верное равенство или нет

Мы с вами побеседовали, мне хотелось бы, чтобы сформулировали цель занятия. Начните со слов «мне необходимо…»

1)понять, что такое линейное уравнение;

2)чем оно отличается от остальных;

3)вспомнить алгоритм решения уравнений.

Эти цели будут достигнуты, если я смогу…

1)находить линейные уравнения среди других уравнений;

2)решать эти уравнения, используя алгоритм решения уравнений.

Учебник Алегбра 7 класс под редакцией С.А. Теляковского Авторы: Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова М., «Просвещение» , 2015 год

2.Неполные квадратные уравнения. (8 класс)

Учитель

Ученик

Найдите в учебнике п 21

Находят

Назовите страницу

Страница 117

Запишите тему

Записывают

Какие слова в теме знакомы?

Уравнение, квадрат

Что такое уравнение?

Равенство, содержащее переменную

На странице 117 найдите уравнения  в первом абзаце, прочитайте их

Находят, читают

Что заметили в этих уравнениях общего?

Есть переменная в квадрате

В учебнике найдите общий вид таких уравнений

Находят ах2+вх+с=0

Какое слово в теме еще присутствует и вам пока незнакомо?

Неполное

Итак, какое новое знание нужно получить?

Что такое квадратное уравнение? Что такое неполное квадратное уравнение?

Рассмотрите страницу 118, найдите определения, скажите, какое еще необходимо определение ввести, а в названии темы его нет

Приведенное квадратное уравнение

А сколько видов неполных квадратных уравнений приведены в учебнике?

Три

Наше исследование п 21 продолжается.  Сколько примеров в п 21?

Три.

Что в них рассматривается?

Решение уравнений каждого вида

Исходя из того, что мы сказали попробуйте сформулировать цели урока

Мне необходимо…

1)понять, что такое квадратное уравнение, неполное квадратное уравнение, приведенное квадратное уравнение;

2)освоить признаки каждого из уравнений, чем они отличаются друг от друга;

3)освоить алгоритм решения уравнений каждого вида.

Цели будут достигнуты, если я смогу…

1)находить все виды квадратных уравнений среди других;

2)находить отличительные признаки одного уравнения от другого;

3)решать неполные квадратные уравнения,  применяя алгоритм решения уравнений, используя примеры в учебнике и работу в классе.

Учебник Алегбра 8 класс под редакцией С.А. Теляковского Авторы: Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова М., «Просвещение» , 2015 год

3.Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей. (геометрия 7 класс)

Учитель

Ученик

Сегодня тема состоит из нескольких слов, найдите в учебнике п 30

Находят

Прочитайте  и запишите тему

Читают и записывают

Какие слова в теме вам уже известны?

Углы, прямые

Что непонятно?

Секущая, образованные при пересечении

Вспомним, что такое угол?

Отвечают

Найдите углы на рисунке (чертежи заранее на доске)

Находят и называют углы

Молодцы! Назовите все прямые, которые вы видите на чертеже

Называют прямые

Молодцы! Итак, какое новое знание нужно получить?

Что такое секущая?

Найдите определение в учебнике и попытайтесь на нашем чертеже найти секущую и две прямые

Называют ВС – секущая, пересекает прямые АF и  DЕ

Молодцы!  Попытайтесь определить на фотографии перил в учебнике две прямые и секущую

Анализируют фотографию, страница 43 учебника.

А теперь просмотрим п 30 и найдем термины, которые не встречаются в названии темы, но они сегодня для нас важны

Внутренние односторонние углы и внутренние накрест лежащие углы

Как выдумаете, какое отношение они имеют к названию темы?

Читают учебник, находят определение углов, отвечают: не знаем

Прочитайте еще раз тему

Читают

В названии темы есть слово углы, внутренние односторонние и внутренние накрест лежащие тоже углы. Какая связь?

Это два вида углов, образованных при пересечении двух прямых секущей.

Молодцы! Итак, попробуйте сформулировать цель урока.

Мне необходимо…

1)понять, что такое секущая, что такое внутренние односторонние и внутренние накрест лежащие углы;

2)уметь находить их на чертеже;

3)уметь отличать их от других видов углов, которые мне знакомы.

Какие еще углы вам знакомы?

Смежные и вертикальные.

Цели будут достигнуты, если я смогу…

  1. Находить и называть внутренние односторонние и внутренние накрест лежащие углы, образованные при пересечении двух прямых секущей;
  2. находить отличительные признаки этих углов от всех остальных углов;
  3. смогу называть некоторые свойства таких углов.

Учебник Погорелов А.В. Геометрия 7-9 М., «Просвещение», 2014г

Используя простые, на первый взгляд, вопросы по изучению слов, входящих в тему урока, учитель может добиться того, что  в ходе такой дискуссии ученик неоднократно прочитает и произнесет понятия и алгоритмы, которые ему необходимо усвоить. Обучаемый будет не просто пассивным слушателем, а активным участником образовательного процесса. Такое вступление в урок занимает 3-5 минут, настраивает каждого ученика на возможность высказаться, на вероятность того, что учитель спросит его, активизирует мыслительную деятельность каждого ребенка. Стараюсь в ходе составления перечня вопросов, чтобы они были посильны всем, а не только сильным учащимся. Количество «слабых» детей с каждым годом, на мой взгляд, увеличивается. Наблюдается ухудшение памяти, рассеянность внимания, отсутствие положительной мотивации обучения. В преодолении возникших трудностей помогает внедрение элементов системно –деятельностного подхода: на уроке ученик не должен быть пассивным, для каждого найдется посильная работа. Активизировать мыслительную деятельность мне помогает метод ассоциаций. Несмотря на то, что в связи с мощным информационным потоком ухудшилась память учеников, интерес к окружающему миру можно проявить и у современных школьников. При изучении некоторых тем даю задание: найти элементы изучаемой темы в жизни или придумать  модель математического объекта с использованием предметов или объектов живой и неживой природы. Приведу примеры.

1.Внутренние односторонние и внутренние накрест лежащие углы.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9349/112424586.800/0_c7d26_ca86b083_XXXL.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54c5057c18452/img_user_file_54c5057c18452_16.jpg

        

http://img-fotki.yandex.ru/get/9349/112424586.800/0_c7d26_ca86b083_XXXL.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54c5057c18452/img_user_file_54c5057c18452_16.jpg

                                         река

                                            мост

Некоторые учащиеся создали свою систему объяснения материала с сигналами и обозначениями.

2.Решение уравнений.

Левая часть = правая часть

Переход из одной части в другую осуществляется не просто так: необходимо заплатить дань – изменить знак.

3.Хорошим  заменителем слова «неправильно» является фраза: «Корабль столкнулся с коралловыми рифами», это нравится детям, они не так болезненно воспринимают неудачу при затруднениях.

4.Приведение подобных слагаемых.

Бульдоги – носороги. (объединение в группы, животные не могут быть вместе, их нельзя складывать)

3х           -5у         +9х            -2х           +3у

http://widefon.com/_ld/45/51650625.jpghttp://widefon.com/_ld/45/51650625.jpghttp://widefon.com/_ld/45/51650625.jpghttp://katyaburg.ru/sites/default/files/pictures/zabavnie_jivotnie/nosorog_kartinki_foto_04.jpghttp://katyaburg.ru/sites/default/files/pictures/zabavnie_jivotnie/nosorog_kartinki_foto_04.jpg

5.Преобразование выражений.

Метод «Гусеница»

2-2а(5+3а)

Голова гусеницы 5а2, хвост -2а(5+3а). Голову переписываем, работаем с хвостом. Что это такое? Умножение одночлена -2а на двучлен 5+3а. Как умножать одночлен на многочлен и т.д.

Самый главный принцип педагога: «не навреди» стараюсь использовать в своей практике. Детей приучаю не бояться ошибки, не одергиваю, если ученик пошел по неправильному пути решения, терпеливо дожидаюсь, когда он осознает свою ошибку. Да, много времени уходит на это, не хватает учебных часов,  не все получается, но тем не менее, такой подход к образовательному процессу позволяет мне увидеть реальную картину развития моих учеников.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы достижения метапредметных результатов с применением контекстных задач в системе основного общего образования при реализации ФГОС

Использование контекстных задач для  реализации метапредметных связей является одной из приоритетных задач пилотных школ. Особенностью данного вида деятельности на уроках иностранного языка являе...

Уровневая дифференциация обучения-технология достижения учебного успеха в условиях реализации ФГОС.

Современные требования к построению учебного процесса выделяют такие важнейшие аспекты образования, как продуктивность учебной деятельности, учебная мотивация, учет психофизиологических и индиви...

Создание модели мотивационной образовательной среды достижения образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО

Практическая значимость  разработанной  модели  обусловлена  тем, что  на ее основе может быть  организован  процесс обуче...

Доклад на тему: "Управление процессом формирования УУД согласно требованиям ФГОС ООО. Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО" педсовет № 2 2015 г.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять ...

Актуальность системно-деятельностного подхода для достижения предметных результатов в рамках реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО

Актуализация знаний — один из этапов современного урока, его задача — подготовить учеников к работе, восприятию нового материала, напомнить детям ранее изученные темы, актуализировать их у...

Мои достижения в реализации ФГОС

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиямисвоей мысли, а не памятью....