Открытый урок "Теорема Пифагора"
план-конспект урока по математике
План конспект урока геометрии "Теорема Пифагора" в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teorema_pifagora.docx | 468.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по геометрии "Теорема Пифагора" (8 класс)
Конспект урока
Учитель математики: Юрьева Анна Фёдоровна
Класс: 8
Учебный предмет: геометрия
Автор УМК: Геометрия. Учебник для 7 – 9 классов. Погорелов А.В. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014 - 240 с
Тема урока (учебного занятия): «Теорема Пифагора»
Задачи урока:
Общеобразовательные:
- Изучить теорему Пифагора, доказательство теоремы Пифагора, исторические сведения о Пифагоре и его теореме;
- Проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности;
- Научить применять полученные знания на практике (применение теоремы Пифагора при решении задач, практическое применение теоремы Пифагора, ее значение);
- Активизировать познавательную активность.
Воспитательные:
- Вовлечь в активную деятельность;
- Совершенствовать навыки общения со взрослыми и сверстниками;
- Воспитывать умение слушать, анализировать, соблюдать единые требования к оформлению решений;
- Содействовать формированию познавательного интереса к математике.
Развивающие:
- Совершенствовать навыки анализа;
- Развивать коммуникативные навыки работы в парах;
- Умение формулировать выводы;
- Развивать память и математический кругозор;
- Продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;
- Способствовать развитию представлений обучающихся об особенностях заданий по данной теме.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений
- Представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации
- Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач
Метапредметные:
- Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.
- Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.)
- Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении
- Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах
- Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем
Предметные:
- Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания
- Овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира
- Использовать формулы для нахождения сторон прямоугольного треугольника
- Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера
- Проводить доказательства теоремы Пифагора.
Формы деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Ресурсы: презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: рассмотреть теорему Пифагора и доказательство теоремы, показать её применение при решении задач.
Ход урока:
1. Организационный момент
2.Актуализация знаний (Слайд 1)
1)Как называется фигура, изображенная на рис.? (Прямоугольный треугольник)
2)Какой треугольник называется прямоугольным? (Это треугольник, в котором один угол прямой (то есть 90 градусов))
3)Как называются его стороны? (Катет и гипотенуза)
4)Что такое гипотенуза? (Сторона прямоугольного треугольника, противоположная прямому углу)
5)Что такое катет? (Одна из двух сторон прямоугольного треугольника, образующих прямой угол)
6)Назовите по рисунку гипотенузу и катет. (Катеты АС и ВС; гипотенуза АС)
7)Что такое косинус угла прямоугольного треугольника? (Отношение прилежащего катета к гипотенузе)
8)В прямоугольном треугольнике АВС катет АС равен 7 см, а гипотенуза АB равна 25 см. Найдите косинус угла А и катет ВС.
Решение: = = см
Учитель: А как же найти неизвестную сторону в прямоугольном треугольнике, зная две другие его стороны. На сегодняшнем уроке мы с вами с этим познакомимся и обратимся к данной задаче в конце урока.
3. Практическая работа. Проведение эксперимента. (Слайд 2)
Учитель: Ребята, следующим этапом нашего урока будет практическая работа, в ходе которой мы проведем эксперимент по определению длин сторон прямоугольного треугольника и выяснения связей между ними. Работа в тетрадях.
План практической работы:
1. Изобразите в тетради прямоугольный треугольник с катетами a, b и гипотенузой c. (длины сторон треугольника определите целыми числами).
2. Измерьте катеты a, b и гипотенузу c. Результаты запишите в таблицу.
3. Найдите квадраты полученных величин a, b и c. Результаты запишите в таблицу.
4. Найдите сумму a² + b². Результат запишите в таблицу.
5. Сравните полученный результат с квадратом гипотенузы c².
6. Сделайте вывод.
Учащаяся: У меня получилось, что выражения с2 и (a2 + b2) равны между собой (Например:52=32+42, 25=25).
Учитель: А выражение с2– это что за выражение?
Учащиеся: Это квадрат гипотенузы.
Учитель: А что собой представляет выражение a2+b2?
Учащиеся: Это сумма квадратов двух катетов.
Учитель: Правильно. Так какой же вывод напрашивается?
Учащиеся: Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Учитель: Совершенно верно. Мы с вами, ребята, практическим путем установили, что в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Так звучит знаменитая теорема Пифагора, она из главных теорем геометрии. Запишем в тетрадях тему урока: «Теорема Пифагора». (Слайд 3)
4.Изучение теоремы.
Учитель: Как вы знаете, у каждой теоремы, есть доказательство. Сейчас мы попробуем с вами одним из способов её доказать. Откройте учебники на странице 85. Прочитайте доказательство теоремы и попробуйте доказать её самостоятельно. Сначала попробуйте объяснить доказательство теоремы соседу по парте. Затем один из вас выйдет к доске и объяснит доказательство теоремы перед всем классом на оценку. (Слайд 4)
Теорема Пифагора: В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, т.е. a2+b2 = с2
Доказательство:
Дано: ∆АВС-прямоугольный треугольник, С = 90°, а, b – катеты, с – гипотенуза.
Доказать: с2 = а2 + b2.
Доказательство: Проведем высоту СD из вершины прямого угла С.
По определению косинуса угла: = = . Отсюда АВ АD = АС²
Аналогично, = = . Отсюда АВ ВD = ВС²
Складывая полученные равенства почленно и замечая, что АD + DВ = АВ, получим:
АС² + ВС² = АВ (АD + DВ) = АВ² или с2 = а2 + b2 Теорема доказана.
Доказательство этого факта принадлежит древнегреческому ученому Пифагору (Vlв. до н.э.), о жизни которого и истории открытия теоремы мы узнаем в следующем видеоролике. (Слайд 5)
5. Закрепление изученного материала.
Для каждой из задач на доске один из учеников выполняет чертеж, объясняет и кратко записывает решение задачи. Остальные ребята работают в тетрадях.
1) Решение задач по готовым чертежам (Слайд 6)
Задача 1
Дано: АВСD – четырехугольник.
СD=8см; ВD=17 см.
Найти: AD
Решение:
Из прямоугольного треугольника BCD можно найти сторону ВС. По теореме Пифагора:
ВС² = ВD² - CD². Отсюда ВС² = 17² - 8² = 289 – 64 = 225. Отсюда ВС = 15 см.
Так как в четырехугольнике противоположные стороны равны, то ВС = AD = 15 см.
Ответ: AD=15 см.
Задача 2
Дано: ∆АCF-прямоугольный треугольник
AB=BC, СD=DF; ВD‖‖AF
BC=6см; CD=10 см.
Найти: BD, AF
Решение:
Из прямоугольного треугольника BCD можно найти сторону ВD. По теореме Пифагора:
ВD² = CD² - BC². Отсюда ВD² = 10² - 6² = 100 – 36 = 64. Отсюда ВD = 8 см.
Из прямоугольного треугольника ACF можно найти сторону AF. По теореме Пифагора:
AF² = CF² - AC². Так как CF =2 CD и AC=2 BC, то AF² = (2² - (2² = 400 – 144 = 256. Отсюда AF = 16 см.
Ответ: BD=8 см, AF=16 см.
2)Старинная задача (Слайд 7).
Учитель: Следующая задача взята из первого учебника математики на Руси. Называется этот учебник “Арифметика”.
Случися некому человеку к стене лестницу прибрати, стены же тоя высота 117 стоп. И обрете он лестницу долготою 125 стоп. И ведати хочет, колико стоп сея лестницы нижний конец от стены отстояти имать.
Дано: ∆АBC-прямоугольный треугольник, С = 90°
AC=117стоп, AB=125 стоп.
Найти: CB
Решение
Так как ∆АBC прямоугольный, то по теореме Пифагора: CB² = AB² - AC². Отсюда CB² = 125² - 117² =(125-117)(125+117) = 1936. Отсюда CB = 44 стопы.
Ответ: 44 стопы
6. Тест
1. К каким треугольникам можно применить теорему Пифагора?
- К любым;
- К равносторонним
- К равнобедренным;
- К прямоугольным;
Ответ:4
2.В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен…
- сумме катетов;
- квадрату катета;
- сумме квадратов катетов;
- произведению двух катетов
Ответ: 3
3.Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 13 см, катет 5 см. Найти длину второго катета.
- 12 см;
- 13 см;
- 14 см;
- 15 см.
Ответ: 1
4.Чему равна гипотенуза прямоугольного треугольника, катеты которого равны 9 см и 40 см?
- 35 см;
- 39 см;
- 41 см;
- 44 см.
Ответ: 3
5. В равнобедренном треугольнике АВС ВН - биссектриса. АВ = 17 см, ВН = 15 см. Найдите АС.
- 4 см;
- 8 см;
- 16 см;
- 24 см.
Ответ: 3
- Подведение итога урока.
Учитель: Ребята, давайте вспомним, с какой задачи мы с вами начали наш урок: как же найти неизвестную сторону в прямоугольном треугольнике, зная две другие его стороны?
Обучающиеся систематизируют и обобщают полученные знания, делают выводы и приходят к общему решению задачи.
- Рефлексия
- Оцените свою работу. Выставите фигурку, которая покажет уровень понимания, того чем мы занимались на сегодняшнем уроке. Начертите отрезок, на одном конце 0 (ничего не понятно) на другом 1 (всё понятно).
Тест
1. К каким треугольникам можно применить теорему Пифагора?
1) К любым; 2) К равносторонним ; 3) К равнобедренным; 4 ) К прямоугольным;
2.В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен…
1) Сумме катетов; 2) Квадрату катета; 3) Сумме квадратов катетов; 4) Произведению двух катетов
3.Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 13 см, катет 5 см. Найти длину второго катета.
1) 12 см; 2) 13 см; 3) 1 4 см; 4) 15 см.
4.Чему равна гипотенуза прямоугольного треугольника, катеты которого равны 9 см и 40 см?
1) 35 см; 2) 39 см; 3) 41 см; 4) 44 см.
5. В равнобедренном треугольнике АВС ВН - биссектриса. АВ = 17 см, ВН = 15 см. Найдите АС.
1) 4 см; 2) 8 см; 3) 16 см; 4) 24 см.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: "Теорема Пифагора" 8 класс.
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ:«ТЕОРЕМА ПИФАГОРА»8 класс ТЕМЕ: ТЕОРЕМА ПИФАГОРАЦЕЛЬ УРОКА: Рассмотреть теорему Пифагора и показать её...
открытый урок по теме "Удивительный мир Пифагора",8класс геометрия
урок- изучение новой темы, ученики выполняют исследовательскую работу, закрепляют новый материал, заранее готовят исторический материал....
Конспект открытого урока по теме "Теорема Пифагора" 8 класс
Конспект открытого урока по геометрии в 8 классе по теме "Теорема Пифагора". Первый вводный урок по данной теме. На уроке рассказывается о Пифагоре, о теореме Пифагора, простейшие доказательства и зад...
Разработка открытого урока по геометрии в 8 классе "Теорема Пифагора"
Данный урок состоит из следующих этапов урока: Историческая справка; Проверка домашнего задания; Устная работа; Изучение новой темы; Решение задач; Подведение итогов....
Открытый урок "Теорема Пифагора"
Теорема Пифагора...
Открытый урок по теме "Теорема Пифагора"
ТИП УРОКА: объяснение нового материала. Этапы урока: Актуализация знаний. Постановка проблемы. Доказательство теоремы. Решение задач. Подведение итогов урока....
Открытый урок: Теорема Пифагора
Материалы к открытому уроку по геометрии "Теорема Пифагора"...